Не удалось извлечь искомое из базы (((

Правда, приехала я именно в тот момент, когда отца Вячеслава Якобса – будущего митрополита Корнилия – арестовали... Причем мне дали место делопроизводителя и машинистки, которое только-только освободила его замечательная матушка Татьяна Петровна, которая, уволившись, уехала с двумя дочерьми в Таллин к своей матери. Неисповедимы пути Господни. Когда через несколько лет отец Вячеслав досрочно вернулся из ссылки, я как раз оказалась в Эстонии, куда приехал, сам будучи коренным эстонцем, к матушке Татьяне Петровне и он. Меня с ним познакомил его соученик по гимназии, отец Владимир Залипский, с которым мы переписывались, однажды встретившись, когда я паломничала в Пюхтицах. Там же, в Пюхтицах, я, между прочим, от одной монахини услышала, что в Эстонии очень большая потребность в чтецах, псаломщиках, – тех, кто разбирается в службе. А поскольку в Вологде мне на себе пришлось испытать то, что пережил несколькими годами ранее отец Вячеслав, и меня опять нигде не брали на работу, я и поехала в Эстонию... Представляете, псаломщик там оказался нужен именно отцу Вячеславу Якобсу! Боже мой, я о нем так много была наслышана по Вологде! Также ему нужен был человек, умеющий печь просфоры, а на его вологодском приходе его же прихожане меня как раз и подготовили к этому служению их любимому духовнику... Отец Вячеслав Якобс с прихожанками храма Рождества Богородицы. Вологда. 1955 г. Причем четко помню, что когда я слушала о нем еще вологодские рассказы, мое воображение рисовало образ умудренного старца, я знала, что отец Вячеслав пострадал за веру, все вокруг говорили о нем с большим трепетом и почитанием. Каково же было мое удивление, когда в Таллине я увидела совсем еще молодого человека с проницательными голубыми глазами, внимательно смотревшими на тебя. Он тут же принял меня на работу в Иоанно-Предтеченский храм, расположенный в пригороде Таллина Нымме, куда он был назначен настоятелем. Вставал он, помню, раньше всех. Неустанно шел на молитву. Служил он и утром и вечером. Богослужения были неопустительны.

http://pravoslavie.ru/112420.html

Фото из личного архива митрополита Корнилия Старейший архиерей Русской Православной Церкви, 93-летний митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал о нынешних опасениях и надеждах Эстонской Православной Церкви Московского патриархата и поделился своими размышлениями о связи происходящего на Украине со сценарием, по которому проходил раскол в Эстонской Церкви в 1990-х годах. — Владыка, 5-6 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 100-летию хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Как вы оцениваете вклад епископа Платона в сохранение и развитие православия на эстонской земле? — Эти праздничные мероприятия — память о подвиге священномученика Платона во имя Христа. Владыка Платон, к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан православию. Он — первый епископ-эстонец: ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские архиереи, и это не могло не волновать эстонцев. Так вот, по окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге будущий мученик Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш. — Прим. ред) был назначен священником эстонского прихода в Петербурге, и за 23 года служения стал одним из лучших священников столицы. По просьбе прихожан 31 декабря 1917 года его рукоположил во епископа Ревельского (Таллин) будущий мученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский. Один мученик за Христа передал жезл — символ духовной власти архиерея — другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор. Владыка Платон стремился восстановить церковную жизнь в Тарту, осложненную революционным переворотом. Помогал всем страждущим словом утешения, проповедовал православие среди эстонцев, что само по себе было делом непростым, так как, по утверждению статистики, эстонцы являются одним из самых нерелигиозных народов Европы. В декабре 1918 года эстонские коммунисты, устроив расправу над теми, кто не встал на их сторону, расстреляли и святого Платона, который, пробыв месяц в заключении, мужественно перенес все унижения и жестокие истязания. Тело епископа торжественно перенесли в Таллин и похоронили в Преображенском соборе, а в 1931 году на пожертвования и средства, ассигнованные эстонским правительством, по проекту известного эстонского скульптора Адамсона было установлено мраморное надгробие.

