Особенно ярко эта алчность к церковному имуществу, в соединении со злобой царя к духовенству, сказались во время погрома Великого Новгорода (1571), описанного в местной летописи. Еще до прихода царя опричники из «передового полка» делают все нужные приготовления: «А иные бояре и дети боярские повелением государя разъехавшася по монастырям иже около Великого Новгорода, запечаташа монастырския церковные казны, а игуменов и черных попов и дьяков и соборных старцев из всех новгородских монастырей взяша с собою в Великий Новгород числом до пятисот человек старцев и болши, и всех поставиша на правеж до государева приезда». То же было сделано и с белым городским духовенством. «Повелеша их бити на правежи от утра до вечера, а правити на них числом по 20 рублей новгородских». Аресты были произведены и среди новгородского боярства и купечества, но этих на правеж не ставили. На другой день по приезде своем в Новгород, 7 января, государь повелел всех поставленных на правеж монахов «избивать палицами на смерть, и бив их повел когождо во свой монастырь розвозити и погребати». Общий грабеж и казни в Новгороде начались лишь на следующий день. Среди монахов царь ищет свои первые жертвы. Кн. Курбский посвящает в своей «Истории» особую главу (VIII) «страданию священномучеников». Она, как и другие его главы, не свободна от неточностей. Но многие факты подтверждаются летописями и Синодиком самого Грозного, т. е. помянником его жертв, рассылавшимся царем по разным монастырям. Таков рассказ Курбского об убиении Корнилия, игумена Псковского Печерского монастыря, вместе с его учеником Вассианом Муромцевым: «И глаголют их вкупе во един день орудием мучительским некаким раздавленных: вкупе и телеса их преподобно мученическия погребены». Курбский глухо упоминает, не называя его имени, об убиении Леонида арх. Новгородского, преемника Пимена: «повелел убити со двема… игумены великими, або архимандриты». Псковская летопись сообщает подробности неслыханной казни архиепископа: «Опалися царь Иван Васильевич на архиепископа Новгородского Леонида и взя к Москве и сан на нем оборвал и в медведко ошив, собаками затравил». Мы, как и курбский, не можем проверить известия об убийстве Иваном знаменитого просветителя лопарей Феодорита. По одним слухам, царь утопил его за то, что он ходатайствовал о прощении Курбского, бывшего некогда его духовным сыном. Синодик царя дает нам и другие имена «Иноков», «священноиереев», и даже «стариц», которые, вероятно, никогда не будут отождествлены. Но и Синодик далек от полноты: достаточно сказать, что в нем нет имени св. Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Новый патриарх не мог не обратить внимания на страшное зло, семейную неурядицу, происходившую от неправильных отношений двух полов, от странного способа заключения браков. В ноябре 1693 года Адриан издал указ: «Священницы сопружествующие согласия жениха и невесты не истязуют и небрежно о сем имут, можицею и не хотяще едино лицо другому и не любящися между собою сопружествуют и по сицевому началу и прочее житие тех мужа и жены бывает бедно и друг друга наветно и детей бесприжитно, и то творится вельми грешно и пребеззаконно: и великий господин указал досматривать, чтоб отныне к венчанию приходящих жениха и невесту священником поособно истязовати и накрепко допрашивати, по любви ли и согласию друг другу сопружествуются, а не от насилия ли или неволи каковы, а будет женское лицо, а паче девицы стыдятся сие рещи, допрашивати родителя ея, паче же матерь, или аще матери не имать, сестры ея допрашивать о том, и аще кое их лице, паче же девическое совершенно умолчит или иное каковое знамение появит, отвращение лица от сопружника, плевание или отрясение руками, и таковых не сопружествовати, дóндеже совершенное согласие ко друг другу появят».