— Жесткие санитарные ограничения в отношении Церкви в прошлом предпринимались неоднократно, просто о них почему-то предпочитают не вспоминать. Например, Григорий Орлов (полномочный посланник Екатерины II по борьбе с чумой в Москве — Ред. ), успешно противостоявший по высочайшему указу чумной эпидемии в Москве, закрывал церкви — причем на неопределенный срок, до полного истребления заразы. Не разрешались во время продолжительных карантинов (как, например, в эпидемию холеры 1830 г.) крестные ходы. Новый опасный коронавирус, из-за которого объявлена пандемия, заставил вспомнить те времена. Безусловно, карантинные меры затронули церковную жизнь, ограничив возможность проведения богослужений при участии большого количества прихожан. Среди них, и это не секрет, множество пожилых людей из группы риска. Тем не менее молитва в Церкви не остановилась — наоборот, усилилась. Наверно, многие почувствовали справедливость тезиса о том, что в испытаниях нас посещает Господь. Даже в режиме самоизоляции духовно мы стали ближе друг другу. Многие, находясь на грани отчаяния, почувствовали любовь Божию, изливаемую на нас через окружающих. Как известно, свободное посещение храмов в уходящем году ограничивалось только на территориях, где эпидемическая ситуация вызывала опасения. Так, в Омской области весной ситуация по заболеваемости, слава Богу, была не столь опасной, и в храмы моей епархии могли попасть все кто хотел (действовали только ограничения по наполняемости). И на Пасху у нас свободно молились в храмах все жела­ющие, и крестные ходы состоялись. На приходах массовых вспышек заболевания не было. Среди духовенства нашей епархии коронавирусом явно переболело четверо, все в более-менее легкой форме. Но безусловно, инфекция очень опасна, расслабиться не позволяет. Иногда ловлю себя на ощущении, что передвигаюсь по полю боя и снаряды взрываются поодаль — то ближе, то дальше. Поэтому прихожанам не устаю напоминать: почувствовали недомогание сами или в семье заболел кто-то из близких, или у вас гостят приезжие — останьтесь лишний раз дома, не подвергайте собратьев дополнительной опасности. И прихожане, видя, как священнослужители соблюдают санитарные рекомендации, сами следуют им. Вообще замечаю, что спокойное, разумное отношение к ситуации самих священнослужителей положительно воздействует на прихожан, особенно на фоне нагнетаемых страстей и панических настроений.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_k...

Батюшка не винил братию: он понимал, что до такого ожесточения мятеж доходит только по действию врага, и поэтому начал усиленно молиться Матери Божией, чтобы Она Сама вступилась в дела обители Своей. В скором времени бунтари в чем-то не поладили между собою, и начали сами уходить из Седмиезерной пустыни – кто куда, некоторых же недовольных архиепископ Арсений сам перевел, и таким образом поле деятельности на некоторое время было расчищено для батюшки. Техника на службе братии. Улучшения внешние и внутренние Главным источником для существования Седмиезерной пустыни служили и служат крестные ходы с чудотворным образом Божией Матери. Батюшка сам бывал в этих ходах и на своих плечах испытал всю тяжесть их физическую и нравственную. Как духовник, знал и о том вреде, какой причиняют эти ходы молодым послушникам, вынужденным целые месяцы проводить в теснейшем соприкосновении с миром, и притом с деньгами в руках. Искушений и соблазнов много, и не каждый мог стать выше их. Зная все это, батюшка пришел к мысли: завести постепенно новые источники содержания обители, и именно такие, от которых была бы и духовная польза для самой братии. Поэтому он обратил внимание на сельское хозяйство в широком смысле слова. Перестал отдавать землю за дешевую аренду, а начал обрабатывать ее своими средствами. На так называемой «череде» (в 7–8 верстах от пустыни) построил хутор, приобрел все усовершенствованные машины: плуги, бороны, сеялки, косилки, жатвенные машины и проч. Начал сеять разные травы для скота; завел добрых лошадей, обновил всю сбрую и выезды; построил обширный скотный двор, с улучшенной породой молочного скота, и на этом дворе – особый телятник (куда была проведена даже теплая вода). На скотном же дворе была устроена маслобойка с сепаратором (сливко-отделителем), вырабатывалось прекрасное масло и с большим успехом сбывалось в городе. Для утилизации разных кухонных отбросов батюшка завел породистых свиней, построил свинарник и довел это дело до большой