Помянуть древняя и поучиться, несомненно полезно и назидательно ... Митрополит Арсений (Стадницкий) Содержание От редакции Дневник на поместный собор 1917–1918 17-я тетрадь 8 августа 1917 г. –22 января 1918 г. на Поместный Собор Приложения Комментарии и примечания Приложение 1. Заявление в Святейший Правительствующий Синод от группы членов Синода о сложении своих полномочий Постановление Святейшего Правительствующего Синода по заявлению группы членов Синода о неканонических действий Обер-прокурора В. Н. Львова Статья из газеты «Русское слово» о конфликте между членами Священного Синода и синодальным Обер-прокурором В. Н. Львовым Прошение митрополита Московского Макария (Невского) Святейшему Синоду о современных церковных делах, с приложением выписок из канонических правил Чин молебного пения при открытии Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 29 августа 1917 г. Заметка из газеты «Московский листок» о событиях, происходящих на Соборе 30 августа Статья из газеты «Утро России» о заседании Собора, посвященного обсуждению вопроса о преподавании Закона Божия в школе от 23 сентября 1917 г. Доклад Священному Собору председателя Отдела о Высшем Церковном Управлении епископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) и особое мнение членов Отдела по поводу формулы перехода к очередным делам Обращение группы членов Собора в Соборный Совет о совершении торжественных похорон у стен Кремля воинов, погибших во время революционных боев Постановление Собора Всероссийской Православной Церкви по поводу погребения на Красной площади лиц, во дни междоусобной брани убиенных Обращение Московского Совета рабочих и солдатских депутатов в Священный Собор Православной Российской Церкви по вопросу совершения религиозных обрядов Заметка из газеты «Московский листок» с публикацией заявления Собора по вопросу о мирных переговорах большевиков с Германией Статья из газеты «Московский листок» об интронизации Патриарха Поздравление монашествующих Новгородской епархии в связи с возведением архиепископа Арсения в сан митрополита Статья В.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Романовская церковь (Вильнюс) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Романовская церковь (Вильнюс) Романовская церковь — православный храм во имя равноапостольного царя Константина и преподобного Михаила Малеина, небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова в Вильнюсе, построенный по проекту московского архитектора В. Д. Адамовича в ознаменование 300-летия династии Романовых в 1913 году на улице Большая Погулянка, ныне ул. Йоно Басанавичяус. Другие названия — церковь Святых Константина и Михаила, Константино-Михайловский храм. Церковь построена в стиле, воспроизводящим древнерусский ростово-суздальский. Содержание История [ править править код ] Место закладки храма-памятника на Закретной площади было освящено 17 апреля 1911 года. Чин освящения совершил ректор Литовской Духовной семинарии архимандрит Иоанн (Поммер; позднее архиепископ Рижский и Митавский) в сослужении шести клириков Виленской епархии. Внутренняя отделка храма была выполнена И. Колупаевым. Она вполне соответствовала внешнему облику и общему стилю постройки. По словам современников, лучшим украшением внутри храма являлся дубовый, в древнерусском стиле, тонкой резьбы иконостас, изготовленный в Москве С. А. Соколовым. Освящение храма произошло 9 мая 1913 года, начавшись 8 мая в 6 часов вечера всенощным бдением. Церковь была освящена архиепископом Виленским и Литовским Агафангелом (Преображенским) в сослужении епископа Елевферия (Богоявленского), викария Ковенского, и епископа Минского и Туровского Митрофана (Краснопольского) в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны (Романовой). 30 сентября 1914 г. в храме архиепископом Виленским и Литовским Тихоном была отслужена панихида по погибшему в бою князю императорской крови Олегу Константиновичу (1892-1914). Во время оккупации Вильны немецкими войсками в 1915 году церковь использовалась как накопитель, где содержались нарушители комендантского часа. В 1921—1926 годах храм ремонтировался. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Романовская_це...

