– Благодаря Косме Этолийскому и его соратникам, православным традиционалистам, к началу XIX века просвещение распространилось повсеместно, каждый город и деревня соревновались между собой за лучшую организацию и функционирование своих школ. Святой Косма способствовал строительству отдельных школьных зданий, для учебного процесса создавал специализированные аудитории, обеспечивал учебные заведения книгами и учебными материалами. Главный педагогический прием Космы Этолийского – воспитание на примере. В своих проповедях он приводит примеры из Священного Писания, творений святых отцов и житийной литературы. В то же время, осознавая, что слушатели нуждаются не только в книжном, но и в наглядном примере, святой Косма способствует тому, чтобы священники становились примером для мирян, проповедники для слушателей, учителя для учеников, родители для детей. Педагогические кадры готовились в высших учебных заведениях, открытых по инициативе Космы Этолийского. Выпускники этих школ направлялись в ранее открытые школы низшего уровня. То есть проблема подготовки кадров была поставлена во главу угла. Одним из основных принципов педагогической концепции Космы Этолийского был живой диалог с аудиторией и учениками. Это контрастирует с реалиями современного российского образования, где из-за бюрократизации педагогического процесса у учителей мало времени остается на живое общение с учениками и их родителями. Ключевой особенностью системы образования Космы Этолийского стал его всеобщий и бесплатный характер. Просвещение святого охватывало не только молодежь, но и старшее поколение. Он устраивал воскресные образовательные кружки для взрослых, где они учились грамоте и включались в процесс изучения святоотеческой литературы и Евангелия. Образование с точки зрения Космы Этолийского должно быть разносторонним и полным. Его просветительская миссия заключалась не только в проповеди православной веры, но и в научном просвещении. Практическую ценность поучений святого отмечают многие исследователи.

http://pravoslavie.ru/91234.html

Скончался митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма (Папахристос) 05.01.2022 16:10:23 АФИНЫ Митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма скончался рано утром в понедельник, 3 января 2022 года, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, сообщает Седмица.ru со ссылкой на греческое издание Ormhodox Times . Митрополит Этолийский, последовательно отказывавшийся от вакцинации, 18 ноября 2021 года получил положительный результат на коронавирус, первоначально оставаясь дома. Впоследствии его здоровье ухудшилось, и было сочтено необходимым перевезти его в больницу, на что он долго не соглашался. В конце концов, иерарх решил лечь в больницу Агринио, где его интубировали, а 2 декабря его перевели в больницу Евангелисмос. Сестра митрополита Космы также скончалась из-за последствий Covid-19. 75-летняя женщина была доставлена в больницу Агринио 2 декабря, на следующий день после своего брата. Она не была вакцинирована, страдала серьезными заболеваниями и проживала вместе с братом-митрополитом в их доме в Агринио. Митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма был одним из наиболее последовательных противников вакцинации от коронавируса и выступал против антиковидных мер, принимаемых властями Греции. Митрополит Косма (в миру — Константинос Папахристос) родился в 1945 году в Скутесиада (Агринион). Изучал политические науки в Афинском университете и богословие в университете Аристотеля в Салониках, которые окончил с отличием. В 1974 году митрополитом Этолийским и Акарнанийским Феоклитом (Аврандинисом) был хиротонисан во диакона, затем во пресвитера. В течение 30 лет занимал должность иерокирикса (проповедника) Этолийской епархии. 5 октября 2005 года состоялась его архиерейская хиротония и возведение в сан митрополита Этолийского и Акарнанийского. Хиротонию возглавил митрополит Афинский и всей Греции Христодул. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/01/05/skonchalsy...

