Видовдан: торжество скорби В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана…. 29 июня, 2010 В свое время сербским священнослужителям приходилось искать защиты от произвола местных грабителей у турецкого султана…. — 28 июня сербы отмечают Видовдан — день Косовской битвы — главный национальный сербский праздник. Историк иеромонах Игнатий (Шестаков) рассказал корреспонденту портала «Правмир» о смысле праздника, том, как прошел праздник в этом году и  о современном положении дел в Косово. — Для начала хотелось бы сказать о самом названии — Видовдан. Почему, собственно, Видовдан и что это означает? Действительно для нас это название звучит несколько непонятно и каких-то определенных ассоциаций не вызывает. На самом деле объясняется это довольно просто. 28 июня — это помимо даты Косовской битвы, еще и день памяти святого мученика Вита, пострадавшего при Диоклетиане. По-сербски — Видовдан — буквально день Вита. Подобного рода названия церковных праздников и дней памяти святых характерны для сербской церковной традиции. У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (свт.Николая), Митровдан (св.вмч.Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (вмч.Георгия) и так далее. Видовдан на протяжении веков ассоциируется именно с Косовской битвой , эти два понятия фактически стали синонимами. Они в равной степени встречаются в сербской богословской, философской, исторической литературе, звучат в проповедях. Если говорить о современном значении этого дня, то это одновременно и праздник и день скорби. Скажем день скорби и торжества одновременно. Литургия в Грачанице С одной стороны в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия — поражение в Косовской битве, которое считается отправной точкой, с которой началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Как говорят сами сербы «турецкого рабства». (Хотя, конечно, порабощение турками сербских земель было более сложным, постепенным процессом и в основном закончилось только во второй половине XV века.) Поэтому для сербов — день гибели земного «Сербского царства».

http://pravmir.ru/vidovdan-torzhestvo-sk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Видовдан Как проигранное сражение стало сербским национальным праздником 01.07.2021 622 Время на чтение 5 минут Источник: Православная жизнь И почему для сербов так важна память о Косовской битве. Фото: pravlife.org Ежегодно 28 июня в Сербии отмечается национальный праздник «Видовдан» (Видов день), установленный в память о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году. Тогда сербское войско во главе с князем Лазарем Хребеляновичем противостояло турецкой армии – более сильному и многочисленному противнику. Все сербские воины и их благородный правитель погибли в том бою, а Сербия оказалась под османским игом. Почему же для сербов так важна память о Косовской битве, а князь Лазарь почитается как национальный герой? Об этом порталу «Православная Жизнь» рассказал сотрудник пресс-службы Сербской Патриархии Николай Сапсай. – Николай, Косовская битва – трагическое событие в истории средневековой Сербии, следствием которого стали пять веков турецкого рабства. Тем не менее она воспета в гимнах и народных песнях, а князь Лазарь после гибели почти сразу был причислен к лику святых. В чем же значимость этого сражения и почему князь Лазарь герой? – В житии благоверного князя Лазаря Сербского повествуется о том, что в конце XIV века огромная армия турок двинулась на завоевание Балкан и Европы. В июне 1389 года, в день памяти святого Вита (поэтому сам праздник именуется Видовдан), произошло решающее сражение с турками в Сербии на Косовом поле. Сербское войско возглавлял князь Лазарь, который в народе именовался царем Лазарем. Видя, что турецкая армия во много раз превышает их численностью, сербы понимали, что идут на верную смерть. На рассвете все воины приняли участие в Литургии и причастились, после чего князь Лазарь повел свое войско на битву за веру и Отечество. Бой был неравный, но сербские воины продержались до заката. Князь Лазарь сражался отважно, и, по свидетельству летописи, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но враги все же схватили израненного правителя, после чего исход сражения был предрешен.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/01/vidovd...

