Но введенная из Азии в Египет степная лошадь доведена была в самом Египте до высокой степени развития красоты ее форм, посредством воспитания в стойлах на заводах 559 . Эти кони улучшенной породы необычайно высоко ценились в Сирии и Месопотамии «царями Хеттейскими и царями Арамейскими» (3 Ц. X, 28–29), так что в Палестине был устроен ряд конюшен 560 для перевода этих коней из Египта в Сирию, и транзит этот доставлял громадные выгоды Соломону, который в руках своих держал всю эту торговлю 561 . Торговля при Соломоне была так развита, что он владеет на Чермном море, – или лучше сказать на заливе этого моря – «в земле Идумейской» гаванью «Ецион Гавер, что при Елофе». В гавани этой «Соломон сделал корабль», говорит книга Царств 562 . Это залив, ныне именуемый заливом Акаба; в нем Соломон, с помощью друга своего Хирама, царя Тирского, и посланных им мастеров финикийских устраивает верфь и спускает свой собственный корабль. Эта первая и последняя удавшаяся Иудеям попытка кораблестроения и мореходства 563 настолько занимает ум великого царя, что он лично едет осматривать свою гавань Ецион Гавер, как о том записано в 2 Парал. VIII, 17. До сих пор Израильтяне совсем не знали мореплавания, а потому: «послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми. И отправились они в Офир и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов и привезли царю Соломону» 564 . В 3 Ц. X, 22 сказано еще (по поводу обилия золота при Соломоне): «Ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов», Сопоставляя это указание с именем загадочной страны Офир, кажется вернее всего предположить, что корабли Соломона и Хирама, ходившие вместе из Ецион Гавера, вывозили золото и упомянутые выше предметы и животных из Индии, или с острова Цейлона 565 . Другие писатели хотели видеть Офир то в южной Аравии, то на восточном берегу Африки, в стране Сомал; но есть одно возражение, которое по-видимому непреодолимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

О возможности войти в Царствие Божие при наличии богатства красноречиво говорит нам пример жившего в VIII веке праведного Филарета, память которого Церковь отмечает сегодня. Родом он был из Пафлагонии (Малая Азия), имел жену, троих детей и большое имущество. Но ко всему у него имевшемуся он относился как к данному на время и для определенных целей. «Неужели, – считал он, – я так много благ получил от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими? Какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том Суде не получат милости те, кто не оказал милости ( Иак. 2:13 ). И если ничего из нашего земного имущества взять с собою мы отсюда не можем, то не лучше ли отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих»? Действительно, ведь сказано, что кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды… не потеряет награды своей ( Мф. 10:41 ). На праведном Филарете это исполнилось еще при его жизни. Так он был милостив к нищим, как отец к своим детям и голодных кормил, и нагих одевал, и дом в свой странников принимал подобно праотцу Аврааму и нищелюбцу Иову. И делал он это даже тогда, когда, напавшие на Пафлагонию, арабы разграбили все его имущество, так что у него осталось только два вола, корова, несколько ульев и дом. Жена и дети упрекали св. Филарета в неразумии, видя, что он продолжает раздавать оставшееся, на что он, уповая на милость Божию, отвечал им: «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда, и ни о чем не заботясь». И Господь, обещавший заботиться о ищущих Царства Небесного, воздал Филарету за его милосердие, так что когда было отдано последнее к нему вновь вернулось богатство земное, ибо его внучка была выбрана в жены императору Константину Багрянородному. И как прежде, святой нищелюбец продолжал щедро раздавать милостыню и устраивать трапезы для нищих, собирая себе через это сокровище на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. О том, ради кого Божия Матерь творит чудеса Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице был составлен в честь освобождения Константинополя, царствующего града империи ромеев, от осады аваров и славян во времена императора Ираклия и патриарха Сергия. В субботу пятой недели Великого поста он читается за