28 февраля 1772 года митрополит преставился и в тот же день был похоронен как простой мирянин. На стене каземата осталась выцарапанная митрополитом надпись: «Благо мне, яко смирил мя еси, Господи». Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 годов признал недействительным лишение сана митрополита Арсения. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года священномученик Арсений, митрополит Ростовский, прославлен в лике святых как ревностный святитель, принявший мученическую смерть за Христа и Его Церковь и почитаемый народом Божиим за смиренное перенесение скорбей и нестяжательность. Мощи священномученика Арсения покоятся под спудом в Никольском храме в Таллинне (бывшем Ревеле). Житие праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского помещено на странице 145. Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июня 1871 года в селе Бигильдино-урки Данковского уезда Рязанской губернии (теперь – Липецкая область). Его отец был сельским священником и законоучителем в местной школе. Родители – Александр и Анна – воспитали в сыне любовь к Богу и желание посвятить свою жизнь церковному служению. Иоанн Кочуров закончил Данковское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. Женившись на Александре Васильевне Чернышевой, дочери священника, Иоанн Александрович был назначен настоятелем православного прихода в Чикаго. 12 лет отец Иоанн прослужил в Северной Америке. Чикагская паства его любила и ценила. Он собрал достаточно средств, чтобы устроить там храм и приходской дом. Этот храм до сих пор является одним из самых красивых в Америке. Отец Иоанн совершал миссионерские поездки по разным штатам и всегда с большим успехом. В 1907 году протоиерей Иоанн Кочуров был назначен законоучителем в мужскую и женскую гимназии Нарвы. В семье Кочуровых было шестеро детей. В 1916 году протоиерей Иоанн Кочуров стал клириком Екатерининского собора Царского Села. 30 октября 1917 года священнослужители Екатерининского собора организовали в Царском Селе крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священномученик Иоанн Кочуров (версия для печати)/Православие.Ru Священномученик Иоанн Кочуров Православие.Ru , 11 августа 2001 г. Священномученик Иоанн Кочуров / Иван Александрович Кочуров родился 13 июля 1871 г. в семье сельского священника Рязанской губернии. Закончил Рязанскую Духовную Семинарию, затем Санкт-Петербургскую Духовную Академию в 1895 г. Вскоре после окончания Академии был рукоположен во иереи, и, согласно его давнему желанию направлен на миссионерское служение в Северную Америку. В Америке о.Иоанн являлся настоятелем церкви св. Владимира и окормлял приход приписной церкви Трех Святителей в городе Сриторе. Его прихожане были в основном из малоимущих слоев эмигрантов православного исповедания. В 1902-3 гг. по благословению свт. Тихона (Беллавина) о.Иоанн возвел в Чикаго храм Пресвятой Троицы. Деньги на строительство храма были собраны им в России во время своего отпуска. В 1906 г. о.Иоанн был возведен в сан протоиерея и назначен на должность благочинного Нью-Йоркского округа. В феврале 1907г. о.Иоанн был одним из наиболее активных участников первого собора Североамериканской Православной Церкви в г. Майфилде. 20 мая 1907г. согласно прошению получил увольнение от службы в Алеутской и Североамериканской епархии и в июле 1907г. переехал в Россию. По приезде в Россию о.Иоанн с 1907 по 1916 г. служил в Преображенском соборе г. Нарвы и преподавал Закон Божий в мужской и женской гимназиях. Примерно за год до своей мученической кончины о.Иоанн был переведен в Екатерининский собор города Царское Село. 30 октября 1917г. во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками, о.Иоанн участвовал в крестном ходе с нарочитыми молениями о прекращении междоусобной брани. Во время крестного хода он произнес проповедь, призывая народ к спокойствию в виду грядущих испытаний. Проповедь была лишена какого-либо политического оттенка. 31 октября 1917г. в Царское Село вступили отряды большевиков. Священники были арестованы. О.Иоанн запротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу, а затем с гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа солдат повела его к царскосельскому аэродрому и там расстреляла на глазах его сына гимназиста, беспомощно бежавшего за отцом. Тело доблестно погибшего на своей " чреде " пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, откуда перенесено в Екатерининский собор, где в субботу 4 (17) ноября 1917г. было отпето и доставлено в усыпальницу ввиду того, что горожане ходатайствовали о погребении усопшего здесь же, под собором.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Иоанн (Кочуров), Протоиерей (+ 1917) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 31 окт. в день мученической гибелии в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором святых новомучеников и исповедников Российских С именем русского православного пастыря, протоиерея Иоанна (Кочурова), связана новая страница в истории русской святости — святости новомучеников XX в. О. Иоанн (Кочуров) родился 13 июля 1871 г. в селе Бигильдино-Сурки Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника. Его отец, иерей Александр (Кочуров), ярко запечатлел в сознании своих сыновей, и в особенности наиболее духовно чуткого из них Иоанна, образ исполненного глубокого смирения и вместе с тем высокого вдохновения приходского пастыря. Учился св. Иоанн сначала в Данковском Духовном училище, затем в Рязанской Духовной семинарии, по окончании которой поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию (1891). В период обучения в академии определилась его склонность к пастырско-приходскому служению, которое он связывал с возможностью миссионерской деятельности. В 1895 г. о. Иоанн был направлен на служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Приезд в протестантскую Америку привел о. Иоанна в соприкосновение с жизнью, во многом не схожей с жизнью в православной России. Если в местах компактного проживания православных христиан, как в Калифорнии или на Аляске, где приходы существовали уже 100 лет, приходская жизнь была налажена, то открытие приходов в других штатах предполагало миссионерскую работу. О. Иоанн был определен правящим архиереем в Чикаго, в церковь Св. Владимира. Паства прихода была малочисленной и многонациональной, от настоятеля требовалось умелое сочетание пастырско-литургического и миссионерско-просветительского делания. О. Иоанн, опираясь на лучшие традиции североамериканской православной епархии, организовал приходские братства, вошедшие в «Православное общество взаимопомощи», которое вскоре он сам возглавил по прибытии в епархию святителя Тихона (память его 25 марта). На средства, собранные на родине, о. Иоанн построил новый приходский храм в Чикаго; много времени уделял он выполнению епархиальных поручений, в течение 10 лет возглавляя Цензурный комитет. В 1906 г. указом Священного Синода за подвижнические труды в Алеутской и Североамериканской епархиях священник Иоанн был возведен в сан протоиерея.