Разумеется, средства, предложенные в указе, не могли уничтожить или ослабить зло; странно было допрашивать отца и мать когда браки заключались по их единственной воле; но указ этот очень важен для нас в том отношении, что служит введением к последующим мерам Петра насчет заключения браков. Правительство светское должно было обратить внимание на бесчинства, которые позволяли себе безместные монахи и монахини попы и дьяконы. В марте 1694 года состоялся именной указ: «Буде безместные чернецы и черницы в Кремле, Китае, Земляном городе и попы и дьяконы безместные же, безчинно и неискусно, также которые гулящие люди, подвязав руки или ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они всем здоровы: и тех чернецов и черниц и попов и дьяконов имать и приводить их в Стрелецкий приказ, а из Стрелецкого приказа отсылать в Патриарший приказ, чтоб отнюдь чернецы и черницы и безместные попы и дьяконы по улицам нигде не бродили и по кабакам не водились». Еще прежде новгородский митрополит Корнилий велел своим подьячим и недельщикам хватать на кружечных дворах лиц духовного звания, также и по улицам в нетрезвом виде и приводить в митрополичий приказ, «и от того себе скупов и поминок не имать и их не отпускать».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Таковы: 1. Наказная память попу Верховажской четверти Борису Никитину от 1671 г. с предписанием «учинить заказ крепкой, чтобы попы и дьяконы и церковные причетники божественную службу служили по новоисправным служебникам... и пели-бы и говорили единогласно» 48 . 2. Память «пречистенским успенским попам» Верховажского стана (от 1672 г.), у которых «по святым Божиим церквам многое церковное неисправление – поют и говорят неединогласно и по книгам старыя печати». Таких попов велено поповскому старосте смирять «жестоким смирением» 49 . 3 и 4. Наказы Корнилия, митрополита Новгородского, архимандриту Тихвинского монастыря Варсонофию от 1678 г. и заведующему тиунским приказом священнику Никите Тихонову о наблюдении за церковным благочинием от 1687 г. 50 , и 5. Грамота митрополита Павла архимандриту Богословского и келарю Солотчинского монастырей от 1683 г. – «В нынешнем во 191 г. посещающим нам церкви Божии вверенныя нам от Христа паствы в городех и селех и усмотряющим всякаго благолепия церковнаго и обрядов, и усмотрихом во граде Переславле Рязанском и в Рязанских пределех... божественную службу и всякия церковныя обряды и благолепие не суть состоящим с соборною и апостольскою церковью... и сего убо ради наша мерность о вверенной нам пастве душ христианских и о исправлении церковных благочинных дел и согласию во священнослужении, яко да единодушно едиными усты славится Бог , и да не будут, по св. ап. Павлу, раздоры, но в той же мысли да будут утверждены вси и в том же страсе, тщание презельне полагаем и вас сынов своих о исправлении тех церковных дел и о учении душ христианских пастырски посылаем и учение о тех церковных благолепных делах предлагаем... по преданию св. апостол еже пети благовременно и единогласно» 51 . Одиноко среди всех вышеприведенных свидетельств, объясняющих многогласие небрежением и леностью пастырей, стоит свидетельство рукописи «Брозда духовная» 1683 г., указывающее, сверх этих причин, на долгопротяжные напевы, как на вызывающее многогласное пение явление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иногда и те уничтожались. Под власть шведов попала Валаамская обитель. Польская война при царе Алексее истощала и богатые монастыри. Московские монастыри в 1684 году вынуждены были просить у царей сколько-нибудь облегчить повинности, возлагавшияся на их вотчины в размере большем, чем на помещичьи и царские: «платим мы с вотчин всякие ваши, великих государей, подати против помещиков и вотчинников, с великою прибавкою, стрелецкий хлеб втрое, и ямские полоняничные (на содержание пленных) деньги вдвое, да