богослужением также ради воспоминания о чудесной помощи Божией Матери, явленной при осадах Константинополя арабами в царствование Константина Погоната и Льва Исавра. В VII-VIII веках арабы представляли большую опасность для многих европейских народов, поскольку завоевали весь Ближний Восток, Северную Африку, Испанию, захватили некоторые острова Эгейского моря и являлись серьезной угрозой для материка, на который совершали опустошительные набеги. В такое бедственное для империи время были явлены необыкновенные чудеса заступничества Божией Матери, в честь Которой и составлен первый акафист — «Радуйся, Невесто Неневестная». Потом на протяжении нескольких столетий других акафистов не писали, считая, что это песнопение — единственное в своем роде и подобных ему быть не должно. Только в XIV веке учениками преподобного Григория Синаита был составлен акафист Иисусу Сладчайшему, в котором отражены молитвенные воздыхания и переживания человека, занимающегося умным деланием. Интересно следующее: акафист Божией Матери читается Церковью в честь двух событий, произошедших при императорах-еретиках. Император Ираклий и патриарх Сергий, его послушное орудие, были основателями монофелитской ереси. Монофелитство утверждало, что хотя в Господе Иисусе Христе одна ипостась и две природы (в этом их учение отличалось от монофизитства), но одно действие и одна воля. Эта ересь была до некоторой степени искусственной, так как учение об одном действии и одной воле являлось компромиссным решением (или, как тогда это называли, «икономией») ради примирения монофизитов с православными, ради возвращения еретиков в лоно Православной Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Останавливаясь теперь на первых двадцати девяти главах, мы прежде всего обратим внимание на то, что в них нет ни одного слова об исполнения обрядовой части закона. Там, где употреблено слово закон, очевидно идет дело об исполнении закона нравственного, Богом данного для руководства духовного человека, а именно десяти заповедей, провозглашенных на горе Синае, и закона Моисеева, изложенного в книгах Исход и Второзаконие 691 . В словах писаний Соломоновых, причисляемых к отделу Кетубим (агиографы, священный книги) 692 , мы находим высшее духовное значение обрядового закона. Псалтирь, Иов и писания Соломона суть предшественники пророков, проповедовавших в течение четырех столетий (с VIII века по IV) необходимость исполнения нравственного закона, без чего закон обрядовый не может принести никакой пользы. Первый в этом духе начал проповедь великий пророк Самуил, восклицавший: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов» (1 Царств XV, 22). «Жертвы Ты, Господи, не восхотел еси... Жертва Богу дух сокрушенный и смиренный», воскликнул Давид ( Nc. XXXIX, 7; L, 18, 19 ). «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои; и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя и ты прославишь Меня» ( Ncaл. XLIX, 14–15 ). Развитие этого святого стремления вдохнуть в обряды высшее духовное значение жертвы сердца, отдания души своей Богу 693 , продолжается непрестанно от времен Самуила и Давида и Соломона и во дни пророков, и во дни возврата из плена при Ездре и Неемии во всех книгах ветхого завета, доколе не умолкли пророчества с гласом Малахии, чтобы возродиться вновь в глас «вопиющего в пустыне: уготовайте путь Господень, прямыми творите стези Ему» ( Mamф. III, 3 ). Тогда, предшествуемый Иоанном Крестителем явился Тот, который упразднил ветхозаветный обрядовый закон и все жертвы, ибо Он один Всемилосердный поднял на себя грех мира и принес Себя единожды в жертву умилостивления справедливости Божией 694 . С этой минуты начинается новая жизнь человечества. Завеса, скрывавшая Святая Святых, разрывается Жертвой, пригвожденной к кресту; Дух Божий творит нового человека, освящая его дух и тело крещением во имя Отца и Сына и Святаго Духа; а Господь, Сын Божий, приявший на Себя образ и существо всего человека, глаголет: «Аз с вами есмь до скончания века. Аминь» ( Mamф. XXVIII, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Отец и Сын и Дух Святый, Всесвятая, Единосущная и Живоначальная Троица, Едино Божество и Царство, да благословит (творит крестное знáмение над главами брачующихся) вас, и