51 Печатается по: Письма к игумении Таисии. С. 52–53. Датируется по содержанию: Страстной Вторник в 1902 г. приходился на 9 апреля. 55 Отец Иоанн служил Литургию в церкви Леушинского подворья в сослужении местного причта и иеромонаха Почаевской Лавры отца Израиля. Торжественности Пасхального богослужения способствовал сильный и приятный голос диакона церкви фельдшерской школы М. И. Сурова. Слово, произнесенное отцом Иоанном на дневное Евангелие ( Ин. 3, 1–15 ), см.: Вед. 1902. 19 апр., 85. 56 На Страстной седмице (8–13 апреля) отец Иоанн совершал ежедневно продолжительные богослужения и общие исповеди. Так, 10 апреля в Андреевском соборе он служил Литургию Преждеосвященных Даров, в 8 часов вечера проводил общую исповедь; 11 апреля совершил продолжительную Литургию Василия Великого и всенощное бдение; 12 апреля – службу Выноса Плащаницы и общую исповедь (Котлин. 1902. 13 апр., 60 Возможно, отец Иоанн спешил в Петербург на престольный праздник церкви Леушинского подворья – день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Вечером 7 мая он принял участие во Всенощном бдении на подворье: выходил на величание, читал акафист и канон (Вед. 1902. 9 мая, 100). 61 Спустя несколько дней после торжественного обеда 7 мая президент Э. Лубе через своего посла графа Монтебелло прислал на имя супруги главного командира кронштадтского порта К. Н. Макаровой 1000 рублей с просьбой передать эти деньги отцу Иоанну Ильичу Сергиеву для раздачи, по его усмотрению, бедным жителям Кронштадта (Котлин. 1902. 8 мая, 103). 62 Печатается по: ЦГИА СПб. Ф. 2216. Оп. 1. Д. 14. Л. 365–365об. Впервые: КП. 1913. 48. С. 812. 63 Отец Георгий Маккавеев побывал в Кронштадте у отца Иоанна в конце Великого поста и вернулся в Суру в Лазареву субботу, 6 апреля (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 20а. 64 Освящение престола в скитской церкви во имя Живоначальной Троицы в Летовской роще состоялось 14 июня 1902 г. Об этом событии отец Иоанн записал в своем дневнике: «Вчера Божиего милостию совершил освящение своего деревянного храма в Сурской монастырской роще, при дождливой погоде, и после совершения первой Литургии трапезовал с братией, принимавшей участие в богослужении. Дивное место, как Сион Снятый; на горе воздвигнут новый храм, оттуда видно далеко кругом, а особенно по направлению к селу Суре. Вот они, Летовские холмы, бывшие пяти или шести тысяч лет тому назад берегами великой тогда реки Суры. О сколь дивны дела Твои в природе, Боже наш, и в действии водной стихии Твоей!» (О. И. И. Сергиев. Жизнь в недрах Церкви. СПб., 1903. С. 39–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

562 По смерти мужа, начальника штаба Московского военного округа, Духониной была назначена большая пенсия, которую она теряла в случае поступления в монастырь. 568 Печатается по: Котлин. 1907. 4 апр., 77. Впервые: Свет. 1907. 1 апр. Датируется по времени публикации в газетах. 571 Отец Иоанн прибыл в Суру 21 мая и пробыл здесь только 3 дня. Резкое падение воды в Пинеге ускорило отъезд (см. письмо Я. К. Макарову от 22 мая 1907 г.). 572 Известно, что во время посещения Верхних Матигор, где жила сестра Батюшки А. И. Фиделина, отец Иоанн навестил также жившего на покое пР. Х. лмогорском Успенском монастыре старца – священника о. Адриана Васильевича Павловского. Прощаясь с тяжело больным старцем, отец Иоанн сказал: «Пора нам собираться в Горний Иерусалим!» (Архангельские ЕВ. 1907. 30 сент. Часть неофиц. С. 778). 576 23 мая отец Иоанн служил в монастырском храме. По окончании Литургии он совершил закладку каменной монастырской колокольни (Там же). 577 Отец Иоанн покинул Суру 23 мая в 6 часов вечера, предварительно побывав на могилах своих родных, в старинном Введенском храме, посетил своих родственников и местное духовенство (Там же). 578 Печатается по: Котлин. 1907. 6 июня, 127 (опубликовано в сокращении). Датируется по времени публикации. 582 Отец Иоанн посетил Леушинский монастырь во второй половине июня; 22 июня он прибыл в Вауловский скит (Вед. 1907. 4 июля, 114). 