Каков ты, крест священника? «А с креста, сказано, не сходят, с него снимают!» 26 сентября, 2018 «А с креста, сказано, не сходят, с него снимают!» О чем думает батюшка, глядя на свой наперсный крест – рассказывает священник Сергий Круглов. Кресты разные бывают Священник Сергий Круглов Батюшка готовится к службе, думает: ну вот, снова запоем: «Кресту Твоему…», и снова – проповедовать будем про то, что вся наша многоскорбная жизнь есть крест, который надо взять и нести со смирением и терпением, по образу того, как Сам Христос Свой крест нес… Впрочем, думает батюшка, что значит – «мы». Он сам, батюшка, может, и не будет завтра на службе ничего говорить людям. Что говорить, ведь люди и так всё знают, все проповеди слыхали уже не по одному разу. Батюшка вообще в последние годы реже стал что-то «положенное» с амвона говорить… Разве что уж такое, что само из сердца вырвется, чем не можешь не поделиться с людьми, с прихожанами, которых много-много лет знаешь. Батюшка сидит и рассматривает свой собственный наперсный крест. Кресты священнические, как известно, разные бывают. Тому, кто только что рукоположен и служит первые свои младоиерейские годы, дают крест – восьмиконечный, «беленький» (впрочем, случается, что с таким батьки и до старости ходят, особенно в глубинке, это кому уж как повезет…). Еще такой священники называют – «николаевский»: в стародавние времена на Руси кресты на груди были особым отличием немногих выдающихся служителей, и только в 1896 году указом императора Николая II было велено на всех без исключения иереев возлагать наперсный крест. В те времена эти «беленькие» кресты были серебряные, в наши времена – делаются по большей части из материалов, скажем так, идентичных натуральному. Кто послужил подольше – получает крест четырехконечный, «желтенький», тоже из современных металлосплавов. Он еще зовется «павловский», при императоре Павле такой крест (тогда он делался из серебра в позолоте) был введен как особый знак отличия для маститых священников. В наше же время маститые священники носят кресты уже иные, так называемые «наградные», тут уж – разнообразие форм и размеров, драгметаллов и камней, коли наградили – выбирай, какой тебе по душе…

http://pravmir.ru/kakov-tyi-krest-svyash...

«Крест — хранитель всея вселенныя» Крест – хранитель всея вселенныя... В музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка «Крест — хранитель всея вселенныя», посвященная главному символу христианства — Кресту. Господь наш Иисус Христос принял мученическую смерть на Кресте, искупив грехи человечества, и с тех пор вот уже более двух тысяч лет Крест является символом божественного преодоления смерти и торжества над силами зла. В «Новой Скрижали» сказано: «Святой крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утвари, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста». Выставка охватывает историю креста в России с X по XX века, на ней представлено около трехсот разнообразных памятников русского искусства из музейных и частных собраний, многие из которых демонстрируются впервые. Крест наперсный. XVI век. Серебро, скань, литье. Начало почитания креста в России связано с именем апостола Андрея Первозванного, по преданию проповедовавшего христианство на берегу Днепра и водрузившего крест на Киевских горах. Князь Владимир Креститель, внук равноапостольной княгини Ольги, принявшей крещение в Константинополе, водрузил кресты во многих русских городах. Уже в XI веке на Руси стали устанавливать монументальные белокаменные кресты для поклонения вне стен храма. Прекрасным и редким по своей древности и иконографии примером этой традиции служит представленный на выставке двусторонний рельефный крест конца XV-haчaлa XVI века из села Толмачи Тверской области. Аналогичные кресты могли использоваться и как надгробные. На Севере Руси для изготовления подобных крестов помимо камня использовалось дерево. При входе на выставку установлен один из таких памятников, привезенный из Архангельской области. Такие кресты, достигавшие десяти метров в высоту, служили ориентирами рыбакам Поморья и указывали на принадлежность земель к христианскому миру. В Древней Руси неотъемлемым атрибутом каждого христианина был нательный крест. В первые века после принятия христианства кресты носили поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». В разных областях существовали свои характерные особенности изготовления тельников. Так, образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами, получивших распространение в новгородских и северных землях, вероятнее всего послужил знаменитый Людогощенский крест 1359 года. Наиболее древние нательные кресты X-XII веков, найденные при раскопках в Киеве, Херсонесе и других древнерусских городах, имели простую равноконечную форму. В XIX веке этот тип крестов получил название «корсунского». Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

