Петр Воронов. Матфей Сижинский. 30. Максим Шуловский. 45. Александр Тихомиров. Василий Фортунатов. Яков Яхонтов. Иван Цынкаловский. Дмитрий Успенский. Василий Громов. Павел Троицкий. Николай Краснов. Андрей Кушевич. 35. Иеромонах Нифонт Мерцалов. 50. Стефан Виноградов. Алексей Воскресенский. Александр Новинский. Павел Глищинский. Яков Крашановский. Николай Марков. Василий Тронин. Андрей Охотин. Петр Шидловский. 55. Яков Новоселов. XIII-ro курса Со степенью магистра: 1. Кирилл Лучицкий. 10. Александр Щапов. Егор Амфитеатров. Иеромонах Поликарп Тугаринов. Михаил Семашко. Петр Разумовский. Иван Полотебнов. Петр Языков. Сильвестр Воскресенский. 5. Иван Рубцев. 15. Иван Архангельский. С правом на получение степени магистра по выслуге двух лет, с одобрением по должности и поведению и с представлением вновь свох сочинений. Александр Органов. Иван Шероцкий. Иван Антизитров. Василий Стефанович. Иван Маренин. Ираклий Лепоринский. Семен Дубинский. 20. Александр Головкин. Феофан Жураховский. Павел Голинковский. Михаил Стефанович. Евтихий Вознесенский 25. Иеромонах Иларион Вознесенский. – кандидата: Александр Спасский. 35. Александр Золотов. Иосиф Гашкевич. Лука Корытов. Григорий Рарский. Алексей Недешев. Федор Кладкевич. Ефим Михайлов. 30. Василий Богородицкий. 40. Никанор Резухин. Николай Ястребов. Василий Орлов. Виталий Попов. Иеродиакон Иннокентий Немиров. Александр Кохомский. Михаил Вертоградов. Андрей Кулаковский. 45. Никодим Шостаковский. Иван Беляев. Алексей Надеждин. Умерли до утверждения в ученых степенях. Иван Белев. XIV-ro курса Со степенью магистра: 1. Александр Мишин. 10. Василий Нектарьевский. Василий Рязанов. Иван Юркевич. Николай Адиасевич. Иван Меншагин. Антоний Голубев. Павел Жданов. Тимофей Костров. 5. Михаил Херсонский. 15. Конон Волков. Даниил Клюковский. Арсений Успенский. Антоний Машкевич. Александр Соколов. Петр Марипчельский. Иван Лобовиков. Николай Алексинский. Кандидата: Петр Приклонский. 30. Павел Дашкевич. Алексей Морев. Никита Соколов. Василий Чекалкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Воздвиженский Иван, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иоанн Егоров († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Завидово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 11 об.). Воздвиженский Сергей, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иван Сергеев († до 1866 г.), пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Ведерницы, Спасская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 16 об.). Воздвиженский Сергей, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Егоров († до 1866 г.), священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Завидово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 21 об.). Вознесенский Алексей, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец:Иван Афанасьев, дьячок; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Рогачево, Николаевская церковь(ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 20 об.). Воинов Иван, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Иван Сергеев, дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Пески, Сретенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 4 об.). Воронцев Дмитрий, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Тимофей Егоров, пономарь; Московская губерния, Клинский уезд, погост Никольский, что на Железовке, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 10 об.). Воронцев Дмитрий, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Александров, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Огниково, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 28 об.). Воронцев Иван, родился около 1846 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Егор Михайлов, пономарь; Московская губерния, Клинский уезд, село Зосимова пустынь, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 17 об.). Воронцев Михаил, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Егор Михайлов, пономарь; Московская губерния, Клинский уезд, село Зосимова пустынь, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

