Неизвестная настоятельница; Ксения Михайловна Кочеулова (1796–1839); Казанская Мельничная Ксения Михайловна Кочеулова Елена Васильевна Мантурова (1827–1832); Ирина Семеновна (1833) Александра Ивановна Булгакова, (1833 — отставка в 1834 по болезни) Прасковья Семеновна Милюкова (1834 — отставка в 1837 в знак протеста против Иоасафа) Александра Ивановна Булгакова (18371839) Ирина Прокопьевна Кочеулова Ксения Ильинична Потехина, (1839–1850); мать Клавдия (1839–1842) Ирина Прокопьевна Кочеулова; Устинья Ивановна Кузнецова, мать Илария, избранная в 1850 и отстраненная Иоасафом; Екатерина Васильевна Ладыженская (1851 сбежала в 1859); Елизавета Алексеевна Ушакова, мать Мария (1861–1904). Библиография Подробную библиографию можно найти в издании: Gorainoff I. Seraphim de Sarov. DDB, 1979. Ниже приведены некоторые исследования и статьи, дополняюшие эту работу или вышедшие после ее публикации. 1. Clement О. Saint Seraphim de Sarov, prophete et temoin de la lumiere//Le Visage interieur. Stock, 1978, p.117–156. 2. Lassus L. A . Le starets Seraphim de Sarov. Joie et la lumiere. O. E. I. L, 1984. 3. Spidlik Т., s. j. Serafino de Sarov//La Mistica. Fenomenologia e riflessione teologica, a cura di E. Ancilli et ML Paparozzi. Roma, Citta Nuova Editrice, 1981, I, p.621644. 4. Zander V. Saint Seraphim de Sarov. Edition du Comite diocesain d " oeuvres et d’enseignement de l " Eglise russe en Europe occidentale, 12, rue Daru, 75008, Paris, sans date. 5. Vie de saint Seraphim de Sarov. Monastere NotreDame de Toute–Protection, Bussy en Othe (89400 Migennes, France), 1986. 6. Арх. Вениамин . Житие святого Серафима Саровского. Париж, 1935. — 79 с. Работа Л. Чичагова «Летопись Серафимо–Дивеевского монастыря…» (М., 1896) переиздана в 1903 году, воспроизведена фототипическим способом в 1978 году Братством св. Германа Аляскинского (St. Herman of Alaska Brotherhood, P. O. Box 70, Platina, California 96096, USA). Переиздана в России в 90–х годах. «Я вскоре встречу преп. Серафима, и он спросит меня: «Верно ли ты говорил обо мне?» Вот в чем вопрос. Всю жизнь я боялся ложных мыслей ничуть не меньше, чем дурных поступков. В самом деле, ведь Бог — это не только любовь, но и Истина»

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

227 4/5 — 228 1/2. Она послана к преп. С., чтобы он исцелил ее от зубной боли. Он направляет ее к своему товарищу по келье Павлу, который ее и исцеляет (сдавливанием нерва и магнетическими пассами). Этот эпизод, как и предыдущий, призван свидетельствовать о даре ясновидения преп. С. 460 верх; 466 1/2. Преп. С. ежедневно снабжает сестер всем необходимым, но перед смертью дает им денег на целый год. 247 4/5 — 248 1/2. Помощник саровского игумена с другими монахами являются ночью в пустыньку, чтобы удостовериться, что преп. С. там не ночует. 834 низ — 835 1/3. Около 1876 года Ксения присутствует при одном из эпизодов в жизни Пелагеи. КСЕНИЯ МИХАЙЛОВНА КОЧЕУЛОВА. Поступила в Дивеево с дочерью Ириной Прокофьевной. Время поступления не установлено. В 1796 году избрана настоятельницей и остается ею в течение сорока трех лет до самой смерти, т. е. до 1839 года (97–100, 505 низ — 507 верх). Читать не умеет (100 верх). Преп. С. весьма ее почитает и постоянно отсылает к ней новообращенных (179 верх — низ; 237 верх; 239 1/4 (сравн. 