И потому, хотя я и знаю слабости своей души, я не боюсь, что моя нога дрогнет на тернистом пути Голгофы, на который я сегодня вступил. Ибо когда бы она и захотела дрогнуть, светлость и теплота этих бесчисленных примеров Христовых героев вернет ей уверенность и силу. В своем первом архипастырском слове, братия и сестры, хочу дать вам, Христолюбивым чадам сей Церкви, чьим епископом я сегодня стал, несколько советов. Вооружайтесь, братия и сестры, духовным оружием, ибо Христова Церковь ведет сегодня во всем мире одну страшную войну. Эта война Церкви не война за позиции земной власти и силы, но война за спасение человеческих душ, борьба за то, чтобы вырвать их из мрачных и смертоносных объятий сатаны и привести в благие объятия Отца Небесного. Эта борьба началась не сегодня и не вчера. Она стара столь же, сколь стар и сам человеческий род. Но эта борьба никогда не была так сурова, как в наши дни, ибо сегодня богатство и сила соблазнили людские души. Да, война с духами злобы поднебесной и есть то, чем Церковь занята сегодня, а не войной с политическими партиями сего мира. Ибо Христовой Церкви мало дела до того, какая партия овладеет миром, но ей много дела до того, чтобы миром овладели любовь, истина и правда. Ибо пока не овладеют эти трое, никогда не будет завоеван мир. Я полагаюсь, братия, на вашу любовь к Спасителю и на нашу веру в Бога. Я надеюсь, что в этой битве проиграете не вы, но ваш враг, диавол. Но не забывайте, что выиграть эту битву можно только оружием жертвы. Жертвы великой и малой. Не забывайте, что вы потомки того косовского князя, который пожертвовал земным, чтобы получить небесное; не забывайте и то, что вы чада народа, который не имеет ничего великого, чего не приобрел бы ценой великой жертвы. И поэтому, если в ком-то из вас живет желание бежать от жертвы, пусть преобразит он это желание сегодня, на святое Преображение, в желание приобрести евангельской жертвой евангельский венец победы. Спасибо вам, братия и сестры, что вы сегодня принесли Богу жертву молитвы о благословении на мои предстоящие труды.

http://pravoslavie.ru/29886.html

С тех пор как стоит Чёрная Гора, Балканы и славянство в здешних пределах, проповедь противления злу не знала более вдохновенного пророка, нежели владыка Негош. нужно помнить, что представлять Христа, безразлично относившимся ко злу в мире, значит ни больше ни меньше как вычеркивать его имя из мировой истории. Голгофская трагедия - это следствие борьбы Христа со злом, воплощенном в израильском фарисействе. Христос попирал зло... словом, страстным словом! (см. Мф. 23)». Страстное поэтическое слово Негоша было (и остаётся) великим актом противления злу, не одно поколение сербов выросло на его стихах, впитав нравственные уроки владыки-поэта. «Горный венец» посвящен Карагеоргию, вождю Первого Сербского восстания (1804-1813), Негош называет его «отцом Сербии»: «он цепи рабства разорвал... он дух народа расковал... стальную грудь дал сербам». И уже собственно в посвящении начинает звучать косовский лейтмотив, автор вспоминает об Обиличах (Милош Обилич в Косовской битве уничтожил султана Мурата). Храбрый Милош не раз явится в поэме, это своего рода образ-константа, идеал, к которому и по сей день обращаются сербы. «Обилич, змей огненный, крылатый,/кто тебя узрел, тот прозревает!/Тебя будут славить все юнаки!/Ты корону нашу не оставил,/падишаху наступил на горло...». Итак, уже в первых строках сего творения прочерчивается вертикаль преемственности борьбы: геройский грозный дух сербских витязей, ярко вспыхнувший на Косовом поле, иссечённый ятаганом, но тихо тлевший в народе, до поры собиравшем силы, вновь после 400-летнего рабства пробужденный в Сербии Георгием Чёрным, воспламенил «львиные сердца, присыпанные пеплом». И хотя народу предстоял еще нелёгкий путь к освобождению, а в поэме автор и вовсе возвращается к событиям 1702 г., когда, по преданию, Черногория была очищена в Рождественскую ночь от потурченцев, всё произведение звучит как могучая симфония-призыв неколебимо стоять за Крест Честный и свободу золотую, как великий порыв к высшей справедливости, заповеданной от Творца. «Но тиранству стать пятой на горло... - это долг людской, наисвятейший!». Это и есть главный тезис философии истории Негоша. «Горный венец» - это завет, данный Негошем своему народу на все времена, а сегодня он как никогда востребован.