В этом положении, не обладая крупными привилегиями, Д. показал себя умелым организатором хозяйства, ему удалось накопить средства, на к-рые был приобретен ряд владений для митрополичьей кафедры (АФЗХ. Ч. 1. С. 70-74. 61-67; С. 79-81. 75; С. 102-102. 108; С. 142-144. 161). При Д. уточнялись границы митрополичьих земель (Там же. С. 112-113. 119; С. 253. 303), митрополичьи владения давались в оброк (Там же. С. 114. 122; С. 190. 216; С. 270. 314). Покровительство монастырям Д. способствовал укреплению положения мон-рей. В 1526 г. митрополит дал жалованную грамоту прп. Даниилу Переславскому, освободив от уплаты митрополичьих податей приписной к его обители храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1531 г. в Москве находился прп. Корнилий Комельский и испрашивал благословение Д. на построение храма в Сурской пуст. Д. благословил прп. Стефана Озерского († 1542) на строение храма и создание обители ( Верюжский. Вологодские святые. С. 423, 452-453). В 1537 г. в Димитриевом Прилуцком в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня муж. мон-ре по благословению Д. был построен собор, об этом сообщает надпись на камне в зап. паперти ( Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря/Испр. и доп. Н. Суворовым. Вологда, 1884. С. 16). В 1533, 1540 гг. митрополит дал жалованную грамоту в обитель прп. Саввы Сторожевского о невзимании податей с храмов, находящихся в монастырских вотчинах ( Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Сб. 9. С. 430). Кроме того, Д. давал жалованные грамоты в Покровский на Богоне мон-рь в Переславском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 126. 139), в Антониев мон-рь в Переславском у. (Там же. С. 128-129. 143), подтверждал жалованные грамоты своих предшественников (Там же. 190. С. 173; 269. С. 238-239). Не забывал Д. и о месте своего пострижения и игуменства. Иосифову Волоколамскому мон-рю он пожертвовал 210 р. (на них были куплены «селцо Начапино, да Иванково, да Комяково, да Скурълово, да две пустоши: Ярилово, да Кузнечково»), «а за то быти корму в вторую суботу Великаго поста по всех православных христианех, доколе монастырь Пречистыя стоит, да другому быти корму на память митрополита Данила, на его преставление, доколе монастырь Пречистыя стоит». Позднее митрополит прислал 220 р., «а велел по старце Иосифе кормить сентября 9, а другой корм в Дмитреевскую субботу по всей братии, доколе монастырь Пречистыя стоит. Да иконы обложены: Спасов образ, да Пречистыя, да Предтечев, да тъцка и Евангелие сребрена, да сень у царскых дверей, а дал на то митрополит 100 рублев, а ворота Святые и зделали и подписали, а дал на то митрополит 60 рублев, а иконы обложены и ворота доспеты и подписаны при великом князе Василии Ивановиче всея Руси» ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 24-25). Соборы 1525 и 1531 гг.

