Мансветов. Ук. соч. С. 78, 127, 294–296, 298 и след.; Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в Древней России до XVI в. (1881); Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков, в: Прав. соб. 1882–1883; он же. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. (1884). Леонид, архим. О славянских переводах церковного богослужебного устава, в: Чтения. 1867. 2; Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности (1882); Лисицын М. Первоначальный славяно–русский Типикон (1911). Первый печатный Типикон Русской Церкви вышел в Москве в 1610 г. 663 Мансветов. Там же. С. 269, 275, 284, 304; Голубинский. 1. 1. С. 320–329, 330–377, 507; 2. 2. С. 406; Макарий. 2–е изд. 8. С. 77. 664 Голубинский. 2. 2. С. 428–433; Одинцов. Ук. соч. С. 40. Мансветов. Ук. соч. С. 271. 665 Макарий. 2–е изд. 8. С. 78. 666 Серебрянский. Ук. соч. С. 368–371; АИ. 1. 478. 667 Мансветов. Ук. соч. С. 301; Макарий. 2–е изд. 8. С. 77. 668 О диптихах cм. Leclercq H. Manuel d’arch€eologie chr€etienne depuis les origines jusqu’au VIIIe siucle. 2 (1917). P. 333 и след. Обиходники: 1. Иосифова монастыря (1589/90), в: Леонид, архим. Монастырские столовые обиходники, в: Чтения. 1880. 3. С. 5–22; 2. Новоспасского монастыря в Москве (2–я половина XVII в.). Там же. С. 24; 3. Троице–Сергиева монастыря (1 — за годы 1445–1533, 2 — за годы 1533–1547), в: Горский. Истор. описание. 2 (1900). С. 16–44. Мансветов. Ук. соч. С. 301. 669 О постах в Восточной Церкви: Мансветов. О постах православной восточной Церкви, в: Прибавления. 1885. 36. С. 355–399; 37. С. 630–698; Holl K. Die Entstehung der vier groЯen Fastenzeiten in der griechischen Kirche. в: Gesammelte Aufsдmze. 2 (1928) (а также в: Abh. d. Berl. Ak. 1923; Phil–hist. Kl. 5); Вдитег. Op. cit. S. 63–67; Голубинский. 1. 2. S. 399–462; 2. 2. С. 607. 670 Лебедев. Ук. соч. С. 84–91. 671 Перец в XVI в. считался деликатесом. Митрополит Филипп в своем послании в Соловецкий монастырь особо упоминает о пожаловании братии обители 1 фунта перца; см. это послание в: Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). С. 222. 672

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

февр. кн. Загр. зам. стр. 80. 353 Голуб, стр. 156– 165. – Подробн, см. в сочинениях: Рачкого: Bogomil a Peterni, 1870 г., и Петрановича: «Bogomoli,crkva bosanska i krstiani 1867 г. 354 Книга эта не была составлена богомилами, а была ими заимствована. Греческий текст её издали Вирш и Тпшендорф, а старославянский перевод Тихонравов в «Памятниках отреченной литературы» (стр. 179– 92; 193– 212). Между итальянскими катарами она употреблялась в латинском переводе: «Secretum», или Liber s.Ioannis, или Interrogationes s.Ioannis et responsiones Chisti Domini(Cлab, сказание о Соломоне и Китоврасе. Веселовского. 1872 г. стр. 152). 356 Эта книга известна была еще св. Епифанию и блаж. Иерониму. Слав, текст её в рукописи. Веселов, стр. 155. 357 Она у Рачкого озаглавлена так: «О древе. крестнем лгано, то Еремия поп блгарскип съгал», или: «в лета благочестивого царя Петра в земли болгарстей бысть поп именем Богумил, иже о кресте сице глаголет». (X, 239; 246– 248). 366 Вопросы и ответы помещены в Ратг. curs. compl.t. 1. CXIX, стр. 978– 1016, и у Лаббея 1. VIII, р. 516; на русском языке в Правосл. Собес. 1865 г. септ. кн. стр. 44– 45. 367 Шафар. Слав. Древн. т 2. кп. 1, стр. 298– 301. Гильф. т. I. стр. 57. Феофилакт заведывал церковными делами восточной части Болгарии; а делами зап. части заведывал архиеп. Агафон. 368 Гильф. т. I. стр. 55– 57. Св. южн. слав. арх. Филарета. 2 ч. мая. Голуб. 27– 30. Христ. Чт. 1858 г. ноябр. кн. 209– 285. Прав. €обес. 1865 г. сент. кн. 39 –67. II. Адриан писал по этому поводу 2 письма, а п. Иоанн VIII 6 посланий на имя царя, и 3 на имя его вельмож. 370 Прав. Об. 1870 г. июньск. кн. 958 – 962. Прав. Собес. 1865 г. окт кн. 84– 111. Христ. Чт. 1870 г. март. кн. 418. Голуб. 102– 103. 372 Вот несколько примеров успехов римской пропаганды в Болгарии. В 1250 г. римско-католические миссионеры обратили в Охридском церковном округе три албанские епархии: Филат, Унавию и Емагию (Руков. для с. паст. 1865 г. 23, стр. 192). В окрестностях Филиппополя и Свииптова доселе живут болгарские униаты (Макуш.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

