СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА мая 2005 НАГРАЖДЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ПАСХИ 2005 ГОД СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА НАГРАЖДЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ПАСХИ 2005 ГОД СПИСОК СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К АРХИЕРЕЙСКИМ НАГРАДАМ К ПАСХЕ 2005 ГОДА п/п Сан, Фамилия, имя и Отчество Место служения и должность награда Священник АЛАДЬИН ИГОРЬ ВАЛЕНТИНОВИЧ Настоятель храма св. блгв. кн. Александра Невского п. Сосновый Бор Выборгский района Лен. обл. Наперсный крест Священник АМБАРЦУМОВ АЛЕКСИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ Настоятель храма св.равноапп.Константина и Елены в микрорайоне Бернгардовка г.Всеволожска Лен.обл. Наперсный крест Иеромонах АНТОНИЙ (КУЗНЕЦОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) Настоятель и председатель Приходского совета храма Рождества Христова пос. Надкопанье Волховского р-на Лен. обл. Наперсный крест Священник АНТОНОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ Священник Свято-Троицкого собора Измайловского полка СПб Наперсный крест Священник БАЗАНОВ ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ Настоятель и председатель Приходского совета храма Всех Святых п. Озерки Выборгского р-на Лен.обл. Командирован в храм - часовню Воскресения Христова п. Приветненское Выборгского р-на Лен.обл. Наперсный крест Священник ЗУБАРЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ Священнк Георгиевского храма пос. Каменка Выборгского н-на Лен.обл. (пострижен в мантию с именем Александр в честь прп. Алеександра Свирского) Наперсный крест Священник КАПИСТКА ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ Настоятель и председатель Приходского совета Казанского храма поселка Сусанино Гатчинского района Лен. обл Наперсный крест Священник КАЧАПКИН АЛЕКСИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Старший священник Покрово-Тервенического женского монастыря Наперсный крест Священник КВАСОВ АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ Настоятель Никольского храма пос. Белогорска, Гатчинского р-на. Лен. обл. Наперсный крест Священник ПЛЕТНЕВ МАКСИМ ЮРЬЕВИЧ Священник храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади СПб

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Словарь " Прописная-строчная " представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. Упорядочение написания слов, часто встречающихся в текстах, относящихся к церковной тематике, как нам кажется, насущно необходимо всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви. Имена Божии и Божией Матери Имена Божии, Божией Матери и относящиеся к ним местоимения и определения пишутся с прописной буквы; слово " имя " - со строчной. Бог Господь, Единый Бог, Господь-Вседержитель, " Творец небу и земли " . " Отче наш; Иже еси на небесех... " Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, " Единородный, Иже от Отца рожденный " . Дух Святой - " Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый... " Пресвятая Богородица, Дева Мария, " Благодатная Мария " , " Благаго Царя Благая Мати " , Пречистая и Преблагословенная, " Невесто Неневестная " . Пресвятая Троица: " ...благодарю Тя, Святая Троице " . С прописной буквы пишутся также существительные и прилагательные, употребляющиеся в значении существительных, при именовании Господа и Матери Божией, некоторые прилагательные при именовании Господа и Матери Божией: Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная. " Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица " . Истинный Бог; Пресвятая Богородица. Названия чинов ангельских пишутся с прописной буквы: Ангелы, Архангелы, Престолы, Власти... Ангел Хранитель (без дефиса, оба слова с прописной) Силы Небесные Небесные Силы бесплотные Небесное воинство Названия, относящиеся ко Кресту С прописной буквы пишутся слова, обозначающие Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос: Крест Христов - " Вознесыйся на Крест " . Честной и Животворящий Крест, Древо Крестное. Во всех других значениях " крест " - со строчной буквы: взять на себя крест Христов (страдания), осенить себя крестом, напрестольный крест, наперсный крест, крест с украшениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Протоиерей Стефан Иаковлевич Знаменский – природный сибиряк: сын священника Барнаульского округа, Томской губернии. Родился он