Кара настигает всех императоров-гонителей. Диоклетиан впадает в безумие и лишается короны (VIII. 13:11). Позорно погибает его соправитель Максимиан (VIII. 13:15). В страшных муках умирают Галерий (VIII. 16: 3–5) и Максимин (IX. 10:14–15). Потерпев бесславное поражение, Максенций тонет в водах Тибра вместе со своими воинами (IX. 9:5–7). Бог наказывает не только тиранов, но и их окружение: «Ниспровергнув все за краткий срок, – читаем мы в Тирской проповеди, – они [цари-гонители] и сами оказались ниспровергнуты и претерпели наказание; совершенно погубили себя, своих друзей и близких» (выделено нами. – И. К.) (X. 4:29). Так, позорная гибель настигает языческих жрецов, чьи пророчества толкнули Максимина на преследования (IX. 10:6), архонтов, ревностно исполнявших его нечестивые указы (IX. 11:3–6), его детей и родственников (IX. 11:7–8). Более того, разнообразные бедствия становятся уделом всех подданных: Империя раскалывается на части, повсюду свирепствуют голод, эпидемии и междоусобицы, судоходство полностью прекращается, а внешние враги одерживают победы над римлянами (VIII. 13:11; 15; IX. 8) 275 . Боголюбивые цари – Констанций Хлор, Константин и, отчасти, Лициний – выступают в качестве основных помощников Бога при реставрации им истории. Как говорит Евсевий в Тирском панегирике, Логос «предрасположил к себе души императоров и с их помощью очистил вселенную от всех пагубных людей и от самых ужасных и богоненавистных тиранов» (X. 4:60). За это их ожидает великая награда. Констанций Хлор, справедливо и заботливо управляющий вверенными ему областями Империи и не участвующий в гонениях на христиан, удостаивается мирного и славного царствования, беспрепятственно передает власть своему мудрейшему и благочестивейшему сыну Константину и познает блаженную кончину (VIII. 13:12–14). Небеса даруют боголюбезным Константину и Лицинию победу над гонителями Максимином и Максенцием (IX.9:1–12), обеспечивают счастливое правление покровителю христиан Константину (X. 7) и помогают ему восторжествовать над впавшим во зло Лицинием (X. 8:6–7, 19; 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Обыкновенно полагают, что гонение на христиан началось ранее издания указов Диоклетиановых (т. е. ранее 303 года). В доказательство этого ссылаются на известие Евсевия (VIII, 4) о том, что еще ранее официально объявленного гонения приказано было исключить из войск всех христиан, не желавших приносить языческие жертвы. Но, к сожалению, нельзя точно определить, к какому времени царствования Диоклетиана следует относить этот факт (Евсевий, как мы замечали выше, не дает точной хронологии истории гонения Диоклетиана). Можно полагать, что исключение твердых в вере христиан из войска произошло весьма незадолго до открытого гонения (по указам) и целью вышеуказанного распоряжения было, как догадывается Буркхардт (S. 296), желание гонителя, исключив христиан из войска, развязать себе руки в своих дальнейших действиях, так как в случае оставления христиан в армии можно было опасаться со стороны их вооруженного сопротивления гонителю. Что факт имел место незадолго до открытого гонения, об этом можно догадываться по тому, что Евсевий известие об этом факте помещает в своей «Истории» непосредственно перед описанием событий в Никомидии в 303 году, в котором началось открытое гонение на христиан.    Burkchardt. Die Zeit Constantin " " s. S. 38. Об отношениях Диоклетиана к соправителям, в особенности к кесарям, обстоятельно говорит Гунцикер (Diocle-tianus. S. 145, 156—157, 250—260), доказывая, что Диоклетиан всегда действовал по своей инициативе и не позволял вмешиваться посторонним там, где их не спрашивали.    Arnobius. Disputationes adv. genres. Lib. Ill, cap. 7.    De mort. persecut., cap. 13.    Евсевий. Церк. ист. VIII, 2. 