Владимир Мономах Мономах Владимир Всеволодович (1053–1125) – князь Смоленский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1113 г.), православный мыслитель, духовный писатель. Сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха, от которого унаследовал почетное родовое прозвище Мономах (греч. – единоборец). Еще при жизни прославился своими «великими» и «малыми» военными походами (только «великих», по его словам, было 83, остальных он даже не упомнил) и мудростью, справедливостью, что нашло отражение в составлении законов, легших в основу знаменитой Русской Правды. Одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха , вошедшее в состав «Повести временных лет» под 1096 годом. «Весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения», – отмечает современный исследователь Сергей Перевезенцев, – глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого , приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения великого Киевского князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру». В этом отношении характерно само построение «Поучения». В самом начале его Владимир Мономах рассказывает, как в решающей момент, когда к нему приехали послы от братьев с предложением принять участие в усобице, он отказался креста переступати, нарушить крестное целование, которое для него было гораздо важнее, чем все другие доводы. И свое поучение детям он начинает с того, как, взяв Псалтырь и в печали разгнув ее, вынул слова: «О чем печалишься, душа моя?..» Владимир Мономах , как это и было заведено в Древней Руси, гадает по Псалтыри. И все его дальнейшие поучения основаны на этих, собранных и сложенных по ряду изречениях из Псалтыри, что уже само по себе имело сакральное значение. Это не языческий обряд, а именно христианский обычай. Человек принимал важнейшие решения, соотнося свои желания и поступки с выпавшими из Псалтыри Божественными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Мономах 03.06.2006 1204 Время на чтение 17 минут От редакции : 1 июня был день памяти выдающегося русского государственного деятеля великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха . Сегодня мы публикуем статью православного историка Юрия Валентиновича Сухарева. Один из наиболее выдающихся государственных деятелей и полководцев Киевской Руси Владимир (Василий) Всеволодович Мономах родился в 1053 г. за год до смерти своего деда да - Ярослава Мудрого. Своим прозвищем Владимир обязан деду по матери - византийскому императору Константин Мономаху. Детские годы Владимира прошли в Переяславле Южном - столице Всеволода Ярославича, где княжич получил хорошее образование, что проявилось позднее. С детства начал он постигать главную премудрость князя - науку управления государством. Это были спокойные годы. Разгромленные дедом печенеги перестали тревожить русские земли, в 1055 г. Всеволод с братьями разгромил подошедшие к границе племена торков. Однако вскоре из степи появился новый страшный враг - половцы. Беззаботное детство прервалось в 1061 г., когда они, впервые напав на Русь, разбили войско Всеволода и осадили Переяславль. В тринадцать лет Владимир Всеволодович начал взрослую жизнь, направившись, по поручению отца, в Ростов через землю вятичей, еще не вполне покоренных киевскими князьями и в массе своей остававшихся язычниками. С этого времени жизнь Владимира превратилась в сплошную череду походов и войн. Сначала - междоусобных, а за тем - и с внешним врагом. Вскоре Всеслав Полоцкий; " рать почал " , и Ярославичи втянулись в изнурительную усобицу, но едва лишь Полоцкое княжество, дорогой ценой, было покорено и Всеслав оказался в тюрьме - " порубе " , как снова нагрянули половцы. В несчастной битве на р. Альте, закончившейся разгромом Ярославичей, повлекшей восстание в Киеве и изгнание Изяслава Киевского, Владимир, скорее всего, не участвовал. Ему хватало забот. До своего 25-летия он, по подсчетам Б.А.Рыбакова, успел покняжить не менее чем в 5 городах, включая Смоленск и Владимир Волынский, совершить до 20 " великих путей " , переходя, по приказам отца и дяди Святослава, с места на место на огромном пространстве от Новгорода до Глогова в Чехии, воюя то с поляками, то с половцами, а более всего с полочанами и двоюродными братьями - сыновьями Изяслава и Святослава.

http://ruskline.ru/analitika/2006/06/03/...