94 низ); 500 1/3). Вследствие крайней своей суровости она серьезно грешит тем, что одна из свидетельниц называет скупостью, и это вызывает трагическую сцену между преп. С. и одной из сестер (212 1/2 — 213 1/2). Несомненно, именно поэтому преп. С., чьи предсказания бывали порой загадочны, дает ей понять, что в конце жизни она пойдет в темницу: во время своей предсмертной болезни она не выносила даже слабого света и в ее келье поддерживали абсолютную темноту (163 верх и 506 1/2). Перед смертью она совершила акт щедрости, сопровождавшийся чудом (506 1/2). Она относилась к преп. С. с великим почтением (216 1/3 низ; 244 1/2 и низ). Но преп. С. считает ее несведущей настоятельницей: «Старушка–то у нас плоха!» (191 3/5). Прежде всего, он порицает ее за навязывание общине слишком длинного последования молитв, какое было установлено в Сарове (462 1/3; 179 1/2). Сначала, давая повеление какой–нибудь сестре, преп. С. посылал ее к Ксении за благословением, «для порядка». Но когда та принялась переиначивать его приказания, преп. С. рассердился и перестал это делать (457 низ — 458 верх). Собственно говоря, во многом именно из–за Ксении преп. С. постепенно перевел мельницу на полную автономию.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕЕВНА УШАКОВА. См. мать МАРИЯ. Монахиня ЕРМИОНИЯ (Марфа) (243 1/5 244 1/4). Ее призвание. Евдокия Ефремовна, приходящаяся ей теткой и крестной матерью, представляет ее преп. С. Тот просит Ермионию прочесть вместе с ним «Отче наш», «Богородице Дево» и «Верую» и заключает, что она совершенно готова к вступлению в Дивеево. Ее первые впечатления. 99 1/5 — 100 низ. Преп. С. хвалит настоятельницу Ксению Михайловну, а Ермиония говорит о ее суровости. Вероятно, Чичагов разбил это свидетельство на две части. Согласно Нилусу, она умерла в 1902 году. ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА. Упомянута на с. 228 верх и 473 1/2. ИРИНА ПРОКОФЬЕВНА КОЧЕУЛОВА. Пришла в Дивеево ребенком вместе с матерью, Ксенией Михайловной, ставшей в 1796 году дивеевской настоятельницей (97 1/6 — 2/3). Умеет читать (100 верх). После смерти матери в 1839 году становится ее преемницей (Сказание о… Пелагее, с. 30). Воспитанная деспотичной матерью и такими же монахинями, Ирина, как это часто случается, осталась ребенком на всю жизнь. Такой же предстает она и в роли настоятельницы (Сказание о… Пелагее, с. 30, 36, 60–62). Иоасаф убеждал ее, что преп. С. готовил ее к роли настоятельницы, добавляя, что ей ни о чем не придется заботиться, поскольку тот поручил Иоасафу подсказывать ей, что нужно делать (560 1/2). В действительности Иоасаф давал ей подписывать чистые бланки, которые затем использовал в своих целях, добиваясь от епископа исполнения своих требований (597 2/3). В 1850 году он перешел грань дозволенного, когда потребовал от епископа, сославшись на преклонный возраст Ирины и ее подпись, передать ему всю полноту власти в общине. Епископ отклонил его тр> ебование и назначил выборы новой настоятельницы. Выбранную монахиню Иоасаф подменил Екатериной Ладыженской, которая и приступила к своим обязанностям в 1851 году (597 1/3 — 599 1/7). Однажды преп. С. вложил руку девочки (шестилетней Анастасии Протасовой. — Пер.) в руку Ирины Прокофьевны в знак того, что последней предстояло стать в будущем ее настоятельницей (244 низ — 245 верх).

