По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав присланного из Костромской провинциальной канцелярии доношения, коим объявляет о действительном исполнении по присланному из Правительствующего Сената в тое Провинциальную канцелярию указу, которым велено по силе именного Его Императорского Величества октября 27-го дня прошлого 1740 году указа церковников и священно и церковнослужительских детей, записанных по разбору в купечество, и в цехи, и в подушный оклад положенных, за крайний при церквах недостаток тех, которые вместо себя рекрут поставили и указные на платье, и ружьё, и амуницию деньги отдали или вместо рекрут указное число денег заплатили, и по подлинному епархиальных архиереев свидетельству явятся достойны быть действительными церковниками, и к произведению в священство надёжны, по-прежнему к церквам определить и, выключая из подушного окладу, отдать в ведомство синодальное; и сколько где таковых из подушного оклада выключено и в церковный причт будет определено, о том из всех мест в Святейший Синод прислать именные ведомости; по силе-де которого именного Его Императорского Величества указу в Костромской провинции достойных церковников и к произведению во священство надёжных (которые-де вместо себя рекрут поставили и указные на платье, и ружьё, и амуницию деньги отдали) из подушного окладу выключено два человека, а именно (как в сообщённой при том именной ведомости показано): из Любимского купечества Галицкого уезда Чёрного стану церкви святого пророка Илии, что на реке Соте, попов сын Пётр Андреев, из Судиславского купечества церкви Николая чудотворца села Андреевского попов сын Егор Фёдоров, а только ль двое по той Костромской провинции из церковного причта и из их детей при бывших им разборах в купечество и в цехи с положением в подушный оклад было записано или же более, и буде более, для чего прочие по силе вышеозначенного Его Императорского Величества именного указу не выключены, за недостаточеством ли их в книгочтении или же для какой другой причины, и по чьему свидетельству; к тому же и вышепомянутые исключённые двое человек кем же именно свидетельствованы, духовною ль какою персоною или самою тою канцеляриею, о том во оном доношении не изъяснено. Того ради приказали : о том в силе вышепрописанного обстоятельства из оной Канцелярии прислать в Святейший Правительствующий Синод известие, и о том в тое провинцию послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И другие должны уступать ему первенство с братской любовью, да не будет распри или свары между служителями Божиими. О правах и обязанностях, соединенных со званием настоятелей или старших священников при двухклирных и многоклирных церквах В Костромской епархии один благочинный донес епархиальному начальству, что некоторые из священников неодноклирных церквей говорят: «Ныне настоятелей нет; следовательно, настоятельская инструкция потеряла всякое значение. А потому церковная печать должна храниться в церкви, а не у старшего священника, и каждый священник сам должен прикладывать ее к исходящим от его причта бумагам и нумеровать их по своей исходящей книге, без ведома старшего священника. Ключи церковные должны храниться у очередного священника, а не у старшего. Отпирать и запирать церковь и носить ключи к очередному священнику должен церковный сторож, а не псаломщик, тем более, что теперь у каждого священника по одному псаломщику и труда у псаломщиков немало без ключей». Донося о сем, благочинный ходатайствовал о разрешении возникающих отсюда недоумений: 1) с отменой настоятельства имеет ли какое значение настоятельская инструкция; 2) кто должен наблюдать за временем и порядком богослужения: очередной или старший и по какой инструкции; 3) где должна храниться церковная печать: в церкви, у очередного или у старшего священника; 4) кто должен прикладывать церковную печать и нумеровать бумаги: всякий ли сам выдающий их священник или один старший, и по одной ли причтовой исходящей книге или каждый священ ник должен нумеровать сам по своей частной исходящей книге без ведома старшего священника; 5) у кого должны храниться церковные ключи – у очередного или у старшего священника – и 6) кто должен отпирать и запирать церковь и носить к священнику ключи: церковный сторож или псаломщик? В разъяснение этих недоумений дано знать духовенству Костромской епархии к точному руководству и исполнению: 1) что 3-м пунктом указа Святейшего Синода от 4 марта 1885 года за 3 отменено только разделение священников на настоятелей и помощников, но не уничтожено самое звание настоятелей или