618 Первые же отзывы о служении на подворье нового священника были крайне благожелательными. Так, заведующая подворьем монахиня Серафима (Анастасия Ефимова) писала: «Спасиба родной батюшка за такова священника. Он так себя поставил что мы и нарадоватца не можем. Каждый день служит неустанна усердна чему мы очинь рады. И народ ево уважает за ево проповеди и за усердие к службе. Каждое воскресенье читает Акафист Божией Матери Скоропослушницы в два часа дня. Народу много ходит молица» (Там же. Л. 15об.). 619 «Жалование и доходы» отца Димитрия Федосихина были оговорены в письме игумении Порфирии к отцу Иоанну от 3 ноября 1907 г.: «Жалование ему на положенный Вами капитал будет в м ц с процентами 66 р. 50 к., а квартирой он будет пользоваться в нашем деревянном домике верх весь займет, только надо плиту сложить и оклеить обоями. Мы сделали условие с ним: получать будет из кружки проскомидийной, молебной и панихидной 4-ю часть, пока согласен на все, а вперед – Бог» (Там же. Л. 115). 620 В письме архиепископа Тверского и Кашинского Алексия (Опоцкого) на имя епископа Иоанникия об отце Димитрии сообщалось: «Священник Тверской епархии, Новоторжского уезда, села Таложни о. Димитрий Федосихин, по желанию о. Протоиерея Кронштадтского собора Иоанна Сергиева изъявил свою готовность просить Ваше Преосвященство определить его к церкви подворья Сурского женского монастыря в г. Архангельске. Если Вашему Преосвященству благоугодно принять о. Димитрия Федосихина в подведомственную Вам епархию, то со стороны начальства Тверской епархии не встретится к тому препятствий. Долгом считаю рекомендовать о. Федосихина, как священника достойного, каковым знает его и о. прот. Иоанн Сергиев» (ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 525. Л. 9). 621 Печатается по: ПЛ. 1909. 30 янв., 29. Год устанавливается предположительно: Я. К. Марков стал старостой Андреевского собора с 1906 г.; а в 1908 г. отец Иоанн служил уже через силу и день своего Ангела решил не праздновать «торжественно» (см. письмо в редакцию газеты «Котлин» от 11 октября 1908 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Имп. Николай II с семьей на освящении собора. Фотография. 1913 г. Имп. Николай II с семьей на освящении собора. Фотография. 1913 г. 1 сент. 1902 г. прав. Иоанн Кронштадтский отслужил молебен на начало строительства в присутствии главного командира порта вице-адмирала Макарова, 8 мая 1903 г. был совершен чин закладки в присутствии императора, имп. Марии Феодоровны и вел. князей. Прав. Иоанн одним из первых пожертвовал деньги на строительство собора (700 р.) и подписал соответствующее обращение, опубликованное в газ. «Котлин». Уже будучи неизлечимо больным, он посетил строящийся храм и в телеграмме имп. Николаю II писал, что «удивился его красоте, размерам, архитектуре, смелости и высокому художественному вкусу архитектора» (Источник живой воды: Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского/Сост.: Н. И. Большаков. СПб., 1999р. С. 807). Детальный план чистовой отделки собора, представленный Косяковым, Высочайше одобрен 19 авг. 1908 г. Стоимость строительства, отделки и оборудования собора составила 1955 тыс. р., из них 1675 тыс. р. выделено из казны и 280 тыс. р. составили отчисления служащих Морского ведомства и частных лиц. Освящение храма-памятника состоялось 10 июня 1913 г. в присутствии имп. Николая II (к-рый ранее, 28 июля 1909, побывал на стройке) и вел. кн. Кирилла Владимировича. Его совершил протопресв. Георгий Шавельский в сослужении с благочинным морских церквей сщмч. Алексием Ставровским и прот. Иоанном Моревым. Приделы собора были посвящены: северный - апостолам Петру и Павлу (ап. Петр - покровитель основателя флота имп. Петра), южный - прп. Иоанну Рильскому, небесному покровителю св. Иоанна Кронштадтского. В 1913 г. на Якорной пл. перед храмом установлен памятник адмиралу Макарову работы скульптора Л. В. Шервуда. Казанская икона Божией Матери. Мозаика сев. портала собора. Фотография. 2009 г. Казанская икона Божией Матери. Мозаика сев. портала собора. Фотография. 2009 г. Проектируя собор, Косяков специально посетил К-поль для ознакомления с архитектурой храма Св.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

