Скачать epub pdf Тамбовская духовная семинария при ректорах Феодоре (Поздеевском) и Симеоне (Холмогорове) в 1904–1907 годах Основанная в 1779 году, Тамбовская духовная семинария была одним из крупнейших учебных заведений края. В начале XX века здесь обучалось от 550 до 600 воспитанников, из них 205 содержалось на казенный счет. Возглавлял семинарию ректор. В штате семинарии состояли инспектор, 27 преподавателей, 4 помощника инспектора и три надзирателя. 9 февраля 1904 года указом Святейшего Синода за 1204 инспектор Казанской духовной семинарии, иеромонах Феодор (Поздеевский) был назначен на должность ректора Тамбовской духовной семинарии, с возведением его в городе Казани в сан архимандрита («Тамбовские Епархиальные Ведомости» (далее «ТЕВ»), 10, 1904. С. 183.). Предшественник нового ректора, архимандрит Нафанаил, находившийся на этом посту два года, указом Святейшего Правительствующего Синода от 5 февраля 1904 года за 1108 назначался епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. «Тамбовские Епархиальные Ведомости» представляли нового ректора: «Архимандрит Феодор, вновь назначенный Ректор Тамбовской духовной семинарии, в миру Александр Васильевич Поздеевский – сын священника села Макарьевского, Ветлужского уезда, Костромской губернии. После Макарьевского духовного училища А. В. Поздеевский продолжал свое образование в Костромской духовной семинарии и закончил его в Казанской духовной академии. Серьезность, глубокая, совершенно чуждая показной внешности религиозность и необыкновенная скромность были отличительными чертами студента Поздеевского в течение всего академического курса. Духовную академию он окончил в 1900 году, со степенью кандидата богословия первого разряда (магистрант) и, как один из самых даровитых студентов курса, был оставлен на год в академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Патристики (где состоял с 15 августа 1900 года по 15 августа 1901 года – примеч. Р. П.). В первых числах июня 1900 года пострижен в монашество с именем Феодора и затем посвящен в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Сельцо, а позднее село Поздеевское,некогда относилось к Нерехтскому уезду Костромской губернии и Костромской Епархии. Владельцем сельца Поздеевское и трех деревень был помещик – капитан Макаров Николай Иванович, родившийся в 1797 г.( умерший 19 марта 1867 года в возрасте 70 лет от старости). Жена помещика – Людмила Евграфовна Макарова умерла 27.12.1888 г. в Москве. По Указу Его Величества Государя Императора Александра Александровича дозволено было перевезти тело умершей вдовы капитана для предания земле в селе Поздеевском Нерехтского уезда Костромской губернии, о чем свидетельствует выписка в метрической книге Рождественской церкви за 1888 г. О самой церкви села сохранились сведения в клировых ведомостях за 1900 год и справочной книге с краткими статистическими сведениями о приходских церквях, 1911 года издания: Богородицерождественская церковь с. Поздеевского построена в 1801 году на средства прихожан. Церковь каменная, с такой же колокольней, обнесена каменной оградой, внутри которой приходское кладбище. Престолов два: а)холодный во имя Пресвятой Троицы, б) тёплый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Членов притча по штату и на лицо два: священник и псаломщик. Жалования от казны причт получает 94 руб.8 коп. процентов с капитала шестисот восьмидесяти руб. 25 рублей 68 копеек. Земли при сей церкви по планам должно состоять 35 десятин 469 сажен. К сей церкви приписана земля в количестве 33 десятин 1151 сажен после упраздненной Архангельской церкви сельца Титовского. Всей вышеописанной землей пользуются сами священноцерковнослужители. Для жительства причта есть дом полукаменный церковный. Дом этот выстроен помещицей Макаровой и пожертвован в церковь с ведома Епархиальной власти, а застрахован он в 1860 руб. в Костромском Взаимном Земском страховании на счет церкви. Другое здание, принадлежащее церкви, дом для помещения церковно-приходской школы. Оно застраховано в 400 рублей. Расстояние от Костромы - 50 верст, от Нерехты 10 верст. Ближайшие к ней церкви Троицкая села Выголово в 3-х верстах, Преображенская села Денисовского в 4 х верстах, Архангельская села Кувакино в 5-ти верстах. Приписана к ней упраздненная Архангельская церковь сельца Титовское. В приходе имеется одна деревянная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=08753