доходности. Для надобностей кухни был устроен хороший огород – на месте, прежде представлявшем только гниющее болото, и овощной подвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Если вблизи дачи какой-либо деревни находился перекресток или распутье дорог, то там ставили постоянные часовенки (в данном случае – столбик с образком под кровелькой), около которых останавливались крестные ходы, когда обходили поля. Образа нести во время крестного хода могли все желающие; таковых было много, поэтому часто менялись; но те, кто нес икону по обету, – не отдавали ее никому. Священнику эту службу оплачивали всем миром, делая раскладку по дворам общины. Подобные крестные ходы с молебнами совершались и в связи с др. причинами неурожаев. Они могли включать освящение колодцев, обход самого селения и выход в поле, совершение водосвятий на распутьях. Иногда после молебна в поле делался обед. Молебен на полях о прекращении засухи, которому предшествует панихида на кладбище, описал в своих воспоминаниях митр. Вениамин (Федченков) . Он происходил из крепостных крестьян и, будучи студентом Духовной академии (первые годы XX в.), приезжал в родную деревню в Кирсановском у. Тамбовской губ. Там он пел на клиросе. И вот однажды, засушливым летом, группа мужиков подошла к клирошанам и просила передать батюшке просьбу: совершить молебен по полям о дожде. Священник согласился. «Мужчины и женщины взяли крест, хоругви, иконы и под трезвон колоколов направились, куда же? На общее кладбище свое. И там мы отслужили сначала панихиду по всем усопшим. Оказалось, как мне разъяснил по пути батюшка, исстари велся этот обычай: живые молились по умершим, чтобы те помолились там Богу о нуждах живых своих потомков и близких. Мудрый и умилительный обычай Святой Руси. В это время наши родные женщины-богомолочки бросились по разным концам кладбища, к родным могилкам, и кое- где послышался жалобный плач. Потом мы пошли с пением молитв по полям. Что это были за горячие молитвы! Я и сейчас не могу удержаться от слез жалости и умиления к этим Божьим детям. И не раз на полях приходили мне такие мысли: «Господи! Ты не можешь не услышать этих бедных чад Твоих! За эту веру их, за слезы Ты дашь им, что нужно им! Дашь! Дашь!» – почти требовало чуда сердце мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Январе 1918 года, протестуя против большевистских бесчинств, арестов и расстрелов ни в чем не повинных людей – священнослужителей и мирян, глумления над святынями, по всей стране с благословения Патриарха двинулись крестные ходы. Мирные выступления, сам вид многотысячных толп, в которые войска отказывались стрелять и которые было невозможно остановить или запретить, испугали новую власть больше, чем военное сопротивление – в то время ещё довольно слабое. Казалось бы, сами обстоятельства направляли Святейшего Патриарха к повторению подвига своего святого собрата Патриарха Гермогена. Однако, Патриарх Тихон не воспользовался ситуацией для более решительных действий. Е.М. Писарева, проживавшая в Тюмени в конце 1917-начале 1918 гг. вместе с бывшим главой Временного правительства князем Г.Е. Львовым, писала в своём дневнике: «30.1 Сегодня Г(еоргий) прочёл в газетах от 23.1 про грандиозную демонстрацию в Петрограде по поводу разгрома большевиками Алек(сандро)-Нев(ской) Лавры. Крестный ход из Лавры направился к Казанскому собору, к нему примыкали крест(ные) ходы из других Церквей. Весь Невский от Лавры до Казанского собора был заполнен народом, было около 300 тысяч человек, в толпе были рабочие и замечались и солдаты. Когда крестный ход и толпа остановилась около собора, из толпы кто-то крикнул: «Христос Воскресе», толпа подхватила и в каком-то восторженном порыве запела воскресный канон, было громадное воодушевление. Наряду с этим, в той же газете, напечатан декрет об отделении Церкви от государства и о том, что церкви принадлежат народу. Этим широко открывают двери церквей для кощунственных грабежей и захвата святынь... Большевики испугались такой демонстрации и уже на следующий день появились разные заметки в газетах, в которых они стараются смягчить и объяснить происшедшее в Лавре». 188 Действительно, в ходе столкновения верного народа с красногвардейцами 19 Января и общегородского крестного хода 21 Января, намеченные к реквизиции жилые помещения Лавры удалось отстоять. 