Феодовиевой киновии Модеста (впосл. патриарха Иерусалимского), который утешал их местом из Премудрости Соломоновой в 3 гл. о безвременной кончине праведных (местом, составившим паремию на службе преподобным). Тем не менее после персидского разорения сведения о лавре до VIII в. почти прекращаются; из этого периода о ней есть однако такое немаловажное известие, что ее архимандрит Иоанн первым подписал послание палестинских иноков к папе Мартину по поводу созванного им в 649 году Латеранского собора против монофелитов 1504 . Но за этот период своей жизни лавра оказала величайшую из своих заслуг для церкви и в частности для богослужебного устава, воспитав самых знаменитых песнописцев: Андрея Критского († ок. 712 г.), Иоанна Дамаскина († ок. 780 г.), Косму еп. Маюмского († ок. 787 г.), Стефана Савваита († ок. 807 г.) и Феофана Начертанного († ок. 850 г.). (с. 327) Воскресное бдение на Синае и в Палестине (посещение Нила Мосхом и Софронием) Житие прп. Саввы, как и все известия о палестинском монашестве, в противоположность известиям например, об египетском монашестве, совершенно не заключает в себе каких-либо данных о тамошнем богослужении. Объяснить это, по-видимому, можно только тем, что это последнее в палестинских монастыря, как то прямо известно о сирско-месопотамских монастырях 1505 , следовало обычному чину, чину мирских церквей. А этот последний, как мы видели, и в V в. был уже довольно близок к нынешнему. Напр. на вечерни был уже пс. 140, ектении великая и просительная, Свете Тихий, Сподоби Господи, Ныне отпущаеши, на утрени пс. 62 и 50-й, некоторые ветхозаветные и новозаветные песни, хвалитные псалмы, Слава в вышних Богу, те же ектении. К этим неизменяемым частям присоединялся ряд песней, называвшихся иногда тропарями, соответствующих известному дню, и такие же чтения и В. и Новый Завет 1506 . Такой по крайней мере, порядок имело богослужение в церквах Сирии и палестины, т.е. тех именно, в недрах которых возникла отрасль монашества, считающаяся родоначальником нынешнего устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Избавляеши от смерти душа наша. – Могут спросить: почему молитвам Богородицы здесь усваивается сила избавлять от смерти души людей, если души созданы бессмертными? – Поистине, бывает «смерть душевная»: когда душа человека глубоко погружается во тьму страстей, и навык ко греху становится как бы естественным для умерщвленной, доведенной до нечувствия совести. Приведем для сравнения слова из псалма 12-го: «Просвети очи мои, да не когда усну в смерть» . Свт. Иоанн Златоуст изъясняет их так: «Отгони глубокий сон (совести – С. С.) от меня в грехах моих, уснув которым, я скоро подвергся бы душевной смерти» (Беседа на псалом 12). Подобный пример – в известном древнем сказании о юноше, впадшем в великие грехи, которого возвратил на спасительный путь ап. Иоанн Богослов. На вопрос Иоанна о юноше местный епископ горестно отвечает: «Отрок умер». Иоанн: «Какой смертью он умер? Душевной или телесной?» Епископ: «Душевной. Он стал разбойником...» (Пролог. Месяц сентябрь. 26-й день). Итак, Пресвятая Богородица молится о приведении грешников к покаянию и тем самым спасает их от «душевной смерти». Возможно и другое понимание этого места, которое не противоречит первому, а, скорее, дополняет его. Речь идет о том, что в книге Откровения Иоанна Богослова называется «смерть вторая». «Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть, и ад повержены были в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение, 20, 13–15). В рождении Ты сохранила девство, в успении же – не оставила мир, Богородица; ибо Ты перешла к жизни, явившись Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши. Канон 1-й, творение преподобного Козмы, епископа маюмского. Глас 1-й. Песнь 1. Ирмос. Преукрашена божественою славою, священная и славная, Дево, память Ти вся