Обеспечивая школы всем необходимым, Косма Этолийский призывал самих местных жителей к инициативности и активной общественной позиции. Отныне они сами должны были участвовать в содержании школ и финансировать их как из общинных средств, так и на основе личных пожертвований: «Здесь, в селении вашем, видя, что у вас нет школы, дабы дети ваши читали и бесплатно учились грамоте, попросил я христиан, и они по возможности и желанию способствовали основанию школы. Но и вам самим следует всем вместе помогать вашей школе, из собственных средств или на деньги общины... чтобы получить награду от Бога и почёт у людей» 388 . Косма старался найти опору на местах, стремясь призвать людей к участию в жизни школы. Он выбирал ответственных лиц, собирал средства, стремился, чтобы школа как можно скорее вышла на автономный уровень развития. Порой Косма Этолийский предпринимал весьма нестандартные и неожиданные ходы. Во многих проповедях он призывал народ отказаться от работы в воскресные и праздничные дни, которые должны были стать временем, когда старшее поколение смогло бы посвятить собственному образованию. Он также установил практику так называемого «молока воскресения». Средства от продажи сельскохозяйственных продуктов в этот день шли на поддержку школ и церквей 389 . Косма Этолийский в своих поучениях, помимо привычного монолога, широко использовал диалогическую и риторическую формы. «Вероятно, он был знаком с современными педагогическими теориями... а также пользовался методиками, которые педагогическая наука позднее введёт в свой оборот, назовёт и предложит» 390 . Как и Песталоцци, Косма основывает свою педагогическую методику на отношениях учитель – ученик, которые в свою очередь должны базироваться на любви и взаимном доверии. Главный педагогический приём Космы – воспитание на примере. В своих проповедях он приводит примеры из Священного Писания , творений святых отцов и житийной литературы 391 . Также он постоянно ссылается и на свой опыт, стараясь воспитывать слушателей на своём собственном примере 392 . Учение Космы построено на возврате к утерянной традиции, приобщении к опыту предков. Так как этот путь возможен только через приобщение к Евангелию, святоотеческому и античному наследию, Косма старается использовать эти тексты как учебные пособия, постоянно цитирует их в своих проповедях 393 . В то же время Косма осознаёт, что слушатели нуждаются не только в книжном, но и в наглядном примере. Священники должны стать примером для мирян, проповедники для слушателей, родители для детей 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Χριστδουλου Αγιορετου.. Ο Γρων Πασιος. Σ. 211 Там же. Σ. 206. Там же. Σ. 211. Православие.ru 2008 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Re: Пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца об освобождении Балкан и Константинополя Вполне греческое пророчество. Греки будут сидеть сложа руки а русские им все завоюют. На еженедельных молебнах на месте бывшей греческой церкви о ее восстановлении в Санкт-Петербурге тоже слышал ходят в основном русские. Грекам видать то холодно, то мокро, то тяжело... 2. Re: Пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца об освобождении Балкан и Константинополя Лена, русские возьмут Константинополь? 1. Re: Пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца об освобождении Балкан и Константинополя Известно, что пророчества могут быть изменены. Например, " чужая армия " не знающая греческого языка, но верующая во Христа, - может означать появление нового " языка " как мышления. Духовного мышления, против материалистического, как сегодня, пока еще остается. Это может быть образ единого, примиренного красно-белого русского мышления. Тогда и слова о великой битве в Константинополе между русскими и европейцами, следует будет понимать как великое сражение дискурса . Со стороны русского дискурса - это отрицание отрицания Нового времени. Со стороны европейского дискурса - постмодернизм. Но, пока говорить о дискурсе отрицания отрицания Нового времени как замене существующего постмодернистского текста , приходится говорить в самом зерне. Однако, надежда на стремительный рост данного дискурса есть огромная. И состоит она в том, что Власть в лице Путина идет этим путем . Но чисто опытно. Власть ведет Промысел. И по пути этому идут люди Власти. Люди. Со свойственным человеку слабостями мышления. Очень трудно, пусть и сверху, разглядеть в политике и даже в Политике идеи, которые должна озвучить философия. Те же вопросы , например, времени и пространства, в Политике не рассмотришь. А значит, и нового мировоззрения исходя из политического опыта, не построишь. Да, идеология может возникнуть. Но лишь как короткое одеяло: здесь прикроешься, там останешься нагим... Поэтому важно полноценное философское обеспечение Власти мировоззрением нового дискурса: дискурса отрицания отрицания Нового времени. То, что должно заменить постмодернизм во всем мире, и в Европе, прежде всего.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/28/...