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Необходимо серьезно проанализировать лжесвидетельства турок о Косове и их мотивы, а затем и донесения западных гонцов, написанные во время битвы и сразу же после нее. В достоверности последних не стоит сомневаться, поскольку речь шла о судьбе Европы. Ибо с падением сербских княжеств, скоро наступила бы и ее очередь. Таким образом несложно обрести истину о Косовской битве 1389 года, имевшей судьбоносный для сербского народа смысл. В известиях, отправленных с поля боя в Париж, говорилось не о том, что сербы побеждают, но сообщалось, что сербы победили. Даже если и произошла ошибка, и сообщение было послано прежде, чем кончилось сражение, то речь шла всего лишь о нескольких часах. И если бы Косовская битва закончилась по-другому, то было бы послано новое донесение, а колокола на соборе Парижской Богоматери вряд ли звонили бы целые сутки. " Народную " легенду о Косовской битве должно оставить писателям... Историкам же не следует опираться на нее, хотя бы в данном случае, потому что турки позже, после завоевания сербов, навязали им свое представление о сражении с помощью своих подручных - сербов, перешедших в мусульманство и переполненных животным страхом, с помощью манипуляций вокруг замужества Оливеры. Народные сказители были безусловно обмануты: они пели о поражении на Косовом поле вместо того, чтобы прославлять победу. Также и ссоры властелы (Бранковичи и Лазаревичи), относящиеся уже к периоду вассальной зависимости сербских земель от турок, были как бы перемещены в народном сознании и отнесены ко времени битвы. Князь Лазарь со своими воинами вступил в борьбу с верой в Бога и верой в победу, но не предуготовлял сознательно себя в качестве жертвы заранее 5. Разумеется, идя в бой, каждый воин понимает, что может погибнуть, понимал это и св. князь и, не щадя живота своего, ринулся в бой, и явил подвигом своим пример соратникам. Но не только - имя князя Лазаря навсегда вошло в народную память, и наряду со св. Саввою Лазарь явил собой образ сербской святости 6. Почти в то же самое время русские разбили татар в знаменитой битве на Куликовом поле (1380). И хотя лишь каждый седьмой русский воин, а по некоторым источникам девятый, выжил в сражении, это не умалило значения победы. Татары скоро оправились и восстановили свою власть. И несмотря на это, для русских исход битвы имел большое моральное значение, потому что сохранилась вера в собственный народ и правое убеждение, что все же победили неприятеля, хотя и с великими жертвами, и что придет время, и опять победят 7.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Но вполне ясно, в каком направлении идёт ход мысли сербского президента: «Моя работа - не мифы (имеется в виду Косовский завет, который Вучич упорно именует «мифом» - А.Ф.), не сны, не видения, не безумные фантазии о Косово без албанцев или Косово без сербов (последнее как раз представляется более чем реальным - А.Ф.), моя работа - реальность. То, что есть, здесь и сейчас (это позаимстовано, скорее всего, из арсенала «экзистенциальной психотерапии», работы с сознанием Тависток института или схожих учреждений, но никак не из арсенала сербской государственно-национальной политики - А.