27 Титул „πρτιμος“ в XI в. получали, по царскому пожалованию, и простые монахи, напр., известный Михаил Пселл , монах Михаил, первый министр императора Никифора Вотаниата. Этот титул считался не ниже гражданского титула протопроедра, который занимал пятое место в византийской табели о рангах XI в. Титул „ипертима“ давал право на участие в деятельности государственного синклита (проф. Н. А. Скабаланович , Византийское государство и церковь в XI веке, стр. 158–159). Император Алексей Комнин пожаловал титул „ипертима“ венецианскому патриарху-митрополиту Доминику за услуги, оказанные ему венецианцами в борьбе с латинянами (Anna Comnena, Alexias, I, 286  12 . Bonnae). Значит, начало пожалования иерархам титула „πρτιμος“ можно относить к XI веку. 28 Относящийся к этому вопросу материал сообщает Zachariae a Lingenthal, Jus graeco-romanum, III, 60, 224, 241, 300–301, 326, 330, 341, 364 и др. (возвышение различными царями епархий). Но в 1065 г. император Константин Дука издал хрисовул о том, что царь не имеет права изменять порядок епархий (Ρλλης κα Ποτλς, V, 274–275; Zachariae a Lingenthal, III, 323–325. Ср. Cedrenus, Historiarum conpendium, II, 486. Bonuae – o пожаловании императором Poмahoм III Аргиром (1028–1034) титула „σγκελλος“ митрополитам Ефеса, Кизика и Евхаит). Император же Алексей I Комнин между 1081 и 1087 гг. издал хрисовул следующего содержания: епископии, которые издавна были возведены на степень митрополий или архиепископий, должны и впредь пользоваться тем же достоинством и основанием, и никто не должен низводить их и изменять то положение, которым они пользуются, – за исключение тех случаев, когда царь, в зависимости от времени и лиц, совершит дар в этом отношении и пожалует кого-либо из иерархов соответствующим возвышением его кафедры (Zachariae, III, 367). В 1087 г. император Алексей I Комнин издал другой хрисовул – о праве василевса, по личному побуждению (οκοθεν ρμηθες), возводить епископии в архиепископии или митрополии, ради чести города, или по вере его в церковь , или из уважения к добродетели ее предстоятеля, но с условием, чтобы современный вселенский патриарх не прежде издавал свой питтакий о возвышении той или другой епархии, как признает дарование ей царем чести согласным с божественными канонами и благословным, и совместно с синодом архиереев примет царское распоряжение и сопричислит пожалованного царем иерарха к сонму пользующихся высшею честью (Zachariae, III, 368–370).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

393 Приношение современному монашеству. С. 120 394 Аскетическая проповедь. С. 47—48 395 Там же. 396 Лествица. С. 82—83 397 Слово о смерти. С. 174 398 Слово о смерти. С. 174—180 399 Наставления//Добротолюбие. Т. 2. С. 19 400 Слова//Добротолюбие. Т. 1. С. 281, 348; Отечник. С. 168 401 Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 190 402 О трезвении и молитве//Добротолюбие. Т. 2. С. 160, 163, 192, 199 403 Об осьми духах зла//Добротолюбие. Т. 2. С. 246, 271 404 Сказание//Добротолюбие. Т. 3. С. 371 405 Сорок глав о трезвении//Добротолюбие. Т. 3. С. 401, 412 406 Лествица. С. 29, 82—83 407 Слова подвижнические. С. 368, 413 408 Цветы прекрасные. С. 4 409 Там же. 410 Приношение современному монашеству. С. 121 411 Аскетические опыты. Т. I. С. 383 412 Лествица. С. 129, 89 413 Отечник. С. 97 414 Деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 331—332 415 Лествица. С. 88 416 Слово о смерти. С. 181 417 Устав скитской жизни. С. 53—54 418 Слово о смерти. С. 179—180 419 