Александр Свирский скончался в 1533 г.; память его празднуется 30 августа. Корнилий Комельский скончался в 1537 г.; память его празднуется 19 мая. ( < < back) князь Bacuлuй IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 г. ( < < back) царя русского; управлял государством с 1533 по 1584 г. (в 1547 г. принял титул царский). ( < < back) Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Сей устав напечатан в Истории Российской иерархии и особо в 1812 году. ( < < back) Память преподобного Мавсимы Сирина страна к северу от Палестины; в северной ее части, примыкающей к Малой Азии, находилась провинция Кирестика, с главным городом Кир. по повелению Божию, к вратам Сарепты Сидонской, св. пророк Илия просил вдову, собиравшую дрова, принести ему кусок хлеба. Та ответила, что у нее осталось только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Пойду, сказала она, приготовлю это для себя и сына моего; съедим это и умрем. В то время, вследствие бездождия, был голод в земле Израильской. Св. пророк сказал вдове: Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Женщина накормила человека Божия, и ее запасы муки и масла не истощились во все время голода (3 Цар. 17:8–16). конце IV века. Память преподобного Саламана молчальника вытекает из гор Армении, в нижнем своем течении сливается с Тигром, после чего с именем Шат-ель-Араб впадает в Персидский залив. Каперсана (Перса или Персана) находилась недалеко от Самосат (ныне Самсат), главного города сирийской провинции Коммагены. ( < < back) 400 года. ( < < back) Воспоминание VI Вселенского Собора византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. ( < < back) Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Может быть, что угрожавшая опасность от арабов внушала совершенно основательную мысль перенести столицу из Константинополя, для которого в особенности становилось опасным одновременное движение на него из Европы и Азии, и для безопасности которого морские походы арабов на Средиземном море представляли большую опасность. Может быть, сознавалось глубокое значение для Восточной империи ее итальянских владений, и настояла надобность сделать попытку освободить Италию от лангобардов. Так или иначе, чтобы понять попытку Константа перенести свое пребывание на Запад и чтобы объяснить почти шестилетнее проживание его в Сиракузах, необходимо войти в подробное рассмотрение византийско-итальянских отношений в VII в., чем займемся в следующей главе. Насильственная смерть Константа в Сиракузах в 668 г. показала, что вокруг него было много недовольства, и что в сопровождавшей его армии была тенденция отложиться и избрать своего царя. Выдвинувшийся при этом совершенно неизвестный Мизизий армянского происхождения был, по всей вероятности, подставным лицом, т. к. по усмирении военного бунта кара постигла некоторых лиц с более громкими именами, Юстиниана и Германа; последний был впоследствии патриархом. Старший сын Константа, Константин IV, получивший прозвание Погонат (668—685), вслед за известиями о событиях в Сиракузах немедленно отправился с флотом в Сицилию и при помощи войска, доставленного ему экзархом из Италии, скоро потушил бунт в Сиракузах и предал смерти как самозванца Мизизия, так и других причастных к движению. Говорят, что при отправлении в экспедицию он был безбородым, а возвратился с густыми на щеках волосами, откуда и произошло данное ему прозвище Погонат. В высшей степени трудно характеризовать деятельность Константина IV, и это не потому, чтобы его время было бесцветным и не представляло выдающихся событий; напротив, внутри и вне империи совершается процесс громадной исторической важности, подготовляющий полный переворот политических отношений империи столько же на Востоке, как и на Западе.

