«в церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, что над кладезем, на престол и на жертвенник выдано» 12 аршин полотна «да на освященье про церковный обиход 23 гривенки» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 29. Л. 11 об.). Стены сложены из гранита и кирпича, свод кирпичный. Алтарь отделен поперечной стенкой с 3 арками на 2 столбах. На этой стенке первоначально размещался 5-ярусный тябловый иконостас. Храм 1661 г. неск. раз ремонтировался. В 1823 г. был сделан снаружи контрфорс и покрыт тесом. Во 2-й пол. XIX в. церковь отделили от паперти поперечной стеной. В числе изменений, внесенных в здание после пожара 1855 г., было устройство белокаменных крестов. Один установлен ниже уровня земли, над колодцем, на нем вырезан семиконечный крест с орудиями страстей на Голгофе. Другой - с внешней стороны апсиды, с текстом об основании и освящении мон-ря: «Ставропигий освящен во имя Святаго Его происхождения во освящение и целебного дара приснотекущих вод сих в честней обители Святаго и Животворящаго Креста Господня во царство благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по благословению Пресвятейшаго Великаго Господина Никона патриарха в лето 7168 года по воплощении Слова Божия 1660 года Августа в 1-й день». Оба креста имеют 4-конечную форму с расширенными концами. Белокаменный крест с текстом на алтаре неоднократно воспроизводился в лит-ре и был определен как «закладной», современный строительству храма. Письменные источники утверждают, что оба белокаменных креста установлены много позже, во время ремонта храма в 1870-1871 гг. (Там же. Оп. 5. Д. 232. Л. 22). Правильнее называть эти кресты памятными. Церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, трапезная и келарские. Кон. XVII в. Фотография. 1886 г. Церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, трапезная и келарские. Кон. XVII в. Фотография. 1886 г. Одноглавая церковь над кладезем имела каменный барабан и, по описи 1736 г., «каменную главу крыту чешуею» (ГАНО.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

После пожара 1855 г. для осмотра обгоревших построек по распоряжению Архангельской губ. строительной комиссии был командирован архит. Г. К. Иванов, который составил акт «О состоянии этих зданий и проект на возобновление оных» (РГИА. Ф. 218. Оп. 3. Д. 1722. Л. 5 об.). Первая деревянная ц. в честь Воздвижения Креста Господня была возведена на Кий-острове за полгода небольшим числом плотников, приглашенных из Каргополя,- Гришкой Георгиевым, Васькой Прокопьевым, Трушкой Яковлевым «со товарищи» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 1. Л. 55 об.). Плотницкие работы велись круглогодично, а каменные - только в летний период. Нек-рые каменные сооружения строили не один год. Так, Воздвиженская ц. возводилась с 1658 по 1661 г. Крестьяне онежских волостей были основной рабочей силой на всех этапах строительства обители. В 1657-1659 гг. письменные источники зафиксировали имена «пришлых» каменщиков и кирпичников: из Кириллова, Каргополя, Белоозера и даже из Валдайского Иверского мон-ря (Там же. Д. 28. Л. 16 об.- 17), т. к. опыт каменного строительства в Поморье к этому времени был еще невелик. Ближайшим к Кий-острову местом, где каменное строительство велось с сер. XVI в., был Соловецкий мон-рь. Но в сер. XVII в. его братия находилась в оппозиции к патриарху Никону, что не позволило установить тесные связи между 2 обителями Белого м., близкими по географическому положению. Интерьер собора в честь Воздвижения Креста Господня Интерьер собора в честь Воздвижения Креста Господня В XVII в. в устье р. Онеги на Белом дворе, принадлежавшем К.-О. м., были выстроены печи для обжига кирпича. В 1658 г. у этих печей работали кирпичники из Каргополя, Кириллова Белозерского и Ферапонтова Белозерского мон-рей, но самой значительной была бригада из 43 кирпичников «вотчин монастыря Ставроса... разных волостей во главе с Мишкой Григорьевым. Ими было сделано для монастыря в том же году 262 тысячи кирпичей» (Там же. Д. 1. Л. 111-111 об.), которые с «устья Онежского... барками возили» на Кий-остров. Сложность доставки строительных материалов на остров и экономические соображения диктовали необходимость использования местного камня, дерева, глины.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

