поиск:   разделы   рассылка Митрополит Корнилий (Титов) " Никогда не было за 350 лет нашей Церкви такой свободы " " У нас есть свой Интернет, свои сайты, есть в епархии все современные СМИ " Источник:  Эхо Москвы Стенограмма эфира " Эхо Москвы " от 26.10. 2012 А.СОЛОМИН: Сейчас с нами митрополит Московский и Всея Руси Русской Православной Старообрядческой церкви, владыко Корнилий. Добрый день. КОРНИЛИЙ: Добрый день. А.СОЛОМИН: Что из себя сегодня представляет старообрядческая церковь в России? Сколько приходов? Сколько, по вашей оценке, человек? КОРНИЛИЙ: Сразу хотел уточнить, что в духовных вопросах статистика, она довольно-таки лукава. Один или два святых, которые непосредственно к богу обращаются, они могут для мира, для судьбы всей планеты сделать гораздо больше, чем миллионы и миллионы неверующих. Так что те старообрядцы, для которых вера – основа всего, жизнь, для этого они и переселялись в различные страны, чтобы сохранить свою веру, как бы это трудно ни было. Сегодня мы здесь, на Конгрессе соотечественников говорим о том, что во многих странах земного шара есть старообрядцы, которые сохраняют веру и сохраняют русский язык, обычаи сохраняют. Нам, русским, нужно учиться, как это сохранять. Потому что в инославном мире, иногда враждебным к ним, они это умеют делать с божьей помощью. А.СОЛОМИН: О каких странах идет речь? Где в основном? КОРНИЛИЙ: Сейчас мы говорим, поднимаем проблемы – это Украина, где порядка 50 приходов, кстати, тоже развивающаяся на сегодняшний день диаспора, и Молдова, где порядка 30 приходов, тоже развивается динамично. Есть Казахстан еще из ближних. А дальние – это и Австралия, и Китай, и Америка. Надо понимать, что есть старообрядцы поповцы и беспоповцы, это отдельная тема. Это люди, которые за веру, начиная с протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, готовы отдать свою жизнь или благополучие, сохраняя веру своих предков. А.СОЛОМИН: А вы какое направление представляете? КОРНИЛИЙ: Поповцы. У нас трехчинная иерархия, которая была нарушена после печальных реформ Никона, но потом восстановилась с божьей помощью. Т.е. мы поповцы, трехчинная иерархия: епископ, священник, мирянин. Мы являемся поповцами, это 200 приходов в России. В паспортах мы не пишем, сколько нас по вере распределяется, но это порядка 1-2 миллионов на сегодняшний день. Если для сравнения: до революции это было 10-15 миллионов, хотя статистика тоже не очень определенная, но на порядок больше.

http://religare.ru/2_97592.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Митрополит Корнилий (Титов): " Власти проявляют неподдельный интерес к старообрядчеству, которое в сегодняшнее время духовного и нравственного кризиса могло бы поделиться опытом выживания в сложных условиях " Ответы митрополита Корнилия на вопросы главного редактора Интернет-портала " Религия и СМИ " Александра Владимировича Щипкова. – Владыка, Вы уже более трех лет являетесь предстоятелем РПСЦ. Как Вы оцениваете этот период Вашего первосвятительства? Чего удалось достичь, и какие первостепенные задачи стоят сейчас перед Старообрядческой Церковью в России? – Во-первых, хочу поблагодарить Вас, уважаемый Александр Владимирович, за внимание Вашего Интернет-портала " Религия и СМИ " к старообрядчеству, а также за объективные и взвешенные комментарии по вопросам религиозной жизни России. Теперь постараюсь ответить на Ваши вопросы. Предложение об избрании меня митрополитом в 2005 году для меня было неожиданным, я тогда не был готов к столь серьезному и ответственному служению. Но, смиряясь с решением Освященного Собора и уповая на помощь Божию, я тогда дал согласие на свое избрание митрополитом. Три года – это небольшой срок по меркам церковной истории, но ускоренный ритм современной жизни требует активного участия в решении вопросов управления сложным организмом Церкви. За это время мне, естественно, пришлось приобретать опыт в этом ответственном служении, знакомиться с положением дел в Церкви, встречаться с представителями властей и выстраивать взаимоотношения с другими конфессиями. В первую очередь хотелось бы посетить основные приходы всех епархий. Недавно состоялась поездка в Уральскую епархию, где в одном приходе был освящен построенный храм, в другом освящено место для возведения храма. На днях мы вернулись из Казанско-Вятской епархии, где по сложившейся традиции, восстановленной владыкой Андрианом, прошел Великорецкий крестный ход, в котором как обычно приняли участие старообрядцы из разных мест России и ближнего зарубежья. Сейчас намечаются поездки в Сибирь и на Украину.