«Прежде верен. А теперь неверен» К социально-психологическому портрету сербской знати XIV–XV веков Диакон Владимир Василик    Сегодня 28 июня – день святого Вида – годовщина Косовской битвы , происшедшей 15 июня (по старому стилю) 1389 года. В следующем, 2014 году исполняется 625 лет со дня этого судьбоносного сражения, которое, по мнению ряд исследователей, привело в конечном счете к покорению Балкан османами. В этой битве погиб святой благоверный сербский князь Лазарь и цвет сербской знати. Для того чтобы понять причины поражения и сербской катастрофы в целом, необходимо рассмотреть многие аспекты сербской истории, в частности – судьбы сербского дворянства. Проблемам сербского нобилитета, казалось бы, в историографии уделялось достаточное внимание. Следует упомянуть классические работы Новаковича, Динича, Ферьянчича, Наумова, недавнюю книгу Благоевича и т.д. Издан ряд памятников, имеющих прямое или косвенное отношение к сербской знати, рассмотрен ряд важных социально-политических аспектов формирования и функционирования сербского нобилитета. Однако целый ряд проблем до сих пор представляется нерешенным. Прежде всего – это генезис дворянства. Еще в XIII веке в хрисовулах встречается термин «воины» (воиники). В документах XIV века он исчезает и появляется термин «властела». Как считают исследователи, это означает, что «воины» как общественный слой исчезли, превратившись в дворянство-властелу, либо растворились в массе «себров» – работников господских и монастырских хозяйств . Действительно, «Законник» Стефана Душана знает понятия «властела» и «себр»; «воиник» в нем не встречается . Однако неизвестно, когда и при каких обстоятельствах произошел этот процесс. Далее, не вполне ясны соотношения внутри самого дворянства. В «Законнике» выстраивается следующая иерархия: великий властелин, властела, властеличичи, прониары, прониаровичи. Как видим, дворянство разделялось на владельцев наследственной неотчуждаемой земли (баштины) и держателей условного владения (пронии) за службу . Однако прония, начиная со второй половины XII века, на Балканах все более феодализируется и теряет характер условности . С другой стороны, не вполне ясны различия внутри властелы – среди лиц, входящих в круг «великой властелы», просто властелы и властеличей.