Ф.), в этом Косово, в этой Сербии, а не некоей небесной, мы с этого неба упали, мы упали и серьезно разбились. Головы у нас в крови, руки сломаны». Столь живописный «ад в отделении травматологии» отсылает нас к специалистам другого профиля с совершенно непраздными вопросами об авторе столь драматичного эссе. Далее фантазия достигает апогея, оратор представляет себя в некоей битве, ведущим легионы, обреченные на смерть, в бой с заведомо превосходящим противником, и звучит эпохально-драматичное крещендо: «Нет у меня больше никого, чтобы отправить туда, ввысь, на небо». При несколько неожиданном выводе: «Падение, для всех нас, уже было счастьем само по себе. С неба, в основном, люди не возвращаются» (несколько все же настораживает это «в основном» - А.Ф.). Если кто недопонял, президент свою мысль скрупулезно поясняет: «Люди остаются там, в высоте, чтобы мы их никогда больше не увидели, их в Сербии больше не будет никогда...» (чтобы наконец всем стала совершенна ясна ситуация с ушедшими на небо - А.Ф.). Но, как говорится, жизнь продолжается, нужно переходить к чему-то жизнеутверждающему, «нужно расти, строить, развиваться, чтобы нас было достаточно, чтобы выжить, как говорил великий Бора Пекич, целовать землю своих детей, а не своих предков». Но здесь произошел явный конфуз, если не сказать, скандал. Во-первых, Вучич цитирует сугубо отрицательного литературного персонажа из романа Б.Пекича, персонажа-предателя, что соверешенно ясно даёт нам понять, что роман как таковой ни он, ни его советники или в глаза не видели, или сознательно ставят в пример столь нарицательный персонаж.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Собственно говоря, мы это видим везде, в том числе и на Косове. Если говорить о Косовской битве 1389 года, то она вызвала огромный резонанс по всему тогдашнему христианскому миру, и, может быть, гораздо больший в Западной Европе, нежели у нас на Руси. Во всяком случае и в Италии, и даже во Франции славили победу христиан-сербов, поскольку после Косовской битвы турки, понеся страшные потери, не пошли дальше вглубь Европы, но повернули назад. Сербы заслонили христианскую Европу, и это в то время понимали, в том числе и на Западе. Вот европейский фактор применительно к Косову. Опять же, и в новейшей истории в особенности, и ранее Сербия играла роль и удерживающего, причём не только в масштабе Балкан. Именно поэтому, уже на закате 20-го века тайное беззаконие с такой жестоковыйной яростью ополчилось на православную Сербию. " Тайна беззакония " , как писал в своих трудах блаженной памяти митрополит Иоанн Санкт-Петербуржский и Ладожский, или же, если использовать терминологию величайшего русского философа 20-го века Ивана Ильина, " мировая закулиса " . Сами сербы используют иной термин - " новый мировой порядок " . То есть, они называют своего нового врага так, как он сам себя называет. Но, собственно, все эти термины обозначают одно и то же. Любопытно, что ещё 9 лет назад, в том самом роковом и судьбоносном 1999 году, накануне агрессии США и НАТО против Сербии, американский представитель в ОБСЕ высказался предельно откровенно: " То, что происходит сейчас на Косове, и вообще в бывшей Югославии, это вовсе даже не конфликт сербов с албанцами или иными их соседями, но столкновение Уолл-стрит с Византией " . Вот так это звучало дословно. По-моему, очень ценное признание. И чуть позже, уже после войны, после американо-натовской агрессии, профессор Мэрилендского университета Джон Хьюэр заявил буквально следующее, цитирую: " Постгуманную Америку отделяют от Сербии, находящейся в известном смысле в глухом средневековье, миллионы световых лет " . Вот, собственно, что такое Сербия - кость в горле у нового мирового порядка, оплот не только славянской, но и европейской свободы, потому что та война и события на Косове выявили многие не только негативные, но и позитивные стороны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Совершенно бессмысленным явилось позднее распространенное