старших священников и права и обязанности, с этим званием соединенные, особенно в двухклирных и многоклирных церквах; посему первенство в священнослужении, главное заведование церковным имуществом, ближайшее наблюдение за поведением и исправностью по службе причта, за правильным ведением церковных книг и своевременным доставлением по церкви разного рода сведений, срочных ведомостей и отчетности должно лежать на настоятелях или старших священниках церквей, как на лицах, наиболее доверенных от епархиального начальства и ответственных, которые в своих действиях должны руководствоваться прежней инструкцией настоятелям двухклирных и многоклирных церквей, имеющейся при всех церквах Костромской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

8-го числа посетил меня Преосвященный Нафанаил 524 , епископ Екатеринбургский. До принятия монашества Преосвящ. Нафанаил много лет был священником и потом протоиереем при церкви известного села Коробова Костромской губернии и уезда, которое заселено было в 1651 году потомками Ивана Сусанина, выведенными из Домнинской волости. По пострижении в 1873 году в монашество и возведении в сан архимандрита, в 1878 году он рукоположен был во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии; в 1882 г. переведен на кафедру Екатеринбургскую. Преосвященный подарил мне топазовые четки, а от меня получил в дар некоторые из моих изданий. При этом он сообщил, что он с большим интересом читал мои «Воспоминания о Преосвященном Леониде, архиепископе Ярославском». 11-го числа получил я письмо из Твери от редактора Епархиальных Ведомостей, протоиерея В. Ф. Владиславлева. От 9-го числа он писал мне: «С глубокой признательностью принят мной дар ваш «Торжество принесения древней Греческой иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова» из Петербурга в Казанский Вышневолоцкий женский монастырь 1 мая 1885 г. и пр.», но вместе с тем не мог я в сердце моем не почувствовать праведного упрека за свою вину пред Вами по случаю неисправного отпечатания вашего слова при этом перенесении. Виноват и не могу ничем оправдаться, но молю Вас, как отца, не простирайте гнева вашего за пределы милосердия. Уповая на это последнее, прошу у Вас разрешения перепечатать вашу брошюру в Тверских Епархиальных Ведомостях, как необходимую для ясного уразумения истории досточтимой иконы Божией Матери. Если Вашему Высокопреосвященству благоугодно будет разрешить, брошюра будет напечатана в 16 номере Епархиальных Ведомостей». На письмо это я отвечал от 12-го числа: «Кто старое помянет, тому, знаете, что бывает?.. Вот мой ответ на ваше напоминание о типографских ошибках. К перепечатанию брошюры о принесении иконы Божией Матери в Епархиальных Ведомостях нет никакого препятствия. Брошюра эта напечатана в значительном количестве экземпляров для Казанского монастыря и там будет продаваться. В книжные лавки она едва ли поступит для продажи.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Среди православной периодики были издания официальные: «Церковные ведомости» — орган Святейшего и Правительствующего Синода, «Московские церковные ведомости» — официальное издание Московской Синодальной конторы и др. Основателями духовных журналов были и частные лица. Например, известный книгоиздатель П. П. Сойкин основал и выпускал журнал «Русский паломник» при участии св. праведного Иоанна Кронштадтского. С 1860-х начали издаваться региональные епархиальные ведомости, которые освещали жизнь в епархиях. Популярными были журналы для семейного чтения: «Домашняя беседа для народного чтения», «Доброе слово», «Кормчий» и др. Вторая половина XIX в. — это время, когда появлялись многочисленные новые издания духовной периодики, рассчитанные на самые разные слои населения — на серьезных богословов, сельских пастырей, православное воинство и юношество. Как ежемесячное духовное издание журнал «Душеполезное чтение» был основан по инициативе московского священника А. И. Ключарева и при активном содействии митрополита Московского Филарета (Дроздова) и начал выходить в Москве в 1860 г. На страницах журнала печатались труды по вопросам изучения Священного Писания, творений отцов Церкви, а также материалы церковно-исторического характера, сведения о церковной жизни в России и на православном Востоке, рассказы и очерки о жизни духовенства. В разное время редакторами журнала были как виднейшие представители московского духовенства, так и миряне: А. И. Ключарев (в монашестве Амвросий, архиепископ Харьковский, 1860—1866 гг.); В. П. Нечаев (в монашестве Виссарион, епископ Костромской и Галичский, 