Крестное знамение–над оглашенными. Скриж. ч. 4. стр. 4, 14; Над водою в крещении, 28–9. Действие крестного знамения св. Епифаний в Панарии. О крестном знамении и силе его. Воскр. Чт. 1842. 52. О необходимости крестного знамения. 1848 43. Нила подвижника о силе креста и крестного знамения, тоже. 1843. 28. Кирилла Иерусалимского о кресте и о крестном знамении, тоже 1851 52. Для чего при молитве мы осеняем себя крестным знамением, тоже. 1858. 50. Главоприклонение. Дмитрев. стр. 179. Скриж. ч. 2, стр. 30, 172, 3; оглашенные с приклоненною главою получали благословение. Пост. Апост. VIII. 6, 7, 8. Поклоны и метания. Скриж. ч. 2. стр. 85–6. Значение поклонов и разные их виды. Уст. Церк. послед. 1-й седм. В. Поста. Коленопреклонение в праздники не бывает. Дни Бог. 1, 9. Коленопреклонение в пост. Дни Богосл. ч. 2. стр. 21–2. Св. Кесария о преклонении колен во время молитвы. Воскр. Чт. 1851. 48. Кассиана Римлянина о том, почему в Египте в пятидесятницу не преклоняют колен. Тоже. 1845. 47. Св. Василия Великого о том, почему в пятидесятницу и во все Воскресные дни молитвы совершаются без коленопреклонений. Тоже. 1851 5. Целование взаимное и священных вещей: Евангелия на утрени. Скр. ч. 2. стр. 51; Евангелия пред началом литургии, стр. 105; – Икон на царских дверях по малом входе 116; Потира по причащении 183; рук и колен Архиерея при посвящении ч. 3, стр. 15. Архиерея в плечо, 30–1. Умершего, ч. 4, стр. 106. Целование мира. Дмитр. 143–5. В первенствующей церкви на литургии, стр. 26; пред Символом Веры . Сим. Солун. (у Дмитр.) гл. 50. В Пасху. Дни Богосл. ч. 2. стр. 143. Воскр. Чт. 1854. 2. Круговое хождение в крещении. Скр. ч. 4. стр. 40. в браке. Скр. ч. 4. стр. 59; при поставлении на священную степень. Скр. ч. 3. стр. 13, 14 и пр. Крестные ходы. Скриж. ч. 4, стр. 44 – 6. Воскр. Чт. 1839 г. 20. Прочие молитвенные действия, относящиеся к тому или другому священнослужению, должны быть объясняемы при объяснении этих тайнодействий; указание на них подразумевается там, где указано вообще то, что нужно при совершении известных служб. Не упомянуто в указателе об обрядах при совершении погребения. Чтобы не пропустить ничего, в заключение укажем место, где можно найти объяснение обрядов погребения. Скриж. ч. 4. гл. 20–23. О священных обрядах, относящихся к усопшим. Дух. Бес. 1859. 43, последование погребения священников. Воскр. Чт. 1842. 14. Исходное последование мирских людей, там же 41. Чин погребения младенческого. Тоже. 1846 45. Об обрядах, совершаемых при погребении православных христиан. Христ. Чт. 1845. Сентябрь. Погребение усопших у древних евреев. Воскр. Чт. 1858. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По сообщению духовенства, что сопровождает обе молитвенные шествия, никаких провокаций в течение воскресного дня не происходило – верующие мирно продолжают молитвенный ход. По благословению митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея в Днепропетровской епархии в каждом благочинии состоялись крестные ходы за мир в государстве, во время которых верующие молитвенно присоединились к Всеукраинскому Крестному ходу. Тем временем представители украинских националистических организаций установили блокпост при въезде в Киев со стороны Житомира, чтобы не допустить участников всеукраинского Крестного хода Украинской Православной Церкви в столицу. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на телеканал «Экспрессо». «На Житомирской трассе появился блокпост представителей националистических организаций», - проинформировал канал. В интервью СМИ командир батальона ОУН (Организация украинских националистов, запрещена в РФ) Николай Кохановский заявил, что, несмотря на обещанную охрану паломников со стороны правоохранителей, националисты будут предпринимать попытки остановить движение участников Крестного хода. Ранее националисты установили аналогичный блокпост с противоположной стороны Киева - на Бориспольской трассе. Над блокпостом была поднята националистическая символика. Правопорядок там охраняют несколько десятков силовиков. В свою очередь депутаты Бориспольского городского совета Киевской области запретили всеукраинский Крестный ход УПЦ МП по территории Борисполя. Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко 23 июля заявил, что не поддерживает инициативу Крестного хода УПЦ МП в Киеве, посоветовав автобусам с паломниками отправляться в Москву и «там имитировать ход», однако все же пообещал обеспечить безопасность людей. Днем позже глава Нацполиции Украины Хатия Деканоидзе сообщила, что порядок в столице во время шествия верующих будут обеспечивать 4,5 тысячи сотрудников ее ведомства. Тем не менее, полиция не позволила радикалам сорвать Крестный ход, которые хотели установить палатки на обочине 19-го километра трассы Киев – Житомир.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/25/ty...