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Катехизис изд. 1828 г. в ответе на вопрос: „Что есть Катехизис?“ утверждал понятие нравственное, „как краткое учение о благочестии христианском“, а Катехизис изд. 1839 года в ответе на тот же вопрос выдвигает уже наперед понятие догматико-теоретическое как „наставление в православной вере христианской“, являющейся условием для благочестия. Катехизис изд. 1828 года понятие о присутствии Христа в евхаристии определяет путем термина, преложение („хлеб и вино прелагаются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову»), а Катехизис 1839 года, после слова „прелагаются“, вводит еще выражение „или: пресуществляются“ с обстоятельным далее пояснением термина „пресуществление“. Катехизис изд. 1828 г. определяет церковь , как „соединенное множество верующих“, а Катехизис изд. 1839 года – как „от Бога установленное общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами“. Катехизис изд. 1828 года основание для собрания вселенских соборов видят единственно в примере Апостольского собора в Иерусалиме, а Катехизис изд. 1839 года – помимо этого – в важности церкви с ее определениями, откуда вселенский собор представляется лишь способом для изречения определений вселенской церкви. Отдел о церкви в Катехизисе 1839 года изложен вообще подробнее, чем в Катехизисе 1828 года, поскольку здесь выпуклее выражены понятия о видимости церкви, учение об Иисусе Христе, как единой главе церкви, о согласии единства церкви с существованием многих поместных церквей, о кафолической церкви, как единственной спасительнице душ, о церковной иерархии, или священноначалии, о состоянии душ умерших до всеобщего воскресения,... о праздниках,... о соравенстве Св. Синода с святейшими православными патриархами. В редакции 1839 года Катехизис продолжает существовать до настоящего времени. Внешняя история образования Катехизиса объяснение свое находит в двух, главным образом, факторах: а) в правительственно-административном, б) в литературно-общественном, так или иначе влиявших на образование Катехизиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

О рапорте иеромонаха Филарета Учрежденный Собор докладывал 26 июня 1839 года Его Высокопреосвященству, которым 2 июля 1839 г. положена следующая резолюция: «Собору: 1) объяснить, объявлена ли иеромонаху Филарету резолюция 9 июля прошедшего года и почему при деле нет в том его подписки. 2) Объяснить надлежащею справкой, подлинно ли назначенная ему сумма выдана ему не вполне и есть ли в получении её его расписка и где? 3) По какому случаю иеромонах Филарет находился в мае в Москве, кем уволен, на какой срок и в срок ли возвратился? 4) Подтверждается привести в порядок сие дело, которое представлено без начала, без нумерации листов и описи, и частью не связанное.» Вследствие сего Учрежденный Собор по журналу от 5 июля 1839 г. доложил Его Высокопреосвященству, что резолюция его от 9 июля иеромонаху Филарету объявлена, деньги, в количестве тысячи руб., по курсу выданы ему 22 июля 1838 г. под его расписку в приходорасходной книге. После сего 12 июля 1839 года иеромонах Филарет просил Учрежденный Собор – по крайней его надобности для устройства сиротских дел родных двух сестер девиц и престарелой его матери позволить ему отлучиться в Москву на 21 день, на каковой срок и выдан ему того же 12 июля билет 30 . 23 декабря 1839 г. Его Высокопреосвященство в определении своем, присланном в Московскую Консисторию, изволил предписать: «Как до сведения моего дошло, что Лаврский иеромонах Филарет проживает немалое время в Москве в светском доме в самовольной отлучке, то Консистории: 1) употребить деятельные меры – отыскать его и допросить в своем присутствии и допрос его представить. 2) Затем отправить его в Лавру немедленно за присмотром, если не откроется важных причин продолжить пребывания его в Москве. 3) Если откроется необходимость продлить его пребывание в Москве, то поместить его до решения в монастырь под непрерывный надзор, чтобы он с мирскими людьми без нужды не обращался и не занимался делами, до монашествующего не принадлежащими». 2 января 1840 г. эконом Сухаревского подворья иеромонах Феоктист довел до сведения Консистории, что иеромонах Филарет отправился в Лавру 24 декабря 1839 г. на нанятых им лошадях, и Консистория донесла об этом Его Высокопреосвященству, постановив считать дело оконченным. На этом донесении последовала такая резолюция от 14 января 1840 г. «Консистории с прописанием сего протокола отнестись в Учрежденный Собор, чтобы он, взяв от иеромонаха Филарета надлежащее объяснение о проживании его в Москве, представил мне со своим мнением незамедлительно, к чему побуждает особенно то, что на иеромонаха сего падало подозрение в Москве в распространении неосновательных и вредных слухов», что со стороны Консистории и исполнено 24 января 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