189 Но это была, пожалуй, единственная безусловная победа Патриархии над Совнаркомом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общественный деятель регулярно проводит массовые крестные ходы в поддержку единства Русской Церкви 28 апреля. ПРАВМИР. Активисты радикальных организаций избили председателя Союза православных братств Украины Валентина Лукьяника. Нападение на общественного деятеля произошло 26 апреля, пишет РИА «Новости» со ссылкой на Союз православных граждан России. «В Киеве, в подъезде своего дома нацистами жестоко избит железными ломиками Валентин Борисович Лукьяник, председатель Союза православных братств Украины, известный врач-реаниматолог, регулярно проводивший массовые крестные ходы в поддержку единства Русской православной церкви», — говорится в заявлении Союза. По словам представителей Союза, полиция позволила нападавшим свободно уйти с места нападения. Общественный деятель пытался защититься от радикалов древком от хоругви, которую нес домой, готовясь к крестному ходу», организуемому им в рамках акции «Бессмертный полк» 9 мая. Отбиться от нападавших Валентину Лукьянику помогли соседи по дому. В 2016 году главе Союза православных братств Украины сожгли квартиру, бросив в окно бутылку с зажигательной смесью. «Союз православных братств, возглавляемый Лукьяником, был создан еще при Союзе. После объявления религиозных свобод в 1990 году СПБУ занялся организацией православных приходов и инициированием возвращения им экспроприированного церковного имущества. Радением Валентина Борисовича только в Киеве было основано более 20 общин, среди которых такие знаменитые монастыри, как Ионинский, Введенский, Китаева пустынь, Голосеевский, Кирилловский, Выдубицкий, Феодосиевский (последние два, впрочем, власть отписала филаретовцам)», – рассказал в 2016 году после этого инцидента «Взгляду» глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/radikalyi-izbili-glavu...

Меры к сохранению трезвости и благочиния в народе в соседстве церквей и монастырей, во дни храмовых праздников, во время крестных ходов и вообще в часы богослужений Св. Синод, во ограждение трезвости и благочиния в народе, желал объявить указами, чтобы во время крестных хождений, пока оные не возвратятся от церквей к своему месту, кабаков вовсе не ставить в окрестностях тех монастырей и церквей, куда, по случаю праздников, бывают крестные ходы. Но правительствующий Сенат не уважил сего представления, а только указом от 11-го июля 1743 года объявил, чтобы во время крестного хождения, при монастырях и при знатных приходах, в храмовые праздники, до совершения литургии и возвращения крестного хождения, на кабаках питейную продажу удержать, и продавать те питья по окончании литургии и по возвращении крестного хождения, – чего смотреть от полиции (П.С.З. XI 857– 858, 8759)». Св. Синод настаивал, чтобы кабаки, построенные вблизи монастырей и церквей, снесть на отдаленные места, также – чтобы в случающиеся праздники и ярмарки совсем воспрещено было ставить кабаки близ монастырей и церквей: ибо-де оные угрожают «крайним соблазном и развращением монашеского жития, в церквах же де, в которых приносится Господу Богу страшная и бескровная жертва, в построенных близ их кабаках, обыкновенно, бывает всякий шум, драки и скаредные песни». Но правительствующий Сенат, указав на свое предыдущее распоряжение, ограничился только его подтверждением, прибавив к тому, чтобы, во время крестного хождения и отправления Божественной литургии, на улицах никаких криков, и драк и никакого бесчинства не было, – чего смотреть от полиции накрепко; и кто в том пойман будет, таковых штрафовать. А снести кабаки на отдаленные места от монастырей и приходских церквей Сенат не согласился, потому что «от того будет казенный убыток и, от недобора, в положенных расходах учинится, конечно, недостаток (П.С. З. Х1, 947, Так злая мысль Бироновщины основать интересы казны на развитии питейной продажи не совсем исчезла и в царствование Императрицы Елисаветы Петровны. Читать далее Источник: Санкт-Петербург 1873 г. От С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С.-Петербург, Января 18-го дня, 1873 года. Цензор, Архимандрит Геласий. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Недалеко от стен города, среди возделанных садов, открывается скров в мрачных глубинах земли. В бессветную внутренность его ведет косвенный сход по ступеням извилистым. Свет едва проникает до первого отверстия дверей и освещает только порог сеней. Далее же идешь без затруднения; но мрачная ночь распростирает свои потемки в ощупываемых закоулках сего места. Впрочем, скоро чрез продырявленные своды светлые лучи проникают в сии пещеры. Даром что везде устроены многочисленные ходы и тесные атрии под тенистыми портиками, однако свет падает туда сквозь отверстия в сводах. Вот как в этих подземельях можно видеть отражения отсутствующего солнца и пользоваться светом. В глубь сего сокровенного убежища было принесено тело св. Ипполита и положено на месте, над которым ныне возвышается жертвенник, посвященный Богу. Одна и та же св. трапеза дает таинственную пищу и покрывает останки мученика: она охраняет святые мощи до пришествия Судии верховного и небесной снедию питает населяющих берега Тибра. Дивна святость сего места! Алтарь доступен тем, которые молятся, и питает надежды людей, раздавая им все, что им нужно. Тут и я, больной телом и душой, часто преклонялся долу, молясь, и вставал исцеленный. О, славный священномученик! Скажу: с какой радостью я прихожу лобызать твои мощи; провозглашу, что все это я получаю от Ипполита, которому Христос Бог Наш дал власть получать от неба все, чего он хочет. Это маленькое здание (aedicula), в котором хранится одеяние души его, покрыто массивным серебром. Богатые и щедрые руки одели эти стены облицовкой, блестящей как зеркало. Вход сюда украшен паросским мрамором. Издержки на это велики» 131 . Сей же поэт живо описал праздник, совершавшийся ежегодно в день памяти св. Ипполита (dies natalis). «Императорский город стремит толпу, как поток; чернь и патриции вместе идут к святилищу, к которому ведет их вера. Из ворот Албана грядут такие же длинные крестные ходы и белой лентой извиваются на поле. На всех дорогах, ведущих в Рим, слышен смешанный гул. Житель Абруццов и крестьянин Этрурийский спешат, гордый Самнитянин, гражданин Капуи и гражданин Нольский видны тут же. Широкие равнины едва достаточны для вмещения этих радующихся сонмов; и даже там, где пространство кажется безгранично, их шествие от многолюдства замедляется. Конечно, та пещера, к которой они идут, слишком тесна и не может вместить их всех, хотя бы расширили вход в нее, разломав его; но подле нее есть другой храм (templum), украшенный великолепно, по-царски: в нем могут молиться все эти поклонники» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Закрыть Надежды негасимый свет К десятилетию Крестного хода нижегородцев по Красной площади Михаил Рубцов   00:23 06.11.2022 497 Время на чтение 5 минут Источник: Русский Вестник После Пасхи 1918 года революционная власть запретила крестные ходы по Красной площади. Минули десятилетия, а приказ неукоснительно исполняется. И вот нижегородцы в 2012 году прорвали негласную блокаду русской святыни, нашего символа: прошли по Красной площади победным шагом Крестным ходом с соборной молитвой на устах. И более никто с тех пор по ней не совершил Крестного хода. Всероссийский Крестный ход «Память благодарных потомков» был посвящен 400-летию освобождения Москвы от польского ига трудами Нижегородского ополчения. Позже я написал об этом книгу «Ход особого назначения». Она имела добрые отзывы. Мысль провести Крестный ход родилась у крестоходцев на Покров 2011 года. Вэтом увидели волю Божию. Тот юбилейный 2012 год, 200-летия победы над Наполеоном и 400-летия победного Нижегородского ополчения, был весь напряженный, но особый накал для меня лично пришелся именно на 30 сентября. Словно Господь спрашивал у меня: «Покажешь, Михаил, свою веру? И если живая вера есть, то яви в терпении надежду на Мою Божию помощь». Вечер 30 сентября, дожили до главного события – Крестного хода. Удивляюсь, как много в 2012 году было рабочих встреч, звонков, поездок. В Крестный ход 1 октября пошли храбрые воины с традиционной для наших дней пропорцией: мужей мало – около 25%, остальные жены Христовы. Но, опять же, опыт подсказывает: это не повод к стенанию, как все плохо. Гениальный А.В. Суворов в «Науке побеждать» утверждает: «Чем меньше войско, тем больше храбрых». На нашем ходе в разных местах было от 40 до 50 человек, храбрых и разумных хватало, потому и провел нас Бог по Красной площади туда и обратно до Васильевского спуска. Просматривая книгу «Ход особого назначения», думал, что о каждом крестоходце можно упомянуть добрым словом, но здесь выделю четверых: ныне почившего Сергея Шевелева, который решительно пресек свои сомнения не идти до конца озву­ченным помыслом: «Пойду, надо же как-то блуд искупать, и не только пустыми словами “каюсь”, но и делами, мозолями».