http://pravoslavie.ru/348.html

Настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) отмечает 75-летие 26 мая 2021 г. 10:35 26 мая 2021 года настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии (Конковой) исполнилось 75 лет. Этот праздничный день на Патриаршем подворье в Москве, где в связи с участием в пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви находится игумения Сергия, начался Божественной литургией, которую совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Игумения Сергия (Александра Георгиевна Конкова) выросла в благочестивой верующей семье в поселке Семхоз Сергиево-Посадского района Московской области, вблизи обители преподобного Сергия Радонежского. После завершения учебы в средней школе она окончила Московский медицинский стоматологический институт, работала заведующей хирургическим отделением стоматологической поликлиники в городе Александрове. Монашеский путь игумении Александре Конковой духовник семьи предсказал еще в детстве. В 1981 году по родительскому благословению она поступила в Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь, через год была пострижена в рясофор, а в 1984 году — в мантию с именем Сергия в честь преподобного Сергия Радонежского. Вскоре была переведена на послушание благочинной в скит Рижской обители — Спасо-Преображенскую пустынь. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II монахиня Рижского Свято-Троицкого монастыря Сергия была назначена на должность настоятельницы вновь возрождающейся Свято-Троице-Серафимо-Дивеевской обители. 17 ноября 1991 года в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) возвел монахиню Сергию в сан игумении и возложил на нее крест игумении Александры (Траковской), которая возглавляла Дивеевскую обитель в первой половине ХХ века. Настоятельские труды игумении Сергии неоднократно отмечены церковными и государственными наградами. Среди них: крест с украшениями (Патриаршая награда, 1995), медаль «За вклад в наследие народов России» (2004), медаль «За веру и добро» (2004), орден Русской Православной Церкви преподобного Серафима Саровского III степени (2004), орден Русской Православной Церкви святой равноапостольной Ольги III степени (2006), Патриарший наперсный крест (2016).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В новосибирском антисектантском центре предупреждают о возможной маскировке неопятидесятников под православных священнослужителей 6 октября 2006 г. 19:23 Специалисты Новосибирского центра по вопросам сектантства при соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского обеспокоены возможными изменениями внешнего вида «пасторов» неопятидесятнических сект во время их «богослужений». Возможно, в скором времени в России лидеры неопятидесятников предстанут перед своими адептами в облачении православных священнослужителей, предполагает руководитель центра Олег Заев. «Все началось с Украины, — заявил он. — Год назад лидер украинских раскольников Филарет Денисенко объявил о духовном сближении с неохаризматическим центром «Христианских церквей Украины «Новое поколение»», или, проще говоря, с украинскими неопятидесятниками. Речь шла и о проведении совместных богослужений». Олег Заев предполагает, что с тех пор один из украинских лидеров неопятидесятнической секты Сергей Яковлев, называющий себя архиепископом, начал ходить в рясе священника. В таком виде лжеархиепископа видели на разных мероприятиях, напрямую или косвенно связанных с вербовкой в секту новых адептов среди наркозависимых людей. «При этом Яковлев надевает на грудь то наперсный протоиерейский крест, то крест с украшениями, не дошел еще только до архиерейской панагии. Вид его в таком облачении нелеп, если не сказать смешён. Кроме того, окружение Яковлева, представляя своего лидера в различных документах как «архиепископа» Сергия, пишут в скобках и его фамилию. Все как у настоящих монахов, каковыми и являются епископы и архиепископы Православной Церкви», — заявил руководитель центра по вопросам сектантства. По его словам, у монашествующих фамилии вообще не приняты, и если где-то они и упоминаются, то пишутся только в скобках. «Но глядя на Сергея Яковлева, вряд ли кому-то придет в голову, что лидер тоталитарной секты — монах», — подчеркнул Олег Заев. «Тоталитарные секты — это особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими, а также политико-религиозными и религиозными масками, — говорит директор Новосибирского отделения МОО «Центр религиозных исследований» протоиерей Александр Новопашин. — И то, что сейчас происходит на Украине — лишний раз тому подтверждение. При этом высока вероятность того, что и в российских городах неопятидесятники возьмут этот мошеннический прием на вооружение. В связи с этим хотелось бы предупредить население, особенно администрацию больниц, учебных заведений, быть внимательными и не позволять мошенникам обводить себя вокруг пальца».