сверх того ратным людям на жалованье полуполтинные, и полтинные и рублевые деньги». При таких обстоятельствах считалось за лучшее отдавать скудные малые обители на попечение кафедр и знаменитых монастырей, тем более, что раскол стал искать себе приюта прежде всего в скрытых уголках, каковыми были бедные монастырьки. Тогда потребовалось церковной власти закрыть некоторые из скудных обителей, другия же, в целях ближайшего надзора, приписать к кафедрам. По тем же причинам осторожность стала соблюдаться в дозволении открывать новые монастыри. Запрещено было постригать мужей при женах и жен при мужьях живых (Архиеп. Филарет). В марте 1694 г. последовал указ против «безместных» монахов, монахинь, попов и дьяконов, ведших себя «безчинно и неискусно». Их приказано «имать и приводить в Стрелецкий Приказ», откуда отсылать в Патриарший приказ. Не оскудевала Русская Церковь и истинными подвижниками, которых и доселе чтит русский народ, как угодников Божиих. Таковы: Галактион и Иосиф вологодские, Иринарх ростовский, Адриан монзенский, Леонид устьнедумский, Иринарх соловецкий, Дионисий, архимандрит троицкий, Никодим кожеезерский, Макарий жабынский, Елеазар анзерский, Симеон верхотурский, Корнилий переяславский, юродивые Христа ради: Прокопий вятский, Максим и Андрей тотемские и др. Во второй половине XVII в. выдающиеся иерархи возглавляли древнюю Черниговскую епархию. Тридцать пять лет – с 1657 по 1692 гг. – занимал кафедру благочестивый архиепископ (с 1667 г.) Лазарь Баранович, ученый архипастырь и замечательный администратор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

«По указу Преосвященного Иннокентия Епископа Иркутского и Нерчинского, из Его Архиерейского Приказу града Иркутска соборные церкве протопопу Петру Григорьеву с прочими якоже соборными, тако и причетных церквей священниками и причетниками. Понеже многим есть известно, что Его Архиерейство Божиим посещением от несколько лет присещен болезнию (от чего якоже в приношении спасительныя за вся правоолавныя христианы Божественной службы, такожде и в исправлениях духовных имеет остановку). Но оная болезнь иногда и умалялась. А ныне чрез тринедельное время вящшеприумножилась. Того ради всесмиренно просите Его Архиерейство всех града Иркутска священнослужителей (и всех православных христиан) отправлять по священной Литургии молебное пение к Пресвятой Владычице нашей Богородице Параклис за благочестивейшую Ее Императорское Величество Государыню Императрицу Анну Иоанновну всероссийскую и прочая, и для здравия Его Архиерейства по Апостолу страждете ли кто, да молитву деет, и призовет пресвитеры церковный и прочая. И тебе Протопопу Петру Григорьеву по получении сего Его Архиерейства указа вышеписанное молебное пение во святей Литургии, как в соборах 80 , так и приходских церквах велеть отправлять повсядневно впредь до указа. Наместник Игумен Паисий. Приказный надзиратель Алексей Попов. Ноября 26 дня 1731 года.» Церковь Иркутская пламенно взмолилась о избавлении своего страждущего Первосвятителя от тяжких недугов, – и Господь отъял от Него всякую болезнь не на время токмо, но на всю вечность. В субботу, 27 числа Ноября в седьмом часу утра многоболезненный Подвижник отшел в покой Бога Благословеного, туда, идеже несть болезнь, ни печаль ни воздыхание. Братия бодрствовала при смертном одре Его; последний вздох испустил Он при наместнике Игумене Паисие, при духовнике своем иеромонахе Корнилие, при иеродиаконе Тарасие, и при своих келейных. Лета Святителя не были еще преклонны, о чем можем судить по оставшимся от него портретам, по виду лица его 81 и потому, что Петр Великий не мог назначать в 1721 году в Китай на многотрудный путь и на многотрудное служение обремененного летами. Господь же исчислил жизнь Преосвященного Иннокентия не долготою лет, а тяготою тех трудов, которые понес Он для