«Я служу то у себя в соборе, то в других разных местах, куда приглашают» (2:515). «В пути служу часто литургию. Время идёт недаром» (3:42). «Как вперёд, так и обратно, часто служу литургии» (3:44) – «в разных городах и сёлах и таким образом посто­янно обновляюсь благодатию» (3:45–46). Батюшка отмечает, что за совершаемыми им Богослужениями присутствует множество молящихся, многие причащаются Святых Таин, некоторые получают исцеления от недугов. Добрый пастырь старается произнести поучительное слово. – «Служил на... подворье при бесчисленном множестве народа; давка была громадная. Говорил назидательное поучение на слова: ««Чаша Твоя упоявающи мя, яко державна» ( Пс. 22, 5 )» (3:26). «Народу была полная церковь ; давка во время причастия – невообразимая» (2:407). «Служил... литургию при большом стечении народа» (2:423). «Усердие народа ко мне, Божиею милостию, громадное; храмы переполняются» (3:43). «Служу почти каждый день обедни. Народ везде встречает и провожает в огромном количестве; храмы полны народом; исцеление бесноватой» (3:40). – Газета «Котлин» в 1902 г. сообщала: «Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев... в городском Петропавловском соборе (в г. Вытергу. – К. С.) совершил литургию при громадном стечении народа, наполнившего не только храм, но и обширную перед ним площадь... Раннюю обедню о. Иоанн служил в кафедральном соборе (г. Архангельска. – К. С.); народу была такая масса, что полиции с большим трудом удалось оградить его, при выходе из храма, от стихийного натиска толпы» (3:40–41). – «В храме было полно, – паки и паки свидетельствует Батюшка. – Давка была страшная, необходимо было раньше времени уйти в алтарь от народа» (3:48). «Народу было множество по обычаю. Сказал слово. Сестёр всех причастил, народу причастил ста два» (3:34). Заполненный график служения, чрезмерные труды, да и не всегда приятные события утомляли Доброго Пастыря, но он за всё благодарил Господа. – Служил, «говорил одушевлённое слово на читанное Евангелие (беседа Господа с Никодимом) и причастил многих...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

498 Затем Батюшка похвалил статью Заозерского об учреждении у нас патри­аршества... – Возможно, речь идет о статье профессора Московской Духовной Академии по кафедре церковного права Н.А. Заозерского «О средствах усиления власти нашего высшего церковного управления» (Рец. на: Тихомиров Л.А. Запросы жизни и наше церковное управление//Московские Ведомости. 1902. 343–345). Статья была опубликована в журнале «Богословский Вестник» (1903. Т. 1. 4. С. 687–715; Т. 3. 9. С. 1–18). 501 «…Папа созвал конклав, и на нем будет обсуждаться вопрос об объединении католиков с Восточной Церковью!..» – Конклав (от лат. conclave – «запертые на ключ») – собрание кардиналов Католической церкви, избирающее нового рим­ского папу. Проходит в изолированном от внешнего мира помещении. 4 августа 1903 г. конклавом Католической церкви был избран новый папа Пий X. Надежды отца Иоанна, возможно, были связаны с программой консервативного реформа­тор­ского папства, изложенной в энциклике Пия X и опубликованной 4 октября 1903 г. в связи с его вступлением на престол. 502 Тут к Батюшке подошли муж с женой и сказали, что они были пашковцами... – Пашковцы – последователи религиозного учения лорда Редстока. Получили свое название по имени отставного гвардии полковник Василия Александровича Пашкова, главного последователя Редстока в России. Секта была широко распро­странена в великосветском обществе. 