Корнилий (Якобс), митр. Таллинский и всей Эстонии. Фотография. 2015 г. (Якобс Вячеслав Васильевич; 19 июня 1924, Таллин - 19 апр. 2018, Таллин), митр. Таллинский и всея Эстонии. Отец до революции 1917 г. был офицером, участвовал в гражданской войне в армии ген. Н. Н. Юденича. Мать происходила из старинного рус. ревельского купеческого рода. С детства прислуживал в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1943 г. окончил рус. гимназию в Таллине. В том же году начал служить псаломщиком в таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы. С 1944 г. исполнял послушание иподиакона временно управлявшего Таллинской епархией РПЦ Нарвского и Изборского архиеп. Павла (Дмитровского ; с марта 1945 архиепископ Таллинский и Эстонский). 19 авг. 1945 г. рукоположен архиеп. Павлом во диакона к таллинской ц. Рождества Пресв. Богородицы (Казанской). В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. 8 февр. 1948 г. Таллинским и Эстонским еп. Исидором (Богоявленским) рукоположен во иерея к эстонско-рус. приходу св. Марии Магдалины в г. Хаапсалу. Одновременно окормлял приходы в с. Вяйке-Ляхтру, на мызе Мяэмыйза близ с. Синалепа и на о-ве Вормси. Одним из его духовников был свящ. (впосл. протоиерей) Михаил Ридигер, отец буд. патриарха Алексия II . В 1951 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. В том же году из-за болезни супруги, к-рой было необходимо переменить климат, подал прошение о переводе в Вологодскую епархию. Служил в Вологде в кафедральной ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. В его доме собиралась верующая интеллигенция, в т. ч. молодежь. 27 февр. 1957 г. был арестован УКГБ по Вологодской обл. по обвинению в «антисоветской агитации» (т. о. следствием было представлено хранение правосл. лит-ры и беседы с верующими на религ. темы). Постановлением Судебной коллегии Вологодского областного суда от 15/16 мая того же года приговорен к 10 годам лишения свободы; заключение отбывал в исправительно-трудовых колониях в пос. Сосновка, затем в пос. Явас Зубово-Полянского р-на Мордовской АССР («Дубравлаг»). Постановлением Президиума Верховного суда от 8 июня 1960 г. срок заключения свящ. В. Якобсу был сокращен до 5 лет, 12 сент. того же года он был условно-досрочно освобожден. Реабилитирован 14 окт. 1988 г.

http://pravenc.ru/text/Корнилия ...

ЦВ 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: О моем пути Столько раз мне уже приходилось отвечать на разные вопросы о своей жизни, что, в конце концов, пришлось серьезно заняться воспоминаниями. И вот теперь к юбилею издана книга «О моем пути». Не знаю, заинтересует ли она читателей. Но немного осталось живых свидетелей церковной истории за такой значительный и долгий период. Я родился в Таллине в 1924 году, при Патриархе Тихоне. В то время Эстония была самостоятельной республикой. Таллинскую кафедру тогда возглавлял митрополит Александр (Паулус), два раза переходивший под омофор Константинопольского Патриарха, а в 1944 году и вовсе покинувший свою паству и сбежавший в Швецию, где через несколько лет образовал так называемый «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании». Мой отец, Василий Васильевич Якобс, дворянин, потомственный военный, полковник Белой армии, оказался в Эстонии с остатками войск Юденича. Его родители имели собственный дом в Санкт-Петербурге. Мой дед, генерал-майор Василий Христианович (Христофорович), бабушка и другие родственники отца похоронены на Петербургском Новодевичьем кладбище. Мать, Татьяна Леонидовна, происходила из известной в Ревеле (Таллине) купеческой семьи Епинатьевых, потомственных почетных граждан Ревеля, получивших впоследствии дворянство. Она вышла замуж, едва закончив гимназию. Меня крестили в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. Отец до самого своего ареста в 1941 году всегда был рядом, много занимался со мною. Он навсегда остался в моем сердце самым близким и дорогим человеком. С детских лет меня тянуло в храм, мальчиком я начал прислуживать в Казанской церкви, Там же я учился петь, читать, звонить в колокола. Потом я стал иподиаконом у Владыки Павла (Дмитровского), приезжавшего поначалу из Нарвы, а после бегства митрополита Александра переехавшего в Таллин. Стоял я с посохом и у митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), экзарха Латвии и Эстонии, во время его посещений Эстонии.