711 г. декабря в 7 день в приказе Книг печатного дела бил челом великому государю словесно Иван Михайлов сын Мякишев, чтоб ему быть в учении в немецкой школе; а отец де ево Михайло Прохоров сын Мякишев служит по Москве по жилецкому списку. А от рождения де ему Ивану 18 лет. Иван Михайлов сын Мякишев руку приложил. И того ж числа по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина вышеписанной Иван Мякишев послан в учение в немецкую школу к учителю Вурму с писцом Иваном Степановым. (Кп. 100, л. 60 об. – 61 об.). Кормовые деньги ученикам за ноябрь месяц 1711 года выданы только следующим 10 ученикам, по 8 денег на день: Леонтей Островской. По 6 денег: Матвей Орешников, Никита Стуколов, Иван Соболев, Иван Лопатин, Иван Поляков, Артемей Соловецкой, Прокофей Суворов, Игнатей Юдин, Алексей Ефимов. Итого им вышеписанным школьникам 10 человеком иметца на ноябрь месяц 711 году кормовых денег в даче быть 9 рублев 10 алтын из приему подьячего Петра Волкова. Помета: 1711-го ноября в 30 день. Выдать вышеписанным 10 человеком по окладом их на ноябрь из присланных на школы. (В списке имеются росписки всех их в получении жалования). В ноябре таким образом не выданы кормовые деньги следующим ученикам, упоминавшимся при выдаче кормовых денег в октябре: Тихон и Матвей Ловзины, Максим и Федор Бутковские, Борис Алтуфьев, Семен Розладин, Яков Рубинов, Алексей Зензеров, Иван Карцов, Галактион Чижев, Федор Гуляев, Григорей Чичагов, Иван Хорошилов, Семен Кудрявцов, Андрей Горлов, Семен Павлов, Федор Заводин. (Кн. 58, л. 118–119. Кн. 60, л. 39). 1711 года декабря в 17 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина дано из приказу Книг печатного дела немецкой школы ученику Федору Юрьеву сыну Головцыну декабря с шестогонадесять числа генваря по первое число 712 году, итого на 16 дней по 4 деньги на день кормовых денег, итого 10 алтын 4 деньги из школьных денег из приему подьячего Петра Волкова. Помета: выдать из школьных и внесть в росход. – Скольинк (sic) Федор Юрьевев сын Головцын кормовых денег взял 10 алтын 4 деньги и расписался (Кн. 58, л. 130. Кн. 60, л. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Никольский Александр , родился около 1855 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Афанасий Никольский, заштатный диакон; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Ассаурово, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 9; д. 2067, л. 17). Никольский Василий, родился около 1854 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1875 гг.). Отец : Иван Михайлов Никольский, пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Царево, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2109, л. 10; д. 2067, л. 16 об.). Никольский Владимир , родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Иван Михайлов Никольский, пономарь; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Царево, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 9; д. 2067, л. 13 об.). Никольский Иван, родился около 1851 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Тимофей Михайлов, пономарь; Московская губерния, Бронницкий уезд, Михайловская слобода, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 10). Никольский Иван, родился около 1851 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (до 1868 – 1874 гг.). Отец : Василий Елисеев († до 1874 г.), священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Зеленцыно, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 20). Никольский Никанор, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Петр Иванов († до 1872 г.), дьячок; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Изварино, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 25). Новинский Геннадий, родился около 1854 г.; Галичское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Симеон Новинс кий, священник; Костромская губерния, Буйский уезд. церковь в честь Рождества Христова в Ликурге (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 27; д. 2067, л. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— На днях, — сказал мне Коля, — я слышал Михайлова у нас в монастыре на спевке с правым хором. Оказывается, Михайлов знаком с Иваном Яковлевичем и скоро будет служить у нас за всенощной. На спевке Михайлов пел «Блажен муж…», «Ныне отпущаеши…» и «Спаси, Боже, люди Твоя…». Голос у него красивый, сильный и очень ровный, одинаково легко звучавший на «низах» и на «верхах». Мне он очень понравился. Из оставшихся после Розова протодиаконов Михайлов, пожалуй, самый лучший. Его заслушаешься. Но не меньше Михайлова хотелось слушать о. Симеона, я — Разве о. Симеон солирует? — спросил я. — Да нет, он не пел, а говорил о церковной службе. — Что же он говорил? — Сейчас расскажу. Приехал Михайлов с опозданием. Пока его ждали, среди певчих зашел разговор о том, как лучше петь ектеньи: с «перекрытием» или без «перекрытия». Отец Симеон сначала слушал этот разговор, а потом сказал: — Многим нравится пение с «перекрытием». Звучит это красиво, но слова ектеньи, которые молящиеся должны слышать, чтобы молиться этими словами, скрадываются. И получается, что красивое заслоняет собою столь важную в церкви общую молитву. Это — то самое «многогласие», против которого восставал и боролся Патриарх Никон. Обычаем церковным установлено повторение хором прокимнов, возглашаемых диаконом или чтецом. Это сделано для того, чтобы обратить особое внимание молящихся на содержание прокимнов. У нас теперь нередко и прокимны «перекрываются». И то, что должно запомниться, выпадает из внимания. Прекрасен обычай пения стихир с канонархом. При этом пении до молящихся доходит каждое слово и возвышает душу. Вспоминаю, как в детстве я пришел ко всенощной накануне Вербного воскресенья. Пасха была в тот год поздняя, было тепло, все распускалось. Было радостно идти в церковь с вербочкой… И вот я услышал стихиры, певшиеся с канонархом, глубоко тронувшие мою душу и запомнившиеся на всю жизнь. Особенно тронула стихира, в которой говорится: «Прежде шести дней Пасхи прииде Иисус во Вифанию, и приступиша к Нему ученицы Его, глаголюще Ему: «Господи, где хощеши, уготоваем Ти ясти пасху?».