http://sedmitza.ru/lib/text/442814/

После него правил энергичный сын Константин IV с обычным прозванием Погонат, т. е. Бородатый (668—685). Но, по всей вероятности, как теперь оказывается, это неверно, и прозвание «Погонат» надо относить к его отцу. Со смертью Константина IV в 685 году кончается лучшая эпоха Ираклейской династии. Последний представитель этой династии, Юстиниан II, с прозвищем Ринотмет, т. е. «с отрезанным носом», сын Константина IV, правил два раза, — с 685 по 695 год и с 705 по 711 год. Время Юстиниана II, отмеченное многочисленными жестокостями, еще достаточно не изучено. Надо думать, что жестокая расправа императора с представителями знати должна быть объясняема не одним его произволом, но тем глухим недовольством ее представителей, которые не хотели примириться с сильной волей и самовластьем Юстиниана и стремились свергнуть его с престола. Даже в источниках довольно ясно выступает тенденциозно враждебная Юстиниану традиция. В 685 г. он был свергнут и по урезании носа и языка сослан в крымский Херсонес; оттуда ему удалось бежать к хазарскому кагану, на сестре которого он женился; позднее при помощи болгар он успел вернуть себе трон. По возвращении в столицу Юстиниан жестоко стал мстить всем лицам, причастным к его свержению. Наконец, установленная им тирания вызвала в 711 г. революцию, во время которой были убиты сам Юстиниан и его семья. В 711 году Ираклейская династия окончилась. В период между двумя царствованиями Юстиниана II правили два случайных императора — военный вождь Леонтий (695—698), родом из Исаврии, и Апсимар, получивший при возведении на престол имя Тиверия (Тиверий III, с 698 по 705 год). Некоторые ученые склонны приписывать Апсимару-Тиверию гото-греческое происхождение. После жестокого свержения Юстиниана II в 711 году, на протяжении шести лет, с 711 по 717 год, на византийском престоле сидели три случайных императора: армянин Вардан, или Филиппик (711—713), Артемий, переименованный при коронации в Анастасия (Анастасий II, 713—715) и, наконец, Феодосии III (715—717).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наконец победоносное христианство от порабощения на свободу, от гонения достигает в безопасность. Приходят из пустынь отшельники, нося вместо украшения всяких драгих камней страдальческие кости. Соединяются присутствием и мнениями с собравшимися от вселенныя великими учительми. Постыжены развратники, и общим согласием запечатлевается на соборах непорочная вера. Всему сему свидетели, председатели и споспешники были премудрые и правосудные государи: Константин и Ирина, Константин Погонат, Юстиниан Великий , Маркиан, Феодосий Юный, Феодосий Великий и Святый Равноапостольный Великий Константин, которому, государь, в российском роде тебя уподобить Божие благоволение поспешает, ожидая твоего к себе обращения. В том найдешь истинное себе очищение и просвещение. Тем избегнешь вечного на муки осуждения, которое неверующих постигнет. Придет нечаянно нелицемерный судия Иисус судить живых и мертвых, восставив их от гроба. Неверных и злодеев пожрет огненныя реки шумящий пламень, верным и добродетельным со Христом царство на небесах будет вечное жилище”. Показал, оканчивая речь, изображение Страшного Суда Божия на завесе. Плачевный вид мучимых и пресветлое представление небесною красотою одеянных присовокупили учению философову вящую силу, и Владимир вздохнув сказал: „Блажени стоящие одесную; горе отлученным ошую”. Отпустив с честию Константина, положил в прилежном испытании вер обождать удобного времени к принятию христианства. Итак, созвал к себе ближних и благоразумных советников и старых городских начальников, которым объявил о бывших послах и свое мнение о их верах, предпочитая прочим исповедание греческое. 137 Бояре и советники сказали, что всяк свою веру обыкновенно другим предпочитает, хвалит свое заблуждение, поносит других истину. Заочно судить есть от правды бегать. Безопаснее всего испытать каждую на своем месте. Понравился совет Владимиру, по которому выбраны десять мужей благоразумных и посланы к болгарам волжским, потом в Рим, наконец в Царьград к грекам. Жиды не почтены были сего достойными, по Всевышнего суду лишенные царства и свободного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Болгарией ( Theoph. Chron. P. 357). Вел. Болгария просуществовала ок. четверти века и распалась после смерти Кубрата на 3 части, во главе к-рых встали его сыновья. В результате войны, начатой против них Хазарским каганатом, один из сыновей Кубрата, Батбаян (Баян), стал данником хазар, 2-й, Котраг, увел свои кочевья на ср. течение Волги, где на рубеже IX-X вв. сложилось гос-во Волжская Булгария. 3-й сын Кубрата, Аспарух, отступил к устью Дуная. В 70-х гг. VII в. протоболгары Аспаруха остановились в местности Онгл (Оглос, предположительно от слав.   - угол), в р-не дельты Дуная (совр. Добруджа). Весной и летом 680 г. визант. имп. Константин IV Погонат предпринял против них неудачный поход. Вскоре после этого булгары распространили свое влияние по всей Мёзии, между Балканскими горами, Чёрным м. и Дунаем. Аспарух подчинил находившийся здесь слав. племенной союз Семь родов, поселив его на границе с аварами, а племя северов - в приморской части равнины для обороны своей территории от византийцев. В авг. 681 г. Византия заключила мирный договор с Аспарухом и тем самым фактически признала образование независимого Болгарского гос-ва, к-рому ежегодно выплачивалась определенная сумма дани. В рамках своей территории протоболгары расселились преимущественно в сев.-вост. и вост. его районах. На месте слав. поселения Плиска была основана первая столица Болгарского гос-ва (к северо-востоку от совр. г. Шумен). Зап. часть Фракии, долина р. Марица между Балканами и Родопами, также плохо контролировалась византийцами; на эти районы орда Аспаруха совершала постоянные набеги. После смерти Тервеля в Болгарском гос-ве начался длительный период междоусобиц, происходивших на фоне роста враждебности во взаимоотношениях с Византией. Власть у рода Дуло оспаривали представители др. родов - Вокил и Угаин. В то же время в сер. VIII в. Б. испытывала постоянное военное давление со стороны Византии, где правил имп. Константин V . В этот период болг. ханами были Кормесий (Кормисош) (ок. 721-738), Севар (ок.

