Афанасий Зоитакис Обзор историографии Прежде чем приступить к рассмотрению историографии, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. По тематике, характеру и объёму греческая историография не сопоставима с зарубежной (в том числе и отечественной). Помимо историографии, которая непосредственно связана с Космой Этолийским и Никодимом Святогорцем , мы сочли необходимым привлечь работы по новогреческому Просвещению, а также по противостоявшему ему традиционному направлению греческой общественной мысли. Также наш интерес вызвали работы, предметом рассмотрения которых стало формирование греческого национального самосознания, различные представления о греческом этносе. В России на протяжении всего девятнадцатого века не ослабевал интерес не только к современной ситуации, сложившейся в Греции, но и к причинам, способствовавшим возрождению национального самосознания греков и их освобождению 57 . Особый интерес в ряду этих работ представляет изданная в Петербурге книга Константина Базили, посвящённая, в частности, оценке роли образования в достижении избавления от иноземного владычества 58 . Представление о том, что «без христианской веры не было бы уже греков» 59 , было характерно для большинства исследователей: «одно чувство религии сохраняет нравственную свободу греков в рабстве и составляет ещё народ из сих людей» 60 . Новогреческое Просвещение всегда было в центре внимания отечественной историографии. Яркий пример одной из работ по Просвещению в греческих землях – монография Б. Ордынского «Адамантий Корай 61  – просветитель новых греков», посвящённая идейному вдохновителю новогреческого Просвещения. Своеобразный панегирик Кораису, эта книга мало-информативна, в ней отсутствует глубокий анализ, тем не менее, она представляет определённый интерес как одна из первых попыток рассказать о новогреческом Просвещении в России. Вообще же следует отметить, что на протяжении всего девятнадцатого века в России не утихали споры вокруг, пожалуй, центрального вопроса полемики Просветителей и традиционалистов – отношения к Византийскому наследию. Сторонники Просвещения крайне негативно относились к византийской православной традиции, считая её признаком отсталости и невежества. Зачастую для характеристики Византийской империи использовались такие резкие термины как «римское иго» 62 . В ответ на подобную критику выходили такие работы как «Голос грека в защиту Византии» 63 . Эта полемика зачастую выходила за рамки споров о роли византийского периода в греческой истории и перерастала в споры о причинах, которые вызвали революцию 1821 г. Так, автор критической статьи на книгу Е. Феоктистова «Борьба Греции за независимость» обрушивается против «ходячего мнения», которое «до сих пор ещё нередко приходится слышать на публике, что героические порывы Греции в первой четверти нынешнего столетия возбуждены были сначала влиянием Французской революции» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ МИКРАЯННАНИТ [греч. Γερσιμος Μικραϒιανναντης] (Грекас Анастасий Иоанну; 5.09.1904, с. Дровиани, Эпир, Греция - 24.11.1991), мон. Малого скита св. Анны на Афоне, выдающийся гимнограф, оставивший обширное поэтическое наследие. Род. в благочестивой семье Иоанна и Афины Грекасов, получил начальное образование в родном селе, в школе, основанной св. Космой Этолийским . Затем учился в гимназии в Афинах и одновременно посещал храм при духовной школе имени братьев Ризари, в к-ром служил свт. Нектарий Эгинский , еп. Пентапольский († 1920). С ранних лет имея призвание к монашеской жизни, в 1924 г. Анастасий тайно от родных удалился на Св. Гору. Там он поселился в каливе св. Иоанна Предтечи, относившейся к Малому скиту св. Анны, почему и стал называться Микраяннанитом. В каливе он поступил в послушание к иером. Мелетию Иоаннидису, происходившему из М. Азии. В первые годы жизни на Афоне Анастасий познакомился со мн. святогорскими подвижниками, явившими новоначальному послушнику пример для его последующей духовной жизни. Пройдя необходимый искус, он принял монашеский постриг с именем Герасим. Г. М. сочинял синаксарные жития, гомилии и церковные песнопения, занимался составлением и подготовкой к изданию каталога рукописей кириакона (соборного храма) скита св. Анны (ΕΕΒΣ. Τ. 29. Σ. 187-192; Τ. 30. Σ. 453-560). Он является автором более 2 тыс. песнопений: служб, молебных канонов, акафистов, кондаков, тропарей, величаний в честь святых. Все его сочинения хранятся в б-ке Малого скита св. Анны и составляют 50 рукописных кодексов по 800 страниц каждый. Нек-рые службы, сочиненные Г. М., вошли в состав печатных Миней (Покрова Пресв. Богородицы, свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского, и др.), Часословов, гимнографических книг и сборников и используются в совр. богослужебной практике греч. церквей. С именем Г. М. связано возрождение такого жанра церковной поэзии, как акафист . Составленные им акафисты разным святым могут исполняться в монастырской практике в день памяти полиелейного святого, на повечерии, вместо традиц. Акафиста Пресв. Богородице. Г. М. автор «Энциклопедии религии и этики» (ΘΗΕ) по тематике, связанной с афонскими святыми и мон-рями.

