6 Мануил (Лемешевский) , митрополит. Указ. соч. С. 21; Новгородские епархиальные ведомости. 1913. 43. С. 1428–1432; Костромские епархиальные ведомости. 1914. 19. С. 501–502; Хлебников М. Дополняя житие святителя Иосифа Петроградского//Православная жизнь. 1999. 2 (590). С. 13–15. 8 Одинцов М.И. Русские Патриархи ХХ века: Судьбы отечества и церкви на страницах архивных документов. Часть I. М., 1999. С. 116. 9 См. заявление митр. Иосифа от 24 июня 1927 г. в хранящейся у частного лица папке «Материалы для истории Русской Церкви за 1922–30 гг. Еп. Иннокентий (Старая Русса)». 17 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917–1943. М., 1994. С. 565. 18 Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия – «Григорианский», «Ярославский», «Иосифлянский», «Викторианский» и другие: Их особенности и история. Сортавала, 1993. С. 171. 21 «Сов. Секретно. Срочно, Лично. Тов. Тучкову» и не только ему. Донесения из Ленинграда в Москву, 1928–1930 годы/Публ. А. Мазырина//Богословский сборник ПСТБИ. 2003. 11. С. 336. 24 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ф. архивно-следственных дел, д. П-78806, т. 2, л. 483, т. 4, л. 106–111. 25 Жития и Жизнеописания новопрославленных Святых и Подвижников Благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших (от царствования царя-мученика Николая II Александровича и до наших дней). СПб., 2001. С. 423–424; «Я иду только за Христом…». С. 387. 26 Центральный государственный архив Санкт-Петерьурга, ф. 7179, оп. 10, д. 290, л. 447–470; «Я иду только за Христом…». С. 392, 396, 397, 424. 28 Архив Департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Южно-Казахстанской области, ф. 1, д. 723, л. 48–53. Читать далее Источник: Шкаровский М.В. Проблемы прославления в лике святых новомучеников-иосифлян (Доклад)//XXI Международные образовательные Рождественские чтения. 2013. 25-26 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

е. храмозданную) грамоту 1631 года Февраля 14-го дня. По таковой святительской грамоте в монастыре храм совершен и во имя Преподобного Варлаама 1635 года Июня 19 дня освящен, и после того по церковному чиноположении (-ю) ежегодно в честь его совершается служба», – стр. 240. Об открытии мощей Варлаама в статье говорится, что в 1552-м году гроб преподобного перенесен был из ветхой церкви в новую и что при этом «честное тело его оказалось нетленным и всецелым», – стр. 239. В рукописи бывшей Царского 396, о которой см. ниже в предисловии к спискам почитаемых усопших, обретение мощей Варлаама относится к 1557-му году, а о том, в каком положении найдены были мощи, говорится: «все цело – ризы и гроб, токмо земля часть свою взем», – л. 256 об. 241 Словарь исторический о святых, сл. Варнава, и Исторические записки о Костроме и ее святыне протоиер. П. Островского, Кострома, 1864, стр. 81 fin., § 7. 244 Повесть об обретении мощей преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, в которой и об установлении празднования, напечатана и Ярославских Епархиальных Ведомостях 1873-го года, 24, стр. 195 (Муравьева Жития святых, Январь, стр. 410 fin., Kлючebck. cmp. 336. – Но сейчас выше помянутый прот. Островский в указанных своих Записках, ссылаясь на Костромскую писцовую книгу 1628 г., уверяет, что существовала церковь во имя преп. Геннадия уже в сем 1628-м году, – стр. 63 прим.). 245 Возможно, впрочем, что в начале почитание было не празднованием, а почитанием в точном смысле слова, и что празднование установлено несколько позднее (Верюжский относит его установление ко второй половине XVII beka, – стр. 659 fin.). 247 См. слово на обретение мощей преп. Кирилла, напечатанное в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1864 г., кн. III. Мощи обретены были 7-го Ноября 1648-го года, внесены в новопостроенную церковь 22-го Августа 1652-го года. В этот промежуток времени, как должно думать, и было установлено празднование. В слове не говорится прямо об установлений празднования, но говорится, что «днесь блаженную блаженного отца Кирилла память празднуем» (В донесении патр. Иосифу архиепископа Вологодского Маркелла, который послан был для свидетельствования мощей, читается, что игумен Новоезерский с братией монастыря, обретши гроб с мощами, «с того гроба земли снять и гробу скрыть (вскрыть, открыть) и досмотрит без государева патриарша указу и митрополичья (митрополита