   Косма был удивительно свободен в выборе языко­вых средств. Язык его поучений менялся в зависимо­сти от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Пар­ги или к малограмотному населению Северного Эпи­ра. Святой не был догматиком — он не стеснялся ис­пользовать иностранные слова, просторечные выражения и даже слова из специальной профессиональ­ной терминологии крестьян.    Для Космы Этолийского был в равной степени це­нен каждый его читатель и слушатель. Он стремился найти к каждому индивидуальный подход, сделать всё возможное, чтобы его учение было востребованно и до­ступно людям разных социальных слоёв и убеждений.    Косма обращался к своим слушателям не только посредством своей устной проповеди, он старался по мере своих возможностей пообщаться с каждым лич­но: утешить, наставить, исповедовать… Кроме того, его проповедь была включена в богослужебный цикл: слушатели не только внимали «Поучениям» пропо­ведника, но и молились в сопутствующих им служ­бах, исповедались, причащались. Многие из них уча­ствовали в этих Таинствах впервые за многие годы, ведь в некоторых селениях, куда приходил Святой, не было ни церквей, ни школ, ни священников, ни пре­ подавателей. «Поучения» Космы Этолийского стано­вились первым шагом и толчком к изменению ситуа­ции — строились школы и храмы, люди жаждали зна­ний и становились причастными к Таинствам Церкви, став на путь духовного возрождения. 2. Структура и состав проповедей    На сегодняшний день найдено двадцать шесть текс­тов поучений Космы Этолийского. Они записаны в раз­ное время, имеют различную степень достоверности.    Пристальное их изучение показывает, что многие из сохранившихся до нас текстов проповедей Космы Этолийского очень близки между собой, подчас даже полностью идентичны. Дело в том, что Святой произ­нёс тысячи проповедей в разных населённых пунктах и областях Османской империи. В каждом своём уст­ном выступлении он старался охватить ряд основных тем и, по возможности, коснуться того, что будет инте­ресно именно той пастве, перед которой он выступал. Соответственно, было в его проповедях что-то общее, было и что-то индивидуальное, обусловленное потреб­ностями конкретных слушателей. Это хорошо видно на примере публикуемых в нашем издании Первого сло­ва (1) (стр. 64—98) и Первого слова (2) (стр. 199—235). На первый взгляд они практически идентичны, но более пристальное рассмотрение показывает, что они содер­жат между собой существенные различия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3567...

Святой оставил множество пророчеств о будущем человечества. Мн. предсказания сохранились в письменном виде (как в печатных изданиях, напр., в составе его житий, так и в рукописях XVIII-XIX вв.), другие известны в устной традиции. Особый интерес представляет т. н. Албанская рукопись - сборник из 72 пророчеств, записанных по-албански в Коране, к-рый был обнаружен во время второй мировой войны в одной из школ Юж. Албании. Большинство пророчеств действительно принадлежат К. Э., но некоторые были приписаны ему позднее и впосл. ассоциировались с его именем. Это связано с тем, что распространение пророчеств в отличие от поучений, записанных с благословения самого К. Э., не было централизованным. Вопрос о подлинности ряда пророчеств, приписываемых К. Э., продолжает вызывать споры. Тематически пророчества могут быть поделены на неск. групп: об избавлении от тур. ига, о грядущем освобождении К-поля, о конкретных территориях и личностях, о буд. войнах и вызванных ими разрушениях, об экологических проблемах, о последних временах и об антихристе, о развитии цивилизации и научном прогрессе (К. Э. предсказал появление автомобилей, самолетов, телефонов, железнодорожного транспорта, спутников, Интернета, видео и аудиозаписей). Во многих случаях пророчества К. Э. принесли практическую пользу. Напр., жители Сьятисты и окружающих селений много лет помнили одно из пророчеств святого о том, что придется в назначенный час покинуть родные места, чтобы остаться в живых. 4 нояб. 1912 г. более 45 тыс. женщин и детей заблаговременно нашли убежище в горах и смогли избежать гибели во время балканской войны. Ист.: Χριστοδουλδης Σ. Ακολουθα κα βος το ν Αγους πατρς μν Κοσμ το ερομρτυρος κα σαποστλου. Βενετα, 1814; ΝΜ. 18562. Σ. 200-208; Διδαχ το Αγου ερομρτυρος κα σαποστλου Κοσμ το Νου. Κρκυρα, 1863; Εαγγελδης Τ. Ιστορα Αλ Πασ το Τεπελενλ σατρπου τς Ηπερου. Αθναι, 1896; idem. Τ λληνικ σχολεα π τς Αλσεως (1453) μχρι το (1831). Αθναι, 1933; Αλισανδρτος Γ. Ο Κοσμς Αιτωλς στην Κεφαλονι και στη Ζκυνθο (1777): Ανκδοτη επιστολ ενς ακροατ του//Κεφαλληνιακ Χρονικ. Αργοστλι, 1982. Τ. 4. Σ. 1-88; Ξανθοπολου-Κυριακο Α. Ο Κοσμς ο Αιτωλς και οι Βενετο (1777-1779): Τα τελευταα χρνια της δρσης του και το πρβλημα των διδαχν. Θεσσαλονκη, 1984; Αυγουστνος (Καντιτης), μητρ. Κοσμς ο Αιτωλς (1714-1779): Συναξριον, διδαχα, προφητεαι, ακολουθα. Αθνα, 1988; Преподобномученик Косьма Этолийский: Мое дело - дело моего народа: Житие, проповеди, пророчества. М., 2002; Μενονος Ι. Κοσμ του Αιτωλο διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 20026; Зоитакис А. Г. Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007 (переизд. с изм. загл.: Зоитакис А. Г. Равноап. Косма Этолийский: Житие и пророчества. М., 20132); Косма Этолийский, равноап. Слова. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2458845.html