Arhiva Exarhul Patriarhal al întregii Belarus a vizitat Epahia de Gomel 9 noiembrie 2020 15:11 8 ноября 2020 года с первым визитом в качестве Патриаршего экзарха всея Беларуси Гомельскую епархию посетил митрополит Минский и Заславский Вениамин . В день памяти великомученика Димитрия Солунского Предстоятель Белорусской Православной Церкви в сослужении архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана и епископа Светлогорского Амвросия , викария Гомельской епархии, совершил Божественную литургию в Петропавловском кафедральном соборе г. Гомеля. Архипастырям сослужили секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинные округов, председатели отделов и духовенство епархии. Богослужебные песнопения исполнил хор Петропавловского собора под управлением Елены Мороз. За богослужением молились игумения Вера (Афонькина) с сестрами Тихвинского женского монастыря г. Гомеля и игумения Иоанна (Ярец) с сестрами Успенского женского монастыря д. Казимирово. Во время Литургии были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и о прекращении распространения вредоносного поветрия. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Аристарх (Дроздов). По завершении богослужения архиепископ Стефан выразил митрополиту Вениамину благодарность за пастырский визит. Владыка экзарх обратился к верующим со словом проповеди и преподал всем присутствовавшим архипастырское благословение. Затем архиереи и духовенство возложили цветы к памятнику первого гомельского епископа — священномученика Митрофана (Краснопольского). В тот же день митрополит Вениамин в сопровождении архиепископа Стефана и епископа Амвросия совершил ряд рабочих визитов. Патриарших экзарх посетил музей приснопамятного владыки Аристарха (Станкевича, † 2012), а также епархиальный молодежный центр. Владыка Вениамин ознакомился с деятельностью молодежного отдела епархии, посетил епархиальную библиотеку и занятие детского хора воскресной школы Петропавловского собора. Архиепископ Стефан совместно с председателем информационного отдела протоиереем Олегом Костромой и председателем отдела религиозного образования и катехизации протоиереем Артемием Кривицким представили Патриаршему экзарху издание «Летопись Гомельской епархии», посвященное 95-летию создания и 30-летию со дня возрождения Гомельской епархии.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5716962...

В особом склепе находились мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого в 1671 году в дни восстания Степана Разина. С самого дня мученической кончины у гроба святителя происходили многочисленные чудеса и исцеления. К сожалению, регулярной записи этих чудес не велось, что препятствовало канонизации святого, хотя имя астраханского митрополита давно вносилось в различные святцы. Причисление к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного собора, проходившего в 1918 году в Москве. Память святителя Иосифа торжественно совершается ежегодно 24 мая. Кроме того, в нижнем храме находилось захоронение святителя Герасима (Добросердова), известного своими миссионерскими подвигами в Сибирском крае. Епископ Герасим пребывал на Астраханской кафедре сравнительно недолго (1877–1880), прославлен в лике сибирских святых (память — 10 июня ст.ст.). Раки с мощами святых угодников сейчас пребывают в нижнем храме и открыты для поклонения верующим, а большинство останков погребённых архиереев перезахоронены в 2001 году в крипте собора. В дореволюционные годы в Успенском соборе находилось множество православных святынь, большинство из которых в настоящее время утеряно. События 1917 года стали печальной страницей в истории собора. Собор подвергся несанкционированным обыскам, в результате которых большевики вынесли из храма церковные ценности, наличные деньги и процентные бумаги на сто тысяч рублей. 18 января 1918 года собор был закрыт для богослужений, однако потом был вновь возвращён верующим в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей почти все реликвии были изъяты и отправлены на переплавку. Почти вся соборная ризница была уничтожена. В 1929 году даже стоял вопрос об уничтожении Успенского и Троицкого соборов астраханского кремля. Решение было пересмотрено в том же году с указом о предоставлении планов переустройства. Иконостас верхнего храм был сломан и сожжён в 1931 году в результате проведённого субботника. Красноармейцы местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая святые образа. C этого момента вплоть до 1992 года собор использовался как склад боеприпасов, казармы для военнослужащих, музей и центр массовой и пропагандистской работы по краеведению.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_кафе...

