Во II томе курса (103–105) он приводит основание для означенного воззрения, что высшее право законодательства по делам церковным принадлежит государственной власти. «Высшей церковной, а следовательно и законодательной властью, в древней Церкви с тех пор, как сделалось возможным установление общественного, обязательного для всех христианских общин, законодательства, были Римские императоры, которые или созывали Соборы из представителей высшей церковной Иерархии для установления норм учения, каковыя нормы затем утверждались и публиковались самими императорами, или лично от себя издавали религиозные эдикты и законы по церковным делам. В том случае, когда императором созывался Вселенский Собор, последний не был собранием только сведующих людей, призванным дать мнение и совет, а был органом Церкви, через который выражалось общецерковное сознание, обязательное для императора, как скоро оно выразилось в формах, не допускающих сомнения, но в то же время он был органом императора, поскольку от императора, как поставленного Богом общего Епископа, зависело созвать Собор, и следовательно, избрать этот именно путь составления Собора к установлению правильного учения, и затем скрепить своим утверждением результаты соборной деятельности. Кроме утверждения, императоры иногда обнародовали эти результаты в виде своих эдиктов, как Константин Великий , Феодосий Великий, Маркиан, Константин Погонат. В том случае, когда императоры законодательствовали по церковным делам без созвания Собора, законы их, с точки зрения их материального содержания держались на почве Св. Писания, соборных канонов и существующей церковной практики, но с формальной стороны это были императорские законы, обязательная сила коих имела своим источником императорскую законодательную власть». Так основанием для теории Суворова служит 1) созыв Соборов императором, 2) санкция императором соборных решений и 3) самостоятельное издание ими законов по церковным делам. Что касается созыва Соборов, то самый факт созыва императорами Соборов вовсе не свидетельствует о том, что они были главными факторами законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Константин Погонат, решив созвать VI Вселенский Собор, писал в Рим папе, чтобы он прислал на Собор своих представителей, и в этом письме, по свидетельству св. папы Григория, между прочим высказал о своем отношении к Собору следующее: «Я буду заседать с ними (епископами) не как император и буду говорить не как государь, но как один из них. «Мы будем следить за постановлениями архиереев и принимать мнения тех, которые говорят хорошо 116 ». Собор состоялся под председательством Константина, который руководил совещаниями и вступал в разъяснения вопросов 117 , давал оценку посланию папы Агафона на имя Собора, содержащему изложение и православной веры 118 . Из 18 заседаний император присутствовал на 12 вместе со многими сановниками, а на 6 председательствовали сановники. Под определением Собора значится: Константин во Христе, Бог император и самодержец римский, читали и согласились. На последнем заседании Собора император высказал: «Бога в свидетели призываю перед вашим святым и Вселенским Собором, что без всякой приязни или неприязни мое первое желание и забота состоят в том, чтобы наша христианская непорочная вера была безукоризненна и чтобы мы сохраняли ее с постоянством во имя Бога по учению и преданию, переданному нам через Евангелие, св. апостолов и чрез изложения пяти святых Вселенских Соборов и св. славных отцов 119 ». По окончании всего Собор просил императора утвердить его определения и, кроме того, «для большего обеспечения и утверждения православной веры» выдать пяти патриаршим престолам списки с прочитанного в присутствии государя определения за подписью членов Собора и самого императора 120 . По поводу определений VI Вселенского Собора последовал Императорский эдикт, разъясняющий, какого вероучения следует держаться 121 . Император Юстиниан, как видно из самого содержания 3 правила, предлагал Трулльскому Собору выработать меры, касающиеся чисто духовных дел, именно, чтобы «числящихся в клире и преподающих другим божественное сделать чистыми и непорочными служителями и достойными мысленной жертвы великого Бога»... По окончании же Трулльского Собора отцы его обратились к императору Юстиниану, созвавшему и сам

