«Аскетизм есть общая христианская обязанность, осуществимая в различных условиях монашеской и общественной жизни» 675 , и может быть разделён на подвижнический и общественный. Аскетизм подвижнический имеет в основе «удаление от мира из любви к Богу, а основанием аскезиса общественного служит добродетельная жизнь в миру из любви к ближнему» 676 , и состоит, в частности, в совершении в обществе и ради него положительных и так называемых «общественных добродетелей христианства» 677 . При этом как подвижнический, так и общественный «аскетизм вдохновляется... стремлением к преобразованию. Миру должна быть возвращена его первоначальная красота, от которой он отпал в грех» 678 . Хотя, безусловно, мера подвига зависит от возможностей конкретного человека. Подвиг мирян отличается от подвига монахов, подвиг священников – от подвига епископов, но необходимость в совершении подвига, преодолении своей греховной человеческой природы обязательна для всех. Знания – важная ступень на пути достижения этих целей 679 . Этим и объясняется огромное внимание, которое многие исихасты уделили образованию соотечественников. Они исходили из того, что успешное распространение традиции невозможно без преодоления кризиса греческой образовательной системы 680 . Большинство участников традиционно-просветительского движения не принимали использование рационального метода познания для понимания и характеристики духовных явлений, подчёркивая, что такие попытки обречены на неудачу 681 . Вслед за святыми отцами они выделяли два типа знания и познания: внутреннее (духовное) и внешнее (научное). Они чётко указывали на их различия и подчёркивали недопустимость их смешивания, именно поэтому они не принимали ни схоластику, ни исключительную приверженность рационалистической методологии. Наибольшее среди традиционалистов внимание проблеме образования уделил Афанасий Паросский. Соглашаясь с необходимостью «внешнего», мирского образования, он вслед за Космой Этолийским полагал его недостаточным, бессмысленным в отрыве от «внутреннего» 682 познания: «Внешняя премудрость сама по себе не является ни хорошей, ни плохой, в зависимости от её использования она становится плохой или хорошей» 683 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В его поучениях главное слово – любовь, любить, оно у него очень часто используется, причем всегда в настоящем времени: не прошедшая, ушедшая любовь, не намерение любить Бога и людей в будущем, а настоящая любовь к людям здесь и сейчас. Теперь мы переходим к такой животрепещущей, интересной теме, как пророчества, которая обычно очень интересует людей. По этому вопросу существует большая литература. В отношении некоторых пророчеств авторство Космы Этолийского было отвергнуто: они были ему приписаны, а потом было установлено, что он их не произносил. По поводу некоторых есть споры: произнес ли их Косма? По каждому пророчеству есть статьи, по каждому вещественному источнику буквально все проанализировано. Я буду говорить о тех пророчествах, в отношении которых более или менее установлено, что они были произнесены Космой Этолийским. Есть интересный документ XIX века, так называемая албанская рукопись, которая была найдена в ХХ веке, это семьдесят два пророчества Космы Этолийского, которые были записаны на албанском языке в Коране, прямо внутри священной книги мусульман. Тематически это освобождение от Османского владычества – первая группа, вторая – освобождение Константинополя, третья касается конкретных мест, территорий, людей, будущих войн, будущего человечества (образование, экономика, социальные процессы будущего, экологические проблемы, научные изобретения). Предсказаны такие явления, как автомобили, самолеты, телефоны, спутники, интернет, видео, аудиозаписи. Причем пророчества известны по рукописям XIX века, это не то что потом в ХХ веке кто-то благочестивый придумал, что якобы святой предсказал все это в XVIII-м. Эти пророчества в то время не были поняты, но, так как люди почитали Косму, они записали все эти слова и донесли их до нас, до нашего времени. Хотя они и не понимали и не верили, что будет повозка без лошадей, которая будет мчаться быстрее зайца, они это записали и донесли до нас. Первая группа – это пророчества о желаемом. Его спрашивали: «Когда придет желаемое, чаемое (т.е. освобождение»)? Он говорил, что «желаемое придет к вам в третьем поколении», что действительно произошло для этой области. Или конкретное, например, пророчество, связанное с определенными деревьями:

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Клефты – это такие люди, которые собирались в разбойничьи отряды, не подчинялись туркам, да и своих соотечественников грабили. Они были своего рода партизаны, но они не партизанили против властей, а вели свободную жизнь и всячески старались никому не подчиняться, не платили налогов. Народная молва связывает Косму Этолийского со многими из них. Существуют рассказы о встречах Космы со многими из лидеров этих отрядов и о том, что один из знаменитых клефтов Тоцкас, очень известный человек, подружился с Космой и после встречи со святым прекратил нападение на православных, прекратил грабить своих соотечественников, а потом уже во время национального освободительного движения был одним из самых активных борцов против османского ига. Теперь мы переходим к такой странице как мученичество Космы Этолийского. Косма в своих проповедях не раз подчеркивал, что готов к принятию мученического венца. Он говорил: «Я прошу Христа, чтобы Он удостоил меня пролить за Него свою кровь, подобно тому, как Он когда-то пролил ее за меня». Было несколько попыток с ним расправиться со стороны его врагов, и сохранились интересные исторические документы (сейчас историками они признаны достоверными) о том, что за голову Космы одному из местных турецких военачальников Курт-паше была заплачена сумма, эквивалентная современным полутора миллионам долларов. Была организована хитрая операция. Косму заманили в ловушку и с четырьмя учениками арестовали якобы для того, чтобы повести на допрос к самому Курт-паше. По дороге ему объявили о том, что есть приказ его казнить, потому что он якобы агент Москвы, агент России. Данных о том, что он действительно таковым был, нет, и скорей всего это был повод для убийства, формальный предлог. Святой был удушен. Перед этим, как вы видите, он сложил руки крестообразно. Они хотели его связать, но он сказал, что не будет сопротивляться, благословил все четыре стороны света и был удушен. К шее его был привязан камень, и тело его было брошено в реку. В правой стороне слайда с фреской можно увидеть как раз обретение его святых мощей.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Афанасий Зоитакис Обзор историографии Прежде чем приступить к рассмотрению историографии, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. По тематике, характеру и объёму греческая историография не сопоставима с зарубежной (в том числе и отечественной). Помимо историографии, которая непосредственно связана с Космой Этолийским и Никодимом Святогорцем , мы сочли необходимым привлечь работы по новогреческому Просвещению, а также по противостоявшему ему традиционному направлению греческой общественной мысли. Также наш интерес вызвали работы, предметом рассмотрения которых стало формирование греческого национального самосознания, различные представления о греческом этносе. В России на протяжении всего девятнадцатого века не ослабевал интерес не только к современной ситуации, сложившейся в Греции, но и к причинам, способствовавшим возрождению национального самосознания греков и их освобождению 57 . Особый интерес в ряду этих работ представляет изданная в Петербурге книга Константина Базили, посвящённая, в частности, оценке роли образования в достижении избавления от иноземного владычества 58 . Представление о том, что «без христианской веры не было бы уже греков» 59 , было характерно для большинства исследователей: «одно чувство религии сохраняет нравственную свободу греков в рабстве и составляет ещё народ из сих людей» 60 . Новогреческое Просвещение всегда было в центре внимания отечественной историографии. Яркий пример одной из работ по Просвещению в греческих землях – монография Б. Ордынского «Адамантий Корай 61  – просветитель новых греков», посвящённая идейному вдохновителю новогреческого Просвещения. Своеобразный панегирик Кораису, эта книга мало-информативна, в ней отсутствует глубокий анализ, тем не менее, она представляет определённый интерес как одна из первых попыток рассказать о новогреческом Просвещении в России. Вообще же следует отметить, что на протяжении всего девятнадцатого века в России не утихали споры вокруг, пожалуй, центрального вопроса полемики Просветителей и традиционалистов – отношения к Византийскому наследию. Сторонники Просвещения крайне негативно относились к византийской православной традиции, считая её признаком отсталости и невежества. Зачастую для характеристики Византийской империи использовались такие резкие термины как «римское иго» 62 . В ответ на подобную критику выходили такие работы как «Голос грека в защиту Византии» 63 . Эта полемика зачастую выходила за рамки споров о роли византийского периода в греческой истории и перерастала в споры о причинах, которые вызвали революцию 1821 г. Так, автор критической статьи на книгу Е. Феоктистова «Борьба Греции за независимость» обрушивается против «ходячего мнения», которое «до сих пор ещё нередко приходится слышать на публике, что героические порывы Греции в первой четверти нынешнего столетия возбуждены были сначала влиянием Французской революции» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   До недавнего времени многие учёные полагали, что нет оснований говорить о прижизненной запи­си и распространении поучений, одобренных самим Космой Этолийским. Тем не менее ряд свиде­тельств, собранных нами, позволяют предположить, что прижизненные записи существовали. Итак, об­ратимся к источникам: «во время оно сказал свя­той Косма это поучение в Каламбаке в год 1774-й, и записал его господин Папастамос… как напомина­ние для потомков»; «данное поучение было записа­но неким христианином, специально находившим­ся там во время проповеди в окрестностях города Янина».    