– И тем не менее, в этой обстановке нараставшего и даже уже состоявшегося атеизма и богоборчества, возникает огромный сонм новомученников. И первые из них появляются в Петрограде. – Мне кажется, что появление сонма новомученников – а первые из них приняли мученическую кончину уже в 1917 году – стало ярким доказательством огромного творческого, духовного потенциала Церкви. Этот потенциал проявился на Соборе и проявлялся в последующие годы. Единственно, мы должны помнить, что подобного рода подвиг – подвиг лучших представителей как нашего духовенства так и наших мирян, происходил на фоне все более и более массового отступничества от Церкви большей части населения нашей страны. Что и позволило в перспективе за какие-то четверть века почти полностью уничтожить крупнейшую поместную Церковь Православного мира. Действительно, первый мученик, кровь которого пролилась при большевиках, был довольно незаметный, долгие годы со смирением тянувший свою приходскую лямку протоиерей Екатерининского Собора Царского села Иоанн Кочуров. Он был растерзан толпой большевиков 31 октября 1917 года, когда казаки генерала Краснова, желая избежать уличных боев, без сопротивления оставили Царское село, и туда сразу вскоре вошли отряды красногвардейцев. Показательно, что и первым архиереем, убитым большевиками, оказался священномученник Владимир (Богоявленский), до 1915 года занимавший Петроградскую кафедру. Он погиб в Киеве, уже при других обстоятельствах. Небольшой отряд красногвардейцев – вот те самые легендарные блоковские 12: характерный состав таких красногвардейских патрулей, терроризировавших в это время те города России, где большевики уже захватили власть – вот такой отряд несколько часов хозяйничал в Киево-Печерской Лавре. А братия ничего практически не сделала для того, чтобы защитить своего священноархимандрита, митрополита Владимира, от издевательств большевиков, вошедших в монастырь без какого бы то ни было сопротивления со стороны братии. Его увели, вскоре расстреляли, и только тогда монахи подняли тревогу. Две эти кончины были грозным предзнаменованием будущих испытаний для всей России и, конечно же, для Петроградской епархии.

http://pravmir.ru/90-let-nazad-russkaya-...

В СПбДА прошла конференция к столетию начала гонений на Церковь сентября 2017 Архиепископ Петергофский Амвросий во вступительном слове обратил внимание на то, что из четырех дореволюционных духовных академий Санкт-Петербургская была закрыта первой, а память о начале гонений на Русскую Церковь в северной столице ощущается болезненнее всего. " Именно здесь, в Царском Селе, был убит и первый новомученик - священномученик Иоанн Кочуров, выпускник академии, - сказал владыка. - Именно здесь, в городе интеллигентского безбожия, проявилась и сила Господня. Церкви были даны силы противостоять врагу рода человеческого. Подвиги новомучеников, самоотверженные попытки создать что-то новое в Церкви продолжались весь ХХ век. Конференция - это дань славным страницам истории академии, память о тех, кто, начиная с 1917 года, сохранял и приумножал церковное знание, помогал выжить церковной науке. Особая память - об участниках легендарного Поместного Собора 1917-1918 годов, который стал торжеством церковной мысли начала ХХ века, подведя итоги развития Церкви в предшествующие столетия и восстановив патриаршество " . Заведующий кафедрой церковной истории СПбДА протоиерей Георгий Митрофанов представил доклад " Православная Церковь и государственная власть в России: от культурного сотрудничества Февраля к антицерковным гонениям Октября " . Он рассказал об особенностях взаимодействия Святейшего Синода и Временного правительства между Февральской и Октябрьской революциями. С докладом " Духовные и исторические корни русской цивилизации " выступил доктор филологических наук, заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия Александр Ужанков. Он обратил внимание на то, что основой русской цивилизации, возникшей вместе с Крещением Руси, является православное мировосприятие. Русская идея - это сохранение народом православной веры до наступления Страшного Суда. Доклад о роли эмоций в богословии прочитал доктор богословия, доцент Православного богословского факультета в Университете Прешова протоиерей Вацлав Ежек. Он сделал акцент на том, что современные люди почти разучились чувствовать, а развитие богословия основано на любви.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В ноябре 1916 года, когда Указом Санкт-Петербургской духовной консистории отец Иоанн был назначен на освободившуюся вторую вакансию в Екатерининском соборе Царского Села в качестве приходского священника12, его мечте о возобновлении своего служения приходского пастыря в одном из храмов на родине суждено было сбыться. Поступив в клир Екатерининского собора и поселившись с матушкой и пятью детьми (старший сын Владимир находился в это время на военной службе), отец Иоанн получил наконец желанную возможность во всей полноте окунуться в жизнь приходского пастыря на одном из замечательнейших приходов Санкт-Петербургской епархии. Казалось, что столь успешное начало приходского служения в Екатерининском соборе должно было открыть для отца Иоанна начало нового периода его священнического служения, в котором пастырское вдохновение и самопожертвование, характерные для всей предшествующей деятельности отца Иоанна, будут сочетаться с житейской стабильностью внешних условий служения и духовной умиротворенностью внутренних отношений между заботливым пастырем и его многочисленной благочестивой паствой. Мир и покой, заслуженные его трудами, наступили в 1916 году. И оказались весьма кратковременными. «Мы исполним свой долг до конца» События Февральской революции, разразившейся в Петрограде уже через три месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор, стали постепенно втягивать Царское Село в коварный водоворот. В октябре 1917 года, через несколько дней после захвата власти в Петрограде большевиками, эхо грозных потрясений, происшедших в столице, отозвалось и в Царском Селе. Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части генерала П. Н. Краснова, которые сохраняли верность Временному правительству, к городу двинулись из Петрограда вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевистские отряды стали подвергать город артиллерийскому обстрелу.