да подаст вам долгожитие, совершенство жизни и веры, и да исполнит вас всеми земными благами, и да сподобит вас получити обещанныя небесныя блáга, молитвами Пресвятыя Богородицы и всех святых. Аминь». «Премудрость». – «Пресвятая Богородице, спаси нас». – Хор: «Честнéйшую Херувим...» – «Слава Тебе, Христе Боже...» – Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник произносит отпуст, затем бывает многолетие. Отпуст: «Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим чéстен Брак показáвый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых равноапостольных Константина и Елены и святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь». Глава 6. ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ (СОБОРОВАНИЕ) Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазáнии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. (Православный катихизис) Установление Таинства Елеосвящения Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения: «Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» ( Быт. 3, 16 ). На эту связь телесной болезни с греховностью явным образом указывает нам Сам Спаситель в Евангелии от Марка: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо... Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои» ( Мк. 2, 3, 5 ). После чего расслабленный получил исцеление. Божественные апостолы, посланные Спасителем, «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6, 12–13 ). Точнее это Таинство раскрывается в Послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По вопросу о поклонении камням мы позволяем себе выписать заметку из толк. на Исаию проф. Спб. Дух. Акад. на наст. место (стр. 860–861): Указав на увлечение народа Израильского культами соседних ему народов, комментарий говорит о „камнях находимых в устьях рек, которые от действия воды становятся гладкими, нередко принимая довольно причудливую форму“.... Подобный культ камней был довольно распространен на востоке, преимущественно среди семитов 1717 . У Евреев и Финикиян священные камни были известны под именем вефилей; у Санхониатона они названы „одушевленные камни“ 1718 ; у Карфагенян носили имя „славный камень“. Господь приказывает пророку сказать Израилю, если они искали счастья, обращаясь к камням, то пусть эти камни и дают им просимое. „Могу ли Я быть доволен этим?“ глаголет милостивый Господь, скорбящий о духовном унижении разумного существа, созданного Им „по образу и подобию Своему“. 7 . На высокой и выдающейся горе ты ставишь ложе твое и туда восходишь приносить жертву. 8 . За дверью также и за косяками ставишь памяти твои; ибо, отвратившись от Меня, ты обнажаешься и восходишь; распространяет ложе твое и договариваешься с теми из них, с которыми любишь лежать, высматриваешь место. 9 . Ты ходила также к царю с благовонною мастью и умножала масти твои, и далеко посылала послов твоих, и унижалась до преисподней. По женскому роду, употребленному в ст. 9 (ср. ст. 10 и в особ. 11) в русском переводе 1719 мы видим, что, хотя до 5 стиха обращается к народу пророк и во множественном числе, но с 6-го стиха глаголет к Израилю в ед. числе Сам Господь, как к прелюбодейной жене, которой уподобляется Израиль. В 4 т. Св. Лет. (ч. I, стр. 276) мы указывали, что до построения храма, (о чем было предсказано во Втор. 12:11 ) жертвы на высотах не считались преступными, и что были исключительные случаи, в которых (и после построения Соломоном храма) всесожжения, приносимые Господу Богу вне Иерусалима 1720 , были угодны Господу. Но в 7 ст. говорится не о жертвах приносимых с чистым сердцем Господу Богу, хотя бы и вне Иерусалима, а о жертвах идолам, или, что то же, бесам. Стих 8 сходен с видением Иезекииля гл. VIII, 7 –16, когда отошла слава Господня от храма прежде его разрушения; и обличением того же пророка в гл. XVI о блуде Израиля под образом прелюбодейной жены. Под именем „памятей за косяками“ мы разумеем домашних божков или идолов, столь распространенных в языческом мире. В Израиле же мы подозреваем продолжение древнего суеверного культа, о котором упоминается еще в Быт. 30и который конечно существовал еще во времена Саула, а именно почитание домашних терафимов 1721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Прекрасное