Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

17 См. донесение о сем Патриарху Питириму Настоятеля Архимандрита Филофея с братиею от 16 Декабря, 1672 года, в Приложениях. 18 Два последних распоряжения относились к Типографии, заведенной Патриархом Никоном еще в 1650 году, в бытность его Новгородским Митрополитом в Хутыне монастыре, в коей тогда была напечатана одна только книга под названием «Диоптра или зерцало жизни человеческой» (в Каталоге С.-Петербургской Академии Наук). Заведение сие, по случаю отбытия Никона из Новгорода в Москву, оставлено. Сия Типография в последствии перемещена в Иверский монастырь. В ней с 1659 года напечатаны:1) Книга под названием «Рай мысленный», сказание о Иверском монастыре в Св. Афонской Горе и о Порталтской иконе Богоматери, тут же и об основании Иверского Валдайского монастыря. 2) Послание ко всем Православным Христианам. 3) Сказание о создании Онежского Крестного монастыря. 4) Канон молебный о соединении Веры Православные. 5) Молебное пение о умирении Церкви Святые Восточные, без означения года ¼ д. листа для убеждения раскольников, и 6) Часослов в 1658 году. В 1666 году Типография сия, по грамоте Святейшего Никона Патриарха , была переведена в Воскресенский монастырь, откуда по выше упомянутой грамоте 1676 года, взята к Москве: в 1680 году поступила в Дворец и названа Верхнею; в ней в 1681 г. напечатаны: 1) Тестамент Василия Греческого Царя. 2) Псалтырь, переведенная стихами Симеоном Полоцким , и 3) Вечеря духовная, т. е., собрание его проповедей. 20 В выходной книге 187 г. читаем: «Сентября в 5 день слушал Великий Государь всенощного бдения и божественной литургии, в Воскресенском монастыре… А на Великом Государе было платье в литоргии: ферезя, объярь бела гладкая; кафтан ездовой, атлас ал, испод пушки собольи; зипун, тафта бела; шапка бархат двоеморх червчат, с запаны с орлом; посох Индейской с каменьи. Стряпное было полотенцы, подножье бархатное, стул» (См. Выход Царей, стр. 664) 21 1) Риза бархат красной травчатой по зеленой земле, оплечье бархат черной, а на нем шито золотом и серебром и с блестки; вместо наподольника кружево серебряное в два ряда; подложены дорогами двоеличными, подпушка камка желтая, крест и мишерь бархат черной с золотом и с серебром и с блестки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В августе 2003 года началась реставрация Серафимо-Турнаевского храма, окончание которой было намечено на 2009 год. На территории Серафимо-Турнаевского храма в 2000 году был заложен фундамент нового храма. В 2003 году состоялось освещения малого храма во имя св. прав. Феодора Томского. Реставрация храма была закончена в 2012 году. В этом году же был освящен иконостас иконостас, изготовленный стараниями Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. В 2014 году - 100-летний юбилей храма. 31 июля - 1 августа прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию Серафимо-Турнаевского храма и 15-летию Серафимо-Турнаевского крестного хода. В крестном ходе участвовали паломники из Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края. Серафимо-Турнаевский храм стал духовным и культурным символом Новосибирской области. Исследовательский доклад воспитанницы Серафимо-Никольской школы традиционной русской кулътуры МОУ ДОД «Дом детства и юношества Болотнинского района» Анастасии Рублёвой; Образование и Православие. Православный журнал «Мироносица» 2014; «Сибирские Кижи»: Возрожденное сокровище Новосибирская область обладает сегодня уникальным, несколько лет тому назад отреставрированным, архитектурным памятником - деревянным однопрестольным православным храмом во имя преподобного Серафима Саровского. Расположен этот ныне действующий памятник архитектуры в селе Турнаево, что в 19 километрах к северу от районного центра - города Болотное. Сразу следует сказать, что Серафимо-Турнаевский храм - первый в Сибири и четвертый в мире храм, освященный в честь широко известного в дореволюционной, советской и постсоветской России святого - Серафима Саровского. 1 августа 2014 года торжественно отмечалось 100-летие со дня освящения Серафимо-Турнаевского храма. С давних времен в широком народном обиходе за Серафимо-Турнаевким храмом стойко закрепилось имя «Сибирские Кижи». Почему? С одной стороны, вездесущая народная молва связывала это название, конечно же, с некоторой внешней схожестью со всемирно известным деревянным храмом на острове Кижи в Онежском озере. С другой стороны, народное мнение связывает такое название с тем, обычно впечатляющим рядового обывателя обстоятельством, что как и «Онежские Кижи», «Кижи Сибирские» были возведены якобы без единого гвоздя.