Приношение современному монашеству. С. 121 420 Лествица. С. 241, также с. 82—83, 129 421 Аскетические опыты. Т. I. С. 385 422 Слово о смерти. С. 180 423 Слово о смерти. С. 181 424 Там же. 425 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 453 426 Приношение современному монашеству. С. 118 427 Там же. 428 Там же. С. 119; Лествица. С. 221. Также Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добторолюбие. Т. 3. С. 269 429 Там же. 430 Приношение современному монашеству. С. 118 431 Слово о человеке. С. 43 432 Слово о человеке. С. 7. Аскетическая проповедь. С. 289—290. Аскетические опыты. Т. I. С. 404—405 433 Игнатий Брянчанинов, свт. Христианский пастырь и христианин — художник.//Богословские труды. 32. М.: Изд. МП, 1996. С. 278. 434 Смотри: Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 72, 73, 86, 92; Марк Подвижник, прп. Нравственно-подвижнические слова. Издание Оптинской пустыни. С. 187; Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие. Т. 3. С. 271; Фалассий, авва. Сотни о любви//Добротолюбие. Т. 3. С. 298; Феодор, прп. Слово умозрительное " » Добротолюбие. Т. 3. С. 351, 355, 356; Феогност, прп. О деятельной и созерцательной жизни.//Добротолюбие. Т. 3. С. 386; Иоанн Лествичник, прп. Лествица. С. 214; Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. С. 14, 17, 32—33, 99—102, 282, 300—301, 396—397

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

360 В 1775 г., по Высочайшему повелению от 15 янв., Яицкое Казачье войско за деятельное участие в Пугачевском бунте и «для Предания всего случившагося полному забвению» было переименовано в Уральское; река Яик переименована в р. Урал, а Яицкий городок – в Уральск (Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. т. XX, 1775 г. 14.235). 361 В Оренбурге – Спасо-Преображенский собор (1746–1750 г.), Введенский (1755–1758 гг.), Троицкая ц. (1744 г.), Вознесенская (1750–1755 гг. Георгиевская (1756–1761 гг.), в уезде в крепостях: Черноречинской – Казанская (1742 г.), Татищеве – Мих.-Архангельская (1744 г.), Рассыпной – Петропавловская (1730 г., вернее 1742 г.), Пречистенской – Богородицкая (1744 г.), Красногорской – Воскресенская (1741 г.), Орской – Преображенская (1734 г.), Губерлинской – часовня Иоанно- Предтеченская (1747 г.), Ильинской – часовня Ильинская (1744 г.) и др.; В Челябинском уезде, в крепостях: Эткульской – Богоявленская (после 1760 г.), Миасской – Ильинская (1743 г.), Таловской – Никольская (1752 г,); в Верхнеуральске – Богоявленская (1743 г.), в Магнитной – Троицкая (1747 г.), в Авзяно-Петровском заводе – Казанская (1755 г.), в Сакмарском городке (1733 г.), в Калмыковском – Флоро-Лаврская (1754 г.) и др. (Подобн. списки церквей см. «Оренбургская епархия, т. I» Н. Чернявского. Оренбург 1900 г., стр. 272–312). 362 С 1769 г., по приблизительному подсчету Рычкова, в Оренбургском крае инородцев было: в Уфимской провинции: башкир – 86384 чел., мещеряков – 13867 чел., в Исецкой – башкир – 19792 чел., мещеряков – 1683 чел., каракалпаков – 30000 чел.; крещеных калмыков – 8700 чел., мордвы – 880 душ, черемисов – 1000 дворов, чувашей – 500 дворов. 365 Н. Чернавский. Оренбургская епархия... т. I, стр. 147, 155. Ежемесячные сочинения. Спб. изд. Акад. Наук 1757 г. март, стр. 301, ср. январь, стр. 40–45. 