Абакан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 53.721152; 91.442396 Россия, Республика Хакасия, Абакан Абакан, Республика Хакасия Россия История православия в Абакане [ править править код ] Присоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 года при московском царе Иоанне Васильевиче Грозном, который, под влиянием просветительных идей святителя Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения. Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них - часовни, а затем церкви. Образовывались деревни и на несколько деревень строилась церковь. Территория современной Хакасии осваивалась Российским государством в продолжение всего XVII века. В 1707 г. император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г. Территория нынешней Абаканской и Кызылской епархии в разное время входила в состав следующих епархий: первоначально - в состав Сибирской и Тобольской епархии (основана в 1620 г. при Святейшем Патриархе Филарете); с 1820-х гг. была приписана к новообразованной Иркутской епархии; в 1834 г. - целиком вошла в состав Томско-Енисейской епархии; с 1861 г. с выделением в самостоятельную Енисейской и Красноярской епархии из состава Томско-Енисейской - принадлежала Енисейской и Красноярской епархии; с 1923 по 1937 гг. с открытием Минусинской и Усинской епархии - большей частью входила в ее состав; с 1937 г. - вошла в состав Красноярской и Енисейской епархии; с 1945 г., со времени возобновления церковной жизни единственного на территории епархии Никольского прихода, вошла в Новосибирскую и Барнаульскую епархии;

http://azbyka.ru/palomnik/Абакан

Никодим, епископ Енисейский и Красноярский (Казанцев Никита Иванович) Родился 5 сентября 1803 года в селе Комлеве Знаменском Рузского уезда Московской губернии в семье причетника. В 1818 году поступил в Вифанскую духовную семинарию. В 1826 году по окончании духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 31 марта 1829 года пострижен в монашество; 5 июля рукоположен во иеродиакона, а 1 июля 1830 года – во иеромонаха. 6 августа того же года окончил курс духовной академии со званием магистра. 13 августа 1830 года назначен инспектором Тульской духовной семинарии и профессором богословия и еврейского языка. 14 апреля 1832 года перемещен в Новгородскую духовную семинарию инспектором и преподавателем философии. 24 октября 1833 года возвращен в Тульскую духовную семинарию инспектором. С 11 февраля 1835 года – ректор Вятской духовной семинарии и с 19 марта – настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря; 17 апреля возведен в сан архимандрита. В период ректорства в Вятской духовной семинарии происходило преобразование учебной программы в духовных учебных заведениях. Ректорам духовных семинарий было предложено представить свои проекты преобразования. Проект ректора Вятской духовной семинарии архимандрита Никодима привлек внимание обер-прокурора Святейшего Синода графа Н. А. Протасова, и отец Никодим был вызван в Санкт-Петербург. Ему было поручено составить новый устав, что он и выполнил. Но этот устав не нашел применения. С 20 июня 1841 года – ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря. С 25 июля 1845 года – ректор Курской духовной семинарии и настоятель Рыльского Николаевского монастыря. С 3 апреля 1850 года – ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 14 февраля 1854 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. С 18 сентября 1861 года – епископ Енисейский и Красноярский. За время своего служения на Енисейской кафедре он дважды объехал всю эту неизмеримую епархию и знал ее лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии, где родился. Из 175 приходов, кажется, не осталось и двадцати, где бы он не служил, а побывал во всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Красноярск. Церковь Алексия, митрополита Московского при 30-м Сибирском стрелковом полку. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Алексия, митрополита Московского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1909 и 1916. Год утраты:приблизительно 1990 (разобрана после пожара) Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта) , В.А. Соколовский (строительный надзор) Адрес: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, на месте здания по адресу ул. Краснодарская, д. 8 Координаты: 56.046097, 92.939834 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В справочнике о приходах Енисейской епархии, изданном в 1916 году Енисейским церковно-историко-археологическим обществом, содержится краткое упоминание об Александро-Невской деревянной военной церкви в городе Красноярске. Этот справочник, содержание которого не утратило своей актуальности до настоящего времени, ничего не сообщает о другой, кирпичной военной церкви одноименного названия, строительство которой было завершено в период подготовки к изданию самого справочника. Красноярские военные церкви, в связи с их полной утратой никогда не были объектами специальных исследований и не нашли должного отражения в трудах по истории архитектуры Приенисейского края. Настоящая небольшая статья о строительной истории и архитектурных особенностях красноярских военных церквей представляет собой попытку восполнить имеющийся пробел в наших знаниях об этих редких по характеру своего предназначения памятниках православной архитектуры Красноярского края. В сентябре 1867 года для «отправления духовных треб у воинских чинов» высочайшим повелением был утвержден штат священнослужителей при Красноярском губернском батальоне. Из-за отсутствия при этой воинской части собственного храма ( с 1832 года штабные, обер- и унтер-офицеры, рядовые и нестроевые солдаты Красноярского линейного сибирского батальона 12 были приписаны к приходу Всесвятской церкви) военным командованием были предприняты усилия по сооружению батальонной церкви. В феврале 1872 года епископом Красноярским и Енисейским Павлом было рассмотрено обращение командира Красноярского батальона майора Тульничеева о разрешении строительства военной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=33571