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

Михайлов. Михайловский Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1999. Ссылки:   Адрес: Россия, Рязанская область, город Михайлов, Покровский женский монастырь Координаты: 54.238507, 39.060689 Проезд:из Рязани: автобусом с автовокзала Мервино. Маршрут: Рязань-Михайлов, не въезжая в город сойти возле моста трассы Москва – Волгоград. От моста налево по трассе пешком 1.5 км. из Москвы: автобусом с автовокзала Щелковский. Маршрут: Москва – Скопин, до Михайлова, автобус может остановиться напротив монастыря. Изменить описание объекта Автор: Анастасин Александр Валентинович Снято: 2 августа 2014 Добавлено: 3 августа 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. До 1819 года монастырь под названием Рязанский Пустынский Покровский девичий (в народе его называли Аграфенинской пустынью; основан игуменьею Агрипиной) находился в Рязанском уезде, около озера Куцкого, недалеко от губернского центра. 18 июня 1819 переведен на новое место - на окраину города Михайлова - так называемую Черную Гору (в восточной части города; находится в 90 км от Рязани). Кельи настоятельницы и насельниц перевезли и поставили в мае 1820 года. Монастырю был передан кладбищенский храм Воскресения Христова (1808 год). Около 1820 года был заложен каменный двухэтажный храм. В 1830 году освящен его нижний этаж - в честь Софии Премудрости Божией с правым приделом святого Иоанна Предтечи (1832 год) и левым - святителя Николая Чудотворца (1848 год); в 1836 году - верхний этаж - во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В1866-1879 годах к храму сделаны пристройки, и в 1879 году освящен новый придел в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " (эта чудотворная икона, пользовавшаяся особым почитанием, помещалась на столбе у Никольского придела, в киоте из красного дерева, под серебряной ризой, украшенной жемчугом). Стенная роспись - живописца П. Шубникова, поновление - его ученика П. В. Могилерова. Летом 1841 года было завершено продолжавшееся около 20 лет строительство ограды со Святыми вратами, являвшимися нижним этажом колокольни. В 1919 году (в год 100-летия со дня основания) монастырь был закрыт, имущество конфисковано, храмы опечатаны. В монастыре разместился отряд красноармейцев. Впоследствии на его территории расположилась свиноферма. К концу 50-х годов все постройки снесли до основания.

http://sobory.ru/article/?object=08889

Многоценная жемчужина: литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии н. э. М., 1994. Мильков–1986 Мильков В. В. Иларион и древнерусская мысль/Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. 2. М., 1986. Мильков–1992 Мильков В. В. Определения философии Иоанна Дамаскина и его славяно-русские варианты/Переводные памятники философской мысли в Древней Руси. М., 1992. Мильков–1993 Мильков В. В. Учение стригольников/Общественная мысль: исследования и публикации. Bыn. IV. М., 1993. Мильков–1997а Мильков В. В. Античное учение о четырех стихиях в древнерусской письменности/Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. Мильков–1997б Мильков В. В.  Отвергнутая традиция: учение еретиков – «жидовствующих»/Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. Мильков–1997в Мильков В. В., Милькова С. В. Апокрифическое выражение мифологических воззрений/Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. Мильков–2000. Мильков В. В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб., 2000. Мильков–2001 Мильков В. В. Разновидности деятельной философии: от аскезы до практицизма/Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб., 2001. Михаил Пселл. [О душе и уме]/Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991. Михайлов–1895 Михайлов А. В. Общий обзор состава, редакций и литературных источников Толковой Палеи/Варшавские Университетские известия. 1895. Михайлов–1895–1896 Михайлов А. В. К вопросу о тексте книги Бытия и пророка Моисея в Толковой Палее/Варшавские университетские известия. 1895. 9. 1896. 1. Михайлов–1928 Михайлов А.[В]. К вопросу о происхождении и литературных источниках Толковой Палеи/ИОРЯС. 1928. T. I. Кн. 1. Мифы народов мира. Т. I-II. М., 1987. Минея праздничная. М., 1914. Мочульский–1887 Мочульский В. Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге. Варшава, 1887. Мочульский–1889 Мочульский В. Происхождение Физиолога и его начальные судьбы в литературах Востока и Запада. Варшава, 1889. Мочульский–1893 Мочульский В. Следы народной Библии в славянской и древнерусской письменности. Одесса, 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