турками в сербском народе мнение, что Милош Обилич коварно нанес смертельную рану султану Мурату. Совершенно невероятно, чтобы во время большой решающей битвы предводитель турок принял неизвестного или малоизвестного сербского воеводу, да еще со спрятанным кинжалом. Для того, чтобы оправдать свое поражение, турки пустили в ход этот слух, поскольку подвиг сербских витязей свидетельствовал о превосходстве наших воинов, кроме того, средневековая рыцарская мораль просто не допускала подлого убийства. По следам ложного слуха о коварстве Милоша и была сложена народная песня " Королевич Марко и Муса Кеседжия " , в которой рассказывается, как уже почти поверженный Марко воспользовался скрытым в одежде кинжалом, чтобы убить Мусу. Как будто Марко-Сербин не мог, как настоящий богатырь, просто так, без хитрости победить турка. Никто из историков не изучал специально последствий брака Оливеры, дочери князя Лазаря и княгини Милицы, с сыном Мурата Баязидом. Сколько лжи проникло в наше сознание вследствие этого события? Туркам просто было распространить байку о предательстве Вука Бранковича после его смерти (1396), когда произошла ссора Бранковичей и Лазаревичей " . Отшельник, с удивлением: " Почему же Косовская битва опутана такой ложью в сознании сербов? " Наставник: " Это легко понять, если хорошо изучить умоначертание турецких завоевателей и их политику, где ложь и разжигание ссор и столкновений в народе были чуть ли не главным способом ведения войны и давления на народ. Турецкие султаны не вступали в битву, их командные позиции были крепко защищены, с них открывался хороший обзор поля боя. Гибель султана Мурата и его сына Якуба, который командовал частью фронта, свидетельствует лишь о катастрофическом поражении турецкого войска. Князь Лазарь со своими ратниками буквально ворвался в самый центр схватки. При таком ведении боевых действий главнокомандующий может погибнуть и от более слабого неприятеля, который попросту сосредоточит все свои силы в той точке поля боя, где находится полководец противника. Князь Лазарь не попал в плен, но погиб в битве, так уж случилось. Турки выдумали, что в битве произошел перелом: вначале успех сопутствовал сербам, как раз тогда и было послано известие в Париж, а затем, когда Баязид вывел резервное войско, якобы победа досталась османам. Это один из их вымыслов, сфабрикованный с тем, чтобы опровергнуть донесения европейцев о поражении турок, как будто слишком рано (т.е. до исхода битвы) посланные.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Но ближе к Косову полю сербы все-таки остались. Не более 100 сербов живет в местечке с символичным названием Обилич (отважный сербский витязь Милош Обилич, почитаемый сегодня как местночтимый святой, в битве на Косове сразил турецкого султана Мурада), однако каждый из них понимает духовное значение своего присутствия на этом крохотном островке, окруженном со всех сторон бушующим морем агарянской ненависти. А также ненависти еще более древней, сатанинской и талмудической. Ее присутствие мы явственно ощущаем, проезжая через 700-тысячную Приштину, где лишь горсточка сербов продолжает жить в помещениях различных международных миссий и представительств. Подобно коллективной Монике Леви(нски), стремясь выслужиться перед временщиками из Вашингтона, албанцы в своем холопском усердии назвали одну из центральных улиц косовской столицы бульваром Клинтона. Название сохраняется и поныне. Как и американские флаги и шестиконечные звезды, украшающие этот гигантский муравейник, обрамленный вместо цветущей зелени горами мусора и спешно строящимися новыми кварталами. Совсем иначе выглядят сербские села вокруг Приштины. Община Грачаница - самый крупный сербский анклав на территории края (не считая практически самостоятельного Северного Космета). Здесь проживает в общей сложности 30.000 сербов. Вокруг большой деревни