368 Ежемесячные сочинения... Спб. 1757 г., январь, 36–37; март, 207, 213. При р. Чусовой, в вотчине Строгановых находилась сплавная пристань Ослянская, ближайшая (54 вер.) к Сибирскому Благодати-Кувшинскому заводу, при р. Кувше, впадающей в Туру; от Верхотурья в 111 вер. (там же, стр. 204, 208). Количество земли, пожалованной русскими царями Строгановым в Пермской губернии, равнялось приблизительно 10,382,047 дес.; с течением времени оно сократилось, но еще в 1715 году Строгановские земли представляли собой огромную территорию в 63897 кв. верст, вдвое больше нынешней Голландии (Д. Смышляев, Пермский край, т. II, стр. 90, Пермь 1893). Тут см. карту Строгановских вотчин 1734 г. с обозначением всех заводов и селений. О первоначальном и постепенном заселении земель Строгановых в Перми Великой см. Памятную книжку Пермской губ. 1889 г. Список сел в пермских владениях Строгановых, числом 53, в Орловском и Чусовском присудах в 1715 г. см. Пермская Старина. А. Дмитриева. Вып. II, стр. 188–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

717. с. Мокрое волости Варковичской. Церковь во имя преподобной Параскевы. Построена в 1885 году на средства прихожан заботливостью местного священника Симеона Комарницкого (освящена в 1887 году). Деревянная, с такою же колокольнею, на каменном фундаменте, крыта жестью. Утварью бедна. Копии метрич. книг хранятся с 1837 года, а испов. ведом. с 1872 года. Опись церк. имущества составлена в 1884 году. Земли: огород. 1,970 саж., пахот. 26 дес. 411 саж., сенок. 5 дес. 301 саж. и под хутором с леском 6 десятин. План на эту землю есть, а презента, данная в 1797 году помещиком Попелем и хранившаяся в самостоятельной Молодавской церкви, сгорела вместе с этою церковью в 1872 году. Причт пользуется землёю спокойно. На церк. земле имеется небольшой домик для самого причта во время приезда его сюда для совершения богослужения. Деревня прихода Костянец в 3 вёрстах от с. Молодавы. Дворов – 59, прихожан – 475 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу с. Молодавы в 2 вёрстах. 718 . с. Большая-Мощаница 368 (при рч. Збытнике) волости Будеражской, от Житомира 247 вер., от Дубно 23 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Озеран 10 вер., от ближ. почт. ст. Дубно 23 вер., от ближ. приход. с. Ступна 3 вер., с. Белашева 5 вер. и с. Малой-Мощаницы – 7 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Построена в 1886–87 годах на средства прихожан. Деревянная, с такою же колокольнею. Утварью скудна. Копии метрич. книг хранятся с 1805 года, а испов. ведом. с 1820 года. Кладбищенская церковь построена в 1825 году и до 1887 года заступала место приходской; впоследствии она может получить значение приписной ввиду близкого расстояния к ней большей части прихожан. От церкви приходской она в 4 вёрстах. Деревянная, ветха. Утварью достаточна. Земли при приходской церкви: усад. 2 дес., пахот. 22 дес. 1,197 саж. и сенок. 12 дес. 174 сажени. Земля эта на план не снята и предназначена к замене на более выгодную. Причт: свящ. – 300 руб., псаломщ. – 50 руб., поном. – 38 руб. и просфор. – 16 р. (место пономаря в 1875 году упразднено). Для священника дом построен в 1873 году и нуждается в исправлении. Для псаломщика дом ветх, а из хоз. построек есть только один сарай для хлеба и скота. Для просфорни дома и хоз. построек нет. Церк.