Русские с самого начала покорения Сибири старались обращать сибирских инородцев к вере во Иисуса Христа. – Когда только что учреждалась для Сибири в Тобольске епархия (в сентябре 1620 г.), архипастырям ее уже поставлялось от правительства в непременную обязанность подражать просветителю зырян, св. Стефану, епископу велико-пермскому, – обращать сибирских неверующих к вере в истинного Бога. Об этой святой обязанности правительство и впоследствии напоминало почти каждому из сибирских преосвященных, в особенности при их назначений на Тобольскую или другую какую-либо сибирскую кафедру. И школы духовные и семинарии от Государей российских, начиная с Петра I, предписывалось сибирским архиереям заводить именно с тою целию, чтобы имеющие обучаться в них, с получением священства, могли не только учить вере и благочестию своих прихожан из русских, но и обращать к вере в истинного Бога неведающих Его сибирских туземцев. – С целию обращения в христианство сибирских инородцев и даже соседей их монголов и китайцев со времен Петра великого, Елисаветы Петровны и Екатерины II, учреждались и доселе учреждаются миссии духовные. Обращения сибирских инородцев-язычников, а отчасти и магометан бывали и прежде, и бывали иногда в значительных размерах; напр. Тобольским митрополитом Филофием Лещинским с сотрудниками, с 1712 по 1727 год, было окрещено сибирских инородцев до 40 тысяч. От чего в настоящее время, да и довольно уже давно, исповедуют веру христианскую некоторые племена сибирских туземцев уже целыми массами. Таковы якуты, таковы вогулы и пр., да почти таковы же и остяки, а также тунгусы в особенности Якутской области. Обращение неверующих сибирских инородцев к вере в Иисуса Христа, совершавшиеся прежде, совершаются и ныне, и совершаются иногда не отдельными только личностями или частными семействами, а вдруг целыми сотнями и даже более! Такие обращения, т. е., в больших количествах людей, были в недавнее время в иркутской епархии при преосвященных Ниле, Евсевии, Парееше и Мартиниане; такое обращение (- вдруг более 300 человек) было лет 8 или 9 тому назад, и в Тобольской епархии, совершенное покойным Сургутским священником Василием Алекс. Кайдаловым; 1 такое же было раз в енисейской епархии во время одного обозрения ее первым тамошним преосвященным Никодимом; такое же, только в гораздо еще более обширных размерах, обращение инородцев в енисейской епархии совершилось и в истекшее лето настоящего года, при обозрении же епархии, управляющим ныне ею, епископом Антонием. Вот выписка об этом удивительном и для сердца верующего радостном событии из письма ко мне (от 31 июля) одного жителя города Красноярска, человека притом вполне знакомого с местными епархиальными делами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Енисейск. Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1871 и 1872. В 1923-1924 гг. перестроена. Архитектор:Г.Я. Судовский (предположительно) Адрес: Россия, Красноярский край, Енисейский район, г.Енисейск, ул.Ленина, 100 Координаты: 58.453685, 92.188335 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Христорождественская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь - уникальный случай! В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация. В настоящее время в Енисейске на территории Иверского женского монастыря сохраняется ряд построек, представляющих собой часть его прежнего архитектурного комплекса, на протяжении длительного времени игравшего исключительно важную роль в формировании городской застройки и её силуэта. К числу этих построек принадлежит здание церкви в честь Иконы Иверской Божией Матери, расположенное в юго-восточном углу монастырской территории, на пересечении улиц Ленина (бывшей Большой) и Лыткина (бывшей Никольской). Любопытна история появления этой церкви в структуре комплекса монастырских строений. Она была связана с давним спором между женской обителью и енисейскими прихожанами за обладание правами на располагавшийся в монастыре каменный Христорождественский храм, сооруженный в 50-х годах XVIII века. Свое право на владение церковью монастырь основывал на том, что этот храм был выстроен на монастырской земле. Прихожане же добивались у духовных властей закрепления за ними здания церкви, ссылаясь на то, что она была выстроена «их иждивением». Еще в конце XVIII века жители Христорождественского прихода безуспешно испрашивали у тобольского епархиального начальства наименования «оной церкви приходской, а не монастырской». В 1837 году распря о праве на Христорождественскую церковь рассматривалась в Томской консистории и даже в Святейшем Синоде. С новой силой споры о принадлежности Христорождественской церкви разгорелись после учреждения в 1861 году Енисейской епархии. Несмотря на ходатайства первого енисейского епископа Никодима (Казанцева), дело, длившееся, почти пять лет, в 1868 году было завершено поручением Священного Синода «озаботится устройством в Христорождественском женском монастыре особой домовой церкви…».