http://religare.ru/2_67553.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741.html

Преемник нового курса РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22741.html 02 ноября 2005 Александр Петров Преемник нового курса Есть грань, которую Церковь в общении со СМИ переходить не должна, считает новый глава российских старообрядцев Митрополит Корнилий Источник:  http://religion.ng.ru/ НГ-религии 18 октября епископ Казанский и Вятский Корнилий (Титов) был избран главой Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Никто не предполагал, что новым главой Церкви будет человек, совсем недавно рукоположенный в епископский сан. Наиболее вероятным кандидатом в Митрополиты считался архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), старейший иерарх РПСЦ, исполнявший после смерти владыки Андриана обязанность местоблюстителя Московского митрополичьего престола. В эксклюзивном интервью старообрядческий Митрополит рассказывает корреспонденту " НГР " о своем избрании на церковный престол, роли Старообрядческой Церкви в современном мире и курсе ее дальнейшего развития. – Ваше Высокопреосвященство, были ли вы готовы к тому, что Церковный Собор именно вас изберет Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви? Что вы в первую очередь собираетесь предпринять в качестве главы Церкви? – Как и другие епископы нашей Церкви, я был одним из кандидатов на Московский престол, но по сравнению с другими не имел долговременного опыта святительского служения. Наш старейший архиерей – архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн – в прошлом году отметил 50 лет своего епископского служения, а я был рукоположен в сан епископа лишь весной этого года. Поэтому итог голосования стал для многих, в том числе и для меня, неожиданностью. Подчиняясь воле Собора, я принял избрание меня Митрополитом Московским и всея Руси с надеждой, что Господь; не оставит меня без Своей помощи. Что касается первоочередных дел, то я бы хотел в ближайшем будущем встретиться для знакомства и обсуждения совместных вопросов со своим собратом, Митрополитом Белокриницким Леонтием, главой старообрядцев, проживающих в странах Европы, Америке, Канаде и Австралии, а также лично познакомиться с епархиями и приходами нашей Церкви.

http://religare.ru/2_22741_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_38389.html 19 февраля 2007 Александр Щипков Возможен ли диалог между РПСЦ и РПЦ МП? На вопросы Александра Щипкова отвечает член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, старообрядческий митрополит Корнилий (Титов) – Владыка, сразу после избрания вас предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), вы заявили, что условием улучшения взаимоотношений с Русской Православной Церковью Московского Патриархата (РПЦ МП) является " возвращение к каноническому дораскольному строю Церкви " . Очевидно, что этого не произойдет в обозримом будущем. В нынешней ситуации, на сотрудничество в какой области Вы готовы пойти, и возможна ли ваша встреча с патриархом Aлekcueм II? – Полагаю, что нам необходимо вести диалог с Московской патриархией, но не для того, чтобы достичь компромисса в вероучении, а чтобы начать поиск путей противления надвигающейся глобализации, для возрождения в России культурных и духовных традиций нашего народа, осмысления причин и отрицательных последствий раскола. Это весьма трудный диалог, который не предвещает быстрых успехов, т.к. между нами различия по ряду серьезных духовных вопросов. Если же говорить о возможности встречи с патриархом Aлekcueм II, то на различных государственных и общественных мероприятиях у меня происходят встречи и с патриархом и с другими иерархами РПЦ. Официальная же встреча с патриархом может иметь смысл только тогда, когда будет начат конструктивный диалог об исторической оценке раскола и конкретных шагах по возвращению к каноническому дораскольному строю Церкви. – В одном из своих интервью Вы сказали, что о старообрядчестве " знают в народе до обидного мало, весьма приблизительно и зачастую совершенно неадекватно " . Не кажется ли Вам, что такая ситуация связана с отсутствием регулярной информации о РПСЦ и некоторой пассивностью самих старообрядцев? У светских журналистов складывается ощущение, что в РПСЦ ничего не происходит, и она никак не реагирует на события, волнующие все общество.