http://ruskline.ru/opp/2022/11/05/nadezh...

Маленький мальчик, 80-летняя бабушка и певчие – это символы Великорецкого крестного хода. Также как символ спецоперации бабушка с красным знаменем. Крестоходцы идут внутренним фронтом. Крестный ход – это тоже линия фронта. В молитвенном шествии шли вместе с нами матери и жены участников специальной военной операции. Все переживают о наших ребятах, участвующих в специальной военной операции, поэтому каждый участник крестного хода абсолютно точно в своих молитвах вопрошал: «Господи, спаси Россию, помоги нашим ребятам». Никто не отделяет себя от событий на Украине, ведь в духовном смысле – это единая дуга. Нынешний Великорецкий крестный ход – это мощнейший удар по западной идеологии и сатанизму, который на нас надвигается. В духовном пространстве все мы находимся на одном рубеже, потому что в духовном мире нет линии сопротивления. Очень важно, чтобы священноначалие понимало необходимость крестных ходов. Чтобы не приходилось уговаривать священников проводить крестные ходы, например, вокруг города или просто, прирученные к каким-то событиям. Зачастую людям внутри Церкви очень сложно донести позицию, что надо крестным ходом пройти вокруг города. Часто священник предлагает обойти вокруг храма, считая, что этого достаточно. Нет, крестный ход – это общее дело, как и Литургия. Смысл крестного хода в том, что это тоже специальная военная операция против духов злобы, для которых не существует пространства с точки зрения территории. Неважно, где ты идёшь крестным ходом – на линии специальной военной операции или глубоко в тылу, духовно это чувствуется. Я думаю, что для наших врагов Великорецкий крестный ход не прошёл бесследно. На крестном ходе, шутя, говорили о том, что таких продолжительных и проливных дождей не было ни разу. В крестном ходе я участвовал семь раз, и на моей памяти такого штормового ливня не было, а дороги представляли собой просто месиво из глины – наступаешь ногой в глину и еле-еле ногу вытаскиваешь. А кто-то идёт босиком: молодые девчонки, женщины идут по лесной дороге. Учитывая, что мокрые ноги сбиваются очень быстро, некоторые шли просто босиком. Всё это пронимает до слёз. Но самое главное, что они знают, для чего они это делают – ради спасения России.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/10/mo...

В частности, были такие случаи в Екатеринбургской, Курской, Могилевской епархиях. «После моего выступления владыка, как правило, говорит: кто хочет — милости просим, на время крестного хода освобождаю от всех иных послушаний. В зале — две-три руки. Да, они выходят с нами в крестный ход. И на второй день падают от усталости: нет физических сил, хотя желания хоть отбавляй. Поэтому, когда я приглашаю в путь подготовленного, проверенного духовника, понимаю: он вынужден будет потратить свой календарный отпуск, — сетует собеседник. — Увы, услышать в некоторых регионах иногда можно и гораздо менее приятные вещи. Иногда духовенство открыто заявляет: мы не знаем, что такое многодневный крестный ход и зачем он нужен, нам в семинариях-академиях этого не преподавали; если наверху благословят — мы все что положено сделаем. Но это все же исключение. Чаще говорят иначе: есть благословение Патриарха — мы, конечно, не против: проходите, но сами участвовать не будем». Почему возможны подобные казусы? К сожалению, весь комплекс затронутых вопросов до сих пор не отражен на общецерковном уровне. Нет ни типового устава, нет даже памятки, где оговаривались бы права и обязанности участников крестного хода, а также правила взаимодействия и коммуникаций с епархиальным священноначалием, благочинными церковных округов и клириками приходов по пути следования. На предыдущей странице мы приводим примерный текст подобного документа, непосредственно касающийся осуществления крестного хода как общественного богослужения. Текст составлен по опыту самых успешных, зарекомендовавших себя пеших крестных ходов — как много, так и однодневных. Очевидно, что это только первый шаг к составлению полноценного типового положения о крестном ходе. Почему столь важно зафиксировать рекоменду­емые правила и уложения? Крестные ходы иногда становятся притягательными для демонстрации политических лозунгов либо же для решения пусть и благих, но откровенно мирских, не имеющих ничего общего с церковными установлениями задач.

http://azbyka.ru/peshij-krestnyj-hod

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010