6;    Его же. О Палестинских мучениках (Предисловие).    Евсев. VIII, 5; Lact. De mort. pers., cap. 13.    Lact., cap. 14.    Lact. Ibid.; Preuss. Op. cit. S. 149.    Lact. Ibid.    Его речь к обществу святых, гл. 25. 6 Евсев. VIII, 6.    Lact., cap. 14.    Евсев. Церк. ист. VIII, 6; Preuss. Op. cit. S. 151; Hunziker. Op. cit. S. 273.    Burckhardt. Op. cit. S. 298.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сопротивления, по сути дела, не было («medenos autois antistantos», – отметил Феофан) 2411 . Позже оборона велась назначенным из столицы архонтом города, спафарием Ильей (Илией), видимо, силой небольшой части тех имперских войск (тагм и стратиотского ополчения), которые были присланы из Византии с «первым флотом», снаряженным за счет средств жителей Константинополя 2412 . Видимо, как и в архонтатах Диррахия, Кефалонии, Крита, Кипра, Фессалоники, регулярный гарнизон Херсона насчитывал в VIII в. не более 100 воинов 2413 . Таким образом, до образования фемы, после смены дуката архонтатом, в условиях демилитаризации, свойственной византийско-хазарскому режиму кондоминиума, безопасность херсонитов и других обитателей здешних земель долгое время не требовалось обеспечивать, хватало небольшого ополчения городских собственников, и только когда отношения стали меняться в худшую сторону, в конце VIII – первой половине IX в., здесь стали чаще появляться византийские регулярные войска, на что указывают моливдовулы спафарокандидата и турмарха Константина и комискоротов – штабных комитов «палатки» (tes kortes), в частности императорского кандидата Исоя 2414 . Последние являлись чем-то вроде интендантов при стратиге или императоре, ведали сторожевой службой во время походов и дежурили при императорской палатке 2415 . К тому же невозможно представить, что спафарий Илья был единственный в городе византийский чиновник на протяжении столь длительного времени. Собственно, ничто не мешает видеть в протополите Зоиле именно архонта города, равно как и «ничто не говорит о том, что Зоил был первым исполнителем обязанности архонта» 2421 . Сфрагистические находки постепенно ликвидируют пробел. В этом плане следует обратить внимание на печати Саввы, ипата, и Феодота, ипата и царского спафарокандидата (2 экз.), архонтов Херсона, тоже одни из сравнительно ранних (VIII в.), а также на моливдовулы Евстафия, царского спафария, еще одного Зоила, ипата, Константина, царского стратора и затем спафария, Григоры, царского спафария, – архонтов Херсона конца VIII в., рубежа вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1422 ...полагая за грех убить того, кого [силой] вывели из церкви. — Считалось грехом убивать людей, нашедших убежище в церкви и силой выведенных оттуда. Григорий не раз подчеркивает это. См. кн. IX, гл. 38. О праве убежища в церкви см. прим. 18 к кн. V. 1423 ...Веран, епископ Кавайона... — О Веране см. кн. VIII, гл. 31; кн. IX, гл. 41. 1424 ...«который выдавал себя за кого-то великого»... — См.: Деян.:8, 9, где в таких же словах говорится о Симоне Волхве. 1425 ...приводящего с собой слепых и увечных... — Ср.: Мф.:15, 30. 1426 ...черной магии... — В подлиннике: nigroinantici ingenii — «дар вызывания мертвых (душ)». Григорий связывает греческое слово necromanieiou — «прорицалище мертвых» с латинским niger — «черный»; отсюда, по народной этимологии, — «черная магия». 1427 Он носил тунику без рукавов... — Одежда, которую обычно носили египетские монахи. 1428 ...произнес первый, второй и третий стих — По-видимому, речь идет о тропарях — церковных праздничных песнях. 1429 ...совершали общие молебствия... — В подлиннике: rogationes publicae. См. прим. 194 к кн. II. 1430 ...когда наступил день и светоч солнца был высоко. — Ср.: Вергилий. Энеида (VII, 148): «Завтрашний первой едва освещал лампадою земли/День восстающий». У Григория этот стих перефразирован. 