Подробнее... Храм Святого Великомученика Георгия (Трново) [ править править код ] Храм святого великомученика Георгия в Трново построен в 1886 году. Во время Первой мировой войны колокольня храма была повреждена, а колокола вывезены. В 1920 году колокольню отремонтировали, а в 1921 году был куплен новый колокол. Во время Второй мировой войны немецкие солдаты устроили в церкви конюшню. Ими также были уничтожены церковные архивы, книги и иконы на иконостасе. Адрес: Trnovskog bataljona 53, Trnovo 71220, Босния и Герцеговина Проезд: Село Трново расположено недалеко от Восточного Сараево. Подробнее... Храм Святого великомученика Прокопия (Бреза) [ править править код ] Строительство церкви началось в 1930 году. Землю пожертвовал священник Йован Марьянович. Церковь была освящена в 1936 году митрополитом Дабро-Боснийским Петром (Зимоничем) на праздник святых апостолов Петра и Павла. Приход в Брезе был основан в 1940 году и включал Ильяшский, Високовский и Варешский приходы. До этого года село Бреза и окрестные деревни входили в состав Ильяшского прихода. Адрес: ul. A. Izetbegovia, Breza, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Святого великомученика Прокопия (Високо) [ править править код ] Церковь святого великомученика Прокопия в Високо была построена в 1857 году, часть храма была отремонтирована в 1998 году. Ремонт храма продолжается. Здесь же ранее находилось и здание старой сербской школы. 8 марта 2004 г. решением Комиссии по сохранению национальных памятников храм Святого великомученика Прокопия в Високом был объявлен Национальным памятником Боснии и Герцеговины. В церкви находится одна из самых известных и крупнейших коллекций икон в Боснии и Герцеговине, которая состоит из икон, подаренных прихожанами, а также из икон, привезенных сюда из церквей Сараево. Адрес: Podklisa 4, Visoko 71300, Босния и Герцеговина Подробнее... Храм Святого князя Лазаря и всех сербских мучеников (Андричград) [ править править код ] Храм посвящен косовским мученикам и святому князю Лазарю Сербскому, погибших в битве на Косовом поле 15 июня 1389 года. Храм был построен в рекордно короткие сроки: менее чем за два месяца. Фундамент был заложен 27 апреля, а крест установлен на куполе храма 21 июня. Первая архиерейская литургия была отслужена на Видовдан 28 июня 2013 года, когда и был освящен фундамент храма. Ктитором церкви является известный режиссер Эмир Кустурица.

http://azbyka.ru/palomnik/Босния_и_Герце...

Развернулась настоящая информационная война - события развивались по единой схеме: выброс потока компромата, его тиражирование, раздувание и нагнетание массовой истерии. далее... " За что и с кем мы воевали " Наталия Нарочницкая   Какими были истинные мотивы борьбы и тайные течения геополитики 1940-х годов? За что проливали кровь наши отцы и деды, с кем они вели битву? Как события героических дней минувших влияют на нашу сегодняшнюю действительность? далее... В российской армии должно быть духовенство Интервью с протоиереем Димитрием Смирновым   В этом году отмечается немало круглых дат в российской военной истории. 60-летие Победы во Второй мировой войне, 625-летие победы в Куликовской битве, 100-летие трагического Цусимского сражения и окончания русско-японской войны. О том, какое значение придает этим датам Русская Православная Церковь, почему российской армии необходим институт полковых священников и какие основные задачи стоят сейчас перед Отделом по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, корреспонденту портала «Интерфакс-Религия» Елене Соболевой рассказал председатель Отдела протоиерей Димитрий Смирнов. далее... Проблема церковной жизни — повсеместная замена веры суеверием Незаметно ушла старая Россия, которая несла еще на себе следы церковного, православного воспитания. Умерли наши бабушки, родившиеся в начале прошлого, а то и в конце позапрошлого века, с детства ходившие в храмы и церковно-приходские школы. Часто они были людьми малограмотными, но у них не было и сотой части тех околоцерковных суеверий и ложных представлений, с которыми мы сталкиваемся сейчас. далее...   Косовский регион превратился в рассадник преступности и международного терроризма   Уже в самом начале развития драматичной ситуации в Косове Русская Православная Церковь предупреждала правительства некоторых государств об опасности и недопустимости применения политики двойных стандартов, когда действия сербов, направленные на защиту своей жизни и религиозных святынь, расценивались как проявление агрессивного национализма, в то время как варварские злодеяния экстремистов, уничтожавших древние сокровища культуры сербского населения Косова и изгонявших самих сербов с земли их предков, не только не преследовались, но и всячески замалчивались.