Появление в храме чудотворного образа спасло храм от полного разрушения и забвения и потянуло сюда верующих людей. Приезжают отовсюду — и из Астрахани, и из соседних сел, и даже из соседних регионов. В храме чудесным образом обновляются фрески и иконы. Храмовая Казанская икона Божией Матери несколько лет назад сильно мироточила, как и многие другие образы в храме. Вот на потолке изображения четырех евангелистов: Иоанна, Матфея, Луки и Марка. Как уже упоминалось, церковь старая, крыша находилась в аварийном состоянии, протекала. Изображения евангелистов на потолке храма утратили краски, сильно потемнели, один из образов пришлось временно снять. Но когда начались постоянные богослужения, образы евангелистов обновились, краски стали яркими, свежими, «заиграли», они выглядят как свеженаложенные на дерево. Справа от алтаря находится икона святого Илии Пророка. Рассказывали, что икона была ветхая, темная, фактически нельзя было разобрать изображения, однако видите — она сама вся чудесным образом обновилась — и лик, и ризы… Три года назад начала самообновляться икона Николая Чудотворца, изображение было на металле, и вот, уже я был свидетелем, она вновь заблестела, а была очень темной. Эти явные явления Божией благодати. Игумен Иосиф является консультантом архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы (Карпухина). Он член епархиального отдела образования и катехизации. На протяжении многих лет отец Иосиф собирает сведения о святых угодниках Астраханской епархии, живших как до, так и после революции. Им, в частности, была проделана подготовительная работа по канонизации священномучеников: архиепископа Краснопольского Митрофана, священников Григория Хлебунова, Василия и Николая Залесских, Николая Тарбеева, Михаила Ражкина и диакона Михаила Смирнова. Также отец Иосиф автор нескольких книг: «Храмы и монастыри города Астрахани», «Святые земли Астраханской», «История Астраханской епархии за 400 лет ее существования» (в соавторстве). 23 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/24995.html

Доцент (апр. 1913), экстраординарный профессор (дек. 1913) МДА по 1-й кафедре Свящ. Писания НЗ. Был последовательным сторонником церковности духовной школы. Получил широкую известность как блестящий лектор, яркий оратор и церковный проповедник, ученый-богослов, автор мн. богословско-догматических трудов. И. выступал за необходимость решительных изменений во всей системе рус. богословской науки, преодоление ею заимствованной западной схоластической теологии. Во время патриотического подъема в годы первой мировой войны говорил об «освободительной войне в русском богословии», подразумевая под этим освобождение рус. богословской мысли от западного, преимущественно немецкого, влияния. В 1915 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. 1 мая 1917 г. после увольнения по решению Синода ректора МДА еп. Феодора (Поздеевского) И. был назначен временно исполняющим обязанности ректора академии (исполнял обязанности ректора до избрания в сент. того же года новым ректором МДА прот. А. П. Орлова). В июле 1917 г. был участником Всероссийского съезда ученого монашества, где выступил против предложенной реорганизации одной из духовных академий (подразумевалась МДА) и включения в ее профессорский состав преимущественно монашествующих. Заявил о незаслуженности осуждения профессуры существующих академий и обвинений их в неправославии. На съезде был кандидатом в делегаты в Предсоборный совет , уступив при повторном голосовании еп. Феодору (Поздеевскому). Избран делегатом от МДА на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На заседаниях Собора выступал как один из самых активных и последовательных сторонников восстановления Патриаршества. Наибольшую известность получила речь И. 23 окт. 1917 г., в к-рой он ярко и образно обосновал идею, что «патриаршество есть основной закон высшего управления каждой поместной Церкви». Речь И., как и выступление архиеп. Митрофана (Краснопольского) , сыграла важную роль в принятии Поместным Собором решения о восстановлении Патриаршества. При проведении 1-го тура голосования по выборам Патриарха И. был выдвинут одним из кандидатов. После избрания Патриархом Московским и всея России свт. Тихона стал его секретарем и консультантом по богословским вопросам.