http://pravenc.ru/text/164619.html

     О пророчествах святого равноапостольного Космы Этолийского мир узнал благодаря беспрецедентному народному почитанию. Живший в XVIII веке (недавно мы отмечали 235 лет со дня его кончины и 300 лет со дня рождения), Косма Этолийский был прославлен Церковью совсем не так давно – в середине века XX. Но народ никогда не сомневался, что он святой. А потому бережно сохранял всё, что относилось к памяти святого, писал его иконы и помнил каждое его слово, передавая из поколения в поколение. Сохранилось множество предметов, связанных со святым Космой Этолийским: и часть облачения, и металлические и деревянные кресты, которые он оставлял на местах своих проповедей 1 . Колоссальной проблемой тех времен была исламизация : живя среди мусульман, многие православные добровольно принимали ислам. Речь шла о судьбе Православия в регионе. Святой Косма исходил большую часть канонической территории Константинопольского Патриархата, проповедуя Евангелие людям, которые когда-то знали слово Божие, но во многом утратили свою веру и отдалились от Церкви. Проповедь святого Космы      Современная историография называет святого Косму Этолийского тем человеком, который остановил массовую исламизацию православных народов. Его по праву называют равноапостольным, но не только по этой причине. Известно, что святой Косма совершил очень много чудес. Одно из самых удивительных – когда он, бросив на поверхность озера часть своего облачения, перебрался на другой берег. Знаем мы и множество посмертных чудес: тем, кто прибегал к его молитвенному заступничеству, известно, что святой равноапостольный Косма Этолийский – скорый помощник. Как и апостолы, он удостоился принятия мученического венца. И как они, обладал даром пророчества. Известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения Нам известно около 200 пророчеств святого Космы – и все они или исполнились, или ожидают исполнения 2 . Надо сказать, что его выдающийся пророческий дар ценили не только христиане, но и мусульмане. Об этом говорит так называемая Албанская рукопись – сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке.

http://pravoslavie.ru/81840.html

В Греции почтили память святого равноапостольного Космы Этолийского Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. 3 сентября, 2014 Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения и 235 со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского. 24 августа (день памяти святого по новому стилю) торжественные богослужения прошли во всех епархиях Элладской Православной Церкви. AgionOros.ru расскажет о наиболее заметных событиях. Эпицентром торжеств стал монастырь Космы Этолийского в Мегало Дендро (селении где в 1714 году родился Святой). Вечером 23 августа была отслужена Вечерня. Её возглавил митрополит Гортинский Иеремия, которому сослужили митрополиты Навпактский Иерофей и Этолийский Косма. В своей проповеди митрополит Иеремия призвал православных “изучать житие и учение великого Святого, и на их основе строить свою жизнь”. Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. Со словом к собравшимся обратился митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). Он охарактеризовал святого Косму как “носителя подлинного афонского духа”. Владыка провёл паралели между святым Космой и современными афонскими старцами: преподобным Порфирием Кавсокаливитом (как и Косму Этолийского его отличала любовь к Богу, пророческий дар и прозорливость), Паисием Святогорцем (чистое сердце, аскетическая жизнь и любочестие), Моисием Святогорцем (апостольское рвение, проповедь Евангелия в миру). 25 августа в Этолийском городе Фермо прошёл традиционный Крестный ход с чудотворной иконой равноапостольного Космы Этолийского. Крестный ход начался в монастыре Космы Этолийского в Мегало Дендро. По пути была сделана остановка в храме великомученика Димитрия Солунского, где митрополиты Гортинский Иеремия, Навпактский Иерофей и Этолийский Косма отслужили Вечерню. Следующая остановка была сделана в храме Успения Пресвятой Богородицы, после чего на центральной площади Фермо была совершена лития.

http://pravmir.ru/v-gretsii-pochtili-pam...