В октябре 2013 года сбылась и вторая часть пророчества. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включён и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше –тем налог выше). 17. « Будет такая дороговизна, что дальше некуда. Но она продлится недолго » . Относительно времени, к которому относится это пророчество, учёные высказывают разные предположения. 18. « Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять ». Система льготного кредитования стала массовым явлением в США и Европе после Второй мировой войны. К середине 1960-х годов около половины американских семей покупали в кредит автомобили и технику, а к 1973 году в кредит было продано уже около двух третей всех товаров. Такой образ жизни означал привычку радоваться вещам ещё до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления. Кредиты брали на всё: на автомобили, жильё, мебель, бытовую технику, одежду, путёвки и продукты питания… Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США государствам Европы после Второй мировой войны; Европейский Союз помогал странам, являющимся его участниками. Современные греческие церковные деятели и богословы единодушно связывают это пророчество святого Космы Этолийского с долговым кризисом в Греции 6 . Этой стране «ссудили много денег», в течение многих лет фактически навязывая всё новые и новые кредиты. Следствием этого стало то, что Греция попала в финансовую ловушку и в настоящее время вынуждена работать только на обслуживание долга, утратив значительную часть своего суверенитета. Фактически мы наблюдаем исполнение второй части пророчества Космы Этолийского: европейцы «потребовали деньги обратно». Согласно этой трактовке, заключительная часть пророчества святого Космы говорит о том, что навязанные грекам финансовые средства не будут возвращены обратно выделившим их кредиторам. Вероятно, этому помешает какое-то общемировое бедствие или война, и в результате – обвал мировой экономической системы.

http://pravmir.ru/prorochestva-ravnoapos...

В Греции отмечают 300-летие со дня рождения св. равноап. Космы Этолийского Фермо, 11 марта 2014 г.      В юбилейный год 300-летия со дня рождения и 235-летия со дня мученической кончины святого Космы в Греции и некоторых зарубежных странах проходят научные конференции, выставки, концерты духовной музыки и другие мероприятия. 9 марта в этолийском городе Фермо состоялась презентация новой почтовой марки, выпущенной «Почтовой службой Греции» по случаю 300-летнего юбилея со дня рождения равноапостольного Космы. Зал, где проходило мероприятие, с трудом смог вместить всех желающих присутствовать на презентацииЮ сообщает AgionOros.Ru. Обращаясь к собравшимся, мэр Фермо сказал: «Наш район гордится тем, что здесь родился, вырос и начал свою деятельность святой Косма Этолийский… Не описать словами, сколь велики его заслуги: равноапостольный Косма спас наш народ от исламизации и полной потери идентичности». Митрополит Этолийский Косма подчеркнул: «Все мы испытываем благодарность Святому. Косма Этолийский духовно возродил наше Отечество, спас нас от гибели. И сегодня он даёт нам идеалы и ценности. Святой Косма несет Свет Христов обществу, семьям, юношеству. Его наследие особенно актуально сейчас, когда современные правители Греции действуют вопреки его заветам». Председатель общественного совета «Почты Греции» рассказал о том, почему было принято решение почтить память Святого выпуском почтовой марки: «Наследие Космы Этолийского продолжает оставаться актуальным и сегодня. Он был настоящим патриотом, который не опустил руки в условиях давления внутренних и чужеземных врагов и пожертвовал собой за други своя» 1 . В ноябре-декабре 2014 года в Москве пройдёт международная научная конференция, посвященная равноапостольному Косме Этолийскому. Все доклады будут опубликованы Издательским Домом «Святая Гора». Желающие выступить могут присылать заявки на адрес электронной почты: zoaf@yandex.ru 11 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69119.html

