Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. ( 1Ин.2:20 ) Священник : Таинство миропомазания есть священнодействие, установленное Господом Иисусом Христом, в котором, через помазание освященным миром и произнесение установленных слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», новокрещеному преподается благодать к дальнейшему усовершению жизни духовной, начатой крещением. Это таинство, преподаваемое новокрещеному епископом или священником сразу по святом крещении, было предвозвещено в Ветхом Завете через патриарха Иакова. Увидев во сне лестницу до небес и Бога вверху ее, он по пробуждении взял камень, который... положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его ( Быт.28:17–18 ). Помазание камня елеем прообразовало помазание христиан освященным миром, или дарование им печати Духа Святаго, ибо Священное Писание повелевает нам: сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный ( 1Петр.2:5 ; ср.: Евр.3:6 ). Что же касается помазания людей, то Ветхий Завет знает лишь помазание царей, которое совершал освященным елеем первосвященник (см.: 1Цар.10:1; 16:1–13 ), и это также было прообразом миропомазания. В новозаветные времена таинство миропомазания преподавалось апостолами через возложение рук тем, кто принял христианское крещение 109 . Апостолы Петр и Иоанн, посланные из Иерусалима к самарянам, которые еще прежде уверовали и крестились, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго ( Деян.8:14–17 ). Апостол же Павел, отыскав в Коринфе учеников, знавших лишь крещение покаяния, крестил их во имя Христово и потом, когда... возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать ( Деян.19:6 ). А его увещание ефесянам не оскорблять Духа Божия, Которым они были запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ), свидетельствует, что таинство запечатления Духом совершалось и в апостольские времена сразу по крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Многие из пассажиров обратили внимание на наш разговор. Из них двое, в длинных сюртуках, средних лет подошли к нашим лавкам и слушали; изредка поглядывал в нашу сторону и господин в очках и с книгою в руках. Но гром поезда препятствовал более отдаленным слышать отчетливо весь разговор наш, что и побудило любопытных подойти ближе к нам. Таким образом, мало-помалу образовался опять тесный кружок. – Кого же вы приняли в лице митрополита Амвросия? – повторил я свой вопрос. – Он принят в сущем сане, т. е., как был он митрополит, так им же и остался и по миропомазании, – ответил старообрядец. – По вашему мудрованию, вы через свое помазание все же хотели что-нибудь дать ему, и непременно то, чего он не имел, – иначе зачем бы ваше и помазание? В миропомазании, как святом таинстве, заключается ни более ни менее, как только то, что через него подается. – Совершенно верно, – согласился старообрядец. – Ну вот теперь и сообразите, в чем дело-то: в миропомазании и Духа Святого восприятие бывает 34 . Стало быть, в митрополите Амвросии, по вашему же мудрованию, присутствия благодати Святого Духа не признавалось. Без сея тайны, как выше указывали мы, никто же совершен христианин может быти 35 , даже не приобретает себе право именоваться христианином. 36 Таковым, по вашему же сознанию, безблагодатным, несовершенным христианином вы и приняли Амвросия. Каждый, принявший крещение, но не миропомазанный, чужд всех этих даров Духа Святого. По вашему чиноприему митрополит Амвросий оказывается только крещенным, как крещены были самаряне, принявшие крещение от апостола Филиппа. Сами же вы приводили из Слова Божия, что апостолы Петр и Иоанн придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Зачем же бы иначе ваше помазание митрополита Амвросия, если бы вы признавали в нем благодать Святого Духа? Вы помазали его, и, стало быть, признали его только крещенным и кроме сего никаких даров Святого Духа не имеющим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

258. Отчего только одно Таинство Крещения введено в Символ Веры отдельным членом? Десятый член Символа о Таинстве Крещения установлен II-м Вселенским Собором, чтобы окончательным определением Церкви положить конец еретическому противоборству именно против учения о крещении. Другия Таинства тогда еретиками не оспаривались с таким упорством, как они возставали на крещение. § 50. Таинство миропомазания 259. Что есть святое Миропомазание? Миропомазание есть Таинство, в котором молитвою и помазанием св. миром частей тела новокрещеннаго, Святой Дух сообщает ему дары, взращивающие в нем духовную жизнь и укрепляющие святость его веры. 260. Кому в Церкви предоставлено совершать Таинство миропомазания? «Восточная Церковь не только Архиереям, но и чрез них священникам без опасения вверяет после священного таинства крещения совершение миропомазания» (Гавриил, Еп. Филадельф., «Скрижаль»). 