503 …попросила Батюшку благословить меня поступить в сестры милосер­дия и поехать на войну... – 28 января 1904 г. началась русско-японская война, вызвав­шая в народе подъем патриотических чувств. 504 «…Завтра предстоит страшная атака Порт-Артура...» – Вероятно, речь идет о той атаке Порт-Артура, следствием которой стала гибель броненосца «Петро­павловск» и С.О. Макарова. В телеграмме генерал-адъютанта Алексеева на имя Его Императорского Величества от 31 марта сообщалось: «По донесению командира Порт-Артура броненосцы и крейсера под флагом командующего флотом с появлением неприятеля вышли в море преследовать неприятельские силы и, вследствие увеличения последних до 30 вымпелов, возвратились на рейд, причем броненосец “Петропавловск” коснулся мины, последствием чего была гибель броненосца» (Котлин. 1904. 72, 1 апреля).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

365 Летом 1905 г. отец Иоанн ездил на родину и в первых числах июля побывал в Леушинском монастыре. 370 Духонина сообщила о состоянии здоровья отца Иоанна игумении Антонии, которая написала Батюшке письмо; в нем, в частности, говорилось: «Как много горя принесли всем нам, Вашим почитателям, недобрые вести о Вашем бывшем нездоровье. Казалось, что Вы оставите нас скоро, и эта мысль ужасала всех нас. Но Господь умилосердился над нами и послал Вам облегчение, хотя, быть может, оно временно, но тем не менее утешило нас, и вот я спешу выразить Вам, Досточтимейший Батюшка, нашу о сем радость. Благодарим Господа и Матерь Божию, что услышана молитва кого?то из молившихся за Вас! Спаси Вас Господи, Родной Батюшка, за всегдашнюю намять о нашей обители и за присылаемое Вами благословение чрез Екатерину Васильевну Духонину. Она передает нам его, и в настоящее время все мы, сестры нашей обители, припадаем к стопам Вашим» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Он. 1. Д. 7в. Л. 16–16об.). 373 Первую Литургию после болезни отец Иоанн совершил в Прощеное воскресенье 27 февраля, а 2 марта он в сослужении прот. А. П. Попова, свящ. Н. В. Петровского, диакона Полетаева и псаломщика Киселева совершил Литургию Преждеосвященных Даров. «После второго служения, продолжительного, великопостного, едва была заметна легкая усталость в движениях Батюшки. Громкий голос, бодрый вид, быстрая и уверенная походка служили доказательством, что здоровье его восстановилось» (Котлин. 1905. 3 мар., 49). 374 Отец Иоанн совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Андреевском соборе в с ос лужении двух священников. При выносе им Святых Даров в храме произошел инцидент: несколько женщин перелезли через деревянную решетку и бросились толпою к Царским вратам, причитая и прося причастить их; натиск был настолько стремителен, что некоторые из них переступили даже Царские врата, вынудив отца Иоанна поспешно удалиться в алтарь (Там же. 1905. 10 мар., 55). 376 В апреле 1905 г. отец Иоанн получил письмо от протоиерея Романов-Борисоглебского Воскресенского городского собора отца Леонида Сретенского, в котором говорилось: «Радуюсь и Вашему восстановлению от одра болезни . Особенно же мы, смею сказать, ближние Ваши, нетерпеливо ожидая прибытия Вашего в Вау лево, за великую милость Божию почтем Ваше посещение святой обители сей и надеемся удостоиться лицезреть Вас и послужить с Вами Божественную литургию» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 206. Л. 39–40об.). Отец Иоанн отдыхал в Ваулове с 21 по 26 мая (см. письмо Е. К. Сергиевой от 22 мая 1905 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Всечестная Матушка Игумения Таисия! Письмо твое, с дорогою для меня посылкою – св Евангелием и образом препод Ферапонта, я получил с сердечною благодарностью. Сколько могу, скорблю твоими скорбями и болею твоими болезнями в некоторой мере. Молю Вседействующую Благодать укрепить дух твой и немощствующее тело. Бог послал мне нечаянно доброго человека, который пожертвовал мне от своего достатка как будто для того, чтобы я помог нуждам Ферапонтова 315 ; ибо случилось это в тот самый час, когда я, глядя на икону препод Ферапонта, думал о его древней святой обители, в которой просияло уже столько подвижников, из коих некоторые уже видимо увенчались в нетлении вечной славы 316 . Вот этот?