http://pravenc.ru/text/149669.html

(ок. 652 - нач. сент. 685, К-поль), св. (пам. 3 сент.), визант. имп. (с 668) из династии Ираклидов; старший сын имп. Константа II и Фавсты. Как и его отец, он носил прозвище Погонат из-за своей бороды. Точная дата рождения К. неизвестна; его возраст условно определяется по сохранившемуся эдикту имп. Константа II от 1 марта 666 г., где названы годы правления Константа и 3 его сыновей, к-рые скорее всего были объявлены соправителями в младенчестве (RegImp, N 233). Акты VI Вселенского Собора 680-681 гг. свидетельствуют, что К. стал августом и соправителем отца между 5 и 26 апр. 654 г.; на это указывает датировка протоколов заседаний VI Вселенского Собора по годам правления К. (ACO II. Vol. 2(2). P. 628, 664; ДВС. Т. 4. С. 196, 205). Противоречия в сведениях указа 666 г. и соборных актов остаются неразрешимыми (К. род. и был провозглашен августом в 652 либо в 654). Фактически власть оказалась у 8-10-летнего К. в 662-663 гг., после отъезда имп. Константа II в Италию и его разрыва с К-полем. Первоначально соправителями К. считались его братья Тиверий и Ираклий (близнецы, род. ок. 659). При К. существовал регентский совет, сформированный скорее всего Константом, но впосл. сыгравший главную роль в оттеснении старшего императора от к-польских дел. Вероятно, жители К-поля и придворные чиновники воспринимали отъезд Константа как бегство и предательство и еще при его жизни возлагали свои надежды на К. Главами регентского совета были евнух Андрей и патрикий Феодор из Колонии Каппадокийской (армянин по происхождению). Мать К. также оставалась в К-поле, но о ее участии в политических делах сведений нет. Как и прежде, аристократы, занимавшие главные гос. посты, в основном были выходцами из Армении. Получив известие о смерти Константа в Сиракузах в 668 г., К. принял титул консула, т. о., стал главнокомандующим и офиц. полновластным императором. Его консульский выезд в К-поле состоялся между 16 сент. и 6 нояб. 668 г.- древняя рим. традиция вступления магистратов в должность с 1 янв. уже давно не соблюдалась. К. был женат на Анастасии, о происхождении которой нет сведений; в браке родились сыновья Юстиниан II (император в 685-695, 705-711) и Ираклий.