Шарль Диль (французский историк) Выпуск первый Предисловие Множество нитей культурных, экономических, религиозных, литературных связывали Византию с Русью. Эти древние нити не порвались еще окончательно. Византийские начала живы и в нашей государственной и в нашей общественной жизни. Таким образом история Византийской империи, давно покончившей свое существование, представляет для нас, русских, современный интерес. Теория и практика византийского самодержавия оказала громадное влияние на московское государство. Самое слово «самодержец» буквальный перевод греческого «автократор», автос – сам, крато – держу. Когда великий князь московский Иоанн Грозный пожелал принять титул царя, он старался доказать свои права на такой титул. В то время турки уже владели Константинополем, пала Византия, считавшаяся единой всемирной империей, заменившей древний Рим, и права Иоанна на царский титул могли основываться только на связи московского престола с престолом византийским. Во время Иоанна Грозного создалась легенда, будто император византийский Константин Мономах венчал на царство Владимира Мономаха , князя киевского. Не подлежит ни малейшему сомнению, что не могло быть такого факта. Константин Мономах умер 11 января 1055 г., когда Владимиру Мономаху было всего два года, и когда еще никто не мог предвидеть, что чрез 58 лет он будет великим князем киевским, так как было много князей старше его. Тем не менее, эта легенда, так ярко характеризующая нашу зависимость от Византии, важнее многих подлинных событий. А вот и несомненные факты. Иоанн IV был первым нашим самодержцем, настоящим византийским царем на московском престоле. В первый раз иностранные послы увидели в Москве царя, сидящего на троне с золотой византийской короной на голове, в золотом византийском платье, с византийским скипетром в руке, русского царя со всеми атрибутами византийского самодержавия. С тех пор все подданные стали холопами царя; жаловать своих холопей мы вольны и казнить их также вольны, писал грозный царь Курбскому. Для царя все были холопами, и бояре, и потомки удельных князей, и воеводы, наравне с мужиком, все они были холопами, рабами царя. Все подданные на челобитных царю подписываются «холоп твой такой-то», так же точно как в Византии высший сановник наравне с крестьянином подписывался «раб державного царя такой-то».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

а) «Смоленская икона Божией Матери», иначе называемая еще Одигитриею, или, с греческого языка, путеводительницею, очень древняя. По преданию, она написана св. евангелистом Лукою и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этою иконою греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитриею – путеводительницею, так как она была путеводительницею царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск, устроив для нея соборный храм Уепения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленскою. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск, от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий, во время битвы, смертельно ранен был в голову стрелою. Через 260 лет после того, этою же Смоленскою иконою литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за московского князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того, смоляне выпросили свою икону у великих князей московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нея точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрия оставалась в Смоленске до начала нынешняго столетия, до 1812 года; в этом году, неизвестно почему, она перенесена была в город Ярославль. Но в Смоленске с 1602 года существует еще другой образ Богоматери, особенно чтимый верующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась в 1812 году, во время нашествия на русскую землю двадесяти язык. Икона эта была в рядах русских войск, во все время нашей великой отечественной войны; с нею наши воины мужественно сражались в знаменитую Бородинскую битву, – и ее благодатной силе приписывали счастливый успех над врагами. По освобождении нашего отечества от галлов и двадесяти язык, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена в Смоленск с богатыми приношениями. Икона эта и ныне находится в Смоленске, в каменном храме над проезжими воротами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

