фасаде. В храмовом строительстве кон. XX - нач. XXI в. используются различные архитектурные традиции, прежде всего из наследия Сев.-Зап. Руси (Новгород, Псков). По образцу одноглавых квадратных в плане новгородских храмов XV в. с пощипцовым покрытием, с декором в виде щипцов и лопаток был реконструирован кладбищенский храм во имя Виленских мучеников в Таураге (1933, 1989, архит. В. В. Ефимов). О традициях европ. средневек. архитектуры напоминают 3-частные композиции из окон, вписанные в треугольные фронтоны, и люкарны на фасадах одноглавой, с шатровой колокольней ц. в честь Иверской иконы Божией Матери в Паланге (2000-2002); многоярусная композиция самого наоса с повышенными сводами в рукавах креста и с пощипцовыми перекрытиями в угловых частях наоса восходит к деревянному рус. зодчеству. Покрово-Никольский собор в Клайпеде (2000-2005, автор обоих проектов - архит. Д. А. Борунов) имеет также сходство с новгородскими и псковскими храмами позднего средневековья. В его конструкции воспроизведены повышенные арки, облик определяют простые сферические и полусферические формы барабанов, выделенных полуциркульными фронтонами рукавов креста, скупой декор в виде лопаток на углах и нишах фасадов. К углу здания примыкает звонница с таким же характером завершений. Арх.: ЛитГИА. Ф. 382, 439, 605; Альбом Виленских церквей, вновь построенных и перестроенных. 1866//РНБ. Отд. эстампов. Ист.: Резанов А. И., Чагин Н. М. Собрание проектов, утвержденных г. министром внутренних дел, на постройку правосл. церквей в Белорусских губерниях. СПб., 1863; ПРСЗГ. 1874. Вып. 6: Вильна; АВАК. 1893. Т. 20; Извеков Н., свящ. Стат. описание правосл. приходов Литовской епархии. Вильна, 1893. Лит.: Крачковский Ю. Ф. Правосл. святыни г. Вильны. М., 1897; Виноградов А. А. Путев. по г. Вильне и его окрестностям. Вильна, 1904; Жиркевич А. В. Акад. Н. М. Чагин. Вильна, 1911; Миловидов А. И. Церковно-строительное дело в Сев.-Зап. крае при гр. М. Н. Муравьеве. Вильна, 1913; Михайлов Б. Значение литов. архитектуры и задачи ее исследования.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Канонизация святых. М., 19032. С. 118, 235, 241, 252, 256, 424-425; Кузнецов И. И., прот. Свв. блаженные Василий и Иоанн… С. 1-400; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. П., 1951. С. 231-232; Δημητρακπουλος Θ. Αρσνιος Ελασσς (1550-1626). Βος κα ργο. Συμβολ στ μελτη τν μεταβυζαντινν λογων τς Ανατολς. Αθνα, 1984; Пыляев М. И. Старая Москва. М., 1990. С. 275-278; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 15, 24-26, 122, 170, 172-173, 175, 221-222, 229-234, 244, 311; Тимофеева Н. Н. Иностранные путешественники XVI - нач. XVIII в. о Покровском соборе//Страницы худож. наследия России XVI-XX вв. М., 1997. С. 89-101; РГАДА: Путев. М., 1999. Т. 4. С. 92, 126, 136, 148; Калиганов И. И. Георгий Новый у вост. славян. М., 2000. С. 354, 357 (л. 598 об.- 601 об.), 463 (л. 493-499), 466 (л. 274 об.- 281 об.), 470 (л. 240-250), 473, 476 (л. 345 об.- 355 об.), 479 (л. 382-392 об.), 482 (л. 290-312 об.), 490, 583 (л. 716-716 об.), 588 (л. 568-573), 598 (л. 483 об.- 488), 603 (л. 419-422), 609 (л. 226-233 об.); Давиденко Д. Г. Моск. Симонов мон-рь: АКД. М., 2000. С. 15-16. К. Ю. Ерусалимский Иконография В. Б. изображался старцем, полностью обнаженным, иссушенным воздержанием, с седыми кудрявыми волосами и такой же бородой, что соответствовало сведениям жития и вошло во мн. иконописные подлинники: «Власы сед, курчеват, брада седа, невелика, курчевата же, наг весь, в левой руце платок свиток, а правая молена, персты вверх, власы с ушей» (подлинник XVIII в., изданный С. Т. Большаковым). В нек-рых подлинниках форма бороды В. Б. сравнивается с формой бороды св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, Алексия, человека Божия, или прп. Пафнутия Боровского, а цвет волос определяется как рыжеватый. В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон...» (1910) традиц. иконография В. Б. дополнена изображением хартии с текстом жития святого. Святые блаженные Максим и Василий. Икона. XVIII в. (ГИМ) Святые блаженные Максим и Василий. Икона. XVIII в. (ГИМ) Самым ранним изображением В.