Иустин (Охотин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 30 окт. 1853 г. И. был определен в Костромскую ДС преподавателем нравственного и пастырского богословия, гомилетики и учения о расколе. По словам Е. Е. Голубинского (в то время воспитанника Костромской ДС), «преподаватель он был ревностный». С 22 янв. 1854 по 6 сент. 1855 г. И. был членом Комитета для рассмотрения катехизических поучений духовенства Костромской епархии. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра. 6 сент. того же года переведен инспектором и профессором богословских предметов в Ярославскую ДС. С 8 окт. того же года по 18 авг. 1858 г. преподавал учение о расколе на миссионерском отд-нии Ярославской ДС, с 8 дек. 1856 г. был цензором проповедей, с 28 дек. 1856 по 13 янв. 1858 г. исполнял обязанности ректора семинарии. 26 марта 1857 г. И. был возведен в сан архимандрита, 26 мая 1858 г. определен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского мон-ря . Составил «Описание Ростовского Богоявленского Аврамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии» (Ярославль, 1862). Как педагог И. пользовался признанием учащихся, архимандрит знакомил их с творениями св. отцов, произведениями свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, свт. Филарета (Амфитеатрова) и др. духовных писателей, а также Ф. М. Достоевского , В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и др. Ректор привел в порядок семинарскую б-ку, собственноручно переписав все каталоги и надписав шифры на книгах. 5 сент. 1870 г. назначен председателем Временного комитета по постройке нового здания Ярославской ДС. Ревизовал в июле 1856 г. Ярославское ДУ, в мае 1862 г.- Борисоглебское ДУ. В 1856-1870 гг. И. состоял цензором, благочинным и членом Ярославской духовной консистории. С 1 апр. 1860 г. был цензором «Ярославских епархиальных ведомостей» . В 1870-1871 гг. там печатался его труд «Материалы для истории Ярославской ДС со времени ее преобразования в 1814 году», составленный по документам семинарского архива и др. источникам.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

Кострома. Троицкий Ипатьевский монастырь. Домовая церковь Хрисанфа и Дарии. Карта и ближайшие объекты В 1834 году при посещении Ипатьевского монастыря император Николай I распорядился вернуть архиерейскому корпусу " древний вид " , а на месте прежних Святых ворот сделать новые с надвратной церковью во имя святых Хрисанфа и Дарии. " Костромские епархиальные ведомости " так повествовали об идее создания нового храма: " Памятуя две годины искушения России, равно тяжкие для неё - 1612 и 1812 гг., и в сих двух отдаленных одна от другой эпохах 19-е число марта как знаменательный день спасения России от бед, именно: в 1613 году изшествия царя Михаила Феодоровича из Ипатьевского монастыря к царствующему граду на спасении и умиротворение расстроенной и гибнушей России, а в 1814 году вступление государя императора Александра Благословенного в столицу Франции для спасения и умиротворения целой Европы, потрясенной властолюбием Наполеона, - государь император повелел устроить в Ипатьевском монастыре храм в честь св(ятых) мучеников Хрисанфа и Дарии, память которых Св(ятая) Церковь празднует 19 марта. При сем признано приличным на стенах всего храма в особых картинах или под образами святых Михаила Милена и Александра Невского изобразить, с одной стороны, шествие царя Михаила Феодоровича из обители, с другой - вшествие в Париж Александра 1-го. Здесь видимы были заря и рассвет того дня, лучами коего не престанем мы пользоваться " . Для строительства храма была отпущена крупная сумма денег. В 1836 году разобрали портик восточного фасада архиереской резиденции и остатки древних Святых ворот; на месте последних по чертежам губернского архитектора Утина заложили новые, с надвратной церковью. Несмотря на активное участие в строительных и реставрационных работах губернских архитекторов, главным создателем монастырского ансамбля XIX века, в том числе церкви во имя святых Хрисанфа и Дарии, следует считать профессора архитектуры Императорской Академии художеств, строителя соборного Храма Христа Спасителя в Москве К.А.

