Ист. русск. раск., стр. 265. Спб. 1855), но оправдать это трудно. Сведения о нем содержатся в царской грамоте новгородскому митрополиту Корнилию от 27 августа 1685 года. Из неё видно, что «Тимошка, как писал о нем в Москву Корнилий, многих крестьян расколу научил, младенцев крестил, а иных старых и малых вновь перекрещивал», что обычно он скрывался у своих учеников, т. е. в Новгороде и его окрестностях, а потом «сшел за свейский рубеж» (А. И. V, 220). По другим памятникам известен того времени новгородский расколоучитель Тимофей Иовлев. Сохранилось показание крестьянина Новгородского уезда деревни Хоченья Семена Яковлева, из которого видно, что расколоучитель Тимофей Иовлев «крестил второе множество народа»: дело было в Новгороде, в конце XVII века (Собр. пост. по в. п. и. V, 135). Кроме того из двух памятников конца XVII века видно, что новгородский расколоучитель Тимофей Иовлев присутствовал на новгородских соборах 1692 и 1694 годов (Полн. ист. изв. о раск., стр. 91, 98. Спб. 1799). Если допустить, что упоминаемые здесь Тимошка и Тимофей Иовлев есть одно и тоже лицо, то надо будет признать, что в девяностых годах расколоучитель жил не где-либо, а опять в Новгороде. Можно даже думать, что и около 1685 года он бежал из Новгорода не за границу, а на Керженец. «Житие» Феодосия Васильева называет двух новгородских расколоучителей – по-видимому братьев – «Тимофея в Симона Иововых» (Н. Попов – Мат. для ист. безп. согл. в Москве. М. 1870, стр. 5). Из «Истории Выговской пустыни» видно, что у Симона Иовлева действительно был старший брат, скитавшийся в Новгороде и его окрестностях до самой смерти (Спб. 1862, стр. 340–1). И что действительно можно думать, что этот памятник говорит о Симоне Иовлеве – брате Тимофея, это имеет основание в том, что упоминая о старшем брате Симона, крепко хранившем «старое» благочестие, «История» упоминает еще и о младшем брате Симона, который «хромаше на обе бедре, живяше в Нове-граде в подьячих» (– 341). А упомянутый Семен Яковлев показывал, что у Тимофея Иовлева был брат, тоже Тимофей, служивший подьячим Новгородской Приказной Палаты (Собр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Первые меры, предпринятые Петром I в этом направлении, были вызваны необходимостью пополнения армии во время шведской войны. С 1705 г. в архиерейских и монастырских вотчинах стали производиться рекрутские наборы. Призывались сыновья священно-и церковнослужителей, а также их родственников, которые до той поры не были охвачены податной разверсткой. В 1708 г. рекрутчина распространилась и на тех, кто уклонялся от обязательного обучения в духовных школах. Результаты этих мер убедили царя в количественной избыточности духовного сословия и побудили его предпринять в 1711 г. первые шаги по исправлению положения. Экзамены для кандидатов на приходские должности стали строже, и назначение сверх необходимости было запрещено 1090 . Утвержденный в 1716 г. текст архиерейской присяги содержал обещание не строить новых церквей «для прихотей» и не поставлять священнослужителей сверх потребности 1091 . В 1718 г. вышел указ, запрещавший домовые часовни и назначение для них священников. Исключения делались только для членов царской фамилии и немногих старых сановников. Кроме того, надлежало установить то наименьшее число дворов, которое давало право на образование церковного прихода 1092 . Затем за ревизией 1719 г. последовал рекрутский набор среди самого духовенства 1093 . Указ 1718 г., согласно которому подушная подать распространялась на некоторых лиц духовного звания, был в 1722 г. подтвержден и дополнен подробными указаниями. Здесь говорится: «По доношению и мнению сенатскому, протопопов, попов и дьяконов