Все сказанное, какова бы ни была конечная судьба этих гипотез, указывает, во всяком случае, на большое место идеи церковного или литургического года в раннем, до–константиновском уставе и на несомненную укорененность этой идеи все в том же эсхатологическом и экклезиологическом богословии времени, которое составляет основу первохристианской «lex orandi» и первый пласт в литургическом предании Церкви. 1. Переходим теперь к пласту второму — то есть к тем элементам или чертам Устава, которые своим появлением в нем обязаны литургическим переменам после–константиновского времени и которые связаны с тем, что мы назвали новым литургическим благочестием. Условно, мы определили этот пласт как «мирской», противопоставляя его богослужебным особенностям, привнесенным монашеством. Полного описания или устава этого «мирского» богослужения, каким оно слагалось и развивалось в эпоху бурного литургического расцвета 4–го–5–го веков, до нас не дошло, поскольку оно было позднее целиком «интегрировано» в уставе–синтезе, в создании которого монашеству, как мы увидим, принадлежала главная роль. И все же основные черты, главные «ударения» этого типа богослужения выделить можно. Основными источниками здесь, помимо рассыпанных в разных памятниках отдельных сведений, являются два документа, исключительное значение которых для литургической науки давно уже признано такими учеными, как Димитриевский и Мансветов. Мы имеем ввиду знаменитый Типик Великой Церкви, изданный по Патмосской рукописи 10–го века А. А. Димитриевским  и чин «Песненного последования» 15 века, описанный Симеоном Солунским  . Оба эти памятника, конечно, не могут быть признаны непосредственными свидетельствами об интересующей нас эпохе, ибо в них много поздних напластований, для определения которых потребуется еще много кропотливой работы. Но в основном они все–таки дают общую картину того богослужения, которое А. Баумштарк назвал «кафедральным обрядом», и несомненно отражают эпоху, более раннюю чем ту, когда они написаны. Баумштарк доказал, что Патмосский памятник в главной своей части восходит к Константинопольскому Типикону 802—806 г.  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Академии за 1905–6 уч. Год», стр. 21–53). – Кроме указанных диссертаций К. Д. из печатных его трудов может быть отмечена актовая речь; «Вера и ее отношение к христианскому знанию, по учению Климента Александрийского » (Киев, 1847, 1–40), произнесенная 27 сен­тября 1887 г. Здесь раскрывается сущность учения александрийского учителя о вере и знании и о постепенном переходе веры в знание, в связи с системой образования. Общая формула, выражающая взгляд, александрийскаго катехета на отношение веры к знанию, по словам, К. Д., может быть указана в следующих словах Климента Ал.: «нет ни знания без веры, ни веры без знания» (Str. V,1).– Почившему профессору принадлежит затем перевод на русский язык, с предисловием и примечаниями, знаменитаго древне-христианскаго памятника «Учение двенадцати апостолов» (Тр. К. Д. Ак. 1884, 11, стр, 344–384, и отд,), перевод, выдержавший 2 издания (издание второе, исправлен­ное вышло в 1885 г.) и переизданный книгоиздательскою фирмою «Посредник» в Москве. Кроме этих, статей в академическом журнале помещены К. Д. три библиографические его заметки: а) об «Историческом Учении об Отцах Церкви» Филарета, архиеп. Черниговскаго (1883, 1. стр. 148–170), б) об учебнике патрологии и патристики Ниршля (1884, 10, стр. 248–264) и в) по поводу введения Вл. Соловьева к русскому изданию Διδαχ τν δδεχα ποστλων (1880, 12, стр. 725–731). Если к этому присоединить несколько статей К. Д. в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» по истории местнаго сектанства и в «Воскресном Чтении» назидательнаго характера (напр., «Три пути, ведущие к истинному Богопознанию», по учению св. Аеанасия Вел., за 1881 г., и т. п.), то, невидимому, этим и исчерпывается учено-литературное наеледие К. Д. Но в оставшихся после покойного профессора бумагах, доступ к которым еще пока невозможен, можно будетъ найти второй том «Диадоха» и несколько других работ, равно как и курс лекций. – Кроме учено-литературных трудов перу К. Д. принадлежитъ еще много рецензий на сочинения кандидатских, магистерских, докторских, на сочинения, представлявшиеся на Макарьевския премии, отзывы об отчетах профессорских степендиатов по патристике.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