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

Церковь Св. Николая п. Мултаново оставалась приписной к двухштатному приходу Казанской церкви с. Марфино. Жители Мултаново хотели иметь свой отдельный причт со священником, но малочисленность населения и недостаток средств не позволяли им этого. Строительство церкви Св. Николая Чудотворца, запланированной первоначально как часовни, продолжалось после 1909 г. и завершилось пристройкой прямоугольной трапезной и двухъярусной колокольни, перекрытой также восьмигранным шатром, таким же, как над основной частью церкви. 18 сентября 1917 г. по распоряжению архиепископа Астраханского и Енотаевского Митрофана (Краснопольского) в с. Мултаново был открыт самостоятельный приход с назначением на священническое место выпускника Астраханской духовной семинарии о. Василия Хатунцева. В 1922 г., когда по стране повсеместно проводилось изъятие церковных ценностей, из Мултановской церкви 22 августа была конфискована серебряно-вызолоченая богослужебная утварь — дарохранительница, потир, дискос с тарелочкой, лжица, копье звездица, ковш и оклад с Евангелия. Вес изъятого серебра составил 6 фунтов 77,5 зол. Община верующих с. Мултаново продолжала пользоваться церковью до 1940 г. В это время большинство храмов было уже закрыто. В протоколе Володарского райисполкома от 18 сентября1940 г. записано: «Проверкой установлено, что община верующих с. Мултаново до настоящего времени пользовалась как церковью, так имуществом незаконно. Двадцатки не существует, договора на пользование зданием и имуществом никогда не заключалось». Церковь в с. Мултаново Володарского района закрыли 25 октября 1940 г. по решению исполнительного комитета Астраханского окружного Совета. 24сентября 1941 г. районные власти решили здания закрытых церквей, в том числе и в с. Мултаново, передать в государственный фонд для разборки и продажи под строительный материал. Но по каким-то причинам, вероятно, из-за начавшейся войны, церковь уцелела и использовалась под хозяйственный склад. В настоящее время начинается постепенное её возрождение.

http://sobory.ru/article/?object=23192

Е. скончался и был погребен в основанном им мон-ре. По-видимому, через некоторое время имело место обретение мощей, поскольку, по свидетельствам сер. XVII в., мощи святого почивали открыто. Известно о неск. посмертных чудотворениях Е. Житие сообщает, что благодаря прикосновению к мощам святого исцелился бесноватый. В 1506 г., когда отряд крымских татар, разоривший окрестности Новгородка Литовского (ныне Новогрудок), приблизился к Лавришевскому мон-рю, нападавшим показалось, что в обители скрывается рус.-литов. войско (в мон-ре не было ни одного воина), и татары отступили. Современники приписали этот факт заступничеству Е. за свою обитель. В янв. 1514 г. по инициативе Киевского митр. Иосифа (Солтана) было установлено празднование памяти Е., очевидно почитание святого носило местный характер, что косвенно подтверждается отсутствием списков Жития Е. Память о святом сохранялась в Лавришевском мон-ре и в XVII в., после передачи его униатам. В ходе войны (очевидно, Северной войны 1700-1721, во время к-рой в 1706 шведы разграбили Пинск) Лавришевский мон-рь был уничтожен, братия успела скрыть св. мощи Е. в земле. Обитель возродилась в 1775-1780 гг. как православная, в 1836 г. была упразднена, монастырский храм обращен в приходский. По сведениям сер.- 2-й пол. XIX в., мощи Е. почивали под спудом ( Николай, архим. 1864. С. 131). Лавришевский монастырь возродился на первоначальном месте как подворье Минского архиерейского дома по благословению Минского и Туровского еп. сщмч. Митрофана (Краснопольского) , к-рый 14 июля 1913 г. освятил деревянный монастырский храм во имя прор. Елисея. В 1915 г. в результате наступления нем. войск монастырский храм сгорел, братия покинула обитель. В 1993 г. архиеп. Белостокский и Гданьский Савва (Грыцуняк) (Польская Православная Церковь) и Новогрудский и Лидский еп. Константин (Горянов) близ совр. дер. Гнесичи Новогрудского р-на освятили место, где стоял монастырский храм. В 1998 г. новопостроенный храм был освящен во имя Е., в 2007 г. при церкви был создан Свято-Елисеевский Лавришевский муж. мон-рь. Памятники Е. установлены в дер. Лавришево (1996) и в Новогрудке (2007). 9 авг. 2000 г. в Новогрудке состоялось освящение храма во имя Е., ежегодно в этот день из храма в Лавришевский мон-рь совершается крестный ход. Начиная с 2002 г. ежегодно накануне дня празднования памяти Е. в Новогрудке проводятся Свято-Елисеевские чтения.