блага церкви и отечества, преимущественно же для благоустроения Паствы Иркутской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь все три грамоты находятся в архиве министерства внутренних дел, в «Деле департамента общих дел» 1854 года. Поминки делались в конторе во исполнение 7-й статьи «Постановления о единообразном действию, состоявшегося на Рогожском кладбище в 1825 г. Подлинник, за подписью семи попов, двух дьяконов, уставщика Терентия Заболоцкого и попечителей: Павла Дунякова, Лариона Абрамова, Ивана Окорокова, Трифона Лубкова, Давида Щекина, Федора Бокова и Николая Царского, находится в архиве министерства внутренних дел («Дело департамента общих дел министерства внутренних дел» 1853 г. Вот эта статья: «Для поминовения усопших, по случаю смешения с неверными, и дабы не подать соблазна и претыкания, то на обеде как священникам, дьяконам, так и всем при них служащим от сего не ходить и не ездить, а если кому из желающих будет угодно, то может уготовить всем на то изготовленным, во всеобщем гостином покое, оную исполнить во славу Божью и на память усопшему в следующем порядке». Поп Петр Ермилович этого постановления не подписал и ему не подчинялся. Он любил ездить по гостям, даже и незваный, и наводил трепет на хозяев и гостей своим безобразием в пьяном виде. Впрочем, и прочие попы не соблюдали правила 1825 г. и обедали обыкновенно и в конторе и у хозяина: два обеда зараз. «Записка протоиерея Арсеньева», находящаяся в «Следственном деле о действиях Авфония Кочуева и других раскольников» 1854 и 1855 годов. «Дело департамента общих дел министерства внутренних дел» 1854 года, Вот их перечень: «Евангелий служебных» 2 экземпляра, «Благовестник» 1, «Уставов» 3, «Кормчих» 2, «Номоканон» 1, «Псалтырей» 11 (следованных 3, учебных 7, толковых 1), «Служебник» 1, «Триодь цветная» 1, «Трефолой» 1, «Осмогласник» 1, «Канонник» 1, «Требников» 5, «Торжественник» 1, «Святцев» 2, «Соборник» 1, «Апокалипсисов» 2, «Златоустов» 3, «Дионисия Ареопагита» 2, «Григория Синаита» 2; затем по одному экземпляру: «Иоанн Схоластик», «Матвей Иерусалимский», «Исаак Сирин», «Иосиф Волоцкий», «Просветитель Максим Грек», «Цветник» Симеона Новаго, «Цветник» Корнилия, «Пролог», «Патерик Египетский», «Патерик Киевский», «Синаксарь жития» Филиппа митрополита, Соловецких чудотворцев: Александра Свирского (2 экземпляра), Николая Чудотворца, Иоанна Богослова, «Хронограф», «Летописец», «Степенная книга», «Бароний», «Раймунд Люлий» (2 экземпляра), «Сын церковный», «Цепь златая», «Яков Жидовкин», «Прение о вере», «Духовныя грамоты», «Алфавит», «Стоглав», «О церковных мятежниках», «Изложение правил апостолов», «Величание праздников», «Уложение царя Алексея Михайловича» и два «Демественника».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Митрополит Корнилий был принят в Патриаршую Церковь вечером 4 декабря 1943 г. в зале заседаний Святейшего Синода в Чистом переулке. 27 декабря в звании монаха был присоединён обновленческий епископ Сергий (Ларин), 5 января 1944 г. в помещении Патриархии присоединён в сане протоиерея обновленческий митрополит Тихон Попов, 17 января в сане протоиерея присоединён обновленческий архиепископ Пётр (Турбин). Надо подчеркнуть, что А. В. Введенский, во время своего пребывания в Москве, старался отговорить своих соратников от перехода к «сергиевцам». По свидетельству А. И. Кузнецова, Введенский приходил к некоторым покаявшимся обновленческим архиереям и уговаривал их вернуться. Однако все его попытки были безуспешными, став на позицию ликвидации обновленческого раскола, власти со своей стороны провели «ряд мероприятий» по ликвидации обновленческого раскола. Так, например, они оказали помощь в устранении из Москвы А. В. Введенского, уехавшего в Ульяновск к своей семье по случаю рождения дочери Ольги 84 . Возвращение в Москву обновленческому