Господь еще при жизни прославил Своего угодника явными чудесами. Например, редкий был день, когда о. Серафим не обходил всех послушаний; он шел по монастырю, но не каждому было дано его видеть. Это открывалось только духовным старцам. Старцы низко кланялись, а молодые монахи спрашивали, кому они кланяются. Те с благоговением отвечали: «Отец настоятель пошел!». Сами великие Глинские старцы учились у него, а известный святостью жизни схиархимандрит Андроник (Лукаш) особо благоговел пред ним и был у о. Серафима келейником. Глубоко почитали о. Серафима и все правящие архиереи. Так, епископ Белгородский Панкратий (Гладков) в первый же год настоятельства о. Серафима наградил его палицей и крестом с украшениями 1571 . Архиепископ Сумской и Ахтырский Корнилий (Попов) в 1946 году отзывался о нем как о старце «высокой религиозной настроенности, любимом братией и верующими за обходительность и добродетельную жизнь… достойном преемнике прежних славных в подвижнической жизни настоятелей прославленной Глинской пустыни» 1572 . Иларион (Прохоров), епископ Сумской и Ахтырский, в 1948 году возвел его в сан архимандрита и называл о. Серафима «благоговейным и усердным молитвенником, уважаемым братией за добрую жизнь» 1573 . Но особенно почитал архимандрита Серафима Преосвященный Евстратий (Подольский), епископ Сумской и Ахтырский в 1951–1958 гг. Он писал Святейшему Патриарху Алексию: «Строгий к себе, благочестивый отец настоятель архимандрит Серафим зорко следит за поведением всех послушников и не допускает ни для кого никаких отступлений от правил монашеской жизни» 1574 . «Архимандрит Серафим – человек прекрасной души» 1575 . А для бывшего насельника Глинской пустыни епископа Степанаванского, впоследствии митрополита Тетрицкаройского, Зиновия (Мажуги) (в схиме Серафима) архимандрит Серафим был истинным духовным наставником. Преосвященный Зиновий неоднократно посещал Глинскую пустынь и пользовался душеспасительными советами отца настоятеля. Время настоятельства о. Серафима условно можно разделить на два периода: 1943–1952 и 1953–1958 годы. Первый период был очень трудным. В эти военные и первые послевоенные годы в обители не хватало самого необходимого, земли почти не было. В 1943 г. Глинской пустыни удалось получить от Сосновского сельского совета только пять гектаров неудобной болотистой земли 1576 , которую использовали под огород; зерновые не сеяли. Для обработки земли был лишь один плуг и одна борона 1577 . Скота также было мало: лошадь, три коровы, три теленка и подтелка 1578 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Б. Пуришева ( Пуришев. 1970. С. 23) П.-З. Ф. м. не был обделен вниманием первых русских царей из династии Романовых. Большую роль в этом сыграла деятельность игум. Рафаила (1622-1628), при котором проходит новый этап крупного строительства. При этом настоятеле «сыскалися вотчиные грамоты» П.-З. Ф. м., которые были потеряны во время Смуты (Арх. СПб. ФИРИ РАН. Кол. 115. 170. Л. 19 об.). В 20-х гг. XVII в. в связи с начавшимся каменным строительством царь Михаил Феодорович сделал в П.-З. Ф. м. ряд крупных денежных вкладов ( Левицкая. 1994. С. 122-129). 1667-1917 гг В нач. 60-х гг. XVII в., после страшной моровой язвы, в стране осталось много вдов и сирот. По просьбе патриарха Московского и всея Руси Иосифа царь Алексей Михайлович согласился, чтобы П.-З. Ф. м. был преобразован в жен. обитель, т. к. «в Переславле-Залесском в Федоровском монастыре игумена нет, а братии только десять человек». На обустройство жен. обители были выделены дополнительные средства. Объясняя это решение строителю Лукиановой пуст. Корнилию и старцу Феофану в своей грамоте от 30 июля 1667 г., патриарх Иосиф подчеркивал его гуманитарный характер т. к. «после морового поветрия многия жены и девицы постриглися, и с тех мест по се число ходят к приходским церквам и в том-де бывает зазор, а иныя-де во граде и по селам, и по деревням живут в мирских домах, а иныя-де скитаются меж домов и от скудости помирают голодною смертию». Др. часть этих стариц поселились в Переславле-Залесском «у ново-поставленной церкви Пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Владимирския». При этом «Великаго-де Государя жалованья указано им только на шестьнадцать стариц, а их-де со сто стариц». Поэтому царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф и Освященный Собор «благословили тот Федоровский монастырь устроить девическим монастырем и тех инокинь всех собрать» вместе, чтобы они «в мире не скиталися»; а «черных попов и дьяконов и братию» из П.-З. Ф. м. первести в др. городские «монастыри мужские: в Горицкий 4 человек, в Никитский 3, в Даниловский 3, а велети им быть в тех монастырех в рядовой братии».