С зап. стороны к церкви примыкает 2-этажная трапезная палата в комплексе с келарской палатой, ризницей, б-кой и архивом, а также с поварнями и кладовыми на 1-м этаже. Назначение помещений трапезного комплекса неоднократно менялось. Напр., ризница и архивная палатка длительное время находились в Крестовоздвиженском соборе. Для братской трапезной использовалось помещение верхней палаты. В 70-х гг. XIX в. братская трапезная разместилась на нижнем этаже. Обе трапезные одностолпные, находятся одна над другой, а столбы - на одной оси. Святыни, ризница Главная святыня К.-О. м., крест-реликварий, находился в соборе Воздвижения Креста на месте храмового образа, справа от царских врат. По сторонам от него были изображения равноапостольных Константина и Елены, а также «персоны» ктиторов. Крест почитался царской семьей. В переписной книге домовой казны патриарха Никона 1658 г. упоминаются «две иконы болших, которые писаны к большому кипарисному кресту»: на одной - равноап. царь Константин, патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, на другой - равноап. царица Елена, царица Мария Ильинична и царевич Алексей Алексеевич (Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, сост. в 7166 г. по велению царя Алексея Михайловича//ВОИДР. 1852. Кн. 15. Ч. 2. С. 1-134). На средства архиеп. Олонецкого Игнатия (Семёнова) , вложившего в обитель 5 тыс. р., в 1843-1844 гг. вокруг креста был сооружен мраморный киот (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 66). На розовом поле мрамора была вырезана вкладная надпись с именем дарителя. В монастырской б-ке хранилась рукопись с описанием чудес, бывших от креста. В усыпальнице К.-О. м. стоял камень «более сажени в длину», на к-ром первоначально был водружен в соборе Кийский крест; затем на нем стоял деревянный гроб «с ликом угодника святаго праведнаго Иоанна Яренгскаго чудотворца, в котором он прежде почивал» (Историческое описание. 1903. С. 13). 29 марта 1841 г. мощи прав. Иоанна , хранившиеся в ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с. Яреньга (Яренга) на побережье Белого м., были переложены в новую раку (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 31. Л. 1, 4). Старая гробница была передана в К.-О. м.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г. Ограда Кий-Островского мон-ря. Фотография. 2013 г. 8 сент. 1661 г. патриарх Никон освятил деревянную ц. во имя Всех святых (впосл. многократно перестраивалась). Последний ремонт в 1900 г. контролировался Императорской Археологической комиссией, к-рая заботилась о сохранении древнего вида памятника. Церковь выстроена на монастырском кладбище «для погребения мертвых». Это небольшой одноглавый прямоугольный в плане храм. Глава была покрыта лемехом, а кровля - тесом. В 1900 г. кладбище было окружено деревянной оградой из соснового леса: поставлены столбы и деревянные решетки. Сохранились фотографии церкви и кладбища, выполненные в 1884 г. А. В. Вьюшиным и в 1886 г. А. Д. Постниковой (в монашестве Филарета) (см.: Постникова А. Мон-ри Архангельской епархии: Фотографии 1884, 1885 и 1886 гг. Архангельск, 2006. Б/п). На них можно видеть особый тип захоронения - «в срубе», бытовавший в Поморье, в Онежском, Корельском и Кольском уездах; слой земли на Кий-острове невелик. Срубы представляли собой прямоугольные или квадратные ящики из бревен или досок, установленные над землей; они покрывались 2-скатной крышей, на коньке к-рой ставился крест. Кресты иногда ставились за «срубцем», в головах могил ( Медведев П. П. Некрокультовые сооружения Карельского Поморья и смежных прибеломорских районов: (Ареальные исследования народного зодчества на территории Респ. Карелия). Петрозаводск, 2001). Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г. Настоятельский корпус мон-ря. 1871 г. Фотография. 2013 г. На острове находились деревянные часовни: одна была построена «на рогу острова» в 1869 г., «в память пристанища на Кий-острове Патриарха Никона» во время перенесения мощей митр. Филиппа из Соловецкой обители в Москву; другая («Никоновский крест с ковчегом») устроена над крестом, водруженным патриархом в честь своего спасения (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 153. Л. 79 об., 80). Обе не сохранились. Первая ограда была построена в 1658 г. плотниками монастырских вотчин (Там же.