Гимнография Скачать epub pdf – Что такое «гимнография»и какое она имеет для нас значение? – Слово «гимнография» – греческого происхождения, производится от двух слов: «имнос» – песнь и «графо» – пишу; это – песни, составленные церковными авторами для богослужебного употребления. Не все тексты, исполняемые за богослужением, относятся к гимнографии; есть и молитвословия других типов: библейские тексты, ектении, молитвы. Гимнография – собственно продукт деятельности церковных песнописцев. Если песнопения, взятые из Священного Писания , можно сказать, Церковь получила в готовом виде как дар (если угодно, наследство) от библейской эпохи, то гимнография – плод творчества самой Церкви, аккумулирование опыта ее многовековой истории и самой жизни. И хотя авторитет библейских песнопений всё равно остается де-факто более высоким, в современном богослужении гимнография занимает видное положение. Гимнографические тексты разных жанров присутствуют в любом богослужении, а на самых значимых службах суточного круга – вечерне и утрене (напомним, что в строгом смысле Литургия не является службой суточного круга) удельный вес гимнографического материала достаточно велик. – Когда были составлены употребляемые ныне песнопения? – Часть песнопений была составлена в V – VII вв. (тропари, кондаки преп. Романа Сладкопевца ), однако подавляющее большинство греческих песнопений, вошедших в наше богослужение, было написано выдающимися авторами VIII – IX вв, из которых можно особенно отметить преп. Андрея Критского , преп. Иоанна Дамаскина , преп. Косму Маюмского, свят. Германа Константинопольского , преп. Феодора Студита , преп. Иосифа Песнописца, преп. Феофана Начертанного. Есть и более поздние греческие песнопения, написанные вплоть до XIV века. Если же говорить о службах русским святым, то песнотворчество в нашем государстве возникает в XV веке и в XVI – XVII вв. достигает своего расцвета. Есть и песнопения, написанные уже в новейшее время; в основном это – песнопения служб новомученикам и другим святым Русской Церкви XX века (например, выдающийся литургист середины XX века священноисповедник Афанасий (Сахаров) , епископ Ковровский, составил службу всем святым в земле Русской, которую мы совершаем в первое воскресенье Петрова поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Именем Симеона дивногорца ( 596 г.) надписывается стихира на землетрясение 26 окт., но оно было при Льве Исавре (716–741), след. надпись не верна. Предполагают 204 , что он прежде составил сие песнопение на подобный случай. Это возможно, ибо Антиохияне раз подвергалась землетрясениям. Ему приписываются стихиры великомуч. Димитрию 26 окт., ныне замененные другими в печатных минеях. Другие известные древнейшие писатели стихир суть: Феодор сикеот ( 622), Софроний, патриарх иерусалимский ( 644 г. по Р. Хр.), Георгий Сиракузский ( 669), далее Андрей иерусалимский ( 713), патриарх Герман ( 740) 205 . Может быть, есть в минеях стихиры и древнейшие – неизвестных нам писателей, так как многияиз стихир не имеют надписей; но так как многие стихиры носят имена писателей VIII-X веков, так как и прочие стихиры безымянные подобны им, так как в VIII-X веках все вообще песнопения слагались вновь и многие службы написаны святым позднейшим (VIII-X в.), или таким, коим в древности не было празднования, так как в рукописных минеях греческих над стихирами, не надписанными в печатных минеях, открываются более и более имена писателей VIII-X веков; то естественно заключать, что от V-VII веков в наших минеях сохранилась ничтожная доля сих песнопений. Достойна внимания статья или сочинение епископа Порфирия Успенского (Труды Киев. Академии 1878 г. Т. I и II). К стихирарным пиитам, кроме вышеупомянутых, он относит Иоанна Дамаскина VIII века, Илию патриарха Иерусалимского, современника 7 вселенского собора 787 г., современника обоих Косму Маюмского, Стефана Савваита VIII века, Сергия святоградца, иерусалимского инока и исповедника при Феофиле иконоборце (829–841); все это иерусалимские. В Антиохийск. патриархате приводит Симеона Дивногорца V в., в Константинопол. патриархате в Малой Азии, кроме Феодора Синеота, еще Феофана исповедника , митрополита никейского, ок. 847 г., Игнатия, митрополита никейского, ок. 860 г., Георгия, еп. никомидийского, Ефрема, епископа города Карии IX в., современника Фотия, Василия Пагуриота монаха и архиепископа кесарийского, современника Константина Багрянородного в половине X века, и других более поздних, в Фессалии Анатолия, архиепископа Солунского, конца VIII века и других позднейших, на острове Корфу Арсения, современника Фотия IX века, на о. Сицилии Георгия, епископа Сиракузского VII века, в Константинополе патриархов, кроме Анатолия и Германа, еще Тарасия VIII в., Мефодия и Фотия IX века, Касию или Икасию IX в. Некоторых же известных етихирарных пиитов, как Студитов Николая, Климента и Феостирикта, опускает, ибо нет стихир их в Ватопедских стихирарях; упоминает еще древних пиитов: Византия, Андрея Пирра, Вавилу, студита Киприана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преподобный Иоанн Дамаскин Икона из скита св. Анны 14 в. / Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске - столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска. Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова». В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе. Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?