http://pravenc.ru/text/2579998.html

390 Ап. пр. 28, 29, 30, 31. Неок. 1. Истор. примеры см. Bіngh. t. VIII. гл. 1. § III. Kober “Dіe Depozition und Degradation“, стр. 591. Tübingen 1867. 391 Исключения были разве в том случае, когда того требовало общее благо церкви. Так Корнилий, епископ римский, принял в церковь пресвитера Максима и возвратил ему прежнюю его должность в надежде, что за ним последуют и другие приверженцы схизмы, узнавши о добром приеме в церкви своего прежнего вождя. Собор Никейский оказал подобное снисхождение новацианам (прав. 8), а отцы африканские – донатистам. Каре. Соб. пр. 97, 68. Сравн. Васил. Вел. 1. С тою же вероятно целью и русская правосл. церковь допускала до священнодействия попов, от раскола обратившихся (1 ПСЗ, т. VI. 4009. п. 27). 392 Древняя церковь знала и менее тяжкую форму депозиции, а именно: совершенно и вполне лишала отправления должности (проповедовать, совершать евхаристию и т. д.), но честь и достоинство сохраняла: этот род наказания был средним между временной суспенсией и постоянной депозицией; ибо оставалась свобода общения с клириками и несовершенное причисление к мирянам. Так по 1 правилу Анкирского собора священники, идоложертвовавшие по ослеплению, а не ради временных выгод, и обратившиеся не лишались чести седалища, но только права священнодействия. Сравн. 2-е пр. того-же собора. Собор Никейский низвел Новатианскитх епископов на степень пресвитеров, но честь епископов оставил. См. еще 27 правило Василия Великого по поводу неправильных браков пресвитеров, по неведению заключенных (сравн. 70-е пр. Неок. 9-е и др). 393 Cod. Theodos. lib. XVI. tit. II de episcop. I. XXXIX. Nov. Just. CXXIII. c. XIV. Сравн. Nov. V. e. VI. 395 По уголовным преступлениям – суд государственный. Не надо забывать также различия между лишением сана за пороки и между сложением сана по желанию. В древней русской церкви выход из духовного звания (Моск. Собор. 1667г. деян. гл. 7. вопр. 5; см. Полн. Собр. Закон. 412), как и вход в него был открыт для всех; по настоящим законам – уволенные из духовного звания по собственному желанию (после трехмесячного предварительного увещания) возвращаются в первобытное свое состояние, и не пользуются впредь никакими иными выгодами, кроме присвоенных тому состоянию; они не могут занимать никаких общественных и государственных должностей: диаконы в течении шести лет по увольнении, а священники – десяти лет; вместе с тем – от них отнимаются все преимущества и отличия (ордена, чины и проч.), приобретенные им по службе до вступления в клир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

А потом, в начале февраля 1656 г., удалился на житье в Спасо-Ломовскую Игнатиеву пустынь, где погребены были его родители и куда нередко ездил он и в прежнее время. Между тем Никон, как только получил известие о побеге Неронова из Кандалакшского монастыря, повсюду разослал свои приказы и гонцов, чтобы схватить его, строго наказал игумена и иноков Кандалакшского монастыря и даже архимандрита Соловецкого монастыря Илию, но все наказания и поиски не привели ни к чему. Никон узнал о местопребывании Неронова, когда уже он, сделавшись иноком, поселился в Игнатиевой пустыни. Патриаршие боярские дети немедленно явились туда, чтобы взять беглеца, но он удалился в соседнюю весь Телепшино, где крестьяне скрыли его и не захотели выдать посланным от патриарха, несмотря на все их усилия, и даже оскорбили их . Тогда-то Никон решился созвать Собор в Москве, чтобы судить Неронова заочно. Собор состоялся 18 мая 1656 г., в воскресный день после Вознесенья. На Соборе вместе с патриархом Никоном присутствовал и Антиохийский патриарх Макарий — и это было уже последнее личное участие его в тогдашних Соборах наших, потому что чрез десять дней он уехал из Москвы на родину, щедро наделенный царем и нашим патриархом . Присутствовали также митрополиты: Никейский Григорий, Молдавский Гедеон, а из русских — Новгородский Макарий, Казанский Корнилий, Ростовский