http://sobory.ru/article/?object=23049

Архангельской губернии Онежского уезда 1 . Древнейшим синодиком Крестного монастыря представляется синодик переплетенный в кожу, весьма растрепанный, писанный уставным письмом на бумаге в четверть листа. Начала он не имеет. От предисловия его сохранились два листа, на которых пишется следующее: «Написати. Такожде и служителем церковным подобает потребная давати. Тако пишет святый апостол Павел глаголя: служащии убо церкви, от церкви ядятъ, а служащий алтарю от него питаются. Тако и нам изобильныя достоит нищим братиям божиим даяти. Тако законоположения глаголют, даяй нищему, в руце Богу влагают. Взаим себе дает, и сторично восприемлет, и жизнь вечную наследит. Якоже злато очищается огнем, тако грехи милостынею и покаянием коль красно милостыня, яко дождевнии облацы во время ведра. Если во обители святаго места архимандрит, или игумен, или священник взимает за души усопших милостыню. Инем дадеся епископтства и пророчества дар. И тако учаще, како достоит жити христианом. И не верныя в веру приводяще: и крестяще их во имя отца и сына и святаго духа, и наказующе, како им во плоти чистым быти, и закон Божий хранити, и к Богу приближитися. И како поминаемым быти отшедшим душам от жития света сего: во святых божиих церквах. Идеже утвердися православная вера: и тако бысть узаконена. Аще кто начнет боля отходити света сего, имея жену или чада, или братию: и тем достоит оставшая своя имения приказывати церквам Божиим, и честным монастырем подает Божиим церквам на украшение, а души их в синодики и иже зде лежащих и повсюду православных». Самый помянник начинается так: Помяни Господи души св. вселенских патриархов: Гермогена, Тарасия, Никифора, Мефодия, Фотия, Епифания, Антония, Евфимия, Стефана, Трифона, Феофилакта, Полиевкта, Антония, Николая, Софрония, Сисиния, Сергия, Евстафия, Алексия, Михаила Иоанна, Константина, Козмы, Евстафия, Николая, Леонтия, Феодора, Луки, Михаила, Харитона, Феодота, Василия, Никиты, Леонтия, Досифея, Леонтия, Петра, Георгия, Михаила, Феодора, Иоанна, Максима, Мануила, Мефодия, Акакия, Матфея, Иоанна, Мануила, Мефодия, Германа, Арсения, Герасима, Иосифа, Афанасия, Исаии, Феодора, Каллиста...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вместе с тем, Никон перенес 23 ноября в новый монастырь мощи преподобного Иакова, чудотворца Боровичского (сконч. 22 мая 1544г.). Таким образом, новооснованная обитель сделалась предметом двойного поклонения; вско­ре пошли слухи о совершающихся в ней чудесах и исцелениях. Алексей Михайлович, сочувствуя доброму делу «собинного друга» и желая поддержать его, приписал к Иверскому монастырю пригород Холм с крестьянами, деревнями и угодьями. Затем Никон перенес сюда из Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря типографию, заведенную им еще в 1650 г., в бытность новгородским митрополитом; здесь были напечатаны, между прочим: «Учебный часослов», «Рай мысленный» Стефана святогорца и произведения самого Ни­кона: «Сказание об Иверской иконе», «Сказание о созидании онежского Крестного монастыря», «Поучение к духовным и мирским», «Канон молебный о соединении веры», «Книга кормчая», «Поучение о моровом поветрии, «Пища духовная» и другие. Но исполняя дело, соответствующее его искреннему рели­гиозному чувству и выраженное в общепринятой форме, Никон обратил серьезное внимание на задуманную реформу или, лучше сказать, коренное исправление текста богослужебных книг. Келарь Суханов еще не возвратился из-за гра­ницы и Никон начал сам рыться в рукописях богатого патриаршего