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Это имя усвоялось начальнику обители. 7 Этим изложением веры, изданным в форме эдикта, или указа, обязательного для всех, запрещались всякие споры об одной, или двух волях во Христе, но в то же время провозглашалось учение об одной воле, как учение правильное. Но и после этого споры волновали Восточную Церковь. 8 Северин — папа Римский с 638 по 640 г. 9 Папа Иоанн IV занимал римскую кафедру с 640 по 642 г. 10 Восточная империя в начале VII века терпела постоянные нападения от аваров и особенно от персов, а равно была постоянно угрожаема от аравитян, или сарацин. В 637—640 г. под власть сарацин попали Сирия, Палестина и Египет. Этому много содействовали монофизиты, которые по вражде к православной Церкви всегда готовы были отдаться в руки врагов. Число монофизитов в одном Египте доходило до 6 миллионов, тогда как православных там было около 300 тысяч. Император Ираклий всячески старался примирить монофизитов с православною Церковью. Ради этого он и издал экфесис. 11 Св. Максим прибыл в Африку около 640 года. Ранее этого од утверждал православную веру с 633 по 640 г. в Александрии, Константинополе, Кипре, Малой Азии и других странам. В Северной Африке он прожил пять лет, с 640 по 645 г. 12 Пирр наследовал Сергия в 639 году. На созванном им соборе он одобрил «изложение» (экфесис) Сергия и ревностно продолжал дело защиты ереси. 13 Константин III был византийским императором в 641 г. 14 Народная молва приписывала патриарху Пирру соучастие с Мартиною, мачехой императора Константина, в отравлении этого последнего. Опасаясь ярости народа, он бежал в 641 году в Северную Африку и оставил патриарший престол. До 650 года он жил сначала в Африке, а затем в Риме. 15 Констанс царствовал с 641 по 668 г., Константин IV Погонат — с 668 по 685 г. 16 Павел II занимал патриаршую кафедру в Константинополе с 641 по 654 г. 17 Патрициями нередко назывались в Греко-Римской империи правители областей; назывались так же и люди благородного происхождения вообще. Патриций Григорий был правителем Карфагена.

http://isihazm.ru/?id=10

Но последние два ираклида (Константин Погонат и Юcmuhuah II) держали знамя православия, как свое династическое знамя , и тайная оппозиция не смела обнаружиться. B момент же свержения ираклидов, т. е. после убийства Юcmuhuaha II и его сына, по контрасту династическому, было поднято знамя монофелитства. Кстати, сам Филиппик-Вардан был воспитанником Стефана, ученика Макария Антиохийского — столпа монофелитства на VI соборе. Филиппик немедля в 712 г. собрал в Константинополе собор под председательством Константинопольского патриарха Иоанна. Были на этом соборе и св. Герман, епископ Кизикский, вскоре патриарх Константинопольский, и знаменитый св. Андрей Критский. Собор анафематствовал VI Bceлehckuй собор и восстановил монофелитство. Агенты Филиппика привезли в Рим голову самого Юcmuhuaha II и предъявляли ее народу. Но римский клир встретил весть о гибели Юcmuhuaha II с сожалением. Liber Pontificalis называет его «благим правителем, православным и христианнейшим императором». Филиппик в Константинополе не хотел переступить порога императорского дворца, пока изображенная на его фасаде картина VI Bceлehckoro собора не была уничтожена. а в Риме папа Константин в виде реванша приказал написать картину VI Bceлehckoro собора в церкви св. Петра. Письма от Филиппика папа не захотел даже принять. Не поместил и портрета Филиппика в церкви св. Кесария in Palatio, где обычно ставились портреты всех императоров. Имя Филиппика не поминалось в церкви. От церкви отрицательное отношение к Филиппику за его еретичество передалось и в простой народ: не принимали монет с изображением Филиппика, вычеркивали его имя в официальных актах и решили оказать вооруженное сопротивление чиновникам Филиппика. Рим готов был даже к войне за Православие. Но эта чаша миновала Рим. 3 июня 713 г. Филиппик был свергнут. В день Пятидесятницы, когда Филиппик спал после обеда, два сановника-заговорщика, вхожих во дворец, взяли спящего Филиппика, вывели на ипподром и здесь публично ослепили. Никто его не защитил. Очевидно, монофелитская политика стала беспочвенной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В том случае, когда императором созывался вселенский собор, последний не был собранием только сведущих людей, призванных дать мнение и совет, а был органом церкви, чрез который выражалось общецерковное сознание, обязательное и для императора, как скоро оно выразилось в формах, не допускающих сомнения; но в то же время он был органом императора, поскольку от императора, как поставленного Богом общего епископа, зависело созвать собор и следовательно избрать этот именно путь составления собора к установлению правильного учения и затем скрепить своим утверждением результаты соборной деятельности. Кроме утверждения, императоры иногда обнародовали эти результаты в виде своих эдиктов, как Константин Великий , Феодосий Великий, Маркиан, Константин Погонат. В том случае, когда императоры законодательствовали по церковным делам без созвания собора, законы их, с точки зрения их материального содержания, держались на почве священ. Писания, соборных канонов и существующей церковной практики; но с формальной стороны это были императорские законы, обязательная сила которых имела своим источником императорскую законодательную власть» 189 . Таким образом, основания для своей теории проф. Суворов видит в том что a) императоры созывали соборы, b) санкционировали соборные решения и c) сами издавали законы по церковным делам. По его мнению, «как необходимый признак, в понятие канонов входило созвание императором собора, устанавливавшего эти каноны и утверждение их императором, в заключение соборной деятельности» 190 . Спрашивается – дают ли право указанные г. Суворовым посылки делать то заключение, к какому пришел он, признав императора «необходимым фактором церковного правообразования»? Раскроем внутренний смысл этих посылок. Прежде всего – чем вызывается необходимость для церкви содействия и участия в ея делах государственной власти? Положение – «императоры созывали епископов на вселенские соборы, говорит г. Заозерский, может иметь двоякий смысл: или тот, что одним только императорам принадлежит власть созывать вселенские соборы, так что без императора церковь не имеет внутренней возможности к составлению вселенского собора, – или же тот, что покровительствуя церкви и внимая просьбам высших и ревностнейших ея иерархов, императоры своим государственным авторитетом оказывали очень важную помощь и содействие в столь важном церковном деле, как созвание вселенского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