Иона, архиепископы: Суздальский Иосиф, Тверской Лаврентий, Астраханский Иосиф, Псковский Макарий и епископ Коломенский Александр, также множество архимандритов, игуменов, протопопов, попов и дьяконов. Неронову вменили в вину то, что он: а) будучи сослан в монастырь, не испросил себе прощения у святого Собора, но бежал из монастыря и, обходя тайно разные места, возмущает не утвержденные в вере души; б) написал многое ложное о государе царе Алексее Михайловиче, о патриархе Никоне и о всех четырех Вселенских патриархах, отметаясь греческого православия, и укорил старые святые книги, писанные на хартиях за двести, триста, пятьсот и более лет; в) не испросив благословения и не примирившись с святою Церковию, постригся от своего единомысленника, архимандрита переславльского Данилова монастыря Тихона (это второе лицо из монашествующего духовенства, открыто присоединившееся к четырем протопопам, враждебным Никону).

http://sedmitza.ru/lib/text/436173/

Священный Синод имел в виду поручить ему управление православными приходами в Европе. Но из этого ничего у обновленцев не вышло. Единственными адептами обновленчества в Европе были прот. Зноско в Берлине и ещё один священник во Франции, кстати, проштрафившийся у митрополита Евлогия и на этой почве присоединившийся к обновленчеству 573 . Но всеобщий бойкот обновленчества со стороны белой русской эмиграции и настороженно-враждебное отношение к ним иностранных правительств, в частности французского, заставили и того и другого капитулировать и порвать свою переписку с митрополитом Евдокимом и Синодом. Таким образом у обновленцев в Европе не стало ни одного священника и ни одного храма. Они очень претендовали на церковь в Париже, бывшую посольскую, и наше посольство готово было им помочь, но затем решительно отказало в помощи, и всё осталось по-старому. Это известно из переписки Синода. Пресловутый титул «митрополита Лондонского», который носил Введенский, вызывал в Европе смех и недоумение и вскоре побудил митрополита Евдокима заменить этот титул, да и сам митрополит Лондонский просил об этом. Ему был присвоен не менее экзотический и необычайный титул – «Апологета и Благовестника истины Христовой». Этот титул давал ему право жить в Москве, посещать епархии и проповедывать там, а иногда и выступать на диспутах и читать лекции. Часто митрополит-апологет и благовестник злоупотреблял своим правом служения и проповеди в храмах. При служении награждал священников разными наградами, не согласовывая их с местными архиереями и не спрашивая у них характеристик на награждаемых, тем самым, подрывая их авторитет и значимость. Будучи в начале 1924 года в Туле, он без согласия Тульского архиепископа Виталия наградил одного священника саном протоиерея за то, что тот польстил ему (Введенскому) в приветственной речи. Аналогичный поступок он совершил в Смоленске. Будучи в Свердловске в 1925 году, Введенский самовольно наградил палицей, без санкции Синода и представления местного архиепископа Корнилия, одного недостойного священника. Архиепископ Корнилий (Попов) пожаловался на Введенского в Синод, и митрополит Евдоким сделал ему строгое предупреждение. Но это его не остановило на будущее время. Он даже рукополагал без согласия и предупреждения местных архиереев. Такой случай был в Мариуполе, и местный епископ Августин (Разумовский) жаловался на него. В 1924 году в Ташкенте Введенский сразу наградил священника наперсным крестом, а у того был всего набедренник. Это характерно для Введенского. Он не привык считаться с порядком и уважать авторитет других. Удалившись на покой, митрополит Антонин, как мы уже говорили, не сложил оружия, а взявшись за перо, беспощадно разоблачал обновленческий лагерь. На статью по поводу присоединения Красницкого к православию, опубликованную в газете «Известия ВЦИК», митрополит Антонин в специальной брошюре писал:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