http://sobory.ru/article/?object=15134

Енисейск. Часовня Николая Чудотворца в Кузнечных рядах. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:приблизительно 1950 Адрес: Красноярский край, город Енисейск Проезд:Точное месторасположение не установлено Изменить описание объекта До настоящего времени остаются слабо изученными утраченные церковные постройки Енисейска XVIII века. К их числу принадлежит каменная часовня Николая Чудотворца в Кузнечных рядах, игравшая в прошлом заметную роль в городском сакральном пространстве. Упоминание об этой часовне, наряду с другими аналогичными ей небольшими культовыми постройками, приписанными к енисейской Христорождественской церкви, находится в справочнике о церковных приходах, опубликованном енисейским церковно-археологическим обществом в 1916 году. Сведения об этой часовне, располагавшейся на Кузнечной улице Енисейска, весьма кратки, и не содержат данных ни о времени сооружения часовни, ни о материале ее стен. Известно, что в основу указанного справочника о церковных приходах Енисейской епархии были положены материалы клировых ведомостей, составлявшихся отдельно по каждой приходской церкви. Так, одна из таких ведомостей енисейской Христорождественской церкви, датированная 1866 годом, приводит следующие данные о часовне Николая Чудотворца: «В приходе сей церкви находится вроде часовни каменный столб, построенный неизвестно когда мещанами кузнецами, где находится несколько икон, принадлежащих им же кузнецам…». Из этого описания следует, что к моменту составления клировой ведомости в церковных архивах уже давно были затеряны сведения о времени и обстоятельствах сооружения часовни, а сама постройка, видимо, не имела особого значения в среде енисейских священнослужителей. При известной тщательности церковного делопроизводства скудность сведений о енисейской часовне Николая Чудотворца может быть отчасти объяснена особенностями процесса строительства этих небольших культовых сооружений в России в XVIII веке.

