зач. 1–16 I.l-IV,44. зач. 17–38 V.I-VIII,39. зач. 39–62 VIII, 40-XII.1. зач. 63–82 XII. 2-XVI.18. зач. 83–105 XVI, 19-XXI.11. зач. 106–114 XXI. 12-XXIV, 53. Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в 4 дня: 1-й день зач. 1–25 1.1-VIII.13. зач. 26–52 VIII. 14-XIII, 30 . зач. 53–78 XIII, 31-XIX,15. 2-й день зач. 79–101 XIX, 16-XXIV, 35. зач. 102–116 XXIV. 36-XXVIII. 20 зач. 1–39 I, 1-IX, 16. 3-й день зач. 40–71 IX. 17-XVI. 20. зач. 1–21 I,l-V.39. зач. 22–49 VI. I-IX.62. 4-й день зач. 50–76 Х. 1-XIV, 24. зач. 77–101 XIV. 25-ХХ, 26. зач. 102–114 ХХ, 27-XXIV, 53. Великий Четверг Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8. Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. (Трижды.) Кафизм нет. После окончания пения: тропаря открываются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...» Евангелие от Луки, зач. 108-е. от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» без преступки (конец в зач. 109-м: «По Нем же идоста ученицы Его»). Чтец псалом 50-й. Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й. творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется...», ирмосы по дважды, тропари -на 6 с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется ирмос песни. По 3-й песни малая ектения и седальны Триоди со «Слава» и «И ныне». По 6-й песни ектения малая, кондак Триоди и икос. Кондак, глас 2: Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека; и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец. «Честнейшую» не поем, но ирмос 9-й песни: «Странствия Владычня...» По 9-й песни и малой ектении ексапостиларий «Чертог Твой...» (трижды). Хвалитные псалмы и стихиры на 4. глас 2. По «Слава. и ныне» чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихиры на стиховне. глас 8. с особыми припевами. «Благо есть...» По Трисвятом тропарь: «Егда славнии ученицы...» и сугубая ектения. По возгласе: «Премудрость» «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» и 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Слава в вышних Богу, в Вифлееме слышу от безплотных днесь, на земли мир благоволившему быти … возсия бо свет омрагенным и смиренныя возвыси, ангельски поющия: слива в вышних Богу!» (там же). «Ликуют Ангели вси на небеси, и радуются человецы днесь; играет же вся тварь, рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа; яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки» (там же). «Велие и преславное чудо совершися днесь: Дева раждает, и утроба не истлевает. Слово воплощается и Отца не отлугается. Ангели с пастырьми славят, и мы с ними вопием: слава в вышних Богу и на земли мир!» (стихира на стиховне вечерни). Это я выписал только из первых двух страниц Минеи (стихиры на литии)… И вся служба полна этим славословием. И мне нужно почти сплошь переписывать все песни и тропари. Но все же сделаю еще несколько новых по мыслям выписок и закончу. «Души праведных вси и подземная (то есть в аду находящихся’) купно (вместе) радуйтеся: се (вот) бо избавление всех явися, во граде Вифлееме раждающееся» (23 декабря, тропарь девятой песни канона утрени). И все сие творит Вся Пресвятая Троица: Ей и слава: «Слава Тебе, Отче, Сыне и Душе, Имже (Которым, то есть Богом) устройся таинство ужасное, человеком на возрождение» (24 декабря, стихира на стиховне утрени). А поелику все совершилось при посредстве Девы, то и Она постоянно восхваляется, хотя, конечно, и менее, чем Господь. Однако в канонах (особенно втором, святого Космы Маюмского) и Ей воссылаются хвалы. Ей поется и кондак Романа Сладкопевца: «Дева днесь». Ей посвящаются тропарь девятой песни (два канона). Ей хвала на хвалитных: «Приидите воспоим Матерь Спасову, по Рождестве паки явльшуюся Деву… С Гавриилом воспоем, с пастырьми прославим, зовуще: Богородице, моли из Тебе Воплощеннаго спастися нам» (единственное моление!). «Сию воспоим глаголюще: Радуйся, Обрадованная! С Тобою Господь и Тебе ради с нами» (22 декабря, стихира на стивовне). Итак, желание получивше и Божия пришествия христокраснии людие сподобльшеся, ныне утешаются паки бытием, яко живоносну благодать , Чистая, поклонитися славе» (25 декабря, тропарь девятой песни канона утрени).