     Лето можно назвать «сезоном» многодневных крестных ходов. В их числе – и многолюдные молитвенные шествия, традиция проведения которых берет начало еще в прошлых столетиях, например, крестный ход на реку Великая, и крестные ходы к местночтимым святыням, в которые отправляются жители того или иного района или населенного пункта. А на Украине сейчас проходит особое шествие: от двух лавр на Востоке и Западе страны люди идут с молитвой о мире. Встретятся колонны крестного хода завтра, 27 июля, в Киево-Печерской лавре. О том, что нужно помнить крестоходцу, и как в житейском плане подготовиться к многотрудному пути молитвенного шествия, рассказывает, основываясь на собственном опыте, неоднократный участник Великорецкого крестного хода. Впечатления и уроки Для меня Великорецкий крестный ход – это путь к спасению, в котором святитель Николай Чудотворец слышит молитвы каждого паломника и посылает испытания для стяжания Духа Святого любовью, радостью, миром, долготерпением, благостью, милосердием, верой, кротостью, воздержанием и т.д. Возможность в очередной раз несколько дней слиться в одной людской реке с близкими мне по духу и православной вере братьями и сестрами. Это строгий пост и подготовка к исповеди и причастию, победа над самим собой в разных искушениях. Великорецкий крестный ход закаляет и укрепляет веру в Бога нашего Иисуса Христа. Во время молитвенного шествия вскрываются все гнойники моих грехов, после паломничества на Великую реку отношение к самому себе становится более требовательным, молитвы становятся сердечными и сосредоточенными, мысли их не путают. Никогда не знаешь, какой экзамен для тебя придумал святитель Николай Чудотворец.      Впечатления от крестного хода самые светлые. Когда покидаешь его, одновременно с радостью победы над самим собой приходит некая грусть и размышления о тяжелых кандалах мирской жизни. О том, как найти свой спасительный путь в Царство Небесное. Чудеса, которые происходят в Великорецком крестном ходе, наблюдаю каждый год. Например, мы шли с другом и бурно разговаривали на отвлеченные темы, никого не замечая вокруг, наверно мешая кому-то молиться. На следующий день я шел и читал акафист святителю Николаю, как вдруг меня отвлек громкий разговор двух мужчин. Я готов был их осудить за болтовню, но тут же вспомнил нас, идущих накануне и мешающих другим говорить с Богом. Они были похожи на нас, эти двое мужчин, один в один. И тема их разговора была примерно та же. Так святитель Николай показал нам наш грех. Подобных примеров немало.