http://pravenc.ru/text/150789.html

По инициативе игум. Каллисты указом Синода от 13 февр. 1867 г. в К. м. была открыта рукодельная школа. Поступающие в школу девушки в течение 2 лет проживали в мон-ре за его счет и обучались золотошвейному мастерству, вышиванию по канве, живописи, украшению икон фольговыми ризами. Обучением занимались мастерицы-монахини и послушницы, на живописном отд-нии преподавали также учителя рисования из средних учебных заведений Казани, выпускники АХ. Ежегодно школу оканчивали 20-25 девушек, вместе с ними учились и послушницы. К. м. стал важным центром производства священнических облачений, икон, окладов. Часть икон и окладов бесплатно передавалась в бедные храмы, часть - продавалась паломникам. Мн. выпускницы школы, не остававшиеся в мон-ре, получали соответствующие дипломы и открывали частные школы рукоделия, преподавали рукоделие в земских и городских школах. В 1915 г., когда у обители был изъят Крестовоздвиженский корпус, прием в школу был прекращен. Е. В. Липаков, Э. П. Р. Архитектурный ансамбль монастыря в XVI-XIX вв. Первые постройки К. м. были деревянными. Спустя 20 лет после основания К. м. во многом благодаря деятельности митр. Ермогена началось каменное строительство. Каменный храм с престолом, посвященным явлению чудотворной Казанской иконы, и 2 приделами, Успения Пресв. Богородицы и св. кн. Александра Невского, был возведен за 1 строительный сезон - заложен в апр. и освящен 27 окт. 1595 г. О его облике можно судить по гравюре XVIII в. ( Фролов Г. В. Путев. по храмам и монастырям г. Казани. Каз., 2005. С. 99) и косвенно - по архитектурному облику соборного храма в казанском в честь Преображения Господня мон-ре , к-рый возводился в тот же период и, очевидно, теми же московскими мастерами. На гравюре виден больших размеров кубический храм с 5 главами, центральная расположена чуть выше боковых. Барабаны были световыми, их высокие грушевидные купола должны быть отнесены ко 2-й четв.- сер. XVIII в. Вероятно, в тот же период была изменена кровля собора с 4-скатным перекрытием вместо сводчатого. Фасады были разделены лопатками-пилястрами, несущими арки-закомары. На местных жителей новый собор произвел большое впечатление, как «предивный». Очевидно, тогда появились надвратные церкви, престолы которых составили храмовый ансамбль обители.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