261. Откуда произошло Миропомазание? Апостолы, для сообщения крещаемым даров Святого Духа, употребляли возложение рук. " Тогда возложили руки на них и они приняли Святого Духа« ( Дeяh. VIII, 14–17 ). Преемники Апостолов заменили рукоположение миропомазанием подражая Ветхозаветному обычаю. »И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ . . это будет миро для священного помазания« ( Исх. ХХХ, 22–25 ). 262. Как теперь приготовляется св. миро? Оно составляется из многих благовонных веществ, в знак того, что предназначено подавать «многоможные дары Духа». Оно варится с соблюдением особого молитвенного чина, при кафедральных соборах. Оно благословляется Архиереем в Великий Четверг, им раздается священникам и хранится в церквах особо. 263. В чем духовное значение Таинства Миропомазания? Не только духовное очищение погружением в святую воду принимает крещаемый, но ему сообщаются дары Св. Духа миропомазанием, во образ печати получаемого дара. " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши« ( 2Kop. I, 21, 22 ). При начертании св. миром креста на помазуемых частях тела произносится: «печать дара Духа Святаго». На других языках сие таинство называется словами, производными от старо-греческого слова «хрисма» – помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ин.7:37 –39; Деян.8:14 –17. Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. 1Ин.2:20,27 . Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. 2Кор.1:21 –22. Непосредственно за крещением над крестившимся совершается миропомазание. Так святая Церковь поступает по примеру апостолов, которые тотчас по совершении крещения преподавали верующим благодать, подаваемую через таинство миропомазания. Этот же порядок в совершении миропомазания требуется и самим свойством благодати таинства сего. В крещении мы рождаемся в жизнь духовную, освобождаемся от всех грехов и чистыми, невинными вступаем в Царство Христово. Но как при естественном рождении новорожденное дитя нуждается для продолжения своей жизни в свете, воздухе, питании и движении, так же точно и тотчас по возрождении человека в жизнь духовную, ему необходима благодатная сила, которая служила бы для него и духовным воздухом и светом, и при пособии которой он мог бы не только поддерживать свою духовную жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Сия-то благодатная сила и подается нам через миропомазание. Как и при изложении учения о крещении, прежде всего мы спрашиваем здесь: что есть миропомазание? И действительно, по свидетельству Книги деяний апостольских, апостолы после того, как Иисус Христос был прославлен, преподавали всем верующим в Него Духа Святого. Чтобы убедиться в этом, мы приведем здесь только следующее повествование этой книги. «Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

А перед Вознесением Своим Иисус Христос подтвердил это, говоря: « Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » ( Мф. 28:19 ), – и велел Своим ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать там обещанного Утешителя. В Деяниях Апостолов это событие и описано: « При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого… » ( Деян. 2: 1–3 ). Учение о Святой Троице – не отвлеченный догмат, не философия мудрецов, не «мысль о Боге». Бог – самая настоящая Реальность. Личность, и мы, маленькие, грешные личности, обращаемся к Нему в своей несовершенной личной любви и молитве и чувствуем в своей жизни Его личную, совершенную любовь к каждому из нас. Мы чувствуем и верим в Бога как Творца всего, мы верим в Его любовь к нам, Его обращение к нам в Его Слове, Господе Иисусе Христе, мы чувствуем и верим в животворящую Силу Божию, Дух Его Святой, Которым живет все, что живет, Которым живет каждый из нас. Вера в Святую Троицу – не отвлеченное мышление, а жизнь и молитвенное обращение к Богу. В молитве «Отче наш» мы учим наших детей молиться Богу как Отцу. Повторяя слова «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», мы входим в очень близкое общение с пострадавшим за нас Спасителем. В молитве «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины…» мы обращаемся ко Святому Духу Божию, Подателю жизни, и просим Его вселиться в нас и очистить нас от всего скверного. Помочь нашим детям приблизиться к тайне Святой Троицы может только опыт такой молитвы, опыт любовного и молитвенного обращения к Богу. 4. Как объяснять детям таинство Святого Причастия? Только в Православной Церкви к Причастию допускаются младенцы с самого их крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конфирмация» – таинство миропомазания – совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста. И только после конфирмации подростки становятся членами Церкви и могут причащаться. В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается вместе с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к Причастию. А начиная с семи лет дети приступают и к таинству покаяния – исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Но твердое основание Божие стоит, имея печать ( 2Тим.2:19 ). Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего ( Откр.7:3 ). Равно и в постановлениях Апостольских Миропомазание называется утверждением исповедания (βεβαιωτς τς μολογας, – confirmatio confessionis) 320 . Св. Григорий Богослов (в слове о св. Крещении) говорит: «помазание и при жизни доставит тебе великую безопасность. Ибо смелее похищают овча, неимеющее на себе знака, нежели то, на котором есть примета». Св. Кирилл Иерусалимский пишет: «соделавшись причастниками Христу ( Евр.3:14 ), вы достойно именуетесь Христианами, то есть помазанными, и о вас Бог сказал: не прикасайтесь к помазанным Моим ( Пс.104:15 ). Как Христос, по Крещении и наитии Св. Духа изшед, победил супостата ( Мф.6:1 ); так и вы по Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшись во всеоружие Св. Духа, стали против силы супостата и оную побеждаете, восклицая: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе ( Флп.4:13 ) 321 . Время Миропомазания Подобно Ветхозаветной Церкви, которая, по окроплении водой, помазала посвящаемых св. миром ( Лев.8 ), Православная Христианская Церковь постановила совершать Миропомазание тотчас по Крещении. Основанием этого правого обычая может служить, во-первых, пример Самого Иисуса Христа, Которого помазал елеем радости более соучастников Его ( Евр.1:9 ), абие после Крещения Его ( Мф.4:16 ; Мк.1:10 ), и во-вторых, пример св. Апостолов, которые вскоре по Крещении духовно помазали чрез рукоположение – жителей Самарии ( Деян.8:16–17 ), Евнуха ( Деян.8:38–39 ) и 12 Ефесян ( Деян.19:5–7 ). Ап. Петр, своей проповедью приведши Израильтян в умиление, сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). Здесь в словах Апостола заключается ясное указание на таинства – Крещение и Миропомазание, чрез которое дары Св. Духа тотчас по Крещении сообщаются верующим. – О совершении Миропомазания немедленно по Крещении упоминается в постановлениях Апостольских 322 , в писаниях Дионисия Ареопагита 323 , Тертуллиана , Оптата 324 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1, 26-38).      Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: " Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! "      Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери:      Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.      Пониманию молитвы " Богородице, Дево... " помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери - о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну.      Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры.       Как объяснять детям таинство святого причащения      Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан " конфирмация " - таинство миропомазания - совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после " конфирмации " подростки становятся членами Церкви и могут причащаться.      В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди.      У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: " Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их " (Мк.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Тогда Мария сказала: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему " (Лк. 1, 26-38). Ожидая младенца, Мария пошла навестить родственницу свою Елизавету, которая в это время тоже ждала сына, Иоанна Крестителя. Увидев Марию, Елизавета приветствовала ее словами: " Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! " Из этих приветствий и составлена была молитва, с которой мы обращаемся к Божьей Матери: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших. Пониманию молитвы " Богородице, Дево... " помогают все евангельские рассказы о Божьей Матери - о Рождестве Христовом, о бегстве в Египет, о первом чуде на браке в Кане Галилейской, о Матери Божьей, стоящей у креста Господня, и о том, как Иисус Христос поручил заботу о Ней Своему любимому ученику Иоанну. Если удастся передать нашим детям живое и молитвенное понимание этих трех молитв, будет заложено крепкое основание христианской Православной веры. Как объяснять детям таинство святого причащения Только в Православной Церкви к