12 октября 1876 г., за смертью профессора К. И. Скворцо­ва, в Киевской духовной Академии сделалась вакантною кафедра патристики. Постановлением Совета Академии от 20 ноября того же года был объявлен конкурс на занятие этой вакантной кафедры, на который однако никто ие выступил. Вследствие этого 9 сентября следующаго 1877 г, помощник ректора по богословскому отдаленнию Академии, на котором тогда только и читалась патристика, дроф. Д.В. Поспехов предложил членам отделения войти в сношение с более способными магистрантами для замещения кафедры патристики, и сам же в качестве такого кан­дидата на эту кафедру назвал К.Д. Попова , хотя последний, как прошедший академический курс по церковно-исто­рическому отделению, патристики в Академии не слушал. Как кандидат богословия, К.Д. прежде определения на кафедру должен был представить диссертацию pro venia legendi и прочесть две пробные лекции. Эти требования академическаго устава он выполнил с успехом. Представлен­ное им в качестве, диссертации pro venia legendi сочинение на тему: «полемика Тертуллиана против Маркиона» было отдано на рассмотрение профессору П. Ив. Линицкому, ко­торый тогда временно читал лекции и по патрологии, и автор был допущен к защите своего сочинения в присутствии членов отделения, равно как я к прочтению двух пробных лекций. И защита, и лекции были признаны удовлетворительными и К. Д., с утверждения Высокопреосвященнаго Митрополита Киевскаго, был допущен к чтению лекций по вакантной кафедре патристики в звании приват-доцента с 1 марта 1878 г. С этого времени и до конца жизни он остается на службе в Академии. 30 апреля 1880 г. К. Д. представил в Совет Академии свое печат­ное сочинение под заглавием: « Тертуллиан , его теория христианскаго знания и основные начала богословия» (Киев, 1880, 1–234). Это сочинение было рецензировано проф. М.Ф. Ястребовым . 11 сентября 1880 г. состоялся магистерский диспут К. Д. и он был удостоен степени магистра бо­гословия, в которой был утвержден. С 24 октября 1880 г. он становится штатным доцентом по своей кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

В результате осенью 1368 г. О. с большим войском (в него входили его сыновья и брат Кейстут, сын последнего Витовт «и вси князи Литовьстии», Михаил Александрович и силы Смоленского вел. княжества) подступил к юго-зап. рубежам Московского княжества. Вел. кн. Владимирский Димитрий Иоаннович, не успев собрать войско, вместе с двоюродным братом, серпуховским кн. Владимиром Андреевичем, и митр. Алексием укрылся в недавно отстроенном белокаменном Московском Кремле. О. разбил отряд стародубского кн. Симеона Димитриевича Крапивы, прошел через союзное московским князьям Оболенское княжество, убив его правителя - кн. Константина Юрьевича, а 21 нояб. 1368 г. на р. Тростне нанес поражение московскому сторожевому полку. Путь на Москву был открыт, но 3-дневная осада Московского Кремля окончилась безрезультатно: О. ограничился разорением окрестностей и вынужден был отступить. Следствием похода стали серьезные политические уступки, сделанные московскими правящими кругами вел. кн. Тверскому Михаилу Александровичу. Осада Волока (Ламского) вел. кн. Литовским Ольгердом с союзниками в 1370 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 616 об.) Осада Волока (Ламского) вел. кн. Литовским Ольгердом с союзниками в 1370 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 616 об.) В 1369-1370 гг. вел. кн. Димитрий Иоаннович попытался взять реванш: он укрепил свои позиции в Новгороде и Пскове, совершил походы на Брянское княжество и союзное ВКЛ Смоленское вел. княжество, в результате к-рых под его контролем оказались территории в бассейне верхней Оки с Мценском и Калугой. После того как в авг. 1370 г. москвичи разорвали мирный договор с Тверским вел. княжеством и начали против него боевые действия, вел. кн. Михаил Александрович вновь обратился за помощью к О. (одновременная попытка вел. кн. Тверского заручиться поддержкой ордынского темника Мамая успеха не принесла). Несмотря на активизацию борьбы ВКЛ с Тевтонским орденом, а также с Польшей и Венгрией за Волынь, в нояб.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Когда происки Геронтия не удались и в митрополиты был поставлен св. Петр, то патриарх передал ему отобранные у Геронтия святительские ризы, пастырский жезл и церковные сановники. 