http://sedmitza.ru/lib/text/437834/

Молодость весело прожигалась в теософско-философских поисках смысла жизни и самой себя в некоторых неформальных объединениях Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) и Москвы. Своим чередом шли посиделки на подпольных квартирах и антисоветские разговоры на кухнях, художественные и музыкальные квартирники, посещения подпольных рок-концертов – в том числе любимого мною тогда (и по сей день) Бориса Гребенщикова в том же городе Пушкин, с которых всю мою дружную компанию периодически загребали в ментовку и мы весело ночевали в «обезьяннике» – переправка ночью из дома в дом, под пóлами несуразных пальто, уже совсем истрёпанного самиздатского томика «ГУЛАГа» Солженицына… Но история об убитом прадеде-священнике, поведанная мне моим отцом шёпотом, в съёмной комнатке квартиры диссидента Феликса на Пряжке в Питере, куда я к тому моменту благополучно отбыла, оставив дом родной и пустившись во все жизненные перипетии, не давала мне с тех пор покоя: из года в год, по крупицам, из осторожных разговоров моих родственников, я шаг за шагом, факт за фактом, постепенно накапливала знания и об истории моей семьи, и об истории Ивана Кочурова. Иван Александрович родился 13 июля 1871 года в Бигильдино (Сурки) – селе Данковского уезда Рязанской губернии в многодетной семье деревенского священника Александра Кочурова, что предопределило его путь в священники с рождения. После окончания Данковского духовного училища, он успешно окончил в 1891 году Рязанскую духовную семинарию, а в 1895 году – Санкт-Петербургскую духовную академию. Ещё в семинарии он проявил себя как прекрасный оратор. Также в нем обнаружилась явная склонность к миссионерской стезе, и по окончании 10 июня 1895 года Санкт-Петербургской духовной академии со званием действительного студента отец Иоанн, в соответствии с его желанием, был направлен миссионером в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь мои познания в этой области расходятся со сведениями официальных источников, которые повествуют об этом, так как я знаю, что назначение священников на места служения не в их власти. Они лишь со смирением принимают его.

http://pravmir.ru/moy-amerikanskiy-prade...

