Служанка, названная в тексте гл. V, 2 «маленькой девочкой», – вероятно лет десяти, или двенадцати, так как она хорошо запомнила, что при ней говорилось на родине, – однажды сказала госпоже своей, жене военачальника Неемана: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии; то он снял бы с него проказу его». Узнав через жену о словах девочки, Нееман пересказал о том царю Сирии Дамасской, но по-видимому ни он, ни сама девочка не знали имени пророка, который по всей Палестине известен был кажется под титулом «человек Божий». Царь Сирии 940 , привязанный к своему талантливому военачальнику и умному царедворцу, немедленно отпускает его в Палестину и прибавляет, что он сам напишет письмо к царю Израильскому. В той части письма, которая записана в 4 Ц. V, 6, находились следующие слова: «вместе с письмом сим, вот я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его». «Эти слова навели ужас на язычника Иорама, он забыл о культе Иеговы, весьма мало заботился о том, есть ли в стране пророки Господни и конечно не знал, где находится пророк Елисей 941 . В VIII главе Иорам подробно расспрашивает прокаженного Гиезия, потому что он видел сам исцеление Неемана и слышал из уст Елисея (гл. VII) пророчество об освобождении от осады города Самарии и видел его очами своими. Но в то время, получив письмо Венадада, он раздирает одежды свои и восклицает: «разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня». Елисей по-видимому в это время живет в самом городе Самарии. «Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле» (ст. 8). Посылая сказать эти слова Иораму, Елисей укоряет царя, – правда снявшего статую Ваала (4 Ц. III, 2), но делавшего неугодное в очах Господа их, так как он кланялся золотому тельцу по примеру Иеровоама. По-видимому царь Сирийский, начертывая свое письмо, не мог думать, чтобы царь Израиля не знал о великом чудотворце, живущем среди народа его, и не чтил его. Можете быть даже, в языческом уме своем он был уверен, что творивший чудеса человек должен был быть в полном повиновении у царя и делать чудеса по его приказанию. Поэтому конечно Венадад не мог знать (как он не знал ничего о будущности своей династии 942 , что пророки в царствии Израильском – как Илия и Елисей – были посланы Господом Богом не для того, чтобы быть помощниками и советниками царям обреченной гибели династии, а противодействовать тому злу, которое они делали, и поддержать в народе верования в Единаго Бога Творца мира. Мы знаем, как цари со своей стороны относились враждебно к верным рабам Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Содержание I разговор II разговор III разговор I II IV разговор I II III IV V разговор I II III VI. О вере и знании в их взаимных отношениях VII. Четыре случайных разговора по «крестьянскому вопросу» VIII. Путевые заметки и разговоры касательно народного духа IX. О журналах наших, светских и духовных X. О деле духовной критики и науки XI. О двух, борющихся между собой, направлениях современной мыслительности XII. Об образовании духовных и об отношении их к прочему составу церкви XIII. Разбор двух романов, касающихся важных затруднений и вопросов современной мыслительности и жизни – «Что делать» г. Чернышевского и «Отцы и дети» г. Тургенева А. О романе г. Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» В. О романе г. Тургенева «Отцы и дети». Русский вестник 1862 г. I II XIV. Важный урок, подаваемый современной мыслительности юродством Христа XV. Отзыв на заграничные письма отца протоиерея Васильева XVI. По поводу книги «о Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа» XVII. Объяснения автора о своем образе мыслей     И иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа Распятаго, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость. ( 1Кор.1:22–24 ). Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные. ( Откр. 17:14 ). Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете; как же времени сего не узнаете? ( Лк. 12:56 ). По мнению многих, только тот распознает свою современность и служит удовлетворению истинных ее потребностей, кто угадывает и умеет делать все такое, к чему современники неудержимо стремятся, чего ищут или ожидают они сознательно или только инстинктивно, что готовы охотно принять. А напротив, и с горячностью или с самоотвержением служащий какой бы ни было мысли и делу, от которых современники большей частью отворачиваются, причисляется многими только к энтузиастам-мечтателям. Бывают времена, в которые это и верно так. Вот, например, Константин Великий провозгласил Христианство господствующим в Римской Империи именно в такое время, когда все к тому было готово и все того только и ожидали. Юлиан, усиливавшийся тогда поднять упадшее язычество, не понимал своего времени; отступничество его составляло жалкую службу не только губительной, по своей лживости, но и совсем уже несбыточной мечте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Участники Константинопольских соборов отвергли это учение как однозначно монофизитское, фактически проповедующее