Пророчества равноапостольного Космы Этолийского о современном мире и будущем человечества Святой пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнётся общество в будущем. 25 декабря, 2013 Святой пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнётся общество в будущем. Многие из них зарождаются на наших глазах и, вероятно, со временем будут приобретать ещё больший размах. Быть может, говоря о засилье бюрократии, непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, Святой имел в виду какие-­то события будущего. Однако уже сегодня, в нашей повседневной жизни мы вполне можем увидеть исполнение некоторых из приведённых пророчеств Космы Этолийского. Статья составлена по материалам недавно опубликованной книги «Равноапостольный Косма Этолийский. Житие и пророчества». 1. « Вы увидите, как люди, словно чёрные птицы, будут летать по небу и низвергать пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: “Выходите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, вошли на ваше место ” ». 2. « Придёт время, и мы скажем: “Выйдите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, заняли ваше место ” ». В XVIII веке Святой с точностью предсказал появление военной авиации. Бомбардировки, ставшие, к сожалению, для современного мира вполне обычным (и даже в какой-­то мере привычным) явлением, описаны святым Космой с удивительной достоверностью. В своём пророчестве он передал ужас новых кровопролитных войн. Относительно фразы «выйдите вы, мёртвые» в историографии существуют разные интерпретации. Игумения Евфимия (Гелти) полагает, что эти слова показывают стремление людей спрятаться, найти убежище под землёй. По её мнению, в этом пророчестве Святой предсказывает появление подземных бомбоубежищ. Второе толкование пророчеств связывает слова Святого с последними временами. Когда люди от обрушившихся бедствий и от своего маловерия придут в такое отчаяние, что позавидуют мёртвым. 3. « Столько всего произойдёт, что матери от страха будут преждевременно рожать своих детей ».

http://pravmir.ru/prorochestva-ravnoapos...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Герасим Микраяннанит († 1991)     Герасим Микраяннанит († 1991) Гимнография проникнута высоким миропониманием и возвышенным духовным самочувствием, она изображает «то настроение и те субъективные чувства, которые неразрывно связываются с мыслию о Боге». При этом «псалмодика изображает волнения не исключительно обычные человеческие; в ней передается в то же время чувство постоянного воздействия Божия на душу христианина». Однако, в отличие от светской лирики, гимнография выражает чувства при бесстрастии, которое, конечно, нельзя отождествлять с бесчувственностью. Напротив, это очень глубокие, горячие чувства, но тихие и мирные, умиротворенные Жизнью Христовой.       Отец Герасим жил в Малом скиту св. Анны, небольшом поселении отшельников, который примыкает к Скиту св. Анны на Святой горе Афон. Он самый выдающийся гимнограф Греческой Православной Церкви и его пока не с кем даже сравнить. Это мнение редакции портала Исихазм.ру.   Отец Герасим из Малой Анны в благочестивой семье Иоанна и Афины Грекасов, получил начальное образование в родном селе, в школе, основанной св. Космой Этолийским. Затем учился в гимназии в Афинах и одновременно посещал храм при духовной школе имени братьев Ризари, в которомом служил свт. Нектарий Эгинский, еп. Пентапольский († 1920).          С ранних лет имея призвание к монашеской жизни, в 1924 г. Анастасий тайно от родных удалился на Св. Гору. Там он поселился в каливе св. Иоанна Предтечи, относившейся к Малому скиту св. Анны, поэтому и стал называться Микраяннанитом, что значит монах из скита Малой Анны. В каливе он поступил в послушание к иером. Мелетию Иоаннидису, происходившему из Малой Азии. В первые годы жизни на Афоне Анастасий познакомился со мн. святогорскими подвижниками...Пройдя необходимый искус, он принял монашеский постриг с именем Герасим. Он был другом отца Арсения Пещерника, см. подробнее в книге о нем... Отец Герасим из Малой Анны сочинял синаксарные жития, гомилии и церковные песнопения, занимался составлением и подготовкой к изданию каталога рукописей кириакона (соборного храма) скита св. Анны