Скачать epub pdf Глава 21. Протоиереи И. Кочуров, А. Скипетров, Ф. Орнатский Протоиерей отец Иоанн Кочуров , академист по образованию, прибыл в Америку еще в 1901 г. и служение Церкви Божией нес в Чикаго, где и построил собор, один из лучших в Америке. Революция его застала в предместье Петрограда, в Царском Селе. По виду цветущий, в обращении с людьми жизнерадостный, он был прямым и мужественным человеком и открыто обличил толпу матросов за злодеяния. Эта толпа напала на него, избила и полуживого тащила по шпалам железнодорожного полотна, пока он не скончался. Московский Священный Собор, заканчивая свою первую сессию 8 декабря 1917 г., издал сочувственное письмо вдове убитого и тем отметил первую мученическую жертву русского духовенства, которых потом было без несть числа. Протоиерей А. Скипетров открыл синодик петроградских мучеников. Протоиерей отец А. Скипетров был известен среди многочисленного населения Калашниковского района и Невской Заставы как настоятель церкви святых Бориса и Глеба, при которой находилась знаменитая часовенка Божией Матери Всех Скорбящих. Туда стекались сотни тысяч богомольцев, главным образом рабочих и маленьких людей, искавших утешения У чудотворной иконы с пятью грошиками, таинственно вонзившимися в лик иконы. Часовенка на стеклянном (фарфоровом) заводе имела высокое моральное значение для петроградского вообще населения, и протоиерей Скипетров пользовался большим влиянием и, конечно, для коммунистов был ярым врагом, так как смело обличал в проповедях их строй.Испуганное и растерянное население столицы стало стекаться под сень храмов. Большевики решили нанести удар религиозным чувствам народа. Большой отряд матросов и красноармейцев появился у стен Александро-Невской лавры, создания Петра Великого, у паперти белоснежного величавого собора, в келиях монашествующей братии. Чекисты якобы желали осмотреть серебряную раку, где покоятся мощи св. Александра Невского. В это время на паперти появляется в эпитрахили, с крестом в руках престарелый отец Скипетров. Гневно сверкают его одухотворенные глаза, развевается, как у древнего пророка, седая львиная грива длинных волос. Он пытается остановить вооруженных людей, но раздается команда, и пули пронзают тело старца. Убитый падает на паперти с крестом в руках. Красноармейцы и чекисты переступают через труп и врываются в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Царскосельский (Кочуров), сщмч. - житие Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров родился 13 июля 1871 года в селе Бигильдино (Сурки) Данковского уезда Рязанской губернии в благочестивой и многодетной семье сельского священника Александра Кочурова и его супруги Анны. Его отец многие годы успешно совмещал своё приходское служение с исполнением обязанностей законоучителя Бигильдинского народного училища. Следуя стопам отца, юноша поступил в Данковское Духовное училище, а затем в Рязанскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1891 году. В этом же году он поступил в Петербургскую Духовную Академию. По окончании Академии отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он был рукоположен в сан священника преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, и назначен настоятелем церкви святого Владимира в городе Чикаго. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах Чикагско-Стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стритоле. При обоих храмах работали детские церковные школы. Трудами отца Иоанна был построен новый храм в Чикаго в честь Пресвятой Троицы. Возведение нового храма благословил Святитель Тихон, будущий Российский Патриарх. Деньги на его постройку были собраны отцом Иоанном в 1900 году во время отпуска в Россию. В 1907 году отец Иоанн вернулся на родину и приписан к клиру Преображенского собора города Нарвы. В этом же году он стал исполнять обязанности законоучителя Нарвских гимназий. С ноября 1916-го года отец Иоанн назначается приходским священником Екатерининского собора Царского Села. С первых месяцев отец Иоанн зарекомендовал себя не только как ревностный и благоговейный совершитель службы Божией, но и как красноречивый эрудированный проповедник, собиравший под своды Екатерининского собора православных христиан со всех концов Царского Села. 30 октября 1917 года во время артиллерийского обстрела Царского Села (в котором находились казачьи отряды генерала атамана Краснова) в Екатерининском храме отцом Иоанном был совершён особый молебен. После него, несмотря на продолжающийся обстрел, прошёл крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани, на котором батюшка в проповеди призывал взволнованный народ к спокойствию в виду грядущих событий.