http://pravoslavie.ru/106126.html

«Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого» Беседа с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием (Якобсом) Эта интервью было записано в далеком 2003 году братией Сретенского монастыря, которая посетила митрополита Корнилия в его эстонской резиденции, расспросив ныне усопшего архипастыря о СССР и годах гонений, независимой Эстонии, расколе и повседневной жизни наших соседей. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) – Владыка, что представляет собой Эстония в религиозном отношении? Сколько там верующих, к каким конфессиям они себя относят? – Эстония – конечно, протестантская страна и основное вероисповедание – лютеранство. Хотя по данным совета Церквей лютеран считается 200 тысяч, а православных Московского Патриархата, может быть, это заниженная цифра 150 тысяч. То есть почти поровну. А, если еще добавить 20 тысяч Константинопольского Патриархата, то это уже будет поровну. – А всего населения сколько? – 1,5 миллиона. Конечно, очень мало по сравнению с Москвой. Если говорить о нашей Церкви, то не следует употреблять слова «Русская Церковь». Потому что мы официально существуем как Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата. В нашу Церковь могут входить все: эстонцы, русские, украинцы, белорусы, кто угодно. В общеразговорном языке, во всяком случае, среди эстонцев, многие говорят о нас «Русская Церковь». Но это определение чисто по происхождению: когда здесь зарождалось Православие в начале и середине XIX века, оно шло из России. – То есть у Православия здесь уже большая история? Кафедральный собор св. Александра Невского – Она начинается с Ярослава Мудрого, когда он построил здесь первый город и в нем, конечно, были церкви. Всегда была церковь в Таллине, безусловно. Периодами она закрывалась-открывалась. Какие-то храмы были и по городам, до того, как сюда вошли немецкий рыцарский орден меченосцев, когда они уничтожили все. Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский тоже проповедовал здесь: крестил, устраивал храмы, приходы. А Нарва всегда была международным городом. Там и русские были, и немцы, и шведы; всегда там соседствовали протестантские храмы и православные. Через Эстонию проходил торговый путь в Псков. Так что Православие насчитывает здесь большую историю. И даже в летописи, один клирик Новгородский задает вопросы своему архиерею.

http://pravoslavie.ru/4545.html

Митрополит Стефаний предлагает объединить Церковь в Эстонии под его началом 30 сентября, 2016. Новостная служба Сейчас Московский патриархат не признает автономный статус Эстонской Апостольской Православной Церкви 30 сентября. ПРАВМИР. Митрополит Эстонской апостольской Православной церкви Константинопольского патриархата Стефаний предложил Эстонской Православной церкви Московского патриархата объединиться под его началом. Митрополит Стефаний сообщил газете Postimees, что исходит из решений прошедшего в июне на Кипре Всеправославного Собора, заявившего, в частности, о недопустимости существования в одном государстве двух Православных церквей, пишет «Интерфакс». По словам иерарха, у него есть план объединения церквей: «Да, я готов. У меня есть план, который бы равно уважал обе общины, два языка. Это очень человеческий план, нельзя отрезать русскую культуру и русский язык». При этом митрополит признал, что вопрос об объединении должны обсудить между собой Патриарх Константинопольский Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас, напомним, в Эстонии  сосуществуют две юрисдикции: Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) Московского Патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) Константинопольского Патриархата (образованная в начале 90-х). Обе церкви заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга. ЭАПЦ после распада СССР получила практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти. ЭПЦ МП в большинстве случаев вынуждена арендовать у государства те храмы, в которых уже много лет совершает богослужения. В Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата сегодня действует 31 приход. Она разделена на две епархии: Таллинскую и Нарвскую; последняя включает в себя в основном русскоязычные районы на востоке страны. В 1992 году, до раскола, в Эстонской Церкви было 80 приходов. Предстоятель ЭПЦ МП — митрополит Корнилий (Якобс), он служит в Таллинском Александро-Невском соборе. В Эстонской Апостольской Православной Церкви 60 приходов. Церковь разделена на три епархии: Таллинскую, Пярнускую и Тартускую. Митрополит — Стефан (Хараламбидис), обычно служит в Симеоновской церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-stefaniy-pr...