http://patriarchia.ru/db/text/149778.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кульбит истории, или Люди одинаковой судьбы? О совпадениях в биографии братца Иоанна Чурикова и бывшего священника Владимира Головина 11.03.2019 2702 Время на чтение 6 минут В 1861 году в Самарской губернии родился человек, который отличался редкими личными качествами и, обладая невероятной способностью к миссионерству и, очевидно, внушению, мог своей личной проповедью сразу оказать духовное лечение и избавить тысячи своих современников от алкогольной зависимости, приводя их попутно в Церковь. И кто бы мог предположить, что этот человек словно выступит духовным завещателем для одного из наших с вами современников - протоиерея Владимира Головина! Тот человек, живший век назад, прошел удивительный жизненный путь от трактирщика - через болезнь жены, разорение и благословение Иоанна Кронштадтского - к проповеди трезвого образа жизни и Православия, созданию трезвеннических обществ, противостоянию с представителями церковного священноначалия и государственных властей, признанию себя сектантом, отлучению от Церкви и гибели в расстрельные тридцатые годы прошлого века по обвинению в антигосударственной деятельности. Этот человек, родившийся в год отмены крепостного права, Иван Васильевич Чуриков получил наиболее распространённое в мipy обращение «братец Иоанн Чуриков». Братец Иоанн носил атласные рубашки и поверх одежды свой нательный крест на груди, наподобие наперсного. Крест был алюминиевым и, естественно, украшений не имел, но был огромен. Именно такой облик братца Иоанна делал его легко узнаваемым и приближал всех окружающих к восприятию братца в качестве священника. В действительности же он не был им никогда в своей жизни. Тем не менее, это нисколько не мешало ему вести неформальную проповедь трезвого образа жизни через приход к Богу и в Православную веру среди своих почитателей и посторонних людей, становившихся случайными свидетелями его выступлений. Священнослужители, кто был к нему наиболее расположен и совершенно лоялен, пускали его в свои храмы, где он и совершал проповеди перед собиравшимися его послушать.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/11/ku...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первосвятительский визит на Нижегородскую землю Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре 02.08.2010 292 Время на чтение 3 минуты Вчера, 1 августа, в рамках Первосвятительского визита в Нижегородскую епархию, в день обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, сообщает Патриархия.ru . Богослужение совершалось на престоле под сенью на соборной площади монастыря, у раки с честными мощами преподобного Серафима Саровского, а также в алтаре Спасо-Преображенского собора. По окончании Литургии было совершено славление преподобному Серафиму. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского. По традиции Святейший Патриарх Кирилл вручил новохиротонисанному владыке архиерейский жезл и произнес напутственное слово, после чего владыка Илия преподал верующим первое архипастырское благословение. По окончании богослужения Патриарх Кирилл поздравил верующих с праздником. Затем Предстоятеля Русской Церкви приветствовал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который вручил Его Святейшеству предносной крест, панагию, наперсный крест и подсвечник. Настоятельница обители игумения Сергия (Конкова), поблагодарив Патриарха за молитвы в святой обители в день памяти преподобного Серафима, преподнесла ему заздравную просфору и икону основательницы обители игумении Александры (Мельгуновой), написанную дивеевскими сестрами. Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Георгию панагию, а игумении Сергии в дар обители передал икону Божией Матери «Утоли моя печали». Предстоятель Русской Церкви зачитал обращение в связи со стихийными бедствиями - засухой и массовыми лесными пожарами в России , в котором призвал всех верных чад Русской Церкви «объединиться в молитве о ниспослании дождя на нашу погибающую от зноя землю» и благословил в следующие три воскресенья во всех храмах Русской Православной Церкви устроить специальные сборы на нужды погорельцев.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/8/02/per...