http://pravoslavie.ru/62453.html

Скачать epub pdf «Добро пожаловать, мы рады видеть Вас и разговаривать в мире и добре, – приветствовал нас Его Святейшество Патриарх Сербский Павел в здании Патриархии в Белграде. – Я не стану представлять сербов, Православие и веру православную лучшими, чем они есть. Это бессмысленно, Бог точно знает, кто есть кто. Нет народа, в котором нет преступников ни в мирное время, а тем более во время войны. Но, представлять злодейским целый народ нельзя, нельзя весь народ называть преступным» «Вспомните о преступлениях Второй Мировой войны и что, теперь, нужно всех хорватов называть усташами, или всех мусульман такими-сякими? Есть и хорошие и плохие мусульмане, я жил с ними 10 лет и некоторые из них были моими добрыми приятелями. Гимназию я закончил в Тузле, а Семинарию – в Сараево. За время учёбы в Сараево я был председателем Общества трезвости молодёжи всех школ Сараево, в том числе и медресе Гази Хусрав-бега, где училось несколько моих друзей. Несколько лет назад Вы сказали следующее: «Потерять Косово, основу Святосавия 1 , значит поставить под вопрос и наши души и себя самих. Косово – колыбель сербской духовности и государственности, душа и сердце детей светосавских». Скажите, теперь Косово для Сербии потеряно? – В Средние века Косово для нас было центром церковной и государственной жизни. Еще святой Арсений, первый наследник святого Савы, перенес Патриархию в Печ, и там сербские архиепископы и патриархи были годами. Здесь наши важнейшие монастыри, наши величайшие достижения в истории, культуре, живописи и зодчеству. Но не как территория важно для нас Косово, хотя здесь и находятся монастыри, проповедовавшие веру, учившую жить по-человечески. Монастыри в других частях Сербии тоже делали это. Вот, чем важно для нас Косово: святой князь Лазарь и наши предки вышли на Косово не отнимать чужое, но защищать своё, не посягать на чужую свободу, но защищать свою, не налагать свою веру на других, но защищать свою. В Косовской битве 1389 г. погибли и князь Лазарь и султан Мурат. Мы держимся того принципа, что оборонительная война благословенна. Однажды у меня спросили, бывает ли праведная война. В Святом Писании говорится: «настала война на небе». Сатана, по-вашему шайтан, был ангелом, который из гордости восстал против Бога. Сейчас все сектанты, сатанисты, заявляют: «нет власти надо мной, я – всё и вся». Что он считает добрым, то и делает; точно как тот шайтан или сатана со своими сторонниками из ангелов, так же восставшие против Божьей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Видовдан Посвящается битве на Косовом поле (1389 г.) и сербскому витязю Ратко Младичу 27.06.2023 483 Пошли мне Косовский в Гаагу! Прошу тебя, мой друг, пришли. Здесь на Голгофе в окружение ада, моя душа истосковалась без любви, болит, тоскует и зовёт. Тоскует о воздухе, что там на Шар-планину дует. О фресках на Грачанице святой! За Югом Богданом, и витязях, что голову сложили в Косовском бою. За братьями зовущих Юговичами по все округе! За Лазарем царем и его супруге! О Печка Патриаршая за тобой! Мой дух пылает и горит от той любви, что с молоком впитал я, за всех погибших сербских сыновей! О друг мой Мирослав, пришли, пожалуй, мне в Гаагу, тот Косовский что уж восходит с востока вместе с солнцем на моей земле! И пусть вся Сербия ликует Ратко Младич все ещё воюет За Родину - распятый на кресте! февраль 2023 г. - Мирослав живет в г.Грачанице Божур - пион, который вырос на крови сербских витязей Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/27/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЯЗИД I [Баязет; тур. Bayezit], прозванный за военные успехи Йылдырым («Молния») (1354 или 1360 - 8.03.1403), 4-й тур. султан (1389-1402) Османской (Оттоманской) династии. Старший сын Мурада I, он возглавил тур. армию после того, как его отец был убит в своей палатке серб. героем Милошем Обиличем во время Косовской битвы 15 июня 1389 г. Используя численное превосходство турок, Б. одержал победу на Косовом поле. Решительный, жестокий и отважный воин, став султаном, он продолжил завоевательную политику отца. После подчинения Сербии занял Македонию (к 1392, кроме Фессалоники), завоевал всю Болгарию (1393-1396), захватил Фессалию, Коринф, вторгся в Морею (1394) и Венгрию (1395). Венг. кор. Сигизмунд во главе крестоносного войска пытался остановить движение османов, но в сражении с турками при Никополе на Дунае 25 сент. 1396 г. потерпел полное поражение. До 10 тыс. крестоносцев попали в плен, остальные бежали. Б. приказал перебить почти всех пленников (кроме 300 знатных рыцарей, к-рых отпустил за огромный выкуп). В 1397 г. османы вторглись в Венгрию и стали систематически опустошать ее, уводя десятки тыс. людей в рабство. В своих военных походах Б. широко использовал силы христ. вассалов, в частности своего шурина серб. деспота Стефана Лазаревича. В битве под Никополем тяжелая серб. кавалерия сыграла решающую роль, а в Ангорском сражении едва не переломила ход битвы в пользу султана. В средневек. слав. лит-ре (в частности, в Житии деспота Стефана Константина Костенецкого (ок. 1431-1434)) имя Б. стало символом жестокого, но мудрого и по-своему справедливого правителя. К 1391 г. османский султан завоевал всю М. Азию, кроме Трапезундской империи и Киликии. Византийская империя была в полной зависимости от Б. Визант. императоры еще с 1370 г. платили Османам дань и посылали вспомогательные ополчения. Б., как и его отец, поддерживал притязания на престол сына Андроника IV Палеолога (1376 -1379) Иоанна VII Палеолога , к-рому помог 14 апр. 1390 г. на короткое время захватить визант. столицу. В 1394 г. тур. флот овладел Фессалоникой, в том же году Б. блокировал с суши К-поль и в течение 7 лет держал его в осаде. Связь с внешним миром поддерживалась лишь морем. Имп. Мануил II Палеолог безуспешно в течение 3 лет искал помощи в Зап. Европе (Италии, Франции, Англии). В К-поле начались голод и болезни. Однако вторжение в М. Азию войск Тимура (Тамерлана) (1370-1405) отвлекло султана от визант. столицы. Одна из самых кровопролитных и жестоких битв в мировой истории - Ангорское сражение - произошла при Анкире 28 (или 20) июля 1402 г. между войсками Б. и Тимура. Ополчения бывш. малоазийских эмиратов, увидев в лагере Тимура своих прежних эмиров, изменили османскому султану и внезапно ударили в центр его войска. Армия Б. была разгромлена, султан захвачен в плен, где и умер.

http://pravenc.ru/text/77736.html

Они привезли его из мотопаломничества по Сербии 10 апреля. ПРАВМИР. Организаторы культурно-исторического пробега «Русские Балканы» планируют передать Патриарху Кириллу знамя князя Лазаря Косовского. Знамя с ликом князя они получили во время паломнического пробега по территории Сербии и Республики Сербской (Босния и Герцеговина), сообщает РИА «Новости». На стяге вышита «косовская клятва» – знаменитый призыв военачальника ко всему сербскому народу принять участие в решающей битве с турками-османами на Косовом поле в 1389 году. Байкеры получили знамя от сербских детей. «Мы побывали там, где был сам Лазарь, прошли по всему его пути, которым он шел на Косовскую битву. Приложили стяг к мощам святого князя в монастыре Раваница … И вот, провезя его через всю Сербию и Республику Сербскую, хотим его передать Святейшему Патриарху Кириллу или в Паломнический центр Московского патриархата», – рассказал организатор акции, председатель Федерации мототуризма России Евгений Строгов. Пробел «Русские Балканы» состоялся во второй половине марта 2018 года. Его участники проехали свыше двух тысяч километров, посещая православные церкви, монастыри и объекты воинской славы сербского и российского народов. Паломничество «Русские Балканы» проводилось во славу святых князя Лазаря и князя Дмитрия Донского. В планах организаторов пробега провести мотопробег «Куликово поле – Косово поле». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 августа, 2006 22 марта, 2010 23 июня, 2010 5 мая, 2023 3 мая, 2023 14 декабря, 2021 24 сентября, 2021 29 мая, 2021 3 мая, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/baykeryi-peredadut-pat...