http://pravmir.ru/v-sluzhbax-neobychajno...

Слава, и ныне: Ко гласу вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, пришел еси, Господи, зрак рабий [вид раба] приим, Крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча и возопи, глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех. Ирмосы первого канона, гл. 2. [Св. Козьмы Маюмского.] 1. Глубины открыл есть дно и сушею Своя влечет, в ней покрыв противныя, крепкий во бранех Господь, яко прославися. Обнажил дно морской пучины и ведет Своих людей по суше, а врагов потопил в ней сильный в войнах Господь; ибо Он прославился. 3. Крепость даяй царем нашим Господь и рог 241 помазанных Своих возносяй от Девы раждается, грядет же ко Крещению. Тому, вернии, возопием: несть свят, яко Бог наш. Господь, дающий силу царям нашим и возвеличивающий могущество помазанников Своих, рождается от Девы и приходит креститься. Ему мы, верующие, воскликнем: нет столь святого, как Бог наш! 4. Услышах, Господи, глас Твой, егоже рекл еси, глас вопиющаго в пустыни, яко возгремел еси над водами многими, Твоему свидетельствуяй Сыну, весь быв сошедшаго 242 Духа, возопи: Ты еси Христос, Божия мудрость и сила. Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал гласом вопиющего в пустыне. Когда Ты возгремел над глубокими водами, свидетельствуя о Твоем Сыне, он, Предтеча, исполнившись явившегося Духа, воскликнул: «Ты – Христос, Божия премудрость и сила!» 5. Иисус, живота Начальник, разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, очищений же, яко Бог, не требуя, падшаго очищает во Иордане, в немже вражду убив, преимущ всяк ум мир дарует. Иисус, источник жизни, приходит отменить смертный приговор первозданному Адаму, и, не имея нужды, как Бог, в очищении, очищает в Иордане падшего и тут, истребив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение. 6. Глас Словесе 243 , светильник Света, денница Солнца, Предтеча в пустыни, – покайтеся – всем вопиет людем, – и предочиститеся: се бо предстоит Христос, от тли мир избавляяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Каноны на Страстную седмицу Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маюмскому, кроме канона на Великую субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти – Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти – благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утреннего богослужения предшествующих седмиц св. Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырёхпеснцы, которые в течение недели как бы составляю один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на вторник – 2-я, 8 и 9-я, на среду – 3-я, 8 и 9-я, на четверток – 4-я, 8 и 9-я, на пяток – 5-я, 8 и 9-я, на субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно так же первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различаем, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на Великий вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на Великий четверток, по причине особенной торжественности сего дня, вместо трёх песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из восьми песней. Все же эти песнопения на Великую седмицу св. Песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шеститонными стихами: Τ δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песнь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и Великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальные буквы ирмосов и тропарей трипеснца на Великий понедельник, двупеснца на Великий вторник и трипеснца на Великую среду; по второму – ирмосы и тропари канона на Великий четверток; а по третьему – ирмосы и тропари трипеснца на Великий пяток и 6-й, 7 8 и 9-й песней канона на Великую субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения Великой субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σμερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие ещё прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на Великую субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Начиная с 6-й песни и до конца этот канон считается творением Косьмы Маюмского. Заметим, что это один из редких случаев, когда в богослужебной книге расписано, кто что сочинил, а на самом деле многие каноны являются составными. По крайней мере, канон Благовещению очень четко распадается на две части и показывает разное авторство. Но в данном случае все просто зафиксировано в книгах. Канон Волною морскою – не воскресный, не пасхальный, там