РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 369. Октоих, писавшийся с 13 октября 1497 г. по 26 августа 1498 г. монахом Феодосием Шастуном (л. 35—440 и неизвестным писцом (л. 1–34 об.), сделавшим в Троиц. 368 запись о написании этой рукописи в 7005 г. (л. 486). Филиграни: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей=Лихачев, 1270; 2) Голова быка под крестом, обвитым 1 из рукописи МДА, 48; 3) Голова быка под крестом, обвитым змеей — близка к одному из вариантов знака 3 рукописи Троиц. 368; 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей, и монограммой — те же два варианта, что и в МДА, 48; 5) Тиара=Лихачев, 1353. Рассмотрим теперь филиграни рукописи Троиц. 643: 1) Голова быка под крестом, обвитым змеей (два варианта) (л. I—II, 1—45, 206—246, 302—325) — знак, не встречавшийся в предыдущих рукописях; 2) Тиара (л. 46—91, 100—205) — близка к вариантам МДА, 48; 3) Голова быка под крестом, обвитым змеей, с монограммой (л. 92—99, 326—347)=как в МДА, 48; 4) Голова быка под крестом, обвитым змеей (л. 270—285, 294=301, 348—356, 363, 374, 377, 382, 385, 389, 395)=Лихачев, 1270; 5) Голова быка под крестом, обвитым змеей (л. 286—293, 295—300, 1 из рукописи МДА, 48; 6) Голова быка под крестом с цветком (л. 247—269) — знак не встречался в предыдущих рукописях. Поскольку филиграни Троиц. 643 в основной своей массе совпадают с филигранями МДА, 48 и Троиц. 369, то в целом рукопись также может быть отнесена к концу XV века. 7) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 131 (л. 264—339 об.) — кон. XV — нач. XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком — Брике, 8652 (1494—1510 гг.); Агнец под знаменем — Брике, 26 (1467—1495 гг.), Лихачев, 3839, 3840 (1495 г.). 8) РНБ, Q.I.999 (л. 53 об. — 117) — первая четверть XVI в. Филиграни: Литера Р под цветком — типа: Брике, 8669 (1486—1491 гг.); Кувшин с одной ручкой под короной — Брике, 12614 (1516 г.). 9) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 777 (л. 16—21 об.) — первая четверть XVI в. Фрагмент редакции, кончается словами: «Старець же благослови родители и отрока, изыде от нихъ, сиа рекъ: яко сынъ ваю велми будеть предъ Богомъ и многыа ради добродтели его съсудъ избранъ хощеть быти Богу и служитель Живоначялныя Троиця. И сиа рекъ, отиде въ путь свои. Сия убо самъ святыи послди извсговааше».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Центральная тема П. и А. д.- наглядное толкование Свящ. Писания (гл. 15) посредством не слов, а чудес (главы 13-22). Приводится и список заповедей: возлюбить Господа всем сердцем и душой, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, воспитывать детей в страхе Божием (гл. 5). Эпизод, в к-ром совершению чуда апостолами должен воспрепятствовать кусок свинины (гл. 18), можно толковать двояко: либо «варвары» видят в апостолах противников иудеев, либо т. о. автор выразил свое отвращение к свинине. Из церковных таинств упоминается только крещение во имя Христа, называемое принятием печати (гл. 21). Апостолов воспринимают как проповедников отказа от брака и их противники (гл. 8), и автор текста (гл. 13). Впрочем, энкратизм в П. и А. д. представлен лишь в контексте проповеди; фактический отказ от брака присутствует только в эпизоде ухода раскаявшейся блудницы в мон-рь (гл. 22). Ист.: CANT, N 237; Тихонравов Н. С., изд. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 2. С. 5-10; Tischendorf C., ed. Apocalypses apocryphae. Lipsiae, 1866. P. 161-167; Guidi I. Frammenti copti//RRAL. Ser. 4. 