http://pravenc.ru/text/171216.html

3) С сердечным сокрушением о грехах и твердым намерением исправить свою жизнь должна быть неразлучна вера во Христа и надежда на Его милосердие . Сокрушение без веры в Искупителя и надежды на Его милосердие может погубить душу унынием, так как без веры и надежды для неё не остается ни в ней самой, ни в Боге никакого утешения, никакой подпоры. Но вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие могут и должны умирить самую возмущенную, самую растерзанную совесть грешника. Пример сего представляет нам собой Св. Апостол Петр, трижды отрекшийся от Иисуса Христа. О Нем, т.е. об Иисусе Христе, все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его, – так думал всегда Апостол Петр сам и так говорил он Корнилию и бывшим с ним, возбуждая в них этим надежду на помилование ( Деян. 10:43 ). Слова Апостола Петра приводятся в Катехизисе, в подтверждение третьего требования от кающегося. 4) Наконец, ко всему сказанному должно присоединить еще устное исповедание грехов пред священником, о чем говорится в самом определении Таинства Покаяния. Необходимость этого исповедания сама собой очевидна из того, что священник в Таинстве Покаяния должен разрешать или не разрешать грехи: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся; а чтобы разрешить или не разрешить какие-либо грехи необходимо наперед знать их. И так как, вне всякого сомнения, Господь даровал пастырям Церкви Божественную власть вязать и решить не с той целью, чтобы они вязали и решили по безотчетному произволу, но чтобы, напротив, отпускали грехи именно тем, кому можно отпустить, судя по свойству их раскаяния и по степени самых их грехов, а не отпускали тем, которые окажутся недостойными прощения по своей ли холодности или по тяжести своих преступлений: то устное исповедание грехов есть, вне всякого же сомнения учреждение Божественное, хотя об этом в слове Божием не говорится подробно 38 . С другой стороны, самое свойство сокрушения требует устной исповеди. Когда человека поражает какое-нибудь сильное горе, например, вследствие смерти дорогих сердцу, отца, матери, брата, друга, сестры, или наоборот, когда мы ощущаем в себе какую-либо великую радость, словом – когда наша душа бывает проникнута тем или другим сильным чувством, то мы положительно не можем не высказывать этого чувства пред другими, даже иногда вовсе незнакомыми для нас людьми и передаем до малейших подробностей содержание или ход того обстоятельства, которым вызвано в нас известное чувство, не боясь при этом ничего и не стыдясь никого.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Донос Белгородского провинциал-инквизитора Игнатия Курапова на преосв. Епифания в «сокрытии государственной измены».– Повод к доносу был следующий. В феврале 1724 г. на первой неделе великого поста, по случаю открывшейся в г. Сумах ярмарке, в квартире майора местных войск Крецмара собралось несколько товарищей. В числе гостей находились адъютант бригадира Вельяминова прапорщик Петр Аршеневский и дети бывшего обозного полковника Кондратьева – «обозный» Михаил и «казак» Василий Кондратьевы. После ужина с обильным возлиянием, офицеры сели играть в карты, а братья Кондратьевы, из которых Василий был «весьма пьян», а Михаил «шумен» за особым столом, в кости. Василий, проигравший Михаилу до 700 р., заподозрил последнего в нечестной игре и обозвал «изменником». Произошла ссора, для прекращения которой Крецмар и его гости вынуждены были удалить Василия из квартиры. На другой день, протрезвившись, братья, при содействии Аршеневского и Крецмара, помирились, причем Аршеневский получил от Василия двух кобыл, в обмен на ястреба и собаку. В тот же день Аршеневский рассказал о ссоре Кондратьевых и о выгодном обмене двум, бывшим на ярмарке, знакомым ему Воровенским попам Алексею Иванову и Петру Васильеву, а последние рассказ Аршеневского повторили, в среду на второй неделе великого поста, за обедом у Ахтырского игумена Корнилия, с добавлением уже от себя, что будто бы Аршеневский взял у Василия Кондратьева двух кобыл за молчание об измене брата его Михаила, о которой он узнал на вечере у Крецмара. Присутствовавший за обедом монастырский инквизитор иеромонах Симон Вильчинов счел долгом донесть об этом Белгородскому провинциал-инквизитору Игнатию Курапову, a Игнатий – – епископу Епифанию. По словам Игнатия, епископ будто бы не обратил внимания на этот донос, сказавши: «оное дело не наше: молчи до времени, ибо-де они, может, и пьяные врали». Отсюда – донос Игнатия на архиерея в том, что он, архиерей, слышав об измене Сумских панов, Кондратьевых, доношение о том в действо производить не велел, якобы за то с них, панов, взял взятки.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/b...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Старообрядцы разных течений соберутся впервые за несколько веков 23.06.2016 Представители различных течений русского старообрядчества из разных стран мира впервые за несколько столетий соберутся в Москве на международную конференцию, где обсудят современные вызовы и пути их преодоления, а также отношения с обществом и государством, рассказал РИА Новости секретарь предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) митрополита Корнилия протодиакон Виктор Савельев. Конференция «Старообрядчество, власть и общество в современном мире» станет продолжением состоявшегося в марте круглого стола об актуальных проблемах староверов. Оба мероприятия реализуются в рамках федерального грантового проекта «Старообрядчество в современном мире: социальное служение, диалог с государством», который ставит целью изучить проблемы во взаимоотношениях верующих с обществом и с органами власти, найти пути их разрешения и сформировать общедоступные знания о современном старообрядчестве. «Приглашены представители старообрядцев, проживающих за рубежом, которые ехали туда много лет назад, многие – не одну сотню лет назад. Будут представители разных стран, в основном ближнего зарубежья — Румынии, Молдавии и Украины, где проживает большинство старообрядцев. Будут представители старообрядцев Австралии. Также приглашены представители власти, правительства российского и московского. Возможное сотрудничество всех наших согласий будет обсуждаться, будут вырабатываться пути взаимодействия дальнейшего на благо отечества и самих Церквей», — сказал священнослужитель. Старообрядчество представлено тремя главными течениями, или «согласиями». Это Русская Православная Старообрядческая Церковь, рассматривающая себя как продолжение существовавшей до реформ Патриарха Никона (XVII век) исторической русской Церкви, Русская древлеправославная церковь и Древлеправославная поморская Церковь – крупнейшее объединение старообрядцев-«беспоповцев» (не признающих священства). Их предстоятели также примут участие в конференции. Сами старообрядцы оценивают обе встречи в рамках федерального гранта как историческое событие. Митрополит Корнилий (Титов) ранее заявил, что настало «благоприятное время», чтобы развивать между старообрядческими направлениями «добрососедский диалог». Иерарх надеется, что намерение преодолеть недоверие поможет всем старообрядцам «соединить усилия» и приступить к реальному сотрудничеству «ради торжества старой веры». Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.06.2016 22:09:03