583 Отец Иоанн прибыл в Ярославль из Ваулова 27 июня (Ярославские отголоски. 1907. 27 июня, 143). 584 Отец Иоанн побывал в Рыбинске по просьбе настоятеля рыбинского собора протоиерея Сергия Богородского. Еще в Вауловском скиту отцом Иоанном была получена следующая телеграмма: «Дорогой батюшка! Удостойте отслужить в рыбинском соборе 29 сего июня с владыкою Тихоном и тем несказанно обрадуете благоговейно чтущих Вас рыбинцев. Протоиерей Богородский» (Котлин. 1907. 5 июля, 150). Отдохнув в Ваулове и чувствуя себя намного лучше, чем в день приезда в скит, отец Иоанн решил исполнить эту просьбу. Вечером 27 июня он отправился в Рыбинск, где служил 29 июня, в день Петра и Павла, Литургию соборне с ярославским архиепископом Тихоном (Беллавиным).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане: землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем…» (Котлин. 1903. 29 апр., 96). 30 апреля со Словом «К кишиневскому бедствию» выступил епископ Антоний (Храповицкий) (см.: Материалы для истории антиеврейских погромов в России/под редакцией и со вступительной статьей С. М. Дубнова и Г. Я. Красного-Адмони. Т. I. Пг., 1919. С. 354, 356). 177 По сведениям, опубликованным в газетах «Знамя» и «Котлин», появлению данного письма предшествовала беседа отца Иоанна с одним «почтенным лицом», прибывшим из Кишинева. Посетитель изложил отцу Иоанну свой взгляд на причины, вызвавшие погром, на что Батюшка ответил: “Я уже знаю это и сожалею о том, что сказал раньше Я уже выслал для семейств христиан сначала 300 рублей, а потом – 500…” Когда собеседник описал тяжелое положение, в котором, благодаря погрому, очутились не только семьи лиц, арестованных по поводу погрома, но и сотни христианских ремесленников, лишившихся заработка у евреев, отец Иоанн прослезился и сказал с глубокой грустью: – Я собирался написать кишиневским христианам письмо Я напишу сейчас. Ему подали перо и чернила. И тут же, в присутствии других посетителей, написал на почтовом листе малого формата “Письмо к возлюбленным братьям, кишиневским христианам”» (Там же. 1903. 29 мая, 119). Этим «почтенным лицом», прибывшим из Кишинева, был епископ Кишиневский Серафим (Чичагов) , по его собственным словам, состоявший «в послушании отца Иоанна в продолжение тридцати лет» (см.: «Слово Преосвященного Серафима, епископа Кишиневского, пред панихидою в сороковой день кончины отца Иоанна Кронштадтского »//Духовные цветы на могилку дорогого батюшки о. Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909. С. 74), имевший возможность лично вникнуть в историю погрома и суть событий 6–7 апреля. Исчерпывающее изложение этих событий, построенное на огромном фактическом материале, см. в кн.: Солженицын А. И. Двести лет вместе (1795–1995). М., 2001. С. 321–338. 179 Печатается по: Письма к игумении Таисии. С. 62–63. В анторской дате на письме описка: 11 июня (вместо: 15). 180 Речь идет о закладке зимнего Троицкого храма в Леушинеком монастыре, которую отец Иоанн совершил во второй день своего пребывания в обители, 26 июня. «Все удивились бодрости, неутомимости и подвижности пастыря-старца. Легко взошел он наверх по скоро сделанным сходням, чтоб окропить святой водою воздвигающийся храм» (Котлин. 1903. 18 июля, 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

269 Отец Иоанн служил Литургию в церкви Леушинского подворья при участии священников Симеоновской церкви отцов Михаила Калинникова, Александра Косухина и местного причта. Батюшка произнес поучение на слова пасхального тропаря. Текст его см.: Вед., 1904. 4 апр., 72. 271 Летом 1904 г. отец Иоанн прибыл в Леушинскую обитель 4 июля после посещения восстанавливаемого игуменией Таисией Ферапонтова монастыря (Там же. 1904. 18 июля, 156). 