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=507

Однако приоритет в построенной святым Космой образовательной системе принадлежит преодолению духовной неграмотности и научению слушателей в духе евангельского и святоотеческого наследия. Он отвергал идейный подход своих оппонентов – носителей идей европейского Просвещения, настаивавших только на практическом характере образования: с их точки зрения школы должны учить детей «только тому, что пригодится им в их будущей профессии». Подобные процессы «прикладного ориентирования» образования наблюдаются и сегодня. Это неотъемлемое свойство так называемой Болонской системы. Образование святого Космы было построено на совсем других принципах. По мысли подвижника, школа должна не просто давать сумму знаний, но и воспитывать человеческие качества. «Когда с помощью Божией построите школу – возьмите учителя благочестивого. Если у него не будет благочестия – разрушит школу», – подчеркивал, обращаясь к слушателям, Косма Этолийский. Образование, лишенное нравственных ориентиров, становится не только неполезным, но и гибельным для человека. Святой исходил из того, что одного голого знания – эрудированности – недостаточно: опора только на собственный рассудок, на свой эгоизм заводит человека в тупик. Кроме начитанности, жизненно необходимо Божественное просвещение. При этом, как и другие отцы Церкви, Косма Этолийский отвергал схоластику и полагал, что Бог познается не разумом, а в опыте духовной жизни: «Чтобы постичь природу Пресвятой Троицы, надо сначала оставить зло и грехи, исповедоваться начистоту, причаститься Святых Христовых Таин с большим страхом и благоговением, и тогда Благодать Всесвятого Духа просветит наш разум, и мы сможем Ее постичь» (Косма Этолийский. Слова). Директор современной российской школы В.С. Мартышин, проанализировав общепринятую систему образования, обнаружил, что в ней недостает много необходимого: «Дети не знают истории родного края. Они не знают истории родной семьи. Они далеки от нравственных и духовных традиций. Они не знают истории своего отечества! Не знают свой язык! Они удалены от культуры».

http://pravoslavie.ru/91234.html

До недавнего времени многие учёные полагали, что нет оснований говорить о прижизненной запи­си и распространении поучений, одобренных самим Космой Этолийским 70 . Тем не менее ряд свиде­тельств, собранных нами, позволяют предположить, что прижизненные записи существовали. Итак, об­ратимся к источникам: «во время оно сказал свя­той Косма это поучение в Каламбаке в год 1774-й, и записал его господин Папастамос… как напомина­ние для потомков» 71 ; «данное поучение было записа­но неким христианином, специально находившим­ся там во время проповеди в окрестностях города Янина» 72 . Действительно, многие из следовавших за подвиж­ником записывали поучения, чтобы всегда иметь их с собой или распространить их среди односельчан, друзей, родственников, которые сами не смогли при­сутствовать на проповеди Святого. В свою очередь сам Косма Этолийский неоднократ­но побуждал своих слушателей собираться вместе и обсуждать слова его проповеди: «Но что же тогда яв­ляется моим вознаграждением? Чтобы вы собирались по пять-десять человек и беседовали об этих священ­ных истинах, о которых я вам рассказал, запечатлевали их в ваших сердцах, чтобы они вели вас в жизнь вечную» 73 . Логично было бы предположить, что этому призыву Святого вняли и некоторые грамотные слу­­шатели его проповедей, записавших его слова и распространивших их из рук в руки. Итак, как же происходила запись поучений? Утверждение некоторых исследователей о синхрон­ной с проповедью записи поучений следует признать маловероятным. Ещё менее правдоподобным пред­ставляется утверждение С.Саккоса 74 о том, что его поучения записывались стенографистами. Наибо­лее вероятны два варианта: постепенная запись поучений учениками Космы, многократно слышавшими его поучения, или запись под диктовку. И.Мену­нос делает предположение о некоем «смешанном типе диктовки и проповеди» 75 . В соответствии с православ­ной традицией очевидно, что все варианты были воз­можны только с благословения Космы Этолийского , одобрившего письменное распространение своих про­поведей. Как известно, на Афоне существовала тра­диция размножения рукописей посредством диктов­ки, и проповедник мог просто ею воспользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