1431 ...Амелии, епископ города Сьета... — О нем см. кн. VIII, гл. 28. 1432 «...восстанут лжехристы и лжепророки — чтобы прельстить, если возможно, и избранных». — Мф.:24, 24. 1433 Эннодий. — О нем см. кн. VIII, гл. 26. 1434 Город Беарн. — Позднее был разрушен. 1435 Герцог Австровальд — О нем см. кн. VIII. гл. 45; кн. IX, гл. 31. 1436 ... войско короля Гунтрамна оп устошило Септиманию... — См. кн. VIII, гл. 45, где говорится о походе герцога Дезидерия на Каркассон, один из городов Септимании. 1437 Милиарий (miliarium) — мильный столб, которым отмечалась каждая римская миля. 1438 ...Гунтрамн Бозон был ненавистен королеве [Брунгильде]... — Герцог Гунтрамн Бозон, отличавшийся вероломством, еще ранее был причастен к интригам против Меровея, сына Хильперика, женившегося на Брунгильде, вдове короля Сигиберта (см. кн. V гл. 2. 14, 18). Кроме того, не без его участия в Галлию из Константинополя прибыл самозванец Гундовальд, действовавший от имени юного короля Хильдеберта Австразийского. См. кн. VII, гл. 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Deo laudes читается на двух десятках памятников, ко- – 117– торые были найдены главным образом в Нумидии, а также в Ситифийском округе. Многие из них принадлежат 4-му веку. Большинство открытых монументов представляют из себя обломки архитектуры, принадлежавшей, очевидно, донатистским зданиям: скульптурные пилястры, столбы базилики, дверные косяки, притолки (epistylia), камни из сводов, и, наконец, обломки, назначение которых теперь трудно определить. Донатистский девиз попадается даже на таких вещах, как камешки, вделываемые в перстни. Очевидно, что этот девиз был очень популярен в раскольничьей общине. Он был лозунгом партии, он же играл роль в декорации базилик и часовен, в украшении вещей частного и домашнего обихода. Перечислим те монументы, где формула Deo laudes стоит одиноко, без всяких других формул или символов. Сюда относится столб, найденный в Henchir Gosset (к юго-западу от Тибессы), см. Corpus inscriptionum latinarum t. VIII, 2046. 72 Далее – камень из Αn Mtirschu (область Khenchela), на котором изваяны две розетки под донатистским лозунгом: Deo laudes (С. I. L. VIII, 17768). Девиз встречается отдельно от других формул на бронзовых перстнях, сохраняемых в Constantine. Это были, быть может, перстни донатистских епископов. Один из таких перстней, найденный в Ferdjiona между Milov и Cuicul, имеет девиз, выписанный всеми буквами в две строчки (С. I. L. VIII, 22653, 10. Besnier et Blanchet. Collection Farges, p. 65, n. 36). Другой перстень, неизвестный по месту происхождения, дает ту же самую формулу, только в сокращении: D(e)o laud(e)s (Vars, Recueil de Constantine XXXII (1898), p. 352, n. 207). Очевидно, что эти два слова казались адептам донатизма настолько красноречивыми, что всякое прибавление к ним, всякий комментарий их представлялись совершенно излишни. Впрочем донатистский девиз сопровождался и константиновской монограммой, присутствие которой позволяет —118— отнести надпись к IV-мy веку. Сюда принадлежат красивые пилястры, сохраняемые теперь в Khenchela (древн. Mascula). Пилястры эти по трем сторонам богато украшены скульптурой. Декоративные орнаменты состоят из прямоугольных рамок, розеток, концентрических крупов, аркад, ветвей, цветов, венков, ампул, четвероногих животных, рыб, голубей и, наконец, из большой константиновской монограммы поверх надписи: Deo laudes (С. I. L. VIII, 2223; 17718; 17732). Это – пышные остатки донатистского памятника, вероятно базилики, которая, по времени, должна быть ранее Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Византийская школа В отличие от Запада с его уже почти всеобщей даже в Италии неграмотностью, в