И на сколько, по-видимому, в первой и второй группе, составленной главным образом под влиянием катехизисов Платоновских, было нечто, отзывавшееся протестантизмом, на столько же в последней, ставшей ближе к катехизису Петра Могилы , стала преобладать окраска римско-католическая, то и другое, как бы в соответствие направлению, господствовавшему в высшем церковном управлении России в министерство князя А.Н. Голицына и при обер-прокуроре князе П.С. Мещерском с одной, и в обер-прокурорство графа Н.А. Протасова с другой стороны. Но насколько же именно правды в приведенных словах Тургенева? Если мы всмотримся глубже в целую логическую, так сказать, организацию, равно как и во все подробности изложения содержания измененного в 1839 году катехизиса Филарета, то увидим нечто более, нежели только составленное по предписанному обер-прокурором шаблону произведение досужего писателя. Если о катехизисе второй группы изданий (1827–1839) мы должны были сказать, что он не столько устранял в себе то, что в нем, по первым изданиям его (1823–1824), не нравилось Шишкову с рецензентами его партии, сколько представлял собою значительное усовершенствование катехизиса первой группы изданий, то тем более мы должны это сказать о катехизисе нового издания 1839 года. Если в катехизисе 1827 года представляется значительное исправление и отчасти пополнение катехизиса 1823–1824 годов; то еще более исправлен и дополнен катехизис 1827–1839 годов в новом его издании 1839 года. В первой группе изданий своих катехизис большой озаглавливался просто так: «Христианский Катехизис», потому что во время составления его (в 1822 году) не предполагалось еще выделять из него Краткий, поручение о выделении которого, как мы знаем, последовало лишь в конце 1823 года, когда тот потерпел уже два издания. В виду этого и самое определение понятия его было дано такое: катехизис есть краткое учение о благочестии христианском, 268 и кроме того, о различии его от богословия сказано было: «в катехизисе преподается учение о благочестии первоначальное и краткое, а в Богословии полное и пространное. 269

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Кн. Милош был ктитором мн. серб. храмов и мон-рей, обителей на Афоне и в Иерусалиме. В 1819 г. он добился отмены согласования с османскими властями строительства храмов в Белградском пашалыке. В 1816 г. его усилиями Ужицко-Валевским митрополитом был назначен серб. архим. Мелетий (Никшич), Милош хотел также своего кандидата поставить митрополитом Белградским, но им стал грек Агафангел (впосл. К-польский патриарх). Князь стремился контролировать Белградского митрополита и иерархов, назначаемых К-польской Патриархией, и улучшить положение приходского духовенства. В 1831 г. благодаря его усилиям К-польская Патриархия предоставила автономию правосл. Церкви в Княжестве Сербия. Правление кн. Милоша имело абсолютистский характер. В 1835 г. он утвердил Конституцию (Устав), но вскоре ее отменил, не желая ограничивать свою власть. Его отказ считаться с Советом, учрежденным новой Конституцией в 1838 г., вызвал бунт в обществе, поэтому 13 июня 1839 г. он отрекся от престола в пользу старшего сына Милана и эмигрировал. Милан II (9 окт. 1819, Крагуевац - 26 июня 1839, Белград), кн. Сербии (1839). С юности болел туберкулезом. Вскоре после восшествия на престол скончался. Михаил III (4 сент. 1823, Крагуевац - 29 мая 1868, Белград), кн. Сербии (1839-1842, 1860-1868), младший сын кн. Милоша. 21 окт. 1839 г. был утвержден князем Сербии султанским бератом, а не провозглашен как наследник. В это время он находился с родителями в Бухаресте и с согласия отца вернулся на родину. Много внимания уделял образованию: по его инициативе в 1841 г. было основано Об-во сербской словесности (впосл. ставшее АН), лицей в Белграде преобразован в Великую школу (впосл. Белградский ун-т). Изменил Конституцию 1838 г., ограничив свою власть и расширив участие османских властей в делах княжества. В 1841 г. перенес столицу Сербии из Крагуеваца в Белград. Фактическое управление княжеством осуществлял Правительствующий совет, состоявший из т. н. уставобранителей (защитников конституции). 6/7 сент. 1842 г. под давлением членов Совета кн. Михаил отрекся от престола и эмигрировал.