http://pravoslavie.ru/press/glagol/07/pa...

Предпринятый султаном Мурадом I в 1386 г. поход против Л. не принес результатов. Дело даже не дошло до решительного сражения - по одной версии, султан повернул назад от Плочника на р. Топлица, по другой - оба войска «побежали» от этого места. В 1388 г. крупный тур. отряд потерпел поражение от боснийского войска ( 1984. С. 122-123). В этих условиях Л. стремился наладить союзнические отношения с соседями. Накануне Косовской битвы он (при посредстве своего зятя Николы Горянского) примирился с венг. кор. Сигизмундом Люксембургом. 15 июня (в день св. Вита - серб. «Видов дан») 1389 г. в кровопролитном сражении на Косовом поле с войсками султана Мурада, измотавшем силы обеих сторон, союзное сербско-боснийское войско потерпело тяжелое поражение, а Л. погиб. Существуют 2 версии гибели князя (у его мощей отсечена голова): по одной - он пал в битве, по другой - был казнен по приказу султана Баязида над телом его отца султана Мурада, убитого серб. добровольцем-смертником Милошем Обиличем, проникшим в османский лагерь под видом перебежчика. Тело Л. было выкуплено у победителей вдовой и детьми и погребено в соборной церкви Приштины. Почитание Церковное почитание Л. началось практически сразу же после его гибели. В 1390/91 г. мощи князя были открыты в присутствии патриарха и епископов, установлены их нетленность и мироточивость, после чего они были перенесены в Раваницу, где находились до 1690 г. Вероятно, сразу после перенесения мощей в Раваницу патриарх Ефрем провозгласил Л. святым. В 1395 г. в жалованной грамоте Русскому Пантелеимонову мон-рю на Афоне его сын Стефан именует Л. святым ( 1965. С. 125). Во время Великого переселения сербов на земли Габсбургской монархии мощи Л. были перенесены братией Раваницы в Венгрию, где 4 года находились в Сентендре (вместе с мощами св. семейства Бранковичей из монастыря Крушедол) в специально построенной деревянной церкви на берегу Дуная, затем их перенесли в мон-рь Врдник (Новая Раваница). С началом австро-тур. войны в 1716 г. святыня была перенесена в Футог, но затем возвращена во Врдник.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

294 Марко, сын Вулкашина, называл себя призренским кралем; Владимир, незаконный сын Душана, также писался на монетах кралем (Гласник VIII, 276; VÏ 186, 189). 295 Раича Ист. 3, 1–17. Летоп. в Гласнике I, 166; V: 77, 78. XÏ 148, 149. Сын Вулкашина отказался и на общем собрании признавал верховную власть Лазаря; но Лазарь скоро выгнал его из призренского кралевства его. Тронош. лет. § 40, 41. 297 О постановлении второго патриарха Сербии – в муз. Румянцева стр. 157. Раича Ист. 3, 17–20; 2: 627, 628. Синаксарь Сербляка л. 145. На монетах «кнезь Лазарь», но в византийской короне и со скипетром в руке (Зап. археол. общ. 1: 359, 366, 367. Гласник V, 214). По другим памятникам, он то князь, то царь; последнее означало, что народ уважал его как царя, хотя он и не носил имени царя.– Сербляк (л. 145) говорит, что примирение Константинополя с сербскою церков было при п. Феофане; но в 1376 г. патриархом кон. был Филофей, столько же кроткий, сколько умный и просвещенный. В другом месте (л. 152) и Сербляк говорит, что примирение последовало при п. Филофее. 300 Порфирии указатель стр. 55. Григоровича Путеш. стр. 81. Грамоты напеч. в Христ. Чт. 1853 г. 11: 309, 310. 302 Это писано в 1583 г. Тогда приходили в Москву из Сербии за милостынею «Троицкаго олешковскаго монастыря священник Иоаким и Вознесенскаго монастыря священник Авксентий». Сношения России с востоком стр. 128.,132, Спб. 1858 г. 304 По воле сына его Волка, при патр. Спиридоне, когда п. Ефрем жил на покое, написан летовник Георгия Амартола. Григоровича Путеш. 23, 24. 307 Гласник IV: 194, 195, выставляет достоверное предание, что Милош Обилич, зять кн. Лазаря и воевода браничевский основал близ Голубца мон. Тумане, поныне существующий. Милош ненамеренно застрелил инока Зосиму на молитве. Этот несчастный случай вызвал Милоша построить богатый монастырь. Не тот же ли несчастный случай усилил в нём решимость – пожертвовать своею жизнию, лишь бы убить страшного врага веры и отчизны – Мурата? 