собра на веселие верныя; начинающи Мариам, с лики и тимпаны, Твоему поюще Единородному: славно яко прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Слава и ныне: Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Прими дар со страхом и приобрети прибыль для Давшего тебе; раздай нищим и тем приобрети в Господе друга, чтобы стать по правую руку Его, когда придет Он во славе, и услышать блаженный голос: «Войди, раб, в радость Господа Твоего». Этой радости, Спаситель, по Твоей великой милости удостой меня, сбившегося с пути. Прокимны 1. Гл. 6: Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего. Стих: Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение Его ( Пс. 131, 8.1 ). 2. гл. 4: Как хорошо и как приятно жить братьям вместе. Стих: Это-как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову ( Пс. 132, 1–2 ). В Великую среду На утрени Кондак, гл. 4: Совершив беззаконий более блудницы, я совсем не принес Тебе, Благой, потока слез, но в безмолвной молитве припадаю к Тебе, с любовию лобызая пречистые ноги Твои, чтобы Ты, как Владыка, даровал мне отпущение грехов, и восклицаю: «Спаситель, избавь меня от скверных моих дел». Трипеснец (Св. Косьмы Маюмского) Песнь 3 Ирмос: На камне веры утвердив меня, Ты раскрыл уста мои на врагов моих, ибо дух мой возвеселился, воспевая: «Нет столь Святого, как Бог наш, и нет праведного, кроме Тебя, Господи». Тропари: 1. Собирается совет беззаконников на тщетное дело со злобным намерением произнести осуждение на Тебя, Избавителя, Христе, Которому мы воспеваем: «Ты – Бог наш, и нет Святого, кроме Тебя, Господи». 2. Злое собрание беззаконных с душою богоненавистною намеревается умертвить, как злодея, Праведного Христа, Которому мы воспеваем: «Ты – Бог наш, и нет Святого, кроме Тебя, Господи». Песнь 8 Ирмос: По грозному повелению мучителя семикратно разжжена была некогда печь, в которой юноши, презревшие требование царя, не опалились, но взывали: «Все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все веки». 1. Жена, вылив драгоценное миро на Владычнюю и Божественную чудную голову Твою, Христе, касалась чистых Твоих ног нечистыми руками к взывала: «Все творения Господни, воспевайте Господа и превозносите во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

В субботу На литургии Прокимен, гл. 3: Господь – свет мой и спасение мое, кого мне бояться? Стих: Господь – крепость жизни моей: кого мне страшиться ( Пс. 26, 1 )? Аллилуйя, гл 3: Господь царствует, Он облечен величием. Стих: Потому вселенная тверда, не подвигнется ( Пс. 92, 1 ). Причастный: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ( Пс. 8, 3 ). В воскресенье На литургии Прокимен, гл. 4: Благословен Грядущий во имя Господне. Бог Господь и Он явился нам. Стих: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его ( Пс 117, 26–27.29 .) Аллилуйя: Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Стих: Все концы земли увидели спасение Бога нашего ( Пс. 97, 1.3 ). Причастный: Благословен Грядущий во имя Господне. Бог Господь, Он явился нам ( Пс. 117, 26–21 ). Страстная седмица В Великий понедельник, вторник и среду На утрени Тропарь, гл. 8: Вот Жених идет в полночь, и блажен раб, которого Он найдет бодрствующим, недостоин же милостей тот, которого Он застанет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне царствия Божия; но восстань и восклицай: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас. Ексапостиларий: Чертог Твой я вижу, Спаситель мой, украшенным, но не имею достойной одежды, чтобы войти в него. Просвети одеяние души моей, Податель света, и спаси меня. В Великий понедельник Трипеснец (Св. Косьмы Маюмского) Песнь 1 Ирмос: Осушившему непроходимое волнующееся море Божественным Своим повелением и проведшему через него пешком народ Израильский, Господу воспоем, ибо Он торжественно прославился. Тропари: 1. Неизъяснимо нисхождение Слова Божия, так как Христос есть Сам Бог и вместе Человек, считая Свое Божество не предметом своекорыстия, Он показывает ученикам это тем, что является в образе раба, ибо Он торжественно прославился. 