-приход. школа – строится. Дворов – 202¼, прихожан – 1,558 д. об. п. Некоторые части села находятся в 4 вёрстах от приходской церкви, и сам священник живёт в таком же расстоянии от неё. Свящ. – Владимир Михайлович Кришпинович (с 1878 г.) и псаломщ. – Филипп Андреев. Калицович (с 1868 г., а на службе с 1852 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Лукашевич, помещик — 257, 456 Лукашевич, Агафья Матвеевна — 76, 141, 166, 266, 272, 276, 372, 404 Лукашевич, Платон Акимович — 81, 279, 336, 404, 405, 427 Лукашевка, имение — 271, 464 Лукьяновский, Б. Е. — 435, 437, 438 Лунин, Михаил Сергеевич — 393 Любек — 149, 151–157, 161 376, 423 Любич-Романович, Василий Игнатьевич — 89, 99, 261, 393, 408, 427, 430, 434; см также Беранжер Магерки, предместье Нежина — 86, 406 Мазепа, Иван Степанович — 463 Максимович, Михаил Александрович — 249–250, 254, 273–274, 277, 278, 283–285, 288–289, 291, 292, 296, 297, 300, 301, 302, 305–307, 309–313, 318–320, 322–323, 326–329, 332–333, 335–340, 348–349, 356–358, 368, 370, 455, 456, 458, 464, 465, 467–469, 471, 476, 479, 480, 484, 488, 496 — „Книга Наума о великом божием мире“ 269, 273, 312, 464, 477 — „Размышления о природе“ 273, 464 — „Украинские народные песни“ 312 („отпечатанные листки“), 318 („лист песен“), 320, 322, 477 Марья Борисовна — 171, 179, 245, 426, 454 Марко, буфетчик — 103 Марков, Владимир Михайлович — 336, 483 Маркович, Александр Михайлович — 399 Мармонтель (Marmontel), Жан-Франсуа — „Сказки нравоучительные“ — 37, 38, 390 Мартос, Алексей Иванович — „Письма о Восточной Сибири“ — 115, 413 „Математическая энциклопедия“ — 109, 114, 412 Медико-хирургическая академия — 267 Медико-хирургическое училище — 272 Мизко, Николай Дмитриевич — 427, 428 Миллер, Николай Николаевич — 81, 88, 103, 405 Министерство внутренних дел — 161, 279, 382, 399, 424, 426 Министерство двора — 176 Миргород — 108, 119, 233, 235 Михаил Павлович, великий князь — 253, 457 Михайловское, имение — 497 Мицкевич (Mickiewicz), Адам — 408 Мишле (Michelet), Жюль — 340, 484, 485 Могилевский, Павел Иванович — 248 („ездить к губернатору“), 455 Модзалевский, Борис Львович — 430 Моисеев, Кирилл Абрамович — 100, 279, 410, 466 Мокрицкий, Аполлон Николаевич — 218 („Что тебе сказать о наших“), 427, 444 „Молва“ — 475, 486 Мольер (Molière), Жан-Батист — 83, 406 Монферран (Montferrand), Огюст — 424 Мордовченко, Николай Иванович — 486

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

321. Николаевский – Коряжемский , мужской, ныне приписной к Введенскому Сольвычегод. м-рю, где погост Коряжемский, Вологодской губ., Сольвычегодского у., в 16 вер. к вост. от Сольвычегодска, при рч. Коряжимке, близ ее впадения в р. Вычегду с левой стороны. Основан в 1535 г. преп. Логгином и Симоном; из них последний вскоре ушел на р. Сойгу, где устроил себе новую пустынь, а Логгин остался здесь и преставился в 1540 г., 10 февр., в каковой день чтится его память. Мощи преподобного покоятся под спудом в Благовещенской церкви; на гробнице находится икона животворящего Креста, принесенная сюда Логгином. При учреждении штатов 1764 г. монастырь положен в 3-м классе, но в 1863 г. упразднен и приписан к Введенскому м-рю в Сольвычегодске, а штат переведен во вновь устроенный Николаев. – Самарский м-рь. Здесь погребен Александр, архиеп. Вятский и Великопермский, скончавшийся в 1679 г. и бывший здесь игуменом с 1642 по 1651 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 778; Ратшин, 62; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., 70; “Опис. монаст.”, 1817 г., 60; “Словарь ист. о свят.”, 168; “Русский Инвалид”, 1863 г., 276; “Памят. Кн. Вят. губ. на 1870 г.”, Отд. V, 194; Проценко, “М-ри в России”, 33; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 51; Григорович, “Обзор учрежд. православ. м-рей с 1764 по 1869 г.”, 156; “Вологод. губ. вед.”, 1855 г., 28 (ист. материалы); “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1847 