http://pravenc.ru/text/2057042.html

   В лекциях В. В. Болотова здесь стоит: «вместе с двумя своими учениками Анастасиями». На неверность этого сообщения, которое можно встречать едва ли не у всех новых авторов, говорящих о Максиме, и которое с определенностью высказано в синаксарном повествовании о Максиме и в житии его (Migne, s. gr. 90, 209С; 851); Муретов, 47), обратил внимание J. Stiglmayr, Der heilige Maximus «mit seinen beiden Schülern», в «Der Katholik», В. XXXVIII, 1908, 7, 39–45. Анастасий апокрисиарий был сослан в Трапезунт еще в 648 г. (не в 646, как полагает Штигльмайр, 43, 45), потом был переведен в Месимврию, и наконец, уже в 662 г. вместе с Максимом и Анастасием монахом сослан в Лазику. Нужно, между прочим, заметить, что вопрос Максиму на суде (Migne, s. gr. 90, 128C): Πσους χρνους εχει μετα σου ο μαθητς σου; и ответ его: Τρικοντα επτ, относятся, очевидно, к продолжительности нахождения Анастасия при Максиме в качестве ученика его (ср. у Муретова, 80), а не к возрасту Анастасия, как понял это Штигльмайр (40). Из этого сообщения можно делать вывод, что к 619 г. Максим был уже монахом. А. Б.    Название «Погонат» усвояется Константину у Кедрина и Зонары. Но Константин Порфирородный прилагает его к Константу (=Константину), отцу Константина. Отсюда предполагают, что на последнего это название перенесено по недоразумению, и в приведенном в тексте объяснения (у Зонары) видят лишь позднейший вымысел. Ср. Ю. Кулаковский, История Византии. III, Киев 1915, 351–2. А. Б.    Quaternio или τετρδιον – это технический термин, означавший величину той или другой рукописи или книги. 4 продолговатых листа, согнутых в одну стопку, и образовывали собою τετρδιον (отсюда русское слово «тетрадь»), что равнялось восьми листикам или 16 страницам. Если же брали не 4, а 5 листов, и их таким же образом слагали, то стопка, полученная из этого, носила уже другой термин – πεντδιον=10 листикам, или 20 страницам.    Тирада: ησουν Χριστν συμφωνως απαντες εκδιδσκομεν, дополнена: «Ι. X. τον αληθινον Θεον μων, ενα της αγς και ομοουσου και ζωαρχικης Τριαδος». Тирада: εκ Μαρας της παρθνου της Θεοτκου κατα την ανθρωπτητα, дополнена: «εκ Πνεματος αγου και Μαρας της παρθνου της κυρως και κατα αλθειαν Θεοτκου κατα την ανθρωπτητα».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Почти теми же словами говорит о положении церковных дел император Константин Погонат в своем послании к Собору апостольского престола в Рим по поводу VI Вселенского Собора, прибавляя, что перепутались все дела Церкви 71 . А в своем эдикте по поводу VI Вселенского Собора тот же император отмечает, что под влиянием развития ересей многие души прожгла ярость нечестия, так что даже варвары не поступают столь жестоко, как поступали христиане с христианами и вместо того, чтобы оплакивать многие находили выгоду и удовольствие в возмущении и взаимном несогласии церквей 72 . И вот среди такого состояния церковной жизни, подобного морской битве на бурном море и обнаруживающего погоню за первенством, затемнение истины и нравственное ослабление в самих пастырях, громко раздавались голоса православных императоров в интересах поддержания правильного учения и водворения церковного мира, призывающие к прекращению раздоров и установлению единомыслия. Самым лучшим средством для этого они считали созывы Соборов. Такая деятельность императоров, как показывает изучение разных исходивших от них в период Вселенских Соборов документов, основывалась на сознании их себя живыми членами Церкви и на убеждении, что каждый член Церкви, а особенно император, всеми возможными для него способами обязан служить ей на пользу и в этом отношении он может быть до известной степени рассматриваем, как сослужитель епископов. Особенно ясно выражено все это Константаном Великим, у которого едва ли можно отрицать великую любовь к Богу и глубокую преданность Православной Церкви. В послании к епископу Александру и пресвитеру Арию Император свидетельствует о нанесении его сердцу большой раны известием, что между ними самими возникли разногласия гораздо более важные, чем в Африке и что они, через которых император надеялся подать врачество другим, сами нуждаются в гораздо большем врачевании. Призвав на помощь Божественное Провидение, Константин объявляет себя посредником в их разногласии и высказывает желание, чтобы водворился мир между ними. «Не препятствуйте же, убеждает их Император, мне служителю Всеблагого под Его промышлением достигнуть цели, к которой и со всею ревностью стремлюсь, стараясь то воззваниями, то деятельною помощью, то непрестанными внушениями привести Его народ к кафолическому единению». Этим Император надеется вернуть себе мирные и спокойные ночи. «В противном случае замечает он, мне останется только стенать, обливаться слезами и в беспокойстве проводить век свой; я не могу успокоиться, доколе люди Божьи, разумею моих сослужителей, разделяются между собою распрею, столько несправедливою и гибельною». 73