1887. Vol. 3. N 1. P. 62-63; Bonnet M., ed. Acta apostolorum apocrypha. Lpz.; P., 1898. Vol. 2/1. P. 117-127; Budge E. A. W., ed., transl. The Contendings of the Apostles. L., 1899. Vol. 1. P. 296-305 [эфиоп. текст]; 1901. Vol. 2. P. 357-368 [англ. пер.]; Lewis A. S., ed., transl. Acta mythologica apostolorum. L., 1904. P. 101-109 [араб. текст], 120-125 [англ. пер.]; Grabar B. Apokrifna djela apostolska u hrvatskoglagoljskoj literaturi//Radovi Staroslavenskog Institute. Zagreb, 1967. T. 6. S. 200-206. Лит.: Bonwetsch N. Ein Beitrag zu den Akten des Petrus und Andreas//ZKG. 1882. Bd. 5. S. 506-509; Lipsius R. A. Die apokryphen Apostelgeschichten u. Apostellegenden. Braunschweig, 1883. Bd. 1. S. 553-555; Flamion J. Les Actes apocryphes de l " apôtre André, les Actes d " André et de Matthias, de Pierre et d " André et les textes apparentés. Louvain, 1911. P. 301-310; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento/A cura di M. Erbetta. Casale Monferrato, 1966. Vol. 2. P. 529-534; Poupon G. H. Actes de Pierre//Écrits apocryphes chrétiens. P., 1997. Vol. 1/Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P. 1041-1114; Schneemelcher W., Hrsg. Neutestamentliche Apokryphen in deutscher Übersetzung. Tüb., 19976. Bd. 2. S. 403-404, 436.

http://pravenc.ru/text/2580442.html

См. Rouillard G., Collomp P. Actes de Lavra, p. 52. Цит. по: Дуйчев И. Центры византийско–славянского общения и сотрудничества. Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), 19. М.–Л., 1967. С. 123. Фонкич Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей//Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. третий. М., 1983, С. 368. См. также: Филиппов М.В. О научной и литературной деятельности архимандрита Антонина Капустина//Богословские труды, сборник 27. М. 1986. С. 212–213. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1122. л. 354. Цит. по: Гердт Л.А. Архимандрит Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт–Петербурга. Спб. 1999. С. 14. Годовое общее собрание Православного Палестинского общества 21 мая 1894 года (Отчет)//Сообщения Православного Палестинского общества. СПб., 1894, июнь. С. 301—302. Дневник архим. Антонина находится в Центральном государственном историческом архиве в Санкт–Петербурге в собрании Синода (ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1118—1131). В Архиве хранятся 14 томов Дневника, объемом от 280 до 900 страниц каждый (авторская нумерация — по листам), писанных мелким убористым почерком. Они охватывают время от юных лет Антонина до 5 января 1894 г. включительно. (О. Антонин скончался 24 марта 1894 г. 77 лет от роду). Салмина М. А. Дневник архимандрита Антонина (Капустина)//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР. Т. 27, 1973. С. 425 Чемодан с каталогом у о. Антонина «пропал где–то по дороге» (л. 372 об.). См. Гердт Л.А. Архимандрит Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов)//Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт–Петербурга. Спб. 1999, С. 18–19. Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Святой Горы. Киев, 1874. С. 291. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М. 1993. С. 143. Антонин (Капустин), архим. Указ. соч. С. 292. Путеводитель по святой Афонской Горе. Изд. 5. М. 1888. С. 76.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2395

