Сергей Королев. Реактивное движение к мечте К 110-летию со дня рождения легендарного конструктора 12 января, 2017 К 110-летию со дня рождения легендарного конструктора Русские ученые Константин Эдуардович Циолковский и Иван Всеволодович Мещерский стали пионерами в теоретическом обосновании полетов в космос. Их трудами в 1897–1903 гг. была создана теория полета ракеты. Американец Годдард и немцы Оберт и фон Браун занялись этими вопросами гораздо позже. В середине XX века эстафету перенял Сергей Королев. …То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли! Сергей Королев «Раз уж я согласилась, надо ехать» Он родился ровно 110 лет назад – 12 января 1907 года в Российской империи в городе Житомире. Его отец, Павел Яковлевич Королев, выпускник словесного отделения филологического факультета Историко-филологического института, работал учителем русской словесности. Мама – Мария Николаевна Москаленко – была дочерью нежинского купца. Умница и красавица, она закончила гимназию лишь с одной четверкой и получила свидетельство о том, что «…признается достойною звания домашней учительницы по русскому языку». Девушка мечтала поехать в Петербург на Высшие женские курсы. Планам этим удалось сбыться лишь гораздо позднее. Через две недели после окончания гимназии семнадцатилетней Марии сделал предложение Павел Яковлевич Королев. Нарушивший все планы «жених» девушке «не нравился, она не обращала на него сколько-нибудь серьезного внимания, да он и не был особенно заметен. Были у нее знакомые – более интересные молодые люди и больше нравившиеся Дочь Сергея Королева в своих воспоминаниях писала: «Предложение Павла Яковлевича застало Марию врасплох. (…) он сказал: «Я предлагаю вам выйти за меня замуж». Она ответила, что замуж пока не собирается, а хочет ехать в Петербург поступать на Высшие женские курсы. (…) Он предложил пойти в дом. Войдя в комнату, где сидели родители, он сразу сказал, что просит их благословения. Мария Матвеевна сняла икону и благословила их, говоря при этом: «Все очень хорошо, очень подходяще». У Марии сложилось впечатление, что родители были в курсе дела и не особенно удивились. Однако она продолжала противиться этому браку, поэтому решено было собрать семейный совет, на который вскоре съехались родственники и близкие друзья. Обсуждение ее судьбы было всесторонним, а решение единодушным:

http://pravmir.ru/sergey-korolev-reaktiv...

В 1885 г. ростовский краевед А.А. Титов в своей работе " Ростовский уезд Ярославской губернии " упоминал о находящемся " верстах в трех от села Краснораменья " холме " Гора Святой Марии " , на котором были обнаружены следы построек и курганы. Автор привел предание о " Святом колодезе " в монастыре Марии Магдалины: церковный колокол был сброшен врагами с " Горы " , скатившись, он пробил верхней частью землю и в таком положении утонул в ней, после чего на этом месте забил родник. В очерке С.А. Агриколянской " Село Краснораменье Ростовского уезда " , опубликованный в 1888 г., описывается быт, нравы и верования местных крестьян на основе личных наблюдений автора. Интерес вызывают сведения о гаданиях у источника и обрядах в располагавшейся в окрестностях села " Марьиной роще " . Урочище " Гора Святой Марии " представляет собой холм, поросший лесом. Без всяких сомнений, является историко-археологическим памятником. Обнаруженный культурный слой XIII в. с учетом географического положения объекта позволяет считать, что именно это место было отмечено летописью при описании одного из сюжетов феодальной войны 1216 г. В преддверии Липицкой битвы Мстислав Мстиславич Удатный, тогда новгородский князь, в походе из Новгорода прошел к Волге и вниз по реке до Кснятина (устье р. Нерли Клязьминской), а затем свернул к Переславлю навстречу союзнику, ростовскому князю Константину Всеволодовичу. «И быша на Городищи на реце на Саре, у святеи Марии, априля 9… и ту прииде к ним князь Костянтин с Ростовци…» Основной культурный слой и обнаруженное кладбище, курганная группа - более 150 захоронений, а также въезд на гору со стороны реки и остатки пруда с плотиной в верховье ближнего оврага относятся к периоду XIV–XVI вв. Таким образом, археологические данные подтверждают легенду о существовавшем в этой местности монастыре. Поблизости сохранились крупный курганный могильник конца XI-XII в. и селище раннего железного века. Существуют легенды о " Колодце Марьи Святой " . В одной из них речь шла о том, как одна " гулящая " женщина не смогла найти колодец. Лишь только после ее ухода он был обнаружен. В других произведениях рассказывалось о попытках извлечь затопленный колокол. Для этого один из местных жителей решил " спустить " воду из родника. Однако, принявшись за дело, он был напуган несметным количеством лягушек, после чего " полз прямо на четвереньках " , а, рассказав о происшествии, объяснил его так: " Вот, мол, как они (лягушки) меня отсюда проводили " .