Закрыть itemscope itemtype="" > Рязань запомнится добротой 27.05.2013 412 Время на чтение 13 минут Митрополит Рязанский и Михайловский Павел происходит из семьи, сохранившей православную веру, пронесшей ее через все гонения и запреты безбожных лет. Его мама Анна Ефремовна не могла, конечно, знать, что растит будущего архиерея. Но благодаря таким, как она - матерям, сумевшим вопреки всему привить своим детям веру, - Церкви было на кого опереться и в годы официального атеизма, и в непростую последующую эпоху. Но каким бы ни было воспитание - свой выбор человек делает сам. На то Бог дал ему свободную волю. А дальше Господь помогает тому, кто выбрал Его. Беседа с рязанским владыкой - повод еще раз задуматься о Промысле Божием в нашей жизни. - Вы родились в Караганде. Расскажите о том, как оказалась там Ваша семья. Ведь Ваш дед был священником, подвергался репрессиям и в Караганду вернулся из заключения... - Мои родители оказались в Караганде, как и многие другие - сосланы были. Деда по отцовской линии, священника, отправили в лагерь, в Сибирь, отец и двое его братьев были отправлены в детский спецприемник, а затем отца распределили на работу в Караганду, он так и остался там. А маму в четырнадцатилетнем возрасте вместе с родителями раскулачили и выслали в Казахстан, из-под Сызрани. А какие они кулаки? Две лошади, две коровы, да еще и дом себе построили - вот и стали кулаками. Хотя у них было восемь человек детей мал мала меньше. Но эти кулаки, высаженные в голой степи, поздней осенью, под зиму,- те из них, кто остался жив, потому что умирали очень многие,- они с Божией помощью за два года обжились, построились и стали жить, молясь Богу. Их еще раз раскулачили и еще дальше выслали, так они в конце концов и оказались в Караганде. Судьба многих... - Вы помните, как дед вернулся к вам из заключения? - Конечно. Мы в школе учились, когда он приехал к нам. Он был слепым уже практически. Десять лет отсидел. Мы не знали, что он священник, родители нам этого не говорили, боялись, что проболтаемся. Только когда мы вставали на молитву, а он садился - стоять не мог, ноги уже не держали,- он надевал поверх рубашки большой наперсный крест. Мы не придавали этому значения, мы думали - ну что ж, он дедушка, старенький, ему, наверное, можно такой крест носить. Только после его смерти мы узнали, что он священник.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Отошел ко Господу клирик Екатеринодарской епархии протоиерей Игорь Олжабаев 12 августа 2022 г. 18:08 12 августа 2022 года после тяжелой продолжительной болезни на 58-м году жизни скончался клирик Екатеринодарской епархии , бывший настоятель Екатерининского кафедрального собора города Краснодара протоиерей Игорь Олжабаев. Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий выражает глубокие соболезнования супруге, родным и близким почившего, сотрудникам и прихожанам кафедрального собора, искренне любившим этого достойного пастыря Христова стада. Разделяя их скорбь, владыка Григорий призывает всех клириков и прихожан храмов Кубанской митрополии к усердной молитве об упокоении новопреставленного протоиерея Игоря в селениях праведных. Абай Бакашевич Олжабаев родился 25 мая 1965 года в Казахстане, в Талды-Курганской области, в селе Дингек. После прохождения воинской службы в 1986 году в г. Нижнем Новгороде принял Таинство крещения, в 1991 году закончил Нижегородскую консерваторию. В 1992 году в Спасо-Преображенском храме Нижнего Новгорода было совершено Таинство венчания с супругой Оксаной Михайловной Семенович. Рукоположен в сан диакона 1 января 1995 года в Спасском кафедральном соборе Нижнего Новгорода митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым). С 1998 года принят штатным диаконом в Екатерининский кафедральный собор г. Краснодара. 20 октября 2002 года рукоположен в сан иерея митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором (Кириченко) . В 2001 году окончил Московскую духовную семинарию , в 2005-м — Московскую духовную академию. 20 апреля 2005 года был назначен настоятелем Екатерининского кафедрального собора г. Краснодара. В Екатерининском кафедральном соборе отец Игорь прослужил 23 года, 15 из них — настоятелем. Его трудами при соборе были организованы крупнейшее в Екатеринодарской епархии сестричество милосердия, молодежный центр, хор духовенства епархии. В 2013-2020 гг. нес послушание ректора Екатеринодарской духовной семинарии. Удостоен церковных наград: набедренник (2002), камилавка (2002), наперсный крест (2003), сан протоиерея (2005), палица (2008), крест с украшениями (2011), митра (2014).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Протоиерей Ростислав Ярема Персональные сведения Публикации Радиоэфир Протоиерей Ростислав Ярема Дата рождения: 22 декабря 1972 года День Ангела: 27 марта Рукоположен во диакона: 19 декабря 1997 года Рукоположен во иерея: 7 июня 1998 года Образование 1992 г. — Кировское (Вятское) Духовное училище 1996 г. — Московская Духовная Семинария 2000 г. — Московская Духовная Академия, Кандидат богословия 2007 г. — Аспирантура Московской Духовной Академии при Отделе Внешних Церковных Связей 2008 г. — Христианская Богословская Академия в Варшаве, Магистр теологии 2009 г. — Присвоено звание доцента по кафедре православного богословия 2010 г. — Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет присудил ученую степень Doctor of Theological Science 2010 г. — Присвоено звание профессора по кафедре православного богословия 2012 г. — Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет присудил  ученое звание Professor of Theology 2012г. — Докторантура Христианской Богословской Академии в Варшаве, Доктор богословия Награды Богослужебные: 1999 г. — Набедренник 2000 г. — Камилавка 2007 г. — Наперсный крест 2010 г. — Сан Протоиерея   Церковные: Благословенная Грамота Предстоятеля Украинской Православной Церкви Почетный Знак «Крест Почета «Архистратиг Михаил» Медаль и Нагрудный знак: «Харьковский собор — 15 лет» Медаль «В память 200 — летия победы в Отечественной войне» Медаль «140 - летия основания Туркестанской епархии» Орден «1020 — летия Крещения Руси» Орден «1025 — летия Крещения Киевской Руси» Орден «450 — летия иконы Божией Матери " Почаевская " » Орден «Рождество Христово» Орден Святителя Николая Чудотворца Орден Святителя Луки Архиепископа Крымского Орден Святого Великомученика Георгия Победносца Орден Святителя Петра Могилы Орден Святителя Димитрия Ростовского Орден Святителя Феодосия Черниговского Орден Преподобного Агапита Печерского Орден Преподобного Нестора Летописца Орден Преподобного Илии Муромца Орден Святого Благоверного Князя Киевского Ярослава Мудрого