http://drevo-info.ru/news/20825.html

на была панихида; затем Государь и митрополит своими руками подняли гроб, а иноки понесли его в монастырь между двумя рядами свещеносцев, с такою же, как и прежде, процессию. Гроб поставлен в Успенской церкви под Голгофою. Началась заупокойная литургия; её совершал митрополит Корнилий со всем освященным собором; с пением стиха: «приидите поклонимся», гроб внесен был, по обычаю того времени, в алтарь, и Никон, уже мертвый, как бы опять служил тому святому престолу, от которого в последний раз принял напутствие, отправляясь в Москву на собор. После литургии началось отпевание; усопший, по приказанию Государя, был поминаем патриархом. Государь сам читал кафизмы и апостол и пел все последование погребения вместе со своими певчими. При последнем целовании он извлек из под схимы святительскую руку Никона и со слезами облобызал её; примеру Государя последовали и все присутствовавшие; храм наполнился рыданиями. Затем гроб был вынесен в Предтеченскую церковь , под Голгофою, и руками царя и митрополита опущен в могилу, ископанную задолго прежде самим Никоном. Здесь тело блаженного патриарха Никона покоится и доныне. После смерти Никона восточные патриархи возвратили ему патриарший сан. В грамотах своих, упоминая о великих заслугах Никона для церкви и восхваляя его, как мудрого и ревностного архипастыря, они даровали ему прощение и разрешение. Таким образом Никон был снова причислен к лику русских иерархов. Сам московский собор, осудивший Никона, вскоре после того одобрил и утвердил все важные деяния и распоряжения Никона по благоустройству церкви и те благие начинания, которые были плодом пастырской ревности и мудрости сего первосвятителя, но которые промысл не судил довершить ему самому. 1 Первый списатель жития Никона – клирик его Иван Шушерин – рассказывает два случая, как мачеха Никиты хотела лишить его жизни. Первый раз она хотела сжечь Никиту в печке, куда он забрался от холода; в другой раз она всыпала яду в приготовленную ему пищу. Но промысл Божий сохранил малютку. См. Житие Никона – Рук. Рум. Муз. CLXXIV. Это житие Никона, составленное Шушериным, и статьи в журн. «Странник» 1863 г. за июль, август и сентябрь, служили главными источниками при составлении настоящего описания жития Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/kr...