21 Сопоставляя это известие степенной книги с летописными сказанием об отправлении Митяя в Константинополь для поставления в митрополиты, где говорится, что Митяя сопровождали между другими и митрополичьи бояре 22 , мы в праве заключить, что если при митрополите Петре упоминаются только церковные сановники, а при Митяе, при тех-же совершенно обстоятельствах, уже митрополичьи бояре, то следовательно, они появились в первый раз только при митрополите Алексие. Тоже подтверждается и другими данными. В уставной грамоте вел. кн. Василия Димитриевича с митрополитом Киприаном говорится: «а кто будет бояр и слуг не служивал Алексею митрополиту и приказался ново митрополиту» и пр. 23 . Очевидно, что во время составления упомянутой уставной грамоты бояре только что начали поступать на службу к митрополитам «ново приказалися митрополиту», и старейшими из них называются только те, которые служили Алексею митрополиту, не ранее. С другой стороны, до уставной грамоты в. князя с митрополитом Киприаном отношения митрополичьих бояр и слуг к князю, как это видно, еще не были определены, что опять указывает на их очень недавнее появление на службе митрополита, в противном случае князья ранее позаботились бы поставить митрополичьих служилых людей в определённые отношения к себе и тогда уставная грамота с митрополитом Киприаном была бы не нужна вовсе. В родословной книге находится известие, что к митрополиту Алексею поступил на службу его младший брат Феофан, род которого под названием Фоминых остался на службе и у последующих митрополитов 24 . Из представленных свидетельств с несомненностью можно заключить, что бояре и вообще более знатные служилые люди стали поступать на службу к митрополитам только со времени св. Алексея. После него митрополичьи бояре и слуги упоминаются при всех его преемниках: Митяе 25 , Киприане 26 , Фотие 27 , а с конца XV века, дошедшие до нас свидетельства, говорят уже не только о существовании светских архиерейских чиновников, но и об их обязанностях и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Усть-Любоежа находилась в общем владении с Колмовым монастырем близ Новгорода. Дворы в Васильевском погосте были разделены между вел. князем, помещиком Козляниновым и К. м., а дер. Устье - между князем, монастырем и своеземцами. Полностью К. м. принадлежали 9 деревень (Донцо, Терпилово, Хотяж, Наволок, Новоселицы, Ортемьево, Коровье, Заднее, Сменково). Кроме того, в Курецком погосте мон-рь владел 2 рыбными вежами; одна находилась в найме у крестьян, с другой вся выловленная рыба шла на монастырский обиход (Новгородские писцовые книги. 1886. Т. 4. С. 14-15; 1905. Т. 5. С. 39, 64, 153, 162, 292-293). К 1498 г. К. м. владел в Поозерье и Заверяжье 36,5 обжи земли. В Локоцком погосте Деревской пятины в кон. XV в. К. м. имел 3 деревни (Высокое, Демьяново, Новина) и 4 обжи земли, а в Григорьевском Кречневском погосте Водской пятины в 1500 г. мон-рю принадлежали 3 деревни: Вотково, Голодово, Потылицыно - с 6 дворами. Еще 3 дворами К. м. владел в дворцовых деревнях Тютицы и Овинец. Всего в Водской пятине за обителью числилось 11,5 обжи (Там же. 1862. Т. 2. С. 85-86; 1868. Т. 3. С. 11-12). Возможно, этими вотчинами в 3 пятинах К. м. владел и до присоединения Новгорода к Москве в 1478 г., т. к. при упоминании «старого письма», т. е. прежней переписи, др. владельцы не называются ( Гневушев. 1915. С. 191, 235-236, 262, 354). При этом исследователь ошибочно полагал, что Троицкий на Веряже и Троицкий Клопский мон-ри - разные обители. Известен лишь один случай конфискации, произведенной после 1478 г.,- в Ретенском погосте 8 обжей (3 сохи с третью) были «отписаны на великого князя» (Новгородские писцовые книги. 1905. Т. 5. С. 39). В период новгородской самостоятельности кроме земельных вотчин одной из статей дохода К. м. являлось т. н. кормление братии покровителями обители, в т. ч. архиеп. Новгородским Евфимием I , московским кн. Константином Димитриевичем, опальным кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой ( Дмитриев. 1958. С. 102-108). Тем не менее К. м. испытывал нек-рые экономические трудности.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