тех, которые ныне у церквей действительно служат, самих и их детей при переписи в подушной оклад не класть, для того что им быть при тех церквах во дьячках и в пономарях, и из них же учить в школе, и производить на убылые места в попы и во дьяконы» 1094 . В указе точно оговаривались те условия, по которым будет определяться принадлежность к духовному сословию. Тенденция указа была очевидна: радикальное ограничение количества приходского духовенства 1095 . В дополнительном указе Сената от того же года постановлялось, что лишь двое сыновей священнослужителя освобождались от подушной подати и могли (включая потомство) принадлежать к духовному сословию 1096 . Но практическое осуществление этих решений оставляло желать много лучшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Костерс не только отвергает первосвященническое достоинство Иисуса, но и его вавилонское происхождение, подозревая хрониста, изложившего его генеалогию в ( 1Пар. 5, 40–41 )=(Син. 6, 14–15), в тенденциозности (Prof. Dr.W. Н. Kosters, Die Wiederherstellung Israels in der persischen Periode. Ubersetzt von A. Basedow. Heidelberg. 1895. Ss. 41–42). Этот взгляд Костерса, стоящий в связи с его предположением о том, что первосвященника не было и пред пленом, основательно опровергнут Гонаккером (А. van Hoonacker, Nouvelles études sur Иа restauration juive après l’exil de Babylone. Paris et Louvain. 1896. Pp. 97 – 108; сн. Попов, c. 229 и пр. 3 к с. 232). Мнение о тожестве пр. Малахии с первосвященником Иисусом никогда не было распространенным и, по своей безосновательности теперь оставлено (Тих. стр. 8–9 и пр. 2; Юнг. II, 160). Гитциг высказал предположение о тождестве Девтероисаии с первосвященником Иисусом, сыном Иоседека. Это предположение Корниль не считает безусловно недопустимым, но вместе с тем признает его мало вероятным и совершенно недоказуемым (Einl., 2-te Aufl., S. 154; в 6 изд. 1908 г. это замечание опущено – см. стр. 173). В После окончательного разгрома царства Иудейского Палестина была занята отчасти оставшимися в стране иудеями из беднейшей части населения (4 Цар., 24, 14); большая часть их, после насильственной смерти Годолии, бежала в Египет (25, 22 – 26). Здесь же, со времени ассирийского нашествие и падение десятиколенного царства, обитало полуязыческое население, которое составляли переселенцы из пределов Ассирийского царства, постепенно смешавшиеся с остатками прежних обитателей городов самарийских и получившие название самарян (17, 23 – 34). Наконец, воспользовались запустением территории павших еврейских царств соседние языческие племена: идумеи, аммонитяне, моавитяне и др. Естественно, что все эти категории жителей, водворившихся в пределах разрушенных царств, не могли вполне дружелюбно отнестись к пришельцам; однако, не могло быть и достаточных поводов для открытых столкновений из-за обладание тем или другим участком земли; так как для возвратившихся из плена не требовалось значительного пространства земли, а земельных участков, никому не принадлежавших, было достаточно: их пришельцы могли занимать, не рискуя вызвать чье-либо недовольство. С другой стороны, вавилонские пленники – по крайней мере, на первых порах, – вовсе не думали о захвате возможно большего количества земли: если к этому побуждало удобство легчайшего изыскание средств к жизни, то забота о собственной безопасности вынуждала их сосредоточиваться или в самом Иерусалиме или в его окрестностях (Nik. Ss. 64 u. 55; карту Иудеи, как персидской провинции, см. в конце исследование Эд. Мейера «Entstehung des Judenthums»).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