Силы Никона постепенно ослабевали; плывший струг был остановлен у берега реки Которосли; весь берег реки был усеян народом. Но Никон не мог уже говорить, и только взорами благословлял народ. Для спокойствия умирающего стали переводить струг к другому берегу. В это время патриарху настал смертный час; раздался благовест к вечерне; Никон озираясь, как будто кто к нему пришел, и как бы готовясь встретить кого-то, сам оправил себе одежду, волосы и бороду. Духовник с братией начали совершать «последование при исходе души от тела». Патриарх распростерся на одре, преподал благословение окружавшим его, сложил крестообразно руки и – многострадальная душа его отошла ко Господу... Это было 17-го августа 1681-го (7189) года на 77-м году жития Никона. Вскоре получено было из Москвы от Государя приказание тело блаженного патриарха Никона перевезти со всяким тщанием в Воскресенский монастырь. По всем городам и селам, мимо которых проходила печальная процессия с телом Никона, были деланы торжественные встречи; из церквей выходили с хоругвями и св. иконами, служили литии и лобызали гроб патриарха. Особенно торжественны были встречи у Александровской женской обители и в Троицкой Сергиевой Лавре. 25-го августа, накануне дня, назначенного для погребения Никона, в Воскресенский монастырь прибыл сам Государь со всей своею фамилией и двором; с ним прибыли новгородский митрополит Корнилий, знатнейшее духовенство московское и придворные певчие. Тело патриарха остановилось в версте от Воскресенского монастыря, в деревне Мокроше. Здесь, по приказанию Государя, архимандрит Герман возложил на усопшего патриаршую мантию с источниками, панагию и все облачение первосвятительское. Раздался погребальный благовест; Государь, двор его и все духовенство собрались в Голгофской церкви. Когда гроб патриарха был привезен на Елеонскую гору, начался колокольный перезвон, и из Голгофской церкви последовал крестный ход на Елеон ко гробу патриарха, в сопровождении многочисленной толпы народа, при пении певчими, самим Государем и духовенством церковного стиха: " днесь благодать св. Духа нас собра, и вси вземши крест твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». Над гробом патриарха соверше

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/kr...

Архиерей способствовал открытию в 1762 г. высшего богословского класса, назначил профессором богословия и ректором архим. Михаила (Миткевича), выпускника Киево-Могилянской академии. Он старался найти для семинарии образованных учителей, в 1763 г. вел переписку с настоятелем Высокопетровского московского монастыря архим. Сильвестром (Юницким), а тот - с наместником Киево-Печерской лавры Зосимой (Валкевичем; † 12 марта 1793) о переводе в Тобольскую семинарию 3 ученых иеромонахов или хотя бы иером. Феодосия (Балабуху) с учеными иноками «на время с возвращением». В нач. 1764 г. в Тобольск были посланы киево-печерские иеромонахи Вениамин (Бялковский) и Савватий (Исаевич) ( Титов Ф. И. 1913. С. 36-37, 115-116), впоследствии направившие доношение в Синод с просьбой об увольнении и жалобой на П. (на то, что они были «митрополитом выпрошены из лавры только на 2 года, с тем чтобы обратно туда возвратиться,- но по многим их просьбам не увольняет»). Синоду стало известно и содержание частного письма иером. Савватия придворному свящ. Корнилию о том, что «в Тобольске семинаристы по большей части бывают в работах, учители наказываются плетьми, да и они были де иеромонахи по угрозам архиерейским того ж ожидают» и о произнесении П. «непристойных поносительных слов» о Синоде ( Терновский. Неск. слов. 1879. С. 24). В 1760 г. на территории епархии официально числилось ок. 6 тыс. раскольников, в действительности их было намного больше; главные центры раскольничества находились в Тюмени, Таре, Екатеринбурге, Енисейске, Томске. С целью сыска «потаенных раскольников» в 1760 г. в Екатеринбурге по распоряжению П. была учреждена специальная комиссия, деятельность к-рой (особенно военных команд при ней) навлекла на архиерея частично заслуженные, но и незаслуженные обвинения. После жалоб в Сенат и Синод и неск. случаев самосожжения староверов (1757, 1759, 1760) последовал указ имп. Елизаветы Петровны от 19 июня 1761 г.: сибирскому губернскому начальству предписывалось защищать сибирских и оренбургских жителей «от притеснений, производимых командами, которые посылаются от лица комиссии по раскольническому вопросу» ( Зноско.