империи ромеев начальное школьное образование в VIII столетии оставалось доступным для детей не только горожан, но и сельских жителей и мальчиков, и девочек. Обучение грамоте в VIII веке основано было на чтении Псалтири. Но «метод, которым учились читать, был в основном тем же, который практиковался в античности... Прежде чем учить чтению, обучали письму, так что встречались индивиды, которые умели писать, но не читать, поскольку их обучение остановилось на первоначальном этапе. Упражнения в чтении, как и в письме, начинались с усвоения отдельных букв, затем слогов, и, наконец, слов и фраз» . Первоначально ученики запоминали начертание букв маюскульного шрифта, подобного современным прописным печатным буквам греческого алфавита, и затем уже принимались за минускул скоропись, которой не овладевали те, чье обучение остановилось на раннем этапе, так что они могли разбирать только надписания икон или монументальные надписи, которые выполнены были маюскулом. Чтобы оценить распространение грамотности в византийском обществе VIII века, не хватает данных в источниках, но косвенным образом, в частности, по указаниям на грамотность или отсутствие ее у монахов отдельных монастырей, мужских и женских, можно сделать приблизительное заключение, что в Константинополе грамотных было значительное большинство, что и в провинциальных городах грамотных было больше, чем неграмотных, что среди мужчин, живших в сельской местности, грамотные люди не представляли исключения, а вот крестьянки обыкновенно не умели ни читать, ни писать. И все же уровень грамотности, а значит, массовой культуры в Византии VIII века был выше, чем в католических странах Западной Европы в XIX столетии. Хотя среднее образование и не служило формальным цензом для вступления на поприще чиновничьей службы, но обладание им было обычным делом в среде многочисленной византийской бюрократии. В Константинополе существовали и высшие школы, камерные по числу преподавателей и студентов, в которых, однако, можно было получить богословское, риторическое, юридическое и медицинские образование, в философских школах приобретались основные сведения по естествознанию, а также технические, инженерные знания, которые требовались при сооружении зданий, мостов, для изготовления знаменитого «греческого огня», наводившего ужас на враждебные государства.

http://pravoslavie.ru/124591.html

Чтобы достигнуть большей определенности в этих соображениях, мы должны предварительно уяснить себе эту одну сторону дела: в каких отношениях находились к константинопольскому патриарху Миры ликийские и особенно Апулия с г. Баром? Мы знаем, что Ликия, а, следовательно, и Миры – откуда перенесены мощи святителя – в церковном отношении была подчинена константинопольскому патриарху. Но к году перенесения Миры были заняты турками и, таким образом, они отрезаны были от Константинополя. Кому была подчинена Апулия? В первые века христианства вся южная Италия в церковном отношении была подчинена римскому первосвященнику, выводить из-под власти которого и передавать в ведение другому – константинопольскому, при полном единстве и согласии церквей не было поводов до VIII века. Но в VIII веке греческие императоры нашли нужным отнять южную Италию у папы и подчинить ее константинопольскому патриарху. В эпоху монофелитизма (VII в) и иконоборства (VIII в.), в эпоху насилования религиозных верований италийцев греческими императорами, – против антиправославных эдиктов которых вооружались многие из римских пап – Григорий II (726 год), и другие, – политическая необходимость требовала отнять у пап греко-италийские церкви. Проводя в италийском народонаселении вместе с религиозными антипатиями ненависть к византийской власти, они (папы) в высшей степени помогали и содействовали