308 Известие современного русского паломника Игната, Никон. лет. 3, 161, и в сказаниях рус. народа.– Два сказания XV в. о Косовской битве у Гидьфердинга в XIII т. Зап. геогр. общ. 271–273. Там же стр. 265–270 народные сказания. Из них одно в полном виде напеч. в Чтен. общ. ист. 1860 г.; об историческом достоинстве их давно сказал Раич: «о Милоше в простой повести сказуемое на басни походит». Троношская летоп. в Гласнике V: 84, 85, 88–92; 3: 51, 3. В сербском прологе XIV в. под 15 июня: «в си же день, а в л. 7897 (1389) бысть бои кнеза Лазаря с Амуратом царем на Косова поли и ту многа трупня падоше от христиан и турок. Сербле бо испръва разбили беху и царя Амурата убыше. И за пробежение некоих от срьбских войск преодолеша турци и бысть велико сьражение. Убыше же и славнаго срьбскаго господина, кн. Лазаря. Все же погубенные и кровь свою пролявше христиани Бог сподоби с всеми пострадавшими за име Его, Ему же слава». Гласник X: 341, 342.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4. Св. мученик Лазарь, князь Сербский . Один из сербских вельмож, владевших сербским царством после царя Душана. По смерти царя Уроша патриарх Ефрем короновал Лазаря на сербское царство. Лазарь вместе с монахом Исаией отправлял посольство в Царьград, чтобы ходатайствовать о снятии прещения с сербского народа 74 . Неоднократно воевал против турецких полчищ. Наконец, 15 июня 1389 года на Косовом поле дал сражение турецкому султану Амурату. В этой битве Лазарь погиб. Его тело было похоронено в его [же] задушбине Раваница близ Чуприи. Впоследствии оно было перенесено в Раваницу Сремскую. Во время Второй войны (в 1942 году) тело святого Лазаря перенесли в Белград и положили в Соборной церкви, где и поныне почивает оно в нетлении, источая утешения и исцеления всем обращающимся к нему с молитвой 75 . Воссоздал он монастыри Хиландар и Горняк, построил обители Раваница и Лазарица, был ктитором русского монастыря святого великомученика Пантелеймона, а также многих других церквей и монастырей. 5. Св. Ефрем, патриарх Сербский . Родившись в семье священника, с малых лет стремился к духовной и подвижнической жизни. Когда родители хотели его женить, он убежал на Святую Гору. Позднее вернулся и подвизался в Ибарском ущелье и в монастыре Дечаны. Когда наступило многоначалие и борьба за первенство в государстве, а также, к сожалению, и в Церкви, Собор в 1375 году избрал Ефрема патриархом на место упокоившегося Саввы. Когда ему сообщили об этом избрании, он горько зарыдал, но не смог отказаться. Короновав в 1382 году князя Лазаря на царство, он отрекся от престола, передав его Спиридону, а сам опять удалился в пустыню. Однако по кончине Спиридона, в 1388 году, царь Лазарь упросил его снова занять кафедру. Святой Ефрем управлял Сербской Церковью в тяжелую эпоху Косовской катастрофы и после нее, вплоть до 1400 года, когда на 88-м году своей жизни скончался и отошел ко Господу, Которого [воз]любил. Его мощи почивают в монастыре Печ[ская Патриархия]. 6. Блаж. Августин, епископ Иппонский . Благодаря советам, слезам и молитвам своей матери Моники обратился из язычества в христианство. Великий учитель Церкви и влиятельный писатель с известными, не принятыми [Церковью] крайностями в учении. 35 лет прославлял Господа как епископ Иппонский, а всего прожил на земле 76 лет (354–430).