http://pravenc.ru/text/2720072.html

Прежде чем говорить об этом управлении, нам необходимо сказать несколько слов о том состоянии, в каком находилась Литовская епархия пред вступлением на кафедру её архиепископа Макария, так как этим состоянием её, – что вполне естественно, – в значительной степени обусловливался и самый характер деятельности по управлению ею преосв. Макария. Литовская епархия, учрежденная в 1840 году 1354 , образовалась преимущественно, почти исключительно, из бывших греко-униатов северо-западного края России, воссоединенных с православною церковью в 1839 году 1355 . Воссоединение это, как и всякое вообще массовое религиозное движение, хотя и было до известной степени подготовляемо, не сопровождалось однако же полным сознанием и убеждением воссоединявшихся с православною церковью в истинности и правоте того, что они делали. Винить в этом кого-бы то ни было, – правительство, духовенство, главных деятелей по воссоединению униатов 1839 года, – весьма несправедливо. Слишком продолжительно было пребывание древнеправославного населения северо-западного русского края в сетях унии, чрезвычайно тяжел был гнет со стороны римско-католиков на греко-униатов и необыкновенно тесно было сближение между римско-католицизмом и унией, установившееся к началу XIX века, чтобы можно было, как следует, подготовить такое важное, сложное церковно-общественное событие, как воссоединение полутора-миллионного униатского населения с православною церковью. Всякое историческое событие должно рассматривать, принимая во внимание предшествовавшие и сопутствовавшие ему условия. Между тем известны те политические условия, посреди которых подготовлялось и совершилось событие 1839 года. Если бы, разумеется, было дано более или менее значительное время и вместе с тем была предоставлена полная свобода действования главным участникам события 1839 года, то, быть может, воссоединение униатов в 1839 году сопровождалось большею правильностью, разумностью и сознательностью. На самом же деле происходило совершенно иначе. Воссоединение униатов, вследствие сильной политической и культурной борьбы, происходившей тогда в северо-западном крае России, разразившейся, между прочим, восстанием польским 1831 года, требовалось подготовлять незаметно от зорких и враждебных глаз представителей польско-католической культуры, до некоторой степени тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

21. Предложение Преосвященного Филарета Св. Синоду с представлением экземпляра исправленного катехизиса 14 Февраля 1839 г 14 Февраля 1839 года Митрополит Московский Филарет вошел в Св. Синод с следующим предложением: Святейшему Правительствующему Синоду предложение При наблюдении за употреблением пространного катехизиса, изданного от Св. Синода, усмотрено, что законоучители в высших классах учебных заведений находят время делать к оному в преподавании дополнения, но иногда не в тех частях учения, которые бы могли получить особенно полезное развитие, быв не довольно развиты в книге, по краткости катехизической. Посему полезным представилось пересмотреть и дополнить самую книгу, дабы при руководстве более полном, учение менее подвергалось недосмотрам и произволу. По совещанию о сем с их Высокопреосвященствами Первенствующим членом Св. Синода Митрополитом Новгородским и Митрополитом Киевским, и с их согласием, пространный катехизис мною пересмотрен и дополнен, и предлагается Св. Синоду. Вашего Святейшества нижайший послушник Филарет М. Московский Февраля 14, 1839 г. Дело Арх. Св. Синода 1839 г. 2957. По выслушании этого предложения, Св. Синод приказали: 1) Как сделанные Преосв. Митрополитом к катехизису дополнения вполне соответствуют важной цели сей книги и потребностям преподавания: то напечатать ее в одной из Синодальных типографий, для введения по всем духовно-учебным заведениям взамен прежнего. 2) Дабы новое издание было введено в светских и военных учебных заведениях, войти о сем в надлежащее сношение с гг. Министрами Народного Просвещения и Военным. 3) Распоряжение о печатании передать в Хозяйственный комитет. 4) Самому М. Филарету за труд столь важный и полезный, объявить от лица Св. Синода признательность и благодарность. 5) Так как прежний катехизис введен в учебные заведения по Высочайшему повелению, то о такой перемене довести до сведения Его Величества. По всеподданнейшем о вышеизложенном докладе Обер-Прокурора Государь Император повелел: ввести означенный катехизис во все учебные заведения, а М. Филарету объявить Монаршую признательность. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Киселев, министр внутренних дел Блудов и обер-прокурор Св.Синода Пратасов. А в последнем, кроме них, участвовали и ген.-губернаторы Западного края: ген.-ад. Дьяков и кн.Долгоруков. Последний был также на заседании 26-го декабря. Из поименованных лиц только Блудов и Пратасов состояли действительными членами Секретного Комитета, остальные никогда ими не были. Значит, это были совещания светских сановников, ведомств которых касалось униатское дело, – совещания, к которым, собственно, нельзя было приложить названия Секретного Комитета, так как из одиннадцати членов последнего девять не присутствовали на них. Такого же характера было и последнее заседание quasi Комитета 1-го августа 1839 г. по делу ο принятии мер к предупреждению совращении в латинство, на котором присутствовали: министр юстиции Блудов, статс-секретарь Дашков, управляющий министерством внутренних дел, ген.-ад. грр.Строганов и Пратасов 579 . Составив таким образом последние четыре заседания Комитета по униатским делам, правительство резко подчеркнуло свое недоверие к официальному Секретному Комитету. Ему после этого незачем было существовать даже в том случае, если бы дело, ради которого он был призван к бытию, было далеко от осуществления. Но униатское дело почти было кончено. Комитет мог поэтому спокойно прекратить свое существование, если не с сознанием исполненного долга, то с уверенностью в полной бесполезности дальнейшего прозябания. И он, пожив вмале и в достаточной степени бесплодно, скончал дни свои. Замечательно, что не Блудов или Пратасов, а м.Серафим возбудил 24-го октября 1839 г. вопрос о закрытии Комитета. He была ли просьба митрополита, разделявшего участь других, поневоле бездействовавших, членов Комитета, выражением обиды на ту убогую, странную роль, какую по воле правительства, особенно в последние два года, пришлось разыгрывать Комитету? Как бы то ни было, вследствие представления м.Серафима от 24-го октября 1839 г. Комитет Высочайшим повелением от 16-го декабря 1839 г. был закрыт, как потерявший с воссоединением униатов всякое значение, и дела его сданы в Св.Синод 580 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

греч. населения О. и. При этом к-польские греки-фанариоты (см. Фанар ) ощущали угрозу своему традиц. привилегированному положению, а султан и его правительство опасались сепаратизма и стремления к воссоединению с Грецией греч. населения Македонии, островов Эгейского м. и др. областей, не вошедших в состав Греческого гос-ва. Монопольные политические позиции К-польского Патриархата в отношении правосл. населения Балкан постепенно ослабевали в связи с созданием автономной Белградской (Сербской) митрополии (1832), провозглашением автокефалии Элладской Православной Церкви (1833; официально признана К-польским Патриархатом в 1850) и утратой контроля О. и. над Юж. Грецией, Сербией и Дунайскими княжествами. Централизаторская политика султана Махмуда II (1808-1839), важнейшими проявлениями к-рой стали ликвидация янычарского корпуса (1826), создание новой регулярной армии и борьба с непокорными наместниками в ряде провинций, способствовала вновь постепенной консолидации гос. власти. Но в 1831-1840 гг. султану и его правительству пришлось вести борьбу с могущественным наместником Египта Мухаммадом Али-пашой, к-рый создал сильную армию по европ. образцам и стремился подчинить себе сир. провинции О. и. В 1833 г., после серии военных поражений, султан обратился за помощью к России. Пребывание корпуса рус. войск на берегах Босфора для защиты Стамбула и Ункяр-Искелесийский договор о военном союзе между О. и. и Россией вызвал обеспокоенность Великобритании, к-рая в 1840 г. предприняла военную кампанию с целью изгнания войск Мухаммада Али из Сирии и сумела установить свое доминирующее дипломатическое влияние на Порту. Заключенная в 1838 г. англо-тур. торговая конвенция открыла рынки О. и. для потока брит. промышленных товаров. Эпоха Танзимата (1839-1876) В 1839 г. вступивший на трон султан Абдул-Меджид I (1839-1861) провозгласил Гюльханейский Хатт-и шериф, документ, ознаменовавший начало эпохи реформ в О. и., известной как Танзимат. Османское правительство взяло курс на постепенное уравнивание немусульман (христиан и иудеев) в правах с мусульманами.