2. Я Сам, богатый Божеством, пришел послужить обнищавшему Адаму, образом которого Я, Создатель, облекся добровольно; Я, бесстрастный по Божеству, пришел положить душу Мою в искупление за него.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Бог. Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего Существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог. На самый праздник Рождества, в начале Литургии, вместо псалмов «Благослови» и «Хвали» поются особые атнифоны. В прокимне перед Апостолом высказывается мысль о поклонении Иисусу Христу всей твари: «Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний». В Апостольском чтении проводится мысль, что через воплощение Иисуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий, чрез Иисуса Христа» ( Гал. 4:4–7 ). В Евангельском чтении повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу ( Мф. 2:1–12 ). Вместо «Достойно есть» поется следующий Задостойник Любити убо нам, яко безбедное страхом удобне молчание, любовию же Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение даждь. Из опасения (как бы не оскорбить Деву Марию) нам лучше бы хранить молчание, что безопаснее; ибо по любви к Тебе, Дево, составлять песни, искусно сложенные, не легко. Но Ты Сама, Матерь, дай нам и уменье по нашему усердию. Канон на Рождество (в русском переводе) На всенощной под Рождество Христово поются два канона, которые принадлежат знаменитым песнописцам VIII века: св. Косьме Маюмскому и св. Иоанну Дамаскину . Оба канона, насыщенные возвышенными и глубокими мыслями, живыми изображениями и величественными оборотами речи, вполне соответствуют торжеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Как известно, Сам Христос видел в пророчестве Ионы образ Своего погребения и воскресения: « ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф 12:40). Поэтому не удивительно, что Иоанн Дамаскин в этом ирмосе соотносит погружение Ионы на дно моря с сошествием Христа во ад, а освобождение из чрева кита спустя три дня – с тридневным Воскресением Христовым. Очень удачно образ «верей вечных» из пророческой песни (Иона 2:7 – « снидóхъ въ зéмлю, еяже вереи ея заклéпи bъчhiu » по-славянски, « до основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня » в русском синодальном переводе, « я сошел в землю, у которой запоры на веки удерживают » в переводе П. Юнгерова) применяется к сокрушению Христом адовых оков, удерживавших в аду умерших. Впрочем, преподобный Никодим в своём толковании связывает сокрушение адовых уз не столько с пророчеством Ионы, сколько с пророчеством Исаии: « Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства » (Ис 45:2–3). Объясняет это он тем, что в пророчестве Ионы говорится о самих оковах преисподней, но не говорится об их сокрушении, о котором сказано в пророчестве Исаии. Таким образом, справедливо видеть в ирмосе соединение образов двух пророчеств подобно тому, например, как в ирмосе 4-й песни канона Космы Маюмского на Рождество Христово образы пророческой песни Аввакума соединяются с образами пророчества Исаии о Жезле от корня Иессеева и Даниила о камне нерукосечном. Песнь 6, тропарь 1 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Сохранив цела знамения Христе,/воскресл еси от гроба,/ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем,/и отверзл еси нам райския двери. Сохранив печати целыми, Христе,/Ты восстал из гроба,/заключенного чрева Девы/не повредивший при рождении Твоем,/и открыл нам райские двери. Сохранив печати нетронутыми/целыми/неповрежденными, Христе, Ты восстал из гроба, ключи Девы не разрушивший во время Своего рождения, и открыл нам райские врата/двери.