http://pravoslavie.ru/95645.html

Может быть, в этих крестных ходах участвует не так много людей, как в массовых больших крестных шествиях, которые совершаются в Екатеринбурге в Царские дни или во время Великорецкого крестного хода в Вятской области, или во время больших церковных торжеств — так, как это было в дни кульминации празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В многодневных крестных ходах обычно основу хода составляет небольшая группа, несколько десятков человек. Иногда это просто 10-15 человек, но к этим людям присоединяются при подходе к тому или иному селению местные жители и уж тем более они идут какой-то участок пути после того, как крестный ход посетил то или иное место и переночевал при храме, в школе или в ином помещении, какое находится для участников хода. Конечно, люди принимают крестоходцев, конечно, возникают моменты общения, возникает время для совместной молитвы, и люди через это чувствуют сопричастность к общему делу. Возникла целая культура, целая традиция вот таких многодневных шествий. И люди — даже не самые физически подготовленные — не боятся того, что иногда им приходится пройти сотни, а то и тысячи километров по проселочным дорогам или по обочинам оживленных трасс. Без всякой охраны, при полном соприкосновении с непростой, иногда жестокой реальностью окружающей нас жизни, люди, тем не менее, идут на такие дальние расстояния. Идут с молитвой. Появились традиция, согласно которой Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» поется в такт шагу. И люди идут, соразмеряя свои движения с тем, как они нараспев произносят Иисусову молитву. Опыт показывает, в том числе мой личный опыт, что при этом ритм крестного хода выстраивается определенным образом, и люди не устают, потому что крестный ход не растягивается, не получается так, что кто-то ушел далеко вперед, а кто-то плетется далеко в хвосте. Люди приноравливаются к физическому состоянию друг друга. Крестный ход объединяется молитвой. Разные, конечно, есть возможности у разных людей. Если люди собираются на большое шествие, в котором участвуют 20-30-40 тысяч человек, то крестный ход растягивается на большое расстояние. Но очень важно, что сегодня в любом случае люди учатся вместе идти с молитвой. И вырабатывают для этого какие-то особые формы соучастия и соединения физического делания с молитвой. Есть и известные иконы, которые переходят из одного крестного хода в другой. Есть люди, которые уже привыкли участвовать практически весь теплый период года в разных крестных ходах. Есть определенные лидеры, которые организуют эти крестные ходы, и это все очень хорошо.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3707064...

После молебна на Владимирской горке состоится крестный ход в лавру 27 июля. ПРАВМИР. Накануне во время брифинга, посвященного освещению мер безопасности во время Всеукраинского крестного хода в Киеве, министр внутренних дел Арсен Аваков разъяснил ситуацию вокруг организации охраны участников молебна и праздничного шествия в центре города. В начале своего выступления министр отметил, что во вторник была достигнута договоренность с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием относительно организации участников Крестных ходов сегодня вечером. «Сейчас верующие остановят этот ход, сядут в автобусы и проследуют к месту ночевки», — отметил Арсен Аваков. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Он подчеркнул, что в полной координации с мэрией Киева и Национальной гвардией правоохранители в состоянии обеспечить порядок праздничных мероприятий на Владимирской горке и по маршруту следования Крестного хода до Киево-Печерской Лавры. «Всякий гражданин может прийти на этот молебен, и мы обеспечим его безопасность там. Доступ к Владимирской горке будет проводиться через соответствующий контроль безопасности, который будет включать в себя около 20 рамок металлоискателей. Кроме того, будет проводиться личный просмотр сумок и рюкзаков», — сказал министр МВД, объясняя меры предосторожности опасением, чтобы «из молебна сделали провокацию». Также Арсен Аваков рассказал, что после молебна состоится крестный ход в лавру и выразил надежду, что молитвенное шествие пройдет, как и в прошлом году «спокойно и без эксцессов». Начальник ГУ МВД в городе Киев Андрей Крищенко рассказал, что мэрия столицы выделила автобусы, которые завтра утром довезут всех паломников из Киевской области на Владимирскую горку. «Пешей ходы, которая изначально планировалась — не будет», — сказал он касательно объединения крестных ходов на Европейской площади, которое планировалось провести перед молебном. В свою очередь Арсен Аваков добавил, что транспортные средства будут сопровождаться полицией. «Полный контроль всех приезжающих автобусов — никаких там ни боевиков, ни сепоров, ни вооруженных головорезов — давайте мы все это отложим в сторону», — заявил министр МВД. Он также добавил: «Очень важно — я обращаюсь ко всем патриотам — не дать превратить этот религиозный ритуал в провокацию масштаба всей страны. Давайте дадим этой ситуации возможность пройти в русле нас».

http://pravmir.ru/mvd-ukrainyi-krestnogo...