http://sobory.ru/article/?object=56836

К примеру, о сыне Ярослава, Святославе, говорится, «что он, подобно пчеле, со всякого цветка Писания собрав в один сот – в смысленное сердце свое – сладость, источал ее из уст своих пред боярами, на вразумление им, и являлся им новым Птолемеем..., по собранию драгоценных священных книг разных, которыми наполнял он свои клети, к вечной памяти о себе». О правнуке Ярослава, Ярополке, говорилось так: «бе премного христолюбив, любя пропитание божественных словес». В сказании о вел. кн. Андрее Боголюбском есть то свидетельство, что он «божественному Писанию зело прилежаше». Вел. кн. Константина Всеволодовича (Владимирского) характеризовали так: «Всех умудряя духовными беседы, часто бо чтяше книги с прилежанием и творяше по писанному». У последнего также имелась громадная библиотека (более 1000 экз. книг). От владимирских книголюбов не отставали и Новгородские князья и купцы. Они стремились к созданию при храмах не только библиотек, но и скрипториев. Самыми известными новгородскими коллекционерами рукописей духовного содержания были: кн. Владимир Ярославович, кн. Мстислав Владимирович (сын Мономаха), новгородский посадник Остромир и др. Возможно, благодаря им, в период XI–XIII вв. на Руси находилось в обращении не менее 100 тыс. книг 261 . Отсюда возникает следующий вопрос: откуда они были завезены в новокрещеную страну? Во-первых, естественно предположить, что, в силу этнических связей, существовавших у русских с восточными, западными и южными славянами, славянские книги проникали в Киев (а потом и в другие русские города) сначала с территории Великой Моравии, потом – из Болгарии. Во-вторых, значительная часть этих манускриптов была, несомненно, византийского происхождения 262 . Из исторических источников известно, что прямые контакты между русскими и византийцами осуществлялись через русские (торговые) колонии в Константинополе, аналогичные им общины в Крыму (Херсонес) и Северном Кавказе (Тмутаракань), и через монашеский Афон. По стопам торговли шла культура и религия (миссионерство).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Наша с юным Царем и Царицей любовь Вновь скрепляет священные узы… И хоть Русь велика, но на ней уголка –172(4)- Не найдется сегодня такого, Где народ всей душой за Царя со семьей Не вознес бы моления Богу! Где, со светлым лицом, он свой царственный дом Не почтил, в день венчанья ликуя! Где, заботы забыв, всё в любовный порыв Чувства сердца не слил, торжествуя! Д. Попов К.М. Чин священного коронования: (Исторический очерк образования чина)//Богословский вестник 1896. Т. 2. 5. С. 173–196 (2-я пагин.). (Окончание.) 686 —173— 2 . Чин коронования на Руси Доселе с определенностью не установлена хронологическая дата появления царского венчания на Руси. Сохранившиеся литературные памятники, единогласно выводя его из Византии, в то же время дают разноречивые хронологические показания. Одна группа памятников указывает первовенчанного русского князя в великом князе Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113–1125), другая приписывает первовенчание великому князю Владимиру Святому (Святославичу 972–1015). Разница значительная, на целое столетие. Мы по достоинству оценим эту разницу, если примем во внимание, что конец X в. и начало XI в., как мы видели, в Византии является переходным моментом для чина коронования: в этот период чин вступает в новую стадию развития. Очевидно, что для правильного освещения истории русского коронационного чина, стоявшей в зависимости от византийского, не безразлично будет, станем ли мы начало венчания на Руси возводить к X в. или относить к началу XII века. Неизбежно, таким образом, требуется более или менее определенное решение вопроса о том, какое из двух хронологических показаний достовернее. Пользовалось широкою распространенностью сказание «О поставлении Великих Князей Российских на великое княжение святыми Бармами и Царским Венцем, откуду бе, —174— и како начата ставитися». Вот его содержание: «В лето 6722 (1114) бысть князь Великий Владимир Всеволодович, рекомый Мономах… Той бо Мономах прозвася от таковыя вины. Егда сяде в Киеве на великое княжение, начат совет творити со князи и с бояры и с вельможи, глаголя тако: Еда аз мал есмь, иже прежде мене царствовавших?… Якоже князь великий Олег взял с Царяграда велию дань и здрав возвратися во свояси; а потом князь великий Всеслав Игоревич взял на Константине граде тяжчайшую дань… и ныне убо ищу совета: и кий совет ми воздаете? Отвещаша же князи и бояре и воеводы его: мы есмы все раби твои под твоею паствою и властию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В прошлом в жизни народа русского формы эти имели много градаций. Осуществлялось это и в жизни простолюдина; осуществлялось и дворянами, которые умели без лукавства совмещать веру во Христа с отвагой и размахом. В более высоких кругах это выражалось в более утонченных формах. В России был и сугубо элитарный слой, в котором царила безукоризненная изысканность, абсолютно несовместимая с фальшью. Правдивостью, честью, достоинством он близок был к святости, но преследовал при этом чисто земные цели и отличался безупречностью манер и привычек; достоинство, мужество, честь были для него естественны. Он весь был пронизан идеалами Божьего Царства, только осуществлял его не подвигом, а мерами земли; это было живое осуществление предельного человеческого достоинства в его земном выражении. Класс этот в революционное лихолетье весь был истреблён, и даже не просто “за ненадобностью”, а “за вредностью”. Мне безмерно повезло, что я сподобился встретить Злату Константиновну, потому что такая личность, как она, могла возрасти только на почве сугубо элитарного прошлого, и в её чертах и поступках просвечивалось великое прошлое России. При оценке личности Златы Константиновны весьма значительную роль сыграла для меня Анастасия Полякова, мать Татьяны Всеволодовны Поляковой и мой друг, которая в девяностые-двухтысячные годы была ведущим профессором Архитектурного института. Образ действий Анастасии частично, а порой и до полной идентичности повторял поведение Златы Константиновны Яшиной. Сходство прослеживалось и во внешних проявлениях, и во внутренней сути. Манера поведения Анастасии Поляковой также была пронизана отточенным изяществом. В движениях была подчёркнутая плавность, в одежде — безупречная изысканность, в общении — неизъяснимое обаяние. Загадка в том, что далеко не все упомянутые качества можно было свести к воспитанию. Анастасию, как и Злату, можно было ввергнуть в печаль, но без озлобления на обидчиков, а с глубочайшей скорбью, переживаемой не столько за себя, сколько за обидчика.