Лапле Село простираются обильные ухоженные нивы, где каждый клочок земли возделан с трудом и любовью, дабы принести плод во сто крат, тогда как на территориях, захваченных албанцами, поля зарастают бурьяном, дичают фруктовые сады и виноградники. " Спустившись с гор на сербскую равнину, - писал в 80-е гг. XX столетия тогда еще писатель Вук Драшкович, - арнаут не особенно утруждал себя выбором места для будущего жилища. Он вбивал колья в лучший чернозем, одевал в камень плодороднейшую землю, хотя здесь бы прекрасно росла кукуруза и пшеница. Сербы, те поступали иначе. Когда серб что-то строит, он выбирает каменистое место или песчаник. Хорошую же землю оставляет под пашню и под покос.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Монастырская церковь входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения. Особую ценность среди предметов монастырской ризницы представляет икона Преображения Господня, датируемая концом XIV - началом XV века. Адрес: Budisalc 32050, Косово. Подробнее... Мужской монастырь Врачево [ править править код ] Монастырь Врачево находится в 17 км к северо-западу от Лепосавича и в 8 км к западу от Лешка, в деревне Врачево, названной в честь святых бессребреников, врачей и чудотворцев Космы и Дамиана. Монахи из монастыря Сопочаны приехали сюда несколько лет назад на послушание, чтобы отремонтировать и возродить этот монастырь. Монастырская церковь «Святые Врачи» была построена в 1316 году в месте, называемым «Врачевски дол», в деревне Долац, и упоминается как церковь Святого Георгия в Ибаре. Первые данные о ней встречаются в помянике монастыря Сопочаны в конце XIV века. Сама деревня Долац упоминается в 1363 году в грамоте царя Уроша. Согласно преданию, в церкви захоронен герцог Павле Орлович, павший в Косовской битве в 1389 г. На этом месте также располагался госпиталь, куда приносили раненых после боев на Косовом поле. В 2005 году старые монастырские келии были снесены и построены новые, монастырь ожил. Была построена часовня в честь святого Иоанна Златоуста. Адрес: Vraevo, Косово. Подробнее... Монастырь Святого Иоанна Предтечи (Велика-Хоча) [ править править код ] Велика-Хоча – один из самых древних сербских населенных пунктов на территории Метохии: исторические источники упоминают о ней начиная с XII века, когда сербский правитель Стефан Неманя пожертвовал это место монастырю Хиландар. Потомки Немани неоднократно подтверждали этот дар Хиландару и увеличивали хочанский метох. В средневековый период Велика-Хоча была духовным и хозяйственным центром с 24 церквями и двумя-тремя монастырями. С того времени сохранилось восемь действующих монастырей и пять «церквиште». Церковь Иоанна Предтечи была построена в XIV веке, что подтверждают фрагменты фресок того времени. Здание церкви имеет необычное архитектурное решение и является единственным сохранившимся примером такой постройки в Косово и Метохии: она выполнена в форме тетраконха с квадратным нартексом.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Андрей 27 июня 2014, 20:03 Ефрем, времена отличаются тем, что в 14 веке варвары периодически приходили с огнём и мечём, чтобы уничтожить новых славянских воинов прежде, чем те будут в силах носить оружие, а ныне сами славянские женщины добровольно и при официальной помощи врачей осуществляют более изощрённую бойню. Великая ордынская замятня на 40 лет избавила Русь от крупных набегов, и этого оказалось довольно для победы в Куликовской битве. После Второй Мировой Войны прошло уже без малого 70 мирных лет, да русской силы почитай не прибыло. Будь бы сейчас население России порядка 700000000, так все варвары сразу назубок выучили бы законы взаимного уважения и добрососедства, но история не знает сослагательного наклонения. Ефрем 26 июня 2014, 12:45 Подскажите, а чем отличается (существенно) данная ситуация на Донбассе от времени святого Димитрия Донского и благословляющего его на войну преподобного Сергия Радонежского???? " Если дело касается тебя, то стерпи и смирись до последнего. А если касается ближних твоих, то твой долг взять в руки оружие и исполнить заповедь Христову положить жизнь свою за други своя " , - преподобный Сергий Радонежский. Пожалуйста объясните, а то не могу понять... На сколько я знаю Церковь допускала лишь оборонительную войну. Или я не прав??? Сербин 26 июня 2014, 01:46 и Обама, Хитлер, Наполеон, Татари, стари и нови, сви би се обрадовали овом пацифистичком тексту, и...