http://sobory.ru/article/?object=14039

Кострома. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Предтеченская г. Костромы каменная, с такою же колокольнею, построена в 1762 г. тщанием прихожан и на пожертвования благотворителй. Ограждена с восточной стороны каменною с жел. решеткою оградою, а с прочих сторон деревянным палисадом. Престолов 3: 1) главный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 2) в правом приделе во имя седми отроков Ефесских, 3) в левом во имя св. вмч. Параскевы. Средства церкви постоянныя: капитал в количестве 558 руб. 48 к.; 2 каменныя лавки, приносящия дохода 180 р. Ближайшие церкви: Спасская в Рядах, Петропавловская и Архангельская, около 100 сажен. Причт: священник и псаломщик. Постоянныя средства причта: причт пользуется процентами с капитала 6472 руб. 81 к., арендой с лавок 180 р., а с земли, находящейся по Старо-Троицкой улице, 60 руб. Дохода от требоисполнений и при богослужении 844 руб. в год, из коих приходится на долю священника 633 р., псаломщика – 211 руб. Для помещения причта есть деревянный дом, но по неудобству его причт в нем не живет, а помещается на частных квартирах и квартирных денег не получает, а пользуется деньгами, получаемыми от постояльцев церк. дома. Земли при церкви 1060 ½ кв. саж., но причт всей землей не пользуется, кроме 300 кв. саж., с которой получается аренды 60 р. в год. Планы на землю есть. Прихожан при церкви состоит 479 д., в том числе 221 д. м.п. и 258 ж.п. Приход состоит из чиновников и мелких торговцев. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга. Издание Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей.Кострома: Губернская Типография, 1911. - С. 14. Св. Иоанна Предтечи. Каменная, с каменною колокольнею и оградою, построена в 1762 году. Престолы в честь: св. Иоанна Предтечи, празднования усекновения его главы, св. седьми Отроков, иже во Ефесе, и мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы. Причта состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви 760 ½ кв. саж., на которую имеется и план. Земли, пожертвованной в церковь купцом Петром Колодезниковым, по лицу улицы 4 саж. и во внутрь квартала 23 саж., и градским обществом отведено из земель общественных 31 кв. саж., в замен земли, отошедшей под здания гостинаго двора. На последния две земли законные акты имеются. Прихожан муж. пола 117, жен. 202, дворов 36. Проценты с капитала 745 рубл. поступают в пользу причта. При церкви устроены каменная келья и каменная кладовая.

http://sobory.ru/article/?object=35325

Никольский храм (Незнаново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николаевская церковь в селе Незнаново построена в 1783 г. усердием прихожан. Церковь обнесена каменной оградой, внутри которой находится приходское кладбище. Содержание История [ править править код ] Храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца существовал со времени возникновения села Незнаново. В рукописях местного краеведа 19 века протоиерея Михаила Яковлевича Диева есть указания на то, что в переписных книгах 17 века село Незнаново упоминается уже в 1627-28 годах. О селе и храме есть также информация в январском номере 1903 года в Костромских епархиальных ведомостях. В 1783 году в эпоху активного возведения каменных храмов в нерехтском уезде был перестроен и старый Никольский храм в селе Незнаново. Считается, что архитектором и строителем был известный местный архитектор-самоучка Воротилов Степан Андреевич (1741-1792 гг.). Позднее, в середине 19 века, к Никольскому приходу был пристроен зимний придел во имя святителя Василия Великого. Когда и кем был расписан храм и на чьи средства - неизвестно. Это скромный сельский приходской храм, объемная композиция и несложный плоскостный декор которого характерны для провинциального барокко. Церковь стоит на взгорке рядом с кладбищем в западной части села. Тогда село с деревянной Никольской церковью принадлежало московскому подьячему Шестакову. От него оно перешло к Исаковым, а в последствие – к С.И. Граммотину. После закрытия в начале 1941 года храм использовался в разных хозяйственных назначениях, пока в 1967 году не сгорел и перестал использоваться и был предоставлен влиянию погоды и времени. Во время пожара рухнули крыши над приделом Василия Великого, над трапезной придела Николая чудотворца. Росписи стен безвозвратно погибли в огне, а те, что сохранились, от воздействия атмосферных осадков за 40 лет осыпались. Лишь при большом желании на восточном парусе церкви еще можно было разглядеть (выглядевшее как прориси) изображение «Воскресение Христово», в межоконных проемах просматривались фигуры евангелистов или святителей. Существует рукописный акт комиссии под руководством Сергея Васильевича Демидова о том, что росписи не сохранились. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников На пути в Святую землю: Мемуары русских паломников о путешествии из России в Палестину (2я половина XIX – начало ХХ в.) В Избранное ( 3  голоса:  3.0 из  5) К. Е. Балдин (Иваново) На рубеже XIX и XX вв. наблюдается впечатляющий рост православного русского паломничества на Ближний Восток. Это явление было связано с деятельностью Императорского Православного Палестинского Общества, которое взяло на себя доставку паломников в Святую Землю и обратно, их размещение на своих специально построенных подворьях, а также организационное сопровождение богомольцев во время их передвижений по Палестине. Активизация паломнического движения стала главной причиной того, что заметно возросло число паломнических мемуаров, публиковавшихся как отдельными изданиями, так и в периодической печати. В этой связи отметим, что в отечественной историографии сих пор практически не вводились в научный оборот довольно многочисленные источники личного происхождения, которые рассыпаны по страницам «Епархиальных ведомостей». Авторами большинства паломнических воспоминаний и дневников в рассматриваемый нами период становились представители провинциального духовенства. Естественно, что восприятие действительности в каждом отдельном случае было индивидуальным. В зависимости от уровня образования авторов, их литературных задатков, эмоциональности и степени самоцензуры стиль текстов был литературным или просторечным, изложение — эмоциональным или суховатым; также оно представлялось безыскусственным или же, напротив, выдавало через сноски и аллюзии богословскую и общенаучную начитанность автора. Редакторы провинциальных церковных официозов, т.е. «Епархиальных ведомостей», охотно предоставляли побывавшим в Палестине священникам и мирянам возможность поделиться своими впечатлениями от увиденного. В некоторых воспоминаниях авторы сразу «берут быка за рога» и приступают к описанию своих путешествий по Святой Земле, начиная с высадки в Яффе. Однако большинство мемуаристов все же не обошли своим вниманием тему дороги к святыням вселенского христианства и рассказывают о своих путешествиях по Черному, Эгейскому и Средиземному морю. Одни уделяют дороге в Святую Землю весьма пристальное внимание, отводя этой теме несколько десятков страниц. Другие ограничиваются довольно беглым описанием путешествия. Авторы, путевые записки которых мы использовали в нашем исследовании, являлись представителями самых различных регионов страны: русского севера (Архангельская, Вятская и Олонецкая губернии), Центрального промышленного района (Костромская), Украины (Волынская) и юга страны (Астраханская).