Новгородского) не смели, и тот-де гроб для береженья от всякия нечистоты до указу обложили досками кругом». О самом обретении гроба в донесении читается: «как-де учали под церковь рвы копать и повели ров близко того места, где была гробница чюдотворца Кирила Белово, и под тою-де гробницею обрели гроб цел, ничем невредим, а земли над тем гробом с поларшина, свилась с кореньем от древес». См. донесение архиепископа в Вологодских Епархиальных Ведомостях 1865-го года, 22, стр. 858 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сюда же надобно отнести и так называемую в требниках молитву " о дерзостно клянущихся " , которую, по желанию кающихся, священник в особенности может читать над теми из них, которые сознаются, что они заражены страстью произносить разные проклятия и ругательства, и будут просить священника, чтобы он помолился Господу об избавлении их от этого опасного и зловредного недуга. 230 199 . См. Владимирские епархиальные ведомости за 1872 г. и Минские епархиальные ведомости, за 1873 г. См. кн. Платона, епископа Костромского, " Напоминание священ-нику об обязанностях при совершении Таинства покаяния " . Требник Петра Могилы. О покаянии С. 345-346. 200. Требник Петра Могилы. О покаянии С. 345-346. 201. Вопросы на исповеди детей. М осква. 1987. 202. Платон, епископ Костромской. " Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния " . 1859. С. 12-13. 203 .Протоиерей Ев. " Письма по пастырскому богословию " . Ч. II. С. 79. 204. Платон, епископ Костромской. " Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния " . 1859. С. 13. 205 .Епископ Платон. Напоминание священнику об обязанностях. С. 13 - 14. И: " Руководство для сельских пастырей " . 1860. Т. II. С. 180 - 184. 206. Платон, епископ Костромской. " Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния " . С. 15. Требник Петра Могилы. Установление пред чинопоследованием Таинства святого покаяния. 207. Там же. 208. Требник Петра Могилы. Указания о действии святых Таинств. 209 .Руководство для сельских пастырей 1867. T. С. 424 - 428. 210. См. об этом в кн. священника А. Ф. Хойнацкого " Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств " . 1863. С. 154. 211. См. об этом в кн. священника А. Ф. Хойнацкого " Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств " . 1863. 212. Здесь мы поделимся одним своим опытом. Однажды я был приглашен к больному - сыну одного генерала - для исповеди его, но никаких признаков сознания он не обнаруживал: он страдал опасной формой падучей болезни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Сюда же надобно отнести и так называемую в требниках молитву «о дерзостно клянущихся», которую, по желанию кающихся, священник в особенности может читать над теми из них, которые сознаются, что они заражены страстью произносить разные проклятия и ругательства, и будут просить священника, чтобы он помолился Господу об избавлении их от этого опасного и зловредного недуга. 230     199 . См. Владимирские епархиальные ведомости за 1872 г. и Минские епархиальные ведомости, за 1873 г. См. кн. Платона, епископа Костромского, «Напоминание священ-нику об обязанностях при совершении Таинства покаяния». Требник Петра Могилы. О покаянии С. 345-346. 200.  Требник Петра Могилы. О покаянии С. 345-346. 201.  Вопросы на исповеди детей. М осква. 1987. 202.  Платон, епископ Костромской. «Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния». 1859. С. 12-13. 203 . Протоиерей Ев. «Письма по пастырскому богословию». Ч. II. С. 79. 204.  Платон, епископ Костромской. «Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния». 1859. С. 13. 205 . Епископ Платон. Напоминание священнику об обязанностях. С. 13—14. И: «Руководство для сельских пастырей». 1860. Т. II. С. 180—184. 206.  Платон, епископ Костромской. «Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния». С. 15. Требник Петра Могилы. Установление пред чинопоследованием Таинства святого покаяния. 207.  Там же. 208.  Требник Петра Могилы. Указания о действии святых Таинств. 209 . Руководство для сельских пастырей 1867. T. С. 424—428. 210.  См. об этом в кн. священника А. Ф. Хойнацкого «Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств». 1863. С. 154. 211.  См. об этом в кн. священника А. Ф. Хойнацкого «Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств». 1863.  212.  