Косма был удивительно свободен в выборе языковых средств. Язык его поучений менялся в зависимости от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Парги или к малограмотному населению Северного Эпира 400 . Косма не был догматиком – он не стеснялся использовать иностранные слова 401 , просторечные выражения 402 и даже слова из специальной профессиональной терминологии крестьян 403 . Несмотря на то, что Косма обращался к населению на понятном ему разговорном языке, в своих проповедях он призывал к обучению древнегреческому, книжному языку, который входил и в учебную программу создаваемых им школ. Но, будучи реалистом, Косма Этолийский понимал, что жёсткая догматизированная программа, построенная на отрицании разговорного языка, обречена в данной ситуации на провал. В этой главе мы не будем подробно останавливаться на содержании проповедей и особенностях учения Космы Этолийского , эти вопросы будут рассмотрены нами в следующих главах нашего исследования. Здесь мы ограничимся лишь несколькими замечаниями, касающимися общих особенностей его образовательного подхода: Косма Этолийский действовал в рамках святоотеческой традиции, ставя в центр своего учения Священное Писание и Предание. Будучи традиционалистом, он также действовал и мыслил себя в рамках византийской (православной) традиции, при этом, однако, внося в свой образовательный метод важные, в том числе и сущностные методологические изменения. Показательно, что все они касались именно методики и практики преподавания, в остальном же, то есть в сущностных аспектах, он действовал целиком в рамках традиции, которую безусловно и безоговорочно чтил и делал всё для её возможно более широкого распространения. Именно поэтому язык его поучений менялся в зависимости от аудитории, к которой он обращался. Нам удалось установить, что он никогда не отрицал книжную традицию и использовал полученные в Афонской Академии знания в своей просветительской деятельности. Проповедник основал множество школ, повсеместно распространил бесплатное всеобщее образование. Обеспечил школы преподавателями и финансами. Одним из главных принципов его образовательной концепции был её нравственный, построенный на воспитании человеческих качеств характер. По мысли Космы, образование должно нести общественную функцию, объединять и консолидировать народ. Сам Косма служил примером и воплощением своей образовательной концепции, его деятельность и образовательный подход стали ориентиром для его учеников и последователей, после его смерти продолживших деятельность по просвещению соотечественников. 2.2. Писательская и издательская деятельность как реализация педагогической концепции Никодима Святогорца

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Традиционалисты, напротив, исходили из представления о континуитете – преемственности Древней Эллады – Византии – Современной Греции. Такому представлению о непрерывности национальной культурной традиции Просветители противопоставили так называемую «теорию метакеносиса». Её выдвинул «патриарх» новогреческого Просвещения Адамантиос Кораис. Согласно этой концепции национальная культурная традиция (имеющая в своей основе древнегреческую культуру) была прервана с римским завоеванием и не нашла своего продолжения в Византийском государстве, безусловно чуждом Греции по своему духу и принципам. Согласно «теории метакеносиса», греческая культурная традиция, утерянная на своей исторической родине, должна вернуться туда из Западной Европы в интерпретации западноевропейского Просвещения. Кораис подчёркивал, что в основе западноевропейской цивилизации лежит древнегреческая культурная традиция, в частности, воспринятая европейцами через Ренессанс 551 . В то время как политическим идеалом для Просветителей стала Европа и античная Греция 552 , государственным идеалом для православных просветителей была Византийская империя: «Когда с момента распятия Христа прошло триста лет, послал Всеблагой Бог святого Константина, и тот утвердил христианское царство, которое просуществовало тысячу сто пятьдесят лет» 553 . Просветительскому термину «θνος» (нация) Косма Этолийский и Никодим Святогорец противопоставляют «γνος» (народ), критериями выделения которого являются язык и, прежде всего, православная вера. На их основе они включают в поле своей деятельности всё население бывшей Византийской империи, стремясь укрепить их национальное самосознание, в основе которого и лежат язык и вера. Поэтому запрет Космы Этолийского на то, чтобы слушатели говорили по-албански 554 , был не проявлением греческого национализма (как полагают некоторые исследователи) 555 , а стремлением к сохранению и восстановлению языковой общности, и как следствие, национального единства Византийской империи. В данном контексте важно и значение термина «γνος», которым преимущественно пользовались Косма Этолийский и Никодим Святогорец в своих произведениях и проповедях. С одной стороны, он означал род христианский, с другой – ромейский миллет. Для традиционалистов оба этих понятия были близки, так как их основное стремление заключалось в объединении всех христиан в рамках православной империи 556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010