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/na-puti-...

Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии Источник 1-го июля 1905 года. Год XIX. 13. Костромские епархиальные ведомости Отдел I. Часть официальная Указ Святейшего Синода Костромской дух. консистории По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный, в 16-й день сего июня, всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии викарию Подольской епархии, Преосвященному Балтскому Тихону Епископом Костромским и Галичским и Преосвященному Гурийско-Мингрельскому Димитрию Епископом Балтским, викарием Подольской епархии. Приказали: Об изъясненном Высочайше утвержденном докладе Святейшего Синода объявить указом Костромской духовной консистории, с предписанием, чтобы, уведомив о новоопределенном Архипастыре местные гражданские начальства, дала знать ведомства своего учреждениям и лицам о возглашении имени Преосвященного Тихона при священнослужениях по чиноположению. Июня 23 дня 1905 г. Отдел II. Часть неофициальная Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, Епископа Кинешемского, Викария Костромской епархии Чрез две недели после кончины Преосвященнейшего Виссариона, Епископа Костромского, Кострома и Костромская епархия услышали новую скорбную весть – о кончине викарного епископа Преосвященного Вениамина Кинешемского, начавшего было управлять епархией за смертью епархиального архиерея. Кончина Преосвященного Вениамина не была столь неожиданною для костромичей, как кончина Преосвященнейшего Виссариона. Преосвященный Вениамин был старше Преосвященнейшего Виссариона на пять лет и немощнее: ему было уже 87 лет, и он последние три года по старческой слабости никуда не выходил уже из своих покоев, даже в храм Божий. Тем не менее не предполагалась столь скорая, почти одновременная с Преосвященнейшим Виссарионом, кончина его. Лица, близко стоявшие к почившему Викарию, не без основания говорят, что кончину его ускорила кончина Преосвященнейшего Виссариона. Он слишком глубоко чтил Преосвященнейшего Виссариона и был крайне благодарен ему за братское снисхождение к его старческой слабости, не позволявшей ему помогать епархиальному архиерею в управлении обширной епархией. Потому неожиданная кончина Преосвященнейшего Виссариона вызвала в нем душевное потрясение, а потрясение в свою очередь ускорило начавшееся уже разложение старческого и болезненного организма. Я был у него на другой день кончины Преосвященнейшего Виссариона за благословением начать нужныя распоряжения по приготовлению к погребению Епископа Виссариона. Он благословил меня, сказав: «делайте все необходимое, распоряжайтесь, как знаете, без меня, я уже не могу участвовать в этом скорбном деле, хотя бы и должен».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Первая церковная газета отметила 150-летний юбилей В полуторовековой истории небольшого провинциального церковного издания отразилась история не только епархиальной жизни, но и всего региона. В период своего образования, в середине XIX века, «Ведомости» представляли новый тип российской церковной прессы. Сегодня «Ярославские епархиальные ведомости» ведут летопись XXI века. «Когда в середине XIX века появились “Ярославские епархиальные ведомости”, они были для жителей епархии тем, чем сегодня являются телевидение, радио и Интернет вместе взятые, — сказал, поздравляя участников празднования, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. — С памятного 16 апреля 1860 года — дня выходя в свет первого номера “Ведомостей”, — они еще долгое время были единственным печатным органом в губернии. Сегодня издание продолжает традицию — рассказывает о жизни епархии». А началось празднование этого знаменательного события в жизни российской прессы благодарственным молебном в храме Ярославской (Печерской) иконы Божией Матери на территории музея-заповедника «Ярославский Спасо-Преображенский монастырь». Здесь же на могиле основателя «Ведомостей» архиепископа Нила (Исаковича, 1799–1874) была совершена лития. В круглом столе «Место православных изданий в современном мире», посвященном юбилею журнала, приняли участие ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнин, сотрудники редакции «Ведомостей», представители Вологодской, Костромской и Тульской епархий, а также журналисты светских СМИ Ярославля. Затем в стенах Ярославской духовной семинарии состоялся праздничный вечер, прошедший в форме устного выпуска «Ярославских епархиальных ведомостей». Приветствие участникам торжеств направил председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. Вспоминая историю создания «Епархиальных ведомостей», участники торжеств отметили, что инициатива создания епархиальных периодических изданий принадлежала архиепископу Херсонскому Иннокентию (Борисову, 1800–1857). В середине XIX века он составил первую концепцию (в те времена это называлось «программа») «Епархиальных ведомостей», однако Крымская война и последовавшая вскоре кончина архиерея не позволили ему воплотить эту идея в жизнь. Первым испросил благословение на издание газеты по этой концепции архиепископ Ярославский и Ростовский Нил. И 16 апреля 1860 года, в пасхальные дни, вышел в свет первый номер «Ярославских епархиальных ведомостей».