книгохранилища, поступившего в его распоряжение. Там он обратил внимание на грамоту восточных патриархов, присланную по случаю учреждения в России патриархата при Федоре I Ивановиче; в этой грамоте было сказано между прочим: «Православная церковь приняла свое совершение не только по благоразумию и благочестию догматов, но и по священному уставу церковных вещей; праведно есть нам истреблять всякую новизну ради церковных ограж­дений, ибо мы видим, что новины всегда были виною смятений и разлучений в церкви; надлежит последовать уставам святых отец и принимать то, чему мы от них научились, без всякого приложения или умаления. Все святые озарились от единого Духа и уставили полезное; что они анафеме предают, то и мы проклинаем; что они подвергли низложению, то и мы низлагаем; что они отлучили, то и мы отлучаем; пусть православная великая Россия во всем будет согласна со вселенскими патриархами».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Д. Подпорожье. Небеса в храме      На расстоянии прямой видимости от города Онеги расположен Кий-Остров, на котором две недели проживали наши волонтеры. Как в других случаях, так и в этом они не хотели быть нахлебниками и поэтому полностью оплачивали свой проезд до острова и обратно на катере, питание в столовой дома отдыха, услуги бани и проч. Между ними и администрацией Кий-Островского дома отдыха, который вот уже 90 лет существует здесь, установились теплые дружеские отношения. Наша молодежь активно принимала участие в мероприятиях дома отдыха, вносила в них свежую струю и в чем-то дополняла ту культурную программу, которая организовывалась для отдыхающих детей и взрослых. Кроме того, волонтеры проводили утренние и вечерние молитвы в Крестовоздвиженском соборе, основанном при патриархе Никоне (1660), поучаствовали в возрождении деревянной кладбищенской церкви Всех святых (1660), из которой наконец были вынесены перегородки (церковь в советское время превратили в жилой корпус для отдыхающих) и в которой впервые после советского периода было проведено богослужение (панихида). В воскресенье 13 июля все наши пять групп, которые располагались вдоль Онеги, съехались на Кий-Остров, чтобы отслужить соборную литургию в древнем каменном соборе Воздвижения Креста Господня и насладиться красотами этого живописного острова на Белом море. Кий-Остров. Вид на остров с корабля    Кий-Остров. Каменные соборы Крестного монастыря      Кий-Остров. На закате      Наша шестая группа располагалась в Пинежском районе, по другую сторону от реки Северная Двина, и поэтому взаимные перемещения участников онежских групп туда и шестой группы на Онегу были затруднительны ввиду огромной дистанции между группами. Эта последняя небольшая группка наших волонтеров в шесть-восемь человек, наверное, пережила самые незабываемые моменты в своей жизни. По приезде они оказались в большой семье, которая их приютила. В эту большую семью вошли братия Артемиево-Веркольского монастыря, которые радушно их принимали на своем престольном празднике, семья в деревне Кеврола, поселившая волонтеров у себя в доме, местное духовенство и соседи, с которыми волонтеры за две недели сроднились. Ребята традиционно помогали при очистке и украшении храмов, играли с детьми, путешествовали по разным достопримечательностям (водопады с подземными пещерами в деревне Пинега, Красногорский монастырь на высоком холме, место погребения преподобного Никона Оптинского и т.д.). Но самым главным впечатлением было то, что, по их словам, они с местными жителями «стали одной семьей» и поэтому расставались с трудом.