http://sobory.ru/article/?object=36408

Красноярск. Церковь Вознесения Господня в Коркине. Вознесенская церковь в Коркине /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1857 и 1858. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Борис Михайлович Набалов Адрес: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пос. Коркино (бывшее село Коркино) Координаты: 56.083828, 93.030294 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Коркинский Вознесенский приход открыт в 1855 г., будучи выделен из прихода градо-Красноярского Воскресенского собора. Приход состоит из с. Коркина и дер.: Песчанки в 3 в., Кубековой в 8 в., Старцевой в 8 в. и Тетериной в 12 в. С. Коркино находится на левом берегу р. Енисея, в 12 верст. от г. Красноярска, в сухой и здоровой местности. Почтовые сношения с Коркиным производятся через Частоостровское волостное правление, находящееся от него в 23 в. Церковь в приходе одна, деревянная, однопрестольная, в честь Вознесения Господня, построена в 1859 г. Церковная библиотека состоит из 350 томов. Летопись церковная ведется с 1857 г. В д. Кубековой имеется молитвенный дом, построенный в 1876 г., в д.д. Песчанке, Тетериной и Старцевой деревянные часовни. В Коркине имеется церковно-приходская школа, а в д. Кубековой министерская школа. Штатный причт состоит из священника с жал. в 300 р. и псаломщика с жал. в 100 р. Братских доходов получается от 750 до 900 р. в год. Причтовые дома находятся в удовлетворительном состоянии. Земли при церкви состоит: усадебной 3 дес., пахотной 44 дес., сенокосной 52 дес., лесной 20 дес. Капиталов церковных 1142 р. 11 к. Население в приходе 1034 душ м. п. и 1021 душ ж. п. Население православное, состоит из старожилов, ссыльно-поселенцев и казаков. Источник: " Краткое описание приходов Енисейской епархии " , 1916

http://sobory.ru/article/?object=53546

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_61576.html 25 января 2009 Список участников Архиерейского Собора РПЦ МП 25-26 января 2009 года Источник:  http://www.mospat.ru/index.php?page=43952 Официальный сайт РПЦ МП Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский, Местоблюститель Патриаршего Престола Владимир, митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии Климент, митрополит Калужский и Боровский, Управляющий делами Московской Патриархии Владимир, митрополит Кишиневский и всея Молдавии Августин, архиепископ Львовский и Галицкий Агапит, епископ Северодонецкий и Старобельский Агапит, епископ Штуттгартский (РПЦЗ), викарий Берлинской и Германской епархии Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский Александр, архиепископ Костромской и Галичский Александр, епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, епископ Городницкий, викарий Киевской епархии Александр, епископ Даугавпилсский, викарий Рижской епархии Александр, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Александр, епископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской епархии Александр, митрополит Рижский и всей Латвии Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Алексий, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископ Белгород-Днестровский, викарий Одесской епархии Алипий, архиепископ Чикагский и Средне-Американский (РПЦЗ) Амвросий, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, епископ Гатчинский, викарий Санкт-Петербургской епархии Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский Анатолий, архиепископ Керченский, викарий Сурожской епархии Анатолий, архиепископ Сарненский и Полесский Анатолий, епископ Кагульский и Комратский Антоний, архиепископ Бориспольский Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, архиепископ Уральский и Гурьевский

http://religare.ru/2_61576_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (Афонин, искаженное Афоник; 2-я фамилия - Федотов) Тимофей Дмитриевич; 26.04.1893, дер. Погореловка Перемышльского у. Калужской губ.- 16.05.1928, г. Вел. Устюг, ныне Вологодской обл.), еп. Никольский. Из крестьянской семьи. По имеющимся сведениям, воспитывался в школе для мальчиков-сирот при Белогорском во имя святителя Николая Чудотворца мужском монастыре Пермской епархии. Окончил ДС. Нек-рое время жил в миру, учительствовал; испытав тяжелые душевные переживания, вернулся «со слезами» в Белогорский мон-рь. Принял монашеский постриг с именем Иерофей. Исполнял послушание регента. Был рукоположен во иерея. После закрытия мон-ря служил в Пермской епархии. С нояб. 1922 г. в Уфимской епархии действовала автокефалия, провозглашенная временно управлявшим епархией Томским еп. Андреем (Ухтомским) и подтвержденная епархиальным съездом. Автокефалия была вынужденной мерой после ареста Патриарха Московского и всея России свт. Тихона из-за угрозы захвата власти в Церкви обновленцами. В связи с арестами правосл. архиереев в Уфимской автокефальной епархии происходили тайные епископские хиротонии. В кон. мая или в июне 1923 г., уже после ареста еп. Андрея, назначенные им викарии Уфимской епархии Давлекановский еп. Иоанн (Поярков) и Аскинский еп. Серафим (Афанасьев) хиротонисали И. во епископа Тайгинского. И. стал викарием Томской епархии, но на кафедру не выехал. Не ранее сер. июля 1923 г., после получения в Уфе известий об аресте Нижнетагильского еп. Льва (Черепанова), управлявшего также приходами Екатеринбурга, Шадринска (Екатеринбургская епархия), Осы и Оханска (Пермская епархия), И. был назначен на новоучрежденную Шадринскую викарную кафедру Екатеринбургской епархии, где он оказался единственным правосл. архиереем. Через нек-рое время хиротония И. была признана Патриархом Тихоном. Имеются свидетельства, что И. посетил Москву, где 23 сент. вместе с Патриархом Тихоном принял участие в хиротонии Лужского еп. Мануила (Лемешевского) . 27 сент. был назначен свт. Тихоном временно управляющим Екатеринбургской епархией. 12 дек. 1923 г. определением Патриарха и Свящ. Синода стал епископом Сызранским, викарием Самарской епархии, 28 дек. того же года - епископом Спасским, викарием Казанской епархии, в нач. 1924 г.- епископом Енисейским, викарием Красноярской епархии. И. не выезжал на места назначений, оставался в Шадринске. Вероятно, невыполнение И. определений Патриарха и Синода было связано с какими-то ограничительными мерами Шадринского окружного отдела ОГПУ.