http://e-vestnik.ru/church/pervaya_tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. В. Баженов. Фотография. Нач. XX в. Иван Васильевич (20.06.1855, с. Кой Кашинского у. Тверской губ.-9.02.1920, Кострома), церковный историк, богослов, краевед. Род. в семье священника. Учился в Бежецком ДУ и Тверской ДС, затем как лучший ученик был направлен в КазДА, к-рую закончил в 1881 г. со степенью канд. богословия. С 1881 г. преподавал в Вятской ДС, с 1883 г.- в Костромской ДС (Свящ. Писание и евр. язык). С 1887 г. активно печатался в столичных и костромских периодических изданиях ( «Русский паломник» , «Церковные ведомости» , «Русская старина», «Вестник археологии и истории», «Костромские епархиальные ведомости» , «Костромская старина» и др.). Б. является автором более 300 статей и монографий. Первая его работа была посвящена церковной старине Тверской губ., но постепенно центральное место в исследованиях Б. заняла история Костромской епархии, к-рой исследователь посвятил большое число статей и монографий. Свыше 20 лет Б. работал над дис. «Характеристика четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия», после защиты к-рой в КазДА в 1907 г. Б. получил степень магистра богословия. Диссертация носит апологетический характер: Б. критикует гипотезу тюбингенской школы о принадлежности 4-го Евангелия неизвестному греку II в. по Р. Х. и доказывает авторство ап. Иоанна Богослова. Научную деятельность Б. сочетал с практической работой по сохранению памятников церковной старины Костромской губ. Он состоял членом Костромской губернской ученой архивной комиссии, с 1894 г. был членом ее совета. С 1909 г. являлся членом-сотрудником с.-петербургского Археологического ин-та. В 1912 г. при епархии было организовано Костромское церковно-историческое об-во, инициатором создания и бессменным председателем к-рого являлся Б. В мае 1913 г., к 300-летию династии Романовых, под рук. Б. об-во открыло в Ипатиевом костромском мон-ре Церковно-археологический музей. Б. добился того, чтобы ни один памятник церковной старины в храмах Костромской епархии не подлежал продаже или списанию без ведома об-ва.

http://pravenc.ru/text/77350.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010