то дар я и посылаю для Ферапонтова на твое имя. Это письмо пишу сегодня вечером, 17-го Августа, а завтра пошлю на почту. На твоем подворье думаю служить 19-го Августа, в четверг 317 . Стихи твои прекрасны; я отдал их напечатать в «Котлин» 318 . На Воронцовском подворье мира все еще нет, и меня это очень сокрушает 319 ; заведывающая Лидия не имеет любви, а ведь только любовь и дает мир, а не разрушает. Кланяюсь всем сестрам и братии вместе с тобою. Будем ждать тебя в сентябре 320 . В четверг, 19-го, я еду в Орел и вернусь в Кронштадт дней через пять 321 . Имел счастие участвовать в торжестве Крещения Наследника Цесаревича и получить Высочайший подарок – крест наперсный 322 . Благодарю Бога и Его Помазанника. Прощай. До свиданья, дорогая Матушка. Протоиерей Иоанн Кронштадтский . 18-го Августа 1904 г. Епископу Псковскому и Порховскому Арсению (Стадницкому). 29 августа 1904. Кронштадт Ваше высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь! Священник Воронцовского женского подворья в С. – Петербурге о. Николай Липовской 323 обратился ко мне письмом, в котором просил моего согласия на принятие кандидата в диаконы дворянина Домашнева, человека, известного мне своею твердой верой, строгой жизнию и нравственностью 324 , получившего домашнее, но солидное образование; на место ушедшего из обители диакона 325 . Я направил к Вам означенного Домашнева как к Архипастырю с просьбою о принятии и рукоположении его. С своей стороны обращаюсь к Вам с усиленным ходатайством за него как своего кандидата, если нет у Вас сильнейшего соперника ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

227 Печатается по: Котлин. 1903. 21 нояб., 265. Датируется по времени публикации письма в газете. 228 Во время своей поездки за границу в мае 1903 г. барон познакомился в Лондоне с учредительницей «Детской лиги» в Англии графиней Мийс, которая просила его передать отчет о деятельности этой всемирной благотворительновоспитательной организации отцу Иоанну (Там же). 230 Развитию «Всемирной Детской лиги» в России и, в частности, в Кронштадте содействовал вице-адмирал С. О. Макаров, устроивший корабль-приют для бедных мальчиков, и сам барон, проводивший в Кронштадте специальные лекции о «Детской лиге» и о возможности приобщения к ней кронштадтских детей. Одна из таких лекций состоялась 23 октября 1905 г. в городском Морском собрании Кронштадта (Там же. 27 окт., 240). В свою очередь, г-жа Мийс в январе 1904 г. пожертвовала 100 руб. на разные благотворительные учреждения города. Деньги были переданы военному губернатору Кронштадта через барона (КВ. 1904. 4 февр., 15). 233 Печатается по: МО. 1904. 1. С. 165. Датируется по дате цензурного разрешения книжки журнала. 237 Выдержки из дневника отца Иоанна «В обличение душепагубного еретичества Льва Толстого» были опубликованы отдельной брошюрой в 1905 г. Права на их издание были предоставлены автором исключительно редакции журнала «Миссионерское Обозрение». 