С тех пор Святая Гора становится все более известной, а история ее определяется не только царскими хрисовулами 11 , но и уставами, которые к настоящему времени изданы для сведения всех желающих ее изучить. В середине позапрошлого столетия возник духовный почин, участники которого ратовали за воссоздание в монастырях древнего общежительного уклада. Надеясь помочь духовному пробуждению греческого народа, важнейшим делом полагали они приобщение мирян к христианским истинам. И главный путь к тому виделся им в проповеди на общепонятном языке и в переводе на него же святоотеческих творений. Молитвой и благословением Церкви это боголюбивое начинание достигло значительного успеха и принесло плоды, каких не знала дотоле Святая Гора. В ту пору возникла и начала действовать знаменитая Афониада – философско-богословская школа во главе с Евгением Вулгарисом . Тогда стяжали известность оба Агапия, а также Никодим и Неофит Кавсокаливит, чьи сочинения читаются с неослабным вниманием и ныне. Тогда же из спора о поминовении усопших вышло движение колливадов 12 – авангард течения, которое живо доныне и доставляет великую пользу Церкви и обществу в виде катехизических школ и живой проповеди . Глубочайшие по мысли и классические по согласию их с учением Церкви и важности для христианского воспитания, творения перечисленных нами отцов сами по себе составляют целую библиотеку. «Пидалион» (Кормчая), «Большой синаксарь», «Духовные упражнения», «Грешных Спасение» и множество других книг доказывают правоту тех, кто называет движение 1750–1820-х «золотым веком». И та же эпоха дала многочисленных подвижников и страдальцев за веру – целый сонм новомучеников и преподобномучеников во главе с равноапостольным Космой Этолийским . Именно тогда любовещественный дух претворился в любоученость, а царивший в румынских метохах 13 дух себялюбивого колонизма – в собирание внутренних сил и деятельную любовь к своему народу. На смену соперничеству из-за приобретения земель на чужбине, бесконечным хлопотам о дальних поездках за милостыней пришла забота о духовном просвещении, чему должно было послужить основание метохов в ближних местах и освоение тех средств к существованию, какие имелись на Святой Горе. К этому времени все благомыслящие уразумели, что для духовно-материального переустройства и благоденствия святогорского монашества одно только нужно ( Лк. 10, 42 ) – общежительный уклад, который за полувековой промежуток возобладал и утвердился в большинстве афонских обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память о школах, открытых трудами святого Космы, сохраняется до наших дней. Где-то они до сих пор функционируют, где-то осталось школьное здание, где-то стены или фундамент. Так, в деревне Зитса жители бережно сохраняют часть стены старой школы, название Дидаскалио (название школы, данное святым Космой) также носит весь район, где она расположена. Как добрый пастырь, Косма постоянно общался с жителями деревень, в которых его стараниями были основаны школы. Он вдохновлял людей, поддерживал их рвение, давал им практические советы. Святой Косма вел переписку с жителями многих городов, деревень и стран. Его письма были важны для местных жителей не только как практические руководства к действию, одновременно они были благословением святого, которого они настолько почитали, что и по сей день бережно сохраняют эти послания. Косма заботился не только об открытии школ, но и об обеспечении их преподавательскими кадрами. Он назначал учителей, обеспечивал их финансами и жильем, но, самое важное, смог наладить подготовку новых преподавателей. При патриаршей обители Стилу он организовал Высшую Школу, главной ее задачей стала подготовка учителей и проповедников, которые продолжили бы его дело. Такую же школу он основал и в монастыре Иоанна Богослова. Фундаментальность и продуманность, с которой святой подходил к решению всех проблем, с которыми ему приходилось сталкиваться, поистине удивительна и по тем временам, пожалуй, беспрецедентна. Именно благодаря этому обстоятельству образовательная система, созданная Космой Этолийским, не рухнула после его смерти, а, напротив, продолжила свое развитие и функционирование. Первым источником средств на строительство школ была доля с общинных и храмовых земель и их доходов. Следующим источником стали пожертвования и дары, приносимые святому, выручку от которых он немедленно направлял на строительство новых школ. Святому жертвовали как на школы, так и на личные нужды, как православные, так и богатые турки. Впрочем, он ничего не оставлял себе, а все средства направлял только на возведение новых учебных заведений. Если пожертвований было недостаточно, он организовывал сбор средств среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма.

http://pravoslavie.ru/40924.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010