I. Высочайшая грамота, посланная Домну, святейшему папе древнего Рима, но врученная Агафону, святейшему и блаженнейшему папе того же древнего Рима, потому что Домн отшел из сей жизни 41 Надписание высочайшей грамоты. Во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, самодержец Флавий Константин (Погонат), благоверный и великий император. Высочайшая грамота Домну, святейшему и блаженнейшему архиепископу древнего (нашего) Рима и вселенскому папе 42 . Ваше отеческое блаженство знает, как и большинство вашей святейшей церкви нашего древнего Рима, что с того самого времени, как Бог повелел нам самодержавно царствовать, много раз некоторые заявляли желание возбудить движение и прение между частями вашей святейшей церкви и затем между частями всей святейшей великой Церкви Божией, по поводу спорных выражений в одном из догматов благочестия; но мы препятствовали этому, почитая это неблаговременным, и зная, что из частного прения не только не может произойти согласия относительно спорного предмета, но зло только увеличится. И хотя мы чрезмерно скорбели душею, как ради порицания за это со стороны врагов, так и ради самой истины, потому что ваши архиереи и православный наш народ из-за некоторых новых слов впадали в раскол, также потому, что этим доставлялось удовольствие нечестивцам и еретикам: но мы поручили себя Богу нашему, провидящему лучшее о нас, в полной уверенности, что в то время, когда Его благость повелит быть исправлению самого существенного, Он дарует нам благоприятные обстоятельства для общего собрания обоих престолов, дабы, сообразуясь с определениями святых пяти соборов и объяснениями уважаемых святых отцов, они достигли непоколебимого убеждения и соединились во единые уста и единое сердце для прославления пречестного имени Бога нашего. Но пока мы питаем желание, как люди, Бог все совершает, как Ему угодно; ибо Он знает будущее и полезное нам и благоволил осуществить это дело таким образом. Извещаем ваше отеческое блаженство, что Феодор, святейший и блаженнейший патриарх богоспасаемого нашего царствующего города, по своем рукоположении внушил нашей светлости мысль послать вашему отеческому блаженству обычное приглашение на собор, как это бывало и при бывших прежде его патриархах, в надежде, что оно не будет отвергнуто.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В это же время произошло неординарное событие, существенно повлиявшее на дальнейшую судьбу Афона. В начале V века дочь Феодосия Великого Плакидия по дороге в Рим решила посетить Ватопедский монастырь, обустроенный ее отцом. Но лишь только она хотела преступить порог Благовещенского храма, как Пресвятая Владычица грозным голосом, раздавшимся от иконы, запретила ей входить. Тем самым волею Царицы Небесной Афон определялся для жития инокам мужского пола. Впоследствии святогорские отцы законопо-ложили не допускать на Афон женщин, что неукоснительно соблюдалось при любой власти в прошлые века, соблюдается строго и сейчас. Это не помешало Плакидии и ее сестре Пульхерии внести огромные вклады на строительство иноческих обителей Ксиропотамской и Вознесенской (впоследствии на этом месте возник Эсфигмену). Следовательно, в V веке на Афоне имелись не только пустынные келий или иноческие пещеры, но и монастыри. Но исключительно монашеским Афон становится в VII веке, когда вследствие завоевания мусульманами Египта, Палестины и Сирии клирики и монашествующие этих стран вынуждены были бежать в Константинополь и другие крупные города империи. В 30-летие перемирия с арабами царь Константин Погонат собрал 6-й Вселенский Собор, где кроме прочих вопросов обсуждалось положение бесприютных клириков и монахов. По определению собора клирики вернулись в свои епархии на соответствующие места, а монахи частью разошлись по монастырям, а частью удалились в пустыни. Афон в то время уже считался излюбленным местом для иноческих подвигов и сюда устремилось большое количество жаждущих уединения. За последующие века города, селения и монастыри Афона были разрушены, у новых обитателей не было средств да и желания на восстановление, и они поселились в горных лесах, построив небольшие, на 2-3 человека, обители с маленькой церковью. Попытки оживить развалины древних монастырей предпринимались, но восстанавливалась лишь малая, необходимая для проживания часть. Назывались они монастырями (что с греческого - маленькая обитель) и киновиями - общежитиями.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1001