http://e-vestnik.ru/analytics/ioann_koch...

Протоиерей Сергий Мечёв, продолжатель дела своего отца протоиерея Алексия Мечёва, возглавлявший «монастырь в миру» — общину храма святителя Николая в Клённиках. Замечательный духовник и молитвенник, в 1931 году отец Сергий был «отлучен от православной жизни и запрещен в священнослужении» Синодом за отказ поминать за богослужением безбожную власть. Много лет провел в ссылках, где сохранял контакт с духовными чадами. Расстрелян в ярославской тюрьме 6 января 1942 года. Архимандрит Сергий (Шеин), секретарь Поместного Собора 1917–1918 годов, впоследствии играл ключевую роль в Обществе объединенных петроградских приходов, задачей которого было бороться против закрытия храмов. Расстрелян 13 августа 1922 года за сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей. Протоиерей Философ Орнатский, настоятель собора Казанской иконы Божией Матери в Петрограде, много содействовал духовной миссии на фронте во время Первой мировой войны, после революции организовал защиту Александро-Невской лавры от посягательств толпы. Расстрелян с сыновьями в октябре 1918 года во время «красного террора». Протоиерей Иоанн Кочуров, клирик Екатерининского собора в Царском Селе под Петербургом и первый священнослужитель, пострадавший после большевистского переворота. Прежде служил в Северо-Американской епархии, которую в ту пору возглавлял митрополит Тихон (Беллавин), будущий Патриарх. 30 октября 1917 года во время обстрела Царского Села возглавил крестный ход, участники которого молились о прекращении междоусобной брани. Был убит радикально настроенной толпой из солдат, матросов и рабочих. Над царской семьей расположен Патриарший престол, на котором лежит Евангелие, раскрытое на словах: Не бойтесь убивающих тело, душú же не могущих убить (Мф 10:28). Крест за престолом символизирует мученический подвиг во имя Христа. Следователи, как правило, вынуждали новомучеников и исповедников не отрекаться от Христа или уходить из Церкви, а называть имена других церковных людей, которым в таком случае тоже угрожали бы арест и смерть. Поэтому отказ от доносительства Церковь приравнивает к исполнению заповеди Христовой: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40).

http://foma.ru/kto-izobrazhen-na-ikone-s...