Древние церковные писатели также не остались вне влияния этого предания: Ориген весьма ясно говорит, что δεκνυται τ ν Βηθλεμ σπλαιον, νθα γεννθη, κα ν τ σπηλα φτνη, νθα νσπαρμανθη 300 . Та откровенная простота и краткость, с какой воспроизводит то же предание Иустин, даёт понять, как замечает Гримм 301 , что традиция о рождении Христа в вертепе во всяком случае существовала уже в его время 302 , и сам Иустин указывает достаточную причину распространённости её в цитируемом им пророчестве Исаии 303 . Если принять во внимание раскрытую выше точку зрения Иустина на пророчества Ветхого Завета как источник христианского богопознания и на значение их в его «Диалоге», то становится вполне понятным, как и почему Иустин внёс в своё повествование этот рассказ традиции. Он видел в нём доказательство божественности и мессианского достоинства рождённого в Вифлеемском вертепе Младенца и, полемизируя с Трифоном, не хотел упускать ни одной черты евангельской истории, полезной для этой цели, будет ли она записана в Евангелиях или сохранена общецерковной памятью. Упомянув о рождении Христа в вертепе, Иустин продолжает историю Его детства в полном согласии с Матфеем. Он передаёт евангельский рассказ о звезде волхвов, о прибытии этих последних в Иерусалим за расследованием места родившегося Царя, о поклонении их Христу и принесённых дарах, о возвращении их из Вифлеема тайным путём, по повелению ангела, о намерении Ирода умертвить Новорождённого через убиение всех родившихся в то время младенцев, о бегстве св. семейства в Египет и возвращении оттуда в свою землю по смерти Ирода 304 , – словом, вкратце воспроизводит всё содержание второй главы Евангелия Матфея. Правда, в отделе этих рассказов Иустин указывает как на особенность их на то обстоятельство, что, по его представлению, Ирод велел избить в Вифлееме всех младенцев 305 ; действительно, в 78-й главе «Диалога» Иустин выражается так: « ρδης... πντας πλς τος παδας τος ν Βηθλεμ κλευσεν ναιρεθναι» (Ρ.280), но в 103 главе он ясно даёт знать, каких πντας τος παδας нужно иметь в виду здесь; там он пишет: «ρδον νελντος πντας τος ν Βηθλεμ κενου το καιρο γεννηθντας παδας» (Ρ.368), что уже стоит в полном согласии с определением возраста избитых детей у евангелиста Матфея (2,16).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

25 . Христианство Энциклопедический словарь Т. 3 – М. 1995 – 781 с. Богослужебное пение, Духовная музыка 26 . Алексеева Г. Древнерусское певческое искусство. Музыкальная организация знаменного роспева – Владивосток 1983 – 172 с. 27 . Алексеева Г. Византийско-русская певческая палеография. Исследование. СПб. 2007 – 368 с. 28 . Артамонова Ю. Проблема изучения древнерусского пения по моделям терминология и репертуар//Музыкальная культура православного мира традиции теория практика. Материалы научных конференций/РАМ им Гнесиных – М. 1994 – С. 142–150. 29 . Беляев В. Раннее русское многоголосие. Факсимильное изд. – М. 1997 – 269 с. 30 . Богомолова М. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой Панихиды. Вып. первый. Великая панихида знаменного роспева – М. 2005 – 80 с. 31 . Богомолова М. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере Великой панихиды. Вып. второй. Русское безлинейное многоголосие – М. 2005 – 304 с. 32 . Богомолова М. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве//Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2 – М. 1992 – С. 122–124. 33 . Бражников М. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV XVII вв. – Л. 1972 – 424 с. 34 . Бражников М. Лица и фиты знаменного роспева – Л. 1984 – 301 с. 35 . Бражников М. Русская певческая палеография/Научная редакция примечания вступительная статья палеографические таблицы. Н.С. Серегиной – СПБ 2002 – 296 с. 36 . Бычков В. Русская средневековая эстетика XI-XV11 века – М. 1992 – 637 с. 37 . Ванер Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси – М. 1993 – 255 с. 38 . Владышевская Т. Музыкальная культура Древней Руси – М. 2006 – 472 с. 39 . Вознесенский И. прот. О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения//О церковном пении. Сб. статей/Сост. O.B. Лада – М. 1997 – С. 8–25. 