трубы зрительной немецкой, двух карманных и одних боевых часов, и китайского шитого мишурою калаужа (род сумы с затяжкою на верху), и особенно остановились на 200 золотых и на 200 серебреных деньгах 83 , и все это положили на опись. Но не мелочи были в виду Жолобова. Ему надобны были деньги в большем количестве. Его подьячие ударили на этот пункт, и не напрасно. Напуганные монахи высказали им и казну монастырскую. A подьячие постановили: «Да тогож Вознесенского монастыря казначей монах Модест объявил под колокольнею в кладовом амбаре скрыну 84 Колмогоровой работы новую, обитую белым железом, за печатью Епископа Иннокентия, которая печать срезана, а сказали: та де скрына оного умершего Епископа Иннокентия. И к той скрыне келейник Его Михайло Петров объявить ключь, которым та скрына и отперта, а в ней явилось письмо, а сказали, то де письмо писал приказный надзиратель Алексей Попов, которое письмо осмотря он Попов, сказал, что то письмо подлинно его руки Попова, а в письме написано: 1731 года Ноября 24 дня осталось в сем ящике от трех сот в жалованье взятых 85 на раздачу домовых Его архиерейства всяких чинов людям, при иеромонахе Корнилие, при иеромонахе Лаврентие, при иеродиаконе Тарасие: 5 мешков двусотенных 6 сотенных, в седьмом 78 рублев 5 алтын 4 деньги; да кованного золота 33 золотника. «И по оному письму деньги и золото при оных осматриваны и считаны, а по осмотру и по счету явилось 1578 86 рублев, 5 алтын 4 деньги; золота самого чистого кованного 33 золотника. «И вышеписанные деньги и золото и роспись писанная рукою Попова положены в ту же скрыну, заперты и запечатаны оного Епископа Иннокентия печатью.» На завтра 30 Ноября, во Вторник, подьячие снова явились в монастырь и описали те вещи, которые были выменены Святителем в Кяхте на мягкую рухлядь, полученную Им вместо жалованья, как то: камки и китайки и проч. Затем положили на опись всю монастырскую посуду, оловянную и медную, подносы и сковороды, клюки и ухваты, и наконец архиерейскую ризницу 87 . Когда же нечего стало описывать, то подьячие ризничные вещи сдали на хранение иеродиакону Тарасию, а все остальное – деньги и монастырскую братственную посуду сложили в ящики, замкнули запечатали печатию покойного Преосвященного, и за тем ключи и печать отвезли к Жолобову.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Попов Константин Константинович; 7.08.1874, с. Николаевское-Пеньевское (Никольское, Грязовецкого р-на Вологодской обл.) - 27.10.1966, Горький (ныне Н. Новгород)), митр. Нижегородский и Арзамасский. Из семьи чиновника, дед по отцу был священником в с. Николаевское-Пеньевское, дед по матери - там же диаконом. Окончил по 1-му разряду Вологодское ДУ и в 1888 г. был переведен без экзаменов в Вологодскую ДС. Завершил учебу в семинарии с аттестатом по 1-му разряду, 10 июля 1894 г. был определен псаломщиком к Успенской ц. с. Черевкова Сольвычегодского у. Вологодской губ. и учителем местной церковноприходской школы. После женитьбы, 20 окт. 1896 г. рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея к храму с. Путина Оханского у. Пермской губ. В 1897 г. овдовел. 20 дек. 1899 г. назначен противораскольническим миссионером и наблюдателем церковноприходских школ Пермского у. В 1902-1906 гг. учился в КазДА, по окончании к-рой был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Творения блаженного Иеронима в борьбе с расколом». 10 июля 1906 г. определен на должность ярославского епархиального миссионера. 12 сент. 1909 г. Ярославским еп. свт. Тихоном (Беллавиным ; впосл. патриарх Московский и всея России) пострижен в монашество с именем Корнилий в честь прп. Корнилия Комельского. Был возведен в сан архимандрита. В 1913 г. назначен настоятелем Варницкого во имя Св. Троицы Сергиева муж. мон-ря (ныне в черте г. Ростова Ярославской обл.) с оставлением в должности епархиального миссионера. В 1913-1914 гг. слушал лекции на Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та. 5 июля 1915 г. хиротонисан во епископа Рыбинского, назначен викарием Ярославской епархии и настоятелем ярославского во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-ря . После Февральской революции 1917 г. выступил с осуждением царского правительства. С 31 янв. 1920 г. епископ Романовский, викарий Ярославской епархии. 28 февр. 1921 г. патриарх свт. Тихон назначил К. епископом Сумским, викарием Харьковской епархии, и настоятелем Куряжского Старохарьковского Преображенского мон-ря в с. Куряж Харьковского у. и губ.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

