Мой американский прадедушка. Жизнь и смерть священномученика Иоанна Кочурова глазами его правнучки Его ещё добивали прикладами, таща за волосы по булыжникам мостовой 6 февраля, 2015 Его ещё добивали прикладами, таща за волосы по булыжникам мостовой Жизнь и смерть священномученика Иоанна Кочурова глазами его правнучки Об убийстве протоиерея Иоанна Кочурова в 1917 году писали российские газеты – а потом упоминал в своей книге Джон Рид. В годовщину прославления новомучеников об отце Иоанне вспоминает его правнучка, журналист Мария Герасимова. Когда-то в далёкой туманной юности я, дитя советского времени, гуляя по городу Пушкин, как тогда называлось Царское Село и восхищаясь изысканной роскошью бывшей царской резиденции, и помыслить не могла, что хожу по улицам города, в котором убили моего прадеда. До 80-х годов ХХ века я не только имени его не знала, но даже не знала о его существовании. И если родственников, погибших и пропавших без вести во время Второй мировой войны все знали наперечёт и по именам, за них поднимались тсты за праздничным столом 9 мая, когда вся семья собиралась у нас после демонстрации, то имя Ивана Александровича Кочурова мне сообщил мой отец году в 1983-ем. Шёпотом. Это было как откровение: мало того, что я вдруг узнала, что мой прадед-священник был публично убит большевиками, так ещё и родственники со стороны отца были священниками! Мне, вчерашней пионерке, до этого времени заходившей в церковь разве что из праздного любопытства, сказали, что священники – это и есть моя семья. Правда, справедливости ради, надо признаться, что пионеркой я была плохой: при каждом удобном случае снимала алый галстук. А уж комсомолкой и вовсе была никудышной: достаточно сказать, что в комсомол меня почти вволокла в десятом классе школы классная руководительница – умная и прекрасно понимающая советские реалии женщина. И комсомолкой я пробыла ровно пару месяцев до получения школьного аттестата. Сразу после окончания школы комсомольский билет затерялся в недрах старого письменного стола, за которым я все десять лет делала уроки, чтобы уже никогда не быть найденным, а я благополучно пополнила ряды советского андеграунда.

http://pravmir.ru/moy-amerikanskiy-prade...

Мы назвали сына в его честь, не зная о мученической кончине 13 ноября — день памяти священномученика Иоанна Кочурова 13 ноября, 2018 13 ноября — день памяти священномученика Иоанна Кочурова Сегодня память протоиерея Иоанна Кочурова, священномученика, первого убитого в дни октябрьского переворота 1917 года священника. Судьба отца Иоанна удивительна. Его жизнь долгие годы была связана с городом Чикаго, он провёл много времени в США, посвятив себя миссионерской работе, а также строительству храма и первого православного кладбища в этом городе.  А окончил свою жизнь мученически, под Петроградом, в Царском селе. За то, что однажды узнал об этом святом, я благодарен своему старшему сыну.  Нет, он ничего не рассказывал мне о нем. Просто он родился в день памяти святого священномученика Иоанна, пресвитера Царскосельского. Случилось это ровно 10 лет назад. Должен сказать, что имя нашего ребёнка появилось как-то само собой. Жена предложила назвать мальчика Ваней. Я не стал отказываться, хотя были у меня и иные соображения. Мы хотели дать имя ребенку с учетом ближайшего поминаемого святого с этим именем. Срок родов выпадал на двадцатые числа ноября, а в календаре на эти дни как раз приходилась память Святителя Иоанна Златоуста. В общем, все логично и  запланировано. Однако мы не учли одного нюанса. Жене по медицинским показаниям должны были проводить операцию, а значит, сроки смещались на две недели раньше. И днём операции как раз стал именно этот день — 13 ноября, день памяти протоиерея Иоанна Кочурова. Ну а потом, мне, конечно же, стало интересно. Мы нашли имя отца Иоанна в святцах, но, к своему стыду, о нем почти не знали. Знали лишь, что родился он в этот день, видимо, не случайно. А этот удивительный святой стал частью и нашей семьи. Отец Иоанн происходил родом из семьи многодетного, сельского священника из Рязанской губернии. Закончил Рязанскую духовную семинарию, а затем Духовную академию в Петербурге. Призванием своим отец Иоанн считал миссионерство, поэтому по окончании Академии, он в скором времени получил указ о направлении в Северную Америку. Это была Алеутская и Аляскинская епархия.

http://pravmir.ru/myi-nazvali-syina-v-eg...