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Это были тяжелые времена для сербского народа. Государственные смуты отражались и на церковных делах. Как некоторые князья не желали подчиняться святому царю Лазарю, так некоторые архиереи не желали слушать святого Патриарха Ефрема. Около 1380 года святитель Ефрем, стремясь к безмолвию и пустынножительству, передал престол новоизбранному Патриарху Спиридону († 1389: память 30 августа) и ушел в монастырь святого Архангела Михаила в Призрене, где пребывал в молчании 9 лет. После кончины святителя Спиридона не было возможности созвать новый Собор из-за поражения сербов в битве с турками на Косовском поле. Тогда святитель Ефрем вновь возглавил Сербскую Церковь . Он мудро управлял Церковью в особо тяжелые и опасные времена после косовского поражения до избрания Патриарха Даниила III (1392–1398). Затем святитель Ефрем вновь удалился в пустынное место около Печа, где и упокоился 15 июня 1399 года. Через 7 лет после мирной кончины мощи святителя были обретены нетленными. Они почивают в Печской Патриархии. Житие и службу святителю составил в начале XV века его ученик епископ Печский Марк. Литература: 1 . Иустин (Попович) , архимандрит. Жития святых (на сербском языке). Июнь. Белград, 1975. 2 . Србльаку. Cmyдje, Београд, 1970. 3 . Арх. Данило. Животи кралева и архиепископа српских. Загреб, 1866, стр. 384–386. Святаго и блаженнаго великомученика, иже во царех, князя Лазаря, бывшаго Самодержца Сербския земли НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Небесных чинов радование/ и на земли человеков новое веселие,/видяще тя, на Небесныя круги возлетевша,/ и вшедша в желаемая ти радостно,/ и славы Божественныя наслаждающася, Лазаре. Данный ти талант державный, Богомудре,/возрастил еси сугубо благодатию,/о немже и кровь свою излиял еси, Лазаре./Темже слышиши:/благий рабе и верный,/вниди в радость Господа твоего. Корене благаго блаженнейшая отрасль был еси,/при источницех благочестия насажден,/древо плодовито,/всяк вид добродетелей носяй, был еси/ и сего во времена Содетелю и Творцу твоему отдал еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Выбор, который, решая эту проблему, должен был сделать государь, имеет практически прямую аналогию в судьбе другого святого православного славянского государя — благоверного князя Лазаря Сербского. Важнейшее событие всей сербской истории и ее поворотный момент — 15/28 июня 1389 года, битва на Косовом поле. Этот бой стал символом как сербской борьбы за независимость, сербского героизма, так и символом поражения в этой борьбе, обрекшей народ на мученичество. Однако главное в истории Косовской битвы — не военное противостояние, а явление сербскому государю, св. князю Лазарю Ангела, предложившего нелегкий выбор: Царствие земное, то есть победу над турками и славное, как бы мы сказали сегодня, геополитическое будущее Сербии при жизни князя, или мученичество ради Царствия Небесного, причем мученичество не только лично князя, но и его народа. Царство Небесное для всей Сербии и всех сербов, сохранение ими навсегда верности Православию предлагалось св. Лазарю вместе с поражением в битве против Османской империи и потерей независимости… Благоверный князь Лазарь Сербский Святой князь, по преданию, ответил: «Земное царство — на миг, а Царство Небесное — навек», и отправился на битву, не имея никакой надежды на земную победу и на то, что сам он останется в живых. Он был прославлен в лике святых буквально через несколько лет после своей гибели и всегда воспринимался не только и не столько как благоверный князь-воин, но как мученик за веру Христову. Даже по перечню катастрофических событий, последовавших за отречением Николая II от престола, мы легко можем судить, что перед русским государем в 1917 году стоял такой же выбор, как перед его сербским собратом в году 1389. Царство земное, т.е. победа в мировой войне и последующий небывалый экономический и политический подъем, но при сохранении всех внутренних духовных проблем, с которыми Россия подошла к 1917 году, или Царство Небесное, сохранение с последующим возрождением Православия для России через мученичество (как собственное, своей семьи, так и народа), Смуту, Гражданскую войну и жесточайшие гонения на Церковь. Такой тяжелый выбор мог быть предложен только царю, как получающему в Таинстве помазания на царство особые благодатные дары от Господа — и только царь мог согласиться на столь чудовищные, по внешности, события, за себя и свой народ.