(1881); Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков, в: Прав. соб. 1882—1883; он же. Богослужение в Русской Церкви в XVI в. (1884). Леонид, архим. О славянских переводах церковного богослужебного устава, в: Чтения. 1867. 2; Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности (1882); Лисицын М. Первоначальный славяно-русский Типикон (1911). Первый печатный Типикон Русской Церкви вышел в Москве в 1610 г.    Мансветов. Там же. С. 269, 275, 284, 304; Голубинский. 1. 1. С. 320—329, 330—377, 507; 2. 2. С. 406; Макарий. 2-е изд. 8. С. 77.    Голубинский. 2. 2. С. 428—433; Одинцов. Ук. соч. С. 40. Мансветов. Ук. соч. С. 271.    Макарий. 2-е изд. 8. С. 78.    Серебрянский. Ук. соч. С. 368—371; АИ. 1. 478.    Мансветов. Ук. соч. С. 301; Макарий. 2-е изд. 8. С. 77.    О диптихах см. Leclercq H. Manuel d’arch€eologie chr€etienne depuis les origines jusqu’au VIIIe suucle. 2 (1917). P. 333 и след. Обиходники: 1. Иосифова монастыря (158990), в: Леонид, архим. Монастырские столовые обиходники, в: Чтения. 1880. 3. С. 5—22; 2. Новоспасского монастыря в Москве (2-я половина XVII в.). Там же. С. 24; 3. Троице-Сергиева монастыря (1 — за годы 1445—1533, 2 — за годы 1533—1547), в: Горский. Истор. описание. 2 (1900). С. 16—44. Мансветов. Ук. соч. С. 301.    О постах в Восточной Церкви: Мансветов. О постах православной восточной Церкви, в: Прибавления. 1885. 36. С. 355—399; 37. С. 630—698; Holl K. Die Entstehung der vier groЯen Fastenzeiten in der griechischen Kirche. в: Gesammelte Aufsдmze. 2 (1928) (а также в: Abh. d. Berl. Ak. 1923; Phil-hist. Kl. 5); Вдитег. Op. cit. S. 63—67; Голубинский. 1. 2. S. 399—462; 2. 2. С. 607.    Лебедев. Ук. соч. С. 84—91.    Перец в XVI в. считался деликатесом. Митрополит Филипп в своем послании в Соловецкий монастырь особо упоминает о пожаловании братии обители 1 фунта перца; см. это послание в: Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). С. 222.    Обиходник Иосифова монастыря. С. 7, 8, 17, 22, 13, 16. Если сравнить этот обиходник с обиходником Новоспасского монастыря, мы увидим, как далеко зашло там обмирщение монастырского быта. Монахи получали там самые лучшие сорта волжской рыбы, лучшие маринованные грибы, пироги с сыром, икру, размазню с медом и др. Если в Иосифовом монастыре в XVI в. братия и монастырские слуги имели одинаковый стол (с. 9), то в Новоспасском монастырские слуги получали другую, более простую трапезу (с. 24).    РИБ. 4. С. 1210, 1419. Значение поста как аскетического делания особо подчеркивается в «Слове о Филипповом посте», написанном в конце XV или начале XVI в; Архангельский. Нил Сорский. С. 215, 217.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Антоний, архиепископ Ставропольский см. Антоний (Романовский), митрополит Антоний, епископ Волынский, см. Антоний (Храповицкий) , митрополит Антоний, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский см. Антоний (Вадковский) , митрополит Антоний, митрополит см. Антоний (Храповицкий) , митрополит Антонин (Грановский), епископ, обн. митрополит 8, 9, 26, 31, 69–71, 76, 77, 79, 80, 82, 84, 96, 99, 103, 104, 119, 121, 126, 218, 219, 223, 226–228, 242, 246–248, 252, 253, 264, 265, 270–272, 282–286, 293, 300, 301, 307, 308, 312, 313, 318, 320, 321, 329–331, 334–336, 341, 346, 348, 351,357, 363–366, 368–381,390, 398, 463–465, 519, 574, 670–673. 