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Ф. 480. Оп. 1. Д. 367. Л. 10). Деревянное перекрытие горело во время пожаров, и во 2-й пол. XVIII в. церковь перекрыли «белым железом». Монастырская переписная книга 1666 г. указывает, что в церкви, включая алтарь, «пять окончин слюдяных больших и малых» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 112. Л. 13 об.). С зап. стороны к храму примыкает каменный келейный корпус на «хозяйственных погребах» (1693). Переписная книга 1694 г. сообщает, что «вновь построены каменные погреба о трех жирах… да квасоварня каменная». О каменных кельях описи кон. XVII - нач. XVIII в. не упоминают, а опись 1839 г. сообщает, что каменные кельи построены только в 1753 г. (Там же. Оп. 9. Д. 150. Л. 96). Этот факт требует дополнительного подтверждения. Каменные кельи построены над каменными погребами, существовавшими с 1693 г. В описи 1772 г. отмечены «настоятельские кельи каменные в одних сводах на погребах в пяти покоях с сеньми и чуланы» (Там же. Оп. 4. Д. 417. Л. 26). Каменные кельи «на погребах» первоначально стояли к западу от надкладезной церкви, но отдельно от нее. В 1774 г. указаны «близ Происхождения Честного Креста Господня церкви три кельи и поварня настоятельские, под оными кельями погреба и квасоварня» (Там же. Д. 429. Л. 1 об.). В 1785 г. настоятельские покои упоминаются уже при «сей церкви». Видимо, в этот период церковь была соединена с кельями, все поздние документы отмечают, что кельи находятся «при церкви» или «в одной связи» с ней. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы и колокольня. Кон. XVII в. Фотография. 2013 г. Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы и колокольня. Кон. XVII в. Фотография. 2013 г. Создание каменного комплекса (1689) с ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, трапезной, келарской и примыкающими к ним колокольней и усыпальницей завершает формирование ансамбля мон-ря в кон. XVII в. Храм 2-ярусный, с полукруглой апсидой. Стены и своды сложены из кирпича и гранита. Богородице-Рождественская ц. размещалась на верхнем этаже, а на нижнем в 1769 г. был освящен престол во имя свт.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Первоначально ризница находилась в соборе, в кладовой палатке, устроенной в одном из алтарных опорных столбов (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 2. Д. 184. Л. 29; Молчанов. 1813. С. 266). В ризнице было много предметов церковного богослужения, полученных от патриарха Никона, с его вкладными надписями: крест серебряный напрестольный, «сребропозлащенные» дискос, потир и ковш, чаша медная литая. Боярин В. И. Стрешнев «по душе своей» дал вкладом сосуд серебряный для освящения воды. В Крестовоздвиженском соборе иконописной артелью Михаила Алексеева был создан 4-ярусный иконостас. Первоначально иконы стояли на 3 тяблах, а на них «писаны травы разными красками» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 112. Л. 13). Около правого клироса устроено каменное настоятельское место, «снаружи крашено разными красками». В 1823 г. иконы стояли также вокруг столбов. В соборных приделах были 2-ярусные иконостасы. Около юж. дверей находился живописный портрет патриарха Никона «во весь рост в рамах крашеных на полотне» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 218. Л. 577-603 об.). Этот портрет написал для К.-О. м. в 1798 г. с.-петербургский худож. К. Новосёлов. «За написание портрета святейшего патриарха во весь свой рост живописцу Корнилию Новоселову двадцать пять рублей» (Там же. Оп. 5. Т. 1. Д. 55. Л. 4 об.). В монастырских храмах находилось множество икон, прославляющих крест, как напоминание о посвящении и главной святыне обители: «Воздвижение Креста Господня», «Образ Животворящего Креста», «Образ Креста Господня с лицами святых благоверных царей Константина и Елены, и пониже их в молении государя царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, и святейшаго Никона патриарха» («Поклонение Кийскому Кресту»). На юж. и сев. алтарных дверях ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня были написаны «образы Креста Господня» (Там же. Оп. 31. Д. 218. Л. 577-603 об.). В нач. ХХ в. в Крестовоздвиженском соборе хранилась «св. Николая Чудотворца икона, благословляющаго по раскольническому обряду. Посему многие поморы-раскольники почитают сию икону и заходят в храм молиться» (Там же. Оп. 2. Т. 6. Д. 329. Л. 116 об.-117).