http://e-vestnik.ru/church/o_moem_puti/

Он умер на 94-м году жизни 19 апреля. ПРАВМИР. Скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Он умер на 94-м году жизни, сообщила в Facebook Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата. Свои соболезнования в связи со смертью митрополита Корнилия выразила президент Эстонии Керсти Кальюлайд. «Чту память митрополита Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Корнилия. Глубокие соболезнования близким и всем прихожанам Православной Церкви», – написала на своей странице в Facebook глава государства. Соболезнования выразил и премьер-министр Эстонии Юри Ратас. «Мои глубочайшие соболезнования Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и всем ее прихожанам в связи с кончиной митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия. Старейший архиерей Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Корнилий олицетворяет собой сложную историю церкви в ХХ веке. Мы скорбим по нему вместе с паствой и его близкими», – заявил глава правительства. Отпевание митрополита Корнилия будет совершено в воскресенье, 22 апреля. В 9:30 начнется чтение Часов, в 10:00 — Божественная литургия, после которой состоится отпевание. Ориентировочно в 14:00 — похороны на Александро-Невском кладбище. Прощаться с почившим можно до воскресенья, а также в воскресенье с 8:00 и до начала отпевания, сообщает сайт Эстонской Православной Церкви. Корнилий, митрополит Таллиннский и всея Эстонии (Якобс Вячеслав Васильевич) родился 19 июня 1924 года в Таллинне, в семье полковника царской армии, после революции оказавшегося в Эстонии. В 1943 году окончил гимназию и служил псаломщиком в церкви Рождества Богородицы в Таллинне. 19 августа 1945 года архиепископом Таллиннским и Эстонским Павлом (Дмитровским) рукоположен во диакона. 8 февраля 1948 года епископом Таллиннским и Эстонским Исидором (Богоявленским) рукоположен во иерея и назначен настоятелем храма Марии Магдалины в Хаапсалу. В 1951 году заочно закончил Ленинградскую духовную семинарию. В 1951-1957 гг. состоял в клире Вологодской епархии. 27 февраля 1957 года УКГБ Вологодской области был арестован за «антисоветскую агитацию» (хранение книг религиозного содержания, беседы с верующими). 16 мая 1957 года Вологодским областным судом осужден по статье 58-10 ч. I УК РСФСР на 10 лет. Заключение отбывал в политических лагерях в Мордовии (Дубравлаг). 12 сентября 1960 года по определению Верховного суда срок снижен до 5 лет. По решению Верховного суда Мордовской АССР от 7 сентября 1960 года освобожден условно-досрочно. Реабилитирован 14 октября 1988 года. В ноябре 1960 года вернулся в Эстонию и был назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи в Таллинне.

http://pravmir.ru/skonchalsya-mitropolit...

Валга (Valga). Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты В связи с передачей церкви Исидора Юрьевского в г.Валга(1898г. постройки) под юрисдикцию Константинопольской церкви, прихожане церкви, решившие остаться в лоне церкви Московского патриархата, приобрели бывший клуб железнодорожников и начали его переоборудовать под церковь. 1 декабря 1998 года был освящен престол временного храма в честь Исидора Юрьевского (ныне он сохранен в качестве малого придела). Но работы на этом по перестройки здания не окончились, а продолжились и далее. Храм во имя Владимирской иконы Божией Матери был освящен митрополитом Корнилием (Якобс) 11 августа 2001 года. В настоящее время продолжаются работы по дальнейшему благоустройству храма, уже готовы архитектурные проекты реконструкции крыши и строительства новой кирпичной звонницы. ВАЛГА, Храм Владимирской иконы Божией Матери Малый придел: Во имя сщмч. Исидора Юрьевского. Дата постройки: Перестроен из железнодорожного клуба в 1998-2001 гг. Освящение храма: 11 августа 2001 года митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием. Первый православный приход в Валга был открыт Указом Святейшего Синода в 1845 году, и к 1848 году была построена и освящена деревянная церковь во имя святителя Николая. К 1896 году православное население Валга увеличилось настолько, что был открыт Исидоровский приход для русских и латышей, а Никольский храм стал чисто эстонским приходом. Исидоровский храм был построен по проекту епархиального архитектора В.И.Лунского из кирпича в стиле московско-византийских церквей с 5 куполами и колокольней. Храм был освящен 18 октября 1898 года святителем Агафангелом (Преображенским), епископом Рижским и Митавским. В 1913 году Никольская церковь Валга сгорела, и Исидоровский храм принял православный эстонский приход. В 1923 году храм во имя свщмч. Исидора, пресвитера Юрьевского, получил статус собора. В начале 90-х годов приход, устоявший в войнах и нелегких годах борьбы с верой, был изгнан из своего храма. Сохраняя верность Матери-Церкви, воодушевляемые настоятелем священником Иаковом Метсалу, прихожане молились у церковной ограды, затем стали собираться на кладбище. Приходили и пожилые, и молодые, и даже дети. Число прихожан, несмотря ни на какие трудности, даже стало увеличиваться. Было образовано благотворительное общество, куплен бывший клуб железнодорожников, и начались работы по перестройке клуба в храм.