276 С. О. Макаров покинул Кронштадт 3 февраля 1904 г. еще до выхода официального приказа о его назначении командующим флотом в Тихом океане. В день отъезда к 9 час. утра на его квартире собрались все адмиралы во главе с вицеадмиралом А. К. Сиденснером, остававшимся за главного командира Кронштадтского порта, генералы, экипажные и судовые командиры, директора и преподаватели учебных заведений, начальники отдельных частей Кронштадтского порта, представители города и близкие знакомые вицеадмирала. Возможно, среди провожавших находился и отец Иоанн, однако, по сообщению газеты «Кронштадтский Вестник», напутственное молебствие было совершено ключарем Андреевского собора протоиереем Александром Поповым (КВ. 1904. 4 277 Высочайшее соизволение на постройку в Кронштадте Морского собора было -получено в 1897 г. Но только при С. О. Макарове, возглавившем комитет по постройке, начались строительные работы: были посажены деревья в овраге, прилегающем к месту постройки, расчищено место под фундамент. Храм был заложен в Высочайшем присутствии 8 мая 1903 г. (Врангель Ф. Ф. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров: Библиогр. [биогр.] очерк. В 2 ч. Ч. 2. СПб., 19111913. С. 447–448). 278 В 1904 г. в семье Макаровых было двое детей: дочь Александра (род. 1886) и сын Вадим (род. 1892). 280 Отец Иоанн встретился с игуменией Таисией 2 июля на р. Шексне у шлюза «Топорня», куда настоятельница в сопровождении нескольких певчих прибыла для встречи отца Иоанна на пароходе «Дозор» (Вед. 1904. 17 июля, 155). 282 Печатается по: Котлин. 1904. 6 июля, 126. Датируется по времени отъезда отца Иоанна. Содержание письма пересказано: в начале отец Иоанн сообщает из Великого Устюга, что путешествует великолепно, чувствует себя прекрасно, бодрым, здоровым, объясняя это тем, что по пути он почти ежедневно служит Литургии в городских и сельских храмах и приобщается Святых Таин, которые укрепляют его дух и тело. В конце письма он шлет привет псом кронштадтцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

79 Печатается по: ЦГИА СПб. Ф. 2216. Оп. 1. Д. 14. Л. 366–366об. Впервые: КП. 1913. 48. С. 813. 81 В Архангельск отец Иоанн прибыл 7 июня в 12-м часу ночи. 11 июня в 9 часов вечера он был уже в Суре. 82 Газета «Котлин» сообщала подробности путешествия отца Иоанна на родину: «30 мая протоиерей Иоанн Ильич Сергиев прибыл в г. Вытегру, Вчера в городском Петропавловском соборе совершил Литургию при громадном стечении народа, наполнившего не только храм, но и обширную перед ним площадь»; «Вечером, 7 июня приехал в Архангельск о. Иоанн Сергиев (Кронштадтский). На набережной и пристани собралась густая толпа горожан встретить уважаемого пастыря. Раннюю обедню о. Иоанн служил в кафедральном соборе; народу была такая масса, что полиции с большим трудом удалось оградить его, при выходе из храма, от стихийного натиска толпы» (Котлин. 1902. 1 июня, 122; 14 июня, 132). 86 По сообщению сурского священника отца Александра Иванова , отец Иоанн посетил Летовскую монастырскую рощу, отстоящую от монастыря на 18 верст, 12 июня после обеда и назначил освящение новоустроенного храма во имя Живоначальной Троицы на пятницу, 14 июня. «Накануне всенощное бдение в новоустроенном храме было совершено временно управляющим Веркольским монастырем иеромонахом Иоанникием в сослужении пяти священников и диакона. Утром в 6 часов изволил прибыть в рощу и Батюшка. После водосвятного молебна Батюшка при участии шести священников и диакона совершил освящение престола, а затем и первую Литургию в новоустроенном храме. В конце Литургии он сказал слово назидания» (КП. Вып. I. С. 154–155; см. также примеч. 3 к письму игумении Варваре от 14 мая 1902 г.). 87 23 июля 1902 г. в 9 ч. 30 мин. поездом Николаевской железной дороги отец Иоанн возвратился в Петербург и остановился на подворье Сурского монастыря на Карповне. 31 июля в 6 ч. 45 мин. утра после двухмесячного отсутствия он прибыл в Кронштадт (Вед. 1902. 24 июля, 158; 2 авг., 166). 89 Известно, например, что 4 июня отец Иоанн совершил Литургию в Спасо-Всеградской церкви г. Вологды, посетил преосвященного Алексия и местную Духовную семинарию (Вед. 1902. 16 июня, 128). см. также примеч. 3, 4 к письму от 5 июня 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Собеседники вышли от отца Иоанна растроганные и в слезах. Отец Иоанн и его гости вместе послали Царственному Имениннику Государю Императору поздравительную телеграмму». – Р. П. Церковное торжество в Кронштадте//Там же. С. 31–32. 