http://pravenc.ru/text/293760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц (в нек-рые годы от 1 до 4 номеров были сдвоенными). До этого материалы о жизни епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» (1863-1879) и «Томских епархиальных ведомостях» (1880-1883). Инициатива издания «Е. е. в.» принадлежала Енисейскому еп. Исаакию (Положенскому) , к-рый 14 окт. 1883 г. направил представление в Святейший Синод. Издание было одобрено указом Синода от 23 дек. того же года. В отличие от большинства др. епархиальных изданий офиц. и неофиц. отделы «Е. е. в.» подписывались одним редактором; хотя до 1900 г. они имели раздельную пагинацию, их объединяли общие тетради и даже листы (заглавие неофиц. отдела часто помещалось на обороте последней страницы офиц. отдела), что не позволяло разделить их и переплести отдельно. Редакторами были смотритель Красноярского ДУ К. А. Успенский (с 1884 по 2 за 1894), помощник смотрителя Н. А. Бобылёв (с 3 за 1894 по 1896), Н. В. Владимиров 1-7 за 1897), А. В. Касаткин (с 8 за 1897 по 1906), А. С. Богданов (с 1908 по 2 за 1914), Х. П. Соболев (с 3 за 1914 по 1919). Издание отличалось небольшим объемом. В течение первого 10-летия редакция считала своей обязанностью «освещать местную жизнь, текущую и прошедшую, и давать посильные ответы на запросы дня, какие выдвигало духовное ведомство», стараясь «избегать перепечаток». После ухода Успенского штат журнала сократился, стали часто появляться перепечатки из др. изданий. Избранная на епархиальном съезде 1905 г. редакционная комиссия, «желая порвать связь с обнищавшим духовно прежним органом», постановила издавать новый журнал. С нач. 1907 по июль 1908 г. вместо «Е. е. в.» в увеличенном формате выходил «Енисейский церковный вестник» с подзаголовком «Еженедельный церковно-общественный журнал», в нем помимо церковных проблем поднимались политические. Первые 3 номера редактировал свящ. Петр Никольский, после него временно исполняли должность редактора священники Варсонофий Захаров 4-15, 26-52 за 1907, 1-29 за 1908) и Илия Фокин (впосл. обновленческий архиепископ Сталинградский) 16-25 за 1907). Однако очередной епархиальный съезд в 1908 г. признал, что «самая попытка сделать журнал политическим органом… была очень неудачным явлением» и «за новой вывеской часто скрывалась прежняя скудость содержания». С авг. 1908 г. издание «Е. е. в.» возобновилось «со старым девизом: освещать… церковные вопросы в духе строгой беспартийности».

http://pravenc.ru/text/189967.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010