238 С конца 1890-х гг. отец Иоанн начал получать письма как от приверженцев, так и от жертв религиозного учения Л. Н. Толстого. Первые упрекали кронштадтского проповедника в несправедливости его обличений, вторые искали помощи, поддержки, укрепления в вере. Так, 17 декабря 1900 г. Александр Зарубин писал Батюшке: «Напечатанное в “Ведомостях С. – Петербургского градоначальства” Слово унижает тебя настолько, что если бы придумали унизить тебя посторонние как можно больше, то не унизили бы в половину. Ты порицаешь Толстого, а он лишь разъясняет учение Христа, затемненное обрядами; разъяснение его не только интеллигентные юноши, но и простые старцы признают самым верным…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 32. Л. 13–14). Представление о письмах второго типа дает послание Александры Зверевой из Смоленска от 8 апреля 1898 г., которая просит Батюшку молиться за сына Иоанна, «чтобы Господь укрепил его в вере во Христа и Пресвятую Его Матерь, чтобы не поддавался он учению Толстого»: «Признаюсь, что это самое мое больное место в душе, потому что мой сын Иоанн, славный, честный человек, был в юности верующий, но кончивши Университет, сделавшись юристом, закрались некоторые сомнения, да еще начитался сочинений Толстого. Приходится мне прорекаться, но знания его превышают мои…» (Там же. Л. 16–17об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Можно, в этом случае, ожидать пользы душе ее, так как обитель наша ей но духу!» (Там же. Д. 7в. Л. 24–24об.). Из дневника Духониной явствует, что она несколько раз просила отца Иоанна ответить на это письмо, но безрезультатно (Духонина. С. 199, 202, 219). 161 Игумения Ангелина выехала осматривать Ваулово, вероятно, после 25 февраля: в этот день отец Иоанн посетил Иоанновский монастырь, служил Литургию Преждеосвященных Даров и благословил игумению на поездку (Котлин. 1903. 162 В 1903 г. отец Иоанн выехал в Суру 25 мая. Как обычно, на обратном пути он посетил и Леушинский монастырь. 163 Первую часть путешествия отец Иоанн совершил на пароходах вышегорской купчихи Лопаревой «Агафия» и «Шестовец». 164 Ферапонтовский женский монастырь был учрежден решением Св. Синода от 10 декабря 1903 г. за 5975 на месте упраздненного в 1798 г. мужского монастыря. Восстановление древней обители, сохранившей много исторических и художественных памятников, было начато с благословения митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Исидора (Никольского) . После его кончины архиепископ Новгородский Гурий (Охотин) подал ходатайство в Синод о восстановлении монастыря. Земельные угодья восстанавливаемой обители состояли из 204 дес. земли, отведенных местными крестьянами, и 87 дес. имения одной щедрой благотворительницы. Заботы по восстановлению и первоначальному устройству монастыря приняла на себя игумения Таисия. Она задумала восстановить в Ферапонтове монашескую жизнь еще в 1898 г. после прочтения книги И. И. Бриллиантова «Описание Ферапонтовой пустыни» (см. также письмо И. И. Бриллиантову от 12 сентября 1899 г. и примеч. 165 Печатается по: РЫБ. Рукописный отдел. Ф. 1000. Оп. 1. Ед. хр. 994. Опубликовано: Вед. 1903. 14 марта, 59. Перепечатано (в сокращении): ЦВ (Прибавления). 1903. 15 марта. С. 424. На подлиннике помета прот. Иоанна Орнатского: «Передается в Императорскую публичную библиотеку. По поручению Отца Иоанна Кронштадтского мною было переписано и напечатано в журнале “Церковные ведомости”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Отец Иоанн скончался 79 лет от роду. Возраст весьма преклонный, указанный еще Моисеем, человеком Божиим: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет ( Пс. 89:10 ), но для отца Иоанна как будто небольшой. Кто видел его прекрасное моложавое лицо, юношескую подвижность и изумительную кипучую деятельность его за девять лет до кончины, тот и подумать не мог, что Батюшка уже недолгий житель на этой земле. Наоборот, всем почитателям отца Иоанна хотелось думать, что ему и веку не будет. В этом предположении не было ничего невозможного: один из товарищей отца Иоанна по Академии (XXI выпуска), маститый столичный протоиерей Леонид Петрович Петров пережил его на шесть лет и скончался лишь 27 октября 1914 года на 85-м году жизни, сохранив до самой смерти крепость и свежесть духовных сил для своих многочисленных литературных, законоучительских и наблюдательских