Тимон (Короткий Трофим Дионисьевич; 1838 – после 1903), монах – фотограф Русской Духовной Миссии с 1884 г. Из мещан г. Константинограда Полтавской губ. Послушник Святогорской Успенской пустыни Харьковской губ. Пострижен в рясофор (1864). Получил послушание фотографа в монастыре (1868). Пострижен в мантию (1873). Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. (заведовал аптекой в санитарном поезде). Получил благословение на паломничество в Иерусалим и на Афон (1884). С этого года монах Тимон фигурирует в дневнике архимандрита Антонина как фотограф Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (первое упоминание 14 июня 1884 г.) и выполняет съемку всех важнейших событий в жизни Русской Палестины. В 1887 г., в связи с закладкой Александровского подворья, выполнен цикл фотографий Порога Судных Врат и всей связанной с ним археологической зоны. В этот же и последующие годы по заказу ППО осуществляется фотофиксация всех этапов строительства Сергиевского подворья. (Подавляющая часть работ Тимона хранится в настоящее время в составе фототеки ИППО в Петербурге, в ГМИР). В мае 1898 г. из-за конфликта «с невообразимым упорством и злобою» с начальником РДМ архимандритом Рафаилом (Трухиным) был арестован генералом консулом А.Г. Яковлевым и выслан в Россию. 12 сентября 1898 г., по требованию Св. Синода, Министерство иностранных дел издало распоряжение «о воспрещении выдачи заграничного паспорта бежавшему с пути следования в Константинополь из Иерусалима монаху Тимону и принятии мер к вторичной высылке его для дальнейшего направления в ведение Преосвященного Харьковского» (указ Св. Синода начальнику РДМ архимандриту Рафаилу от 9 октября 1898 г.//Архив РДМ. П. 9. Д. 162. Листы в деле не нумерованы). Проживал с 1898 г. в Димитриевском монастыре в с. Рясном Харьковской епархии. В январе 1903 г. подал прошение в РДМ о возвращении ему денег, сданных им на хранение архимандриту Антонину еще в 1889 г., хранившихся с тех пор в Миссии (Архив РДМ. П. 9. Д. 162. 1 л.). Прошение подписано «бывшим монахом Тимоном, а ныне Трофимом Коротким», предполагает снятие им с себя монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Служба «Милосердие» запустила акцию «Дари радость на Рождество» 12 декабря 2022 г. 17:35 Православная служба помощи «Милосердие» запустила акцию «Дари радость на Рождество», в рамках которой призывает собрать подарки подопечным из 25 проектов службы. Акция продлится до 6 января 2022 года включительно, и в святочные дни добровольцы и координаторы «Милосердия» будут вручать подарки. Всего за 11 лет существования акции служба «Милосердие» вручила 282 тысячи подарков. Среди тех, кому помогает «Милосердие»: неполные и многодетные семьи, дети и взрослые с инвалидностью, мамы с детьми и беременные женщины в сложной жизненной ситуации, бездомные и другие люди в беде. «Приближается Новый год и Рождество, и мы рады, что у нас есть то, что остается неизменным, то, что можно назвать константой службы " Милосердие " — наше стремление подарить радость всем людям, которые нуждаются в помощи и поддержке. Поэтому мы из года в год, несмотря ни на что, стараемся провести эту акцию и приглашаем всех к участию», — рассказала организатор акции Светлана Шепель. Чтобы принять участие в акции, необходимо зайти на сайт dari.miloserdie.ru , выбрать и забронировать подарок для подопечного или конкретного проекта, купить его в любом магазине и привезти либо заказать доставку в пункт приема по адресу: город Москва, улица Николоямская, дом 57, строение 7. Расписание работы пункта также можно посмотреть на сайте акции. Специально к старту акции служба «Милосердие» выпустила видеоролик , который дополнил серию рождественских роликов Службы. «Девиз нашей Службы — " Радость умножается делением " — и его как нельзя лучше иллюстрирует рождественская акция. Об этом мы и рассказываем в нашем новом ролике. Любой незначительный подарок принесет радость нашим подопечным: бабушке, ребенку или взрослому с инвалидностью, бездомному и многим другим! Чем больше участников акции, тем больше радости!» — сказала руководитель PR-omдeлa службы «Милосердие» Элина Шевченко. Служба помощи «Милосердие» — крупнейшая православная социальная служба в России. В составе службы 25 проектов помощи, среди которых «Дети.про», Свято-Софийский социальный дом, Свято-Димитриевский детский центр, Свято-Спиридоньевская богадельня, кризисный центр «Дом для мамы» и другие. Подопечным службы «Милосердие» доступна не только гуманитарная и медицинская помощь — юристы, психологи и другие специалисты работают, чтобы вернуть страждущих к нормальной жизни. За год в службе находят решение своей проблемы более 30 тысяч человек. Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5984428.ht...