http://religare.ru/2_38389_1_21.html

В.П. Навныко Причины и обоснование преследований старообрядческих раскольников в сочинениях архимандрита Павла Прусского Скачать epub pdf Доклад бакалавра богословия В.П. Навныко (Минск, Минская Духовная Академия) Известно, что канонически раскол старообрядчества начался после наложения клятв на соборе 1667 года. Но фактически он начался за более чем десять лет до этого события. Отправной точкой раскола можно считать самовольное богослужение Аввакума 13 августа 1653 года с. 287–288], чем он нарушил целый ряд канонов: 31 Ап., 31 VI Всел., 13 Двухкр., 5 Антиох. Еще до собора 1667 года некоторые главные противники церковных преобразований, которые стали в жесткую оппозицию к церковной власти, были подвергнуты преследованию со стороны гражданских властей, например тот же Аввакум, Иван Неронов, протопоп Логгин с. 287, 289]. Также известно, что в полном соответствии с действующим законодательством Российской Империи преследования старообрядцев, с разной степенью интенсивности, продолжались вплоть до начала XX века. Разумеется после 1905 года, когда был принят закон о веротерпимости, вопрос преследований, особенно со стороны старообрядцев, не был забыт. На сегодняшний день он продолжает активно педалироваться раскольниками различных старообрядческих согласий, требующих после снятия клятв (1971) дальнейшего «покаяния» и признания своей канонической легитимности от РПЦ. Например, вот что говорит предстоятель РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) в своем интервью журналу «Коммерсантъ»: «На соборе РПЦ 1971 года не сказано ни слова о признании каноничности нашего духовенства Мы полагаем, что основой обьединения (с РПЦ)…может стать покаяние новообрядческой церкви за жестокие гонения и казни старообрядцев…(и как следствие этого) возрат (РПЦ) к основополагающим святоотеческим традициям и принципам святой Руси, которые сохраняет наша Русская православная старообрядческая церковь » Не будет преувеличением сказать, что данный вопрос остается, возможно, самым неудобным и психологически сложным для РПЦ, ввиду недавних гонений на верующих в СССР. Особенно этот вопрос стал деликатным после послания собора РПЗЦ к приверженцам старых обрядов 2000 года, с которой произошло воссоединение в 2007 году, где фактически зарубежный синод попросил прощения за насилие причиненное старообрядцам прошлого и признали, что возможно гонения, которые воздвигли власти СССР на церковь , были «…Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками» Поэтому сегодня особо важно понять, какие причины вызвали столь жесткую реакцию церковных и гражданских властей XVII столетия. Являлись ли эти преследования произволом с их стороны? Можно ли назвать преследования старообрядцев неканоничными? На эти вопросы, которые ставились православными и раскольниками еще задолго до революции, со всей подробностью отвечал в своих многочисленных полемических сочинениях знаменитый синодальный противораскольнический писатель и апологет архимандрит Павел Прусский (+1895).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Закрыть Шестнадцатые Аввакумовские чтения в Перми Тема нынешних чтений – «Староверы как хранители вековых традиций русского народа» 15.12.2022 536 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором Памятной стала вторая неделя Рождественского поста для всех староверов Уральской епархии: Пермь после длительного перерыва вновь посетил Владыка Корнилий, митрополит Московский и всея Руси – для совместных молитв со старообрядцами Урала. В воскресенье 11 декабря в Храме во имя Святителя Стефана Пермского состоялась торжественная литургия с участием митрополита, десяти священников и трёх диаконов. Храм был полон радостными прихожанами. На службу прибыли гости из Екатеринбурга, Челябинска, Нижнего Тагила, Верещагино, Менделеево, Очера, Лысьвы, из посёлков Шамары и Баранчинского, из других мест. Многие пермские староверы всю неделю готовились к исповеди, покаянию, вкушали самую простую пищу без подсолнечного масла, читали ежедневное Правило по лестовке и Правильные каноны, но причастие в этот особый день помогло им обрести, что называется, второе дыхание. Невзирая на усталость, они были рады встречам и общению. По устоявшейся традиции Владыка Корнилий посвятил в свещеносцы трёх юных отроков, подарив каждому из них памятную книжицу о крепости святоотеческой веры. Для чтений в нынешнем нелёгком году была выбрана значимая тема: «Староверы как хранители вековых традиций русского народа». С приветственным словом к их участникам выступила Любовь Васильевна Митрофанова, сотрудник отдела по работе с общественностью и религиозными организациями при администрации Пермского края. Она вручила настоятелю Храма протоиерею о.Николе Татаурову памятный адрес и цветы. Чтения начались с показа привезённого Владыкой Корнилием видеосюжета об открытии памятника огнепальному протопопу Аввакуму на его родине, в селе Григорово Нижегородской области. Автором памятника стал Народный художник России, скульптор Вячеслав Клыков, увековечивший на постаменте величественную фигуру протопопа с двумя перстами на высоко поднятой правой руке. На этом открытии, состоявшемся при большом стечении народа, присутствовал и будущий митрополит Корнилий, тогда ещё Константин Титов. Подвиг протопопа Аввакума побудил его прочно встать на свою духовную стезю.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/15/sh...