687, 688, 747, 849, 874, 990 Антонин, епископ см. Антонин (Грановский), епископ, обн. мифополит Антонин, митрополит см. Антонин (Грановский), епископ, обн. митрополит Антонов А. Г., осуждённый по петроградскому процессу 251 Апраксин Петр Николаевич, князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Арефский Н., авт. соч. 71 Арий 257 Аристарх (Николаевский), обн. архиепископ 419, 673–675 Аристофан, др. греческий поэт 503 Аркадий Ильич см. Кузнецов Аркадий Ильич Армагаков Алексий, бывший священник 377, 378 Арсений (Брянцев) , архиепископ 162 Арсений (Краснов), обн. епископ 675 Арсений (Покровский), обн. архиепископ 420, 676–677 Арсений (Смоленец), архиепископ 240, 241 Арсений (Стадницкий) , митрополит 188, 209, 210, 243, 249 Арсений Мацеевич , митрополит Ростовский, свмч. 165 Арсений, архиепископ Новгородский см. Арсений (Стадницкий) , митрополит Арсений, епископ см. Арсений (Смоленец), архиепископ Арсений, митрополит см. Арсений (Стадницкий) , митрополит Артамонов Леонид Константинович, генерал, член Собора 1917–1918 гг. 192 Артемий (Ильинский), обн. архиепископ 79, 110, 248, 256, 304, 306, 308, 313, 317, 318, 338, 339, 677–679, 756, 831 Артемий, епископ Лужский см. Артемий (Ильинский), обн. архиепископ Артемий, епископ см. Артемий (Ильинский), обн. архиепископ Архангелов Серафим, петроградский обн. протоиерей 339, 1013 Аттила 293 Ауссэм, генеральный консул СССР в Париже 101

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В составе Соборов русских святых погрудный образ Г. введен в группу преподобных на прориси с иконы 1814 г. иконописца-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в ЦАМ СПбДА), где Г. облачен в мантию и куколь, как и расположенный рядом с ним прп. Иаков Костромской. Святой присутствует на иконе российских чудотворцев XIX в. (ГТГ) - в 5-м ряду 3-й справа, с непокрытой головой, между преподобными Нилом Столобенским и Петром Муромским. Примером подобной иконографии Г. в монументальном искусстве является роспись галереи рус. святых в почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия - преподобный в одной из композиций с подвижниками XVI в., почти в профиль, в схиме. Вместе с др. рус. святыми Г. был написан в 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя, в верхнем ряду, а также, напр., в 1833 г. (поновлена в 1876) на зап. стене ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме (Костромские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. Прил. С. 10). В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ), на авторских повторениях кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и творческих списках кон. XX - нач. XXI в. др. иконописцев Г. помещен в группе костромских святых в начале 1-го ряда, крайним слева, обернувшись к прп. Макарию Унженскому. На рисунке кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава Савиных (Минея (МП). Т. 5. Ч. 2: Янв. С. 301) преподобный обращен в молении к небесному сегменту, на свитке традиц. надпись. Пример совр. местной иконографии Г.- образ «Собор Костромских святых» 90-х гг. XX в. (Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь). Лит.: Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1879-1909. СПб., 1909. С. 128-129, 131-144. 50, 58-59; 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 167, 368. Кат. 208; Рус. эмаль XVII - нач. XX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 137, 230. Кат. 177; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 86; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 54-55, 130-131. Кат. 47, 48; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 200-205, 454-455, 611, 629. Т. 2. С. 80-81; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в. Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. С. 444-445. Кат. R-237; Россия. Православие. Культура: Кат. выст. Нояб. 2000- февр. 2001. [М., 2000]. С. 128, 181. Кат. 384, 495; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 141; Костромская икона XIII-XIX вв.: Свод рус. иконописи/Авт.-сост. Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. С. 615, 621. Кат. 269, 283. Ил. 427, 442.