политическому разрыву Италии с Грецией, отпадению первой от власти греческих императоров. Поэтому весьма естественно, что неудачные попытки пап убедить греческих императоров оставить покровительство и насильственное распространение ереси на западе разрешились всеобщим итальянским восстанием против греческих властей. Византийские наместники Италии низвергнуты и прогнаны; на их место поставлены лица из народа, избранные народом 54 . За Грецией остался только юго-восточный берег аппенинского полуострова с Апулией и Калабрией. Чтобы упрочить за собою власть еще не в отпадших владениях, но уже готовых к восстанию, греческим императорам необходимо было ослабить авторитет и устранить влияние пап в этих местностях, так как папы содействовали отпадению римской Италии от греческой империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Выразить удовлетворение осуществлением очередной богословской встречи представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. 3. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на состоявшемся собеседовании. 4. Считать полезным продолжение богословского диалога представителей двух Церквей. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений, о состоявшейся 27 ноября 1998 года в Женеве рабочей встрече делегаций Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата и обсуждении нерешенных вопросов, имеющих отношение к церковному положению в Эстонии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на состоявшихся переговорах. 3. Считать целесообразным направление в Эстонию смешанной делегации двух Церквей для проведения переговоров с Премьер-министром Эстонии по вопросам урегулирования юридических и имущественных вопросов православных приходов в Эстонии. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, об участии делегации Русской Православной Церкви в VIII Ассамблее Всемирного Совета Церквей, 3-14.12.1998, Хараре, Зимбабве. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить позицию делегации Русской Православной Церкви на VIII Ассамблее Всемирного Совета Церквей, 3-14.12.1998, Хараре, Зимбабве, особо отметив следование делегаций решениям Межправославной встречи в Салониках (29.04-2.05.1998). 2. Выразить удовлетворение тем, что итоговый документ Межправославной встречи в Салониках был совместно и единодушно представлен православными делегатами VIII Ассамблее ВСЦ в качестве согласованной всеправославной позиции по отношению ко Всемирному Совету Церквей. 3. Приветствовать принятое по рекомендации Межправославной встречи в Салониках решение VIII Ассамблеи ВСЦ о создании Специальной комиссии Всемирного Совета Церквей и представителей Православных Церквей для разработки новых структурных форм ВСЦ, которые были бы приемлемы для православных и отражали их экклезиологическое самосознание.

http://patriarchia.ru/db/text/4970081.ht...

3090 Mansi VIII р. 752 ср. Bonif. ер. 4 Mansi VIII, 753 Bonif. ер. 5 подробно см. Ленорский, Фессал. экзарх. стр. 79 и сл. 3091 С. Theod. XVI, 2, 45 (421 Jul. 14) Impp. Honor (ius) et Theod (osius) A. A. Philippo p (raefecto) p (raetori) o Illyrici. mni innovatione cessante vetustatem et canones pristinos ecclesiasticos, qui nunc usque tenuerunt, per omnes Illyrici provincias servari praecipimus. si quid dibietatis emerserit, id oporteat non absque scientia viri reverentissimi sacrosanctae legis antistitis urbis Constantinopolitanae, quae Romae veteris praerogativa laetatur conventui sacerdotali sanctoque iudicio reservari. Dat. prid. id. iul. Eustathio et Agricola conss. ust. Just. 1, 2, 6. Just. 11, 21, 1. Urbs Constantinopolitana non solum iuris Italici, sed etiam ipsius Romae veteris praerogativa laetetur 3095 Это место также доказывает отсутствие высшей церковной власти у епископов Кесарии каппадокийской и Ефеса, ergo церковно-диэцезельное устройство. 