Источники: Латв. ГИА, фонд 4754, опись 1, дело 1264. «О ремонте и расширении православной церкви в г.Митаве (Симеона-Анненской) и постройке церкви на Митавском кладбище. Начато 1886 г. Окончено 1895 г. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 185 за 1900 год., и дело 226 за 1910 год. После 1945 года восстановлением храма занимался архитектор Владимир Максимович Шервинский( до своего ареста в 1951 году). О первой попытке восстановления собора после Второй Мировой войны вспоминал архитектор Владимир Шервинский: «Владыка Корнилий (Попов, в 1945-1948 гг. архиепископ Виленский и Литовский) был энергичным и хорошим хозяином, и когда Елгавский приход обратился к нему с просьбой помочь отстроить сгоревший Елгавский собор, сейчас же откликнулся и помог во всех отношениях, и словом, и делом. Мне было поручено составить проект и одновременно я назначался в строительную комиссию. Председателем комиссии был назначен о. Петр Берзинь. И так выглядел собор после войны, когда я его в первый раз увидел! Жгли немцы его немилосердно, но благодаря тому, что перекрыты помещения кирпичными сводами, огонь во внутрь проникнуть не мог. Немцы, однако, таким результатом не удовлетворились и, очевидно, разлили внутри бензин и жгли внутри отдельно. С чрезвычайной энергией взялся о. Леонид (Костко) за работу. Он находил и материалы, и рабочих, сам все время был на постройке, сам всем на месте руководил, сам брал инструмент в руки и помогал, и я уверен в том, что только благодаря ему работа так успешно продвигалась вперед. С о. Петром я выезжал туда периодически для общих указаний, для приема отдельных работ и для проверки отчетности в израсходаванных суммах. Члены строительной комиссии тоже усердно и каждый чем мог помогали работе – кто советом, а кто и личным трудом. Мы восстанавливали, а вокруг нас стояли развалины. ... скоро работы продвинулись уже настолько, что начали мечтать об освящении и начале служб. Главный купол, малые купола и вся крыша были вполне готовы, материал для шпиля колокольни был заготовлен, лежал внутри и прирезался согласно проекту. Внутри для начала был устроен иконостас придела, была сделана уборка, и ждали только момента, когда материал для колокольни будет вынесен. Два года строили, затратили около 200 000 руб., но, конечно, нужны были еще средства. Архиепископ Корнилий деньги все время охотно давал. Но тут внезапно произошли большие перемены. 19 февраля 1948 года Рижская епархия встречала своего нового архипастыря – митрополита Вениамина (Федченкова).

http://sobory.ru/article/?object=08474

179 Поселившийся у Пимена в «пустыне» соловецкий «честный писарь» Иоанн Захариев, «написав дивную епистолию», послал её «в Кандалакшу к седящим тамо в горцей темнице за древлецерковное благочестие, ко укреплению и поощрению на большую ревность» (– 28): здесь, надо думать, разумеются Сила Богданов и его ученики Феодор Голицын и Алексей Шалдов, посадские люди из Ростова, «за развратие церковного устава» сосланные в Кандалажский монастырь «под начал» еще в 1657 году (Е. В. Барсова. Нов. мат. для ист. старообр. М. 1890, стр. 3–13), – те самые Сила, Алексей и Феодор, о которых повествует «Виноград Российский», замечая, что они в этой ссылке «пребывали до 40 лет и вящше» (гл. IV, ст. 18). 180 «Краткое летосчисление». Бр. Сл. 1888, I, 795. – «Старообрядческий Синодик». Изд. А. Пыпина. Спб. 1883, стр. 24, 36. 181 «История о отцех соловецких» прямо говорит, что Пимен сидел именно в Сумском остроге (Изд. XVIII в., в 4-ку, лл. об. 58–59). 183 Доп. А. И. XII, 35. Хотя этот акт-наказ по указу новгородского митрополита Корнилия – издан здесь под 1686 годом, но из его содержания усматривается в этом ошибка. В нем «193 год» называется «нынешним», а «192 год – прошлым», и именно по отношению к «193 году». «В за-Онежских погостех, – говорится в наказе, – в монастырех, и в погостех, и выставках, у попов с причетники, взять великопостные сказки, за их руками: в прошлом во 192 годе, приходские их люди и дети духовные, кто имяны, постились и святых таин причащались, или антидор приимаючись требили, и кто имяны не постились». Сказки эти велено доставить в Новгород, в духовный приказ, причем указано такие же сказки представлять, кому следует, и «впредь». Ясное дело, что если бы наказ последовал в 1686 году, то в нем было бы упомянуто не об одном «192 годе», как «прошлом». Следовательно, в первых строках текста наказа следует читать: «лета 7193, декабря в 20 день». С этим «наказом» можно сопоставить и другой наказ по указу митр. Корнилия на имя архимандрита Хутыня монастыря Евфимия – того же 1684 года (Е. В. Барсова. Олонецкий монастырь Клименцы. М. 1871, стр. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Обновленческий Миссионерский совет, таким образом, предпринимал то же самое, что несколькими годами раньше сделал Миссионерский совет Патриаршей Церкви. 1545 В январе 1925 года пленумом Синода был создан (по крайней мере формально) институт противосектантских миссионеров, одновременно с этим стала формироваться служба разъездных миссионеров. 1546 Обновленцы пытались реанимировать те миссионерские структуры, которые существовали до революции. Остается открытым вопрос о том, функционировали ли эти структуры. Год спустя, на общем собрании членов Синода 16 апреля 1926 г., А.И. Введенский говорил о необходимости создания миссионерского совета так, будто бы его прежде не было. Председателем этого вновь организованного Миссионерского совета стал сам Введенский. А в его состав вошли представители Украинского синода (епископ Августин (Разумовский) 1547 и протоиерей Н. Фетисов), Белорусского экзархата (архиепископ Иосиф (Кречетович)), 1548 а также митрополит Корнилий (Попов), 1549 митрополит Петр (Сергеев), 1550 митрополит Василий (Смелов), 1551 архиепископ Алексий (Диаконов), 1552 протопресвитер П.Н. Красотин, протоиерей А.П. Эндека, 1553 протоиерей Н.Ф. Розанов (Ростов-на-Дону), протоиерей А.А. Акципетров (Московская епархия), протоиерей И. Мальцев (Череповец), протоиерей И.Н. Уфимцев, 1554 протоиерей В.И. Адаменко, протоиерей А.И. Боярский и Т. Скобелев (Ленинград), протоиерей Т.Д. Попов (Воронеж). 1555 Обращает на себя внимание присутствие среди членов Совета так называемых «идейных обновленцев» (Эндеки, Адаменко, Боярского), известных не политическим интриганством, а реальной миссионерской работой. В феврале 1927 года прошел Всесоюзный миссионерский съезд (иногда его называют Всесоюзным миссионерским собранием) – первое и, по всей вероятности, единственное за весь советский период крупное миссионерское совещание. В работе участвовало более 70 человек. 1556 Съезд подготовил обращение «Ко всем верующим в Господа Иисуса Христа, Сына Божия». 1557 Авторы обращения подчеркивали, что принципиальное отличие этого съезда от дореволюционных заключается в том, что дореволюционные миссионеры работали не только на Церковь , но и на государство, а теперь миссия решает только церковные задачи. Однако в самом обращении никаких новых идей не содержалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Соколов Владимир Константинович (вып[уск] 1891 г[ода]). Кончил Казанскую академию и Университет. Был профессором Казанск[ого] университета по церк[овному] праву. Умер. Титов Александр Михайлович (вып[уск] 1892 г[ода]), кандидат Москов[ской] академии, впоследствии архим[андрит] Сергий. Скончался в 1913 г[оду], будучи ректором Новгородской дух[овной] семинарии. Ильинский Константин Иванович (вып[уск] 1893 г[ода]), в монашестве Кирилл, ныне епископ Тотемский (обновленец). Караулов Николай Аполлонович (вып[уск] 1893 г[ода]), по окончании семинарии состоял сначала диаконом, а затем священником при Спасовсеградском соборе. Отсюда он был назначен к Екатерининской ц[еркви] г. Вологды. В 1923 г[оду] состоялось назначение его епископом Вельским, но накануне хиротонии его в сан епископа, которая должна   Л. 442 об.   была состояться в Спасском соборе, архимандрит Николай был арестован и выслан в Архангельскую губ[ернию]. Отбыв срок наказания, архимандрит Николай возвратился в Вологду и в октябре 1923 г[ода] был хиротонисан в Москве в епископа Вельского с пребыванием в г. Соловьев Николай Васильевич (вып[уск] 1894 г[ода]), по окончании Томского университета был врачом в г. Ярославле и пользовался, как хирург, громадною популярностью. Умер от тифа 1922 г[оду]. В погребении его, как передают, участвовал буквально весь город. Попов Константин Константинович (вып[уск] 1894 г[ода]), в монашестве Корнилий, кандидат Казанской академии. С сентября 1922 г[ода] был епископом Вологодским. В настоящее время митрополит Уральский (обновленец). Следников Николай Николаевич (вып[уск] 1894 г[ода]), в монашестве Неофит, кандидат Казанской академии. Умер в сане епископа Прилукского, викария Полтав[ской] епархии , в 1918 г[оду]. Шипулин Владимир Павлович (вып[уск] 1896 г[ода]), в монашестве Борис. Был епископом Уфимским.   В 1930 г[оду] был выслан в Сибирь, где и скончался в 1932 году.     Л. 443   Попов Алексей Константинович (вып[уск] 1897 г[ода]), в настоящее время профессор Горного института в Екатеринбурге.