http://radonezh.ru/node/135223

А как сама святая Матрона смотрит на почитание ее мощей? Первый вопрос звучал так: Как, интересно, сама Матрона относится к тому, что ее останки расчленили на части, упаковали в блестящие ящички и возят по белу свету на показ публике? Я отвечу только то, что думаю сам. И, вероятно, мое мнение кого-то шокирует. 15 июня, 2012 Первый вопрос звучал так: Как, интересно, сама Матрона относится к тому, что ее останки расчленили на части, упаковали в блестящие ящички и возят по белу свету на показ публике? Я отвечу только то, что думаю сам. И, вероятно, мое мнение кого-то шокирует. Растерянный молодой мужчина мыкался у края толпы, плотно заполнившей пространство Спасского собора, мял в руках целлофановый пакет: «Батюшка, вы мне не поможете?.. У меня ребенок лежит в краевой больнице, лейкемия. Жена позвонила, сказала: непременно пойди к мощам Матронушки, освяти там рубашечку и перешли. Сейчас как раз идет машина в Красноярск, можно было бы передать рубашечку, а в очереди я тут простою несколько часов…» Я ответил, что конечно-конечно, и мы стали протискиваться в центр, туда, где рядом с большой, выше человеческого роста, иконой в цветах утопал ковчег с мощами. Впервые в жизни я пожалел, что не имею облого стомаха, он же в приходском просторечии – аналой, сиречь солидного поповского пуза, на котором наперсный крест не висит, а лежит горизонтально, и которым можно было бы, как ледоколом – льдины, авторитетно раздвигать народ… В конце весны в Минусинск прибыл ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской . По благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона святыня побывала в городах и весях Красноярья, помолиться и приложиться к ней смогли многие верующие сибиряки. В Минусинске ковчег встречали торжественно, почитателей блаженной Матроны здесь немало. От въезда в город ковчег с частицей мощей и икону несли в Спасский собор на руках, в крестном ходе участвовали священники Минусинского благочиния (а это – большая территория, шесть районов юга края), местное казачество, воспитанники кадетского корпуса, мэр города и представители администрации, СМИ — словом, событие получилось выдающееся.

http://pravmir.ru/svyatye-i-svyatyni-otd...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010