Скачать epub pdf Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Основные события истории Русского государства, включая государственную политику по отношению к Церкви Основные события истории Русской Церкви 1917, 2 марта Отречение императора Николая II от престола. Образование Временного правительства во главе с князем Г. Е. Львовым 1917, 3 марта – 25 июля Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов 1917, 2 марта Явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в с. Коломенском     1917, 3–4 июля Большевистский бунт в Петрограде 1917, 14 июля Издание закона «О свободе совести» 1917, 25 июля – 5 августа Обер-прокурор Св. Синода А. В. Карташов   1917, 5 июля Указ Св. Синода о созыве Поместного Собора     1917, 15 августа – 1918, 7 (20) сентября Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917, 27–31 августа Выступление генерала Л. Корнилова 1917, 25 октября Захват власти в Петрограде большевиками и левыми эсерами. Образование Советского правительства (Совнаркома) во главе с В. И. Лениным   1917, 28 октября Убиение прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви   1917, 28 октября Постановление Поместного Собора о восстановлении патриаршества 1917, 5 ноября Избрание Патриарха Московского и Всероссийского в храме Христа Спасителя   1918, 6/19 января Разгон Учредительного собрания   1918, 20 января (2 февраля) Издание декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»   1918, 19 января (1 февраля) Послание Св. Патриарха Тихона, анафематствовавшее всех проливающих невинную кровь 1918, 25 января (7 февраля) Убиение сщмч. Владимира, митр. Киевского 1918, 3 марта Брестский мир: капитуляция России перед Германией 1918, 12 марта Переезд советского правительства в Москву     1918, 4–10 июля V Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР     1918, 18 марта Послание Св. Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора 1918, 18 апреля Постановление Собора о канонизации сщмч. Иосифа Астраханского и свт. Софрония Иркутского

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 90-летию декрета " О красном терроре " 05.09.2008 461 Время на чтение 18 минут 5 сентября 2008 года исполняется 90 лет со дня принятия советским правительством декрета " О красном терроре " , ставшего законодательной базой для проведения масштабных репрессий в отношении имущих слоев населения - священнослужителей, интеллигенции, предпринимателей, офицеров, чиновников. При этом физическое истребление неугодных режиму началось еще осенью 1917 г. В первую неделю после Октябрьского переворота, 31 октября 1917 г., в Царском Селе в Петрограде красногвардейцами был убит протоиерей Иоанн Кочуров. В декабре 1917-январе 1918 г. в одном Севастополе было зверски убито около 800 офицеров и гражданских лиц. В Евпатории казнили свыше 300 человек, предварительно подвергнув их мучительным пыткам. Казни производились на гидрокрейсере " Румыния " и транспортном судне " Трувор " . Жертву выводили из трюма на палубу, раздевали, отрезали нос, уши, губы, половые органы, рубили руки и ноги и сбрасывали в море. В Симферополе " врагов революции " убивали на железнодорожном вокзале. Несчастных избивали прикладами, кололи штыками, живыми бросали в паровозные топки... Вспышками невероятной жестокости сопровождалось подавление восстаний - в Ярославле, Рыбинске, Муроме, Ливнах. Именно к этому периоду относятся указания Ленина с требованиями " провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев " , " расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты " . Широко практиковалось взятие и расстрелы заложников. Так, в июле 1918 г. по распоряжению Сарапульского совета были казнены 200 уфимских заложников, вывезенных красными в мае 1918 г. при оставлении ими Уфы. Несчастных жестоко избивали, рубили топорами и шашками, железными колотушками разбивали им головы, и сбрасывали их обезображенные тела в бурлящую реку. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года по указанию Ленина и Свердлова была расстреляна царская семья. За три дня до этого в Перми был убит брат Николая II, великий князь Михаил Александрович, а на следующий день после гибели царской семьи - убиты еще шестеро членов дома Романовых, содержащихся в Алапаевске.