Из передаваемого ныне в консисторию рапорта Бельского благочинного протоиерея Лопушинского видно, что некоторые из прихожан Кленицкой церкви бесчинно воспротивились совершению в той церкви крестного хода по чину Православной Церкви. Независимо от воспоследовавших уже по сему делу других распоряжений, предлагаю консистории: 1) предписать Бельскому благочинному, чтобы он воспретил совершение крестных ходов в церкви Кленицкой, впредь пока тамошние прихожане, по чувству или долга, или по пастырскому убеждению, не пожелают вполне совершать таковые крестные ходы по чину Православной Церкви; 2) дать о сем знать всем благочинным Бельского, Белостокского и Сокольского уездов, для надлежащего соображения; 3) вменить в обязанность сим благочинным наблюдать тщательно местные обстоятельства, с целью раскрыть источник и настоящую причину оказывающегося ныне между тамошними прихожанами сопротивления совершению крестного хода по Православному обычаю, равно и возникшей между ними некоторой наклонности к Латинству, – и о наблюдениях своих донести консистории. 68. Записка, составленная в марте месяце 1860 года, о безымённой записке, переданной Высочайше на обсуждение в учреждённом комитете при Св. Синоде Записка, переданная Высочайше на обсуждение в учреждённом комитете при Синоде, предъявляет своею целью улучшение состояния Православного духовенства, особенно западных епархий: и потому следует прежде всего обсудить выведенное в ней с сею целью вычисление. Сочинитель записки назначает для сельского священника жалованья 500, а для дьячка 150 рублей серебром, и полагает, что этим жалованьем можно удовлетворить из нынешних средств сельского духовенства. Для примера он представляет следующий расчёт по епархии Полоцкой. В ней, по показанию записки, 124000 душ прихожан и, полагая на приход по 600 душ, выйдет 206 приходов; а на 206 священников да столько же дьячков, считая по 650 рублей, потребуется сумма 133,900 рублей серебром, то есть 8,000 менее отпускаемой ныне ежегодно на сельское духовенство той епархии. На пополнение этой суммы записка полагает употребить доход от излишних церковных земель, в числе 9514 десятин, и исчисляет от них чистого дохода 58,986 руб. 80 коп., то есть по 6 руб. 20 коп. с десятины. При определении этого чистого дохода исключалось 4 руб. 30 коп., нужных на обработку каждой десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

А теперь о послушании. Время нынешнего Великорецкого крестного хода особенное. Опасность такова, что ни духовенство не имеет морального права давать благословение на крестный ход, ни само священноначалие не смеет распоряжаться жизнью и здоровьем своих священников, спрашивая с них крестоходовское послушание. Не бывает такого приказа: «Лечь на амбразуру». Каждый один на один со своей совестью. Взвесить нужно всё: свой духовный «багаж», ответственность перед семьёй, перед Родиной, перед Богом. Просто желание взять и пойти на Великую – не в счёт, – каждый понимает, что такой подход легкомыслен, безответствен и пагубен. Отцу Леониду Сафронову выпал жребий быть единственным священником этого крестного хода. Отец Леонид очень долго размышлял над всем этим. Никому из своих духовных чад благословение на крестный ход не дал. Он до последнего не знал: пойдёт или не пойдёт. Вернее: он знал, что пойдёт, но рассчитывал идти в одиночку или с двумя-тремя спутниками. Но когда увидел НАРОД, он понял, что должен быть с НАРОДОМ, и что он – часть НАРОДА. Вот его слова: «Те, кто запрещает крестный ход, сами на крестные ходы не ходили, поэтому они ничего не теряют от своих запретов, потому что ничего и не приобрели. А вот народу есть что терять. Потому что народ это паломничество, этот крестный ход хранит как зеницу ока с 14 века, и мы не имеем право разбазаривать это богатство». Нынешняя короновирусная ситуация немногим отличается от ситуаций, в которых о.Леониду приходилось заниматься богослужебной практикой. Мне приходилось воочию наблюдать, как батюшка исповедует умирающего от туберкулёза заключенного. Представьте узкую длинную, как пенал, камеру-палату: стены грязно-зелёного цвета, две кровати вдоль одной стены и две другие вдоль другой. Заняты только две у окна. Умирал тот, который слева. На кровати с панцирной сеткой без матраса в какой-то груде тряпья лежит человек с землисто-серым лицом. Самое страшное в этом лице – это то, что совершенно невозможно определить, сколько же лет умирающему. Очень жутко и странно от сознания, что этому человеку могло быть двадцать лет, а могло быть и семьдесят… Священнику пришлось так низко склониться над больным, чтобы услышать его речь, что со стороны казалось, что он, как мать над ребёнком, касается губами лба умирающего… Сотрудники этого учреждения, бывало, заражались от куда как менее близкого контакта с больными. Умирающий туберкулёзный больной в десятки раз заразней просто туберкулёзного больного, а тут...