И учители беспоповщинские, как видно из их сочинений требуя от своих учеников безбрачной жизни – вследствие невозможности заключать брак с благословения «православного» священника, никогда не упускали случая, для большей убедительности своих слов, указывать, между прочим, на последнее время мира, как на обстоятельство, которое могло ослаблять плотские движения в самых кипучих натурах. «Увещеваше же, пишется об иноке Корнилие в его житии, приходящия целомудрствовати, прикладствуя апостоловы глаголы: время скращено есть прочее да имущия жены, яко не имуще будут». Новгородские беспоповцы, узаконяя на соборе 1694 года всеобщее безбрачие, ссылались между прочим и на то, что «ныне царствует в мире антихрист» и что, следовательно, венчаться в такое время пришлось бы не иначе, как только y «антихристовых попов», о чем страшно и подумать 80 . Мало этого: нашлись люди, которые, под влиянием мысли об антихристе, стали доказывать, будто, по писанию, в царство человека беззакония даже и не может быть браков – по самому порядку вещей, имеющему быть в это бедственное для христиан время 81 . Другим явлением, имевшим непосредственную связь с учением раскольников о близкой кончине мира, было то, что большая часть заблуждающих, обрекших себя на безбрачие, не ограничивалась одною этою жертвою в пользу своего спасения, но окончательно разрывала все связи с миром, бросала свои домы, оставляла имущество и, удалившись в пустыню, вступала в монашество. В житии инока Корнилия и в истории выговской пустыни есть множество сказаний о том, что удалявшиеся в выговскую пустынь раскольники принимали на себя иноческий чин. «Прихождаху к блаженному Корнилию, пишется между прочим в Житии, людие мнози и от мирских сел, и от градов всякого чина и возраста... Он же, яко чадолюбивый отец, вся приимаше... Крепко обаче приходящия первее испытоваше, аще желают древнее благочестие, до лет Никона патриарха содержащееся, хранити цело, и елицы обещавахуся, тыя прешедшия леты чрез покаяние приобщение сподобляше, младыя же зело потязоваше и потом крещаше, и всеусердно желающие спастися в иноческий образ облачаше».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

«Таковии подлежат суду священных правил, понеже не сопротивишася ни мало прелести, нововводимым преданием… И они, не ведуще, мню своего священнического сана и достоинства, тако от простоты погрешиша, еще же и страха ради мучительских запрещений слицемериша вмале; и от таковых по нужи мощно всякую святыню приимати, непорочного ради на них благословения первых наших святых пастырей: – и крещение и исповедь и причащение и прочая. Кроме же нужи никакоже от них, – понеже слюбодействоваше в догматех. А лучше, рещи, тех ныне и невозможно обрести правого священства. О горе и увы!.. Но «аще с таковым обращением и старые попы по падении своем служат, но мыслят двоедушно, егда понуждени будут от отсупников к прелести новых догмат, второе и третие отступити хотят, паки вертящеся, яко прах ветром, в разуме своем и в неигрательных играти смышляюще; то от таковых, яко от Июды предателя чюждатися православным… И лучше ни от когоже наставлятися, нежели от злаго водиму» 198 . Но рассуждениями о старопоставленных священниках вопрос далеко не исчерпывался, так как в них уже чувствовался недостаток; а в непродолжительном сравнительно времени они должны были совершенно прекратиться. Необходимо заметить, что первые вожди раскола не любили заглядывать вперед, установлять для жизни своих последователей то, или другое определенное направление. Быть может, они надеялись на возвращение дел к старому, или что вероятнее, задавшись простым охранительным стремлением, чувствовали себя бессильными разрешить появляющиеся новые вопросы, коих сначала не предвидели. От этого у них и встречаются не более, как