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

Святого отца нашего Косьмы Маюмского Канон на Рождество Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа Песнь 1-я Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пой Господу вся земля, и люди с весельем воспевайте Его: ибо Он прославился. Когда созданный по образу Божьему, удалившись от лучшей божественной жизни, по причине своего преступления, истлевал и весь стал тлением: тогда снова обновляет его премудрый создатель: ибо Он прославился. Творец, увидев погибель человека, которого Он создал Своими руками, преклоняет небеса, сходит и истинно воплотившись от Божественной Пречистой Девы, преобразует его во всём существе: ибо Он прославился. Премудрость Слово и Сила, Сын и Сияние Отца, Христос Бог тайно от премирных и земных сил, сделался человеком и воссоздал нас: ибо Он прославился. Песнь 3-я Прежде веков, не по подобию тленных вещей, от Отца рождённому Сыну, и в последние времена без семени воплотившемуся от Девы, возгласим Христу Богу: свят Ты, Господи, вознёсший крепость нашу! Земной Адам, бывший прежде причастником лучшего вдуновения, и потом от обольщения жены впавший в тление, когда узрел Христа, рождаемого от жены, возопил к Нему: свят Ты Господи, соделавшийся ради меня подобно мне. Уподобившись бренному, скудному составу и с принятою земною плотью, соединив Божественное естество, ты родился Христе человекам и пребыл Богом, и вознёс крепость нашу: Свят Ты Господи! Радуйся Вифлеем, царь главных городов Иудиных! Пасущий Израиль, восседающий на раменах Херувимских, Христос явно вышел из тебя, и вознёсший крепость нашу, воцарился над всеми. Песнь 4-я Как ветвь от стебля Иесеева и цвет от него, Ты, Христе прозяб от Девы! Достославный невещественный и Бог ! Воплотившись от Девы, не познавшей мужа, Ты пришел от горы, чащею осененной, Слава силе Твоей, Господи! Христе, чаяние народов, в древности предсказанный Иаковом! Произошёл из колена Иудина, Ты пришёл расхитить богатство Дамаска и добычи Самарийские, водворяя на место заблуждения веру, Бога достойную. Слава силе Твоей, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Стих третий 28-го псалма входит в литургические чтения Козьмы Маюмского, оглашаемые при освящении воды в день Богоявления: «Я услышал, Господи, голос Твой, который Ты назвал гласом вопиющего в пустыне; когда Ты возгремел над многими водами [Иордаиа], свидетельствуя о Твоем Сыне» 421 . Вероятнее всего, перечисленные кувшины, как бронзовые, так и серебряные, предназначались для хранения освященной воды. Однако ее вместилищем могли быть и не столь привычные по форме сосуды. Ирмос Козьмы Маюмского наличествует на бронзовой статуэтке Диониса (Эрмитаж), которая найдена в 1867 г. на Дону при случайных обстоятельствах 422 . Голову Диониса некогда украшал венок, а плечи его покрывал плащ – об этом говорят сохранившиеся на голове и торсе бога отверстия для креплений. Текст псалма 28:3, начинающийся с крестика, был выгравирован на пояске, а клейма с крестообразными монограммами – два на груди и по одному на бедрах, – очевидно, в то время, когда изваяние языческого бога приспособили для христианских культовых целей. Упомянутый выше кувшин из Врапа принято датировать VIII в. Подражающие клеймам крестообразные монограммы на его дне как по структуре, так и по некоторым грамматическим особенностям надписей (появление родительного падежа в формуле «рабу Твоему») относятся к типу монограмм, характерному именно для иконоборческого периода и не выходящему за пределы VIII в. 423 Надписи на кувшинах с текстами псалмов могут свидетельствовать в пользу их создания как раз в период иконоборчества. Именно Псалтирь была той книгой Священного Писания , к которой чаще всего прибегали для обоснования своих идейных позиций как иконоборцы, так и иконопочитатели. Общеизвестно также, что миниатюры псалтирей этого времени по своей политической и идейной направленности принадлежат к числу основных памятников изобразительного искусства, освещающих эпоху иконоборчества. Учитывая сказанное, группу предметов с текстами псалмов, в том числе и вторично использованные античные памятники, такие как эрмитажный Дионис, следует считать особенно характерной для VIII–IX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