По молитвам о. Серафима и у всех иереев обители было духовное, благоговейное, святое отношение к священнодействиям. Когда они сослужили отцу настоятелю, то опытно познавали, что всякое священнодействие есть великая духовная реальность, воплощение Духа истины. Открывалось это и благоговейно молящимся в храме, поэтому дней, когда служил отец настоятель, особенно ждали. Мудрым душепопечительством была проникнута вся деятельность о. Серафима. Он умело налагал послушания, так как всегда безошибочно видел, к чему более способен человек и какое послушание полезнее для спасения его души. За жизнью в монастыре, за всеми мелочами он следил тщательно. Отец Серафим не любил повелевать и показывать свою власть, но всегда и во всем был сам начальником и руководителем. Ходил он и по келлиям. Увидев однажды, как молодой послушник лег на кровать в валенках, сказал: «Ты зачем на чистую постель в валенцах улегся?» Так он поучал, чтобы во всем совесть монахи блюли, даже и в отношении к вещам. Отец Серафим пользовался огромным авторитетом и уважением. Кроме духовного возрождения, обитель обязана ему и внешним благоустройством. Братия считали себя блаженными, что находятся в послушании у такого старца; одно только его присутствие вселяло в них бодрость духа и воодушевляло на подвиг. Господь еще при жизни прославил Своего угодника явными чудесами. Например, редкий был день, когда о.  Серафим не обходил всех послушаний. Он шел по монастырю, но не каждому было дано его видеть. Это открывалось только духовным старцам. Старцы низко кланялись, а молодые монахи спрашивали, кому они кланяются. Те с благоговением отвечали: «Отец настоятель прошел!» Сами великие Глинские старцы учились у него, а известный святостью жизни схиархимандрит Андроник (Лукаш) особо благоговел пред ним и был у о. Серафима келейником. Глубоко почитали о. Серафима и все правящие архиереи. Так, епископ Белгородский Панкратий (Гладков) в первый же год настоятельства о. Серафима наградил его палицей и крестом с украшениями 1012 . Архиепископ Сумской и Ахтырский Корнилий (Попов) в 1946 г. отзывался о нем как о старце «высокой религиозной настроенности, любимом братией и верующими за обходительность и добродетельную жизнь,… достойном преемнике прежних славных в подвижнической жизни настоятелей прославленной Глинской пустыни» 1013 . Иларион (Прохоров), епископ Сумской и Ахтырский, в 1948 г. возвел о. Серафима в сан архимандрита и назвал «благоговейным и усердным молитвенником, уважаемым братией за добрую жизнь» 1014 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Православная Церковь определила по семи дел милосердия к ближнему, телесного и духовного, как особенные обнаружения христианской братской любви. В этом определении она имела в виду двоякую природу человека, до которого относится оказываемое милосердие; в выборе самых дел милосердия она руководилась евангельским текстом о последнем суде и вообще, словом Божиим; перечисляя те и другие дела милосердия, желает тем более напечатлеть их в нашей памяти и тем вернее обязать нас к исполнению их, подобно тому, как в деловых каких-либо бумагах или в обыкновенных письмах мы поставляем другим пункты с тою именно целью, чтоб даны были нам ответы прямые и полные, так как люди любят уклоняться в ответах. Это прекрасное исчисление дел милосердия полезно для нас еще и тем, что в нем каждый из нас видит возможность оказывать ближнему, если не ту, то другую и третью милостыню. И действительно, милосердие к ближнему в смысле милостинных дел есть необходимый долг каждого христианина. Оно имеет неразрывную связь с самою верою ( Иак.1:27 ). Где чистая православная вера, так последствием ее является чистое же милосердие к ближнему. Впрочем, и не одно и то же: вера и доброта к ближнему. Иногда неверие или маловерие говорят к успокоению себя: «что мне догматы и заповеди веры? Вот вся моя вера: делать добро человеку!» Напрасное успокоение! Добро делает человеку или оказывает другим свое человеколюбие и магометанин. В этом смысле человеколюбие (гуманность) и милосердие христианское имеют большую разность. Укажут ли на примере Корнилия сотника, который был язычником, значит, не имел правильной веры, и, однако, заслужил Божие благоволение делами своего человеколюбия? Да; человеколюбивые дела Корнилия прямо названы милостынями. Но только впереди их поставляются молитвы его: «молитвы твоя и милостыни твоя, взыдоша на память пред Бога» ( Деян.10:4 ). А молитвы уже предполагают веру и не могут быть без веры в Бога, хотя, положим, эта вера в самом Корнилие была неясная, или, как только естественное неведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Но в деятельности некоторых братств скоро обнаружились и негативные черты, прежде всего чрезмерная политическая ангажированность, компрометирующая их в глазах как церковных людей, так и внешних, в особенности тех, кто придерживается иных политических взглядов. Отдельные братства оказались по существу дела политическими организациями, которые только прикрывались своим церковным статусом. Из недр подобных организаций выросло провокационное движение, направленное на канонизацию царя Ивана Грозного и Григория Распутина. В связи с этим священноначалие потребовало от братств руководствоваться в своей деятельности исключительно церковными задачами и поддерживать тесную связь с приходами. Не все братства подчинились этому решению. Не подчинившиеся, естественно, поставили себя вне церковной ограды. Оправданную озабоченность вызывала у священноначалия, духовенства и церковной общественности и деятельность Сретенского братства во главе со священником Георгием Кочетковым. 15 и 16 ноября 1994 г. в Москве была проведена богословская конференция «Единство Церкви», на которой председательствовал епископ Владимирский и Суздальский Евлогий. В конференции участвовали епископы Таллинский и Эстонский Корнилий, Новогрудский Константин (Горянов), Белгородский Иоанн (Попов), находившийся на покое епископ Василий (Родзянко) , известные в церковных кругах священнослужители, богословы, церковные историки, зарубежные гости. Конференция была организована Московской духовной академией и Свято-Тихоновским богословским институтом. В центре внимания конференции оказалась своеобразная пастырская практика московских приходских настоятелей священников Георгия Кочеткова и Александра Борисова, а также их сомнительные богословские воззрения, проповеди, публикации, лекции, выступления по радио и многочисленные интервью, вызывающие резкое неприятие большинства духовенства. Единодушно высказанные на конференции критические суждения относительно пастырской практики и богословских взглядов отцов Георгия Кочеткова и Александра Борисова были в дальнейшем правильно восприняты священником Александром Борисовым (ныне протоиерей).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«А как ты, однако же, понимаешь слова Писания: «Во всяком языце бойся Господа и делаяй правду, приятен ему есть»». ( Деян. 10: 35 ) «Слова эти относились к язычнику Корнилию, который, не будучи оглашен, говорил правду по закону естественной совести, потому и был приятен Богу, но только приятен, а для устроения его спасения, надлежало ему прежде уверовать и креститься во имя Господа Нашего Иисуса Христа, для чего по смотрению Божию и послан был к нему апостол Петр и исполнилось слово Писания. «Иже веру иметь и крестится, спасен будет», а «иже не иметъ веры, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Св. Иоанн Златоуст , изъясняя сие место, между прочим, говорит: «Егда ли приятен Богу есть, иже в Персиде живый? Аще будет достоин по сему образу, т. е. примеру, приятен будет иже сподобитися веры, т. е. чтобы сподобиться просвещения верою во Христа, отсюда и иже от Ефиопия каженника не презре» (Беседа на Деян. Апост. 