http://ruskline.ru/analitika/2008/09/05/...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В преддверии 90-летия октябрьской революции 1917 года мы представляем читателям картину Ирины Ковалевой «Лихолетье», которая была подарена Князь-Владимирскому собору 10 июня с. г., в День всех святых, в земле Российской просиявших. Словом «лихолетье» можно назвать период между революцией и Великой Отечественной войной, когда вместе с лучшими сынами Отечества погибала и Русская Церковь, и русская культура. В Петербурге более 20 лет ведется кропотливая работа по выявлению сведений о российских новомучениках и всех, кто пал жертвами этого лихолетья. В этой работе епархиальной комиссии по канонизации святых помогают многие ученые, историки, архивисты. Творческое осмысление в красках этого труда передает картина «Лихолетье». Она рождалась постепенно, на протяжении нескольких лет, по мере накопления материала. На холсте изображено 59 человек: патриархи, митрополиты, священники, монашествующие, женщины и дети, среди них нет ни одного выдуманного лица. По мере написания картины историки Лидия Соколова, Александр Галкин и Александр Бовкало работали над восстановлением биографий изображенных, о многих из них до этого было практически ничего неизвестно. За это время на основе архивных материалов возвращены из небытия судьбы четырех тысяч россиян, пострадавших за веру. Многие из них были связаны с Санкт-Петербургскими духовными школами. Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1895 года протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный красноармейцами в Царском Селе на шестой день после октябрьского переворота, 31 октября 1917 года, стал первым в сонме новомучеников Российских. Вскоре, 19 января 1918 года, при попытке захвата «народными комиссарами» Александро-Невской лавры был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, выпускник 1890 года. Летом того же года в Алапаевске была заживо похоронена в шахте великая княгиня Елисавета Феодоровна, являвшаяся почетным членом Петроградской Духовной Академии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Глава II. «Кровь мучеников – семя Церкви». Страницы истории русской церковной святости – миссионеры-новомученики XX века Житие священномученика Иоанна Кочурова 31 октября 1917 года в Царском Селе открылась новая яркая, исполненная дольней печали и вместе с тем горней радости, страница истории русской церковной святости – святости новомучеников XX века. Открытие этой страницы оказалось связанным с именем русского православного пастыря, ставшего одним из первых, положивших душу свою за чад своих в богоборческом XX веке, протоиерея Иоанна Кочурова. Родился Иоанн Александрович Кочуров 13 июня 1871 года в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Отец совмещал свое приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. Будущий новомученик получил начальное духовное образование в Данковском духовном училище. Затем в Рязанской духовной семинарии, которую окончил в 1891 г., и Санкт-Петербургской духовной академии. Уже в студенческие годы отец Иоанн связывал возможность своего пастырского служения с миссионерской деятельностью, в которой для него воплощался идеал православного пастыря. По окончании Санкт-Петербургской духовной академии 10 июня 1895 года со званием действительного студента отец Иоанн был рукоположен в сан священника 27 августа 1895 года преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским. И в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Приезд отца Иоанна, незадолго до оставления России вступившего в брак с Александрой Чернышевой, в протестантскую Америку привел его в соприкосновение с жизнью, во многих отношениях не схожей с привычной для него жизнью православной России. Начало приходского служения отца Иоанна было связано с открытым Преосвященным епископом Николаем в 1892 году православным приходом города Чикаго. Чикагский храм святого Владимира и приписанная к нему церковь Трех Святителей города Стритора за менее чем трехлетний период своего существования еще не успели сформироваться как полноценные православные приходы и требовали для своего становления поистине подвижнических пастырских трудов со стороны еще совсем молодого священника отца Иоанна. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах чикагскостриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих приходских храмах успешно функционировали детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников, и курс обучения в которых предполагал еженедельные субботние занятия в период учебного года и ежедневные занятия в каникулярные периоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на Архиерейском Соборе 1997 года 6 июня 2008 г. 19:00 Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1997 года. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Со времени последнего, проходившего в этих же стенах 29 ноября — 2 декабря 1994 года, Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, на котором к лику общероссийских святых были причислены Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов; 1782-1867) и священномученики протоиерей Иоанн Кочуров (1871-1917) и протопресвитер Александр Хотовицкий (1872-1937), Синодальная Комиссия по канонизации святых продолжала свою работу по изучению жизни подвижников веры и благочестия. Комиссия, в частности, рассматривала представленные митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром и правящими архиереями Владимирской, Казанской, Костромской, Московской, Одесской, Ставропольской и Харьковской епархий материалы к канонизации местночтимых святых, почитаемых в пределах их епархий. В ряду местночтимых канонизаций мне прежде всего хотелось бы упомянуть соборное прославление Оптинских старцев, совершенное Святейшим Патриархом 26 июля минувшего года, а также причисление к лику святых в конце 1995 года Украинской Православной Церковью святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Главным же в работе Комиссии оставался вопрос, связанный с Определением Архиерейского Собора от 31 марта — 4 апреля 1992 года начать исследование материалов о мученической кончине Царской Семьи. Его изучение не являлось произвольным выбором Комиссии, а было выполнением послушания, возложенного на нее Соборным органом Церкви. С 1992 года Комиссия посвятила рассмотрению этой темы девятнадцать заседаний, в перерывах между которыми члены Комиссии проводили углубленную научно-исследовательскую работу по изучению различных аспектов жизни Царской Семьи. Уже на Архиерейском Соборе 1994 года в моем докладе была изложена позиция Комиссии по ряду завершенных к тому времени исследований. В своем Определении по данному докладу Собор одобрил ее деятельность и постановил: «Считать правильными используемые Комиссией критерии канонизации святых и метод работы. Придерживаться таковых в будущем... и в изучении вопроса о возможности причисления к лику святых Императора Николая II и его Семьи».