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Мне думается, что время написания этого слова следует приурочить к первому пятилетию 80-х годов VII в. В 680-м году император Константин Погонат, усмирив разные возмущения в империи, восстановил власть греческого императора и разделил ее со своим юным сыном Юстинианом II, процарствовав после этого вместе с сыном до 685 года (года своей смерти) 28 . Этих-то двоих «равновенечных и сопрестольных царей» – Константина и Юстиниана и имеет в виду Андрей в своем похвальном слове ап. Титу. Подыскать другой исторический момент в конце VII и начале VIII в. (т.е. современный Андрею Критскому ), к которому были приложимы выражения слова на ап. Тита, трудно; между тем как указанному моменту вполне соответствуют в слове все черты, характеризующие современные обстоятельства. Изображая политическое положение о. Крит, автор представляет его печальным: Крит еще не завоеван, но переживает тяжкие бедствия войны, угрожаемой арабами с моря 29 . А такое положение острова было именно в последней четверти VII в. Арабы во второй половине этого века настолько подвинулись в своих завоеваниях в Африке, что в 670-м году основали уже в проконсульской провинции постоянный укрепленный лагерь Каирван (Кайраан), и оттуда начали распространять свое владычество посредством набегов и наложения дани и на окрестные владения греков 30 . При подобном положении дела в последней четверти VII века для греческих островов была постоянная возможность подвергнуться неожиданному нападению арабов, и нет нужды доискиваться точных указаний на частные моменты таких нападений: их было много. Во время одного из таких вражеских набегов на Крит в период царствования Константина и Юстиниана епископ Критский Андрей сказал свое похвальное слово апостолу Титу, прося его помощи 31 . Итак, в период с 680-й по 685-й год мы видим Андрея уже епископом на Крите. Сопоставляя эту дату с прежде установленной о годе смерти Андрея, мы должны сделать выводы: во-первых, что святитель Андрей епископствовал довольно долгое время, а во-вторых, что начало его епископства приходится на 80–85 гг. Как тот, так и другой вывод, действительно и подтвердится документальными свидетельствами, что увидим по ходу исторического повествования ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Созванный в Константинополе собор предал анафеме Максима, Мартина и покойного Софрония Иерусалимского . Максиму и двум его ученикам отрезали языки и правые руки. После этого Максим был сослан в грузинский Лазик, где умер 13 августа 662 года. Читайте в приложении: Диспут Максима с Пирром Погонат Несмотря на гонения, которые испытывали дифелиты, и Рим, и Константинополь искали пути к политическому примирению. Констант даже подумывал о том, чтобы перенести столицу в Рим. Однако в самом Константинополе начались неурядицы: императору припомнили все его прежние жестокости и бесчисленные казни, после которых, по словам современника, в стране не осталось ни одного достойного мужа. Когда Констант казнил за измену собственного брата Феодосия, народ стал называть его Каином. Императору начал всюду видеться брат, приходивший к нему с чашей, наполненной собственной кровью. Окруженный всеобщей ненавистью, Констант бежал в Рим, а оттуда на Сицилию, где шесть лет спустя его убили заговорщики. Произошло это в бане, когда император намыливал голову: кто – то из слуг подошел к нему сзади и ударил по голове шайкой. Констант потерял сознание, упал в воду и захлебнулся. Стоявший во главе заговора Мизий объявил себя императором и призвал на помощь арабов. Но сын Константа Константин IV, которому было всего шестнадцать лет, отправился с флотом в Сиракузы, подавил мятеж и казнил Мизия. Уехав безусым юнцом, в Константинополь он вернулся уже обросшим бородой мужчиной, за что его и прозвали Погонатом (Бородатым). В это время обстановка в империи была хуже некуда. Арабы сужали кольцо вокруг Константинополя. Они полностью уничтожили византийский флот, и только междоусобица, возникшая внутри халифата между двумя претендентами на власть, Муавией и Али, заставила их на время приостановить наступление. Через год, став единоличным правителем, Муавия бросил все силы на Константинополь. Город оказался в многолетней осаде, окруженный мощным арабским флотом. Судьба Византии висела на волоске, и тут на помощь грекам пришло новое секретное оружие – «греческий огонь». Изобретенный сирийцем Каллиником в 673 году, он долгое время оставался «ноу хау» греков и позволил им выиграть немало морских битв. «Греческий огонь» нельзя было погасить водой, больше того – под действием воды он разгорался еще сильней. Выпущенный из труб – сифонов огненный столп в считанные минуты сжигал деревянные суда. Внезапное применение греческого огня заставило арабов бежать «в великом страхе», а остатки их флота по дороге разметал и уничтожил шторм. Сухопутные войска мусульман были также разбиты, и арабское нашествие захлебнулось. Согласно заключенному на тридцать лет мирному договору, арабы должны были ежегодно выплачивать ромеям 3000 золотых монет, давать по 50 коней и освобождать по 50 пленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010