В мае 2006 г. были начаты серьезные археологические раскопки и исследования фундамента собора, а арх. Алексеем Вячеславовичем Михалычевым началась разработка проекта его восстановления в первозданном виде, первой вехой которого стала торжественная закладка собора 7 декабря 2006 г., совершенная нынешним благочинным Царскосельского округа прот. Геннадием Зверевым. Храм планируется полностью восстановить к 300-летию Царского Села в 2010 г. Подробнее об истории собора см. недавно вышедший сборник " Екатерининский собор в Царском Селе " , СПб, 2006 г., одним из составителей которого является и автор этих строк. Там же содержатся уникальные старинные фотографии собора, полный список его настоятелей и перечень архивных источников. Великолепный собор на главной площади Царского Села построен в 1835-1840 годах по проекту К.А. Тона. Композиция здания в основном повторяла композицию одноименной церкви в Екатерингофе и Введенского собора. Пять позолоченных луковичных глав собора опирались на круглые барабаны, фасады имели горизонтальное аттиковое завершение. Интерьер украшали живописные полотна " распятие " А. Ван Дейка и " Слава Богородице " П. Веронезе. Роспись " Евангелисты " в куполе принадлежала кисти Ф.П. Брюллова. Святой престол храма имел серебряную одежду. В 1916-1917 годах настоятелем собора служил протоиерей Иоанн Кочуров, в 1895-1907 годах - один из основателей Северо-Американской Православной Церкви, созидатель православных храмов в Соединенных Штатах, в том числе величественного храма Пресвятой Троицы в Чикаго. Когда 13 ноября 1917 года в Царское Село вступили отряды большевиков и арестовали священников, отец Иоанн, пытавшийся разъяснить дело, был расстрелян разъяренной толпой солдат на глазах его сына. По просьбе прихожан пастырь был погребен в усыпальнице собора. В 1994 году Архиерейским Собором он был причислен к лику святых под именем Священномученика Иоанна, пресвитера Царскосельского. Екатерининский собор был действующим до 1939 года. В начале июня 1939 года, рано утром жители близлежащих домов были разбужены взрывом - это ушел в небытие уникальный собор. В послевоенные годы на месте храма был воздвигнут памятник В.И. Ленину. Ныне с ним соседствует православный крест, установленный на месте алтаря разрушенного собора.

http://sobory.ru/article/?object=49011

Санкт-Петербург. Собор Екатерины в Царском Селе (старый). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Возвышавшийся до войны на центральной площади Царского Села величественный пятиглавый храм был заложен в 1835 г. по повелению Императора Николая I и строился по проекту академика архитектуры Константина Андреевича Тона в Русско-византийском стиле. Главный престол собора был торжественно освящен 24 ноября 1840 г. придворным протопресвитером Николаем Музовским в присутствии Императора и Цесаревича Александра Николаевича. Правый придел св. блг. Князя Александра Невского был освящен 18 ноября 1851 г., а левый придел свв. равноапостольных Царей Константина и Елены - 21 мая 1852г. Центральный пятиярусный иконостас собора имел в высоту 9 саженей (ок. 19 м), а общая вместимость Екатерининского собора составляла ок. 2000 человек. К собору была приписана небольшая каменная часовня, построенная в 1864-1866 гг. и находившаяся в Гостином дворе. В ноябре 1916 г. приходским священником Екатерининского собора становится прот. Иоанн Кочуров (1871-1917) - талантливый проповедник и бесстрашный обличитель злодеяний новой власти, один из первых Новомучеников Российских, павший от рук большевиков. О. Иоанн был жестоко замучен и убит 31 октября 1917 г. недалеко от Царского Села. Спустя четыре дня его тело было погребено в склепе собора. Последним настоятелем собора с октября 1935 г. и до марта 1938 г. являлся прот. Феодор Феодорович Забелин (1868-1949). Екатерининский собор был закрыт по постановлению президиума Леноблисполкома от 11 июля 1938 г., а спустя год - в ночь на 10 июня 1939 г. взорван. Решеткой с амвона взорванного храма в настоящее время на Казанском кладбище Царского Села обнесена могила (!) некоего инженера Нильсена, взрывавшего собор и погибшего спустя 2 месяца во время очередного взрыва. В 1960 г. на месте собора был установлен памятник В. Ульянову(Ленину), простоявший до 6 апреля 2004 г., когда он был наконец-таки повержен наземь и разбит. Данная акция, совершенная несколькими отважными людьми, пожелавшими пока остаться неизвестными, стала закономерным результатом нежелания местных коммунистов и их покровителей из Муниципального Совета добровольно демонтировать своего идола, несмотря на многочисленные требования большинства царскоселов, призывавших убрать памятник большевицкому палачу с главной городской площади.