в 1804 г. и богословское образование получил в Тобольской духовной семинарии, где кончил курс в 1824 г., с званием студента. В семинарии молодой Знаменский отличался добрым поведением, значительными успехами в науках, и, в особенности, в изучении древних языков, преимущественно же, еврейского, которым впоследствии владел в совершенстве, читая на нем свободно Библию без помощи словаря. О. Стефан Иаковлевич Знаменский был во всех отношениях красою своего курса, такого курса, подобного которому по общему отзыву ни прежде, ни после никогда не было в Тобольской семинарии. Тотчас по окончании курса и по вступлении в брак, Стефан Иаковлевич, 20 лет от роду, 15-го сентября 1824 года, архиепископом Тобольским Амвросием II рукоположен во священника в городе Барнаул. После Барнаула о. Стефан служил в городах: Кургане, Тобольске, Ялуторовске и, наконец, Омске. Заметим здесь, что только с первого на второе место служения о. Стефан перемещен по собственному желанию, а с прочих мест на другие был перемещен по воле Тобольских архипастырей, и перемещаем с одной стороны для возвышения по достоинству самого перемещаемого, а с другой – для пользы тому месту или той должности, на которые его перемещали. Кроме обязанностей приходского пастыря, о. Стефан, в продолжение пятидесятилетней службы в священном сане, проходил должности: члена консистории и духовных правлений, эконома семинарии, благочинного, миссионера среди раскольников, законоучителя в уездном училище и губернской гимназии, наконец, в последние годы своей жизни, экзаменатора по закону Божию во всех учебных заведениях г. Омска. Не говорим уже о более мелких побочных должностях. За усердное и полезное служение свое Церкви и обществу о. Стефан имел следующие награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, палицу, орден св. Анны 2-й степени с короною и орден св. Владимира 4-й степени. В 1839 году, тридцати пяти лет от роду, о. Стефан архиепископом Афанасием возведен с сан протоиерея. Кроме того, в память его пятидесятилетнего служения в священническом сане, поднесен был ему в 1873 году Омским городским обществом золотой наперсный крест с украшениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архангел. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты Много веков назад здесь происходили чудесные явления. По преданию, две сестры Марфа и Мария, овдовев в один и тот же день и час, пошли навстречу друг другу - одна из Рязани, другая - из Мурома. На месте их встречи, происшедшей после многолетней разлуки, во время сна обеим явился Ангел и велел принять за благочестиво прожитую жизнь дары Господни для изготовления святыни. Одной сестре обещано было золото, другой - серебро. Наутро, проснувшись, сестры действительно обнаружили по слитку золота и серебра. И как повелел им во сне Ангел, сестры отдали драгоценности первым же трём встреченным ими в пути инокам с наказом изготовить святыни. Через некоторое время иноки вручили христианам святыни - вылитый из золота Крест Господень и ковчег из серебра - и объяснили, что они из Царьграда дошли за три часа. После этого иноки исчезли. Крест же Господень был поставлен " ... на погосте, в церкви святого Архангела Михаила в Муромском уезде, в Унженском стане, на реке Унже в двадцати пяти поприщах от города Мурома " . Точная дата явления Унженского Креста (так он назван Археологическим обществом) неизвестна. Но можно с уверенностью сказать, что это чудесное событие произошло до XVII века. Свидетельствуют об этом писцовые книги 1627 -1630 годов из архива Владимирской епархии, где читаем: " ...Главнейшую святыню церкви Архангельского погоста составляет Животворящий Крест Господень. Сделан он из чистого золота, четвероконечный, наперсный. Крест этот вложен в серебряный вызолоченный ковчег, украшенный жемчугом " . Известно также, что через некоторое время после своего чудесного явления, Крест Господень был украден из Архангельского храма. Воры смогли пронести его менее версты, как вдруг под ними разверзлась земля и они провалились в яму. Сами выбраться оттуда они не сумели, потому что внезапно ослепли. Воры долго звали на помощь, но никто не приходил к ним, и лишь когда они, осознав греховность своего поступка, стали вслух каяться перед Богом, тогда прозрели и выбрались из ямы, а на этом месте забил ключ. Крест же Господень вновь явился в храме, на своём месте. На месте прозрения воров, где забил ключ, была построена часовня.