V. Начало упадка Империи. Завоевания турок. Первый Крестовый поход Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Paradakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Константин Мономах скончался в начале 1055 г. Его жена императрица Зоя умерла еще раньше. Стала единолично править Феодора - ее сестра, которой к тому времени было уже за семьдесят. В 1056 г. скончалась и она. Македонская династия угасла. Патриарх Михаил Керуларий играл чрезвычайно активную роль в выборах нового императора. Он занял сторону земельной аристократии, выдвинувшей своего кандидата. Разгорелась борьба, в которой патриарх и его сторонники в конце концов проиграли: к власти пришел выдвинутый армией аристократ Исаак Комнен , способный генерал. Но земельная аристократия не давала ему править, блокируя каждое его действие. Исаак I, борясь за власть, отправил в отставку Керулария, продолжавшего выступать на стороне аристократии. Однако удержаться на престоле императору не удалось. Через два года после воцарения он был вынужден отказаться от престола и уйти в монастырь. Его преемником стал Константин X Дука . Имперская казна уже опустела, а армия опасно усилилась. Платить ей было нечем, солдаты волновались, назревали бунты. Император решил сократить военные силы, что, может быть, имело смысл для сохранения его власти, но для империи было чрезвычайно опасно, в особенности в тот исторический момент. На Востоке собирались грозовые тучи, а на Западе буря уже разразилась. Норманны перешли в новое наступление. Папы решили переменить политику на более реалистическую (или более оппортунистическую). В 1059 г. папа Николай II признал норманна Робера Гвискара правителем Апулии, Калабрии и Сицилии, благословив его отвоевывать первые две области у византийцев, а остров Сицилию - у арабов. Норманнское завоевание началось. Константин X умер в 1067 г. Его сын, Михаил VII, был еще малолетним. Через год вдова императора вышла замуж за генерала Романа Диогена, который стал регентом и императором.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Неа-Мони [Греч. Να Μον - Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в.; в 1990 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с византийскими мон-рями Осиос Лукас и Дафни . Н.-М. основан вскоре после 1042 г. местными монахами Никитой, Иоанном и Иосифом . Их Житие написано не ранее XV-XVI вв. и, по мнению совр. исследователей, содержит ряд недостоверных деталей. Согласно Житию, близ пещеры, в к-рой подвизались монахи, им явилась икона Пресв. Богородицы Оранты на горевшей и не сгоравшей миртовой ветви. Впосл. в Н.-М. икона почиталась как чудотворная. Помимо нее в мон-ре был святой источник, также посвященный Богородице. Чудесное явление иконы произошло в правление визант. имп. Михаила IV (1034-1041). Вскоре монахи посетили находившегося в то время в ссылке на Лесбосе придворного Константина Мономаха и рассказали ему о том, что от иконы им было видение, предсказывавшее, что Константин станет императором. Тот пообещал в случае исполнения пророчества построить ц. во имя Пресв. Богородицы на Хиосе. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал строительство мон-ря. На Хиос отправили столичных мастеров-строителей и художников. В июле 1049 г. главный храм (кафоликон) Успения Пресв. Богородицы был освящен. Возведение всего комплекса, как считают историки, завершилось ок. 1055 г., уже после смерти имп. Константина. Скорее всего в тот же период были созданы мозаики кафоликона. Русский путешественник В. Г. Григорович-Барский , неоднократно посещавший Н.-М. в 1725-1743 гг., сообщил, что видел в Н.-М. рельефную памятную надпись о начале строительства кафоликона 11 янв. 6553 г. от сотворения мира, т. е. в 1045 г. (надпись утрачена, вероятно, в 1822). В первые десятилетия своей истории Н.-М. находился в центре внимания визант. политической элиты. Ктиторами мон-ря были и имп. Константин IX, и его жена августа Зоя , и ее сестра Феодора . Особое покровительство монахам оказывал К-польский патриарх Михаил I Кируларий . Сохранились сведения о 8 хрисовулах и др. имп. актах, изданных для Н.-М. при Константине IX, большей частью между 1044 и 1051 гг. (RegImp, N 861, 862, 868, 878, 887, 892, 893, 902; Miklosich, Muller. Vol. 5. P. 1-13, 440-449). Часть из этих документов известна по рукописным копиям в собраниях Халкинской богословской школы, Святогробского подворья в К-поле и б-ки мон-ря св. Илии на о-ве Самос. Подлинные акты были утрачены в 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