http://pravenc.ru/text/2581799.html

  разделы   рассылка  распечатать Алексей Байдин О выборах Митрополита, интригах и политике старообрядческой элиты Преждевременная кончина владыки Андриана поставила Старообрядческую Церковь в весьма сложное, если не безвыходное положение. Как справедливо отмечают многие, достойной смены покойному митрополиту нет. Во всяком случае, среди нынешних старообрядческих епископов. После кончины митрополита Алимпия (Гусева) большинству было очевидно, что Церковь возглавит именно епископ Андриан. Сейчас такого явного " фаворита " , бесспорного кандидата на первосвятительский престол нет. Поэтому уже сегодня можно предположить, что выборы нового главы Церкви затянутся на неопределенное время. Возможно несколько вариантов развития событий. Наиболее вероятно, что Освященный Собор Старообрядческой Церкви, который, вероятно, должен состояться осенью на праздник Покрова Богородицы, не сумеет назвать имя нового митрополита. Ни один из кандидатов не наберет 75 % голосов участников Собора, необходимых для избрания на первосвятительский престол. В таком случае Собор может принять поправку к Уставу Церкви, которая позволит избирать митрополита простым большинством голосов. После того, как она будет одобрена и утверждена в Министерстве юстиции, будет созван новый Собор, который и изберет митрополита. Этот процесс может растянуться до начала следующего года. Все это время Старообрядческой Церковью будет управлять местоблюститель – архиепископ Иоанн (Витушкин). Впрочем, учитывая весьма преклонный возраст и нездоровье архиепископа, можно предположить, что фактически все станет решать управляющий делами Московской Митрополии протоиерей Евгений Чунин. Также существует небольшая вероятность того, что Освященный Собор с первого раза изберет нового митрополита. Им может стать епископ Зосима (Еремеев), известный как строгий канонист и блюститель традиций, или епископ Корнилий (Титов), человек образованный и не чуждый писательства. Но, необходимо заметить, что подобный исход событий маловероятен, поскольку епископ Зосима имеет слишком много недоброжелателей, а у епископа Корнилия ничтожно мал архиерейский " стаж " – он рукоположен 7 мая 2005 года.