http://pravicon.com/info-2506

[Мак-Гахан В.Н. Посещение Нью-Йорка преосвященным Тихоном, епископом алеутским и аляскинским. (От нашего корреспондента.)...//Московские ведомости.– 1899.– 16 (28) июня.] 38 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 17. 39 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 18. 40 Изначально города Аллегени и Питсбург находились на берегах рек Аллегени, Мононгахела и Огайо; сейчас это один город – Питсбург. 41 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 20. 44 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 21. 45 8 Кочуров И. А. Приветственная Речь, сказанная при встрече Преосвященного Тихона в Чикаго священником И. Кочуровым 8 Дек. 1898 г.//АПВ, 1899, т. III, 5, с. 149. В житии священномученика Иоанна, изданном по благословению Синодальной комиссии по канонизации святых, сказано, что святитель Тихон впервые прибыл в Чикаго 28 апреля 1899 г. [Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). Жития новомучеников. – СПб.: Изд-во «Ноах», 1995. – С. 16. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Житие новомученика.– СПб.: Изд-во «Конус», 1997.– С. 13], что неверно: 28 апреля/10 мая 1899 г. Тихон прибыл в Чикаго во второй раз 46 9 Прибытие Преосвященного Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, во вверенную ему Епархию. С. 21. 48 Пашковский Ф.Н. Прибытие Преосвященного Тихона в С.-Франциско и отъезд Преосвященного Николая//АПВ, 1899, т. III, 2, с. 59. 49 2 Епископу Николаю необходимо было сдать правящему Тихону имущество, штатные и пр. суммы (в начале 1898 года в распоряжении Аляскинского духовного правления имелось 50 195 дол. 55 цент.) и капиталы, хранившиеся при архиерейском доме (напр., в облигациях и др. ценных бумагах). Передача находившегося в Сан-Франциско недвижимого имущества,– еп. Тихон владеет этой собственностью по доверию от Свят. Синода,– была оформлена в июле 1899 г. 52 Туркевич В.И.Ето Императорское Высочество Великий Князь Кирилл Владимирович в Америке//АПВ, 1899, т. Ill, 1, с. 22. 53

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В ходе раскопок были обнаружены останки, которые сочли мощами И. (генетическая экспертиза не проводилась) и поместили в алтарь Софийского собора г. Пушкина. После завершения строительства Екатерининского храма предполагается устройство в его нижнем помещении музея и усыпальницы И. Арх.: Архив СПб епархии. Ф. 2. Оп. 8. Д. 16; Эстонский ист. архив (Тарту, Эстония). EAA. 635. 1. 1322. Соч.: Чикаго-Стриторский приход: (Ист. описание)//Амер. Правосл. Вестн. Н.-Й., 1898. 24. С. 681-682; Приветственная речь, сказанная при встрече Преосв. Тихона в Чикаго 8 дек. 1898 г.//Там же. 1899. 5. С. 149; К пребыванию Его Преосвященства Тихона в Чикаго 25-30-го окт. 1900 г.//Там же. 1901. 1. С. 4-8, 2. С. 30-32; «Братие! Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог»: [Воззвание]. [М.,] 1901; Торжество закладки первого рус. храма в Чикаго//Амер. Правосл. Вестн. 1902. 8. С. 170-173; Путешествие Его Высокопреосвященства Тихона, архиеп. Алеутского и Северо-Американского, по епархии: Прибытие в Чикаго//Там же. 1905. 19. С. 374-376; Письмо в редакцию//Нарвский листок. 1910. 141. С. 3; Как отразилась отечественная война на жизни Нарвской муж. гимназии в 1914/15 уч. г. Нарва, 1915; Письмо матери: Отрывок, нач. 1901 г.//Американский период жизни и деятельности св. Тихона/Сост.: А. В. Попов. СПб., 2008. С. 56-57. Лит.: На постройку храма в Чикаго//Петербургский листок. СПб., 1901. 73. С. 3; Десятилетие служения на миссионерском поприще в священном сане о. Иоанна А. Кочурова, настоятеля рус. церкви в Чикаго//Амер. Правосл. Вестн. 1905. 17. С. 340-346; Отъезд о. прот. Иоанна Кочурова//Там же. 1907. 14. С. 219-227; Список лиц, состоящих на службе в Петрогр. учеб. округе на 1915 год. Пг., 1915. С. 109, 253; Чествование прот. И. А. Кочурова//Нарвский листок. 1916. 167. С. 2; Расстрел священника//Петроградская газета. 1917. 252. С. 4; Смирнов Н., прот. Всегда Господни!//Всерос. церк.-обществ. вестник. Пг., 1917. 139. С. 3; Любомудров Н., свящ. Венок на могилу друга//Голос свободной церкви.