первоиерарху не разрешили. Как вспоминает А. Э. Левитин, после крещения своей дочери в Ульяновске А. И. Введенский стал собираться в обратный путь. «Здесь, – продолжает Левитин, – следует упомянуть об одном незначительном, но очень характерном эпизоде: в то время в Ульяновске подвизался некий иеромонах Феодосий (...). Как всем было известно. Феодосий был штатным агентом МГБ. И вот приходит пьяненький иеромонах к одному из сыновей А. И. Введенского накануне отъезда Первоиерарха в Москву и заявляет: «А владыка-то в Москву не уедет, а пропуск-то окажется недействительным. Вот увидите!» Никто не обратил тогда внимания на эту пьяную болтовню. И вот на другой день выяснилось, что пьяненький иеромонах оказался провидцем. Когда Первоиерарх в поезд уже сел, к нему подошёл проводник в сопровождении двух работников МГБ и попросил предъявить пропуск. После того как пропуск был предъявлен, один из работников его перечеркнул и, сунув в карман, вежливо заявил: «Извините, но пропуск вызывает у нас сомнение, и нам придётся запросить Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Большой материал для своих насмешек над святыми, советские безбожники получили от распоряжения Папы об исключении из лика святых Филомены. Ссылаясь на американский журнал “Лайф” (на фотографии и статью) “Советская культура” 67, 1961г. с удовольствием отмечает, как статуи святой Филомены свозились на свалку. В этом событии советская газета усматривает доказательство весьма радующего безбожников – “падения веры в массах” на Западе. По прежнему Советская власть поощряет публичные отречения от веры. “Сельская жизнь” сообщает об отречения от веры священника Александра Куриловича и об извержении его из сана Смоленским епископом Иннокентием. Тот факт, что патриарх Алексий должен был ввести в состав Синода не старейших по хиротонии епископов, а новых молодых епископов, не имеющих даже достаточного богословского образования, говорит о том, что патриарху Алексию пришлось принять тех епископов, которые могут быть послушными исполнителями директив Советских властей и проводниками их влияния в церковную жизнь. Такими агентами Советской власти в Синоде являются: архиепископ ярославский, назначенный председателем внешних церковных сношений Московской Патриархии – Никодим (Ротов), 32 лет, архим. Тульский Пимен, управляющий делами Московской Патриархии, без всякого духовного образования, епископ Подольский Киприан (быв. прот. М. Зернов), являющийся заместителем председателя отдела внешних сношений по церковным делам, получивший только “домашнее церковное образование.” Такое окружение патриарха является для советской власти гарантией точного исполнения ее директив. Отстранены от управления епархиями с июня по сентябрь 1961 года следующие архиереи: митрополит Горьковский Корнилий (Попов), митрополит Тамбовский Иоасаф (Журманов), архиепископ Винницкий Симон (Ивановский), епископ Каменец-Подольский Иларион (Кочергин), а также не известна судьба митрополита Белорусского Антония (Котевича) и епископа Костромского Доната (Жеглова). Осуждены на тюремное заключение: архиеп. Черниговский Андрей (Сухенко) на 8 лет и архиеп. Казанский Иов (Кресович) на 3 года. Рождественские Послания Рождественское послание. Декабрь 1957

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