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Секретное объявление духовенству Литовской епархии указа о совершившемся воссоединении. Снисхождение к местным обычаям, Число не воссоединившихся священников в половине 1839 года. Незначительное число воссоединившихся базилиан и меры Иосифа к склонению упорствующих иноков к православию. Совместные торжественные богослужения воссоединенного и православного духовенства в Витебске, Полоцке, Минске, Жировицах и в Вильне. Медаль по случаю воссоединения. Представление Иосифа Святейшему Синоду от 4 октября о результатах воссоединения. Обнародование указа правительствующего сената от 1 октября о совершившемся воссоединении и аллокуция папы от 22 ноября 1839 года, осуждающая отпадение униатов от Рима. В начале 1839 года предложено было преосвященному Иосифу отправиться в Полоцк, вникнуть в действительные причины происшедшего там движения против воссоединения, устранить виновных и заменить их благонадежными священниками. Главными виновниками происшедшего в Белорусской епархии брожения были, по донесению Иосифа, не духовные лица, а помещики, задумавшие этим протестом остановить приближавшееся к концу дело воссоединения. По этому поводу они устраивали собрания, делали пожертвования, рассылали нарочных к священникам для подписания протеста, не сочувствовавших этому делу духовных лишали права рубить лес, выгонять скот на прежние пастбища, даже нанимать слуг и работников. Земская полиция, зависевшая от выбора тех же помещиков, препятствовала также распоряжениям духовного начальства. Быстротой суда и наказания виновных преосвященный успел скоро подавить возмущение в Белорусской епархии. 12 священников были переведены причетниками в Литовскую епархию, 8 отправлены в униатские монастыри и только 5 главных руководителей оппозиции были сосланы в великорусские губернии. При следствии оказалось, что многие не могли даже подписаться на известном протесте ста одиннадцати, – иные по старости и слепоте, иные по болезни или даже по неумению писать. Исследование на месте возбужденного в Белоруссии движения еще более убедило преосвященного Иосифа в необходимости как можно скорее покончить с униатским вопросом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Царствование Н. П.- эпоха секретных или, по его терминологии, «келейных» комитетов. Если при имп. Александре I был созван 1 секретный комитет по крестьянскому вопросу 1818-1819 гг., то при Н. П.- 9. Первым был комитет, созданный 6 дек. 1826 г., к-рый до 1830 г. рассматривал широкий спектр вопросов, в т. ч. разбирал документы, оставшиеся после имп. Александра I. Комитет 1829 г. обсуждал вопрос о запрещении продажи крестьян без земли. Секретный комитет 1835 г. положил начало реформе гос. деревни 1837-1841 гг., к-рую проводил гр. Киселёв. 10 нояб. 1839 г. учрежден секретный комитет с целью рассмотрения возможных модификаций Закона о вольных хлебопашцах 1803 г. и перспективы распространения инвентарей в помещичьих имениях. Обсуждение вопросов в комитете 1839 г. вылилось в широкое рассмотрение общих принципов реформы крепостной деревни, предложенных Киселёвым. В нач. 1842 г. проект был внесен в Гос. совет. Заседание общего собрания Гос. совета в присутствии Н. П. состоялось 30 марта 1842 г. По мнению историка Мироненко, комитет 1839-1841 гг. должен был сделать Закон о вольных хлебопашцах 1803 г. обязательным для исполнения, т. о., предлагалась фактическая программа освобождения крестьян с землей за выкуп. 2 апр. 1842 г. Закон об обязанных крестьянах в урезанном виде, чтобы успокоить общественное мнение, был подписан императором. До февр. 1855 г. на его основании помещики перевели в категорию обязанных крестьян всего 24 708 душ (подлежащих ревизии мужчин). Личная свобода крестьянина, обязанного работать на помещика, в этом случае предполагалась без особого выкупа. Еще 2 секретных комитета были посвящены обсуждению вопроса о дворовых крестьянах. В февр. 1840 г. по предложению Д. Н. Блудова , возглавлявшего с 1839 г. II отд-ние, был созван комитет, обсуждавший проблему сокращения числа дворовых людей. В кон. 1843 г. император вновь потребовал вернуться к этому вопросу. Был создан комитет 1844 г. о дворовых людях, на 1-м заседании которого выступил Н. П. Итогом работы этого комитета стал указ от 12 июня 1844 г., разрешавший помещикам отпускать дворовых людей на волю по обоюдному согласию.

http://pravenc.ru/text/Николай I ...