http://pravenc.ru/text/189857.html

Также он подготовил к изданию сборник проповедей по годовому кругу богослужения. Составил учебник по сравнительному богословию, который впосл. был переиздан в России и использовался в качестве пособия в духовных учебных заведениях РПЦ. Написал воспоминания о своей жизни, неоднократно переиздававшиеся. В 1986 г. прот. Митрофан был удостоен сана протопресвитера. В 1989 г. овдовел. В 1990 г. принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Митрофана (Краснопольского), архиеп. Астраханского. 24 нояб. того же года возведен в сан архимандрита. 24 нояб. 1992 г. хиротонисан в Монреале во епископа Бостонского, викария Восточноамериканской епархии. Несмотря на преклонный возраст, до самой кончины совершал богослужения, одновременно с архиерейскими трудами продолжал исполнять обязанности настоятеля Си-Клиффского прихода. Пользовался большим авторитетом среди духовенства и мирян как РПЦЗ, так и РПЦ. Приветствовал происходившие в кон. ХХ в. в России изменения в области государственно-церковных отношений, оказывал благотворительную помощь возрождению в стране духовной жизни. В последнем своем Рождественском послании в 2001 г. писал: «Наблюдая происходящее на родине нашей, чувствую и вижу приближение дня торжества Солнца Правды, дня, когда, огнем испытанная, Православная Россия займет ее положенное в семье народов место, восстановит и политическое, и нравственное равновесие во всем мире». Скончался в глубокой старости, на 92-м году жизни. Отпевание М. 18 февр. 2002 г. в Свято-Серафимовском храме в Си-Клиффе возглавил первоиерарх РПЦЗ митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) . 19 февр. митр. Лавр совершил торжественную панихиду в джорданвиллском во имя Святой Троицы монастыре . М. был похоронен на монастырском кладбище рядом с могилой своей супруги. Соч.: В защиту правды: (Статьи 1952-1977). Н.-Й., 1983; Из миссионерско-пастырской деятельности на ниве Христовой в эмиграции. Джорд., 1985; Сборник проповедей по годовому кругу богослужений. М., 1995; Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство: Сравн.

http://pravenc.ru/text/2563436.html

Храм в селе Краснопольском во имя Рождества Пресвятой Богородицы – каменный, трехпрестольный, построен в 1828 г. с благословения епископа Иустина Пермского на средства и старанием прихожан. Храм этот до последнего времени существует в первоначальном виде и никаким изменениям и несчастиям не подвергался. Иконостас двухъярусный, иконы в нем без риз. Замечательных предметов из утвари и облачений при храме нет. В приходе есть две деревянные часовни – в деревнях Реши и Сирбишной. « Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Церковь весьма эффектно поставлена на холме, под которым идет трактовая дорога; лишь одним (западным) фасадом обращена к ближайшей жилой застройке, остальными же раскрыта в обширное свободное пространство, господствуя в панораме села и окрестном ландшафте. Каменная; объемное построение включает четверик с трехгранным, поделенным полукруглым выступом алтарем, более широкую трапезную и колокольню с боковыми пристройками и крыльцом по оси. Четверик разделен карнизом на уровне трапезной и в обоих ярусах имеет трехчастное членение пилястрами упрощенного рисунка. Входы в храм с севера и юга подчеркнуты лучковыми сандриками и фронтонами над средними пилястрами. Храм увенчан четырехгранным куполом с главкой на круглом барабане. Окна нижнего яруса четверика, алтаря и трапезной оформлены плоскими «ушастыми» наличниками с замковыми камнями; верхние окна четверика получили аппликативные завершения, как бы подвешенные к карнизу. Колокольня трехъярусная. Второй ярус — со срезанными углами, лучковыми фронтончиками с прямоугольными проемами в плоских обрамлениях, заключенных между пилястр (рисунок обрамлений сходен с верхними окнами храма). Третий ярус - цилиндрический, прорезанный арочными пролетами, вписанными в плоские арочные же ниши. Завершается колокольня куполом, несущим шпиль. Крыльцо возведено на двух мощных пилонах, соединенных арками между собой и основанием колокольни. Пилоны прямоугольные, обработаны спаренными пилястрами, которые поддерживают фронтон.

http://sobory.ru/article/?object=11344

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010