http://bogoslov.ru/article/6192270

Накануне ареста клир епархии насчитывал 77 человек. Дальнейшая судьба примерно трети из них (22 человек) неизвестна. Участь оставшихся 54 весьма печальна: 39 (более 70%) человек расстреляно или погибло в тюрьме (как сам архиеп. Павел и прот. Иннокентий Образцов), 7 (ок. 13%) были осуждены на 10 лет ИТЛ или различные сроки лишения свободы, причем дальнейшая судьба всех их, за исключением иером. Евгения (Красноперова), неизвестна. О. Евгений, видимо, как инвалид, был освобожден досрочно 28.02.43, в марте 1945 г. вернулся к священнослужению. Своей смертью, не будучи арестованными, скончались в 1937-38 гг. трое клириков епархии (6%). Только 5 пережили 37-38 гг., не будучи осуждены (9%): прот. Стефан Попов, свящ. Феофил Сизой, свящ. Василий Византийский, диак. Михаил Шляпкин, иерод. Анатолий (Корнильев). В годы ВОВ прот. Стефан Попов, свящ. Феофил Сизой и диакон Михаил Шляпкин стали первыми клириками вновь открытой Крестовоздвиженской церкви. Иеродиакон Анатолий и священник Василий Византийский были участниками ВОВ, но непосредственно в боях, видимо, не участвовали . О том, что ждало осужденных в лагере, можно сделать выводы из свидетельств об иером. Евгении (Красноперове), которого «посадили в тюрьму к рецидивистам, там ему порезали нос, избивая, ударили в голову сапогом и в результате этого он оглох» . Известно также, что его подвергали пыткам, например накручивали волосы на руку и били лицом об стол, все зубы у батюшки были выбиты. Расстрел стал мученическим венцом, итогом долгой жизни пожилых священников, хиротония большей части которых состоялась до революции. Почти 20 лет они переносили всю неописуемую тяжесть служения при безбожной власти, многие не раз арестовывались и осуждались (например, для 73-летнего прот. Феодора Верномудрова арест 28.10.37 стал седьмым), и вот теперь многие из них сподобились мученического венца. Бездушность и формальность внесудебного и незаконного органа – тройки НКВД – наглядно показывает тот факт, что умерший в тюрьме 28.01.38 от паралича сердца прот. Иннокентий Образцов был «посмертно» приговорен к расстрелу 10.02.38. Поистине черными днями стали 14 и 27 февраля, когда одних только православных священнослужителей было расстреляно не менее 14 и 10 соответственно. Вместе с ними погибли также и многие миряне. Четверо обновленцев во главе с «епископом» Константином также были расстреляны 27 февраля.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Окончание войны знаменовало начало нового, советского периода в жизни Литовской республики. В 1945 году на Виленскую кафедру был назначен архиепископ Корнилий (Попов), бывший обновленческий епископ, проведший в расколе около 20 лет 219 . Вызвав к себе отца Константина, он выразил отрицательное отношение к нему и общинной жизни в Михнове, пригрозив даже отстранить от служения самого отца Константина. Это было очень неожиданно для всех. Понимая, что владыка незнаком с ситуацией, не имел возможности познакомиться с жителями имения и его уставом, в общине было решено послать делегацию из сестер с целью рассказать о жизни в Михнове и пригласить владыку посетить имение. Архиепископ Корнилий встретил делегацию прохладно. От посещения отказался, сказав, что посетит, «если судьба забросит», однако отца Константина пообещал не забирать 220 . В 1947 году, 12 июля, на праздник Петра и Павла, владыка Корнилий все же посетил общину. Судя по отчету уполномоченному, написанному им спустя несколько дней, причиной визита стали слухи о почитании в общине памяти отца Понтия как святого 221 . В имении владыка лично убедился, что михновцы действительно прикладываются к изображению на могиле отца Понтия. Факт народного почитания михновского пастыря был воспринят архиепископом Корнилием отрицательно, так как, по его мнению, оно могло иметь место только после соборного прославления 222 . Распоряжением архиепископа членам общины было приказано прекратить «этот обман с корыстной целью», убрать все изображения отца Понтия и запереть часовню-усыпальницу 223 . Михновцы выполнили приказ, о чем приходской совет доложил архиерею письменно 224 . О посещении Михнова архиепископ Корнилий проинформировал уполномоченного по делам Русской Православной Церкви В.