А я вам напоминаю, что у нас в день академического экзамена, по обычаю, должны быть гости. Это будет, думаю, 28 дня. Мир вам и братии. Июня 15-го 1839. Посылаю Мартину четки Афонские. Господь да благословит его в молитве. Письмо 230 За угощение странных благодарю вас, о. наместник, только за то не благодарю, что вы скупитесь за меня и подвергаете Мартина искушению жаловаться на мою скупость. Булкам надлежало быть крупнее. Тогда в случае нужды и пополам разделить было бы не так скудно. Хитрый ваш колодезь не даром не нравился мне. Едва ли не лучше было бы оставить простой механизм, никому не угрожающий смертию. Бывало, по обыкновенным дорогам ехали тихо и тряско, но были целы; теперь по железной дороге летят, – с опасностью каждую минуту потерять голову. О казначее кого-нибудь спрашивать погодите. А в консисторию писать вовсе не нужно, и я сего не требовал. 26-го дня думая быть в Симонове, к вам ехать в сей день не полагаю, а 27. Мир вам и братии. Июня 23-го 1839. Письмо 231 Благодарю, о. наместник, за сведения о сопровождении тела князя Багратиона. Иеромонах Филарет отдал мне письмо чрез других, а он, говорят, болен. Мне поручили переслать вам четки из Италии от княгини Вяземской. Они при сем особо в коробочке. Мир вам и братии. Июля 13-го 1839. Письмо 232 Прошу, о. наместник, чтобы приносимы были в лавре четыредесятодневные молитвы о новопреставленном протоиерее Никите и о плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения. Июля 20-го 1839. Письмо 233 Простите меня, о. наместник, если я буду говорить бред. Бывший казначей А. более заслуживает одобрения, нежели прочие члены Собора, Он нарушал порядок и грешил для своей выгоды; прочие без всякой, даже незаконной, пользы помогали ему нарушать порядок и грешить. Скажут: по снисхождению. Никакое снисхождение не велит приобщаться чужим грехам и помогать им. Если бы вы исполняли предписанное, то есть верно каждый месяц поверяли деньги и приходные и расходные записи, то или предохранили бы его от греха, или остановили бы на сотнях, а теперь, по милости вашего снисхождения, он опутай тысячами, и если не будет иметь чем платить, то доплатите вы, не верно поверявшие. Скажете, что неверность не в кладовой Собора, но в казначейской. Ответствую: предписано не оставлять в казначейской столько денег, чтоб они могли прикрывать неверность. Притом закон велит поверять у казначея все до копейки. В бывшей Коммиссии Духовных училищ казначей каждый месяц клал на стол и серебряные рубли и медные гроши, и члены Синода не ленились считать стопы монет дотоле, пока окажется верность наличности с запискою, и таким образом 50.000.000 рублей были целы. Разве члены Собора не удостоят считать, как члены Синода? Если надобно щадить, то лучше ли щадить неверного подчиненного, нежели невинное начальство, которое отдало сомнительного верным людям в надежде улучшения и которому конечно уже сугубо горько будете найти неверность при надзоре, который оно почитало верным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Викторина Знаешь ли ты Вологодчину, как знаем ее мы? Большая область! От одного края до другого ехать много часов. Древняя область! Историю отсчитывает со времен неолита. Уникальная область! Сохранила такую архаику, какой в других местах уже не сыщешь! Много ли ты знаешь о Вологодчине? Ответь на одиннадцать вопросов и проверь себя! Начать викторину Кем приходится создатель знаменитого «Вологодского» масла Николай Верещагин художнику Василию Верещагину: Однофамильцем Братом Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Не угадали. Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Абсолютная правда! Николай Васильевич Верещагин (1839–1907), создатель новой отрасли русского народного хозяйства — масло- и сыроделия, инициатор крестьянского «артельного маслоделия» — старший брат знаменитого художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина (1842–1904). Слово «Вологда» в переводе с вепсского означает: «река с прозрачной водой» «большая вода» «легко преодолимая» «мошковитое место», то есть место, где много мошки Да, по одной из версий название «Вологда» пришло из древневепсского и означает «река с белой, прозрачной, чистой водой». По другой версии, слово «Воло-гда» имеет праславянское происхождение: «воло» — масляный, «гда» — берег. По распространенной версии, которая приводится в разных справочниках, название «Вологда» пришло из древневепсского и означает «река с белой, прозрачной, чистой водой».

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010