5 святынь Паломничество к месту упокоения святого великомученика Георгия Победоносца осуществляется пилигримами и верующими туристами круглый год. Наряду с чудесным образом обретенными мощами великомученика Георгия Победоносца, Кандалами, в которые был заключен святой, а так же Чудотворной иконой Божьей Матери " Лиддская " доступны для поклонения в Георгиевской церкви в городе Лидда. В Лидде вмч. Георгий родился, вырос, обрел истинную веру. Этот город стал родиной для великомученика. Благочестивые христиане после его благой кончины перенесли честные мощи святого в Лидду из Никомидии, где великомученик принял смерть ради Христа. Считалось очень важным для православного воина быть погребенным на своей родине. Там теперь находится место захоронения Георгия Победоносца в крипте церкви в честь святого. Строение храма претерпело множество изменений, оно неоднократно разрушалось людскими руками, однако, и стихийные бедствия не обошли своим вниманием святое место. При землетрясении пострадали аспида северной части храма и его свод. Люди стали поговаривать, что события эти происходят по грехам, что гневается Господь на грехи людские и отбирает у них святыню. Другие видели в этом символичность, ведь, всегда после разрушения церковь, где находится гробница Георгия Победоносца восстанавливалась, как и тело святого после мучений неминуемо ведущих к смерти. Быль гласит, что император Диоклетиан не один раз безрезультатно пытался умертвить свою жертву, однако, святой Георгий оставался невредим. Первоначально базилика, построенная на месте неизвестной церкви, имела три нефа и три аспиды, часть которых сохранились и встроены в нынешний православный храм. Базилика была разрушена Халифом аль-Хакимом. Восстановить святыню сподобился император Константин. Византийский правитель Константин Мономах и здесь запечатлил свое имя в истории. После землетрясения, которое также повредило церковь, город был подвержен длительной осаде турков. Все это время мощи святого покоились под главным алтарем церкви, центральный придел которой освящен в честь великомученика.

http://elitsy.ru/holy/temple/25888/

протоиерей Михаил Браверман Владимирский образ и святые цари – Константин и Елена У каждой иконы есть своя история. Многие иконы связаны со знаковыми историческими событиями. Так, например, Корсунская икона пришла на Русь в связи с ее крещением. Смоленская икона была приданым византийской царевны Анны (дочери Константина Багрянородного), когда та выходила замуж за князя Всеволода Ярославовича. Позднее их сын, Владимир Мономах , перенес образ в Смоленск. Федоровской иконой в 1613 году был благословлен на царство Михаил Романов. Августовская икона связана с явлением Девы Марии над польским Августовским лесом в 1914 году, во время Первой мировой войны. Державная икона, спрятанная во время нашествия Наполеона, была обретена в Коломенском 15 марта 1917 года, вдень отречения от престола царя – страстотерпца Николая II. Особая же роль в истории России принадлежит Владимирской иконе Пресвятой Богородицы. Этот образ принадлежит к иконографическому типу «Елеуса». Это слово, буквально означающее «Милостивая», в русской традиции передано очень красиво: «Умиление». Данный тип сложился в Византии к XI веку и открывает нам материнскую любовь Марии Девы. Ее нежность, а иногда и скорбь о Своем Сыне и Боге. Владимирская икона (наряду с Казанской) – одна из самых чтимых и значительных в духовной истории России. В честь этого образа, так же. как и в честь Казанской, было основано и создано множество храмов и монастырей. И так же, как Казанская, Владимирская икона прославляется несколько раз в течение церковного года: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября). В эти дни вспоминаются милости Божии, явленные в нашем Отечестве по заступничеству Девы Марии с XIV по XVI век: избавление от нашествий Тамерлана и крымского хана, а также знаменитое стояние на реке Угре, после которого Россия окончательно избавилась от Ордынского ига 46 . В один из таких дней, 3 июня, Церковь прославляет еще и первого христианского императора, Константина, и его мать, царицу Елену. Обращение Константина ко Христу имело фундаментальное значение в истории всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

XI век Великий церковный раскол 1054 года Причины для разделения единой христианской Церкви на Западную и Восточную формировались на протяжении всего первого тысячелетия существования христианства. Поводом же к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц – Рима и Константинополя. Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года в грубой власянице – одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой. Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обидимых. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией. В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха. С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010