http://sobory.ru/article/?object=49011

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета 23 ноября 2017 г. 12:17 23 ноября 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам заседания со вступительным словом: «Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета! В этом году сквозной темой для наших размышлений является 100-летняя годовщина трагических событий 1917 года... Мы осмысляем то, что произошло 100 лет тому назад. Недавно мы молились в Донском монастыре , где 18 ноября 1917 года на Патриарший престол был избран Святейший Тихон . И уже в эти дни столетие назад, как известно, начались нападки на Церковь. 13 ноября, до избрания Святейшего Тихона, был убит священномученник Иоанн Кочуров. Затем была пролита кровь многих новомучеников, прославленных в лике святых. Начиная с церковного прославления, заканчивая научными конференциями, кинофильмами и выставками, — все это имеет свое особое значение в деле сохранения исторической памяти о трагических событиях тех дней. Важно, что в сотую годовщину революции появляются и новые памятники. В Москве, например, были открыты два мемориальных комплекса — «Сад памяти» на Бутовском полигоне и «Стена скорби» на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца. К великому сожалению, открытие «Сада памяти» не было удостоено должного внимания со стороны общественности и СМИ. А ведь этот мемориал не на условном месте, это мемориал на том месте, где расстреливали людей, где лежат их останки. Поэтому очень сожалею, что открытие этого мемориала прошло незамеченным для многих СМИ. Но каков смысл всех этих мемориалов? Наверное, в первую очередь эти мемориалы призваны видимым образом напоминать нам о прошлом для того, чтобы ничего подобного в будущем не произошло. Мемориалы не могут быть просто каменными изваяниями — к ним должны приходить люди и согревать холодные камни своими воспоминаниями и размышлениями.

http://patriarchia.ru/db/text/5068352.ht...

Вячеслав 23 августа 2017, 21:34 Наталья Богоявленская,не ради спора это доказываю, а из любви к истине. Мне неприятна истерия вокруг Николая II. С одной стороны его и его семью убили, убили не за что, и за свою мученическую кончину они и прославлены. Но когда начинается разговор про святую жизнь и т.д. извините: Царь это руководитель огромной державы и требования к нему много выше, чем к простому доброму семьянину-христианину. Сделал ошибку простой человек, он сам умоется кровью или слезами, сделал Царь ошибку кровью умываются миллионы.Были ошибки такие? Были. Умывалась Россия кровью-умывалась. А сейчас пытаются доказать, что Россия больна была,и Романовы здесь не причем, что виноваты кто угодно, массоны, большевики и т.д раба Божия Тамара 23 августа 2017, 20:36 Очень хорошо и правильно сказал Владыка, ждать нам еще долго ответа, так как о себе им молимся, а не о прощении. Сто лет - как вчера! Первой рубят голову -народ этого не понял, думали, что и вправду: земля - крестьянам, фабрики - рабочим. Без Царя - заживут вольготно. А потом - и их головы полетели...Как все-таки страшно всё было - весь 20-й век - кровью залит, будет ли в 21 перемены...Боюсь, нам не дождаться ответа Царственных Страстотерпцев. Да и мавзолей еще не очищен...И сейчас многих аж трясет от злости, когда речь о Царе заходит! какая уж тут любовь народная...мало нас, кто любит, почитает и болеет душой за убиенных - о семье царской и их приближенных. Господи, прости нас, грешных! Наталья Богоявленская 23 августа 2017, 17:54 Вячеслав, не хочу ничего вам доказывать. Вы отстаиваете своё частное мнение, и спорить с вами нет никакого смысла. Могу напомнить всего лишь такой факт: первый русский новомученик священник Иоанн Кочуров погиб от руки большевиков 13 ноября 1917 года, то есть через неделю после октябрьского переворота. АлександрГ. 23 августа 2017, 17:44 Продолжение 2: То есть болезнь в обществе прогрессировала и достигнув своего апогея пришла к своему логическому завершению в событиях 1917 г. И что мог сделать царь? Полстраны перевешать? .......К этому же времени относятся и воспоминания современников о Шидловском, сыгравшем огромную роль в становлении Достоевского Ф.М. Так, по воспоминаниям одного из современников, однажды он наблюдал, как Шидловский читал проповедь на площади. Мужики слушали, стоя сняв шапки. Так вот этот современник, не нашел ничего лучшего, как охарактеризовать это зрелище " Умилительным " . Потрясающе, правда? И таких примеров не счесть.