http://pravmir.ru/russkie-zhenshhinyi-ve...

Действия соответствовали обещаниям. Сильная дружина Венгерская окружила Дворец Княжеский, заняла крепости; повелевая именем малолетнего Даниила, грозила казнию внутренним изменникам и распорядила защиту от неприятелей внешних, так что Рюрик, вступив с Ольговичами в Галицкую землю, встретил войско благоустроенное, сражался без успеха, не мог взять ни одного укрепленного места и возвратился с Великим стыдом. Сын Рюриков, зять Великого Князя, выгнал только Ярослава Владимировича, свояка Всеволодова, из Вышегорода, и союзники распустили войско. Рюрик уступил Белгород своим друзьям Черниговским, которые отдали его Глебу Святославичу. Между тем Всеволод Георгиевич спокойно господствовал на Севере: отряды его войска тревожили Болгаров, Князья Рязанские отражали Донских хищников, а Новогородцы Литву. Жители Великих Лук с воеводою, именем Нездилою, ходили в Летгалию, или в южную часть нынешней Лифляндской губернии, и привели оттуда пленников. Новая ссора Россиян с Варягами – вероятно, по торговле – не имела никакого следствия: последние должны были на все согласиться, чтобы мирно купечествовать в наших северо-западных областях. Но Всеволод, будто бы желая защитить Новгород от внешних опасных неприятелей, велел объявить тамошним чиновникам, что он дает им старшего сына своего, Константина, ибо отрок Святослав еще не в силах быть их покровителем. Надобно думать, что Бояре Владимирские, пестуны юного Святослава, не могли обуздывать народного своевольства и что Великий Князь хотел сею переменою еще более утвердить власть свою над Новымгородом. Двадцатилетний Константин уже славился мудростию, Великодушием, Христианскими добродетелями: граждане Владимирские с печалию услышали, что сей любимый юноша, благотворитель бедных, должен их оставить. Отец вручил ему крест и меч. «Иди управлять народом, – сказал Всеволод: – будь его судиею и защитником. Новгород Великий есть древнейшее Княжение в нашем отечестве: Бог, Государь и родитель твой дают тебе старейшинство между всеми Князьями Русскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