После кончины Сисинния на Папский престол был избран К., рукоположенный скорее всего без разрешения императора, как и его предшественники. Согласно Liber Pontificalis, вскоре после рукоположения К. столкнулся с неповиновением Равеннской кафедры. В 666 г. имп. Констант II Погонат вопреки позиции Папского престола даровал Равеннской Церкви автокефалию (MGH. Scr. Lang. P. 350-351). На Римском Соборе 680 г. папа Агафон и Феодор, архиеп. Равенны, заключили соглашение, по которому архиепископ признал юрисдикцию Папского престола; в соответствии с этим соглашением архиеп. Дамиан (692-708) был рукоположен в Риме. После кончины Дамиана на кафедру был избран Феликс (709-725). В апр. 709 г. К. совершил его епископское рукоположение. Однако Феликс отказался подписать cautiones - документы, к-рые подписывал каждый епископ, принимавший рукоположение от папы Римского. В их число входили исповедание веры, cautio (обязательство соблюдать дисциплинарные и литургические нормы) и indiculum (клятва верности ап. Петру и папе как его наместнику; изд.: Liber diurnus Romanorum pontificum/Ed. Th. Sickel. W., 1889. P. 69-81). По мнению Л. Дюшена , Феликс отказался подписать cautio и возложить indiculum на гробницу ап. Петра, как того требовал обычай, поэтому К. сам отнес документы к гробнице апостола (LP. T. 1. P. 393). Вскоре после возвращения Феликса в Равенну в город прибыл стратиг Сицилии и патрикий Феодор с визант. военным флотом, получивший приказ имп. Юстиниана II наказать горожан за мятежные выступления 693 и 695 гг. Архиеп. Феликса и нотария Иоанникия, доставленных в К-поль, обвинили в гос. измене (до избрания на кафедру Феликс был аббатом мон-ря св. Варфоломея в Равенне и получил привилегию от имп. Леонтия (695-698), организовавшего низложение Юстиниана II). Архиепископа подвергли пыткам, ослепили и сослали в Понт; ему удалось вернуться в Равенну только после гибели Юстиниана II (711). Составитель жизнеописания К. считал это карой за горделивое непослушание архиепископа папе Римскому.