http://sobory.ru/article/?object=14559

Предстоятель Эстонской Церкви прокомментировал идею объединиться с Константинополем 3 октября, 2016. Новостная служба «Нам не о чем разговаривать. С Константинополем у нас нет ничего общего», — сказал митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий 3 октября. ПРАВМИР. Эстонская Православная Церковь Московского патриархата прокомментировала предложение митрополита Эстонской апостольской Православной Церкви Константинопольского патриархата объединить две церковные структуры. «Нам не о чем разговаривать. С Константинополем у нас нет ничего общего», — сказал митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс), сообщает «Интерфакс» со ссылкой на газету Postimeees. «С чем нам объединяться? Нам не с чем объединяться. Что это за церковная жизнь, когда у них на несколько приходов один священник, который служит один день в одной, другой день в другой церкви?», — сказал митрополит, добавив, что он видит в инициативе Константинополя политический подтекст. Как ранее писал «Правмир», митрополит Эстонской апостольской Православной церкви Константинопольского патриархата Стефаний предложил Эстонской Православной церкви Московского патриархата объединиться под его началом. По его словам, он исходит из решений прошедшего в июне на Кипре Всеправославного Собора, заявившего, в частности, о недопустимости существования в одном государстве двух Православных церквей. По словам иерарха, у него есть план объединения церквей: «У меня есть план, который бы равно уважал обе общины, два языка. Это очень человеческий план, нельзя отрезать русскую культуру и русский язык». При этом митрополит признал, что вопрос об объединении должны обсудить между собой Патриарх Константинопольский Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас, напомним, в Эстонии  сосуществуют  две юрисдикции: Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) Московского Патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) Константинопольского Патриархата (образованная в начале 90-х). Обе церкви заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга.

http://pravmir.ru/predstoyatel-estonskoy...

До сегодняшнего времени под семьёй понимали среду, в которой мир создаётся заново, как в духовном так и физическом смысле. Если эта среда нарушена и не выполняет свои функции, то у человечества нет будущего. «И что из этого» — говорят многие… Мы приглашаем вас вместе подумать и поразмышлять и не просто так, а с целью. 18 октября. ПРАВМИР.  С 19 по 21 октября в Таллине будет проходить международный христианский фестиваль Trialogos, посвященный теме «Семья». В церемонии открытия фестиваля примут участие епископ Филиип Жордан (Римско-Католическая Церковь Эстонии), митрополит Таллинский и всей Эстонии Корнилий (Якобс), епископ Нарвский и Причудский Лазарь (ЭПЦ МП) и многие другие, сообщает  Благовест-Инфо . «Тема семьи очень многослойна: не правда ли, что связь в единомыслии чаще сильнее, чем в физической близости. Цех ремесленников схож с семьёй, когда профессиональные умения передаются по наследству из поколения в поколение. До сегодняшнего времени под семьёй понимали среду, в которой мир создаётся заново, как в духовном так и физическом смысле. Если эта среда нарушена и не выполняет свои функции, то у человечества нет будущего. «И что из этого» — говорят многие… Мы приглашаем вас вместе подумать и поразмышлять и не просто так, а с целью. И с целью жить», — заявили организаторы фестиваля. Пресс-центр Эстонской Православной Церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП) сообщил, что среди тем, которые обсудят участники фестиваля, будут следующие: «Формирование культурного движения христиан в условиях нарастающего секуляризма», «Семья как установленный Богом фундамент общества», «Христианские традиции в современной семейной педагогике», «Церковные обряды, связанные с семьей», «Целомудрие — защита семьи», «Семья — малая церковь» и многие другие.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/mezhdunarodnyj-xristia...