3103 Hergenröther. I, 6; Lipsius Rich., Die Apokryphen Apostelgeschichten und Apostellegenden. Braunschw. 1883 Bd. 1 S. 607. 608. 3104 Hieron. в Chronicon около 20 г. Констанция; cp. de viribus illust. c. 7 и adv. Vigilantium t. II p. 122 (Vallars.); Philost. h. e. III, 24. 3114 К. Смирнов, Обозрение источников истории первого вселенского собора никейского. Яросл. 1888 стр. 303. 304. 308. 3118 Socr. VI, 3; Sozom. VIII, 2 о Максиме; Mansi IV, 1270 V, 766. 770. 776. 797. 1010: Дексиан на ефесском соборе 431 г. 3128 Rauschen S. 552; Zöckler art. Hieronymus RE. VIII, 43 Bouwetich art. Epiphanius; RE Bd. V S. 419 Bonwetsch, art. Origenitische Streitigkeiten RE. Bd. 14 S. 490. 3132 Cp. Socr. VI, 10 μμφετο γρ πιφαν Θφιλος ς μικρ φρονοντι περ θεο, τι νθροπμορφον ατν εναι νμιζεν. 3140 Hieronym. ad Pammach. adv. errores Ioann. Hieros. c. 37 MSL. XXIII 389. Tu qui regulas quaeris ecclesiasticas et Nicaeni concilii canonibus uteris et alienos clericos et cum suis episcopis commorantes tibi niteris usurpare, responde mihi, ad Alexandrinum episcopum Palaestina quid pertinet? Ni fallor hoc ibi decernitur, ut Palaestinae metropolis Caesarea sit et totius Orientis Antiochia. Aut igitur ad Caesariensem episcopum referre debueras cui spreta communione tua, communicare nos noveras, aut si procul expetendum judicium erat, Antiochiae potius littere dirigendae. Sed novi cur Caesaream, cur Antiochiam nolueras mittere... Maluisti occupatis auribus molestiam facer quam debitum metropolitano tuo honorem reddere. Иероним. Творения русс. пер. Киевской духовной академии IV, 356. 357.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

141) не убедили нашего автора и не заставили его примириться с настоящим фактом. «Нам кажется весьма вероятным, пишет г. Красносельцев после всего вышеуказанного, что чин этот хотя, может быть, и не совсем в том виде, в каком он дошел до нас, существовал не только в XIV веке, но и в века более ранние и не только в русской церкви, но и в греческой» (стр. 140). Причина этого непреодолимого желания видеть происхождение рассматриваемого чина в глубокой древности заключается в надежде автора отыскать в греческой письменности подлинник настоящего чина, «потому что греческие литургические рукописи в сущности исследованы еще весьма мало – это во-первых, а во-вторых, в том, что «сохранились все таки указания на то, что в более ранний период, а именно VIII-IX в., и у греков существовал особый чин. Если неточно такой, какой известен нам по русско-славянским рукописям то по подобным. Указания эти мы находим в знаменитом Барбериновом евхологие, VIII в., и в правилах константинопольского патриарха Никифора» (стр. 141 который говорить следующее: «Два (чина) молитв святой схимы содержат евхологии: один для мужчин, другой для женщин» (стр. 143). Но при всех этих рассуждениях самый факт существования рассматриваемого чинопострижения с XV в. остается фактом и нисколько автор не подвинулся к решению относительно места и времени происхождения его. То несомненно, что для женского пострижения в евхологиях VIII-IX в. существовали особые молитвы, отдельные от мужских, при чем к ним иногда присоединялись и особые тропари, но чтобы существовали два особых чина для мужчин и женщин – этого мы ни откуда не видим. Подтверждение первой мысли мы находим в Барбериновской евхологие VIII-IX вв., а вторую основываем на правиле патриарха Никифора (806–815), который, прибавим здесь, говорит не о двух чинах, как хочет толковать это правило г. Красносельцев, а о двух молитвах ( τς δο εχς το γ ου σχ ματος, σπερ χουσι τ εχολ για, τv μν ες νδρας, τν δ ες γυνακας σν κα τισι τροπαρ οις) или о двух видах молитв, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010