http://pravenc.ru/text/469121.html

По одним сведениям расстрел происходил так: " Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой - взмахнув руками священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Священник долго хрипел и грыз мерзлую землю. Его таскали за волосы, и кто-то кому-то предлагал " прикончить как собаку " . В письме одного из четырех арестованных священников, прот.Николая Смирнова, настоятеля царскосельского Екатерининского собора, опубликованном во " Всероссийском Церковно-Общественном Вестнике " N 139, 1917г., приведены следующие сведения: " Судебно-медицинский осмотр тела установил смерть мгновенную - было выпущено до 6 пуль, из них две были, по-видимому, разрывные... " . Икона священномученика Иоанна Кочурова. Тело пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, откуда перенесено в Екатерининский собор , где в субботу 4 ноября 1917 г. было отпето и доставлено в усыпальницу ввиду того, что горожане ходатайствовали о погребении усопшего здесь же, под собором. 8-го ноября по убиенному отцу Иоанну в Казанском соборе Санкт-Петербурга была отслужена панихида. Епархиальный совет Петроградской епархии принял обращение, в котором призвал к воспомоществованию семье о. Иоанна. Ровно через 5 месяцев после кончины о.Иоанна, 31 марта 1918 г., когда количество известных Синоду убиенных священнослужителей достигло 15 человек, в храме Московской духовной семинарии Патриархом Тихоном в сослужении 4 архиереев и 10 архимандритов была совершена первая в истории Русской Церкви " заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам " вслед за убиенным священномучеником митрополитом Владимиром поминался первый убиенный протоиерей Иоанн Кочуров. 2 декабря 1994 года о. Иоанн Кочуров был причислен к лику святых новомучеников на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви . В 2006 году при раскопках фундамента взорванного большевиками собора святой великомученицы Екатерины были обретены мощи священномученика Иоанна Кочурова. Антропологические исследования проходили в Институте материальной культуры РАН при содействии экспертов-криминалистов из ГУВД по Санкт-Петербургу и области. Официально об обретении мощей было объявлено в день празднования памяти святого — 13 ноября 2008 года. Как сообщил благочинный Царскосельского округа, настоятель Софийского собора протоиерей Геннадий Зверев, " при взрыве собора череп святого Иоанна был раздроблен на несколько частей. Сейчас мощи находятся в алтаре Софийского собора. По праздникам мы выносим их для всеобщего поклонения. Позже, когда сделаем раку, и будет построен Екатерининский собор, перенесем мощи туда. В нижнем помещении храма будет музей и усыпальница Иоанна Кочурова " .

http://drevo-info.ru/articles/11748.html

31 октября (13 ноября н. ст.) 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село, оставленное казаками. Священники были арестованы. В тот же день отец Иоанн за бесстрашную проповедь подвергся избиению, а затем его, полуживого, красногвардейцы долго волокли по шпалам, к царскосельскому аэродрому. Там на глазах сына-гимназиста его расстреляли. Смерть батюшки не была мгновенной... Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». Тело убитого пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где 4 ноября 1917 года было совершено отпевание. Погребли батюшку по просьбе прихожан в усыпальнице под Собором, который был затем взорван в 1939 году, Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша. Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции. Святейший Патриарх Тихон, лично знавший отца Иоанна, писал его вдове: «Храним в сердце твёрдое упование, что украшенный венцем мученичества, почивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». До 2005 года на месте его захоронения в Царском Селе, что под Санкт-Петербургом, находился памятник вождю коммунистов В. Ленину. Лишь в 1995 году клириками и прихожанами Софийского и Феодоровского соборов Царского Села был установлен крест рядом с местом, где находился Екатерининский храм. С 2005года в Царском Селе проводятся раскопки фундамента Екатерининского собора и прихожане молятся о возрождении собора. Канонизован протоиерей Иоанн Кочуров Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году в чине священномученика. Вот и произошло радостное событие - закладка собора святой Екатерины 7 декабря 2006г. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иоанн Царскосельский (Кочуров), сщмч. " .

http://pravicon.com/info-2506

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010