В августе 1900 г. исполнилось двадцать пять лет со времени основания в Призрене сербской богословско-учительской школы. Это – самая старая высшая сербская школа в пределах турецкой империи. От основания своего и до настоящего времени она дала сербскому народу много хороших священников, дельных учителей, добрых граждан и других полезных деятелей. Основана на средства сербского добротвора Симеона Игумнова. Первоначально имела только 3 класса, потом 4 и 5, а ныне все науки распределены на 6 классов, из коих 3 низших общегимназических, и 3 высших богословско-педагогических. – В 18991900 учебном году было в ней всего 136 учеников, из коих 108 жили в интернате, а 28 вне интерната. Стипендиатов было 103, полустипендиатов 3, кроме того 7 учеников получали пособия. По происхождению более всего было детей крестьянских (55), за тем детей ремесленников и купеческих (46), священнических детей училось 27. По округам больше всего было из рашско-призренской епархии (84) и скопийской (22), было также несколько учеников из Черногории, Боснии и Герцеговины. Экзамены выдержали 23 воспитанника с отличным успехом, 80 с очень хорошим, 33 с хорошим и только 1 со слабым успехом. Ректор школы – Стеф. Димитриевич. Учителей с высшей и средней богословской подготовкой семь... В последнее время приведены в новый лучший порядок библиотека фундаментальная (2 910 томов), ученическая (58 названий и 1 386 томов учебников) и школьный архив 624 . По случаю значительного ремонта зданий, ученье в текущем учебном году началось 2 октября 1900 года. Посвящение сербского архимандрита Фирмиллиана в митрополита скопийской епархии до сих пор еще не состоялось, к великому огорчению православной сербской паствы. Сербы скопийской епархии – пишет „Србобрану“ корреспондент из Старой Сербии – оставшиеся еще и доныне верными константинопольской, так называемой вселенской, а —744— в сущности греческой патриархии, скорбят и терпят муки, и никого не имеют кто бы откликнулся на их вопли, кто бы утолил их скорбь и страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечательно, что последний известный нам документ, написанный святителем, – доверенность епископа Пимена на имя регента архиерейского хора священника Петра Белоусова на получение от Городской управы 50 рублей для хора в счет августа 1918 года. Сумма эта хору не была выдана, так как постановлением от 9 октября 1918 года Верненский городской отдел Верненского уездного Совдепа определил «ежемесячную выдачу на содержание хора Верненского кафедрального собора по 50 рублей прекратить с августа месяца 1918 г» 249 . 21. В хронике церковной жизни по поводу первого собрания читаем: «Собрание духовенства и мирян города Верного, обсудив 3 декабря приближение голодной опасности населению города Верного, решило взять на себя заботу о питании в пределах своих приходов детей беднейших родителей. Для изыскания средств на питательные детские пункты было постановлено произвести за богослужением 6 декабря «нарочитый сбор», а затем учредить кружку для сбора пожертвований деньгами и натурой по домам более состоятельных жителей приходов. Насколько отзывчиво прихожане откликнулись на это благое начинание отцов настоятелей города Верного видно уже из того, что сбор 6 декабря выразился в некоторых храмах далеко выше сотни рублей» 250 . 22. Из «Туркестанских епархиальных ведомостей» 1918 года. Маршрут поездки Его Преосвященства Преосвященнейшего Пимена от гор. Верного до гор. Пржевальского (через Пишпек) и обратно от ст. Джил-Арык (через Кастек) до гор. Верного для обозрения церквей. 1. Гор. Верный 2. Каскеленская 3. Сел. Самсоновское 4. Сел. Казанско-Богородицкое 5. Ст. Самсу 6. Ст. Таргань 7. Ст. Отар 8. Ст. Курдай 9. Ст. Сюгаты 10. Сел. Георгиевское 11. Ст. Константиновская 12. Сел. Молдаванское 13. Гор. Пишпек 14. Сел. Лебединское 15. Сел. Ново-Покровское 16. Сел. Димитриевское 17. Сел. Краснореченское 18. Сел. Ивановское 19. Сел. Большой Такмак 20. Сел. Старый Такмак (Белый Бекет) 21. Ст. Джил-Арык 22. Кок Майнак 23. Ст. Новодимитриевская 24. Ст. Тура Айгыр 25. Сел. Чактал 26. Ст. Чулпан-Ата

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010