Здесь мы поделимся одним своим опытом. Однажды я был приглашен к больному — сыну одного генерала — для исповеди его, но никаких признаков сознания он не обнаруживал: он страдал опасной формой падучей болезни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Не смотря на то, он выразил мне свое намерение докончить обозрение епархии, чтобы в отчете за этот год Св. Синоду поместить вместе и об этом. Заметив необыкновенную бледность его лица и крайнюю холодность его благословляющей руки, которою он, обыкновенно, жал мою руку после благословения, я осмелился выразить Владыке свой совет отложить поездку по епархии до Февраля или Марта будущего года, когда можно ожидать более теплой погоды. Но он остался непреклонным. И прежде отправления по епархии решился съездить в Николо-Бабаевский монастырь, находящийся в Костромской губернии, близ границы нашей епархии, чтобы помолиться Богу, согласно с своим обещанием. Но, на другой день по приезде туда, с ним повторился припадок его болезни в усиленной степени. И он не мог перенесть этого повторения, тем более, что, за неимением доктора, некому было подать ему помощи. Погребение Владыки совершено было 21-го числа, по предписанию Св. Синода, Викарием Костромской Епархии, Епископом Кинешемским Геннадием. Тело почившего положено в нашем Кафедральном соборе. Мне Бог привел почтить моего Владыку кратким поучением, произнесенным накануне погребения его, во время всенощного бдения. Более подробное описание этого печального для нашей паствы события, равно кончины и кратковременной деятельности нашего Архипастыря, будет помещено в наших Епархиальных Ведомостях» 676 . От 24-го ч. писал мне из Белгорода, Курской губ., состоящий в числе братства тамошнего монастыря, бывший Архимандрит Полоцкого Богоявленского монастыря Григорий. «...Положение мое нисколько по настоящее время не изменилось к лучшему. В Июле месяце Преосвященнейший Сергий 677 входил с представлением в Св. Синод о назначении мне настоятельского места. Но Св. Синод, как видно из указа в августе месяце последовавшего, признав ходатайство Его Преосвященства рановременным, оставил оное без последствий. Спустя некоторое время родной брат моего зятя, служащий Обер-Секретарем в Правительствующем Сенате, был у Высокопреосвящ. Митрополита 678 с просьбою об улучшении моего положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

При сем долг имею представить мой формулярный список – копию с клировых ведомостей Предтеченской церкви села Парского, Юрьевецкого уезда, Костромской Епархии, 1906 года». Справка: 1) Студент Владимирской духовной семинарии Николай Веселовский по определениям Совета Московской Духовной Академии: а) от 4 сентября 1882 года – принят был в число своекоштных студентов I курса Академии; б) от 3–6 сентября 1883 года – переведен во II академический курс; в) от 21 мая 1884 года – переведен в III курс, и г) от 27 сентября 1884 года – уволен из числа студентов Академии по прошению. Определили: Священника Николая Веселовского, по увольнении его из Костромской епархии, где он состоит на службе, и представлении одобрительного отзыва от епархиального начальства, принять в число своекоштных студентов III курса Академии, о чем и уведомить просителя чрез академическую канцелярию. XXVII. а) Прошение студентов Академии (за подписью девяти уполномоченных): «Студенты Московской Духовной Академии, имея в виду большую сохранность Студенческой библиотеки и лучший спо- —117— соб пользования книгами библиотеки, с одной стороны, и тесноту библиотечного помещения, с другой, – просят Совет Академии принять в Фундаментальную библиотеку часть книг Студенческой библиотеки на следующих основаниях: I. Передаваемые книги Студенческой библиотеки считаются принадлежащими студентам и могут быть ими возвращены в свою библиотеку, если будущее студенчество почему-либо признает это для себя более удобным. II. Книги Студенческой библиотеки сохраняют ту нумерацию, которую они имеют сейчас, и занимают в Фундаментальной библиотеке особо-отведенное им место. III. В течение каждого года отделы передаваемых в Фундаментальную библиотеку книг – пополняются вновь приобретенными. IV. Каталоги и инвентарь вновь поступающих книг ведет библиотекарь Студенческой библиотеки. V. Переданною частью Студенческой библиотеки заведует библиотекарь Фундаментальной библиотеки. VI. Книгами Студенческой библиотеки