23 , Глава 10 и 34). Но тоже сподобил его просветиться во имя Христово и креститься от апост. Филиппа, да и из Писания видно, что нет иной двери к спасению, как сия: яже веру иметь и крестится, спасен будет, а яже не иметь веры, осужден будет. А раскольники и веры правой не имеют, и крещения – одни, вот как молокане, вовсе отметаются, а другие, как поповщина и безпоповщина, совершают незаконно, через запрещенных попов и большаков, третьи – как перекрещеванцы – повторяют его, вопреки ясному свидетельству Писания, стало быть все они подлежат осуждению». Затем Семен Климыч откровенно и с соболезнованием высказал преосвященному состояние его паствы. Преосвященный слушал его со вниманием, задумчиво; одушевленный рассказ старца сильно его занял. Потом сам он начал предлагать ему вопросы о раскольниках вообще, о духе разных сект их, о средствах к обращению и, вполне удовлетворенный ответами Семена Климыча, расстался с ним с видимым к нему уважением, благодаря доносчиков, что они познакомили его с таким замечательным человеком. Искренним единомысленным другом и сотрудником Семена Климыча был вышеупомянутый Балашовского уезда, с. Романовки, священник о. Матвей Гаврилович Миртовский. С самого своего поступления на место сельского священника, о. Матвей, сдав все хозяйство своей супруге, посвятил свое время исключительно делам своего звания и вскоре приобрел любовь и уважение своих прихожан; ничто важное в их семействах без его совета не происходило. Около 1825 г. он уже был протоиерей и благочинный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По окончании войны правосл. приходы на территории Л. находились в юрисдикции Московского Патриархата и управлялись архиереями с титулом «Рижский и Латвийский» (см. ст. Рижская и Латвийская епархия ). С июля 1945 по авг. 1947 г. Рижской епархией временно управлял архиеп. Корнилий (Попов) . Во время второй мировой войны на территории Л. были полностью разрушены 16 правосл. храмов. Кроме того, 10 храмов были переведены в ведение Псковской епархии. В 1945 г. в епархии были зарегистрированы 138 храмов и 2 жен. мон-ря - рижский Сергиев во имя Св. Троицы и илукстский в честь Рождества Пресв. Богородицы. Практически все латв. храмы нуждались в ремонтных работах, однако в тяжелейших условиях послевоенного времени и атеистического режима приходы не могли своими силами восстановить здания церквей. После второй мировой войны снова начались гонения на духовенство. Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. были репрессированы более половины всех священнослужителей (64 из 120), оставшихся на свободе не хватало, чтобы окормлять все приходы: в 1948 г. в 136 церквах Рижской епархии служили лишь 80 священников. Было запрещено преподавание Закона Божия в школах, закрыты все воскресные школы, приходские б-ки, национализированы церковные постройки, земля приходов и др. В 1953 г. был закрыт илукстский жен. мон-рь Рождества Пресв. Богородицы. В 1947-1951 гг. Рижскую епархию возглавил правосл. писатель и богослов митр. Вениамин (Федченков) . В 1950 г. в рижском Сергиевом монастыре прошел съезд духовенства и мирян, посвященный 100-летию образования Рижской епархии. Архиеп. Филарету (Лебедеву), к-рый возглавлял кафедру в 1951-1958 гг., удалось добиться выделения Патриархией дополнительных дотаций на ремонт ок. 20 храмов. Владыка Филарет ввел практику проведения в рождественские дни в рижском кафедральном Христорождественском соборе т. н. Вифлеемских вечеров, на которые приглашали священников, певчих, мирян. Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. в результате повышения налогового бремени и страховой стоимости церковных зданий число религ. общин и действующих храмов сократилось. Экономические санкции наиболее болезненно восприняло сельское духовенство: их приходы не были столь многолюдными и материально обеспеченными, как городские. Так, если в 1955 г. в Л. было 123 правосл. прихода (59 русских, 32 латышских и 32 латышско-русских), то к 1964 г. осталось только 97 (59 русских, 13 латышских и 25 смешанных). Были снесены 2 храма - Александро-Невский собор в Даугавпилсе и Свято-Никольская ц. в Резекне.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010