40 . Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви Сущность Система История Т. 1/Московская духовная академия – С. Посад. 1998 – 592 с. 41 . Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви Сущность Система История Т. 2/Московская духовная академия – С. Посад. 1998 – 638 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Троеперстного сложения первые патриархи российские не зазирали, ч. 1, стр. 339–340, 399. Тремя первыми перстами образовать Св. Троицу не есть ересь, и за сие проклятию троеперстное сложение подлежать не может, ч. 1, стр. 337–338, 341. Троеперстие не составляет богострастной ереси, часть 1, стр. 341–342, 471, ч. 2, стр. 232–233. Называть троеперстное сложение печатию антихриста есть великое нечестие, ч. 1, стр. 350–352, ч. 2, стр. 385–386. Как толкуют значение двуперстия сами глаголомые старообрядцы, ч. 2, стр. 187–190. В своем перстосложении старообрядцы не следуют в точности наставлению уважаемых ими старопечатных книг, ч. 1, стр. 522–525, ч. 2, стр. 409–410. Односторонность приводимых в защиту двуперстия свидетельств от св. икон, ч. 2, стр. 322–323. Каким перстом в двуперстии образуется сошествие на землю Сына Божия, ч. 1, стр. 339–840. Двуперстное сложение не соответствует порядку догматов о Св. Троице и воплощении Сына Божия, строго содержимом в Символах Веры , ч. 1, стр. 366–367. Не соответствует тому же порядку, изложенному в Феодоритовом слове, ч. 1, стр. 367–370. Напротив, порядок сей точно соблюдается в троеперстии, ч. 1, стр. 410–411. Перстосложение именословное для священнического бдагословения встречается на изображениях весьма древних, ч. 1, стр. 399–400, ч. 2, стр. 301, 311, 313, 314, 321, 324, 456–459, 491, 494, 499, 518–519. Петра Дамаскина свидетельство о перстосложении – Его неопределенность и незначительность, ч. 2, стр. 176–179, 267–269. О трех перстах и их значении не говорит ничего, ч. 1, стр. 367–368. Единство ипостаси во Христе повелевает образовать не соединением двух перстов, ч. 1, стр. 267–268. Петр , инок Климоуцкий: Его обращение из раскола, ч. 2, стр. 307–309. Печать на просфорах – Почему печать с осмиконечным крестом, главою Адама и надписью: се Агнец Божий отменена Собором 1667 г. и не должна быть употребляема, ч. 1, стр. 396–398, 427. И старопечатные Служебники требуют печати с крестом четвероконечным, ч. 1, стр. 424–425. Печать или клеймо : На руке у арабов и бедуинов, ч. 2, стр. 514–615.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

1,12 (8) 1,02 (8) Сайт ЦНЦ «Православная энциклопедия» ( www.sedmitza.ru ) 39 675 (6) 120 773 (8) 39 128 (9) 122 368 (9) 0,99 (9) 1,01 (9) Указанастатистика за май 2006 года (первые имеющиеся данные). Указанастатистика за февраль 2006 года. Использованы данные peйmuhraRambler’s Top100 Таблица 2. Статистикапо основным православным сайтам за декабрь 2006 года (в скобках - место в списке сайтов по отдельным показателям) Декабрь 2006 Уникальные адреса (хосты) Кол-во посетителей Показы страниц (хиты) Кол-во страниц, просматриваемых посетителем Православие.ru 348 528 395 723 2 301 790(1) 5,82 (1) «Русская линия» ( www.rusk.ru ) 142 667 153 624 398 663(2) 2,60 (8) «Православный календарь» ( http://days.pravoslavie.ru ) 117 656 125 009 171 646(7) 1,373 (9) «Православие и мир» ( www.pravmir.ru ) 92 752 371 328 (3) 4,00 (4) Православный каталог Христианство.ru 75 506 77 082 240 024(5) 3,11 (7) ПАТРИАРХИЯ.RU 251 815(4) 5,23 (2) Сайт службы коммуникации ОВЦС МП (официальный сайт РПЦ www.mospat.ru ) 152 638(8) 3,23 (5) «Радонеж» ( www.radonezh.ru ) 40 582 178 014(6) 4,30 (3) Сайт ЦНЦ «Православная энциклопедия» ( www.sedmitza.ru ) 122 368(9) 3,13 (6) Использованы данные рейтинга Rambler’s Top100 Таблица 3.