О выборах Митрополита, интригах и политике старообрядческой элиты РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_20433.html 14 августа 2005 Алексей Байдин О выборах Митрополита, интригах и политике старообрядческой элиты Преждевременная кончина владыки Андриана поставила Старообрядческую Церковь в весьма сложное, если не безвыходное положение. Как справедливо отмечают многие, достойной смены покойному митрополиту нет. Во всяком случае, среди нынешних старообрядческих епископов. После кончины митрополита Алимпия (Гусева) большинству было очевидно, что Церковь возглавит именно епископ Андриан. Сейчас такого явного " фаворита " , бесспорного кандидата на первосвятительский престол нет. Поэтому уже сегодня можно предположить, что выборы нового главы Церкви затянутся на неопределенное время. Возможно несколько вариантов развития событий. Наиболее вероятно, что Освященный Собор Старообрядческой Церкви, который, вероятно, должен состояться осенью на праздник Покрова Богородицы, не сумеет назвать имя нового митрополита. Ни один из кандидатов не наберет 75 % голосов участников Собора, необходимых для избрания на первосвятительский престол. В таком случае Собор может принять поправку к Уставу Церкви, которая позволит избирать митрополита простым большинством голосов. После того, как она будет одобрена и утверждена в Министерстве юстиции, будет созван новый Собор, который и изберет митрополита. Этот процесс может растянуться до начала следующего года. Все это время Старообрядческой Церковью будет управлять местоблюститель – архиепископ Иоанн (Витушкин). Впрочем, учитывая весьма преклонный возраст и нездоровье архиепископа, можно предположить, что фактически все станет решать управляющий делами Московской Митрополии протоиерей Евгений Чунин. Также существует небольшая вероятность того, что Освященный Собор с первого раза изберет нового митрополита. Им может стать епископ Зосима (Еремеев), известный как строгий канонист и блюститель традиций, или епископ Корнилий (Титов), человек образованный и не чуждый писательства. Но, необходимо заметить, что подобный исход событий маловероятен, поскольку епископ Зосима имеет слишком много недоброжелателей, а у епископа Корнилия ничтожно мал архиерейский " стаж " – он рукоположен 7 мая 2005 года.