Действительно, многие из следовавших за подвиж­ником записывали поучения, чтобы всегда иметь их с собой или распространить их среди односельчан, друзей, родственников, которые сами не смогли при­сутствовать на проповеди Святого.    В свою очередь сам Косма Этолийский неоднократ­но побуждал своих слушателей собираться вместе и обсуждать слова его проповеди: «Но что же тогда яв­ляется моим вознаграждением? Чтобы вы собирались по пять-десять человек и беседовали об этих священ­ных истинах, о которых я вам рассказал, запечатлевали их в ваших сердцах, чтобы они вели вас в жизнь вечную». Логично было бы предположить, что этому призыву Святого вняли и некоторые грамотные слу­­шатели его проповедей, записавших его слова и рас­ пространивших их из рук в руки.    Итак, как же происходила запись поучений? Утверждение некоторых исследователей о синхрон­ной с проповедью записи поучений следует признать маловероятным. Ещё менее правдоподобным пред­ставляется утверждение С.Саккоса о том, что его поучения записывались стенографистами. Наибо­лее вероятны два варианта: постепенная запись по­ учений учениками Космы, многократно слышавши­ ми его поучения, или запись под диктовку. И.Мену­нос делает предположение о некоем «смешанном типе диктовки и проповеди». В соответствии с православ­ной традицией очевидно, что все варианты были воз­можны только с благословения Космы Этолийского, одобрившего письменное распространение своих про­поведей. Как известно, на Афоне существовала тра­диция размножения рукописей посредством диктов­ки, и проповедник мог просто ею воспользоваться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3567...

Таких писем было написано десятки. Люди прямо называли его святым, почитали его. Когда они получали такое письмо, это было благословение. Они его бережно хранили с таким воодушевлением для того, чтобы эти школы функционировали. Когда греческий путешественник приехал в Грецию в начале XIX века, он сказал, что нет ни одного селения, где бы не было школы, функционирующей на общинные средства. Это были те школы, которые были основаны Космой. И было много знаменитых учеников и очень много людей, которые стали потом видными греческими общественными деятелями, среди выпускников школ Космы. А теперь что касается отношения с властями, с турками, с венецианцами. Это интересная тема, отчасти спорная. Как Косма относился к османскому владычеству? Помимо организаторских талантов, он обладал дипломатическим даром. Он умел найти общий язык и с турками, с властями, умел не лезть на рожон, не призывать к оружию или к неповиновению и сосредоточиться на главном: на просвещении населения, на распространении православной веры. Он действовал очень тонко. В каждой области он получал разрешение правящего епископа, получал разрешение местного турецкого паши и только тогда начинал действовать. Его отношение к Османской империи было такое же, как у Никодима Святогорца и у многих других людей, которые были близки к православной традиции. Они говорили о том, что турецкое владычество было послано Богом промыслительно для защиты Греции от экспансии Запада. Такое мнение есть и у наших русских святых, говоривших, что татаро-монгольское иго было попущено как раз для защиты от западной опасности. Косма говорил, что «турок, как собака, нас охраняет, турок не может повредить нашей вере, дай ему кость и выброси его из своей головы». То есть заплати ему налог, который турки требовали, и дальше можешь более-менее свободно жить, и функционировать, и развиваться. Но при этом есть данные о тайном учении Космы Этолийского, о том, что он как-то пытался организовать население на уровне общины, в частности о его контактах с так называемыми клефтами.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