многофигурных композициях 2-й пол. XVI в., скорее всего воспроизводящих сложные программы московских произведений. М. В. (с не совсем обычной для него длинной бородой) и Феодор присутствуют на одной из икон «диптиха» кон. XVI в. из Входоиерусалимской ц. в Каргополе с изображениями св. воинов, мучеников, мучениц и св. правителей, в т. ч. равноапостольных имп. Константина и кн. Владимира (ВГИАХМЗ; Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерус. искусство в собр. Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 86, 91. Ил. 68). Иной, более сложный состав персонажей имеет многорядная икона «Деисус с избранными святыми» (частное собрание), которая, судя по изображению канонизированного в 1588 г. блж. Василия Московского, создана в Москве в кон. XVI в. (Divine Treasures. 2014. N 1023). На ней представлен сонм Вселенских и Русских святых разных чинов, причем фигуры М. В. (в шапочке с опушкой из белой ткани) и Феодора вместе с образами серб. святых Симеона и Саввы вынесены на поля, что указывает на их особое значение. Судя по иконографическим признакам (облик бородатого средовека или старца, княжеская шапка, шуба и крест в деснице), вырезанная из кости фигура неизвестного князя на лицевой стороне запрестольного Киликиевского креста из Спасо-Прилуцкого мон-ря близ Вологды (1-я пол. XVI в., ВГИАХМЗ) также может изображать М. В. Помещенная рядом с ней поздняя фигура бородатого святого без головного убора, с пальмовой ветвью - атрибутом мученика - скорее всего заменяет первоначальный образ боярина Феодора. Во 2-й пол. XVI в. к этому стандартному иконографическому типу, очевидно, добавился новый вариант - изображения обоих Черниговских святых с непокрытыми головами. Его редким примером являются фигуры М. В. и Феодора на полях новгородской иконы «Явление Божией Матери прп. Александру Свирскому»; кроме них здесь представлены Новгородские святители Иоанн и Никита (Художественный музей Синебрюхова, Хельсинки; Hommage to St. Alexander of Svir. 1996. N 38). Возникновение этого варианта, к-рый противоречил сложившейся традиции и рекомендациям иконописных подлинников, но выражал идею смиренной молитвы князей, отложивших свои земные венцы, предвосхищает процесс распространения нового типа княжеской иконографии в искусстве XVII в.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЙН-КАРЕМ сел. юго-западнее Иерусалима , почитаемое как одно из возможных мест рождения Иоанна Предтечи , где располагался дом его родителей, праведных Захарии и Елисаветы . Лк 1. 39 описывает это селение как расположенное в гористой стране. Идентификация основана на совпадении расстояния от Иерусалима (7,5 км), к-рое архидиак. Феодосий , совершивший в 530 г. паломничество, называет в своем описании Св. земли (De situ terrae sanctae//CSEL. Т. 39. 1898), и на упоминании о праздновании в А.-К. памяти св. Елисаветы (28 авг.) в груз. лекционарии (до 638). О «церкви Бет-Захария» («дом Захарии») писали средневек. авторы, в т. ч. в своем «Хождении» игум. Даниил , к-рый упоминает и вторую ц. св. Елисаветы близ А.-К. («полверсты» от дома Захарии), на месте, где мать Иоанна Предтечи с ребенком спасалась от слуг царя Ирода (традиция, сохранившаяся в апокрифическом Первоевангелии Иакова ). Возможно, что А.-К.- это ветхозаветный Карем , город в колене Иуды (Нав 15. 59). Местность была освоена уже в эпоху средней бронзы; непрерывное обитание фиксируется с эпохи эллинизма до араб. нашествия. Со времени средневековья сохранились 2 церкви - св. Иоанна Крестителя, с 1674 г. принадлежавшая ордену францисканцев , построившему вокруг нее мон-рь, и Посещения в честь встречи Девы Марии и Елисаветы после Благовещения (Лк 1. 39-45), построенная на месте дома праведных Захарии и Елисаветы. Вокруг обеих францисканцы провели раскопки (1938 и 1941-1942 соответственно), обнаружив ряд вырубленных в скале помещений погребального и хозяйственного назначения. Оба храма возникли, вероятно, в визант. эпоху, но их нынешние объемы принадлежат XI-XII вв. В А.-К. находятся рус. Горненский мон-рь (основан в 1871), где хранятся почитаемая икона Казанской Божией Матери, столб от дома праведных Захарии и Елисаветы, камень, на к-ром проповедовал Иоанн Креститель; источник Девы Марии, к к-рому, по преданию, ходила Богородица, когда жила у своей родственницы Елисаветы, протекающий между рус. Горненским мон-рем и францисканским мон-рем Посещения; католич. мон-ри Сестер Сиона (основан в 1860) и Сестер Розария (основан в 1910). Лит.: Saller S. J. Discoveries at St. John " s: Ein Karim, 1941-1942. Jerusalem, 1946; Bagatti B. Saint Jean-Baptiste dans les souvenirs de sa Patrie. Jerusalem, 1980; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton (N. J.), 1992. P. 3-4; Беляев Л. А. Христианские древности. М., 1999; Святая Земля: Ист. путев. по памятным местам Израиля, Египта, Иордании и Ливана/Ред. М. В. Бибиков. М., 2000. С. 88-89. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства

http://pravenc.ru/text/63738.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ ОСВЯЩЕННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мелитопольский мон-рь во имя прп. Саввы Освященного. Фотография. 2011 г. Мелитопольский мон-рь во имя прп. Саввы Освященного. Фотография. 2011 г. (Запорожской и Мелитопольской епархии УПЦ), находится в г. Мелитополе Запорожской обл. (Украина). Основан решением Синода УПЦ от 24 дек. 1994 г. в с. Терпенье Мелитопольского р-на Запорожской обл. Настоятель М. м. иером. Тихон (Масленников) с марта 1995 г. являлся также настоятелем городского кладбищенского храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1905) в г. Мелитополе. Этот храм, закрытый после 1917 г. и обращенный в продовольственный склад, затем в б-ку, в 1990 г. был возвращен Церкви. В нач. 1995 г. Иоанно-Предтеченская ц. и сопредельная территория кладбища стали подворьем монастыря. Весной-летом того же года братия М. м. переехала на подворье, а обитель в с. Терпенье стала монастырским скитом. К осени 1995 г. в г. Мелитополе был построен одноэтажный келейный корпус, в к-ром проживали 12 насельников, в 1996 г.- 2-этажный корпус с кельями и просфорней. 18 дек. 1995 г., в день памяти прп. Саввы Освященного, настоятель М. м. совершил 1-й монашеский постриг. 31 окт. 1996 г. наместником был назначен иером. Борис (Масленников). В 1997 г. скит в с. Терпенье был упразднен, а в с. Астраханка Мелитопольского р-на основано сельскохозяйственное подворье, к-рое возглавил иером. Иосиф (Масленников) , впосл. архиепископ Роменский и Бурынский. В 2002-2005 гг. была перестроена Иоанно-Предтеченская ц. 2 окт. 2005 г. архиеп. Запорожский и Мелитопольский Василий (Злотолинский) освятил обновленный храм: центральный придел - в честь иконы Божией Матери «Призри на смирение», северный - в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а южный - во имя Саввы Освященного. В 2006 г. был перестроен трапезный корпус, в к-ром разместилось и сестричество с 20 насельницами. В обители построены крестильная церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы с купелью для полного погружения крещаемых (2007), реабилитационный центр для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью (2007), пекарня, электроподстанция (2008), гостиница и трапезная для паломников (2009), аудитория для воскресной школы, административное здание с конференц-залом, редакция, иконописная мастерская, спортзал, братский корпус и пчеловодческий комплекс (2011-2012), дом настоятеля (2014). Возводится храм в честь Преображения Господня. В 2013 г. 5 сестер из женской общины при монастыре переведены в новообразованный Терноватский во имя апостола Иоанна Богослова женский монастырь . К авг. 2016 г. в М. м. проживали наместник иером. Иоанн (Прокопенко), ок. 40 насельников и 15 сестер. Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Дятлов В. Мон-ри УПЦ: Справ.-путев. К., 1997. С. 55. Д. Б. К. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562914.html

В кон. XVII-XIX в. О. продолжал почитаться местно в Троице-Сергиевом мон-ре и в связанных с ним обителях (Описание о российских святых. С. 79; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Из-за неверного прочтения текста Жития прп. Сергия О. иногда ошибочно почитался не как 1-й троицкий диакон, а как привратник («вратарь»). Канонизация О. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено 10 марта 1964 г. по решению патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) , а также в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева) и по благословению, полученному 10 июля 1981 г. от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 129, 135; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 304, 321. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 63; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С. 27, 63; Kovalevsky P. Saint Serge et la spiritualité russe. Bourge, 1958 (по указателю); Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских Святых - престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Городилин С. В. Ростовское боярство в 1-й трети XIV в.//ИКРЗ, 2001 г. Ростов, 2002. С. 94-98; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XIX вв.: (По данным древнерус. синодиков)//Честному и грозному Ивану Васильевичу: К 70-летию И. В. Лёвочкина: Сб. ст. М., 2004. С. 35-46; он же. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219; он же. Судьба прижизненная и посмертная: Участь родственников прп. Сергия Радонежского в XIV - 1-й пол. XVI в.//Родина. 2014. 5. С. 77-81; Стрельников С. В. Землевладение в Ростовском крае в XIV - 1-й трети XVII в. М.; СПб., 2009. С. 119-120; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по Лавре. Серг. П., 2012. С. 71, 440. Примеч. 99.