http://religare.ru/2_20433.html

О положении дел в угандийском приходе РПСЦ сообщили священники о. Алексей Лопатин и о. Никола Бобков, которые в июне 2015 г. посетили Уганду в связи со скоропостижной кончиной настоятеля общины протопресвитера Иоакима Киимбы. Прибывшие священники из России ознакомились с состоянием дел в общине и провели беседы с кандидатами в священный сан. Один из них, Иоаким Валусимби, прибыл в Москву, где сейчас проходит обучение старообрядческому богослужению в храмах Рогожского. Совет Митрополии одобрил поставление Иоакима Валусимби во иереи в ближайшее время» . Помимо Валусимби, рассматривалась и другая кандидатура — некий проповедник Франк, при оглашении священником Николой Бобковым наречённый именем Феодор. Он проживал в 400 километрах от Кампалы, в Кесасе, где имел небольшой магазин подержанной одежды. Имея желание служить в клире РПСЦ, данный кандидат изъявил желание переехать в Кампалу, а затем и посетить Россию с целью научиться старообрядческому богослужению . Тем не менее, решением Совета Митрополии наиболее подходящим для хиротонии был признан Валусимби. 11 сентября 2015 г. Иоаким Валусимби был рукоположен в священный сан диакона митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым) , а уже 20 сентября того же года состоялась и пресвитерская хиротония Иоакима Валусимби . Возникновение в Уганде старообрядческого прихода, имеющего все перспективы вырасти в целый ряд приходских общин, стало заметным событием в новейшей истории РПСЦ и, несмотря на удалённость от Московской митрополии, огромные проблемы, связанные с бедственным материальным положением африканских верующих, редкие посещения клиром РПСЦ Уганды, вселило надежду в иерархов и клир РПСЦ на то, что у старообрядчества есть будущее и на Африканском континенте. Именно исходя из этих чаяний предстоятель РПСЦ, митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) отметил: «Мы надеемся, что в далёкой африканской стране миссия старообрядцев, вдохновителем которой был о. Иоаким Киимба, будет успешно продолжена его преемником, и наша Церковь сделает всё возможное, чтобы с Божией помощью и в будущем осуществлять благое дело проповеди жаждущим познать свет Христовой Истины» .   Встречается также несколько иное написание его фамилии — Кийимба (Kiyimba). Община — новая, вера — старая. Христиане Уганды решили стать старообрядцами//Община. Екатеринбург, 2015. 3 (45). С. 2. Христиане Уганды станут старообрядцами//Русская вера [Электронный ресурс.] 2016. URL: (дата доступа: 28.11.2016). Who is Mr. Kiyimba? // Old Believers [Электронный ресурс.] 2016. URL: (дата доступа: 28.11.2016).

http://bogoslov.ru/article/6172119

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В России около миллиона старообрядцев, заявил митрополит Корнилий 29.05.2017 Русская православная старообрядческая церковь насчитывает около 200 общин, сообщил ее глава митрополит Корнилий (Титов) . " А всего, по последним данным, зарегистрировано 367 старообрядческих общин (разных течений - " ИФ " ). По моим предположениям, численность старообрядцев в России - миллион человек, а с зарубежными нас, старообрядцев, насчитывается два-три миллиона " , - рассказал митрополит в интервью, опубликованном в журнале Русский мир.ru. Он отметил, что диалог между различными старообрядческими течениями идет медленно, еще много разногласий, которые необходимо преодолевать. По мнению главы РПСЦ, все 350 лет старообрядцы были препятствием для сползания страны " к духовной хаотичной тьме " , препятствовали тому, чтобы Россия стала такой, " как сегодняшняя духовно немощная Европа " . " Даже синодальная Церковь всегда оглядывалась после раскола: а что скажут старообрядцы? Старообрядчество - это не просто сохранение обрядов, это сохранение истинной веры и духа Святой Руси. Силой этого духа страна отстаивала свою независимость и от татарского ига, и польского, и французского нашествия. Так можно ли эту традицию ломать или непродуманно менять? " - заявил он. Митрополит также назвал мифом мнение о том, что старообрядцы способствовали перевороту в 1917 году и участвовали в убийстве царя. 16 марта президент России Владимир Путин встретился с митрополитом Корнилием. На встрече обсуждалось грядущее празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкция памятников архитектуры в основных центрах празднования - на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы. Кроме того, затрагивались вопросы переселения старообрядцев из-за рубежа и возвращения здания храма в Малом Гавриковом переулке. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 29.05.2017 19:44:46 Новости 25.04.2024

http://drevo-info.ru/news/22362.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010