В Греции развитие пошло иным путем – исключив преподание Святых Таин из венчания, греческое церковное сознание, тем не менее, очень скоро захотело вернуть его обратно – теперь уже в рамках так называемой венчальной литургии. В XVIII веке, когда повсеместное распространение получила поздняя печатная редакция чинопоследования венчания, не предполагающая причащения жениха и невесты, некоторыми греческими богословами и подвижниками, в том числе преп. Никодимом Святогорцем († 1809) и свмч. Космой Этолийским († 1779), были предложены различные варианты включения венчания в чин литургии. В XX веке в грекоязычных Церквах получил широкое распространение обычай совершения венчальной литургии архиереем – соответствующий чин был впервые опубликован в 1968 году в афинском издании Архиератикона. Греческие литургисты и церковные деятели предлагали несколько вариантов порядка совершения венчальной литургии 119 . В настоящее время в Греции воцерковленные люди, как правило, стараются пригласить на свадьбу архиерея для совершения венчальной литургии (но наряду с этим основным остается обычный чин обручения и венчания); чин ее известен и в балканских славянских Церквах; допускается совершение его священником. Высказывались предложения в пользу введения венчальной литургии и в практику Русской Церкви. На наш взгляд, эта идея сомнительна – как было только что показано, этот обычай является недавним установлением, а невозможность венчать всех прихожан таким чином может сделаться пастырской проблемой. С другой стороны, нам кажется правильным поставить вопрос о возвращении – что будет в полном согласии с древней рукописной традицией, как византийской, так и русской (а также южнославянской, грузинской и т. д.), – в стандартный чин венчания рубрик, относящихся ко Святому Причащению. Изменения в чине будут незначительны и сведутся к возвращению в него возгласа «Преждеосвященная Святая – святым» и причастна «Чашу спасения...», помещаемых прямо перед молитвой над общей чашей. Во время причастна молодых и следовало бы причастить Святых Таин – разумеется, если они достаточно воцерковлены, подготовлены и пришли к венчанию натощак (в противном случае и возглас, и причастен просто опускаются, как это и сделано в послениконовских изданиях Требника, хотя сегодняшняя церковная ситуация вполне позволяет вернуть их на свое исконное место). Альберт Бондач. Канонические аспекты таинства Брака

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Однако в XVI-XVII веках Причащение из православного чина венчания было исключено. Причины этого нужно видеть не в законодательстве императора Льва или кого-либо еще, а в резко усилившихся к тому времени требованиям к причастникам (для которых стал обязателен многодневный пост и т. д.), а также во всеобщей практике редкого Причащения. Произошло это не резко, а постепенно. В рукописях, старших XV века, причащать супругов, вступающих в первый брак, предписано безоговорочно; в XV- XVI веках большинство Евхологиев и Требников следует старой традиции, но появляются и такие, в которых допускается венчание без принятия супругами Святых Таин 41 . Иногда в рукописях предписывается своеобразная «замена» – недостойные Причащения жених и невеста вместо Святых Таин вкушают мед с миндалем 42 . Затем появляются рукописи, где Причащения нет вообще, но возглас «Преждеосвященная Святая...» и причастен еще сохранены 43 . Возглас «Преждеосвященная Святая...» и причастен (без Причащения венчающихся) указаны и в дониконовских русских печатных Потребниках и до настоящего времени присутствуют в практике приемлющих священство старообрядцев (отметим, что старообрядцы нередко причащают за венчанием). В греческих печатных Евхологиях XVII века уже ни возгласа, ни причастна, ни самого Причащения нет; русские печатные издания Требника второй половины XVII – XX века, не оглядываясь на византийскую и древнерусскую традицию, следуют позднейшим греческим изданиям. Исключение к XVII веку Причащения из православного чина Таинства Брака нарушило многовековую литургическую традицию Церкви, а связь между христианским браком и освящающим его на протяжении всей жизни супругов Таинством Евхаристии для многих перестала быть очевидной. Тем не менее в Церкви осознание этой связи не утрачено – так, в России в большинстве храмов желающих повенчаться приглашают причаститься за Литургией в день свадьбы. В Греции развитие пошло иным путем – исключив из венчания Причащение Святых Таин, греческое церковное сознание тем не менее очень скоро захотело вернуть его обратно – теперь уже в рамках так называемой венчальной Литургии. В XVIII веке, когда повсеместное распространение получила поздняя печатная редакция чинопоследования венчания, не предполагающая Причащения, некоторыми греческими богословами и подвижниками, в том числе преподобным Никодимом Святогорцем († 1809) и священномучеником Космой Этолийским († 1779), были предложены различные варианты включения венчания в чин Литургии. В XX веке в грекоязычных Церквах получил широкое распространение чин архиерейской венчальной Литургии, впервые опубликованный в 1968 году в афинском издании Архиератикона 44 . В настоящее время в Греции воцерковленные люди, как правило, стараются пригласить на свадьбу архиерея для совершения венчальной Литургии; чин ее распространен и в балканских славянских Церквах; допускается совершение его священником.