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/09/ni...

Это дорога, совершаемая к Богу, с Богом и ради Бога. К Богу — общее устремление каждого из тысяч участников. Несколько дней в пути крестоходцы, как ангелы, не интересуются ничем, кроме молитвы, поста и взаимопомощи. Только с Богом, восполняющим силы и исцеляющим раны каждую ночь, можно пройти этот путь. Старому и младому, и инвалиду, и тому, кто этого инвалида ведет. И именно ради Бога переносятся эти добровольные труды в надежде, что невольные скорби обойдут стороной. И нас, и наших близких, и всех, кто просил молиться за них. Можно сказать много слов, но — пойди и посмотри (Ин 1:46). Крестные ходы проводятся в наше время во многих городах. Тем, кто живет в Центральной России и не имеет опыта многодневных походных условий, я бы посоветовал начать с Митрофано-Тихоновского крестного хода, там дают и выспаться, и помолиться, и даже три раза в день накормят. 20 августа утром служба у мощей святителя Митрофана в Воронеже — и пять дней идем деревнями, полями и дорогами, вдоль Дона — к святителю Тихону в Задонск. Дорога и молитва — а впечатлений на весь год, в ожидании следующего крестного хода. Фото Владимира Ештокина Самому себе и спрашивающим друзьям и родным пытаешься объяснить, чтó ты находишь в этом испытании? Зачем кому-то —  старому и больному, или маме с тремя детьми, или красивой и успешной девушке  — обязательно надо тоже в этом участвовать? Нет слов, но никто настойчиво и не спрашивал. Обычно смотрят в глаза и говорят — бери в следующий раз с собою. Там и увидимся?.. С Богом! Павел Усанов, бас-гитарист группы «Любэ» Я давно связан дружбой с ребятами из движения «Общее дело», которые восстанавливают деревянные храмы Севера. Движение было создано 7 лет назад и разрослось настолько, что сейчас экспедиции на Север совершаются одна за другой. К сожалению, из-за гастролей с группой «Любэ» и с моей группой «Встречный бой» вырваться в экспедицию мне пока не удается (хотя думаю, что это временно), но на московские встречи ребят я каждый раз лечу — то с поезда, то с самолета — выступаю и говорю, что когда-нибудь обязательно поеду с ними. И слушаю о тех чудесах, которые рассказывают участники экспедиций.

http://foma.ru/kuda-byi-vyi-posovetovali...