http://pravoslavie.ru/39842.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЭРИМОПОЛИТ [Иоанн Пустынножитель; греч. Ιωννης ρημοπολτης] (VIII в.), прп. (пам. визант. 3 апр.). Полный текст Жития И. Э. не сохранился; отрывок из него, посвященный правилам отшельнической жизни, был издан Ф. Алькеном по рукописи XIV в. (Paris. gr. 1092), на полях к-рой содержится указание, что память И. Э. праздновалась 3 апр. В тексте рассказывается о настоятеле лавры прп. Саввы Освященного Никодиме, который поручил мон. Фоме доставлять необходимое пропитание аскетам, подвизающимся в пещерах Иудейской пустыни. По предположению Алькена, этот настоятель принял в обитель преподобных Иоанна Дамаскина и Косму Маюмского , следов., И. Э. жил в VIII в. ( Halkin. 1968. P. 14). Фома, согласно местному обычаю, удалился на время поста в пещеры. В одной из них он встретил И. Э., к-рый собирался идти в обитель прп. Антония Великого . Фома попросил у И. Э. позволения последовать за ним в мон-рь, т. к. в то время агаряне (арабы), проходя по Иудейской пустыне, нападали на монахов, подвизавшихся в пещерах, и отбирали их скудное пропитание. Однако И. Э. упрекнул собеседника за то, что он назвал агарян нечестивыми, напомнив ему слова из Евангелия: «...любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас» (Лк 6. 27), и посоветовал молиться, чтобы и они обратились в христианство. Упоминание в отрывке арабов, по мнению Алькена, также свидетельствует в пользу датировки времени жизни И. Э. VIII в. ( Halkin. 1968. P. 14). По-видимому, И. Э. имел священнический сан, т. к. в тексте к его имени дважды добавлен эпитет «священный» (ερς). Отождествление И. Э. с прп. Иоанном Палеолавритом , также подвизавшимся в Иудейской пустыне ок. VIII в., не находит достаточных подтверждений в источниках и может рассматриваться лишь в качестве гипотезы (Ibid. P. 16). Ист.: BHG, N 2187h. Лит.: Halkin F. Jean l " Érémopolite//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 13-20; Aubert R. Jean l " Érémopolite//DHGE. T. 26. Col. 1503-1504; John the Eremopolites//Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 56; PMBZ, N 3003. А. Н. К. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/471572.html

при Маврикии), является отныне, с учреждением торжественных служб и крестных ходов в Халкопратийский храм, священным участком столицы. Через год Маврикий указал совершать во Влахернах литию в память Божией Матери, с хвалебными песнопениями в честь ее, как всенародный праздник 234 . Как вообще Влахернский храм связан с греческим почитанием Божией Матери и его художественными формами и священными обрядами, так, в частности, установленные в этом храме особые службы, с исполнением акафиста Божией Матери, имели важнейшее историческое значение для VII века. Подобно художественному движению этой эпохи, литература VI–VII веков выделила, как известно, с начала VI века несколько славнейших творцов христианской лирики: великого Романа 235 , Сергия патриарха (610–638) и творца акафиста в 626 году, Софрония Иерусалимского патриарха (629 и 634–644), Андрея Критского (650–720), Иоанна Дамаскина († ок. 754 г.) и Косму Маюмского (еп. в 743 г.). Знаменательно, что, кроме патриарха Сергия, все они происходят из Сирии или Палестины, как и иконописцы, создавшие византийскую иконографию в VI–VII столетиях. В настоящее время утверждают 236 , что праздник акафиста (суббота 5-й седмицы четыредесятницы) не установлен прямо в память освобождения Константинополя от Персов и Аваров в 626 г. и не имеет связи с упоминаемыми в повести избавлениями города от Арабов в 678 и 718 гг. Основанием этого мнения служит то, что византийские месяцесловы полагают память упомянутых событий на числа, совсем не подходящие ко времени четыредесятницы, но близкие к числам действительного происшествия событий: событие 626 г. – 7 августа; 678 г. – вероятно 25 июня, и 718 г. – 16 августа. Однако, косвенной связи праздника с событием 626 г. нельзя отрицать, и нужно думать, что он был установлен по случаю окончательной победы над Персами в 627 г., во время начавшихся в марте переговоров о мире, закончивших упорную борьбу. Между прочим, на 6-м часе в будничные дни четыредесятницы читаются паремии из прор. Исаии, подобранные так, что в них, под образами ветхозаветных событий, заключается история войны с Персами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