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Дело в том, что многие из населённых пунктов, которые посетили православные просветители со своей проповедью, контролировались клефтами или находились неподалёку от убежищ, где они скрывались, поэтому их контакты были неизбежны, и нам остаётся лишь выяснить их суть и специфику. Данные о беседах одного из участников традиционно-просветительского движения Космы Этолийского с клефтами подтверждаются рядом источников, к рассмотрению которых мы сейчас и переходим. Наш интерес привлекла история встречи Космы Этолийского со знаменитым греческим клефтом Тоцкасом. В период их первой встречи Тоцкас был жестоким разбойником, однако проповедник смог убедить его оставить разбой и посвятить себя делу освобождения нации, «отношения клефта с апостолом нации 762 всегда сохранялись весьма дружественными, их часто можно было встретить обсуждающими национальный вопрос в Эпире. С тех пор Тоцкас, обращаясь к своим соратникам, говорил о свободе и вере, и во всех своих сражениях против турок он призывал на помощь святого Косму» 763 . Во всей этой истории важно, что после встречи с Космой Этолийским Тоцкас посвятил себя борьбе с турецким игом, нам представляется маловероятным, что такое решение было принято им без поддержки святого. Существует целый ряд народных легенд о встречах Космы с клефтами Олимпа, района Аграфа и многих других областей Греции 764 . Косма не избегал встречи с ними, те, в свою очередь, как и весь греческий народ, почитали его как святого. Их отношения, хотя и укладывались в схему духовный наставник – ученики, тем не менее, помимо беседы по духовным вопросам, очевидно, не могли не включать обсуждения возможного освобождения Греции. Так как все традиционалисты были авторитетными духовными наставниками, они не только активно общались со всеми людьми (духовник не может никому отказать), но и не могли не обсуждать с ними перспективы народного восстания. На наш взгляд, очевидно, что в ходе этого общения традиционные просветители не могли не рассказать им о своей программе достижения освобождения. Свидетельством этому может служить и то обстоятельство, что такая программа была воспринята многими авторитетными общественными лидерами, в том числе и участниками повстанческого движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Вопреки распространённому мнению, участниками освободительной борьбы была воспринята не только национальная, но и имперская идея, пропагандируемая традиционалистами. В сознании борцов за независимость центром государства должен был стать Константинополь, а церковным руководством – Константинопольский Патриархат. В пользу того, что имперская идея была воспринята народом, свидетельствует ряд народных восстаний, вспыхнувших в Греции после провозглашения автокефалии Греческой Церкви от Константинополя: Тинос (1833), Мани (1834, 1839, 1845), Мессиния и Аркадия (1834), Этолия и Акарнания (1836), Идра и Спецес (1838), Мессиния (1838), Акарнания (1844, 1847), Евбея (1847), Навпактос, Патра (1847), Ламиа (1848), Мессиния, Коринфия, Илииа (1848), Пелопоннес (1852). В учебных заведениях, открытых традиционалистами, воспитывалось поколение освободителей, показательно, что одним из учеников школы, основанной Космой Этолийским , вероятно, был и знаменитый греческий революционер Ригас Велестинлис. Косма посетил Велестино в 1766 году, и, вполне вероятно, девятилетний Ригас был одним из слушателей его проповеди. О влиянии Космы на Велестинлиса говорит то обстоятельство, что он был значительно ближе к традиции, чем лидеры новогреческого Просвещения. В отличие от Кораиса, Ригас не выступил с жёсткой критикой священства, не раз использовал в своих произведениях церковную символику, в частности, символ православного креста 822 . Более того, у нас есть основания полагать, что Ригас, как и традиционалисты распространял среди народа тексты Священного Писания – во время задержания в 1797 году австрийские власти нашли у него «двенадцать печатных копий Нового Завета» 823 . Подводя итоги нашего исследования, следует отметить, что учение традиционных просветителей не только изменило жизнь простого народа, но и оказало влияние на многих влиятельных и обеспеченных людей восемнадцатого века. Традиционалисты не только приблизили церковное учение к простым верующим, но и повлияли на политические, национальные и общественные представления не только современников, но и последующих поколений.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010