П. Гущина, который позднее, в том же 1947 году, тоже посетил общину. Визит отразился в отчете Гущина председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г.Г. Карпову 225 . В нем, помимо упомянутого эпизода с архиепископом Корнилием 12 июля, Гущин сообщает следующее: «Такая община в Литовской Республике одна. Существует она с 1922 года. Организована эта община на базе помещичьей усадьбы. Все средства производства и домашний скот обобществлены, питание общественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ († 4.01.1692), митр. Сибирский и Тобольский (1678-1692). Происхождение и мирское имя П. неизвестны. Первые сведения о его церковной карьере относятся к 1663 г., когда он стал архимандритом Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , участвовал в заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. и был послан к бывшему патриарху Никону (Минову) с пригласительной грамотой патриархов. В мае 1671 - сент. 1674 гг. П. являлся архимандритом московского Симонова монастыря. 15 сент. 1674 г. переведен на архимандритию в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь (ДАИ. Т. 5. 26. С. 153; Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1037) и управлял обителью до 1678 г. Не позднее дек. 1674 г., о чем свидетельствует патриарший указ от 3 дек. 1674 г., адресованный «архимариту Чюдовскому Павлу да боярину Ивану Федоровичю Лызлову, да дьяком Льву Ермолаеву да Тимофею Симоновскому» (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 1122), П. стал судьей Патриаршего Разрядного приказа. Вдовых попов др. епархий, служивших без отпускных грамот, было «велено имать на патриаршей двор и… роспрашивать». В тот же день те же лица получили еще одно распоряжение патриарха - об освящении новых церквей в дальних городах Патриаршей области . На освящение таких церквей надлежало получать грамоту в Разрядном приказе, а о постройке новых церквей «велено изо всех городов десятинникам присылать книги… по вся годы… и с теми отписками и с книгами велено явиться в Патриаршем Розрядном приказе» (Там же. Стб. 1124). В 1675 г. была проведена реформа Патриаршего Разряда: Духовный приказ, учрежденный решением Собора 1668 г., был вновь объединен с Разрядом, но в руководящий состав последнего был введен заведовавший судом над духовными лицами представитель от духовенства, назначавшийся лично патриархом из московских архимандритов. Его статус был уравнен с др. судьями приказа ( Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Др. Руси. М., 1874. С. 204, 208). Первым «приказным старцем», вероятно, стал П., имевший судебный и адм. опыт. В июле 1676 г. П. руководил ремонтом печей в кельях патриарха Никона в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , постройкой для опального патриарха особой поварни (ААЭ. Т. 4. 213. С. 290). П. участвовал в борьбе с распространением раскола. Напр., 4 дек. 1677 г. из Патриаршего Разрядного приказа во исполнение патриаршего указа от 1 дек. 1677 г. Новгородскому митр. Корнилию была направлена грамота об изъятии из мон-рей и церквей епархии «харатейных» (пергаменных) книг, не употребляемых в богослужении, и отправке их в Москву. Кроме того, надлежало выдать с Московского Печатного двора книги, «какими… у них (новгородских священников.- И. У.) недоволство» (ДАИ. Т. 7. 63. С. 305).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010