Митрополит Стефаний предлагает объединить Церковь в Эстонии под его началом 30 сентября, 2016. Новостная служба Сейчас Московский патриархат не признает автономный статус Эстонской Апостольской Православной Церкви 30 сентября. ПРАВМИР. Митрополит Эстонской апостольской Православной церкви Константинопольского патриархата Стефаний предложил Эстонской Православной церкви Московского патриархата объединиться под его началом. Митрополит Стефаний сообщил газете Postimees, что исходит из решений прошедшего в июне на Кипре Всеправославного Собора, заявившего, в частности, о недопустимости существования в одном государстве двух Православных церквей, пишет «Интерфакс». По словам иерарха, у него есть план объединения церквей: «Да, я готов. У меня есть план, который бы равно уважал обе общины, два языка. Это очень человеческий план, нельзя отрезать русскую культуру и русский язык». При этом митрополит признал, что вопрос об объединении должны обсудить между собой Патриарх Константинопольский Варфоломей и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Сейчас, напомним, в Эстонии  сосуществуют две юрисдикции: Эстонская Православная Церковь (ЭПЦ) Московского Патриархата и Эстонская Апостольская Православная Церковь (ЭАПЦ) Константинопольского Патриархата (образованная в начале 90-х). Обе церкви заявляют о своей автономии, но при этом не признают автономный статус друг друга. ЭАПЦ после распада СССР получила практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти. ЭПЦ МП в большинстве случаев вынуждена арендовать у государства те храмы, в которых уже много лет совершает богослужения. В Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата сегодня действует 31 приход. Она разделена на две епархии: Таллинскую и Нарвскую; последняя включает в себя в основном русскоязычные районы на востоке страны. В 1992 году, до раскола, в Эстонской Церкви было 80 приходов. Предстоятель ЭПЦ МП — митрополит Корнилий (Якобс), он служит в Таллинском Александро-Невском соборе. В Эстонской Апостольской Православной Церкви 60 приходов. Церковь разделена на три епархии: Таллинскую, Пярнускую и Тартускую. Митрополит — Стефан (Хараламбидис), обычно служит в Симеоновской церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-stefaniy-pr...

Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: «Мы черпаем от русской святости» 7 марта 2007 г. 17:59 В своем интервью Информационной службе Псковской епархии митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий рассказал об истории и о современном положении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, глава самоуправляемой Эстонской Православной Церкви из приходских батюшек — редкий случай в Русской Православной Церкви. Ежегодно владыка Корнилий приезжает на день памяти преподобномученика Корнилия в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где мы и беседовали в той же келье, в которой Владыка жил когда-то юношей. Высокопреосвященнейший Корнилий — уроженец Таллина в пятом поколении, прост и доступен в общении, в чем мы убедились, расспрашивая Владыку. — Со стороны мамы, мои предки по материнской линии занимались в Ревеле огородничеством. Дело шло успешно и разрослось до большой торговли бакалеей. Мой прадед Эпинатьев Алексей Димитриевич широко занимался культурной деятельностью, просвещая население русской культурой, что тогда было достаточно трудно, потому что все управление было сосредоточено в руках немцев, которые так препятствовали, что мой дед учился в немецкой гимназии, потому что русской гимназии в Ревеле в то время не было. У прибалтийского дворянства были с времен Петра I особые права, настолько особенные, что одну девушку эстонку, принявшую Православие, посадили в тюрьму. Вот такие условия были в Российской империи. Несмотря на это, мой прадед организовал в Ревеле музыкальное общество «Гусли» — струнный оркестр, хор, люди общались, русская интеллигенция могла объединяться, а прадед получил Почетное гражданство города Ревеля. Я тоже недавно получил знак Почетного гражданина Таллина. — Так стабильно ваш род присутствует в Таллине. — Да. Мой прадед был женат на певице, немке, правда, ей пришлось бросить это занятие по требованию мужа, но после его смерти, она продолжила торговое дело, которое, впрочем, заметно сократилось, умирали дети. Мой дед — был уже военным морским офицером, когда получил личное дворянство. Сейчас в Эстонии восстановили дворянство у моих внуков (у митрополита Корнилия две дочери и два внука — прим.). Семья моего отца Якобс — была военной, дед, генерал-майор служил в Нарве, где и родился мой отец. И когда была первая Эстонская республика мой отец, Василий Васильевич Якобс, офицер, служил в царской армии, получил эстонский паспорт.

http://patriarchia.ru/db/text/209678.htm...