http://pravoslavie.ru/72727.html

В четыре года (1653–1657) на диком острове, покрытом густым лесом, явился величественный монастырь, со многими каменными церквами, прекрасно устроенными, кельями и разными службами монастырскими, окруженными большой каменной оградой. Никон принимал сам во всех распоряжениях по этому делу непосредственное участие и нередко лично посещал производившиеся постройки. Между тем в Иверской афонской монастырь отправлены были нарочитые люди с тем, чтобы они принесли снимок с чудотворной тамошней иконы Богоматери. Когда этот снимок был принесен в Москву, Никон с церковным торжеством встретил его за городом, и потом сам отправился с ним в созидавшуюся обитель. В то же время он принес сюда части мощей св. отечественных первосвятителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Еще прежде, по его поручению, новгородский митрополит Макарий перенес в новую обитель мощи св. Иакова боровицкого. Тогда как Никон обогащал свою обитель христианской святыней, царь обогатил се в разные времена обширными вотчинами и разными угодьями и пожаловал несудимой грамотой. Устроив таким образом свою обитель, Никон ввел в нее строгий общежительный порядок и великолепие в богослужении, так что эта обитель была в те времена отлична от обыкновенных. В 1657 году Никон просил уже самого государя удостоил посещением Иверский монастырь, устроенный с большим великолепием, и послал в монастырь следующее распоряжение о встрече: Сам патриарх в окружном своем послании к православным христианам о созидании Крестного монастыря излагает причины, расположившие его к этому святому делу. «В мимошедшем 1639 лете, – говорит он, – мы, будуще иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого волнения морского едва непотопихомся; но уповающе на силу божественного и животворящего креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу, к Кию острову, и славу воздахом распеншемуся на кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будучи же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте святый и животворящий крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Эта благодать Божественного Духа дивно хранила Никона с самых младенческих лет. Он был малым ребенком, когда мачеха, видя, что он уснул в печке, заложила ее дровами, и запалила их, желая сжечь ненавистного Никиту (так звали Никона в миру). Но посторонняя женщина, посланная Богом, услышав крик младенца, вовремя выхватила его из пламени невредимым и тем спасла ему жизнь. Дивный промысел Божий сохранил Никона от потопления на Белом море, близ Соловецкой обители, пред Онежским устьем. Приставши на своей утлой ладье к острову Кию, он водрузил крест на нем в память своего спасения от потопления. Впоследствии, будучи патриархом, он построил на о. Кие Крестный монастырь. Та же промыслительная десница Божия спасла его от смерти в 1650 году во время новгородского бунта, когда Никона, уже бывшего в сане Новгородского митрополита, до такой степени избили камнями и дубьем за укрывательство в архиерейском доме новгородского воеводы князя Хилкова от озверевшей толпы бунтарей, что у него хлынула изо рта, носа и ушей кровь и все считали его уже умершим. Но Господь даровал ему прежнее здравие и силу. Благодать Св. Духа проявлялась в Никоне и как дар прозорливости. Когда вышеупомянутый архимандрит Сергий дерзко досаждал ему после суда, он сказал ему с горечью в сердце, что и его сошлют в заточение. И действительно, Сергий был сослан по повелению царя в заточение на покаяние в Толгский монастырь. Когда Никона, уже умирающего, везли на струге по Волге и причалили к берегу против Толгского монастыря, то архимандриту Сергию явился Никон в сонном видении и сказал: «Встань, брат Сергий, простимся». Архимандрит тотчас поспешил к Никону, пал ему в ноги и со слезами испросил себе прощение. Давши прощение Сергию Никон уже не мог больше говорить и тут же скончался, приняв Св. Тайны от своего духовника. Благодатный дар прозорливости Никон обнаружил и пред получением указа от царя Феодора Алексеевича, который возвещал ему свободу и возвращение в любимую им св. Воскресенскую обитель. Об этом указе ни Никон, и никто из окружающих его ровно ничего не знали; однако накануне получения указа патриарх повелел своей братии собираться в путь в Воскресенский монастырь. Наконец, Никону был присущ и дар целения недугов. Этот дар проявлялся в нем особенно в период заточения, когда благочестивые люди приходили и приезжали к нему, испрашивая молитв в своих болезнях. Но с особенной силой исцеления стали совершаться после его смерти от его гроба в Новоиерусалимском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010