 1939 году Синод принял решение передать в распоряжение Покровского прихода часовню, построенную на месте захоронения архиепископа Иоанна (Поммера) на Покровском кладбище. Кроме ухода за часовней, приход обязан каждый годвносить 300 лат в фонд учрежденной “Стипендии архиепископа Иоанна (Поммера)”, которая будет выплачиваться способнейшим студентам, а также тем, кто будет командироваться за границу для усовершенствования знаний В 1938/39 году на факультет были приняты 3оя Берзиня, Людмила Сингаевская, Никифор Цериньш, Николай Харитонов, Константин Кравченок, Владимир Михайлов, Леонид Начис, Георгий Тайлов, Михаил Шершунов и Виктор Войткевич, — всего 10 человек Из упомянутых студентов мне известны судьбы следующих: Николай Харитонов был священником православной церкви в Дзинтари (Юр­мала) до тех пор, пока местным строителям коммунизма не понадобилось разрушить эту уникальную жемчужину деревянной архитектуры, чтобы в конце улицы Иомас воздвигнуть никому не нужный глобус, а на месте самой церквушки устроить теннисную площадку для развлекающихся гостей Юрмалы. В последние годы отец Николай Харитонов служил в храмах Риги. Похоронен на Ивановском кладбище в Риге. Константин Кравченок, участник Православной Миссии, священником не стал. Был арестован и осужден на 25 лет. После освобождения из лагеря тяжело болел. Скончался в 70-е годы. Владимир Михайлов священником не был. Долгие годы работал учителем и директором школы в Каугури, ныне пенсионер. Леонид Начис закончил Ленинградскую Духовную Академию. Живет и служит в Санкт-Петербурге. Георгий Тайлов — священник, пенсионер, иногда служит в рижских храмах; занимается полезной общественной работой — несколько раз в неделю отвечает по телефону людям, нуждающимся в моральной поддержке, в духовном совете. Михаил Шершунов умер в ссылке. В следующем 1939/40 году в число студентов были зачислены Феодор Ягодкин (из Резекне), Владимир Толстоухов, Александр Киселев (из Эстонии), Константин Михайлов, Алексей Тихомиров (юрист). А. Киселев живет в Америке, служит в Нью-Йорке. В прошлом году был в Риге, навещал знакомых, посещал храмы 1 . Константин Михайлов был арестован, выслан; в страданиях, больной и измученный, умер в ссылке. Алексей Тихомиров после возвращения из ссылки был рукоположен в сан священника, служил в Соборе, работал в Епархиальном управлении.

http://pravmir.ru/o-znachenii-pravoslavn...