Этим летом, 19 июня, митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию (Якобсу) исполнилось 90 лет. Дата впечатляющая: владыка Корнилий, старейший из митрополитов Русской Православной Церкви, не находится на покое, а продолжает управлять вверенной ему Церковью, сохраняя в ней мир и согласие, несмотря на серьезные вызовы извне. Вся жизнь митрополита была посвящена служению Христу и Его Церкви. На этом пути всегда есть трудности и беды – владыка Корнилий познакомился с ними с детства. Недавно таллинский режиссер Олег Беседин снял фильм «Дорога к Богу», рассказывающий о жизни митрополита Корнилия. Мы беседуем с Олегом Александровичем как о фильме, так и – по большей части – о его главном герое. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс)      90-летняя молодость – Олег, чем именно владыка Корнилий так привлек твое внимание, светского вообще-то режиссера? – Ну, «светский» – это не обязательно «советский» или «атеистический». Этот фильм я начал снимать еще три года назад. Сначала мы хотели рассказать историю митрополита Корнилия, просто записывая его интервью. Записали много: получилось больше 20 часов интервью с владыкой. Рассказывая о своей жизни, митрополит рассказал и об истории Православия в Прибалтике, обо всех архиереях, с которыми он был знаком, служил с ними вместе, о довоенной и военной жизни в Эстонии, о советском периоде, о тех гонениях, которые были в хрущевское время, о своем заключении в лагере, о том, как он попал туда из Вологды, о преследованиях христиан, об издевательствах над ними, о возрождении церковной жизни и многом другом. И когда владыке Корнилию исполнилось 90 лет, мы посчитали, что будет совершенно справедливым, если мы сделаем полноценный фильм о самом старшем в Русской Православной Церкви митрополите, который возглавляет Эстонскую Церковь. Владыка Корнилий – это человек удивительной судьбы, человек, который всю свою жизнь был с Богом. С младенчества он воспитывался в Православии – его родители уделяли этому, пожалуй, главное внимание. Владыка Корнилий обладает прекрасным чувством юмора: беседуя с ним, понимаешь, что молодость он ничуть не утратил в свои девяносто. Интересно получается: человеку 90 лет, а он молодой. Хотя молодой по-особому все-таки: его слово метко и веско, он столько пережил, что иначе и быть не может.

http://pravoslavie.ru/73848.html

Стать святыми: смотреть под ноги и светить миру Что необходимо для истинного покаяния? — Вместо того, чтобы сделать кислую мину — улыбнуться человеку. 28 марта, 2015 Что необходимо для истинного покаяния? — Вместо того, чтобы сделать кислую мину — улыбнуться человеку. «Правмир» продолжает знакомить читателей с личностью и проповедями замечательного священника советского времени — Владимира Залипского. Предлагаем вам воспоминания о нём его друга, митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия (Якобса), а также проповедь отца Владимира перед исповедью. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) пишет в своей книге «О моем пути» о замечательном священнике, своем друге с детства, Владимире Залипском: Митрополит Таллинский Корнилий (Якобс) «Класс наш был очень дружным. У нас образовалась компания из шести человек: Юлиан Зинкель, Борис Холостов, Владимир Залипский, Алексей Макаовский, Виктор Воронцов и я. Все мы были верующими. Впоследствии священником, кроме меня, стал и Владимир Залипский, ныне покойный, который оставил особую память о себе в душах знавших и любивших его людей… Расскажу об этом замечательном человеке. Он — единственный ребенок в семье, нежного домашнего воспитания. Во время войны был призван в немецкую армию, где грубые военные над ним издевались, давая самые трудные и унизительные задания. Владимиру было тяжело. Но, собирая его на военную службу, мать положила с вещами Евангелие. Владимир стал читать его ежедневно, стараясь жить по-евангельски, терпя все со смирением, впитывая глубоко в себя слова Священного Писания. И жизнь его обрела новый смысл, изменилась, пришел покой, испытания стали легкими. Когда потом из армии он попал в советские лагеря, за колючей проволокой Евангелие давало ему особые силы. Владимир Залипский в период работы на фабрике «Коммунар» После освобождения Владимир поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, где ему покровительствовал митрополит Григорий (Чуков). Из семинарии Залипский был исключен вместе с несколькими семинаристами в годы хрущевских гонений. Они выступали против обмирщения и светскости, которые широко вводились при инспекторе протоиерее Осипове (позже публично отрекшемся от Бога и Церкви).

http://pravmir.ru/stat-svyatyimi-smotret...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010