И прежде всего, освящение церкви может быть совершаемо только с благословения архиерейского. Ведь недаром этот вопрос предлагали некогда и протопопу Аввакуму. – «Мочно-ли, – спрашивали его, – церковь святить без благословения архиерейского?» – «Святите», – отвечал пустозерский законник, – коли антиминс есть. Какая-то препона, что еретик не благословил» (VIII, 104). Но вот вопрос: где взять антиминс? Еще предшественнику Феодосия, попу Иоасафу, привезла антиминс известная ученица Аввакума «мать» Меланья, никем не освященный, и неизвестно – где, когда и как приобретенный. Теперь «повелением» Феодосия ветковский уставщик монах Афанасий подписал на этом антиминсе: «освятися алтарь священносхимником Феодосием» и прочее. Ясное дело, что уже по одному этому деяние не могло не возбуждать недоумения. Потом, в освящении церкви участвовали два новопоставленных попа – Александр и Григорий – и «по освящении вси трое литургию купно служили». Прежде полагали, что «литургисать» может лишь тот из новопоставленных попов, который явит себя исповедником за «благочестие». Но с попом Александром ничего подобного не было. В свою очередь поп Григорий имел другой недостаток: еще до перехода в раскол он был извержен из сана митрополитом новгородским Корнилием. Это также не было принято во внимание, хотя и с точки зрения раскольников Григория нельзя было приравнивать к Феодосию, тоже изверженному патриархом Иоакимом, но изверженному уже за переход в раскол. В довершение, освящение церкви на Ветке было совершено без диакона, тогда как на Чиру был и диакон. Тем не менее, не смотря на все эти пробелы и недочеты, поповцы в большинстве были рады тому, что можно стало посылать на Ветку за причастием. 399 При той нужде, какая существовала тогда в расколе, это вполне понятно. Помимо того, что здесь служил поп старого ставления, для раскольника важно было знать, что дары заготовлены именно в освященной церкви. Правда, раскольнические попы могли решиться и на то, чтобы совершать литургию в простой храмине и ради приготовления запасных даров, действительно, совершали.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Столь явная декларация царственного достоинства, к-рая контрастирует с более скромным обликом представленного в повороте к князю Феодора (на его плечи накинута шуба, голова обнажена), возможно, должна была не столько подчеркнуть более высокое происхождение М. В. по сравнению с его боярином, сколько указать на особый статус св. правителей Руси, еще не имевших царского титула, но равных по благочестию ветхозаветным царям и визант. императорам - предводителям «нового Израиля», просветителям своих народов и хранителям веры. Кроме того, царственный облик М. В. и его сходство с кн. равноап. Владимиром могли противопоставлять замученного татарами князя и его московских сродников нечестивым татар. «царям», от к-рых к кон. XV в. освободилось Московское гос-во. Изображение на фреске Ферапонтова мон-ря является единственным известным образом М. В. в лоратном имп. облачении, однако царский венец присутствует и в др. ранних образах этого святого в сочетании с накинутой на плечи шубой. В таком виде князь представлен на наперсном ковчеге-мощевике из собрания П. И. Щукина (ГИМ; на лицевой стороне - образ свт. Николая Чудотворца). М. В. с крестом и мечом в руках изображен в центре композиции; слева стоит обращенный к нему Феодор в обычной иконографии, с мечом и крестом в воздетой левой руке, а справа - мч. Корнилий Сотник, представленный фронтально, в святительских одеждах ( Попов, Рындина. 1979. Кат. 14. С. 522-524, 570-571. Ил. на с. 607; Вел. князь и государь всея Руси Иван III: Кат. выст. М., 2013. Кат. 34. С. 116-117). Мощевик традиционно датируется кон. XV в. (не исключена и несколько более поздняя датировка), место его изготовления связывают с Тверью или Москвой (обе атрибуции, особенно 1-я, основаны на шаткой доказательной базе). Смысл изобразительной программы произведения неясен; в частности, отсутствуют данные, позволяющие утверждать, что в ковчеге находились мощи Черниговских святых (если принять эту версию, можно предположить, что владельцы ковчега получили доступ к их реликвиям после присоединения Чернигова к Москве в 1503, но нельзя исключить бытования таких святынь и в более ранний период).

http://pravenc.ru/text/2563732.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010