http://sobory.ru/article/?object=02043

Раздел 2. Современные исследования, типология крестов В. И. Молодин Европейские кресты-тельники В христианстве символу креста принадлежит одно из центральных мест. «По чину своему занимает место непосредственно после Пресвятой Девы Богородицы и выше сил небесных, выше святого Иоанна Предтечи, выше апостолов, пророков и святителей» 180 . Среди изображений символа, призванного выполнять различные функции в христианской обрядовой практике (крест напрестольный, крест наперсный, крест кабинетный и др.), особое место занимает нательный крест. Появление этого символа, по-видимому, объясняется охранительной функцией креста, о чём свидетельствует традиция, связанная с обычаем древних христиан изображать малые кресты на членах своего тела и преимущественно на челе 181 . По мнению А. П. Голубцова , «возложением креста на челе христиане свидетельствовали своё исповедание, свою веру в Распятого...» 182 . Хотя в христианстве необходимость терпеливого перенесения жизненных тягот связана с идеей несения креста, думается, не следует исключать и буквального понимания изречения из Нового Завета: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» 183 ( Мф. 16:24 ). Появлению наиболее ранних крестов-тельников, по-видимому, предшествуют нашивные кресты, семантический смысл которых продолжает идею нанесения креста на тело. Находки этих предметов в археологических комплексах относятся к VI веку 184 . Несмотря на строгие иконографические каноны, которым всегда следовала христианская атрибутика, предметы культа вообще и кресты-тельники в частности претерпевают, тем не менее, морфологические изменения во времени. В равной степени данная тенденция касается как византийского, так и латинского направления. Означенной проблеме в отечественной историографии практически не уделялось внимания, поэтому актуальность предлагаемой работы, думаю, не нуждается в особых комментариях, ибо, как справедливо отмечает Л. А. Беляев , «вне контекста мировой христианской культуры изучение древностей одного народа или государства всегда останется ущербным. Опыт разных церковных традиций, как бы далеко они не уходили друг от друга в догматическом, политическом, культурном и художественном отношении, всё-таки стал опытом единой цивилизации» 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест был пробит пулями, но священника Бог сберёг О чуде святителя Спиридона под Измаилом 24.12.2022 1675 Время на чтение 4 минуты Фото: mavink.com Среди множества памятных современникам и их наследникам эпизодов взятия штурмом турецкой крепости Измаил 11 декабря 1790 года есть эпизод особый. О нём передавалось из уст в уста. Стало легендой. Запечатлён случай и в официальных документах, и в мемуарах, а впоследствии и в военной энциклопедии… Это, кстати, повод ещё раз понять, «когда правильно праздновать дни Измаила и Бородина». А то на иных русофобских ресурсах о Дне русской славы 24 декабря, установленном в 1995 году, пишут, что это нелепость. Финал несравненного по скорости штурма (начат в полной темноте, за два часа до рассвета) пришёлся на 4 часа пополудни. В наших церквах в это время начинаются службы следующего дня, и это был день чудотворца Спиридона Тримифунтского. Суворов, конечно, знал, что на Корфу (остров никогда не был завоёван мусульманами), где почивают святые мощи Спиридония, в его память совершается трёхдневное торжественное празднование: раку с мощами, с навечерия 11 (24) декабря до вечерни 13 (26) декабря), выносят из придела древнего храма на особое место для поклонения и молебных пений. В родной Суворову Москве также был старинный храм святого Спиридона. Названия московских улиц Спиродоновка и Спиридоньевский переулок тому память. Одну из измаильских мечетей Суворов распорядился освятить в память Спиридония и в ней петь благодарственный молебен за дарованную Богом победу. Благодарственный молебен поручил служить иерею, священнику Полоцкого пехотного полка о. Трофиму Егоровичу Куцынскому. Служивший в нескольких кампаниях под началом А.В. Суворова генерал-майор Лев Николаевич Энгельгардт, в своих «Записки» через годы вспоминает: « При штурме отличил себя Полоцкого полка священник; подполковник Яцунский, командир сего полка, был убит, полк побежал; тогда тот поп с крестом в руках закричал: «Стой, ребята, вот ваш командир» (указывая на крест) — и сам бросился пред полком к крепости; полк пошёл за ним, и из числа первых взошёл на стену, за что награжден был наперсным золотым крестом на георгиевской ленте». Н.А. Полевой в своей «Истории князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск», первое издание 1843, передаёт событие так: «…Победители сами изумлялись, когда днем осматривали рвы и валы, по которым перешли ночью под губительным огнем неприятелей… В одном месте русские дрогнули, – среди них явился священник и именем Бога Победодавца, держа в руке крест, повёл их вперед…».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/24/kr...