профессора и студенты пользуются на общих основаниях с другими книгами Фундаментальной библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Адриан Монзенский, основатель упраздненного Монзенского Благовещенского монастыря, который находился в Буйском уезде Костромской губернии, скончавшийся 5-го Мая 1619-го года (Ист. Uep. VI, 1025 ; книжка: Святые угодники Божии и подвижники Костромские, стр. 43). Адриан Сестренский. См. Зосима и Адриан. Александра старица, в мире Агафия Семеновна Мельгунова, основатель вица женского Дивеевского монастыря, находящегося в Ардатовском уезде Нижегородской губернии, в 24-х верстах от Ардатова, скончавшаяся 18-го Июня 1789-го года, память которой весьма чтится в помянутом монастыре. См. в Церковных Ведомостях 1897 г. 1, статью: «Серафимо-Дивеевский монастырь», стр. 21, col. 1. Александр Вочский, основатель или один из игуменов упраздненного Преображенского Вочского монастыря, который находился в Солигаличском уезде Костромской губернии на р. Воче (теперь село Коровново), неизвестно когда живший (преосв. Сергия Полный месяцеслов, т. II, приложж. 1 изд. стр. 58 и 2 изд. стр. 547: о монастыре см. Строева Списки uepapxob col. 865). Александр-Пересвет и Иродгон-Ослебя, иноки-воины, посланные преп. Сергием Радонежским с великим князем Димитрием Ивановичем Донским на Куликовскую битву, погребенные в Москве, у церкви Рождества Богородицы «на Старом Симонове» в палатке казенной под колокольнею. Первоначально лежали на их могилах каменные доски без надписей; митр. Платон в 1794 году поставил над ними памятник с надписью (Описания рукописей Троицкой лавры 252, Снегирева Жизнь митрополита Платона, М. 1850, ч. I, стр. 77 и 128, cfr haшeй книги: Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Лавра стр. 95, прим. 45). Алексей, иеросхимонах и подвижник Московского Симонова монастыря, скончавшийся 28-го Марта 1812-го года (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 28-го Марта, 1-го издания вып. III, стр. 100). Алексей Стефанович, юродивый Ростовского Борисо-Глебского монастыря, скончавшийся в 1781-м году. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; но на самом деле он есть лишь почитаемый усопший, см. в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1893-го года, 15, статейку: «К биографическим сведениям о чтеце Алексее Стефановиче, юродивом Ростовского Борисо-Глебского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

б) От 5 марта за 1061: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 26 минувшего февраля докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Александр Прозоровский преподавателем по гомилетике, литургике и практическому руководству для пастырей в Саратовскую духовную семинарию. с) От 10 марта за 1111: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 5-го текущего марта, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Александр Тарелкин помощником Инспектора в Костромскую духовную семинарию». К сему Канцелярия присовокупляет, что об ассигновании поименованным лицам следующих им, по положению денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению О. Ректора Академии всем означенным кандидатам сообщено о назначении их на духовно-учебную службу. Определили: Принять к сведению. III. Ведомость О. Ректора Академии о пропущенных наставниками в феврале месяце лекциях, из которой видно, что в минувшем феврале опустили лекции: экстраординарный профессор протоиерей Д. Касицын – 4 лекции, ординарный профессор В. Ключевский , экстраординарные профессоры: П. Горский, И. Татарский, доцент Н. Заозерский – по 2 лекции и доцент А. Шо- —61— стьин 1 лекцию – по болезни и доцент А. Жданов – 4 лекции вследствие нахождения в отпуску. Определили: Представленную О. Ректором Академии ведомость напечатать вместе с журналами Совета. IV. Отношение Его Преосвященства, Преосвященного Владимира, Епископа Екатеринославского и Таганрогского от 10 марта за 3297: «Отношением от 29 января 1893 года за 30, Совет Московской Духовной Академии уведомил меня, что студент Николай Орлов согласен вступить в брак и принять священство и звание миссионера Екатеринославской епархии. Вследствие чего, честь имею покорнейше просить Совет Академии отправить студента Николая Орлова , по окончании им курса академических наук в Екатеринославль на должность епархиального миссионера».