1866 г.); Дмитрий Федорович Касицын (1889—1901 гг.); проф. МДА А. И. Введенский (1902—1907 гг.); священник М. П. Фивейский (1908—1911 гг.); прот. Соловьев И. И.; епископ Василий (Преображенский); Н. П. Касаткин; епископ Арсений (Жадановский); И. Г. Айвазов. В конце XIX — начале XX в. в журнале «Душеполезное чтение» печатались целые подборки материалов об Оптиной Пустыни. Большинство материалов в журнале появилось впервые, а некоторые — и единственный раз. Именно поэтому обращение к журнальным публикациям, как правило, приносит много открытий. После кончины старца Амвросия в «Душеполезном чтении» публиковались многочисленные материалы по истории обители. В одном номере журнала, который выходил ежемесячно, могло содержаться иной раз по нескольку различных статей об оптинском старчестве. Журнал стал своего рода печатным органом обители, которая щедро делилась своими материалами, а также печатным изданием, где мог высказаться любой читатель и поделиться своими воспоминаниями и размышлениями. Подобная диалогичность обеспечивала успех журналу, читатели чувствовали свою сопричастность творческому процессу. Редакция охотно помещала читательские отклики на многие публикации. Время идет, и сегодня, чтобы понять прошедшую эпоху, почувствовать ее духовный пульс, бывает необходимо перелистать старые дореволюционные журналы…

http://bogoslov.ru/article/6192482

Сюда же надобно отнести и так называемую в требниках молитву " о дерзостно клянущихся " , которую, по желанию кающихся, священник в особенности может читать над теми из них, которые сознаются, что они заражены страстью произносить разные проклятия и ругательства, и будут просить священника, чтобы он помолился Господу об избавлении их от этого опасного и зловредного недуга. 230 199 . См. Владимирские епархиальные ведомости за 1872 г. и Минские епархиальные ведомости, за 1873 г. См. кн. Платона, епископа Костромского, " Напоминание священ-нику об обязанностях при совершении Таинства покаяния " . Требник Петра Могилы. О покаянии С. 345-346. 200. Требник Петра Могилы. О покаянии С. 345-346. 201. Вопросы на исповеди детей. М осква. 1987. 202. Платон, епископ Костромской. " Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния " . 1859. С. 12-13. 203 .Протоиерей Ев. " Письма по пастырскому богословию " . Ч. II. С. 79. 204. Платон, епископ Костромской. " Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния " . 1859. С. 13. 205 .Епископ Платон. Напоминание священнику об обязанностях. С. 13 - 14. И: " Руководство для сельских пастырей " . 1860. Т. II. С. 180 - 184. 206. Платон, епископ Костромской. " Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния " . С. 15. Требник Петра Могилы. Установление пред чинопоследованием Таинства святого покаяния. 207. Там же. 208. Требник Петра Могилы. Указания о действии святых Таинств. 209 .Руководство для сельских пастырей 1867. T. С. 424 - 428. 210. См. об этом в кн. священника А. Ф. Хойнацкого " Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств " . 1863. С. 154. 211. См. об этом в кн. священника А. Ф. Хойнацкого " Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств " . 1863. 212. Здесь мы поделимся одним своим опытом. Однажды я был приглашен к больному - сыну одного генерала - для исповеди его, но никаких признаков сознания он не обнаруживал: он страдал опасной формой падучей болезни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

199 См. Владимирские епархиальные ведомости за 1872 г. и Минские епархиальные ведомости, за 1873 г. См. кн. Платона, епископа Костромского, «Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния». Требник Петра Могилы . О покаянии С. 345–346. 202 Платон, епископ Костромской. «Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния». 1859. С. 12–13. 204 Платон, епископ Костромской. «Напоминание священнику об обязанностях при совершении Таинства покаяния». 1859. С. 13. 205 Епископ Платон. Напоминание священнику об обязанностях. С. 13 – 14. И: «Руководство для сельских пастырей». 1860. Т. II. С. 180 – 184. 210 См. об этом в кн. священника А. Ф. Хойнацкого «Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств». 1863. С. 154. 211 См. об этом в кн. священника А. Ф. Хойнацкого «Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств». 1863. 