— Почему? — Я был этим как-то подавлен, потому что не считаю себя достойным протопресвитерства. Я помню еще тех великих людей, которые носили этот сан. Помню отца Николая Колчицкого — это такая величина была! Перед ним не только священники — архиереи дрожали! Когда я подходил к нему, меня охватывал священный трепет. Между прочим, я ношу крест как раз отца Николая Колчицкого с дарственной надписью от сестер его общины. Митрополит Арсений подарил мне его лет, наверное, десять назад, и вот теперь оказалось, что и я стал протопресвитером. В советские годы было трудно достать крест с украшениями, и сестры взяли простой наперсный крест, к нему приделали камушки и сделали дарственную надпись — постарались с любовью. — Расскажите про отца Николая Колчицкого? — Отец Николай много добрых дел сделал и неоднократно, используя свой авторитет, людям помогал. Один студент, ныне московский протоиерей, окончил семинарию на 5, а в академию его не рекомендовали, потому что вмешался военкомат. Он мыкался-мыкался, пошел к ректору, а тот говорит: «Принять не можем». Я узнал об этой ситуации и говорю ему: «Ты иподиакон Святейшего, Патриарх сейчас в Одессе. Поезжай в Одессу, попроси посодействовать». Тот поехал с прошением к Патриарху, Святейший написал резолюцию объемом больше, чем само прошение, а ректор его не принял, видимо, из-за давления со стороны гражданской власти. Тогда я посоветовал сходить к протопресвитеру Николаю Колчицкому. Он говорит ему: «Я приеду в Лавру, начальство будет меня встречать в воротах. Ты тоже будь там где-нибудь рядом». Он так и сделал, отец Николай увидел его в воротах, взял с собой в свиту, и все вместе пошли в академию. Там он попросил показать ему аудиторию, в которой будет заниматься первый курс академии. Его провели, показали, он вызывал этого студента и говорит: «Вот, Леня, садись за первый стол и занимайся». Ректор был страшно доволен, что вопрос решился, но не через него, а отец Николай взял всю тяжесть и ответственность на себя. Данный студент потом учился и успешно окончил академию, а ныне это маститый московский протоиерей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4933741...

Утварь церковная Утварь церковная не отличается особенным богатством, но и не бедна и очень достаточна в сравнении с другими переславскими монастырями. В настоящее время считается 12-ть Евангелий; напрестольных серебряных крестов 6; богослужебных сосудов при совершении таинства причащения 6; дарохранительница 1, – кадил серебряных 5; крестов наперсных серебряных 10; блюдо серебряное 1; сосуд для освящения хлебов (серебряный) 1; серебряных сосудов для водоосвящения 2. Нет надобности входить в подробности описания каждой вещи, – для сего существует церковная опись. В настоящем описании мы представим в подробностях те из них, которые более важны других или по своей ценности, или древности, или лицам жертвовавшим. К таковым вещам относятся: 1. Евангелие в лист, на александринской бумаге с золотым обрезом, в окладе чеканном серебряном золочёном. На задней дске написано: сие Евангелие построил Святой Троице и Пресвятой Богородице и Чудотворцу Даниилу вкладчик Князь Иван Петрович Борятинский по своей душе и по сродниках своих в вечное поминовение при настоятеле той же обители Архимандрите Варфоломее в лето ЗСА (1693) Марта в 25 день. Во вкладной монастырской значится, что оно стоило тогда 350 рублей 11 алтын 4 деньги. 2. Евангелие в лист на полу-александринской бумаге, обложено сребром, – в средине Спасов образ, а по углам Евангелисты. Пожертвовано (как видно из вкладной книги) Архимандритом Варфоломеем в 7194 (1686) году. 3. Напрестольный крест с мощами, кругом обложен серебром гладким травчатым, на кресте Распятие Господне, – а над распятием Херувим – серебряные, литые, вызолочены; вокруг креста обнизано крупным жемчугом в 214 зёрен; весу в нём 4 фунта и 5 золотников г]. Надпись на нижнем конце его: «лета 7165 построил сей крест Архимандрит Варфоломей». 4. Напрестольный серебряный вызолоченный крест с финифтяными изображениями, осыпанными стразою с вычеканною на обороте надписью: «усердное приношение граждан города Мценска в 1856 г. лето». 5. Потир серебряный и при нём – дискос, звездица, два блюдца и лжица – серебряные. Весу в них 3 фунта и 33 золотника г]. На потире написано: «3PVS (1688) года сии сосуды дал вкладчик Переславля-Залесского в Данилов монастырь Боярин Князь Иван Петрович Борятинский».