«Агентурой устанавливается: [по-]видимому, приезд Царицын Илиодора знаменитой чудотворной иконой - результат нового плана Илиодора [и] Гермогена искус[ствен]но вызвать власти Царицыне активные действия против громадной молящейся толпы, икон, духовенства облачениях, использовать результат» . Только извращенное сознание Бочарова могло в факте встречи чудотворной иконы крестным ходом заподозрить провокацию! Единственное и самое призрачное основание для таких подозрений полицмейстер получил позже, когда в Царицын вернулся из Саратова насельник монастырского подворья иеродиакон Павел. Он объявил, что икону следует встречать с национальными флагами и фонарями, причем распорядители крестного хода должны иметь на себе трехцветные ленты. Эти сведения привели Бочарова к предположению, что «[по-]видимому, встрече предполагается придать характер патриотической манифестации» . Телеграфируя Столыпину 13.X о предписании епископа, гр.Татищев еще не знал про флаги и ленты. Но знал, кто повезет святыню. «Посылка иконой Илиодора, не другого, вызывает серьезные опасения исход крестного хода». Далее губернатор воспроизвел страхи Бочарова: беспорядки потребуют «активных действий полиции», которая окажется обвинена в «избиении молящихся». Поэтому просил министра запретить поездку о.Илиодора . Вечером того же дня Извольский сообщил еп.Гермогену: «По соглашению с председателем Совета министров прошу ваше преосвященство не отпускать иеромонаха Илиодора в Царицын впредь до уведомления» . Тогда владыка повез икону сам. А о.Илиодора захватил с собой. Выехали они пароходом 17.X, в тот самый царский день, которого так опасался гр.Татищев. В Царицыне (18.X) встречало духовенство и около 2 тыс. богомольцев. «Никакое описание не может дать той действительной картины, которая своей грандиозностью и торжественностью собрала многотысячную массу православного простого люда в непогожий, холодный, осенний будний день на набережную», - писал очевидец . Были и крестные ходы от всех городских храмов, и флаги, и ленты. Но, конечно, никаких манифестаций, беспорядков, провокаций и даже речей. «Пойдемте служить молебен», - только эти три слова произнес преосвященный по прибытии .

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве устроили гонения на православных 07.11.2008 383 Время на чтение 8 минут 4 ноября, в день, который является в России двойным праздником - государственным (и потому вполне светским) Днем народного единства и одновременно Днем Казанской иконы Божией матери - в Москве был запрещен и фактически сорван православный Крестный ход по Бульварному кольцу столицы. Запрещен - даже несмотря на то, что организаторы заблаговременно подали в московскую мэрию уведомление о своем намерении отметить этот двойной для нашей страны праздник Крестным ходом и помолиться о России. Вот как описал KM.RU то, что произошло вчера в районе Пушкинс кой площади (где должно было стартовать православное шествие), один из участников " запрещенного " Крестного хода, который пожелал остаться неназванным: - Еще за пару дней до 4 ноября стало ясно, что Крестный ход в Москве стараются любым способом сорвать. Сначала во множестве храмов появились уже распространявшиеся ранее листовки о Крестном ходе, на которых фломастером было написано: " Отменяется " . Такие же объявления расклеивали у храмов. Один из организаторов мероприятия Г.Сальников был вызван в ГУВД, где ему в устной форме сказали, что в проведении шествия отказано, и предписано было проводить крестный ход во дворике стоящего неподалеку храма. Это прозвучало как откровенное издевательство: дворик может вместить от силы человек сто-двести. Что же касается " запретов " , то, как говорят юристы, Крестные ходы под категорию " митингов и демонстраций " не подпадают и никакому " согласованию " не подлежат. Тем не менее, первые люди, как и в прошлом году, начали собираться на Тверском бульваре уже в начале второго. И в метро, и на площади ко всем заподозренным в принадлежности к православию подходили сотрудники милиции, и сообщали, что " крестного хода не будет, а вы шли бы отсюда подобру-поздорову молиться вон в тот храм " . Очень многие, привыкшие верить милиции, этому вранью верили и поворачивали назад. На Пушкинской площади по обе стороны расположились колонны военных машин, не менее тысячи милиционеров, толпы дружинников, дюжие ОМОНовцы с собаками и оперативники в штатском. Чувство такое, что в городе - чрезвычайное положение и никому ничего не разрешат. Но нет: у подземных переходов толпились люди, зазывавшие публику на " митинг-концерт " " России молодой " . Другие предлагают по 300 рублей за присутствие на митинге Жириновского. Но получается не очень: на отгороженном для ЛДПР сквере за памятником Пушкину народу даже вместе с наемной массовкой - от силы сотни полторы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010