г., 80 (надл. лесом); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 152, 301 (преп. Христофор, ученик Логгина), 154, 302 (преп. Логгин); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 754, 10; “Акты Археогр. Эксп.”, I, 337 (грам. 1588 г. об описи м-ря), 343 (Ц. гр. 1589 г. об отписке от посада земель, дворов, и анбаров Коряж. м-ря и об обложении их отдельн. оброком), 349 (Ц. гр. 1590 г. о зачете следующ. с м-ря Сольвычегодцам подорожных денег); IV, 109 (Богом. гр. 1658 года, о рожд. царев. Екатерины Алексеев.), 116 (Память 1660 г. игум. Феодосию о наблюд. за монаст. благочестием), 304 (Ц. гр. 1691 г. о сборе денег на конюшен. расходы); “Дополн. к Акт. истор.”, VIII, 102 (Память 1681 г. о кончине царицы Агафьи Семеновны; игум. Варсонофий); X, 89 (Акты 1683 г. о сборе стрелец. денег; игум. Варсонофий); “Акты юридич.”, 368 (Отписка 1671 г. Вологод. архиеп. Симона об освящ. церкви Благовещения с придел. св. Николая в м-ре); Калачов, “Акты юрид. быта древн. России”, II, 632, 218 (Отписная около полов. XVI ст. м-ря, по случаю поступления его в заведыв. игум. Иоакима, до него же был игум. Павел); III, 161, 316 (Роспись 1648 г. денежн. доходам с Соли Вычегод.), 388, 352 (Отписн. список 1567 г.; упоминаются игум. Иоасаф Щука, Павел и Яким); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1818 г., VII, смесь, 48 (Любопыт. извест. о Вятск. епар.); 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 590 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347 (в 1700 г. имел 308 двор. крест.); “Календарь Вятской губ. на 1884 г.”, 178 (в 1674 г. 7 янв. поехал на Корежму преосв. Александр епископ на обещание свое, оставя престол, посхимился, быв на престоле 16 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Шевырев Борис Степанович 221 («Борис»), 411 ( «о его жене и сыне») Шевырев Степан Петрович 11, 19, 20, 192, 212, 213, 217, 220, 224, 233, 234, 241, 247, 251, 317, 368, 406, 409–413, 416, 417, 419, 422, 443 Шевырева Софья Борисовна 221, 222, 233, 234, 241, 411, 414 Шекспир Вильям 14, 73, 133, 193, 229, 230, 296, 306, 312, 374, 436, 438 — «Гамлет» 193, 230 — «Отелло» 219 Шенрок Владимир Иванович 12, 15, 17–19, 23, 25–27, 374, 375, 378, 380, 383–385, 390, 391, 396, 398, 399, 402, 407–412, 414–421, 423–425, 429, 432, 433, 436, 438–440, 442, 445, 447, 448, 451, 453 Шереметев С. Д. 399 Шиллер Фридрих 229, 294, 295, 433 Шильон 71 Ширяев, издатель 270 Шпицер С. М. 454 Штейн, антрепренер 34, 365 Штиглиц, банкир 89, 107, 111, 116, 134, 135, 162, 384, 387, 390, 395 Штутгарт 108 Щ епкин Д. М. 24 Щепкин Михаил Семенович 12, 13, 20, 23, 25, 37, 39, 41–43, 187, 265, 287, 296, 298, 301, 304, 307, 324, 331, 333, 365, 374, 379, 405, 420, 434, 436–439, 446 Э мские воды 57 Энгельгардт 225 Эстель (Estelle) 204, 211 Ю нгфрау, долина 105 Юра, цепь гор 63 Юшкова Варвара Афанасьевна 431 Я зыков Николай Михайлович 19, 27, 346, 347, 350, 356, 449–452, 454 Языков Петр Михайлович 13, 27, 346, 347, 449, 451 Яньский Богдан 391 Сокращенные обозначения источников АННЕНКОВ П. В. Анненков. «Литературные воспоминания». Предисловие Н. Пиксанова. Вступительная статья, редакция и примечания Б. М. Эйхенбаума. «Academia». Л. 1928. БАРСУКОВ Н. П. Барсуков. «Жизнь и труды М. П. Погодина». СПб. 1888–1910. Тт. I–XXII. ГЕРБЕЛЬ Гербель. «Гимназия высших наук и Лицей князя Безбородко». Изд. испр. и доп. СПб. 1881. ГИППИУС. «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ» Вас. Гиппиус. «Литературное общение Гоголя с Пушкиным». — «Ученые записки Пермского государственного университета». Вып. 2. Пермь. 