Статистика сайта Патриархия.ru за период с декабря2005 г.по декабрь 2006 г. Период Уникальные адреса (хосты) Посети- тели Показы страниц (хиты) Кол-во страниц, просматриваемыхпосетителем Декабрь 2005 Январь 2006 106 437 Февраль 2006 Март 2006 120 847 Апрель 2006 155 676 Май 2006 140 779 Июнь 2006 126 621 Июль 2006 118 352 Август 2006 131 672 Сентябрь  2006 28 252 29 674 171 773 Октябрь 2006 183 028 Ноябрь 2006 192 791 Декабрь 2006 251 815 Использованы данные рейтинга Rambler’s Top100 http://www.patriarchia.ru/db/text/188271.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

195 Ib. 2, 271–273. κα πρτος εϑς ερϑης δετερος οτω νομζων ευτυχς προεκτρχειν κ σο σκιλισϑεις δυστυχς υποστρει 300–302... λιον... ν τ παρατξει τς μχης εναντον. 198 Георгий Писидаговорит только о затмении, не указывая даты (2, 368); но она вычислена; Oppolzer. Canon der Finsternisse, стр. 353. 202 Pernice,o. с. р. 121, приурочивает увеличение дани и выдачу заложников к этому именно времени. Позволю себе высказать предположение, что к этому времени относится осада славянами Фессалоники, о которой сохранился подробный рассказ в «Чудесах св. Димитрия». – Acta Sanct. Aprilis, IV. 203 Дата отъезда Ираклия дана у Феофана (306, 18) – 15 марта индикта 11; в Пасхальной Хронике – 25 марта индикта 12, с замечанием, что Пасху император встретил в Никомедии. 12-й индикт соответствует 624 году, а Пасха приходилась на 27 марта в 623. Это противоречие объясняется погрешностью в нашем тексте Пасхальной Хроники насчет даты аварского набега на Константинополь, который переставлен на 623 г. вместо 617, как доказал это Бейнз. Очевидно, автор хроники в согласии с Феофаном помещал выезд Ираклия на 623 год. 207 Theoph.301., 23–24. – С 6 до 9 года правления Ираклия хронология у Феофана спутана и одно событие передвинуто на целый индикт. 208 Pernice,o. с. р. 122 – заставляет Ираклия ехать морем в Трапезунт. Веские возражения против морского пути сделаны в статье Gerland» a. Byz. Zeitsch. III, 345. 211 Географический термин «Мидия» обнимал всю горную область к востоку от горных цепей Эльбруса и Загроша до течения реки Аракса. Северо-западная часть этой страны называлась Мидия-Атропатена от фамильного имени Atropates, которое носил один род Ахеменидов, владевший этой страной при Селевкидах. – Ср. Kiepert. Lehrbuch der alten Geographie, § 73, стр. 71. 212 Georg. Pis.Heracl. 2, 167–230. – Быстроту набега поэт сравнивает с молнией: λλ’ ατς λϑν σπερ αστραπς τχος (v. 204). 213 Raw li nson.On the Site of the Atropatenian Ecbatana, Jour, of the R. Ceorg. Soc. 1841, p. 86, – читает это имя Dar Artesis, т. e. дом Ардашира. – У персидских царей было в обычае давать свое имя как местам, так и людям в виде отличия.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Однако и эта, на первый взгляд, весьма заманчивая этимология вызывает серьезные сомнения. Прежде всего, среди фракийских, дакийских и иных топонимов, сохранившихся в греческих источниках, кажется, нет ни одного надежного примера словосложения со вторым компонентом -απ-. Иначе говоря, перед нами – изолированный пример, hapax, а это делает изложенную этимологию малоправдоподобной. Но главное – эта этимология совершенно неприемлема для гидронима Παντιπης, который невозможно рассматривать в отрыве от топонима Παντιπαιον. Местоположение реки Пантикап до сих пор не установлено (Доватур, Каллистов, Шишова 1982: 285–286). По одним источникам, эта река – приток Борисфена (например, Hrdt., IV, 18, 2), по другим – она впадает в море (например, Plin., IV, 12, 26). Очевидно, что при этимологизации следует исходить не из явно вторичной формы Παντιπαιον, а из форм Παντιπη »Пантикапей» (St. В.) и Παντιπης «Пантикап». Необходимо обратить внимание на отсутствие образований с исходом -απα, -απη, -απης, -απος, -απα и т. п. в ономастике, дошедшей до нас в греческих передачах. В то же время, очень часто встречаются образования на -απα, -απη(ς), -απια и т.