разъяснение слову „призрак вод“ дает толкование на Исаию, издававшееся при Христ. Чтении 1175 : „Евр. слово шараб, которое означает мираж, есть тот призрак воды, который в раскаленной степи мучит жаждущего путника и повергает его в отчаяние. С исполнением пророчества, мираж превратится в озеро; оно напоит жаждущего путника“. Призрак превращается в действительность; раскаленная степь оживает; внутренний человек обновляется; исчезают лживые божества, манящие к преступлению; исчезают прельщения идолопоклонства и плоти, воздвигавшиеся сатаною; степь превращается в сад, ибо Господь сказал: „кто жаждет, иди ко Мне и пей“; и „кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век“ 1176 . Мы обязаны сказать несколько слов о второй половине стиха 7-го, не одинаково всеми переводимой и понимаемой 1177 . Толкование Спб. Дух. Ак. указывает, что блаж. Иероним, соединяя разные значения текста масоретов и текста LXX, переводил: „в логовищах, в которых прежде обитали драконы, появилась зелень камыша и тростника“. К этому надо присовокупить, что в кн. Иова VIII, 11 и у Исаии XIX, 6 с понятием о постоянной влаге соединяется и упоминание о произрастании камыша, тростника и папируса. Поэтому и здесь появление камыша, там где его не было, означает превращение унылой, засохшей степи в оживляемую присутствием зелени землю. Здесь нет более места драконам или шакалам (в переносном смысле бесам. Ср. Лк. 8:29 с Мф. 12:43 ). В видении Исаии место, где покоятся шакалы, начинает зарастать зеленью: это еще не сад Божий, это приуготовление к нему, начавшееся в ветхом завете; это подготовляется почва нивы Божией, на которую: „выйдет Сеятель сеять“ 1178 . 8 . И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся. В главе XIX, по поводу стиха 23-го (ср. и XI, 16 и прим.) мы говорили о значении великого пути, соединяющего разные страны, доселе совершенно отчужденные одна от другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

С особенной ясностью на этот счёт высказывался папа Римский свт. Григорий Двоеслов в письме к двум Константинопольским клирикам: «после отбытия вашего я узнал..., что ваша любовь говорила, будто бы Всемогущий Господь Спаситель наш Иисус Христос , сойдя во ад, всех, которые там исповедали Его Богом, спас и освободил от заслуженных наказаний. Желаю, чтобы ваше братство думало об этом совсем иначе, а именно, что Сошедший во ад освободил по благодати своей только тех, которые и веровали, что Он придёт, и жили по Его заповедям. Ибо известно, что и по воплощении Господа никто не может спастись, даже из тех, кто верует в Него, если не будет жить по вере, как написано: Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец ( 1Ин.2:4 ); вера без дел мертва ( Иак.2:26 ). Итак, если ныне верующие без добрых дел не спасаются, а неверующие и осуждённые спасены без добрых дел Господом, сошедшим во ад; то участь тех, которые не видели воплотившегося Господа, гораздо лучше тех, которые родились уже после тайны воплощения. Сколь же глупо так говорить и думать, об этом свидетельствует сам Господь, когда говорит ученикам: многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели ( Лк.10:24 ). Но чтобы долго не занимать мне любви вашей моим рассуждением, советую вам прочитать, что написал о сей ереси Филастрий в книге своей о ересях. Вот его слова: «есть еретики, которые говорят, что Господь, сойдя во ад, проповедовал там о Себе всем, уже после их смерти, дабы те, которые там Его исповедуют, спаслись, тогда как это противно словам Пророка Давида: во аде же кто исповестся Тебе ( Пс.6:6 ), и словам Апостола: те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут ( Рим.2:12 )». С его словами согласен и блаженный Августин , в своей книге об ересях. Итак, рассудив обо всём этом, не содержите ничего, кроме того, чему учит истинная вера Кафолической Церкви» 63 . Это учение было подтверждено на Толедском Соборе 625 г., постановившем: «Он сошёл во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых» 64 . В середине VIII в. папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех – и верующих, и язычников. Римский Собор 745 г., созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сказано: «схватили их»; в этих словах ясно видно, что Илия повелевал