http://religare.ru/2_20433_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Корнилий (Титов), Русская православная старообрядческая церковь Судьбы России и старообрядчества Досточтимое собрание! Свое выступление я начну знаменитыми словами генералиссимуса Суворова: " Мы – русские, какой восторг! " Великие слова великого человека как нельзя лучше передают то чувство, что с рождения присуще истинно русскому – чувство гордости за свой народ и свою страну, чувство радости от осознания своей принадлежности к этим двум бесконечным вселенным – русская нация и русская держава. Более тысячи лет они существуют нераздельно – русские и Россия. Их существование взаимосвязано и неразрывно. Не будет русских, не будет России. Не будет России, не будет русских. Поэтому можно смело утверждать, что в наши дни государственная поддержка русского народа, его языка и культуры, его веры – это задача первостепенной важности, если угодно, задача и оборонная, и стратегическая. Ведь не только армия и флот, ракеты и самолеты, новейшее вооружение и полководческий талант защищают страну от врагов. Вспомним нашу историю. Вспомним, например, смуту начала XVII столетия или 1812-й год, когда неприятель подходил к Москве и даже занимал её. Тогда многие даже самые смелые сердца были охвачены отчаянием и унынием. Но Россия все-таки была спасена! Кем? Богом и русским народом! Об этом гениально написал Пушкин: " Кто тут нам помог? Остервенение народа " . Остервенение, то есть благородная ярость и гнев на тех, кто покушался на православные святыни. Так было и в 1613-м, и в 1812-м, и в 1941-м годах. Так будет всегда. Порой обстоятельства казались безнадежными и казалось – все кончено. Но русский народ, остервеневший от наглости врага, поднимался и вставал во весь рост и решительно очищал свою землю от иноземного супостата, от ненавистного неприятеля. В битвах тех великих войн сражались плечом к плечу вместе с русскими и лучшие сыны других народов России – украинцы и белорусы, татары и башкиры, калмыки и прочие. Вечной славой покрыли себя в этих боях за русскую землю и наши предки – староверы. В частности, имя героя-старообрядца, атамана Матвея Платова поныне памятно многим. Но имена тысяч других староверов, отдавших жизнь за свободу России, ныне известны только Господу Богу.

http://religare.ru/2_105387.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Корнилий (Титов) Свобода дана Богом человеку не для того, чтобы грешить Конкретная история с плясками трёх феминисток в Богоявленском соборе, а затем в Храме Христа Спасителя близится к завершению, перерастая в иные формы святотатства и издевательства над православными святынями. Сегодня крушат поклонные кресты, завтра начнут осквернять кладбища и избивать на улице священников, послезавтра – взрывать храмы. Перед лицом этой опасности встаёт вопрос о консолидации верующих. Пользуясь добрыми отношениями с митрополитом Корнилием, главой Русской Старообрядческой Церкви, я обратился к нему с просьбой прокомментировать эти события и дать свою личную оценку этим событиям. Владыка Корнилий откликнулся на мою просьбу и прислал ответ, который с его любезного разрешения мы публикуем на портале Religare. Александр Щипков Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой (Пс. 118). Опять Иродиада беснуется и, наученная дьяволом, посылает своих скверных дочерей – плясуний, осквернять, соблазнять и разделять. Информационная компания, развернутая СМИ по делу о так называемом " панк-молебне " в храме Христа Спасителя, переходит границысправедливости и норм этики. Высокомерное презрение к религиозным традициям и моральным ценностям, желание посеять неприязнь между верующими и неверующими, между государством и Церковью – вот мотивы, которые двигают " либеральную оппозицию " и сторонников западных " свобод " оправдывать преступные действия кощунниц. Сегодня российские власти призывают наш народ, все религиозные конфессии к терпимости и согласию, и наше общество должно быть надежно защищено от нетерпимости и агрессии по отношению к представителям тех или иных религиозных убеждений. Недавно благочинный Московской области РПСЦ о. Леонтий Пименовпредложил органам власти дополнить Уголовный кодекс РФ статьями,осуждающими духовный и нравственный ущерб верующих от действий,оскорбляющих их религиозные чувства. Действительно, для пресечения зла,охраны законного порядка и устрашения делающих злые дела апостолпозволяет носить меч мирским властям: Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга,отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести (Рим. 13, 3-5).

http://religare.ru/2_96585.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010