14 августа участники Собора обсудили доклад Святейшего Патриарха. Особое внимание в ходе дискуссии было уделено вопросу о статусе Украинской Православной Церкви (УПЦ) и межконфессиональным и церковно-государственным отношениям на Украине. По этой теме выступили архиепископ Львовский Августин (Маркевич), речь которого носила остропроблемный характер, а также митрополит Одесский Агафангел, архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Черкасский Софроний (Дмитрук), епископы Тульчинский Ипполит (Хилько), Каменец-Подольский Феодор (Гаюн), Белоцерковский Серафим (Зализницкий) и др. архипастыри, представлявшие УПЦ. Положение Православной Церкви в Эстонии осветил в своем выступлении архиепископ Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс). В дискуссии по его докладу прозвучал призыв к признанию правительством Эстонии Эстонской Апостольской Православной Церкви Московского Патриархата правовым субъектом, не прекращавшим своего существования в 1940 г. и неизменно действо-вавшим на территории Эстонии, приспосабливая свою структуру к обстоятельствам времени. Среди других тем, поднимавшихся при обсуждении доклада Святейшего Патриарха, были пастырская и духовническая практика, богословское образование, монашеская жизнь, отношение к межхристианским связям. На вечернем заседании председатель синодальной Комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) представил доклад о прославлении Новых Мучеников и Исповедников Российских XX в., а также подвижников веры и благочестия, подвизавшихся в разные исторические эпохи, особо в докладе говорилось о прославлении императора Николая II и других Царственных Мучеников. В состоявшейся затем дискуссии в центре внимания оказался вопрос о канонизации императора и членов его семьи. Предложение о прославлении Царственных Мучеников поддержали митрополиты Ставропольский Гедеон (Докукин), Челябинский Иов (Тывонюк), Рязанский Симон (Новиков), архиепископы Львовский Августин, Астанайский Алексий (Кутепов), Псковский Евсевий (Саввин) и др. архипастыри. Сомнение в церковной пользе такого акта выразил только архиепископ Брюссельский Симон (Ишунин), который сказал, что вопрос о прославлении императора Николая II не объединяет, но разделяет его паству. После обстоятельной дискуссии Архиерейский юбилейный Собор единогласно принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор Новомучеников и Исповедников Российских ХХ в., поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. С включением в Собор новомучеников ранее канонизированных местночтимых подвижников число прославленных новомучеников и исповедников составило более 1200; в результате соборной канонизации сонм русских святых по меньшей мере троекратно превзошел число русских святых, канонизированных ранее за всю историю Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