http://pravenc.ru/text/2578419.html

Никодим Кожеозерский. Икона. Кон. 80-х — нач. 90-х гг. XIX в. Оклад 1895 г. (собор прор. Илии в Архангельске) Характерным примером ранней иконографии Н. является икона нач. XVIII в., происходящая из местного ряда иконостаса Преображенской ц. с. Турчасова на р. Онеге (АМИИ; см.: Кольцова. 2006. С. 93. Кат. 528; Иконы XIV - нач. ХХ в.: Кат.-путев. по экспозиции и фондам музея. Архангельск, 2013. С. 218-219. Кат. 94). Святой представлен в рост, вполоборота влево, руки подняты в жесте моления и обращены к образу Божией Матери «Одигитрия», написанному в левом верхнем углу на облаках. На нем - темно-коричневая мантия, темная схима, желтоватая ряса, голова покрыта островерхим облегающим куколем; надпись: «Прп(д)обны(и) Никодимъ Koжeeзepckiй». До секуляризации монастырских земель иконы Н. для Кожеозерской обители в основном писали сев. иконописцы, в т. ч. крестьяне онежских вотчин. Уже тогда возникла потребность в создании небольших икон для подношения благодетелям и продажи. В 1741 г. монастырь заплатил «пияльской волости иконописцу Петру Артемонову за писмо… двух Никодимовых образов» (ГААО. Ф. 441. Оп. 2. Д. 7. Л. 10 об.). На пядничной иконе 2-й пол. XVIII в. из собора Рождества Христова в Каргополе (КИАМЗ; см.: Кольцова Т. М. Иконы Каргополя: Из собр. КИАМЗ. М., 2014. С. 94. Кат. 51) Н. представлен в молении Иисусу Христу, написанному слева вверху в облачном сегменте. Одежды Н.- охряная ряса, коричневая мантия, черные схима и куколь с красными крестами. В ближайших к Кожеозерскому монастырю приходских церквах - в Прилуках, Турчасове, Вазенцах, Малошуйке - стояли чтимые иконы Н., как и в Соловецком, Сийском, Ошевенском и др. северных мон-рях ( И. С. О почитании прп. Никодима, Кожеозерского чудотворца//Архангельские ЕВ. 1895. Ч. неофиц. 3. С. 77-83). Образ Н. встречается на иконах Каргопольского у. в составе групп святых, предстоящих тому или иному образу: «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Б. Шалга (АМИИ; на полях - преподобные Н., Антоний Сийский, Александр Свирский и сщмч.