http://pravenc.ru/text/162062.html

   «В тыя же дни, – пишет черноризец Поликарп в послании к архимандриту Акиндину, – приде некто мних, попин, от Святыя горы, Богу наставлешю и, приде к блаженому, и остриг и, отьиде...» (жит. Моисея Угрина в рукоп. Патер. Новг. Соф. библ. XV в. 578. Л. 164 (14)). И о преподобном Моисее Угрине подробнее речь будет в следующем отделе.    О русск. монаст. на св. Аф. горе, в Чтен. Моск. истор. общ. 1846. 4. Отд. 4. С. 11—12 (301). В летописях наших под 1497 г. читаем между прочим следующее: «Приидоша к великому князю игумен Паисея да 3 старцы из Св. горы милостыни ради, и великий князь милостынею изволил, и на иные монастыри послал, понеже бо из старины тот монастырь св. Пантелеймона на Св. горе строение бяше прежних великих князей русских от великого Володимера» (Карамз. Истор. Г. Р. Т. 6. Прим. 629. С. 165 (148)).    Ник. лет. 1. III (241); Ст. кн. 1. 270 (156); Татищ. Истор. росс. 2. 88 (294). «И се приидоша странницы в град той... и въпроси их (Феодосии), откуда суть и камо градут; онем же рекшим, яко от святых мест есмы и, аще Богу волящу, воспять хощем ити...» (рук. жит. преп. Феодосия).    «И се приидоша странницы в град той... и въпроси их (Феодосии), откуда суть и камо градут; онем же рекшим, яко от святых мест есмы и, аще Богу волящу, воспять хощем ити...» (рук. жит. преп. Феодосия).    Особенно сильно было гонение на христиан калифа Гакема (996—1020), когда, по свидетельству магометанского историка Макрици, разрушено в Египте, Сирии и прилежащих странах более 30 000 церквей и монастырей (Makrizi. Geschichte der Kopten. S. 66 (375)), и в числе других – славный храм Воскресения Христова в Иерусалиме (Saci. Exposit. de la relig. des Druzes. T. 1. CCCXLI ).     Сахаров. Сказ. русск. народа. Т. 1. Кн. 4. С. 22 (254).    «Таче слышав паки о святых местех, идеже Господь наш плотию походи, и желаше тамо ити и поклонитися им...» (рукоп. жит. преп. Феодосия).    Эту мысль начали повторять ревнители папства со времени появления унии в западных областях нашего отечества, чтобы тем удобнее обольщать православных и склонять их к единению с Римскою Церковию. Более замечательные, относящиеся сюда, сочинения: 1) Papebroch. Praefat. ad Ephemeridas Graeco-Moscas (in Act. SS. Maii. T.I (393)); 2) Kulesz. Wiara prawoslawna... rok. 1704 (369); 3) Kulczynski. Specimen ecclesiae Ruthenicae, cum S. sede Apostolica Romana semper unitae. Romae, 1733 (368); 4) Stilling. Dissert, de convers. et fide Russorum (in Act. SS. Septembr. T. 2 (402)). Та же мысль более или менее подробно излагается в новейших сочинениях: 1) Buller. Vies des Peres et des Martyres... Juillet 24. Lille, 1834 (341); 2) Vicissit. de 1 " Eglise Cathol. en Pologne et en Russie. Paris, 1843 (408); 3) Rohrbacher. Hist. de 1 " Eglise Cathol. T. 13. P. 238. Paris, 1844 и др. (395).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О. Эмина при Лазаревском Институте восточных языков. Вып. 2. М., 1896; Штакельберг P. P. Об иранском влиянии на религиозные верования древних армян//Труды Восточной комиссии Московского археологического общества. Древности восточные. М., 1901. Т. 2. Вып. 2; Капацян Г. А. Хеттские боги у армян. Ереван, 1940; Adontz N. Histoire arménienne. T. 1. P., 1946; Струве В. В. Родина зороастризма. Л., 1948; История армянского народа. Ч. 1/Под ред. Б. Н. Аракеляна и А. Р. Иоаннисяна. Ереван, 1951; Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э.- IV в. н. э.). М.; Л., 1953; Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. М. А. Геворгяна//Памятники древнеармянской литературы. Ереван, 1953. Т. 1; Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. И. А. Орбели. Ереван, 1971; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975; Boyce M. A History of Zoroastrianism. Leiden; Köln, 1975. Vol. 1 (Handbuch der Orientalistik. Abt. I. Bd. VIII, 2. Hbt. 2A); История армянского народа с древнейших времен до наших дней/Под ред. М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1980; Russell J. R. Zoroastrianizm in Armenia. Harvard, 1987; Тирацян Г. А. Культура древней Армении VI в. до н. э.- III в. н. э. по археологическим данным. Ереван, 1988; Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи. СПб., 1994. М. Б. Мейтарчиян Армения в IV - VI вв. Сближение с Римом в кон. III в. подготовили почву для широкого распространения в А. христианства, уже влиятельного в вост. провинциях империи, при царе Трдате III оно было принято в качестве гос. религии (традиц. дата - 301). Тем самым арм. правительство старалось не только укрепить свою власть, но и утвердить независимость А. перед лицом усилившегося под властью Сасанидов Ирана. С этого времени Церковь становится важнейшим фактором, объединяющим живущих во мн. странах мира армян, особенно в периоды, когда народ был лишен своей государственности (см. Армянская Апостольская Церковь ). Огромный ущерб экономике и культуре А. нанесли опустошительные походы шаханшаха Шапура II в 364-368 гг., после неудачной персид.