неустановившиеся мнения разного характера, которые, притом и констатировать не легко, по неизвестности их сочинений до последнего времени и по невозможности установить местами их правильную редакцию 199 . Аввакум, высказывает ту основную мысль, что без попов миру быти нельзя 200 , и указывает двоякий выход из затруднительного положения. С одной стороны, он усвояет право лицу неосвященному на совершение и преподание некоторых таинств, и в этом случае идет по следам первого бывшего в Москве раскольнического собора, о коем рассказывается в житии Корнилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Озаряя паству светом христианского учения, святители являются не только просветителями пасомых, но и освятителями их. Сами освященные благодатью Святого Духа в таинстве Священства, они раздают благодатные дары и верующим в святых таинствах (ик. 7 акафиста Стефану Пермскому; конд. 6 акафиста Корнилию Комельскому). Совершители общественных молитвословий и святых таинств, приносящие дары и жертвы за грехи людей (см. Евр.2:17 ; Евр.5:1–3 ), они являются посредниками между Богом и людьми (ик. 6 акафиста Арсению Тверскому). Но облеченные такой высокой духовной властью, святители смиренно сознают, что они призваны отвечать пред Богом не за себя только, но и за грехи пасомых, поскольку они зависят от их нерадения. Подобно соли (см. Мф.5:13 ), предохраняющей от гнилости, они предохраняют своих пасомых от нравственной порчи, следят за их духовным состоянием, укореняют в них добрые нравы и исторгают обычаи дикие и вредные (конд. 6, ик. 5–6 акафиста Тихону Воронежскому; ик. 9 акафиста Гурию Казанскому). Как предусмотрительные и заботливые отцы, они своими полномочиями ограждают духовных чад от козней врага спасения, диавола, и заблуждений врагов Церкви (ик. 2, 7 акафиста Димитрию Ростовскому ; ик. 6 акафиста Петру, митрополиту [Московскому]). Колеблющихся в вере и благочестии они поддерживают, преуспевающим указывают новую цель стремлений, поднимают изнемогающих и падающих, ободряют малодушных и неопытных и всех предостерегают от еретиков и лжеучителей (ик. 1–2 акафиста Митрофану Воронежскому ; ик. 6,8, 10 акафиста Гурию Казанскому; ик. 5–6 акафиста Варсонофию Казанскому; ик. 2, 9 акафиста Леонтию Ростовскому). Благочестивые и милосердые, они заботятся не только о духовных нуждах пасомых, но и о телесных (ик. 7 акафиста Варсонофию Казанскому). Ревнители правды и святой жизни, они борются с недостатками и пороками пасомых: неверием и суеверием, леностью и беспечностью о спасении, гордостью и нежеланием внимать требованиям Церкви, упорством и ожесточением (ик. 7 акафиста Димитрию Ростовскому ; ик.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Митрополит Архангельский Корнилий возглавил молебное пение на месте явления над Архангельском Божией Матери 4 августа 2023 г. 10:08 3 августа 2023 года митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий  возглавил молебное пение в память о явлении над Архангельском Пресвятой Богородицы. Богослужение прошло у поклонного креста на перекрестке улицы Свободы и Новгородского проспекта. Именно над этим местом в 1919 году явилась Божия Матерь. Архипастырю сослужили клирики епархии, песнопения исполнило трио певчих архиерейского хора (регент Татьяна Горшкова). По окончании богослужения митрополит Корнилий обратился к участникам молебного пения со словом назидания . Чудесное событие произошло 3 августа 1919 года накануне эвакуации из столицы Поморья добровольческих войск Антанты. Семеро детей от 10 до 14 лет — Галина и Ольга Зеленины; Эмилия, Валентина и Виктор Перешневы; Сергей Попов и Юлия Киселева, — находясь возле дома 135 по Новгородскому проспекту, увидели на небе Божию