Русская Церковь осудила нападение албанских экстремистов на автобусы с детьми в Косове 30 июня, 2013. Новостная служба Экстремисты стремятся отметить Видовдан насилием над православными сербами, чтобы запугать их и заставить отказаться от собственной истории, связанной с краем Косово. Нападение на сербских школьников заслуживает решительного осуждения со стороны международного сообщества. 30 июня. ПРАВМИР. Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступила с заявлением о нападении албанских экстремистов на автобусы с детьми в Косове. Текст заявления опубликован на сайте ОВЦС : По сообщению информационного агентства РТС, 28 июня 2013 года группа албанских экстремистов совершила организованное нападение на колонну школьных автобусов, перевозивших сербских детей, которые возвращались с торжеств по случаю национального праздника Видовдан – дня Косовской битвы. В беззащитных детей полетел поток камней. Трое юных паломников получили опасные ранения. Полиция Косова не сумела задержать нападавших. С сожалением приходится констатировать, что аналогичные инциденты случаются в Косове и Метохии практически ежегодно. Так, в 2012 году свыше 50 молодых людей, прибывших из Сербии на торжества по случаю Видовдана у монумента Косовской битве, пострадали в результате нападения с использованием бутылок с зажигательной смесью, а некоторые из них были госпитализированы с огнестрельными ранениями. Экстремисты стремятся отметить Видовдан насилием над православными сербами, чтобы запугать их и заставить отказаться от собственной истории, связанной с краем Косово. Нападение на сербских школьников заслуживает решительного осуждения со стороны международного сообщества. Данный случай заставляет вновь усомниться в том, что косовские власти способны преодолеть межэтническую напряжённость и дать реальные гарантии безопасности православному сербскому населению региона. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ovcs-osudila-napadenie...

Видовдан: торжество скорби (версия для печати)/Православие.Ru Видовдан: торжество скорби Православие.Ru , 30 июня 2010 г. 28 июня сербы отмечают Видовдан – день Косовской битвы – главный национальный сербский праздник. Историк иеромонах Игнатий (Шестаков) рассказал корреспонденту портала «Православие и мир» о смысле праздника, том, как прошел праздник в этом году и о современном положении дел в Косово. Загрузить увеличенное изображение. 912 x 610 px. Размер файла 151221 b. Божественная литургия в монастыре Грачаница. 28 июня 2010 г. Божественная литургия в монастыре Грачаница. 28 июня 2010 г. – Для начала хотелось бы сказать о самом названии – Видовдан. Почему, собственно, Видовдан и что это означает? Действительно, для нас это название звучит несколько непонятно и каких-то определенных ассоциаций не вызывает. На самом деле объясняется это довольно просто. 28 июня – это помимо даты Косовской битвы, еще и день памяти святого мученика Вита, пострадавшего при Диоклетиане. По-сербски – Видовдан – буквально день Вита. Подобного рода названия церковных праздников и дней памяти святых характерны для сербской церковной традиции. У сербов есть такие праздники как Йовандан (Собор Иоанна Крестителя), Никольдан (святителя Николая), Митровдан (великомученика Димитрия Солунского), Илиндан (пророка Илии), Джурджевдан (великомученика Георгия) и так далее. Видовдан на протяжении веков ассоциируется именно с Косовской битвой, эти два понятия фактически стали синонимами. Они в равной степени встречаются в сербской богословской, философской и исторической литературе, звучат в проповедях. Если говорить о современном значении этого дня, то это одновременно и праздник, и день скорби. Скажем, день скорби и торжества одновременно. С одной стороны, в этот день в жизни сербского народа произошла величайшая трагедия – поражение в Косовской битве, которое считается отправной точкой, с которой началось утверждение турецкого владычества над Сербией. Как говорят сами сербы, «турецкого рабства». (Хотя, конечно, порабощение турками сербских земель было более сложным, постепенным процессом и в основном закончилось только во второй половине XV века.) Поэтому для сербов – день гибели земного «Сербского царства».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010