1931, стр. 61-126. «Н. В. ГОГОЛЬ. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ» «Н. В. Гоголь. Материалы и исследования» под ред. В. В. Гиппиуса. М. — Л. Изд. АН СССР. 1936. Тт. I–II. «ЗАПИСКИ» . «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем». СПб. 1856. Тт. I–II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Серебрянский. Ук. соч. С. 368–371; АИ. 1. 478. Мансветов. Ук. соч. С. 301; Макарий. 2-е изд. 8. С. 77. О диптихах см: Leclercq H. Manuel d’arch?eologie chr?etienne depuis les origines jusqu’au VIIIe siucle. 2 (1917). P. 333 и след. Обиходники: 1. Иосифова монастыря (1589/90), в: Леонид, архим. Монастырские столовые обиходники, в: Чтения. 1880. 3. С. 5–22; 2. Новоспасского монастыря в Москве (2-я половина XVII в.). Там же. С. 24; 3. Троице-Сергиева монастыря (1 — за годы 1445–1533, 2 — за годы 1533–1547), в: Горский. Истор. описание. 2 (1900). С. 16–44. Мансветов. Ук. соч. С. 301. О постах в Восточной Церкви: Мансветов. О постах православной восточной Церкви, в: Прибавления. 1885. 36. С. 355–399; 37. С. 630–698; Holl K. Die Entstehung der vier groЯen Fastenzeiten in der griechischen Kirche. в: Gesammelte Aufsдmze. 2 (1928) (а также в: Abh. d. Berl. Ak. 1923; Phil-hist. Kl. 5); Вдитег. Op. cit. S. 63–67; Голубинский. 1. 2. S. 399–462; 2. 2. С. 607. Лебедев. Ук. соч. С. 84–91. Перец в XVI в. считался деликатесом. Митрополит Филипп в своем послании в Соловецкий монастырь особо упоминает о пожаловании братии обители 1 фунта перца; см. это послание в: Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). С. 222. Обиходник Иосифова монастыря. С. 7, 8, 17, 22, 13, 16. Если сравнить этот обиходник с обиходником Новоспасского монастыря, мы увидим, как далеко зашло там обмирщение монастырского быта. Монахи получали там самые лучшие сорта волжской рыбы, лучшие маринованные грибы, пироги с сыром, икру, размазню с медом и др. Если в Иосифовом монастыре в XVI в. братия и монастырские слуги имели одинаковый стол (с. 9), то в Новоспасском монастырские слуги получали другую, более простую трапезу (с. 24). РИБ. 4. С. 1210, 1419. Значение поста как аскетического делания особо подчеркивается в «Слове о Филипповом посте», написанном в конце XV или начале XVI в; Архангельский. Нил Сорский. С. 215, 217. Описание. 2. 1. С. 239; Виноградов. Уставные чтения, в: БВ. 1912. 4. С. 785. ВЧМ. Сентябрь. С. 505–513; ср. также его послание «О епитимьях» в: Смирнов. Древнерусский духовник (1899). Приложение VI. Особенно с. 109, 110, 111. То же самое в уставе прп. Корнилия Комельского, в: ИРИ. 4. С. 669.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

С. 283-287; 30. С. 293-295; 31. С. 301-303; 32. С. 310-313; 33. С. 314-319; 34. С. 324-327; Корсунский Н. Н. Прп. Иринарх, затворник ростовского Борисоглебского мон-ря, что на р. Устье. Ярославль, 1873; Амфилохий (Сергиевский-Казанский), архим. Жизнь прп. Иринарха, затворника ростовского Борисоглебского мон-ря, что на Устье реке. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии. С. 224-225; Титов А. А. Ростовский у. Ярославской губ.: Ист.-археол. и стат. описание. М., 1885; он же. Ростовский, что на Устье, Борисоглебский мон-рь. СПб., 1910; Усов С. А. Знамя-хоругвь//Древности: Тр. МАО. 1885. Т. 10. Протоколы. С. 94-96; Ярославский К., свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357-360; Шляков И. А. Путевые заметки о памятниках древнерус. зодчества. Ярославль, 1887; Ярославско-Ростовские святыни в Высочиновском Казанском муж. мон-ре Харьковской губ. Змиевского у.