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но в 1758 году это определение изменено, и указом св. Синода (июня 15) повелино требовать священно-и-церковно-служительских детей из всех монастырских отчин. Отговоркою не могло служить и то, если дети духовных лиц из монастырских отчин отдаваемы были в местную епархиальную семинарию: в 1759 году находим приказ властей Троицкого монастыря в отчины, состоявшая во владимирской епархии, чтоб духовенство сел, приписанных к лавре, отнюдь не отдавало детей своих в суздальскую, а присылало бы их в троицкую семинарию. Для побуждения к выполнению приказа, лавра употребляла решительные меры: посылка солдат в монастырские отчины для набора учеников продолжалась во весь период. Иногда были для сей цели посылаемы и учители Троицкой семинарии: так в 1761 году отправлены в костромскую и суздальскую епархию учитель иеромонах Варлаам, а в переславскую епархию соборный иеромонах Авксентий и учитель риторики Игнатий Калинин. Посылка учителей с таковыми поручениями, конечно, была полезнее: учитель экзаменовал детей и смотрел, способны ли они к учению. Если дети не обучены грамоте, учитель обязывал отца подпискою обучить их к данному сроку. Учителю давалась инструкция, как поступать при выборе учеников 22 . При приеме в семинарию служних и крестьянских детей возник вопрос о том, могут ли такие ученики быть изъяты из податного состояния. Вопрос этот поднят первоначально московскою славяно-греко- латинскою академиею. В 1744 году, когда назначена вновь генеральная ревизия, порученная в московской губернии генерал-лейтенанту Хрущеву, св. Синод исходатайствовал у сената, чтоб ученики академии, как духовного звания, так и всякого чина людей дети, поступившие в науку, были записаны в особой ведомости, и в службу не были отдаваемы, и ни к кому не приписаны. Это распространено и на семинарии, находившиеся при домах архиерейских и при знатных монастырях 23 . Когда же стали составлять ревизионные ведомости в канцелярии ревизии московской провинции, то, в числе податных записав захребетников и служителей Троицкого монастыря, вместе с ними вписали в ведомость и детей их, которые учились в Троицкой семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Поручая себя святительским молитвам Вашим, с глубочайшим почтением и преданностью имею честь быть» и проч. 30-го ч. получил я из Житомира от Преосвященного Агафангела письмо и вслед затем его статью о предпо- —750— 1874 г. лагаемой реформе церковного суда. В письме своем от 26-го числа Преосвященный писал мне: «Принося Вашему Преосвященству глубокое благодарение за поздравление с пресветлым праздником Воскресения Христова, приветствую в радости духа Ваше Преосвященство с теми же святыми днями и молю Бога, чтобы Он даровал Вам вкусить от духовной пасхи и внутренно возглаголал Вам – радуйтеся, как Он возглаголал пречистыми устами прославленного тела Своего святым женам, искавшим Его во гробе. Николай Васильевич Елагин – Действительный Статский Советник, из Костромских дворян, был в царствование Императора Николая Павловича цензором и весьма добросовестно умерял противорелигиозные порывы светских литераторов. Когда я приехал в 1853 г. в Петербург на чреду, Елагин (тогда Надворный Советник) нашел меня, как земляка. С того времени мы ведем знакомство. Но переписки я почти не имел с ним. Теперь только, по случаю предполагаемой реформы церковного суда, часто переписываемся. Он удивил меня своей ревностью о Церкви Божией, своими многосторонними познаниями в предметах церковных и своим чистым направлением. Да вознаградит его Бог в здешнем и будущем веке! Не знаю, где он считается на службе. В Адрес-Календаре нет его имени. Первая половина моей статьи послана в 5-м номере «Волынских Епархиальных Ведомостей» к Вашему Преосвященству на прошедшей неделе. Сегодня посылаю к Вам окончание в 6-м этих «Ведомостей». О разделении Волынской епархии я ничего не знаю, кроме газетных известий. Последствия для меня, вероятно, будут хороши, потому что меньше будет дел и жалоб. Впрочем, стараюсь быть готовым ко всему. Перед отсылкой представления сделал все нужные распоряжения на случай ссылки, и все достояние свое передал для хранения племянницам своим, нарочно приехавшим из Владимира ко мне для ухаживания за мною. Я сделался очень стар от дел, забот и печалей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010