«Диалектика» предваряется посланием, адресованным сводному брату И. Д. св. Косме, еп. Маюмскому, в котором автор помимо прочего излагает план всей трилогии. Речь идет о трехчастной программе, предполагающей, во-первых, изложение того, «что есть самого лучшего у эллинских мудрецов», т. е. у греч. философов; во-вторых, описание истории и содержания «вздорных учений», т. е. ересей; и, в-третьих, «раскрытие истины», т. е. изложение правосл. учения. Именно такой программе следуют совр. издания и переводы «Источника знания». В рукописной традиции эта программа засвидетельствована слабо: полностью она осуществлена только в одной из рукописей; в тех случаях, когда все 3 трактата объединяются в сборник, они, как правило, располагаются в ином порядке; имеются рукописи, содержащие только 2 из 3 трактатов (см.: Kotter. 1969-1988. Bd. 4. S. 3). Т. о., остается неизвестным, является ли осуществление плана, заявленного И. Д. в послании к свт. Косме Маюмскому, делом самого автора или же это творчество позднейшего переписчика. Сочинение сохранилось в 2 редакциях: в первоначальной краткой (50 глав) и в созданной на ее основе пространной (67 или 68 глав),- к-рые различаются не только количеством глав, но и разделением текста по главам и порядком их следования. Обе редакции принадлежат самому И. Д. ( Richter. 1964. S. 55, 232-235, 274 sqq.). В рукописной традиции известны смешанные варианты, а также соединение «Диалектики» с «Точным изложением православной веры» со сплошной нумерацией глав. По всей вероятности, именно о таком тексте упоминается в древнейшем свидетельстве о «Диалектике» - в полемическом трактате монофизитского патриарха Илии (706-728), где автор, приводя по-сирийски выдержки из «Диалектики», утверждает, что цитирует сочинение И. Д. «150 глав» (см.: Van Roey. 1944): такое количество глав могло дать соединение краткой редакции «Диалектики» и «Точного изложения православной веры». Рукописная традиция греч. текста «Диалектики» обширна (см.: Kotter. 1959. S. 6-92). Важными свидетельствами являются также цитаты в сочинениях др. авторов и древние переводы на сир. (VIII в., только 4 выдержки; см.: Van Roey. 1944), араб. (X в.), арм. (X в.), груз. (XI в.) и древнеболг. (ок. 1073) языки (см.: Kotter. 1969-1988. Bd. 1. S. 38-39).

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Μυστριον ξνον ρω κα παρδοξον, «таинство чуждое вижу и неимоверное» – это восклицание из рождественскою канона Косьмы Маюмского может служить примером вместо десятков и сотен ему подобных 471 . Такова коренная структура христианского парадоксализма 472 , к тому же, что весьма важно, увиденная сквозь призму греческаго риторического темперамента. Мир христианина наполнен исключительно «чуждыми» и «новыми», «невероятными» и «недомыслимыми», «неслыханными» и «невиданными», «странными» и «неисповедимыми» вещами; но ведь так же обстоит дело с миром ритора. Каким бы ни было различие в глубине и смысле, внешняя поза и словесная «жестикуляция» недоумевающего восторга обнаруживают неизбежное сходство. В одном из самых выдающихся памятников византийской церковной поэзии VI или VII века говорится: «познать знание незнаемое» 473 ; это одновременно очень ответственная формула христианского мировоззрения – и риторическая игра. Ибо раннесредневековая эстетика «парадокса» – тоже плод синтеза, сопрягавшего разнородное. Вернемся, однако, к «параболе» и «парафразе». Что такое «парабола»? По буквальному значению – «возле-брошенное-слово»: слово, не устремленное к своему предмету, но блуждающее, витающее, описывающее свои круги «возле» него; не называющее вещь, а скорее загадывающее эту вещь. Что такое «парафраза»? По буквальному значению «пересказывание»: иносказательное высказывание того-же-по-иному, «переложение», как бы перекладывание смысла из одних слов в другие. Среди литературы «парафраз» и «метафраз» в эпоху перелома от античности к Средневековью особую роль играли эксперименты, основанные на применении к библейскому материалу античных форм, – пересказывание Ветхого и Нового Завета языком и размером Гомера на Востоке, языком и размером Вергилия на Западе. Форма выбиралась, таким образом, не по соответствию теме, а по противоположности к ней, «наперерез» ей; из-за этого как тема, так и форма выступали в несобственном, превращенном виде. Пределом такого подхода были «центоны» на библейские темы – мозаики из стихов или полустиший языческих поэтов, принуждаемых описывать как раз то, чего не могли бы описывать языческие поэты; между самостоятельным и контекстуальным значением цитаты возникала рознь, словесный образ двоился в самом себе, что и придавало игре завлекательность.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010