народом. Поэтому и следующие слова: «заколол их» (Илия) нет надобности толковать, что он собственноручно убил их. Очевидно в этот момент царь и повелитель народа Илия делает только распоряжения, которые беспрекословно исполняются. Жрецы в числе 850 человек схвачены Израильтянами, которые сводят их вниз с горы к потоку в долине и здесь убивают их. Так говорит и Флавий Иосиф (Древности VIII, 7), – что пророки Ваала были убиты народом по повелению пророка Господня Илии. Между тем наверху Кармила по обычаю после жертвоприношения устроена была трапеза 793 . «И сказал Илия Ахаву: пойди, ешь и пей, ибо слышен шум дождя» (41 ст.). «И пошел Ахав есть и пить» (ст. 42). Ахав беспрекословно повинуется пророку и с непостижимым равнодушием к участи «пророков Вааловых и дубравных», покровительствуемых его женою, идет принять участие в приготовленном пиршестве. Сам же пророк Илия «взошел наверх Кармила и наклонился к земле и положил лице свое между коленами своими. И сказал отроку своему: пойди и посмотри к морю». Тот пошел и посмотрел и сказал: ничего нет. Он сказал: «продолжай это до семи раз» (ст. 42–43). Илия восходит на самый верх горы. По всей вероятности трапеза устроена была около лесного источника, о котором мы выше говорили, по словам путешественников; Илия же подымается к той высшей точке, где стоял древний жертвенник Господень и около которого сложен был из двенадцати камней жертвенник самим пророком. Мы упоминали также выше, говоря об этой местности, что с нее видна с одной стороны Ездрелонская долина, а к западу можно рассмотреть море. Здесь пророк погружается в духовное созерцание и горячую умственную молитву, ожидая повелевая Божия по слову Его о даровании дождя (3 Ц. XVIII, 1). Вознося к Господу Богу моления свои, он приказывает между тем служителю своему смотреть на далекий запад, на море. Шесть раз отрок смотрит на запад и, не видя ничего, докладывает о том пророку, который, как все святые и верные слуги Господа, испытывается в вере своей, и продолжает молиться, зная, что «не изнеможет у Бога всяк глагол» 794 . Наконец в седьмой раз служитель Илии докладывает пророку, что «вот небольшое облако поднимается от моря величиною в ладонь человеческую» (ст. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Слова о „крепком и сильном“ напоминают выражение Быт. 10:8–10 о Немвроде, „властителе насилия“. (См. наши зам. в I т. Св. Лет.). Сильный пред Господом или у Господа не значит, что одаренный силою угоден Господу, но что ему дарована Господом сила для исполнения Божиих предначертаний 1012 . По поводу поражающего красотою и верностию образа, которым рисует пророк нашествие Ассура, напомним, что в гл. VIII Исаия сопоставляет „тихие воды Силоама“ – „с бурными и большими водами царя Ассирийского“, которые затопят всю страну, отданную народу Божию, „по шею“ 1013 . Самария повержена в прах; царство Израильское затоплено и перестает существовать навсегда, как отдельное государство. В царстве Иуды Сеннахерим тоже берет все укрепленные города, но глава государства, Иерусалим, вне этого общего потопления, и спасается чудом милосердия Божия. Напомним Ис. 8:9 „Враждуйте народы, но трепещите!“ и Ис. 14 „Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык“. 3 . Ногами попирается венок гордости пьяных Ефремлян. 4 . И с увядшим цветком красивого убранства его, который на вершине тучной долины, делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берет в руку и проглатывает ее. Ефрем, т. е. весь народ этого царственного племени, представляется в образе опьяненного человека, увенчанного венком. Опьянен он развратом и гордостью и идолослужением; венец, надетый, как во время пиршества, – есть излюбленная столица его. И вот венец этот сорван с его головы Ассирийскою бурею и растоптан ногами этих свирепых воинов. Гордость Ефрема попрана, и он, – и народ всех подвластных ему колен Израилевых,-достается победителю, как стадо рабов; и как стая животных гонится в далекие страны. Но в будущем и Ассирии готовится та же участь. Как Самария уподобляется созревшей смокве пророком Исаией, так пророк Hayм III, 12 говорит об Ассирии: „все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть“. 5 . В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010