http://pravenc.ru/text/2056990.html

Павликианский дуализм, пересилив аскетизм манихейцев, как видно, долее удержался в Болгарии. Учение павликиан, равно как и учение других ересей, не входит в очерк предлагаемой истории болгарской церкви. Мы приведем только главнейшие Факты и указания – с начала их появления и затем гонение, которое было воздвигнуто для искоренения этой ереси. Принимая два начала мира, доброе и злое, отвергая Ветхий Завет , как порождение начала злого, и уважая из книг новозаветных послания апостола Павла, павликиане с ожесточением восставали против церковного священноначалия и установленного богослужения, не признавая ни таинства крещения, ни таинства причащения. Константинопольские императоры: Константин Погонат, Лев Изаврянин, Михаил Куропалат, Лев Армянин и особенно императрица Феодора более других, известны преследованиями этой ереси. Ревности последней приписывают даже истребление до 100,000 павликиан. Деятельность византийского правительства не ограничилась этим и совершенное их подчинение случилось при Василии Македонянине. В последствии Иоанн Цимисхий, желая сделать из них выгодное употребление для империи, перевел значительную часть их во Фракию, в окрестности Филиппополя (970) для охранения границ от впадений болгар и руссов, грозивших Константинополю во время похода князя Святослава. Цимисхий, уклонившись от пути своих предшественников, дозволил им свободу верования; но это объясняется тем, что он был сам армянин (sic). Павликиане более всего распространялись по южным областям Болгарии. В первых годах XII в. они до того усилились, что все жители города Моглена были заражены их учением и только усилия Илариона, епископа могленского, успели остановить их. Есть свидетельство, что Иларион успел обратить к православию даже многим из павликиан. Болгарская церковь была обуреваема другою ересью, находившею себе прозелитов и в духовенстве и в боярских домах и среди простого народа. Ересь эта была известна под именем Богумилов. Новейшие исследователи этой ереси, основываясь на показаниях греческих писателей, полагают ее начало в первых годах XII в., когда богумилы сделались известны во Фракии и проникли в самую Византию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

При Льве II был урегулирован конфликт с Равеннской кафедрой , автокефалию которой утвердил в 666 году визант. имп. Констант II Погонат (641-668); архиепископ Равенны рукополагался епископами-суффраганами без участия папы Римского. На Римском Соборе 680 года  Равеннский архиеп. Феодор признал юрисдикцию папы Римского. При Льве II были выработаны окончательные условия соглашения: архиепископ получал посвящение в Риме и подписывал ряд документов, в т. ч. indiculum (клятва верности папе как преемнику ап. Петра), однако ему вменялось в обязанность пребывать в городе более восьми дней и потом лично являться в Рим подобно другим епископам-суффраганам; архиепископ имел право отправлять в Рим ко дню св. ап. Петра своего представителя в сане пресвитера . Согласно Liber Pontificalis, подчинение Равенны Риму произошло «по приказу милостивейшего императора» ; это дает основание полагать, что решение об отмене автокефалии было принято имп. Константином IV. Однако при папе Константине (708 - 715) конфликт между Римом и Равенной вновь возобновился. 22 февраля 683 года Лев II освятил церковь ап. Павла близ церкви св. Вивианы (Санта-Бибиана), куда перенесли мощи рим. мучеников Симплиция, Фаустина и Беатрисы ( ); считается, что в понтификат Льва II была также построена церковь вмч. Георгия в Велабро (Сан-Джорджо-ин-Велабро); общий план этой церкви (трехнефная базилика, разделенная двумя рядами по шесть колонн) действительно восходит к VII веку . 27 июня 683 года Лев II pykonoлoжuл 23 епископа, девять пресвитеров и трех диаконов. Скончался 3 июля   683 года. Погребён в Ватиканской базилике. Литература Использованные материалы    " Saint LEON II, pape et patriarche de Rome (682-683), mort en paix (683) "http://Laporte Claude. Tous les saints de l " Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 334, .    " 28.06: Memoria di San Leone II Papa e Patriarca di Roma Antica (verso il 683) " , месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, .

http://drevo-info.ru/articles/13681774.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010