очень много говорится о Страстях, о смерти и положении во гроб. Это, в общем-то, субботний канон, хотя стихи перед синаксарем там победные. В них говорится: «Всуе храниши гроб, кустодие: не бо содержит рака Саможивотия». Это текст, обращенный к кустодии – латинское слово, заимствованное в греческий и означающее стражу. «Зря вы стережете гроб, стражники: потому что гроб не удержит Того, кто Сам является источником жизни». Еще посреди страстного канона нам возвещается грядущая победа. Чрезвычайно интересны и красивы кондак и икос этого канона. Они имеют рефрен, который повторяется и в конце кондака, и в конце икоса. Вот этот кондак: «Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный; жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен». И икос: «Содержай вся на Крест вознесеся, и рыдает вся тварь, Того видящи нага висяща на древе, солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет; земля же со многим страхом поколебася, и море побеже, и камение распадеся, гроби же мнози отверзошася, и телеса восташа святых мужей. Ад низу стенет, и иудее советуют оклеветати Христово Воскресение. Жены же взывают: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен». Этот икос рисует нам картину всего мироздания: земля колеблется, море бежит, светила поколебались, ад уже боится своего поражения, а иудеи еще думают, какую бы им хитрость против этой мощи предпринять, и особое место в этих текстах занимает образ жен-мироносиц. Они вспоминаются в субботу, потому что пошли ко гробу, как только это стало возможно, чуть только рассвело, на грани этих дней – субботы и грядущего воскресенья. И победным гимном в этих текстах звучит рассказ о них, о тех, чья любовь и верность не знает преград: «Жены же взывают: сия суббота есть преблагословенная, « – это их день, день их непосрамленной веры и верности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второе чтение о взятии Христа под стражу и о суде у Каиафы. Четвёртое чтение — это суд у Пилата. и так далее. Все эти события потихонечку, постепенно проходят, и, наконец, ключевое шестое чтение [Евангелия] от Марка о распятии, когда Господа уже пригвоздили ко кресту. Дальше очень интересно восьмое чтение [Евангелия] от Луки (кстати единственное чтение [Евангелия] от Луки в этом ряду). О чём пишет Евангелист Лука, чего нет ни у одного другого Евангелиста? О разбойниках, распятых одесную и ошуюю Христа. Один разбойник был благоразумный, другой неблагоразумный. Об этом пишет только Евангелист Лука — это восьмое чтение. После этого чтения исполняется канон Космы Маюмского, а после канона очень важное песнопение: ексапостиларий “Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи”. Он очень выразительный, как раз про разбойника, и этот ексапостиларий не случайно здесь оказывается, потому что только что читали Евангелие о разбойниках. Десятое и одиннадцатое Евангелия [повествуют] про положение Христа во гроб, и наконец, последнее, двенадцатое Евангелие, как бы дополнительное, оно уже, можно сказать, “не страстное” о преставлении камня ко гробу, о том, как к камню приложили печать и поставили стражу. Вот таким образом проходит Служба 12-ти Евангелий. После первых пяти Евангелий поются антифоны, то есть песнопения шествия, затем начинается как бы утреня, то есть, 50-й псалом, прокимен, после восьмого Евангелия канон, после девятого стихиры и так далее. Последнее о чём я скажу, это тропари. Один тропарь поётся вначале этой службы, а другой в конце. Они совсем разные даже по настроению. Первый тропарь это “Егда славнии ученицы”, то есть тот же самый, который пелся накануне, то есть получается, что Великая пятница, начинается с событий Великого Четверга. То есть [происходит] то, что я и раньше отмечал: границы между днями как бы стираются, их уже не существует. А в конце поётся тропарь победного содержания и звучания: “Искупил ны еси от клятвы законныя, честною Твоею кровью”.