12 февр. 1839 г., в Неделю Торжества Православия, на Соборе в Полоцке было принято постановление о воссоединении униатов с правосл. Церковью, к-рое подписали униат. епископы Иосиф (Семашко), Василий (Лужинский) , Антоний (Зубко) и др. представители высшего духовенства (21 чел.), в т. ч. М. А. Голубович. Акт постановления состоял из 2 пунктов. В 1-м провозглашалось единство с православной Церковью и содержалось прошение о подчинении униат. Церкви Синоду, во 2-м участники Собора просили имп. Николая I Павловича содействовать скорейшему присоединению униатов к Православию. После смерти жены 27 июня 1839 г. М. А. Голубович был пострижен в монашество, 29 июня возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Бытенского Петропавловского мон-ря (совр. Брестская обл.). Еп. Иосиф т. о. стремился «усилить торжественность архиерейского богослужения в Вильне» ( Рункевич. 1893. С. 80). 27 авг. епископами Виленским Иосифом, Полоцким Исидором (Никольским) и викарным еп. Брестским Антонием (Зубко) в Жировицком мон-ре М. был наречен епископом Пинским, викарием Литовской епархии, 8 сент. того же года хиротонисан в виленском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ре. 12 сент. М. отправился в Жировицы. В то же время Литовская и Виленская епархия, состоявшая практически полностью из бывших униатов, получила статус 2-го класса. В письмах 1839-1845 гг. высокопреосвященный Иосиф давал практические рекомендации М.: провести «окончательную рассортировку» бытенской братии и служить как можно чаще в Бытене и Жировицах (29 сент. 1839), привести «в законную форму» дела о канцелярских служителях (15 нояб. 1839). В одном из ответных писем (от 14 нояб. 1839) М. писал, что в Бытене он «больше не будет», пока архиеп. Иосиф не «очистит» мон-рь от неск. упорствующих иноков, хотя он и «не имеет права на расположение» архиепископа, «каким пользуется высокопреосвященный Антоний» ( Киприанович. 1897. С. 255-256). В своих письмах М. в основном касается предполагаемых им перемещений тех или иных кандидатов. Напр., 31 окт. 1840 г. он просил перевести из Бытеня в Вильну игум. Иоасафа (Вышинского), к-рый «переел здесь всех кур и индеек… Таким продовольствием, какого он требует, я прокормил бы троих Пинских епископов» (Там же. С. 257). Архиеп. Иосиф анализировал характеристики М. на «священников-епитимистов» - противников упразднения унии, к-рых «надобно скорее сбыть с рук», и распоряжался их дальнейшей участью, включая высылку «неблагонадежных» в монастыри Великороссии. Архиеп. Иосиф советовал М. «очиститься уже совершенно от папистов» и неблагонравного духовенства, причем иной раз при помощи светской власти (Письма архиеп. Литовского Иосифа Семашко. 1898. С. 3-15). Архиепископ многократно напоминал о необходимости того, чтобы вверенное ему духовенство, включая М., отращивало бороды. Вопрос о бороде был деликатным для сторонников «воссоединения», поскольку сам архиеп. Иосиф до 1842 г. (как и М.) не имел бороды (и не носил постоянно рясу).

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Пожар Зимнего Дворца, этого величественнейшего в Европе здания, построенного еще дочерью Петра Великого императрицею Елисаветою, вмещавшего в себе несметные сокровища вещественные, а что дороже всех сокровищ, всю августейшую фамилию, начиная с самого царя, конечно был весьма прискорбным не только в жизни августейшего семейства, но и всей России событием. Однако, благодаря мудрой распорядительности государя императора и его августейшего брата, великого князя Михаила Павловича, как августейшие малолетние дети были отвезены в Аничков Дворец заблаговременно, так и почти все сокровища Дворца, равно как и примыкавшее к последнему здание Эрмитажа, были спасены от пожара, истребившего Дворец. В 1838 году, по воле императора, начались энергичные работы по возобновлению Зимнего Дворца. Государь сказал, что в будущем 1839 году он будет праздновать Пасху в новом Зимнем Дворце, и воля его должна была быть исполнена. Между тем как сам государь император значительную часть лета 1838 года, а государь наследник даже и все лето, и осень 1838, и зиму 1838–1839 годов, провели заграницею и, между тем, как в конце 1838 года обряд обручения великой княжны Марии Николаевны с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским происходил во временной походной церкви, устроенной в Эрмитаже, в Петербурге, тысячи человек трудились над восстановлением Зимнего Дворца, и воля императора была своевременно исполнена. В начале 1839 года дворец, как феникс, возник из пепла в прежнем и даже в большем по сравнению с прежним величии. «Государь император исполнил царское слово, писал из Петербурга от 29 марта 1839 года своему викарию (Виталию Щепетеву) Филарет, изреченное вскоре после бедственного приключения с дворцом. Он возобновлен лучше прежнего, и Пасха празднована в большом придворном соборе, подлежавшем общей с дворцом участи». 