4 . Князь Юрий, узнав о взятии Владимира, послал Дорожа с 3.000 человек проведать про врагов. Дорож прибежал и сказал: «Князь! уже татары нас обошли». Услыхав это, Юрий сел на коня с братом своим Святославом, племянниками, мужами и пошел против поганых. Князь начал ставить полки, и вот внезапно приспели татары на Сить. Юрий, отложив всю печаль, пошел к ним. Обои полки соступились. Была сеча злая, и наши побежали перед иноплеменниками. Тут убит был великий князь Юрий Всеволодович на реке Сити, и воины его многие погибли. А Василька Константиновича руками взяли и повели в станы свои с большой нуждой. Дойдя до Шеренского леса, татары остановились и стали нудить Василька быть в их вере и воевать вместе с ними. Но он не повиновался их обычаю, не брал ни пищи их, ни питья и говорил против них так: «О, глухое царство и скверное! не отлучить вам меня от христианской веры. Если я теперь и в большой беде, то Бог навел ее на меня за грехи мои. Какой ответ дадите Богу, что погубили столько душ без правды? За них Бог будет мучить вас в бесконечные веки». Они скрежетали на него зубами, желая насытиться его крови, и убили его в том лесу. Был князь Василько красив лицом, очами светел, взором грозен, необыкновенно храбр, на охоте отважен, сердцем легок, и кто служил ему, тот не мог забыть его до смерти. 5 . Только ста верст не дошли татары до Новгорода. Воротился Батый и пришел к городу Козельску, где был молодой князь, именем Василий. Поганые сведали, что у людей в городе ум крепкодушевный, что словами льстивыми нельзя взять города. Жители Козельска решили не сдаваться Батыю, говоря: «хотя князь наш и молод, но положим живот 30 свой за него; приняв здесь славу этого света, там примем от Христа Бога венцы небесные». Татары разбили стены и взошли на вал; граждане резались с ними ножами; потом положили выйти на полки татарские и, выйдя из города, побили четыре тысячи врагов, но и сами были все перебиты. Батый взял наконец Козельск и истребил всех, до грудных младенцев; а о князе Василии неизвестно; говорят, будто он утонул в крови, потому что был молод. С тех пор татары не смели называть этого города Козельском, но звали его злым городом, потому что они бились около него семь недель и потеряли троих сыновей Темниковых; они искали их, но не нашли во множестве трупов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Понятно, что такое сложное издание – труд коллективный, в котором задействованы представители разных профессий, но без попечителей он бы не состоялся. Поэтому после слова-пролога, слова приветствия, сказанного почетным Президентом Российской государственной библиотеки Виктором Васильевичем Федоровым, выступил многолетний друг и благотворитель, председатель Попечительского совета фонда «Возрождение Тобольска» Юрий Константинович Шафраник. Он, сам человек судьбы уникальной, всецело посвященной России, интеллектуал и щедрый меценат, был искренен и вдохновенен в своих высоких оценках нового издательского подвига фонда «Возрождение Тобольска». Ю.К. Шафраник особо отметил значение деятельности руководителя Фонда А.Г. Елфимова, подчеркнув, что кроме Москвы и Санкт-Петербурга мало в России найдется организаций, которые на протяжении более чем трех десятилетий работали бы так самоотверженно на благо России, как фонд «Возрождение Тобольска». И здесь великий поэт Тютчев – достойный пример служения России талантом и всей судьбой. Помощь в издании книги, посвященной государственному деятелю Ф.И. Тютчеву, оказали и власть предержащие. Руководитель думской фракции от ЛДПР, депутат Государственной Думы РФ, председатель Правления Международного общественного фонда «Российский фонд мира» Леонид Эдуардович Слуцкий, принявший участие в частичном финансировании и реализации проекта, с присущей ему яркой отзывчивостью оценил значение издания. И это понятно, т.к. Леонид Эдуардович любит великого поэта, много из Тютчева знает наизусть, что показал на презентации, и понимает актуальность его творчества и примера служения Отечеству. Л.Э. Слуцкий, процитировав отрывок из стихотворения «К славянам», показал не только историческую прозорливость Тютчева, но поставил в ряд с ней значение деятельности фонда «Возрождение Тобольска», пообещав продолжить дружбу с Фондом и его поддержку в новых проектах, которые назвал – живой историей. Л. Э. Слуцкий вручил подарочные экземпляры издания президенту Российской государственной библиотеки В.В. Федорову и начальнику Департамента Управления информационного и документационного обеспечения Президента РФ Елене Всеволодовне Сосновой для библиотеки Администрации Президента.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/21/...