В сонме Новомучеников и Исповедников Российских Собором были прославлены как страстотерпцы император Николай II, императрица Александра Феодоровна, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, бессудно убиенные в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. Собором были также канонизированы еще 57 святых, послуживших Богу и Церкви в разные исторические периоды, среди них — сщмч. митрополит Арсений (Мацеевич), валаамские преподобномученики, убитые шведскими протестантами, оптинские старцы, ранее местночтимые, подвижники ХХ в.: преподобные Алексий Зосимовский, Серафим Вырицкий, св. праведный Алексий Мечёв. Вслед за принятием деяния о канонизации святых Архиерейский юбилейный Собор заслушал доклад председателя синодальной Богословской комиссии Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), посвященный деятельности возглавляемой им комиссии и освещению разрабатываемых ею тем, в частности состоянию богословской мысли РПЦ и ее взаимоотношениям с инославием. После краткой дискуссии по докладу Собор одобрил предложенный проект документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором, с одной стороны, Православная Церковь характеризуется как единственная из конфессий, тождественная Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Символа веры, а с другой— признается относительная церковность и инославных Церквей, насколько они сохранили наследие древней Церкви. На утреннем заседании 15 августа Собору был представлен доклад митрополита Смоленского Кирилла, председателя синодальной рабочей группы по выработке проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». После долгой дискуссии по докладу, в которой участвовали митрополит Челябинский Иов (Тывонюк), архиепископы Винницкий Макарий (Свистун), Львовский Августин (Маркевич), Белгородский Иоанн (Попов), Таллинский Корнилий (Якобс), Тверской Виктор (Олейник), Аргентинский Платон (Удовенко), епископы Тираспольский Юстиниан (Овчинников), Вологодский Максимилиан (Лазаренко), отцы Собора постановили одобрить «Основы социальной концепции». Принятый документ стал уникальным явлением в истории Православной Церкви, поскольку ни одна другая Поместная Церковь не имеет подобного документа, в котором бы так полно и систематично была выражена позиция Церкви по общественным проблемам, в т. ч. таким, как собственность, светская культура и наука, мир, война, преступность, светское право, СМИ, труд, вопросы семьи и брака, биоэтики и экологии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429349/

Всего в ходе соборного обсуждения этого неоднозначного вопроса выступило 58 архиереев. Из них за автокефалию высказалось 6 епископов из 21 прибывших на Собор из Украины, но и они позже согласились с отрицательным отношением к дарованию автокефалии в сложившихся условиях. Активными сторонниками модели автокефализации, выбранной митрополитом Филаретом, были епископ Волынский и Луцкий Варфоломей (Ващук), епископ Львовский и Дорогобычский Андрей (Горак), архиепископ Ровенский и Острожский Ириней (Середний) и архиепископ Одесский и Измаильский Лазарь (Швец). Необходимость предоставления Украинской Православной Церкви автокефального статуса они обосновывали надеждой на то, что в этом случае раскольники вернутся в лоно канонической Церкви. В то же время были и другие, диаметрально противоположные высказывания. Епископ Кировоградский и Николаевский Василий (Васильцев) сообщал об угрозах со стороны своей паствы не допустить его назад в епархию в случае предоставления автокефалии УПЦ. О том же говорил и архиепископ Винницкий и Брацлавский Феодосий (Дикун), ранее – ревностный сторонник автокефалии. Свою позицию он изменил, после того как был переведен с Ивано-Франковской кафедры на Винницкую, на место отправленного на покой митрополита Агафангела (Саввина), не согласного с курсом церковной политики, проводимой митрополитом Филаретом. Одной из причин нежелательности провозглашения автокефалии в настоящее время была опасность «цепной реакции», о которой говорили многие владыки, епархии которых находились на территории других государств, возникших на постсоветском пространстве. По мнению архиепископа Алма-Атинского и Семипалатинского Алексия (Кутепова), положительное решение вопроса может спровоцировать под нажимом властей аналогичные требования о предоставлении самостоятельности и в других епархиях Русской Церкви. Сходные опасения за судьбу своих епархий высказывали епископы Таллинский Корнилий (Якобс) и Рижский и Латвийский Александр (Кудряшов). Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) отметил, что проблема независимости УПЦ более чем актуальна и для епископата Белорусской Церкви, в которой в период Великой Отечественной войны была предпринята попытка создания собственной «автокефальной Церкви» на националистических принципах.