трудов. Тяжелый недуг преждевременно свел отца Иоанна в могилу. По имеющимся у меня данным, любезно сообщенным мне нынешним настоятелем кронштадтского Андреевского собора протоиереем П. И. Виноградовым в письме от 22 декабря 1911 года, «прихварывать дорогой Батюшка стал с 18 марта 1902 года, в 1904 году болезнь его усилилась настолько, что 25 ноября этого года отец Иоанн за слабостью уже не мог служить в соборе, и так болезнь его, то ослабевая, то усиливаясь, продолжалась до февраля месяца 1905 года, когда Батюшка опять мог служить» 48 . Справедливость этих сведений вполне подтверждается, с одной стороны, письмом самого отца Иоанна в редакцию газеты «Котлин», где он пишет, что, имея досуг и возможность заниматься во время своей болезни религиозно-нравственным чтением, в одной из книжек «Христианского Чтения» (за 1824 год) прочел поразительную статью, озаглавленную: «Обмиравшая женщина из раскола», каковую статью отец Иоанн и прилагает для напечатания в газете 49 ; с другой стороны – оглавлением печатных слов отца Иоанна за 1905 год: в этом оглавлении нет ни одной печатной проповеди за январь месяц, а первым стоит Слово на день Сретения Господня 2 февраля. Очевидно, весь январь отец Иоанн был так тяжко болен, что не служил, и лишь к Сретению Господню несколько оправился от болезни и написал проповедь, но служить в этот день еще не мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Иначе понять не могу. Мы строим многомиллионные военные суда, казна отпустила 25 миллионов на укрепления Кронштадта; флотские силы обеспечены отличным содержанием; жилые помещения всех чинов морских отличаются простором и изяществом, чистотою и обилием света, а морской храм, который должен бы быть славою флота и России и - свидетельством веры и благочестия русских победоносных воинов - видом своим похож на самую убогую сельскую Церковь, или - на деревянную коробку. [ 11 ] Почти рядом с нею возвышают гордо верхи свои каменные лютеранские Церкви, а православная - морская Церковь стоит в постоянном принижении. Не за это ли Господь принижает и наш флот, погружая наши военные суда на дно морское? Не оттого ли наши частые морские несчастия? Не оттого ли взлетел в дыму на воздух многомиллионный канатный завод среди бела дня, на виду всех? Мало ли еще нам уроков от Бога? - Нам, русским, стыдно показать иностранцам морскую святыню, разумею Церковь. Бог с вами, Господа! Доколе же это будет? Я, посторонний человек, со стороны примкнул к некоторым морякам, желающим благолепного храма, и положил начало, думая сколько-нибудь двинуть святое дело, - и неудача! " [ 12 ] Можно представить радость отца Иоанна, когда дело строительства Морского собора в Кронштадте, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Вице-адмирал Макаров стал председателем Комитета по сбору пожертвований на строительство главной морской святыни, начались строительные работы: были посажены деревья в овраге, прилегающем к месту постройки, расчищено место под фундамент. С апреля 1901 года в личном дневнике вице-адмирала регулярно появляются записи о заседании комиссии по постройке Морского собора. Там же помещена заметка из газеты " Котлин " от 28 октября 1901 года об освящении начала работ по сооружению собора. Первого сентября 1902 года отец Иоанн в присутствии адмирала С.О.Макарова и многочисленных горожан совершил молебен на месте будущего храма. Даже уезжая в путешествие на родину, отец Иоанн в письмах не переставал интересоваться, как идут работы по сооружению собора.[ 13 ] Восьмого мая 1903 года состоялось торжество по закладке храма, в котором участвовали император Николай II, главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Макаров и настоятель Кронштадтского Андреевского собора Иоанн Кронштадтский.

http://ruskline.ru/analitika/2007/07/14/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010