652 Печатается по: РГБ (Отдел изобразительных документов). Из альбома князя Давида Иосифовича Бебутова «Старообрядцы. Сектанты. Раскольники». Опубликовано: Вятские ЕВ. 1908. 2. Часть нсофиц. С. 33–34; перепечатано: Котлин. 1908. 23 янв., 19. 653 см. также письма редактору газеты «Свет» В. В. Комарову с датой: конец марта 1907 г. и редактору газеты «Котлин» Е. П. Тверитинову от 25 июля 1907 г. 654 Печатается по: Котлин. 1907. 21 дек., 288. Перепечатано: МВед. 1907.18 дек., 289. Датируется по времени публикации в газете. 656 Этой запиской (написанной на отрезном купоне о посылке к празднику Рождества Христова 200 рублей на нужды монастыря) отец Иоанн отвечает на предложение стать, после кончины 20 февраля 1907 г. благодетеля генерал-майора И. Ф. Терещенко, почетным председателем Строительного комитета по постройке Успенского собора в Пюхтицкой обители. 657 Печатается по: Вед. 1910. 30 июня, 163. Датируется по указанию в статье, что «не прошло еще трех лет» со времени предсказания отца Иоанна (см. ниже). 659 Возможно, отец Иоанн отвечает на телеграму игумении Таисии от 5 января 1908 г., посланную на имя секретаря Батюшки: «Носова Петербурге дня на три. Спросите дорогого Батюшку может ли принять ее привезла бы мне живую о нем весточку Очень скорблю его молчании Телеграфируйте ей подворье скорее» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7в. Л. 110). 661 В 1907 г. отец Иоанн был избран членом Св. Синода и регулярно получал приглашения на заседания, но по состоянию здоровья не мог на них присутствовать. Игумения могла прочесть следующее газетное сообщение: «По высочайшему повелению о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) приглашен к заседанию в Св. Синод» (КВ. 1908. 4 янв., 2). 664 Возможно, монахиня Флорентия ответила отцу Иоанну следующим письмом (без даты): «Бесценный батюшка! Слова мои бессильны выразить ту благодарность, которую я обязана принести Вам за беспримерные Ваши благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

332 Настоятельница Воронцовской женской обители Таисия (Павлова) в октябре 1904 г. находилась уже на подворье в Петербурге. Как явствует из ее письма к отцу Иоанну, на ее пребывании на подворье настаивал епископ Арсений: «Я просила благословения у Владыки ехать в монастырь, но он сказал: тебе нужно здесь жить, а там есть казначея» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 7г. Л. 344–345). Однако, по словам из письма к Батюшке послушницы Александры Терентьевой, и появление новой игумении не принесло на подворье долгожданного согласия (Там же). 335 Печатается по: ЦГИА СПб. Ф. 2216. Оп. 1. Д. 14. Л. 265265об. Впервые: КП. 1913. 36–37. С. 626. 337 Отец Иоанн обращается с письмом к митрополиту в день 49летия своего священнического служения. 343 18 декабря отец Иоанн исповедался и причастился Святых Таин у настоятеля церкви при отделении военной тюрьмы протоиерея Бриллиантова и, по его собственным словам, почувствовал значительное облегчение. В бюллетене о его здоровье в газете «Котлин» сообщалось, что с понедельника, 20 декабря, «состояние здоровья о. Иоанна медленно улучшается; аппетит и сон удовлетворительны; температура нормальна» (1904. 21 дек., 288). 346 Печатается по: Архангельские ЕВ. 1914. 15 мар., 6. Часть неофиц. (отрывок). Дата приведена там же. 347 Вероятно, отец Иоанн хотел обеспечить храм и школу в случае своей смерти (см. письмо митрополиту Антонию от 12 декабря 1904 г.). 349 3 января по окончании Литургии соборный причт при колокольном звоне торжественной процессией отправился на квартиру отца Иоанна. Газета «Котлин» сообщала: «Впереди шли певчие, певшие канон: “Воскресения день”, за ними фонарь, несомый церковным старостой М. А. Коровниковым, за ним запрестольный крест нес И. П. Киселев , диакон Каменоградский нес просфору и теплоту из храма, далее два в ряд священника Виноградов и Петровский шли с Евангелием и крестом. Процессию заключал прот. А. П. Попов с чашею Св Даров в руках, поддерживаемый двумя диаконами, Зреловым и Полетаевым. Эту процессию сопровождала огромная толпа народа и богомолок» (Котлин. 