http://pravoslavie.ru/105873.html

Митрополит Варсонофий принял участие в заседании Высшего церковного совета ноября 2017 Заседание Высшего церковного совета под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло 23 ноября в храме Христа Спасителя в Москве. Святейший Патриарх Кирилл отметил, что главной темой для размышлений в этом году стала 100-летие трагических событий 1917 года . Предстоятель напомнил, что 18 ноября 1917 года на патриарший престол был избран митрополит Тихон, будущий святитель, и уже в эти дни начались гонения на Церковь. Еще раньше, 13 ноября, был убит священномученник Иоанн Кочуров, а затем была пролита кровь многих новомучеников, прославленных впоследствии в лике святых. В сотую годовщину революции проводятся научные конференции и культурные мероприятия, появляются и новые памятники - в частности, в Москве были открыты " Сад памяти " на Бутовском полигоне и " Стена скорби " на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца. " Для Церкви главное в событиях ХХ века - это подвиг новомучеников. Для нас посещение мемориалов, посвященных жертвам репрессий, - это повод для молитвы. Каждый православный человек, подходя к таким памятникам, призван молиться новомученикам, ибо молитва - это напоминание, что у Бога все живы, что Господь победил смерть Своим Воскресением и что есть главный Судия и высший Суд, от справедливости которого никто не уйдет. Дай Бог, чтобы воспоминание об этих трагических событиях, столь глубоко прикоснувшееся ко всем нам в этом юбилейном году, стало частью в том числе и нашего взгляда на историю, нашего понимания прошлого, и помогало нам, в первую очередь - пастырям, таким образом обращать свое слово к пасомым, чтобы воспитать в людях категорическое неприятие революций, гражданских конфликтов, мятежей, репрессий и всего того, что надрывает жизнь людей и отбрасывает страну в прошлое. Год воспоминаний о событиях столетней давности должен всех нас привести к позитивному результату, к некоему пониманию того, чего никогда и ни при каких условиях не следует делать людям, и к тому, какие уроки нужно извлекать даже из самых трагических страниц нашей истории " , - сказал Святейший Патриарх Кирилл.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

5/18 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя во время совершения Божественной литургии перед Владимирской иконой Божией Матери, которая была специально принесена из Успенского собора в Кремле, стоял запечатанный ковчег со жребиями. После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий. Будущий священномученик митрополит Киевский Владимир огласил имя избранного: «митрополит Тихон». В праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Успенском Соборе Московского Кремля была совершена интронизация Патриарха Тихона. Невозможно представить сегодня всю тяжесть ответственности, которая легла на плечи нового Патриарха. Большевики разогнали Учредительное собрание, и он оказался единственным законно избранным вождем народа, так как в выборах членов Собора участвовало большинство населения страны. Народ необыкновенно любил и чтил своего архипастыря. Патриарха Тихона часто приглашали служить в разные храмы Москвы и Подмосковья. Когда он приезжал в какой-нибудь подмосковный город, весь народ встречал его, так что в городе обычно прекращали работать на все время его пребывания. Почти сразу после Октябрьской революции отношения государственной власти и предстоятеля Русской Православной Церкви приобрели характер острого конфликта, так как уже первые декреты советской власти коренным образом ломали и церковную, и народную жизнь. В 1917 году, очень скоро после революции, в Петрограде был убит большевиками о. Иоанн Кочуров, сподвижник Патриарха Тихона по американскому служению. Патриарх очень тяжело пережил эту первую мученическую смерть. Затем, в конце января 1918 года был расстрелян в Киеве митрополит Владимир, почетный председатель Собора. В Петрограде начались прямые нападения на Александро-Невскую Лавру. Интересен рассказ о том, как в начале 1918 года, во время второй сессии Собора Патриарх Тихон жил в доме Троицкого подворья. Однажды ему сообщили, что в Петрограде собралась большая группа матросов, которая едет в Москву с целью арестовать на Соборе Патриарха и увезти его в Петроград. Патриарх не обратил на это никакого внимания. Через несколько дней ему сообщили, что из Петрограда вышел поезд, в котором целый вагон занят матросами, собирающимися арестовать его на Соборе. Келейнику, который вечером пришел предупредить Патриарха, что утром матросы будут в Москве, Патриарх ответил: «Не мешайте мне спать». Затем он отправился в свою спальню и крепко уснул. Наутро поступили сведения, что матросы прибыли в Москву, стоят на Николаевском вокзале и могут днем явиться и арестовать Патриарха. Предложили Патриарху перейти в здание семинарии, где жили участники Собора. Но Патриарх Тихон с обычной для него невозмутимостью ответил, что никуда он прятаться не будет и ничего не боится. Моряки не пришли. Они просидели полдня на вокзале и потом уехали обратно в Петроград.

http://pravoslavie.ru/41953.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010