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Между тем, мы видим, что приложено немалое усилие со стороны переводчика к тому, чтобы выразить мысль как можно яснее: во имя этого он беспощадно перетасовал слова славянского (греческого) текста, так что, например, обратно оказалось рядом и после вопреки; ударив и совокупи, два рядом стоящие слова отскочили друг от друга, одно к началу, другое к концу; причастие написав превратилось в изобразил и т. п. Мы потому так пунктуально говорим здесь «о словах», что в литературе богослужебных песнопений трудно указать другое песнопение, которое было бы столь тщательно, с такою – скажем – щепетильностью, обработано в смысле симметрии частей. Риторическое искусство автора (св. Козьмы Маюмского) здесь доведено до апогея. Достаточно сказать, что две части изложения, как бы в соответствие двум моментам чуда: разделению и соединению моря, двум берегам моря, двум линиям Креста (вдоль и поперек), содержат в себе по одинаковому числу членов предложения, имеющих общее подлежащее: Моисей. Это последнее подлежащее и ещё слово обратно (т. е. «наоборот») являются как бы связями, скрепляющими две линии словесного креста. Представляем читателю замечательную схему построения ирмоса: I. 1. Крест 5. То же (море) 2. начертав – обратно – – Моисей, 7. фараоновым 3. впрямо 8. колесницам 4. жезлом 4. ударив 5. Чермное (море) 6. совокупи 6. пресече 3. вопреки 7. Израилю 4. написав 8. пешеходящу 1. непобедимое оружие. Тем Христу поим Богу нашему Яко прославися. Мы видим, что каждому слову левой колонны соответствует слово в правой (для сравнения мы соответственные слова пометили одинаковыми цифрами). Мысль ирмоса необыкновенно величественна. Переход Израиля чрез Чермное море есть образ и чудо Креста. У креста две линии: впрямо и вопреки (вдоль и поперек), два момента и в чуде: разделение моря – соединение моря (пресече –совокупи). Знамение Креста начертано над морем с двух приемов: вдоль (впрямо)и поперек (вопреки). Вдоль оно начертано жезлом, когда Моисей, простерши его пред собою, расторгнул море ( Исх. 14:16 ). А поперек?.. Мы видим, что слову жезлом под цифрою 4 соответствует слово ударив. Моисей соединил море, ударив: очевидно, этим же ударив начертана и вторая линия креста, поперёк (вопреки). Славянское слово не дает нам ответа на вопросы: как, чем и по чему – ударив? Каким действием, или движением, Моисей совокуп и (соединил) море? Обращаемся к греческому тексту, и что же: видим целую картину в слове κροτσας. Глаголу κροτεν соответствует славянский глагол плеск а ти. Κρτος – «плескание», «удар одной ладонью о другую»... Итак, вот каким движением, полным власти, красоты и в то же время восторга 21 , пророк сдвинул воедино две массы воды, ограждавшие путь Израиля, – стена одесную и стена ошуюю. И этим же движением знаменье Креста было начертано и вопреки, и поперёк.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Стихира гласа 6, подобна: Вьсе упование . Моиси прообразуя, руц въздвъ на высоту и побжая Амалика мучителя крьстъмь чьстьныимь. 803 Тъ бо врьныимъ хвала, мученикомъ крпость, апостоломъ украшение, правьдьнимъ възбраньникъ, вьсемъ преподобнымъ спасение. Темьже и´ въздвижемъ видящи, вься тварь веселиться и праздьнуеть, славящи Христа, тмь бо растоящая събьравшааго и отъ коньць благодатью. Крьстъ, въздвизаемъ на немь възнесенуму, страсть пречистую пти повелваеть твари всея, на томь бо убивъ нас убившааго, и умьрщвении въставихомъся. И удобри, и на небесьхъ жити сподоби, яко милосьрдъ, премъножьствъмь благости. Тмь радующеся, възнесмъ имя его и того възвеличимъ великое съшьствие. Крьсте преславьный! Тя хвалять чинове англьсции, въпьюще, дньсь възносима Божиемь велниемь. Възносиши бо вся ядью оступльша и въ съмьрть въпадъшася. 804 Тмьже тя сьрдьци и устьнами врьнии лобызаемъ, съвящение приемлюще: «Възносите, – въпьюще, – Христа, прблагого Господа, и тому кланяйтеся – Божию подъножию!» Ина стихира, глас 8, подобен: О преславное чюдо . О преславьное чюдо! Животворяй садъ, крьстъ пресвятый, на высоту въздвижемъ, являеться дньсь. Славословестять и´ вьси коньци земля. Прогоними же бывають вси дмони. О, Божие дарование земльныимъ даровася! Имьже, Христе, спаси душа наша, яко милостивъ. О преславьное чюдо! Широта крьста и дългота небесьмъ равьна есть. И Божиею благодатию свящаеть коньца земли. Симь бо языци варварьсции побждени бывають, симь бо вра утвьржаеться и Божия лествица, еюже въсходимъ на небеса, възносяще псньми Христа Бога. О преславное чюдо! Гьрзнъ испълнь живота, понесый Вышняго, отъ земля възимаяся, – крьстъ въздвизаеться дньсь, имьже къ Богу приведни быхомъ вьси и пожьрта бысть до коньца съмьрть. О древо чистое, имьже въсприяхомъ въ Едем бесъмьртную пищю, Христа славяще. По прокимне глас 8, самогласен . егоже древле Моиси, прообразивъ собою, Амалика, низъложивъ, побди, 805 и Давидъ пвьць подножью твоему, въпья, кланятися повлвааше, 806 чьстьному кресту твоему, Христе Боже, дньсь гршьнии кланяемъся. Устьнами недостойнами, тя, извольшааго пригвоздитися на немь, и, въспоюще, молимъ ти ся: Господи, съ разбойникъмъ царьствию твоему съподоби насъ. 807