д., имеющие, к тому же надежную индоевропейскую этимологию. Так, Μεσσαπα »Беотия» и «Калабрия», Μεσσπιος – горы во Фракии и в Беотии, Μεσσπιος – река на Крите (ср. me-sa-po в надписях линейного письма Б) и др. уже давно сопоставлялись с μσ(σ)ος »средний» и др.-прус. аре (=лит. ùp) «река» (Krahe 1937: 21ff); 366 ср. догреч. Μεσσ-απα и др.-гр. Μεσοποταμα. Фракийский топоним Burdapa и νμφαι Βουρδαπηνα (Георгиев 1957: 60; Detschew 1957: 81 ff) 367 – образования от гидронима Βουρδ-απη – возможно, к фрак. Βουρδ- »брод» (Георгиев 1957: 60). Фрак. Ζλδ-απα, видимо, следует сопоставить с лит. Sald-upis – к saldùs «сладкий» (Vanagas, 288). Иную этимологию предлагал В. Георгиев: к Zald-/Said- »желтый» (Георгиев 1957: 61). Но второй компонент и в этом случае генетически связан с др.-прус. аре=лит. ùp, ùpis «река». Город Фригии Σορδαπα (PWRE, s.v.) явно образован от гидронима Skard-upis – к skardis »обрыв» (Vanagas, 301 ). 368

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Разв. Salamis Kiepert)... φ ­ †35°10».58 λ ­ †33°56».52 Greenwich Разв. Paphos (Bafa) -″-... φ ­ †34°46».11 λ ­ †32°25».91 -″- Следовательно, Паф лежал к западо-юго-западу (WSW, α­261°51») от Саламина в расстоянии (по воздушной дуге) 136. 08 верст (145149 me 98. 17 milia passuum). Итак, на одном острове в расстоянии только четырех дней пути не только два календаря, но и две различные календарные системы! ее) Разумеется, ρατατ есть ρF αττα, т. е. «haurwatât». Это авестическоф имя де-Лагард переводит λτης (­ λF τητ– α), целостность. «Haurwatât» (новоперс. χordâd h ) есть 5-й из «бессмертных святых», гений-хранитель воды, θες πλοτου по Плутарху. ’А ταρταβ – ταρτ есть испорченное μαρττα ­ ameretât. По де-Лагарду имя «а – mere – – tat» есть – μρο – – τητ– α ит – mor – tali – tat-em не – мер – тв – ость, бессмертие. Амеретат (новоперс. mordâd h ) есть 6-й «бессмертный святый», гений-хранитель дерев, τν π τος καλος δων δημιουργς по Плутарху. Его другое название было «hamandâd h »=’А μνδατος. Ср. прим. 301. Один недвусмысленный признак 307 показывает, что каппадокийские даты Епифаний вычислял не сам, а получил их от какого-либо каппадокийца 308 . Можно даже угадать следующие черты переписки между ними. Вопрос Епифания: Каким дням сооответствуют у вас 6 αδυναου ante diem octauum idus ianuarias n 8 δου ante diem sextum idus nouembres? Вопрос был выражен в датах по общераспространенному сиро-македонскому (антиохийскому) календарю и по общегосударственному римскому, – не по александрийскому календарю, который Епифанию был так любезен – быть может, и потому, что местный кипрский константинийский саламисский календарь был вариантом александрийского. Каппадокиец ответил в том смысле, что 6 января соответствует 18 амартата, 8 ноября –15 аратата. Этот ответ был дан в 368 году 309 и именно в году римском (отмечаемом Fl. Valentiniano Aug. ии Fl. Valente Aug. ии conss.), т. е. начинающемся с 1 января и кончающемся 31 декабря; другая, напр., сентябрьская форма года (индикт, год селевкидов, год Диоклетиана) уже здесь неприменима. И в 367 или в 369 году дать этот ответ каппадокиец не мог бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010