http://pravenc.ru/text/2565556.html

Пимен, занимавший Новгородскую кафедру в 1552-1570). Святой благословил братии выбрать себе настоятеля из 4 своих учеников: «И се, яко видете мя, к концу приближающася, вам же оставляю въместо себе четыре брата: во свещеноиноцех Романа, Анфеногена, Пафнутия, Макария, и от тех, егоже Бог благословит и архиепискуп Пимен, той вам игумен да будет в мое место» (Там же. С. 182). Мощи, почитание Согласно Житию, через 22 года после преставления святого, т. е. в 1508 г. (в Житии ошибочно указывается, что событие это имело место при царе Иоанне Васильевиче и архиеп. Пимене, т. е. в 1552-1570), из-за частых наводнений, грозивших мон-рю разрушением, обитель была перенесена в др. место на берегу оз. Ильмень. Е., явившийся в видении игум. Роману, указал новое место для расположения обители - с. Клинково (или дер. Дубровку; см.: Секретарь Л. А., Филиппова Л. А. По Приильменью: Путев. Л., 1991. С. 95-98; Секретарь Л. А. К истории трех утраченных новгородских монастырей: Николаевского Мостищского, Николаевского Верёндовского, Спасского Верёндовского//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Новгород, 1996. Вып. 10. С. 216-225). Там, где был первоначально погребен святой, была построена часовня, поскольку все монастырские храмы были разобраны и перевезены на новое место. По-видимому, вскоре, т. е. ок. 1509 г., состоялось обретение и перенесение в мон-рь мощей Е., они были погребены в Богоявленском соборе. Охотина-Линд обнаружила список Устава 10-20-х гг. XVI в., в святцах к-рого отмечено данное событие: «В той же день мая] пренесение мощем преподобнаго отца нашего Ефрема Перекопского, иже над Верендою рекою жившего» (ГИМ. Син. 336. Л. 220 об.). В Житии Е. сообщается о перенесении мощей Е. через 22 года после его кончины 16 мая, но событие датировано 1545 (7053) г. ( Федотова. Житие. 2001. С. 186). С этого дня в мон-ре ежегодно совершалась память преподобного. Всероссийское прославление Е. состоялось на Соборе в 1549 г. (А. Е. Мусин установление литургического празднования Е. относит к 1552-1554; см.: Мусин А. Е. «Новые чудотворцы» и проблема авторитета в культуре XVI в.//Рус. искусство позднего средневековья, XVI в.: Тез. докл. Междунар. конф. М., 12-14 янв. 2000 г. СПб., 2000. С. 21-26). Ранее 1628 г. в Богоявленском соборе Перекомского монастыря во имя Е. был освящен придел (впервые упом. в монастырской описи 1628 г.). В Житии приведены рассказы о прижизненном чуде («о разбойницех, како подятием древа усътраши их») и о 10 посмертных чудесах, совершенных святым, из них одно связано с посещением Перекомского мон-ря Петром I Алексеевичем в 1702 г. (корабль был принесен бурей к монастырю, после молитв царя к святому буря утихла). Другие датированные чудеса относятся к 1652, 1685/86, 1697, 1699/1700, 1702, 1771 гг., последними изложены «чудеса преподобнаго Ефрема от зубной болезни», датированные 1796 г. Большинство чудес связано с исцелениями и со спасением утопающих.

http://pravenc.ru/text/182091.html

Симеон Мироточивый , прп.). Согласно Житию последнего, написанному в нач. XIII в. его сыном св. кор. Стефаном Первовенчанным, серб. правитель еще до принятия монашеского пострига (1196) «угодником Его дары вьсилаше, почьнь от великые црькве Господьне, еже вь Иерусалиме и святаго Иоанна Предтече (храм на месте дома Захарии в Иерусалиме.- Авт.)» ( Стефан Првовенчани. Сабрана дела/Предговор, превод дела и коментари др. Jyxac-Гeopruebcka. Београд, 1999. С. 42, 154). На Афоне в среде серб. монашества, вероятно еще с XIII в., существовало легендарное предание, зафиксированное в XV в. неизвестным рус. паломником, о том, что св. Савва Освященный перед смертью завещал ученикам передать св. Савве Сербскому, когда тот «по неколицех летех» придет в обитель, его благословение: «...икону Пречистую, да паломку (посох), да ножик» ( Федорова И. В. «От Странника»: Путев. по Св. Земле и Афону в сборнике книгописца Ефросина//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 185, 191-192). Неоднократно упоминаемые в Житии св. Саввы богослужения патриарха Афанасия II в храме Гроба Господня, а также основание свт. Саввой совместно с патриархом и игуменом лавры св. Саввы мон-ря св. ап. Иоанна Богослова на горе Сион в Иерусалиме свидетельствуют о прочных позициях ИПЦ во время 2-го периода правления крестоносцев. С кон. 30-х гг. XIII в. ситуация в Палестине изменилась к худшему. Иерусалим стал объектом военного противостояния крестоносцев и мусульман, неск. раз переходил из рук в руки. Политическая нестабильность привела к исходу значительной части христ. населения из Св. града. 23 авг. 1244 г. войско хорезмийцев, союзников егип. султана, взяло Иерусалим штурмом. И католики и православные пытались найти убежище в храме Гроба Господня, но были перебиты. Среди погибших был патриарх свт. Афанасий II (Путешествие св. Саввы. 1884. С. 1-4, 17-21, 30-39; Pahlitzsch. 1996; Idem. 2003. P. 39). Ситуация вновь изменилась с приходом на Ближ. Восток монголов. Хан Хулагу, возглавлявший монг. поход на Ближ. Восток (1256-1260), и его окружение были настроены антимусульмански и покровительствовали христианам.

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010