Мысль об этом преемстве, усвоенная русским сознанием, нашла себе выражение в своеобразных переделках греческого сказания О Вавилонском царстве и в легенде о мономаховых регалиях. Основной мотив названных памятников легендарного творчества, имеющих между собою весьма близкую связь, заключается в «образном представлении того преемства, которое перенесло на Москву древнее политическое и церковное значение Византии и сделало московских царей единственными и законными продолжателями греческих императоров» 30 . Видимыми знаками такого преемства являются царские инсигнии, ведущие свое начало от всемирных монархий Востока и чрез посредство Византии переходящие в русскую землю. В «сказании о Вавилонском царстве» повествуется, что царский венец (отождествляемый в некоторых редакциях этого сказания с мономаховой шапкой) и другие знаки верховной власти, принадлежавшие некогда Навуходоносору, «царю вавилонскому и всея вселенныя», были чудесно добыты византийским императором Львом, «во святом крещении Василием», при посредстве трех мужей: грека, обежанина (абхазца) и русина 31 . Дальнейшая судьба византийских инсигний рассказана в легендарной повести о присылке их на Русь к великому князю Владимиру Всеволодовичу 32 . В 1114 г. великий князь, по совету с боярами, начал войну против греков и опустошил Фракию. Византийский император Константин Мономах, имевший в то время «брань с персы и с латынею», поспешил заключить мир с новым победоносным противником и с этою целью послал торжественное посольство, которое вручило великому князю знаки царской власти (венец, бармы и проч.) с такими словами: «Прими от нас, боголюбивый и благоверный княже, эти честные дары – твое исконное достояние, на славу и честь и на венчание твоего вольного самодержавного царства..., и да нарицаешься ты отныне боговенчанный царь». И великий князь был венчан тем византийским царским венцем, рукою присланного греческого митрополита Неофита, добавляет легенда; и оттоле тем венцем венчаются все великие князья русские, когда ставятся на княжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

К XII в. исследователи относят формирование крупных мордов. общностей - мокши и эрзи (основную территорию проживания эрзи локализуют на юго-востоке совр. Н. о.). В 20-х гг. XIII в. летописи сообщают о мордов. князьях Пургасе, союзнике булгар (подвластные ему земли - Пургасова волость - находились, вероятно, в междуречье Тёши и Мокши), и Пуреше, «ротнике» владимирского кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича . На дальнейшее развитие региона сильно повлияло монг. нашествие, во время к-рого мордва и черемисы были покорены, в 1238 г. разорен Городец. С 60-70-х гг. XIII в. существовало Городецкое княжество (в 1320 вернулось в состав Владимирского вел. княжества). В 1341 г. хан Узбек изъял Н. Новгород и Городец из состава владений вел. князей Владимирских и передал их суздальскому кн. Константину Васильевичу, в результате чего возникло самостоятельное Нижегородское вел. (Нижегородско-Суздальское) княжество. Его правители поощряли освоение земель, основали ряд укреплений, в т. ч. Бережец, Городище на Ватоме, Кишь, Курмыш (1372), крепость на Оленьей (Олениной) горе близ Лыскова, Сару. В XIV в. начали складываться система обороны рубежей Нижегородского вел. княжества и пограничная служба. Пограничная линия представляла собой засечную черту, проходившую, по предположению И. А. Кирьянова, от Мурома по левому берегу р. Серёжи, междуречью Серёжи и Пьяны, далее по левому берегу Пьяны до места впадения ее в Суру и по левому берегу Суры до ее устья. Она включала цепь небольших пограничных крепостей-острожков, а ее главным опорным пунктом на востоке был, по-видимому, Курмыш. В окрестностях Н. Новгорода появились княжеские и монастырские вотчины. В XIV в. на правобережье Оки и Волги сложились 2 основные области, заселенные русскими: на муромском участке Оки, между устьями Велетьмы и Кишмы (входила в Муромское княжество), и в междуречье Кудьмы, Волги и Оки, близ устья последней (Нижегородское вел. княжество). Центром освоения Заволжья был Городец: увеличилось количество рус. поселений на освоенных в домонг.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010