//Ярославские ЕВ. 1888. 22. Ч. неофиц. Стб. 350-362; Неофит, архим. Мат-лы для истории ростовского Борисоглебского мон-ря//Там же. 1890. Ч. неофиц. 25. Стб. 397-400; 27. С. 423-427; Павлинов А. М. Древности ярославские и ростовские//Тр. VII Археол. съезда в Ярославле, 1887. М., 1892. Т. 3. С. 6-45; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Янв. С. 121-122; Антоний, игум. Ростовский Борисоглебский мон-рь и его основатели старцы Феодор и Павел. Жизнеописание Борисоглебского затворника прп. Иринарха. Ярославль, 1907; Кузнецов И. И., прот. Св. блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Моск. чудотворцы: Ист.-агиогр. исслед. М., 1910; Платонов С. Ф. Древнерус. сказания и повести о Смутном времени XVII в. как ист. источник. СПб., 1913. С. 368-373, 436, 437, 456; Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 78, 101; он же. Надгробные комплексы Ростовских святых в XVII - нач. XX в.//ИКРЗ, 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; Ювеналий, архим. К истории Ростовского Борисоглебского мон-ря//Ярославские ЕВ. 1998. 8. Ч. неофиц.

http://pravenc.ru/text/673961.html

355 В рукописях жития переписываются отдельно. Житие Ферапонта читано мною и цитируется по списку майской книги Милютинских Четьих Миней (М. С. Б. 805, под 27 числом); житие Мартиниана – по рукописи Института князя Безбородко (из библиотеки Шевырева) 22, л. 32–108. Некоторые места жития Мартиниана, общеисторического содержания, напечатаны А. Ф. Бычковым в I т. Лет. Зап. Археогр. Комисс., с кратким пересказом прочих мест жития. Пересказы обоих житий: Филарет, II, 164–167; I, 58–63; Рус. Фив., 300 слл., 309 слл. 358 „Смотрите ми господа ради мужа того разсудителное и неуклонное мyдpobahie. яко таково дepзhobehie приложи. и еже многимъ неудобь исправляемо. но едино разсудивъ взираше на вся сотворшаго и бога. и еже по боз неправду гоня, правду же воставляя, якоже солнце показа. не устыдся таковаго величества, не убояся казни ниже зamoчehiя, ниже имниемъ omъяmiя, или власти paзpyшehiя. но помяну ioahha златоустаго глаголюща, яко npeщehie царево ярости львов уподобися. шедъ обличи не токмо же обличи но и въ зanpeщehie положи» (нежинской рукописи л. 60 об.–61). 364 Вопрос изложен не ясно: „владыко господи въ руц твоей вся крпко повинуются, егда хощеши еже быти. молю же тя твоей благостыни разумти, откуду будетъ нужнымъ подвизающимся въ ней» (пустыне). 365 Н. соч., 282. Житие не издано; мне известно по рукописям Ундольского 301 и 1026 (цитирую по первой); пересказ у Филарета, I, 447–456 (7 апр.). 366 См., напр., обличения бань в „Луге Духовном» (перевод свящ. Хитрова, М. 1896, главы 80, 168). 367 Здесь житие сообщает любопытное в бытовом отношении указание, что при каждой келии были в монастыре устроены бани (л. 43). 368 „Наипаче же по павечернемъ правил не веляше никомуже ни съ кмъ бесдовати никакоже но съ бeзмoлbieмъ на молитву упражнятися и сна въ мру npiuмamu». 370 Ключевский, 304. Житие не издано; мне известно (и цитируется) по рукописи Ундольского 600; пересказ – у Филарета, II, 22–29 (1 мая). 371 Рукопись эта нисана в Даниловом монастыре (где, стало быть, чтили Герасима и интересовались его наставлениями). После текста „Закона» следует приписка 1663 года: „сии законъ списалъ азъ дьяконъ прохоръ ... данилова монастыря ... писано же въ ныншнемъ во 171 году» (срв. Описание р-сей Ундольского, 227).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010