Матерь. Царица Небесная простирала обе руки вперед ладонями вниз и покрывала город, на коленях Ее сидел Богомладенец Иисус Христос. Явление продолжалось около получаса, затем Богомладенец осенил крестным знамением город и народ, после чего видение постепенно исчезло. Потрясенные дети рассказали об этом родителям, а затем и настоятелю Воскресенского храма протоиерею Михаилу Попову. Священник передал их рассказ епископу Павлу (Павловскому). Владыка написал: «Милость Божия и заступление Божией Матери да будет с нами и над градом нашим». Само событие тщательно расследовали, 4 сентября провели объединенное собрание епархиального и миссионерского советов и составили «Акт о явлении в небе Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом, бывшем в Архангельске 3 августа 1919 года» с подробным описанием видения со слов очевидцев. Известие об этом чуде напечатали в «Архангельских епархиальных ведомостях». 21 февраля 1920 года Архангельск заняли части Красной армии, а в июле того же года возбудили уголовное дело в отношении протоиерея Михаила Попова и детей, бывших свидетелями явления Богоматери. Член «преступной группировки» священник Михаил Попов обвинялся в том, что «состряпал чудо»: подговорил детей утверждать, будто они видели Богородицу, благословляющую белогвардейские войска. Решением выездной комиссии ВЧК от 31 января 1921 года отец Михаил был осужден на три года лишения свободы . Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Так появились в соборе очень удивительные люди: инвентаризаторы. В первые дни на них ходили смотреть все отделы. Самому молодому из них недавно стукнуло шестьдесят, и он неделю назад отрекся от сана через газету. К этому сословию, презираемому и осмеянному всеми агатами и стенгазами, директор, старый профессиональный безбожник, таил какую-то особую слабость. Общался он с батюшками уважительно, кротко, с постоянной благожелательностью и из всех выделял вот этого отца Андрея, того самого, что сейчас сидел в одеяле. «Вы с ним, ребята, обязательно поближе познакомьтесь, – советовал он Корнилову и Зыбину. – Вы больше такого попа уж никогда не увидите. Академик! Умница! Таких попов наши агитбригады вам никогда не покажут! Где им!» – А как вас сюда, отец Андрей, занесло? – спросил Корнилов неловко и покосился на его плечи. – Вы про то, что я в этой хламиде-то сижу? – засмеялся отец Андрей. – Так вот видите, конфузия вышла какая. В темноте задел за сук, чуть весь рукав не сорвал. Спасибо Марье Григорьевне, добрая душа, видите, пришла на помощь. – Я вам и все пуговицы укреплю, – сказала Волчиха, – а то они тоже на одной живульке держатся. – Премного буду обязан, – слегка поклонился отец Андрей. – Я тут, товарищ Корнилов, у дочки живу. Вроде как на дачке. Она агрономом работает. А сегодня директор послал меня с запиской к бригадиру Потапову. Акт какой-то он должен прислать, а мне надлежало помочь его составить. Да вот беда, что-то целый день хожу по колхозу и не могу поймать. Кто говорит, что здесь он, кто говорит, уехал. Вы ведь на его участке, кажется, работаете? Не видели? – А домой к нему вы не заходили? – спросил Корнилов не отвечая. Отец Андрей поморщился. – Подходил я под вечер. Да, признаться, не решился зайти. – А что… – Гости там были. «Значит, мог слышать и наш разговор», – подумал Корнилов и спросил: – А Георгия Николаевича вы нигде не встречали? – Нет. А что? – Да куда он делся – не пойму… Поехал в город вчера, обещал сегодня к полудню вернуться, и нет его. Правда, приехала к нему тут одна особа… – Про особу вырвалось у Корнилова как-то само собой и противно, игриво, с ухмылочкой, он чуть не поперхнулся от неожиданности.

http://azbyka.ru/fiction/fakultet-nenuzh...