причастию допускаются младенцы с момента крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан " конфирмация " - таинство миропомазания - совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста, и только после " конфирмации " подростки становятся членами Церкви и могут причащаться. В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается одновременно с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к причастию. А начиная с семи лет дети приступают к таинству исповеди. У православных практика причащения младенцев объясняется тем отношением, которое преподал Христос: " Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие... И обняв их, возложил руки на них и благословил их " (Мк. 10, 13-16). Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему столь же реальны, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами " истин о Боге " не препятствует действительной близости " с Богом " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

«Запечатление» означает здесь невидимое, но неизгладимое начертание в душе приемлющего таинство данного Господом Иисусом Христом закона веры и нравственности. Начертание это совершается силой Животворящего Духа Божия. «Вы, – говорит коринфским христианам св. ап. Павел, – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» ( 2Кор. 3, 3 ). Об этом новозаветном запечатлении ап. Павел говорит словами пророков и в своем послании к Евреям: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Евр. 8, 10 ). О «запечатлении» крещенного в таинстве миропомазания говорится в 2Кор. 1, 22 ; Еф. 1, 13; 4, 30 . Вопрос : В каких случаях миропомазание по чину Православной Церкви совершается в Православной Церкви над взрослыми? Ответ : Обычно таинство миропомазания совершается в Православной Церкви тотчас за крещением. Так было и в апостольское время, что видно из слов ап. Павла: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф. 4, 30 ). Под днем искупления имеется в виду, без сомнения, день принятия таинства св. крещения. Совершать миропомазание над взрослыми бывает необходимо обычно в тех случаях, когда к Православной Церкви желают присоединиться верующие из других христианских исповеданий, которые, получив действительное таинство крещения, не были, однако, миропомазаны. Над обращающимися из протестантских Церквей миропомазание совершается во всех случаях обязательно, т.к. протестанты не имеют у себя этого таинства: «конфирмация» есть лишь обряд, суть которого состоит в подтверждении обетов, данных при крещении. Обращающиеся из Католической Церкви миропомазуются в том случае, если они до обращения не были миропомазаны законным епископом или пресвитером в своем исповедании. Римо-католическая «конфирмация» признается Православной Церковью за действительное таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В апостольской проповеди христологический и пневматологический аспекты таинства христианского посвящения неразрывно связаны между собой. Вера во Христа, сама будучи даром Святого Духа ( Гал.5:22 ), приводит каждого уверовавшего к исполнению его веры в личной Пятидесятнице, осуществляемой в таинствах Крещения и Миропомазания. Дар спасения – это нечто большее, чем прощение грехов и освобождение от вины. Св. ап. Петр свидетельствует о трехчастной структуре таинства спасения: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). Св. ап. Павел также учит о том, что увенчанием крещального таинства спасения является излияние Святого Духа в сердце новопросвещенного христианина: Бог «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» ( Тит.3:5–6 ). В соответствии с таким видением таинств Крещения и Миропомазания они интерпретируются как единое таинство нового творения, ибо «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). Сотворив человека из «праха земного, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Свт. Григорий Нисский проводит аналогию между землей, из которой был сотворен и в которой погребен ветхий Адам, и святой водой в крещальной купели 197 . Погребение Христа означает смерть ветхого Адама, а воскресение – воссоздание «нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:24 ). Аналогичным образом в таинстве Крещения из воды выходит новый человек, обновляемый «по образу Создавшего его» ( Кол.3:10 ), а помазание святым миром сообщает новопросвещенному дыхание жизни – Духа Святого, Которым он отныне «и живет, и движется, и существует» ( Деян.17:28 ). В таинстве Крещения, по мысли свт. Василия Великого , «Дух вливает животворную силу, обновляя нашу жизнь из состояния смерти во грехе к состоянию первоначальной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010