[Новости] Денис Туранский Денис Туранский Антиохия была основана в 300 г. до Р. Х. Селевеком I Никатором, первым царем династии Селевкидов (305/304 – 281 гг. до Р.Х.). Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему, Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до Р. Х. Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи, и в течение I – II вв. по Р.Х. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и Александрии. Денис Туранский Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске - столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска. Денис Туранский Денис Туранский Сайднайский женский монастырь находится в горах не далеко от Дамаска, на месте, где располагался древний Антиохийский Патриархат. Деревня Сайднайя очень многим связана со Священным Писанием. Ее жители могут показать вам то самое место, на котором Каин убил своего брата Авеля. Эта территория также известна своей верностью и преданностью Православной вере. В прежние времена, когда многие сирийские города и деревни отступились от христианства, Сайднайа всегда оставалась рьяным защитником Православной веры. Перечень составлен на основе списка, предложенного К. Каралевским и дополненного В. Грюмелем, который был проверен по доступным источникам с учетом датировок архим. Порфирия (Успенского) и современных исследователей. Даты правления для раннего периода (I-III в.), а также для XIII в., как правило, предположительны. Знаком " ? " отмечены имена патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; - претенденты, оспаривавшие престол; свт.- патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны по совр. календарю РПЦ).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Главной ценностью мон-ря являются росписи кон. XV в. (с поновлениями XVI в.), сохранившиеся в Георгиевском храме. Этот храм однонефный, с апсидой, наосом и более широким и высоким притвором под 2-скатными крышами (в 1969 храм объявлен памятником культуры). П. Мутафчиев датировал возведение притвора 1493 г., а постройку наоса более ранним периодом ( Мутафчиев П. Из нашите старопланински манастири// Он же. Избр. произведения. София, 1973. Т. 2. С. 273-274). Др. исследователи датировали храм 1493-м, 1497-м (годом вложения в храм Кремиковского Евангелия; см.: Баласчев. 1942) или 1503-м (годом смерти митр. Калевита, указан в надписи на вост. стене притвора; см.: Grabar. 1928. P. 324-336). Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Интерьер ц. вмч. Георгия Победоносца Кремиковского мон-ря. Кон. XV в. Росписи храма следуют традиц. программе, а также включают отдельные изображения и сцены жития небесного патрона храма вмч. Георгия. В конхе апсиды находится поясное изображение Богородицы «Знамение». Ниже - ряд с 6 медальонами поясных образов святителей в полиставриях (Спиридон Тримифунтский, Ахиллий Ларисский, Герман, 2 неизвестных и Климент Охридский). В центральной части апсиды - композиция «Поклонение Жертве». Конху обрамляют сцены из цикла «Пятидесятница», ниже - арх. Гавриил и Пресв. Богородица, на северной стене - «Видение свт. Петра Александрийского», на южной - 2 святителя в полиставриях. Алтарная преграда не сохранилась. На стенах наоса фрески разделены на 3 ряда. Вверху представлен евангельский цикл: на юж. стене - фрагменты сцен «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Умовение ног», на зап. стене между «Предательством Иуды» и «Отречением ап. Петра» - «Успение Пресв. Богородицы», на сев. стене - «Суд Пилата», «Поругание Христа», «Путь на Голгофу», «Распятие Христово» и «Оплакивание Христа». Вероятно, были сцены «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». В среднем ряду в медальонах следуют поясные изображения святых, на юж. стене можно идентифицировать вмч. Пантелеимона, мучеников Гурия, Самона и Авива, Кирика и Иулитту, Варвару, Анастасию Узорешительницу; на зап. стене - святых Ирину (или Марину), Неделю и Петку, гимнографов Иоанна Дамаскина и Косму Маюмского (под «Успением»), Сергия, Вакха и свт. Власия Севастийского; на северной стене - святых Трифона, Христофора, воинов Артемия, Никиту, Евстафия, Мину, Прокопия, Иакова Персянина, Ананию, Азарию, Мисаила и Харитона. В нижнем ряду слева от алтаря Деисус, напротив, в нише между алтарем и окном, образ вмч. Георгия Победоносца. Далее на северной стене идут ростовые изображения свт. Николая Чудотворца, вмч. Димитрия, воинов Феодора Стратилата, Феодора Тирона и Меркурия. На западной стене при входе - святые царь Константин и царица Елена с крестом (справа) и арх. Михаил (слева). На южной стене - образы св. врачей Космы и Дамиана, преподобных Зосимы и Марии Египетских.