Корнилий (Попов), митр. Горьковский и Арзамаский. Фотография. Ок. 1961 г. Корнилий (Попов), митр. Горьковский и Арзамаский. Фотография. Ок. 1961 г. По некоторым сведениям, после ареста в мае 1922 г. Харьковского и Ахтырского архиеп. Нафанаила (Троицкого ; впосл. митрополит) временно управлял епархией. Уклонился в обновленческий раскол (см. Обновленчество ). В авг. того же года обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) удовлетворило ходатайство К. о снятии с него монашеских обетов с оставлением в сущем сане, но с переводом в др. епархию (Живая Церковь. 1922. 8/9. С. 19). ВЦУ предложило К. занять Харьковскую обновленческую кафедру, но тот отказался, «желая послужить своему родному краю», и 19 сент. был определен правящим архиереем на Вологодскую обновленческую кафедру, 24 янв. 1923 г. возведен в сан «архиепископа». В мае того же года участвовал в работе обновленческого «Поместного Собора», подписал постановление о лишении духовного сана и звания патриарха свт. Тихона. Имеются сведения, что после «Собора» он был назначен на Саратовскую обновленческую кафедру (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69. Л. 3 об.). 23 янв. 1924 г. по просьбе ярославских обновленцев определен «архиепископом» Ярославским и Ростовским. 23 мая того же года на обновленческом съезде духовенства и мирян Екатеринбургской епархии был выбран Екатеринбургским архиереем. К., не присутствовавший на съезде, получил уведомление о своем избрании, а в обновленческий синод было направлено ходатайство о его утверждении. Однако синод 12 июля 1924 г. назначил на Екатеринбургскую кафедру «архиепископа» Аристарха (Николаевского), а К. был оставлен на Ярославской кафедре. Весной 1925 г. по просьбе обновленческого Саратовского епархиального управления обновленческий синод переместил К. на Саратовскую кафедру. 12 июля того же года обновленческий «Уральский областной церковный Собор», проходивший в Свердловске (ныне Екатеринбург), избрал К. «митрополитом» Свердловским и Уральским, управляющим Уральской митрополией. Также К. стал председателем Уральского областного митрополитанского церковного управления (УралОМЦУ). После утверждения этих решений обновленческим синодом К. 1 сент. 1925 г. прибыл в Свердловск.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

Как когда-то Якутская духовная семинария была очагом религиозного и культурного образования, так и в Якутская духовная семинария, 19 в. будущем она станет центром просвещения и утверждения христианских принципов жизни. Кроме основных дисциплин студенты изучают историю Якутии, культуру и традиции северных народов, якутский язык и литературу. Ведь во всех приходах ждут мудрых пастырей, хорошо знающих их жизнь и нужды, способных реально помочь верным словом и добрым делом. Примером в служении нашим выпускникам будет целый сонм миссионеров-подвижников, с именами которых связано появление первой школы, первой книги на якутском языке, первых библиотек и первой газеты. Примером им станет и святитель Иннокентий, 215-летний юбилей которого мы будем праздновать в наступающем 2012 году. Неся свет учения Христова, и сознавая всю важность перевода Слова Божия на языки других народов, он уважал их самобытность и мудро поддерживал местную культуру. Как сказал Патриарх Кирилл на освящении памятника святителя 23 сентября 2010 г., «именно потому они с любовью откликались на его проповедь. Они не видели в нем никакой опасности для своего национального самосознания, своего бытия и традиций. Это великий пример служения делу». Духовная семинария (1858-1870, 1884-1920), открытие которой в XIX веке связано с именем Святителя Иннокентия, воистину была кузницей  кадров якутской интеллигенции. В ней преподавали выпускники духовных академий Санкт-Петербурга, Москвы и Казани. О том, какой образцовый порядок поддерживался тогда в учебных заведениях, можно получить представление из маленькой книжки под названием «Правила поведения воспитанников Якутской духовной семинарии и соединенного с нею училища» (Якутская областная типография, 1899). Книга хранится в историческом отделе Национальной библиотеки РС(Я). В разное время здесь, в духовной семинарии, учились люди, имена которых прочно вошли в историю республики: участник русско-японской войны, судовой священник корабля «Рюрик» иеромонах Алексей (Оконешников), известный историк Якутии Г.А.Попов, первый историк литературы, критик В.Н.Леонтьев, член Комитета по переводу богослужебных книг А.И.Охлопков, государственный деятель И.Н.Винокуров, один из первых композиторов Якутии, хоровой дирижер, фольклорист А.В.Скрябин, исследователь якутской народной музыки, хормейстер Ф.Г.Корнилов, автор «Летописи города Якутска» П.П.Явловский, народные художники М.М.Носов и И.В.Попов, историк, художник П.В.Попов, народный комиссар просвещения С.Н.Донской, поэт П.Н.Черных-Якутский и многие другие.

http://pravmir.ru/kuznica-kadrov-yakutsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010