1905. 4 янв., 2). Святое Таинство в доме отца Иоанна было совершено следующим чином: О. Иоанн встал, принял чашу из рук своего помощника А. П. Попова и приобщился Св Христовых Таин. После этого начался чин Елеосвящения при 7 протоиереях и иереях. Пели сами иереи и диаконы с псаломщиками. Пето и читаемо было все без опущений, по желанию самого болящего, который, приобщившись стоя, во время соборования лежал на одре болезни. Канон и первое Евангелие читал о. А. П. Попов, остальные же 6 Евангелий и помазаний совершили остальные протоиереи и иереи. Во время молитвы с улицы неслись в квартиру рыдания и вопли . Трогательна и незабвенна была картина, когда с молитвой все священники возложили Евангелие на голову о. Иоанна» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

597 Печатается по: Вед. 1907.27 164; Котлин. 1907. 28 июля, 170; перепечатано: Таврический церковнообщественный вестник. 1907. 1 авг., 22. С. 981, где обращение к редактору начинается со слов отца Иоанна: «Прошу поместить во всех газетах, сочувствующих правде, следующее:». 600 В конце июля – начале августа 1907 г. отец Иоанн был болен, никуда не выезжал и с трудом служил. Его здоровье несколько улучшилось к 5 августа, о чем в этот день сообщила газета «Котлин» 177). 603 В этот же день появилось газетное сообщение о том, что, хотя отец Иоанн не выезжает последнее время из Кронштадта, он совершает службы, которые «и служат ему источником возрастания сил» (Котлин. 1907. 25 авг., 192). 604 Печатается по копии: РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Ч. 1. Д. 145. Л. 4. Публикуется впервые. На телеграмме резолюция епископа: «Согласен. Заготовить представление». 606 Прошение отца Иоанна обсуждалось на заседании Консистории 30 ноября 1907 г. Согласно отношению обер-прокурора Св. Синода от 12 ноября 1904 г. не рекомендовалось «без особых неотлагательных надобностей учреждать новые штаты, требующие содержания от казны», и предписывалось выходить с ходатайством в Синод только в не терпящих отлагательства случаях. Так как отцом Иоанном из личных средств было внесено на содержание священника при Суреном подворье 15 000 руб. (т. е. на несколько лет вперед), на заседании Консистории было решено отказать в казенном содержании подворского священника: «неотложной надобности в учреждении вакансии священника при церкви подворья Сурского монастыря не имеется» (Там же. Л. 3–5об.). Одной из причин отказа отцу Иоанну стало также предполагаемое уменьшение доходов причта другой церкви, о чем сообщал в письме к Батюшке священник Иоанн Дьяконов: «Ныне стало известно, что Вы ходатайствуете об открытии при подворье штатного священнического места с казенным жалованием. “Почему бы, – думает Рождественский причт, – одновременно и нам не просить жалования». Два года назад от Рождественского прихода выделилась добрая 1/3 прихожан в особый приход при новой церкви на мхах. “Особый штатный священник на подворье, вероятно, тоже повлияет несколько на доходность” – разве в этих мыслях есть что?то худое, отец Иоанн? Разве псаломщики, получающие иногда 13 руб. в месяц и не имеющие никакого стороннего заработка, – разве они не в праве просить об улучшении их положения?» ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д.2. Л. 172–175об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