212 Здесь мы поделимся одним своим опытом. Однажды я был приглашен к больному – сыну одного генерала – для исповеди его, но никаких признаков сознания он не обнаруживал: он страдал опасной формой падучей болезни. Я уже хотел со скорбью уйти, но вдруг вспомнил, что где-то читал о способе узнать, владеет ли больной сознанием. Я возвратился к нему и сказал, что, если он желает исповедоваться и понимает, кто с ним говорит, пусть два раза сделает движение веками. К моей радости, он это тотчас исполнил. Убедившись, что больной меня понимает и может исповедовать свои грехи движением век, я приступил к исповеди, которую и окончил с помощью Божией успешно. Я предлагал больному вопросы и просил его сделать движение веками, если он признает за собой грех, о котором я спрашивал. Тот немедленно исполнял мою просьбу. Если же он не сознавал себя виновным в данном грехе, то никакого движения в веках я не замечал. Совершенно выздоровев через два дня, этот человек счел долгом явиться ко мне на квартиру и выразить самую горячую благодарность за то, что через меня удостоился святого и спасительного Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иустин (Охотин), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 30 окт. 1853 г. И. был определен в Костромскую ДС преподавателем нравственного и пастырского богословия, гомилетики и учения о расколе. По словам Е. Е. Голубинского (в то время воспитанника Костромской ДС), «преподаватель он был ревностный». С 22 янв. 1854 по 6 сент. 1855 г. И. был членом Комитета для рассмотрения катехизических поучений духовенства Костромской епархии. 18 апр. 1855 г. утвержден в степени магистра. 6 сент. того же года переведен инспектором и профессором богословских предметов в Ярославскую ДС. С 8 окт. того же года по 18 авг. 1858 г. преподавал учение о расколе на миссионерском отд-нии Ярославской ДС, с 8 дек. 1856 г. был цензором проповедей, с 28 дек. 1856 по 13 янв. 1858 г. исполнял обязанности ректора семинарии. 26 марта 1857 г. И. был возведен в сан архимандрита, 26 мая 1858 г. определен ректором Ярославской ДС и настоятелем Авраамиева ростовского мон-ря . Составил «Описание Ростовского Богоявленского Аврамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии» (Ярославль, 1862). Как педагог И. пользовался признанием учащихся, архимандрит знакомил их с творениями св. отцов, произведениями свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, свт. Филарета (Амфитеатрова) и др. духовных писателей, а также Ф. М. Достоевского , В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова и др. Ректор привел в порядок семинарскую б-ку, собственноручно переписав все каталоги и надписав шифры на книгах. 5 сент. 1870 г. назначен председателем Временного комитета по постройке нового здания Ярославской ДС. Ревизовал в июле 1856 г. Ярославское ДУ, в мае 1862 г.- Борисоглебское ДУ. В 1856-1870 гг. И. состоял цензором, благочинным и членом Ярославской духовной консистории. С 1 апр. 1860 г. был цензором «Ярославских епархиальных ведомостей» . В 1870-1871 гг. там печатался его труд «Материалы для истории Ярославской ДС со времени ее преобразования в 1814 году», составленный по документам семинарского архива и др. источникам.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

Не смотря на то, он выразил мне свое намерение докончить обозрение епархии, чтобы в отчете за этот год Св. Синоду поместить вместе и об этом. Заметив необыкновенную бледность его лица и крайнюю холодность его благословляющей руки, которою он, обыкновенно, жал мою руку после благословения, я осмелился выразить Владыке свой совет отложить поездку по епархии до Февраля или Марта будущего года, когда можно ожидать более теплой погоды. Но он остался непреклонным. И прежде отправления по епархии решился съездить в Николо-Бабаевский монастырь, находящийся в Костромской губернии, близ границы нашей епархии, чтобы помолиться Богу, согласно с своим обещанием. Но, на другой день по приезде туда, с ним повторился припадок его болезни в усиленной степени. И он не мог перенесть этого повторения, тем более, что, за неимением доктора, некому было подать ему помощи. Погребение Владыки совершено было 21-го числа, по предписанию Св. Синода, Викарием Костромской Епархии, Епископом Кинешемским Геннадием. Тело почившего положено в нашем Кафедральном соборе. Мне Бог привел почтить моего Владыку кратким поучением, произнесенным накануне погребения его, во время всенощного бдения. Более подробное описание этого печального для нашей паствы события, равно кончины и кратковременной деятельности нашего Архипастыря, будет помещено в наших Епархиальных Ведомостях» 676 . От 24-го ч. писал мне из Белгорода, Курской губ., состоящий в числе братства тамошнего монастыря, бывший Архимандрит Полоцкого Богоявленского монастыря Григорий. «...Положение мое нисколько по настоящее время не изменилось к лучшему. В Июле месяце Преосвященнейший Сергий 677 входил с представлением в Св. Синод о назначении мне настоятельского места. Но Св. Синод, как видно из указа в августе месяце последовавшего, признав ходатайство Его Преосвященства рановременным, оставил оное без последствий. Спустя некоторое время родной брат моего зятя, служащий Обер-Секретарем в Правительствующем Сенате, был у Высокопреосвящ. Митрополита 678 с просьбою об улучшении моего положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