лако би што год би хтели а нас претворили у робове свога сатанског Штетно у оваквим временима бити ни студен ни него тако млак, и у име проповедати равнодушност према сопствене деце, под режимима може бити само Ако се не пробуди и не одбрани од и екумениста, а са и православна Грчка и др. Да ли Савчук Од нас Срба би Савчук могао да сазна нешто о нашем Косовском завету и голготи, а од Руса - Можда за почетак да прочита Светог и разговор о рату са мухамеданцима и Ивана ”О злу силом”. Можда би потом схватио зашто се од зла морамо бранити од не има - да ко положи живот (жизн) за за рождене треба и са у руци, на себе грех убиства, и то жртва за грех за годинама приносити или од кога се омити сопственом Господе, род православни и просветли ум и срце од и Атине до Београда, и Москве и свуда где дише дух

http://pravoslavie.ru/71613.html

С тех пор как Милица впервые встретилась с Лазарем во владениях своего отца, они искренне полюбили друг друга. Вступив в брак, живя честно и богоугодно, они родили пятерых дочерей (Мару, Драгану, Елену, Феодору, Оливеру) и трех сыновей (Стефана, Вука и Добривоя, который скончался вскоре после рождения). Благочестивая Милица воспитывала своих детей в страхе Божием, научив их необходимым наукам и привив полезные навыки, как и подобало княжеской семье. В воспитании сыновей и дочерей ей помогала родственница монахиня Евфимия, бывшая супруга деспота Иоанна Углеши, погибшего в битве на реке Марице. После смерти царя Душана и кончины его сына Уроша Кроткого в 1371 году князь Лазарь стал фактическим правителем Сербии. На его плечи легла ответственность за сербский народ, державу и Церковь. Однако в это время сербские князья и вельможи уже были раздираемы начавшимися междоусобиями и несогласием. Лазарю довелось быть правителем Сербии вплоть до трагической Косовской битвы, произошедшей в 1389 году. Во время своего правления супруги воздвигли церкви и монастыри, устроили школы и богадельни, лечебницы и странноприимницы. Их стольным градом был Крушевац. Исполненная всякими добродетелями Милица — благоразумная, милостивая, щедрая и тихая нравом мать и супруга — была лучшим примером своим детям. О характере воспитания в семье говорит тот факт, что, несмотря на опасное и полное искушений время, все дети Лазаря и Милицы сохранили непоколебимой свою веру, а один из ее сыновей — Стефан, деспот Сербский — был прославлен в лике святых угодников Божиих. Четыре их дочери были выданы замуж за христианских правителей и вельмож. Старшую дочь Мару отдали за сербского вельможу Вука Бранковича; вторую дочь Драгану — за Александра, сына Болгарского царя Шишмана; третью, Елену — за Зетского правителя Георгия Стратимировича-Балшича; четвертую Феодору — за Мачванского и Венгерского правителя Николу Гаровича. Младшей дочери Оливере был уготован тяжелый крест, о котором будет сказано позже. Суровое испытание постигло Милицу и множество сербских жен во время трагичной и славной Косовской битвы в день святого Вита 15 июня 1389 г. Храброе сербское войско сразилось с турецкими завоевателями во главе с султаном Мурадом и его сыном Баязидом. В этой битве царь Лазарь сложил свою голову вместе с сотнями благородных сербских витязей.

http://pravoslavie.ru/133069.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010