http://pravmir.ru/tsarskoe-delo-otrechen...

Последним по времени памятником рашской школы считается соборный храм монастыря Дечаны (1334/35), построенный по проекту архитектора Вита Трифунова и представляющий собой крестово-купольную постройку, в архитектуре и декоре которой сочетаются сербские, византийские и романо-готические мотивы. Барабан купола установлен на кубическом основании, встроенном в двускатную крышу. Храм богато декорирован скульптурными и рельефными изображениями людей, Ангелов, животных и растений. Общий упадок сербской культуры, явившийся следствием распада Сербского королевства после смерти короля Стефана Душана и поражения сербов в битве на Косовском поле (1389), отрицательно сказался и на состоянии церковного зодчества. После того как многие сербские земли вошли в состав Османской империи темпы развития храмостроительства в Сербии значительно снизились, многие древние храмы пришли в упадок. Строительство храмов возобновилось на тех сербских территориях, которые на рубеже XVII и XVIII веков вошли в состав Австро-Венгерской империи. Однако в архитектуре православных храмов Австро-Венгрии преобладал западный стиль церковного зодчества: внешне эти храмы не должны были отличаться от католических. Лишь на рубеже XIX и XX веков, после обретения Сербией независимости, появилась возможность вернуться к византийским образцам в храмовой архитектуре. Современное сербское храмоздательство характеризуется стремлением к восстановлению связи с византийскими истоками. Крупнейшим строительным проектом Сербской Православной Церкви был собор Святого Саввы в Белграде. Возведение этого собора началось в 1935 году, но из-за Второй мировой войны и последовавшего по ее окончании установления в Югославии коммунистического режима было приостановлено и возобновилось лишь в 1985 году. Храм был освящен в 2004 году, но отделочные работы в нем продолжаются до сих пор. При планировании здания за образец был взят собор Святой Софии в Константинополе, хотя пропорции образца не были соблюдены. И по высоте здания (65 м), и по площади (81 x 91 кв. м), и по диаметру купола (35 м) белградский собор превзошел константинопольский образец, сделавшись самым крупным православным храмом в Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 1203 г. посол Иоанн де Касамарис в отчете папе Иннокентию III писал, что в Боснии и Хуме возобладало влияние Вост. Церкви и богослужения совершаются на слав. языке; однако там сохранилась и лат. епархия. Известно, что в более поздний период здесь действовали кафедры Сплитской и Дубровницкой архиепископий, находившиеся в противостоянии друг другу вплоть до тур. покорения этих земель. На рубеже XIII-XIV вв. произошло усиление позиций Православия, поскольку в это время Вост. Босния находилась под управлением серб. краля св. Драгутина . Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в. Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в. После смерти бана Матвея Нинослава Босния до 20-х гг. XIV в. находилась в состоянии политического упадка. Ее сев.-вост. районы (Усора и Соли) были превращены в отдельный банат, находившийся под венг. управлением, остальные земли были раздроблены и частично управлялись далматинскими банами из семейства Шубичей. С кон. 1-й четв. XIV в. начинается объединение страны банами из рода Котроманичей, в ее состав возвращаются выделенные ранее сев.