http://patriarchia.ru/db/text/5829527.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Новомученики». Документальный фильм 28.12.2018 1551 Документальный фильм «Новомученики», посвященного новомученикам и исповедникам Церкви Русской, отдавшим свою жизнь за веру в ХХ веке. Автором сценария и продюсером выступила Елена Чавчавадзе, режиссером – Галина Огурная. Картина была снята по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Новелла первая. Императорская семья была расстреляна без суда и следствия вместе с верными им людьми в июле 1918 г. в Екатеринбурге. Сегодня Царственные страстотерпцы изображаются в центре иконы, посвящённой всем Новомученикам и исповедникам Российским. Новелла вторая. Великая княгиня Елизавета Федоровна, вдова великого князя Сергея Александровича, после гибели мужа от рук террористов в 1905 г., оставила придворную жизнь. Она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Будучи арестована большевиками, великая княгиня вместе со своей келейницей инокиней Варварой была отправлена в г. Алапаевск, где на 18 июля 1918 г., уже на следующий день после расстрела Царской семьи, они были живыми сброшены в заброшенную шахту. Новелла третья. Самым первым по времени новомучеником стал протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Екатерининском соборе Царского Села под Петроградом. Он был убит уже через несколько дней после революции – 31 октября (13 ноября) 1917 г. – за участие в крестном ходе с молитвами о прекращении междоусобной брани. Новелла четвертая. Одним из самых известных мест массового подвига новомучеников и исповедников стал Соловецкий монастырь, преобразованный большевиками в лагерь особого назначения (СЛОН). В числе узников Соловков были 8 митрополитов, 20 архиепископов, 47 епископов, тысячи православных священнослужителей и мирян. К настоящему времени более сорока страстотерпцев Соловецких прославлены в сонме святых новомучеников и исповедников Российских. Новелла пятая. Оптина Пустынь была окончательно ликвидирована безбожной властью в 1923 г., храмы разорены и надолго закрыты, монахи изгнаны и репрессированы.