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Наш Бог – Бог порядка»… Глава из новой книги Юрия Воробьевского 23.03.2021 1868 Время на чтение 7 минут Выходит в свет новая книга Ю. Воробьевского «Царским путем». Она посвящена приснопамятному духовнику автора – иеромонаху Павлу (Лысаку). Предлагаем вашему вниманию небольшой фрагмент этой книги – о ежегодном великопостном соборовании, которое происходило на квартире кого-либо из духовных чад Батюшки и которого всегда ждали с особым нетерпением. Писатель В. Крупин вспоминает: «Батюшка входит – как будто светлее становится. Все бросаются под благословение, но Старец говорит: лучше подходить к облаченному священнику. Снимает пальто из добротного материала (не сам покупал, – говорит он)… Тщательно расчесывает бороду, поправляет наперсный крест». Очень аккуратно раскладывает все по столу: требник, аналойный крест, свечи. Своим благоговейным отношением к священным предметам он напоминает о серьезности момента: Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10). Отец Павел облачается в старенькую, сшитую ему матушками, зеленую епитрахиль. Не спеша зашнуровывает поручи, читая псалмы: Я ко миро на главе , сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его... В вопросах службы он бывал очень строг. Один священник вспоминал замечание отца Павла: «Как молитвослов держишь? Ты же грязными пальцами испачкал все страницы»! В таких случаях протеста не возникало. Мы же видели, как священнодействует сам наш Духовник». Поэтому, например, его слова о том, что правила к причастию надо вычитывать обязательно стоя, воспринимались как само собой разумеющееся. Многие сегодня склонны к расслабленности, но, видя отца Павла, его духовные чада подтягивались. Владимир Крупин свидетельствует об очень показательной «мелочи»: с некоторых пор я привык перед причастием обязательно застегивать верхнюю пуговичку рубашки. Сама подготовка к соборованию была действом. Его надо было видеть! И понимать, что любимая фраза Батюшки – « наш Бог – Бог порядка, а не беспорядка» – имела в его жизни особое наполнение.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/23/na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕЛОБОВСКИЙ Александр Алексеевич (28.08.1834, с. Желоби Белозерского у. Новгородской губ., ныне дер. Петропочинок Череповецкого р-на Вологодской обл.- 29.04. 1910, С.-Петербург), протопр. военного и морского духовенства. Род. в семье псаломщика желобовской Троицкой ц. одного из беднейших приходов уезда. До начала учебы часто посещал с отцом Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь . Окончил Белозерское ДУ, Новгородскую ДС. В 1855 г. как лучший ученик Ж. был направлен в СПбДА, которую окончил в 1859 г. со степенью магистра богословия. Выбрал служение военного священника, отказавшись от преподавания в семинарии. 17 сент. 1859 г. по благословению протопр. В. Б. Бажанова рукоположен во иерея. Назначен служить полковым священником в Митавский гусарский полк, расквартированный в Старицком у. Тверской губ. В 1861-1866 гг. занимал должность благочинного 7-й кавалерийской дивизии. В 1863 г. во время усмирения польского мятежа находился при войсках (в пределах Ковенской и Минской губерний). В 1866 г. Ж. был переведен в Гатчину священником лейб-гвардии Кирасирского полка (впосл. об-во офицеров полка на прощание преподнесло ему золотой магистерский крест). В 1868 г. назначен к ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы лейб-гвардии Конного полка в С.-Петербурге, 21 окт. 1869 г.- к ц. во имя святых Захарии и Елисаветы лейб-гвардии Кавалергардского полка (оба храма не сохр.). В 1873 г. возведен в сан протоиерея. С 26 янв. 1880 г. Ж.- благочинный гвардейского духовенства, с 1882 г.- настоятель «Всей артиллерии» собора во имя прп. Сергия Радонежского (не сохр.). На прощание от Кавалергардского полка получил золотой наперсный крест с украшениями. Ж. выстроил дом причта при соборе на Сергиевской ул. (1882-1884) и часовню с юго-зап. стороны собора в память о спасении царской семьи при крушении поезда на ст. Борки (1891, на пожертвования купца П. И. Долгина). Состоял членом Совета благотворительного братства прп.

http://pravenc.ru/text/182219.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010