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вкусив от древа, первый человек вселился в тление, осужденный на отпадение от жизни и на позор, всему роду передал он телесное тление как недуг, как заразу. Но с обретением пути ко спасению мы, земнородные, взываем к крестному древу: «Воспетый Боже отцов наших – ты благословен!» Ослушание нарушило Божие веление, и древо, к которому неблаговременно прикоснулись, принесло смерть земнородным. Отселе живоносное древо возбраняет неблагоразумному разбойнику то, что открыло благоразумному, вопиющему: «Воспетый Боже отцов наших – ты благословен!» Касался края жезла Иосиф, провидел будущее державное царство Израиль, ибо достигнет оно славы, явив преславный крест. Ибо крест есть царям победная похвала и свет с верою взывающим: «Воспетый Боже отцов наших – ты благословен!» Песнь восьмая Благословите, дети, равночисленные Троице, Творца Отца Бога, воспойте сошедшего – Слово, превратившего огонь в росу, и превозносите всем подающего жизнь Духа вовеки! При воздвижении древа, окропленного кровью воплотившегося Слова Божия, воспойте, небесные силы, воздвижение земных! Люди, торжествуя, поклонитесь кресту Христову, воскресение миру навеки! Хранители благодати, земными руками воздвигните святолепно крест, на котором встал Христос Бог, и копье, пронзившее тело Слова Божия, – да видят все народы, спасение Божие прославляя вовеки! Избранные Божиими судьбами, веселитесь, христианские верные цари, хвалитесь победоносным оружием, приняв от Бога честной крест, ибо им все племена, ищущие брани, побеждаются навеки. Песнь девятая Богородица! Ты есть таинственный райский , невозделанно взрастивший Христа, который насадил на земле живоносное крестное древо. Потому величаем тебя, , поклоняясь ныне возносимому кресту. Да возрадуются все деревья лесные, ибо освятилось естество их от того, кто насадил их, когда распялся на древе Христос. Потому величаем тебя, , поклоняясь ныне возносимому . Встал священный рог головы всех богомудрых – Крест, на котором мысленно стираются рога всех грешников. Потому величаем тебя, , поклоняясь ныне возносимому .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

144:14), и тебя поднимет из пропасти греха так же, как поднял скорченную женщину, которая никак не могла выпрямиться, сказав ей: «жено, отпущена еси от недуга твоего» (Лук. 13:12), возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась, и стала славить Бога. Ибо одно из свойств человеколюбивейшего Владыки есть то, чтобы не оставлять без внимания впадающих в грехи и умоляющих о восстановлении их. Поэтому и тебе Он подаст руку помощи; ибо, если человек жалеет неразумных животных и, когда они впадают в какую-либо яму, он схватывает их оттуда, как Сам Господь притчею сказал: «кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и аще впадет сие в субботу в яму, не имет ли е и измет? Колми убо лучше есть человек овчате»? (Мат. 12:11-12); если, говорю, человек показывает такое сострадание к животному, то насколько и несравненно более сострадания и сожаления имеет многомилостивый Господь к творению рук Своих, — человеку, для спасения которого снизшел с небес, сделался человеком и пролил всесвятую кровь Свою? Поэтому Он дает обещание через Исаию, говоря: «спасение мое в век будет» (Ис. 51:6). И в Евангелиях: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние »(Мат. 9:13). Тропарь 3 Да образ покажеши миру покланяемый Господи, креста, во всех, яко преславный на небесех изобразил еси, светом безмерным озарен, царю всеоружие непобедимое: тем тя вся силы небесныя величают. Толкование   И здесь предстоятель церкви Маюмской сообщает ту же историю, которую приводил в первой песни, в тропаре, начинающемся словами «показа небо креста победу», т. е. историю явления знамения креста на небе великому и равноапостольному Константину. Поэтому и говорит: «о Господи! Ты, желая показать миру, что образ креста Твоего должен быть предметом поклонения, для всех славный и от всех славимый; ибо, естественно, все, что славно, — привлекает людей к поклонению себе: ради этого Ты изобразил тот же самый крест на небе, озаренный безмерно ярким и блестящим светом, для того, чтобы этот крест сделался для царя и самодержца Константина непобедимым оружием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010