http://ruskline.ru/video/2018/dekabr/28/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Александрович Кочуров (13.06. (по др. данным, 13.07) 1871, с. Сурки (Бигильдино) Данковского у. Рязанской губ.- 31.10.1917, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга), сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли), прот., 1-й новомученик Российский. Из многодетной семьи священника. По окончании Данковского ДУ и Рязанской ДС поступил в 1891 г. в СПбДА, к-рую окончил в 1895 г. со званием действительного студента (ранее в СПбДА также учились братья И. Николай и Василий). Еще в семинарии выделялся как блестящий оратор; во время учебы в академии участвовал во внебогослужебных чтениях от Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. Вместе со своим однокурсником и другом сщмч. Александром Хотовицким принял предложение поступить на службу в Алеутскую и Аляскинскую епархию. 10 июля 1895 г. указом Святейшего Синода назначен настоятелем Владимирского храма в г. Чикаго (США) с приписной Трехсвятительской ц. в г. Стритор (позднее стала самостоятельным приходом). 26 июля обвенчался с Александрой Чернышёвой, дочерью диакона Казанского собора С.-Петербурга. 27 авг. Алеутским архиеп. Николаем (Зиоровым) в Троицком соборе Александро-Невской лавры С.-Петербурга рукоположен во иерея. 11 окт. того же года прибыл к месту служения. За первые 3 года службы в Чикаго присоединил к Православию 86 униатов и католиков. Поставил вопрос о строительстве каменного храма взамен старой церкви, размещавшейся на 1-м этаже небольшого частного деревянного дома. При посещении Чикаго в мае 1899 г. Алеутский еп. св. Тихон (Беллавин; впосл. Патриарх Московский и всея России) одобрил выбор участка для строительства. Осенью того же года из-за кражи церковным старостой приходских средств И. был привлечен епархиальными властями к расследованию. В дек. 1899 г. посетивший Чикаго еп. Тихон признал И. невиновным и умиротворил приход, объединив его в деле храмостроительства. При ближайшем участии И. как председателя строительного комитета был разработан проект храма со школой и помещением для причта (архит. Л. Салливан). Был приобретен участок под правосл. кладбище. В 1899-1900 гг. И. состоял председателем Православного об-ва взаимопомощи в США.

http://pravenc.ru/text/469121.html

Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви 18 января 2009 г. 08:44 Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада Церкви нашей! «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3). Этими словами апостольского приветствия мы, участники Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 29 ноября — 4 декабря 1994 года в московском Свято-Даниловом монастыре, обращаемся ко всей Полноте нашей Святой Церкви, вознося благодарственные молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу, по благоволению Которого мы завершили свои труды, и испрашиваем Его всеблагой помощи в исполнении решений, принятых нашим Архиерейским Собором. Мы призываем пастырей и паству посвятить себя делу возрождения церковной жизни. «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Помните, возлюбленные отцы, братья и сестры, что в исполнении нашего служения нас укрепляет сила Божия, явленная Православной Руси в Его святых угодниках, прославленных ныне нашей Церковью. Архиерейский Собор рассмотрел представленные Синодальной комиссией по канонизации святых материалы и принял решение о причислении к лику святых выдающегося иерарха и богослова Русской Церкви митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова; 1782-1867), а также принявших мученическую кончину в эпоху гонений на Церковь православных миссионеров протопресвитера Александра Хотовицкого (1872-1937) и протоиерея Иоанна Кочурова (1871-1917). Мы верим, что ходатайство новопрославленных святых будет вдохновлять нас и помогать в нелегких ныне трудах на благо Церкви и Отечества. Да дарует всем нам Господь их мудрость и кротость, их бесстрашие и горение духа. Подвиги прославленных Собором святых были связаны с духовным образованием и православной миссией. Это важнейшие проблемы, стоящие и сегодня перед Русской Православной Церковью после десятилетий вынужденной изоляции от общества Вопросы духовного и религиозного образования, возрождения православного христианского образа жизни нашего народа стали главной темой Собора. Сегодня в наших странах идут весьма противоречивые процессы. С одной стороны, началось духовное возрождение народа. С другой — налицо рост социальной напряженности, межнациональной и гражданской вражды, преступности, пьянства, наркомании. Личность, семья и общество разрушаются безнравственностью. Наши страны держат трагическое первенство по числу разводов и абортов. Эти страшные процессы цинично провоцируются средствами массовой информации, и жертвами падения нравственности становятся прежде всего дети и молодежь. Следствием духовного оскудения и социальной безысходности стал катастрофический рост самоубийств.

http://patriarchia.ru/db/text/530516.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010