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Ф. 218. Оп. 3. Д. 1722. Л. 11). Пятиглавие на соборе отмечено и в монастырских описях за 1823 и 1839 гг.: «Пять глав, у большой из них и у двух меньших с восточной стороны шеи каменные, а у других последних с западной стороны деревянныя, отбелены» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 150. Л. 1). До пожара сер. XIX в. собор был 5-главым. Впервые о числе глав собора сообщает опись 1736 г.: «В монастыре церковь соборная Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня каменная, на ней пять глав крыты чешуей, кресты деревянные» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 367. Л. 1 об.). Два барабана были выполнены в дереве и окрашены, внешне имитировали камень. Во время пожаров эти 2 деревянных барабана с главами сгорели в первую очередь. 2 зап. глав собор лишился при пожаре 1741 г., долгое время они не восстанавливались. Об этом сообщает опись 1743 г.: «В монастыре церковь соборная Воздвижения Креста Господня каменная, на ней пять глав крыты чешуею, кресты деревянные, на церкви Воздвижения Креста Господня после пожару кровля в один тес тонкий крыта начата, а не совершена, глав не строено» (Там же. Оп. 4. Д. 55. Л. 1 об.). Из документов XVIII в. следует, что главы на соборе были покрыты лемехом - «чешуею», а после пожара 1855 г. обиты листовым железом. Каменный крест на апсиде ц. в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Фотография. 2013 г. Каменный крест на апсиде ц. в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Фотография. 2013 г. Первоначально в соборе, включая и алтарь, было «двадцать окончин больших и малых... шиты белым железом». К 1699 г. на окнах и дверях храма появились «железные затворы», при этом у соборных дверей и больших окон они были 2-створчатыми. Входы в собор расположены с 3 сторон: северной, южной и западной. Архивольты перспективных порталов сложены из тесаного известняка. Порталы имеют характерное килевидное завершение. Помимо внутренних железных дверей в XIX в. в соборе были наружные, деревянные. С зап. стороны - каменное крыльцо, над которым «на четырех столбах устроен купол с главой и крестом» (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В 1854 году крест вывозился из монастыря ввиду английской военной угрозы, при этом были утеряны некоторые мощи. Кийский крест пребывал на Кий-острове до закрытия монастыря в 1923 году, когда был перевезён на Соловки и помещён в антирелигиозный музей. В 1930 году при закрытии музея Соловецкого лагеря особого назначения вместе с другими памятниками крест поступил в ГИМ, где хранился до 1991 года. Сегодня поклонный крест-мощевик из Крестовоздвиженского монастыря на Кий-острове находится в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве 1086 . Грамота начинается с рассказа о создании Никоном Крестного монастыря на Онежском устье. В 1639 году, будучи иеромонахом, Никон совершал путешествие из Анзерского скита и во время бури нашёл спасение на острове Кий, где в память об этом событии водрузил крест. Теперь, в 1656 году, когда давнее желание поставить на острове монастырь стало реальностью, Никон отправляет на место будущей обители привезённый из Палестины большой, в натуральную величину крест из кипарисового дерева, вещественное знамение Святой земли: «И аще кто с врою восхощет к тому животворящему Кресту на поклонение приити, да не мне кътому силою святого того честнаго и животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская мста, в нихже святое свое смотрение Христос Бог наш исполни» (8). Таким образом, по мысли патриарха Никона , поклонение кийской святыне становится подобным поклонению великой палестинской святыне. Появление па Русском Севере копии Животворящего Креста Господня и строительстве для неё монастыря определило две главные темы Грамоты: христианское милосердие и христианский крест. В соответствии с ними чётко выделяются две части Грамоты. Каждая имеет свою композицию, свои источники и собственную логику развития темы. Обе части компилятивны. Остановимся на характеристике каждой части Грамоты. Чтобы проследить последовательное развитие темы милосердия в первой части Грамоты, необходимо выявить источники, которыми пользовался автор, и определить цитаты.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