355 Отец Иоанн начал вставать 6 января, 7-го он принимал посетителей, сидя на кровати, 8-го стал прохаживаться по комнате и из окна благословил народ, ночью 9-го января он выходил во двор дома и недолго гулял (Котлин. 1905. 8–11 янв., 5–7), 356 Бюллетени о здоровье отца Иоанна в газете «Котлин» подписывали лейб-медик Исаев, доктора Сухов и Казанский. Регулярно посещал его во все время болезни доктор Казанский и консультировал Бертенсон. 360 Их Величества ответили отцу Иоанну следующей телеграммой: «Благодарим Вас горячо за слова истинного утешения; молим Господа да подкрепит драгоценное здоровье Ваше. Николай, Александра». Ответ был получен отцом Иоанном 7 февраля в ч. 10 мин. и на следующий день опубликован в газете «Котлин» с предваряющими его словами: «В 10 мин. 1-го часа пополуночи я имел счастие получить от Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны следующую всемилостивейшую телеграмму» (8 февр., 30). 362 В течение болезни отца Иоанна Император неоднократно осведомлялся о состоянии его здоровья и лично и через своих приближенных. Так, 20 декабря 1904 г. отцом Иоанном была получена следующая Высочайшая телеграмма: «Радуюсь сердечно и благодарю Бога, даровавшего Вам улучшение здоровья и сохранение всей России драгоценной Вашей жизни. Николай» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 26. Л. 1); 5 января 1905 г. у отца Иоанна побывала Великая княгиня Милица Николаевна; Император и Императрица высказали свою заботу о здоровье Батюшки в телеграмме от 7 февраля 1905 г. (см. примеч. 2 к телеграмме Императору Николаю II и Императрице Александре Феодоровне от 6 февраля 1905 г. 363 см. примеч. 1 к телеграмме Императору Николаю II и Императрице Александре Феодоровне от 6 февраля 1905 г. 364 Возможно, отец Иоанн отвечает на следующее письмо игумении, доставленное ему Е. Шишуновой: « Хотя я только что послала Вам письмо почтою через В. Корнева, но при поездке нашей м Казначеи в Петерб , не могу не написать Вам и не поручить ей проведать Вас, чему и сама она “радешенька”, только бы привел Господь ей увидеть?то Вас. О, дабы явил Вам Господь всю беспредельность нашей любви и чистой преданности Вам, наш Ангел!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

476 ...Батюшка сообщил нам, что на этой неделе не будет здесь служить сегодня на Бежецком подворье, завтра едет в Москву, потом в Леушинском. – 11 марта отец Иоанн вернулся из Москвы в Петербург и совершил Литургию Прежде­ос­вящен­ных Даров в церкви Леушинского подворья. Произнесенное им поучение было опубликовано в газете «Котлин» (1903. 65, 20 марта). 477 ...ехать в Царское освящать храм с митрополитом в присутствии Государя... – 16 марта 1903 г. в Царском Селе было назначено освящение церкви и здания нового реального училища (Котлин. 1903. 62, 16 марта). Однако в ближайших номерах газеты информация о торжестве не появилась. Отец Иоанн не мог попасть в Царское Село, так как регулярное пароходное сообщение между Кронштадтом и Ораниенбаумом в 1903 г. было установлено только 17 марта (Котлин. 1903. 63, 18 марта). 479 ...подписал мне книжку «Христианская философия»... – Книга отца Иоанна «Христианская философия» была издана в 1902 г. Обществом распространения религиозно нравственного просвещения и представляла собой расположенные по определенному плану выписки из дневников отца Иоанна за 1899–1901 гг. 480 ...С.Г. Раменский (благотворитель монастыря)... – петербургский купец, потом­ственный почетный гражданин, пожертвовавший участок земли на реке Карповке в Петербурге для устройства подворья Сурской обители. 4 декабря 1899 г. С.Г. Раменский обратился к отцу Иоанну с письмом, в котором говорилось: «Известная мне Ваша всесторонняя заботливость о религиозно-нравственном просвещении Вашей родины, села Суры Пинежского уезда Архангельской губернии, подвигла Вас создать там женское монашеское общежитие с училищами, приютами и другими полезными учреждениями, а ввиду материального обеспечения сего общежития на будущее время Вы имеете намерение устроить для него в С.-Петербурге подворье с церковью, часовнею и другими приспособлениями и желаете приобрести для сего участок земли. Вполне сочувствуя такому доброму и святому начинанию, я имею усердие принести в дар для означенной цели – устройства Сурского подворья Иоанно-Богословской общины с домовою церковию и часовнею – участок земли, принадлежащий мне, состоящий в С.-Петербурге, Петербургской части, 3 участка, на углу р. Карповки и Силина переулка...» (РГИА, ф. 796, оп. 181, д. 1531, л. 5–5 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010