http://pravoslavie.ru/5404.html

Во время боевых действий 1917-1919 гг. храм немного пострадал, и после восстановления был освящен митр. Александром (Паулус) 2.09.1923 г. В результате боевых действий 1944 г. храм был разрушен - фактически полностью и оставшиеся в живых местные прихожане не в силах были его восстановить. Восстановительные работы начались с назначением настоятелем прот. В. Борина, проект восстанавливаемого храма был выполнен арх. Овчинниковой. 15 окт. 1978 г. был освящен центральный престол восстанавливаемого храма митр. Алексием (Ридигер). В 1994-1995 гг., при настоятельстве прот. С. Иванникова, был восстановлен центральный купол храма. С 2002 г. восстановление храма продолжилось и было доведено до конца старанием иг. Варвары (Трофимова) и сестер Пюхтицкой обители, реставрационные работы были завершены в 2005 году. 2 авг. 2005 г. митр. Корнилий (Якобс) освятил южный престол восстановленного храма. " Историко-статистическое описание Ильинского храма в Сыренце, ныне Ильинского скита Пюхтицкого монастыря в Васкнарве " , рукопись На берегу Чудского озера, у истоков реки Наровы, в поселке Васкнарва (Сыренец) " Эст - Vasknarva " возвышается Ильинский храм. Первый деревянный храм построен в начале XIX века. К приходу была приписана часовня, расположенная в Пюхтицах на месте явления Пречистой Девы и обретения чудотворной иконы Успения Божией Матери. С 1818 года образ постоянно находился в Ильинском храме, но 15 (28) августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, икона ежегодно крестным ходом переносилась из Сыренца на Святую гору. Пребывание чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы в Сыренецком храме привлекало многочисленных верующих из различных губерний Российской империи. Совершавшиеся от иконы чудеса приумножали усердие притекавших к ней людей. Деревянный храм стал тесен, и возникла необходимость строительства нового. По благословению архиепископа Рижского и Митавского Платона (Городецкого) в 1867 году началось сооружение трехпридельного пятикупольного каменного храма в древнерусском стиле, с высокой колокольней. Главный придел освящен 18 декабря 1873 года во имя Илии Пророка, южный — во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, северный — во имя Святителя Николая Чудотворца. К большому сожалению, Ильинский храм очень сильно пострадал во время войны. В 1941 году уничтожено внутреннее убранство, погибли иконостас, утварь, архив. В 1944 году разрушена колокольня и от храма остались одни стены.

http://sobory.ru/article/?object=12699

– Почему? – Потому что Церковь была гонима – какие же в ней должны быть верующие? Только те, кто был верующим по убеждению! Больше стало богослужений. Люди стремились в церковь. – Владыка, мы знаем, что вы тоже прошли непростым жизненным путем, претерпели много от коммунистического режима… Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) – Это, может быть, некоторое преувеличение. Хоть я и был три с половиной года в заключении, но это было в хрущевское время. Это были не Соловки, не Колыма. Работали, конечно, но в тепле были, посылки получали, так что голодные не сидели. Были, конечно, внутренние переживания: разлука с родными, с близкими, без церкви пришлось жить, всякое религиозное проявление, естественно, преследовалось. Бывало, что и Евангелие отнимали... В этом плане тяжело было. – А за что вас заключили в тюрьму? – За хранение и распространение «антисоветской литературы», как они называли, – православной, религиозной, философской. И за антисоветскую пропаганду, то есть высказывания в антисоветском духе. Потом все обвинения сняли, потому что они были надуманными. Просто началось тогда хрущевское гонение, и надо было в каких-то центрах захватить кого-то и раздуть дело: вот попы чем-то занимаются. – А в Русском студенческом движении вы не успели поучаствовать? – Я не успел. Но моя покойная матушка (она была старше меня была) участвовала. Она была очень деятельным членом этого христианского движения. И с его лидерами, о которых я говорил: Лаговский, Пенькин, Дезен – она была в очень хороших отношениях... – Родители Святейшего Патриарха Алексия тоже принимали в этом активное участие... – Отец Патриарха был какое-то время даже председателем движения. Он принимал активное участие. Тогда он не был еще священником. – Владыка, а не могли бы вы рассказать, каким путем вы прошли прежде, чем стали Предстоятелем Эстонской Православной Церкви? – Никакого особого пути у меня не было. Я был приходским священником в Таллине, больше ничего. Правда, почти 30 лет. В этом году исполнилось 55 лет, как я принял священный сан. А до этого еще дьяконом был…

http://pravoslavie.ru/4545.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010