О священная главо! снятый Владыко Филиппе, пастырю наш! молим тя, не презри нашего грешнаго моления, прииди к нам с миром; Царь Алексей, желая видети тя и поклонитися мощем твоим святым» 103 . Молились и постились три дня; на четвёртый служили всенощную сшествия Святому Духу купно со святым Филиппом. После литургии Никон читал царское молебное послание к мощам святителя; по просьбе архимандрита отделил три частицы от мощей Филипповых и оставил их в память и утешение скорбящим 104 . В эту минуту Никон и предстоящие обоняли чудесное благоухание. Раку поставили на уготованный одр, накрыли царскими покровами и торжественно понесли из церкви со псалмами и духовными песнями, под звуком всех колоколов, прямо к ладии. Никон пишет, что усердие народа было так велико, что многие, от слез умиления, изнемогали на этом кратком переходе. Казалось, замечает Никон, и солнце светило ярче и воздух был благораствореннее. Когда же рака была поставлена на ладию, и волнение народное утишилось, крестный ход возвратился в монастырь, с мольбами благодарственными. Митрополит угощал братию трапезой, раздавал царские подарки и к вечеру вышел в море. На ночь он остановился у Заяцкого острова в пяти верстах от обители, и тут простоял два дня. Рано утром 10 июня отправился он в дальнейший путь, и на другой день, часу в девятом утра, вошел в Онежское устье. Отсюда писал он первое из шести путевых донесений своих к государю. В тот же день поплыл он с святыми мощами вверх по реке, и 20 числа, вечером, святые мощи были внесены в соборную церковь Каргополя. На другой день, преосвященный совершал литургию и в три часа пополудни продолжал плавание по рекам и озерам до деревни Волока-Короткого; отсюда, 23 числа, перенесли мощи в Кириллов монастырь. В деревне Взвозе, принадлежащей этому монастырю, раку поставили опять в судно и плыли Шескной и Волгой до Ярославля, куда, после пятидневного плавания, прибыли 30 июня. Здесь плавание должно было окончиться, и Никон, не теряя времени, продолжал дорогу сухопутьем чрез Переяславль-Залесский (куда прибыл 2 июля), на Троицкую Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

23 Из исторических описаний: Патриарх Никон , будучи еще иеромонахом Анзерского Соловецкого скита, в 1639 году отправился из оного морем в малой ладье для устроения удобного места к препровождению монашеской жизни. От восставшей на море бури ладья его была прибита к небольшому, почти сплошному, из дикого камня, и поросшему лесом Кий-острову: «От великаго морскаго волнения едва не потопихомся; но, уповая на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу, к Кий-острову...» [Амвросий (Орантский), епископ. История Российской иерархии. М., 1813. Т. 4. С. 831]. В возблагодарение Богу и в память своего спасения он водрузил на сем месте деревянный крест и дал обет соорудить монастырь. По прошествии 13 лет после сего случая Никон, будучи уже митрополитом Новгородским, в 1652 году был послан в Соловецкий монастырь для перенесения святых мощей святителя Филиппа в Москву. Возвращаясь обратно со святыми мощами угодника, он снова посетил Кий-остров, и в память сего события была поставлена часовня на другом конце острова к материку, с крестом внутри оной. Здесь он и возобновил свой обет. 24 Лаврентий, архимандрит. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской губернии монастыре. М., 1805. С. 1. 26 Поскольку в Палестине дожди выпадают во время двух зимних месяцев, а река расположена далеко, то дождевая вода собирается жителями в водоемы, имеющиеся около каждого дома; этой водой город живет целый год. См.: Проскинитарий Арсения Суханова //Православный Палестинский сборник. СПб., 1889. Т. 7. Вып. 3. С. 38. Эта же система сбора атмосферных осадков была осуществлена Патриархом Никоном на Кий-острове, окруженном солеными водами Белого моря. 28 Крестный монастырь много раз горел и перестраивался. Установить первоначальный облик монастыря удалось благодаря исследованию самих зданий, а также путем привлечения аналогов, например памятников архитектуры Каргополя и Каргополья. Крестный Кийостровский монастырь, закрытый в 1923 году, и ныне не возвращен Церкви, монашеская и богослужебная жизнь в нем не возобновлены. Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010