-вост. районы. Стефан II Котроманич (1314-1353) присоединил к своим владениям Хум, что при серб. царе Стефане Душане вызвало сербско-боснийскую войну 1349-1351 гг., и Центр. Далмацию. Начинается экономический подъем Боснии, связанный с развитием рудного дела (добыча серебра и полиметаллов) и появлением нем. колонистов-металлургов («саксы», «саси»), создававших новые города, центры добычи и обработки металлов, ремесел и торговли (Дежевице, Крешево, Остружница, Сребреница, Фойница и др.). В стране увеличилось католич. население. В 1339 г. Боснию посетил ген. францисканского ордена Джерардо Одони. Результатом его миссии явились возникновение в местах поселения саксов-колонистов сети францисканских мон-рей и создание вик-ства ордена. В 1391 г. католич. епископия в Требине была объединена с Мрканской (о-ва Далмации, ныне Хорватия). Вершины политического могущества Босния достигает в правление сына Стефана II Твртко (1351-1391), к-рый после гибели кор. Вукашина и смерти св. царя Стефана Уроша Немани (1371) присоединил зап. серб. земли (бассейн верхнего течения р. Дрины с притоками, Оногошт, Требине), а в 80-х гг. XIV в. часть Славонии и Далмации с Трогиром, Сплитом и Шибеником. В 1377 г. Твртко короновался с традиц. для Неманичей именем Стефан и титулом «король Сербам, Боснии и Приморью», чем хотел подчеркнуть наследственное право на царский венец своих родителей (он был правнуком серб. кор. Драгутина по жен. линии). Боснийскому кралю удалось нанести поражение венг. войскам Сигизмунда. В 1389 г. боснийские войска приняли участие в Косовской битве на стороне сербов.

http://pravenc.ru/text/153243.html

С глубоким интересом и вниманием осматривали мы и владения монастыря: его сад, хозяйство, поля и виноградники. В монастырских владениях находится священный чудотворный ключ, глубоко почитаемый всеми окружающими поселянами. Мы были на этом старинном источнике, вошли под прохладную сень грота и с молитвой пили студеную чистую воду. И казалось, близка тогда была сама седая древность тех давних времен, когда первые славянские племена приходили в эти места и, утомленные после долгого пути, с глубочайшей благодарностью Богу находили студеный, чистый, прохладный ключ. Это благоговейное чувство благодарности Богу за ниспосланную благодатную влагу оставалось и тогда, когда славяне принимали веру Христову, и чувство это, безотчетное и туманное, освящалось первого августа и весной в Преполовение – священники с народом приходят к этим ключам, освящая их чистые воды. Недалеко от Крушедола высится старинный монастырь Раваница. В те давние и страшные годы, когда, бежав от турецкого ига, сербы покидали любимые родные места, места, овеянные древней исторической славой их предков, они захватили с собой в новые края священнейшие реликвии прошлого. Захватили они и мощи своих великих святых, захватили мощи великого мученика сербского святого царя Лазаря, погибшего вместе со всем своим воинством до единого человека в страшной, жестокой Косовской битве. И вот над святыми мощами царя Лазаря в новой чужой земле, в стране изгнания, воздвигли сербские поселяне прекрасный благолепный монастырь. Ранним осенним утром, когда поля кругом желтели спелыми колосьями, а могучая, великая гора Фрушкая на склонах своих краснела и желтела листьями виноградников, сгибавшихся под тяжестью плодоносных лоз, на одном из поворотов дороги нам показался Раваницкий монастырь, окруженный могучей стеной монастырских зданий, расположенных как около центра около своего храма, своей главной святыни. Проехав через старинные огромные ворота монастыря, мы прямо подъехали к церкви и с молитвенным благоговением вступили под ее старинные своды. Высокая, богато украшенная гробница с мощами святого царя Лазаря стоит у иконостаса. С молитвой преклонились мы пред этими святыми, совершенно нетленными вот уже на протяжении шести веков останками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010