http://pravenc.ru/text/76104.html

2004. С. 206). В лити кафоликона мон-ря Хиландар представлены родоначальники династии серб. королей Неманичей, святые Симеон и Савва Сербские, визант. императоры и серб. правители, при к-рых были созданы росписи, а также их небесные покровители. Н. Тутос и Г. Фустерис приводят одну дату росписей лити - 1321/22 г., Милонас в свою очередь считает, что портреты в юж. части вост. стены Н. (св. Симеон Хиландарский (Неманя), имп. Андроник II, Стефан Урош II Милутин) были написаны до 1319 г., а портреты в сев. части той же стены (Стефан Урош IV Душан, имп. Иоанн Кантакузин, Стефан III Дечанский, имп. Андроник III Палеолог, свт. Савва Сербский) - в 1347 г. ( Милонас. 1995. С. 53). Семья воеводы Молдовлахии Александру Лэпушняну была представлена в лити Дохиара. Росписи лити сохраняли память о периоде преобладания в том или ином мон-ре одной местной «диаспоры». Григорович-Барский отмечал, что в лити мон-ря св. Павла все подписи на фресках болгарские, «ибо в монастири сем жителствоваху изначала Болгаре и Сербы» ( Григорович-Барский. 2004. С. 390). Возможно, функция лити как места моления за упокой погребенных или почитаемых ктиторов, а также связь между афонскими и молдавскими храмами повлияли на появление в традиц. монастырских храмах Молдавии во 2-й пол.- кон. XV в. особого помещения - усыпальницы (наряду с пронаосом) к западу от наоса (собор Нямецкого мон-ря кон. XV в.; Успенский собор мон-ря Кэприана, 1545). К числу самых распространенных фигур в росписях афонских лити принадлежат образы преподобных. Встречаются среди них афониты - Афанасий, Петр, Павел Ксиропотамский, Максим Кавсокаливит (в Хиландаре, Дионисиате, Кутлумуше). Ист.: Макарий (Веретенников), архим. Собор 1554 г. и его решения// Он же. Московский митр. Макарий и его время: Сб. ст. М., 1996. С. 239; Григорович-Барский В. Г. Второе посещение святой Афонской горы В. Григоровича-Барского, им самим описанное. М., 2004. С. 17, 120, 127, 165, 178-179, 185, 196, 222, 253, 275, 291, 300-301, 309, 360, 368, 390. Лит.: Кондаков Н.