39. Голицын Н.С. Речь в день празднования первой годовщины открытия Миссионерского общества, 21-го ноября 1866 года//Записки Миссионерского общества... СПб., 1867. Вып. III. С. 5–21. 40. Голубинский Д.Ф. Макарий, основатель Алтайской миссии, по бумагам Ф.А. Голубинского//Душеполезное Чтение. 1890. Ч. 3, XI. С. 390–398; XII. С. 552–564; 1891. Ч. 1, I. С. 127–134; Ч. 3, XII. С. 599–602; 1892. Ч. 3, XI. С. 476–487; XII. С. 621–627; 1893. Ч. 1, I. С. 106–111; 1894. Ч. 1, I. С. 39–49; 1896. Ч. 1, I. С. 135–141; 1903. Ч. 1, II. С. 267–272. (То же. Рукопись статьи. Автограф. 1890 г., 2-я пол. – НИОР РГБ, ф. 76/1, п. 22, ед. хр. 2.–6 л.) 41. Гончаров С. Православные общины в Горном Алтае//Миссионерское Обозрение. 1998. 5. С. 2. 42. Горев М. Старец Макарий Алтайский //На службе Богу. СПб., 1905. С. 321–379. (То же. М., 1996.) 43. Григорий, архимандрит. Некоторые сведения о бывшем алтайском миссионере, архимандрите Макарии//Московские Епархиальные Ведомости. 1872. 45. С. 477. 44. Гурьев В. , священник. Поездка в Алтайскую миссию//Современная Летопись. 1867. 45. С. 1–4; 46. С. 1–6. 45. Даниил (Сычев), иеромонах. Преподобный Макарий, просветитель Алтайский//Московский Журнал. 1997. 7. С. 30, 31. 46. Два документа к истории Алтайской миссии//Томские Епархиальные Ведомости. 1909. 20. Часть неофициальная. С. 783–787. 47. Два письма архимандрита Макария, бывшего алтайского миссионера, к Государю Императору Николаю Павловичу//Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям. 1880. 6. С. 63–69; 7. С. 75–83; 8. С. 87–90. 48. Деяние Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского ; 1835–1926)... архимандрита Макария (Глухарева, 1792–1847)...//Юбилейный Архиерейский Собор... Материалы. М., 2001. С. 301–304. 49. Диев М. Я., протоиерей. Словарь писателей духовного звания и светского чина Костромской губернии//Титов А.А. Материалы для биобиблиографического словаря. М., 1892. 50. Дионисий, иеромонах. [Иеромонах Дионисий (Валединский).] Идеалы православно-русского инородческого миссионерства. Казань, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

6 Мануил (Лемешевский) , митрополит. Указ. соч. С. 21; Новгородские епархиальные ведомости. 1913. 43. С. 1428–1432; Костромские епархиальные ведомости. 1914. 19. С. 501–502; Хлебников М. Дополняя житие святителя Иосифа Петроградского//Православная жизнь. 1999. 2 (590). С. 13–15. 8 Одинцов М.И. Русские Патриархи ХХ века: Судьбы отечества и церкви на страницах архивных документов. Часть I. М., 1999. С. 116. 9 См. заявление митр. Иосифа от 24 июня 1927 г. в хранящейся у частного лица папке «Материалы для истории Русской Церкви за 1922–30 гг. Еп. Иннокентий (Старая Русса)». 17 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей Церковной власти 1917–1943. М., 1994. С. 565. 18 Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия – «Григорианский», «Ярославский», «Иосифлянский», «Викторианский» и другие: Их особенности и история. Сортавала, 1993. С. 171. 21 «Сов. Секретно. Срочно, Лично. Тов. Тучкову» и не только ему. Донесения из Ленинграда в Москву, 1928–1930 годы/Публ. А. Мазырина//Богословский сборник ПСТБИ. 2003. 11. С. 336. 24 Архив Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ф. архивно-следственных дел, д. П-78806, т. 2, л. 483, т. 4, л. 106–111. 25 Жития и Жизнеописания новопрославленных Святых и Подвижников Благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших (от царствования царя-мученика Николая II Александровича и до наших дней). СПб., 2001. С. 423–424; «Я иду только за Христом…». С. 387. 26 Центральный государственный архив Санкт-Петерьурга, ф. 7179, оп. 10, д. 290, л. 447–470; «Я иду только за Христом…». С. 392, 396, 397, 424. 28 Архив Департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Южно-Казахстанской области, ф. 1, д. 723, л. 48–53. Читать далее Источник: Шкаровский М.В. Проблемы прославления в лике святых новомучеников-иосифлян (Доклад)//XXI Международные образовательные Рождественские чтения. 2013. 25-26 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010