877 И в виду всего, происшедшего в 1837–1839 годах относительно царского семейства, когда император в конце лета 1839 года был в Москве на маневрах, имевших особенное, своего рода историческое, значение в виду воспоминаний о 1812 годе, связанных с бывшими тогда церковно-государственными празднествами на полях Бородинских и в виду заложения храма Христа Спасителя на новом месте, Филарет встретил государя в Успенском соборе 4 сентября следующею речью: «Благочестивейший государь! С благоговением слышал твой древлепрестольный град, как ты, воздавая честь подвигам рода минувшего, в то же время поучал подвигам род настоящий и грядущий, как освящать славу благочестием, как чуждую неги жизнь воинского стана услаждал для воинов твоим примером.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Бакалавры: архим. Серафим, 1823 г. Иером. Гавриил. 1824–1825 г. Иером. Иннокентий Борисов , инспектор академии, 1825–1830 г. Находившийся экономом при покойном патриархе Константинопольском Григории, Константин Икономос, по Высочайшему повелению Его Императорского Величества блаженной памяти Государя Николая Павловича, 1825 г., с жалованьем по 2000 р. из Государственного казначейства. Преосв. Никанор, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии 1827–1831 г. Архим. Антоний, ректор С.-Петербургской семинарии, 1827 г. Протоиереи: Т. А. Вещезеров, 1827 г. И. А. Грацианский, 1827–1829 г. Бакалавры: священник И. Иванов , 1827 –1848 г. Иером. Исидор Никольский , 1827–1830 г. Архим. Нафанаил Павловский, ректор С.-Петербургской семинарии, 1827–1830 г. Архимандриты: Владимир, инспектор С.-Петербургской семинарии, 1829–1830 г. Макарий, ректор С.-Петербургской семинарии, 1830–1838 г. Иером. Иосиф Позднышев, инспектор академии, 1830 г. Экстраорд. профессор академии С. И. Райковский, 1830 г. Бакалавр, иером. Платон Городецкий , 1830 г. Священник Н. Д. Колоколов, 1831 г. Иером. Николай, инспектор семинарии, 1830–1831 г. Преосв. Смарагд, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии, 1833 г. Протоиереи: И. С. Добронравин, 1833–1838 г. В. Б. Бажанов, 1833 г. Преосв. Венедикт, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии, 1834 г. Обер-священник армии и флотов В. Н. Кутневич, 1834 г. Бакалавр, иером. Климент Мажаров, 1835–1839 г. Архим. Афанасий Соколов, ректор С.-Петербургской семинарии, 1838 г. Бакалавры: иером. Иоасаф Покровский, 1838 г. Иером. Евсевий Ильинский , 1838–1839 г. Архим. Филофей Успенский, инспектор академии, 1839–1842. Священники: А. И. Райковский, 1839 г. К. Делекторский, 1839–1842 г. М. Н. Богословский, 1839 г. А. И. Окунев, 1841–1851 г. Архимандриты: Феогност Лебедев, ректор С.-Петербургской семинарии, 1841–1848 г. Аввакум Честной, 1842 г. Бакалавр иером. Иоанн Соколов , 1848 г. Архим. Христофор Еммаусский, ректор С.-Петербургской семинарии, 1848–1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Т. II. М., 1840. С. 144 109 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 76 110 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 30 111 Георгий Кедрин – византийский историк конца XI или начала XII века, автор Σνοψις στορι ν (Обозрение Истории) 112 Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. IV. Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова. М., 1849. Ч. I. С. 117 113 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 102 114 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 104 115 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 106. Одно из творений свт. Димитрия направлено непосредственно на утверждение и раскрытие этого православного догмата – «Двенадцать статей, иже уверяют сомнящихся, или неверство имущих человеков о пресуществлении хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа, многие образы показующи»//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. V. М., 1835. С. 130–134 116 Свт. Димитрий испытывал глубокое благоговение перед Св. Дарами. Примечателен следующий случай из его жизни. В Ростове, в доме архиерейском, жил монах Варлаам, скончавшийся до 1709 года. Он обладал большой бородой и усами и однажды, сослужа свт. Димитрию, причащался. При этом он замочил усы Св. Тайнами, и не отерши их, так и пошел к умывальнику. Святитель, ужаснувшись о таком небрежении, запретил ему навсегда сослужение с собою. Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891. С. 449 117 Вопросы и ответы краткие о вере//Сочинения св. Димитрия, митрополита Ростовского. Т. I. М., 1839. С. 113 118 Хотя, безусловно, основными источниками богословия свт. Димитрия, кроме Св. Писания и богослужебных книг, являются восточные и западные Отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010