http://pravenc.ru/text/2564708.html

Скачать epub pdf Глава 23. Старчество как образ благодатного духовничества Монастырское старчество – особое явление в жизни Церкви. Именно в нем ярче всего после первых времен христианства проявились те благодатные дарования, о которых апостол Павел писал: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же духом ; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов... ( 1Кор. 12:8–10 ). Такие дарования не являлись в монашестве чем-то необычайным. Для инока, прошедшего школу аскетического подвижничества и умной молитвы, они были лишь свидетельством нормальной степени его духовного возраста. Путем многотрудной духовной брани подвижник достигал способности различения духов. Чтобы склониться к доброму внушению и исполнить его, чтобы пресечь и сделать бессильным худой помысел, нужно открыть источник каждого побуждения и помысла. Но сделать это в состоянии только человек, достигший высшего духовного совершенства, внутреннее око которого очищено. По словам Макария Великого (301–391), «грех преображается в светлого ангела и уподобляется почти благодати». Чрезвычайные проявления этого дара в монашестве встречаются с первых его времен: так, преподобный Антоний Великий (ок. 260–356) и преподобный Евагрий Понтийский (IV–V вв.), известный писатель-подвижник, среди других благодатных дарований владели и даром различения духов и очищения помышлений. С первых веков монашества идут и примеры обладания даром прозорливости, состоящим в способности проникать в нравственное состояние другого человека, читать в душах других людей. Пахомий Великий († 348) и Феодор Освященный († 368) узнавали грехи братии Духом Божием или по откровению от ангела. Преподобному Иоанну Египетскому (IV в.) открыто было поведение каждого монаха в соседних монастырях, и он писал отцам, что вот такие-то и такие-то предаются нерадению, не исполняют положенного правила, a другие преуспевают в вере и духовном возрастании. Такие дарования, естественно, требовали себе применения не только для внутреннего иноческого делания, но также для духовного совершенствования других людей. Епископ Феофан Затворник (1815–1894) писал: «Достигающие через безмолвие бесстрастия и через то удостаивающиеся Богообщения и Боговселения, изводятся оттуда на служение ищущим спасения, просвещая, руководя, чудодействуя. И Антонию Великому , как Иоанну в пустыне, глас был в безмолвии, изведший его на труды руководства других по пути спасения, и всем известны плоды трудов его. То же было и со многими другими».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2861 Эти девять папских посланий, писанных в сентябре 1217 г., напечатаны в Historic. Russ. monum. 1. LXVII-LXXV (458). 2862 Ibid. LXXVI (458). Эта Дубравка не была ли уже второю женою Василька после первой – дочери Георгия суздальского? (Карамз. 4. 33 (301)). 2863 П. собр. р. лет. 2. 191 (351); Histor. Russ. monum. 1. LXXVII (458); Raynald. Annal. Eccles. An. 1249. 15 (451). 2864 Карамз. 4. 33 и прим. 56 (301); П. собр. р. лет. 2.190–191 (351); Hist. Russ. monum. 1. LXXXVIII, XCV (458). 2865 Hist. Russ. monum. 1. LXXVIII (458); П. собр. р. лет. 5. 5, 187 (351); Степ. кн. 1. 368–369 (308). 2866 П. собр. р. лет. 2. 187–188 (351); Histor. Russ. monum. 1. LXXXI-LXXXVII, XCIII, CVIII (458); Карамз. 4. 52 (301). 2867 Карамз. 4. 153 и прим. 329 (301); Зубрицк. Повеет, о Червонной Руси. Москв., 1845.100–105 (285). 2868 П. собр. р. лет. 2. 349; 3. 84; 7. 215 (351); Ник. лет. 3.191 (374); Карамз. 4. Прим. 351 (301); Зубрицк. о Червон. Руси. 125–128 (285). 2870 Зубриик. о Черв. Руси. С. 71–75, 167, 169, 170, 171, 190, 223, 250 (285); Евген. Опис. Киево-Соф. собора. С. 94 (269); Histor. Russiae monum. 1. CXVII, CXVIII; Supplement, ad Histor. Russ. monum. XXXIX, XLV (458). Снес.: П. собр. р. лет. 2. 351 (351). 2871 Supplement, ad Hist. Russ. monum. XLVII, CLXIV (458); Зубрицк. о Червон. Руси. 190, 222, 223 (285). 2873 Dlugossi. Histor. Polon. 11. P. 334 (435); Зубрицк. о Червон. Руси. 244. 302 (285); Акт. Запад. России. 1. 42 (230). 2874 Зубрицк. о Червон. Руси. 59 и Прибавл. С. 28 (285); Истор. росс. иерарх. Ч. 1, об епархиях Галицкой, Перемышльской, Владимиро-Волынской и Холмской (234); Акт. Запада. России. 24, 29, 31 (230); Акт. ист. 1. 260. С. 489 (228); Ник. лет. 5. 51 (374). 2875 П. собр. р. лет. 3. 83–85; 5. 225–226; 7. 210 (351); Ник. лет. З. 188–190 (374); Карамз. 4.162,163 (301). 2877 П. собр. р. лет. 3. 63, 70; 4.192,198, 213; 5. 7,197,198 (351); Истор. княжества Псковск. 3.15 (267); Акт. эксп. 1. 370 (232); Акт. истор. 1. 35 (228). 2879 Histor. Russ. monum. CVIII (458). В этой грамоте своей к Гедимину папа упоминает и об обоих письмах к нему самого Гедимина и излагает их содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010