http://pravenc.ru/text/2459009.html

55. ξ ν, ν ος, περ στ (πρχει и т. д.) — важнейшая христологическая формула прп. Максима Исповедника (на что также любезно обратил мое внимание Г.И. Бене­вич). См.: Максим Иповедник, прп. Богословско-полемические сочинения. СПб., 2014. С. 526-528. 1  Согласно ряду источников, отец прп. Иоанна усыновил прп. Косму в детском возрасте. 2  Подробные сведения о прп. Косме Маюмском и список основной литературы см. в одно­именной статье из «Православной энциклопедии». 3  Что, однако, неизбежно происходит в церковной практике, поскольку ирмосы исполняются хором на тот или иной распев, а тропари, как правило, читаются чтецом. 4  В «Древнем Иадгари» содержатся серии строф, которые некогда исполнялись после той или иной библейской песни утрени; эти строфы не обязательно связаны между собой и могут иметь разное происхождение; количество строф после той или иной песни не нормировано. В классическом каноне, сложившемся в VII—VIII веках, наборы таких строф (тропарей) сразу пишутся одним автором как единый комплекс, содержащий по несколько тропарей к каждой из звучащих за данной службой библейских песней, причем каждый из наборов тропарей к той или иной песни сопровождается специальными начальной и заключительной строфами: ирмосом и богородичном (а в ряде канонов перед богородичном помещены еще и мученичен и/или троичен). 5  Впоследствии в Триоди четверопеснцы прп. Космы для Лазаревой и Великой суббот были дополнены иными авторами до полных канонов. 6  В «Древнем Иадгари» на Лазареву субботу приведены циклы монострофов, предназначенные для 7, 8, 9-й песней утрени, на Вход Господень — для всех библейских песней утрени (в том числе 2-й), на дни с Великого Понедельника по Пятницу — для одной песни по дню недели (в Понедельник 1-й, во Вторник 2-й и т. д.) и песней 8-й и 9-й, на Великую Субботу —  для 6, 7, 8, 9-й песней. 7  Речь идет о цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца (?) для Сырной седмицы, циклах трипеснцев прпп. Феодора и Иосифа Студитов для Великого поста и цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца для Пятидесятницы (содержится в приложении к русским изданиям Цветной Триоди). По рукописям известны и иные аналогичные циклы. Для Страстной седмицы Постная Триодь, помимо цикла прп. Космы, приводит также цикл прп. Андрея Критского, каноны которого помещены на повечерия и включают полные каноны на Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим (второй из них в печатных изданиях Триоди отсутствует и известен по рукописям), а также трипеснцы на Великие Понедельник, Вторник, Среду, Четверг и Пятницу и четверопеснец на Великую Субботу (последний в печатной Триоди также отсутствует).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918901...