10) Протоиерей Григорий Михайлов (Поворский). Из справки консистории, сданной 16 января 1800 года по случаю увольнения по болезни этого протоиерея от должности, видно, что он в 1765 году, по увольнении из Костромской епархии, определен был в Императорскую Академию художеств псаломщиком, и для обучения малолетних детей российскому языку; 28 сентября 1773 года по 3 января 1776 в бытность его при церкви Вознесения Господня, что при Адмиралтейских слободах, диаконом, обучал в школе малолетних детей арифметике и географии, и имел над ними надзирание; в 1787 году избран был в новую академию для сочинения лексикона, где и собирал литеру Д: 22 октября 1787 года произведен в Андреевской церкви в протоиереи и определен благочинным; а 1789 года февраля 11 дня переведен в Исаакиевский собор с отправлением должности благочинного. В 1800 году февраля 16 по слабости в ногах по прошению уволен от должности с пенсией полного жалованья 120 руб., производимого из типографской процентной суммы. Вот самое прошение, поданное протоиереем Михайловым преосвященному Амвросию об увольнении: «Святейший Владыко! Милостивейший архипастырь и отец! Одиннадцать лет уже прошло, как одной болезнью одержим стражду, я до того дохожу, что уже в церкви Божьей священнослужение отправлять не в состоянии. Прошу и молю, милостивейший архипастырь и отец, не погнушайся, обрадуй слабый мой дух чистою отставою, да и не лиши дневного пропитания до гроба. Вашего Святейшества нижайший послушник Исаакиевского собора протопоп Григорий Михайлов». Кроме увольнения, преосвященным Амвросием сделана была Михайлову и другая милость: «консистории предписать», определил преосвященный 23 мая 1800 года, «Исаакиевского собора протоиерею Михаилу Алексееву, дабы он, если есть возможность, отвел нужные покои из принадлежащего Исаакиевскому собору строения для жительства уволенному за старостью и слабостью здоровья от должности того собора протопопу Григорию Михайлову». Впрочем, после отставки протоиерей Григорий Михайлов жил недолго. Сенновский протоиерей и благочинный Алексей Сильницкий рапортовал преосвященному митрополиту Амвросию от 16 октября того же 1800 года, что протоиерей Григорий Михайлов Покорский умер 1 октября, 60 лет, скоропостижно, оставив жену Пелагию Иванову, которой по указу Духовной консистории для содержания ее имеет быть производимо 120 руб., из церковной суммы по смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В рецензии на издания И. Вайсом глаголических текстов A.B. Михайлов вновь обращает внимание на особую значимость хорватских бревиариев и миссалов для славянской библеистики: «1) во многих местах церковно-славянский перевод этих чтений древнее перевода кирилловских текстов и 2) при помощи их открывается возможность определить греческий оригинал, которым пользовались Первоучителя славян по другому греческому оригиналу эти чтения не исправлялись, чего нельзя сказать про кирилловские тексты св. Писания, в которых видно влияние разных греческих подлинников» 80 . Труд A.B. Михайлова «Опыт изучения текста книги Бытия пророка Моисея в древне-славянском переводе» надо признать одним из выдающихся исследований в области славянской библеистики. Критически освоив весь предыдущий опыт (изложению которого посвящена 2 глава), A.B. Михайлов поставил перед собой ряд задач, которые решал всеми доступными в его время методами. К числу этих задач относятся: а) сравнение всех списков кн. Бытия для определения редакций и семей их текстов; б) установление их взаимоотношения и степень древности каждого из текстов; в) выяснение того, может ли древнейшая редакция считаться и в какой мере кирилло-мефодиевской. Решение этих задач преследует достижение одной цели «дать посильный ответ на вопрос: в каком объёме была переведена книга Бытия свв. Кириллом и Мефодием целиком или только в известной её части?» 81 . Источниками исследования были 26 славянских рукописей, содержащих полный текст книги Бытия, 25 древнеславянских паремийников XII–XVI вв. и 15 греческих профитологиев вв. Основной в исследовании является глава 3, посвящённая анализу состава и перевода древнеславянского текста книги Бытия, паремийного и четьего, по главам и стихам в сравнении с греческими оригиналами и давшая материал для выводов, содержащихся в главах 4–8. В этой главе привлекает внимание не только добытый материал, но и применяемый сравнительно-исторический текстологический метод. Приведём два примера. В славянских переводах стиха Быт.1:1 ν ρχ ποησν Θς τν ορανν κα τν γν по-разному переводится ν ρχ: искони – испьрва – въ начл. А.В. Михайлов полагает, что первоначальным, то есть кирилловским был вариант искони, что доказывается, во-первых, согласным употреблением всех паремийников и глаголического текста и, во-вторых, употреблением древнейших текстов Евангелия Мариинского, Зографского, Галицкого и др., в которых последовательно используется только этот вариант, тогда как в Ассеманиевом и Остромировом списках при переводе ρχ наблюдается колебание между искони и испьрва, поэтому испьрва A.B. Михайлов считает поправкой, явлением вторичным. Что касается варианта въ начл, то он появился позже – в Шестодневе Иоанна экзарха, который не употребляет вообще искони, но нередко использует испьрва. Таким образом, первоначальность варианта искони обосновывается

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010