55. ξ ν, ν ος, περ στ (πρχει и т. д.) — важнейшая христологическая формула прп. Максима Исповедника (на что также любезно обратил мое внимание Г. И. Бене­вич). См.: Максим Иповедник, прп. Богословско-полемические сочинения. СПб., 2014. С. 526–528. Примечания 1 Согласно ряду источников, отец прп. Иоанна усыновил прп. Косму в детском возрасте. 2   Подробные сведения о прп. Косме Маюмском и список основной литературы см. в одно­именной статье из «Православной энциклопедии». 3 Что, однако, неизбежно происходит в церковной практике, поскольку ирмосы исполняются хором на тот или иной распев, а тропари, как правило, читаются чтецом. 4   В «Древнем Иадгари» содержатся серии строф, которые некогда исполнялись после той или иной библейской песни утрени; эти строфы не обязательно связаны между собой и могут иметь разное происхождение; количество строф после той или иной песни не нормировано. В классическом каноне, сложившемся в VII–VIII веках, наборы таких строф (тропарей) сразу пишутся одним автором как единый комплекс, содержащий по несколько тропарей к каждой из звучащих за данной службой библейских песней, причем каждый из наборов тропарей к той или иной песни сопровождается специальными начальной и заключительной строфами: ирмосом и богородичном (а в ряде канонов перед богородичном помещены еще и мученичен и/или троичен). 5 Впоследствии в Триоди четверопеснцы прп. Космы для Лазаревой и Великой суббот были дополнены иными авторами до полных канонов. 6 В «Древнем Иадгари» на Лазареву субботу приведены циклы монострофов, предназначенные для 7, 8, 9-й песней утрени, на Вход Господень — для всех библейских песней утрени (в том числе 2-й), на дни с Великого Понедельника по Пятницу — для одной песни по дню недели (в Понедельник 1-й, во Вторник 2-й и т. д.) и песней 8-й и 9-й, на Великую Субботу —  для 6, 7, 8, 9-й песней. 7 Речь идет о цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца (?) для Сырной седмицы, циклах трипеснцев прпп. Феодора и Иосифа Студитов для Великого поста и цикле трипеснцев прп. Иосифа Песнописца для Пятидесятницы (содержится в приложении к русским изданиям Цветной Триоди). По рукописям известны и иные аналогичные циклы. Для Страстной седмицы Постная Триодь, помимо цикла прп. Космы, приводит также цикл прп. Андрея Критского, каноны которого помещены на повечерия и включают полные каноны на Лазареву субботу и Вход Господень в Иерусалим (второй из них в печатных изданиях Триоди отсутствует и известен по рукописям), а также трипеснцы на Великие Понедельник, Вторник, Среду, Четверг и Пятницу и четверопеснец на Великую Субботу (последний в печатной Триоди также отсутствует).

http://e-vestnik.ru/church/velikomu_chet...

ν τ λαρ το γου Σββα, В Лавре св. Саввы, Ο μν ν τει π Χ ΧΙΕ δι Χοσρου одни в лето от Христа 615 Хозроем, Ο δ ν τ ωα δι ρβων. а другие в лето 801 арабами. στορθη ν τει αωγ γουμενεοντος το ν μοναχος Παρθενου Μακεδνος. Написано в 1803 году, когда игуменом был монах Парфений Македонец. Иконы письма тирского митрополита Иоасафа В соборном храме монастыря на южной, однополотнищной двери алтаря написан св. Петр, александрийский епископ, разглагольствующий с Младенцем Иисусом; написан в рост. Седые волосы на голове его остриженные, весьма кудрявы. Лицо его бело. Колорит иконы – светлый. В низу ее подписано: ΧΕΙΡ ΙΟΑΣΑΦ. Это – Иоасаф, митрополит тирский, тот самый, о котором в книге Даниила священника о живописном искусстве 1674 года, переведенной мною с греческого подлинника 101 сказано вот что: 1697 года, февраля 2-го дня, совершал литургию преосвященный митрополит тирский и иконописец κρ Иоасаф, родом алеппинец… у самого Гроба Господня он служил. Дивное и умилительное изображение горнего и дольнего Иерусалима найдено в лавре св. Саввы близ Иерусалима и оттуда взято и роздано всем православным христианам иеромонахом и священнопроповедником Макарием Святогробцем, а с этого изображения снова нарисовано художной кистью преосвященного митрополита тирского и сидонского κρ Иоасафа, для общей пользы православных, в 1697 году в Святом граде Иерусалиме. Этот же Иоасаф на северной, двухполотнищной двери соборного алтаря изобразил на одном полотнище Иакова, брата Господня, в саккосе и омофоре, без митры, с литургийным свитком, и под ним св. Косму, епископа маюмского, со свитком же, а на другом полотнище – св. Николая Чудотворца в саккосе и омофоре, без митры, с литургийным свитком, и под ним – преподобного Иоанна Дамаскина , как бы в чалме. В соборном же храме замечательна местная икона св. Саввы в рост, под серебряной ризой. Сдается, что и она написана тем же Иоасафом. В пещерной Никольской церкви к западной стене прикреплена икона: Странноприимство Авраама и угощение ангелов, написанная этим же Иоасафом-архиереем в 1677 году. ΧΕΙΡ οσαφ ρχιερως ахоз. Три ангела сидят за столом, на котором стоят два графина с вином, два блюда со снедями, две солонки и один кувшин, и лежат вилки, ножи и овощ в виде редьки. Лица Авраама и Сарры красивее ангельских. У всех их окраины оттенены густо. Колорит иконы беловат. Крылья ангелов и стол штрихованы золотистыми чертами. Порядочная икона письма арабского!

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010