слияние Божественной и человеческой природы. Они указали, что обожение человеческой природы во Христе ни в коей мере не предполагает слияние природ или растворения человеческой природы в Божественной. Даже в состоянии обожения Христос остается истинным Человеком, и в этом отношении по Своему человечеству Он является меньшим, чем Отец. При этом отцы соборов ссылались на Ин. 20, 17, слова Спасителя после Воскресения, обращенные к Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему», где Христос именует Своего Отца и Отцом и Богом одновременно. Это двойное наименование указывает, что различие естеств и после Воскресения не упразднилось. Еще задолго до этих Соборов, в VIII веке, св. Иоанн Дамаскин следующим образом истолковал этот стих: «Отцом называет Бога потому, что Бог есть Отец по естеству, а наш — по благодати, нам Бог — по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком». Поскольку Сын Бога во всем после Воплощения сделался подобным нам, то Его Отец одновременно является для Него и Богом, так же, как и для нас. Однако для нас он является Богом по естеству, а для Сына — по домостроительству, поскольку Сам Сын соблаговолил стать человеком. Таких уничижительных мест в Священном Писании довольно много. Мф. 20, 23, ответ Спасителя на просьбу сынов Зеведеевых: «Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим». Ин. 15, 10: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». Высказывания, подобные этим, церковными экзегетами относят к человеческому естеству Спасителя. В Деян. 2, 36 о Христе сказано, что «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли», у евангелиста Луки здесь стоит глагол εποησε, что действительно можно понимать как «сотворил» (в смысле «сотворил из ничего»). Однако из контекста видно, что здесь имеется в виду творение не по естеству, а по домостроительству, в смысле «уготовал». 6.2.4. Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Конрад, гр. плёцкауский, мгр. Саксонской северной марки (ум. в 1133 г.) 234 Конрад, мгр. майсенский (1123–1156) 280, 280 Конрад, мгр. нижнелужицкий (ум. в 1210 г.) IV, 309 Конрад Церингенский, правитель Бургундии (ум. в 1152 г.) 280, 280 Конрад, архиеп. майнцский (1161–1165, 1183–1200) 284 Конрад, еп. констанцский (934–975) III, 189 Конрад, гражданин Регенсбурга (1170-е гг.) 275 Констант II, имп. византийский (641–668) 327, 327 Константин I Великий, имп. римский (324–337) 37, 56, 58, 159, 159 Константин III, имп. византийский (641) 354, 354 Константин VII Багрянородный, имп. византийский (913–959, с 944 г. самостоятельно) VIII, 23, 28, 34, 36, 38, 38–39, 46, 49, 58–60, 76 Константин VIII, имп. византийский (976–1028, с 1025 г. самостоятельно) VIII, 73 Константин IX Мономах, имп. византийский (1042–1055) VIII, IXb, 136 Константин X Дука, имп. византийский (1059–1067) VIII Константин Ангел, дед византийского имп. Алексея III Ангела VIII Константин Склир, о. Феофано, тесть германского имп. Оттона II (сер. X в.) VIII Константин, правитель Киликийской Армении (рубеж XI–XII вв.) 159 Константин I, митр, киевский (не позднее 1155–1159) 206 Константин (в монашестве Кирилл), св., первоучитель славянский (ум. в 869 г.) 77, 103 Кончак, хан половецкий (втор. пол. XII в.) 127 Копулч, хан половецкий (кон. XI в.) 360, 360 Королюк В. Д. 107, 187 Кресценций, предводитель римской оппозиции германскому имп. Оттону III (ум. в 998 г.) 163 Кузенков П. В. 54 I Кунигунда, см. Гунхильд (Кунигунда) Кунигунда, ж. германского имп. Генриха II (ум. в 1023 г.) II, 85, 85 Кунигунда, родоначальница рода Дисенов, д. швабского герц. Конрада (ум. в 1020 г.) III, 190 Кунигунда (Ирина), ж. волынского кн. Ярополка Изяславича (ум. в нерв. четв. XII в.) IXa, 120, 231, 231–232, 233–234, 234 Кунигунда, ж. итальянского мгр. Альберта Аццо II, д. гр. Вельфа II, III Кунигунда, ж. бавар. и сакс. герц. Генриха X Гордого, д. герм. имп. Лотаря III (ум. в 1143 г.) III Кунигунда, ж. гройчского гр. Випрехта III, затем – мгр. Севернобаварской марки Дипольда III (перв. пол. XII в.) 234

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В «Памятниках древней письменности» издана «Повесть о Царьграде» по рукописи начала XVI века. Из послесловия этой Повести видно, что автором ее был Нестор-Искандер, взятый в молодости в плен и обрезанный; он был современником события. Это – та же самая повесть, что и в летописях, но в иных случаях более пространная; прибавки следующие: «яко рекы по степам; от вопля же и крычания... превратитися» (Пов, 14); «детей с царицею, понеже вси... Марию» (стр. 15); «пожгоша; крови же оставшеи... безбожный» (стр. 15); «Крепко. Баши же и воины.... вопияху на них» (стр. 28); «И пили; цесарь же... c Туркы на врагы» (стр. 28); «Егда же услыша... все град» (стр. 28); «Из града. Но Карач-бею... из града» (стр. 35); «падаху аки пияну... печаль велия» (стр. 35); «реченное: «вложит руце» ... погибели»» (стр. 39); «И судрежат Седмохолмнго Русы...» (стр. 41) до конца. В Ник. своде между повестью о построении Константинополя и об его взятии вставлен перечень царствовавших императоров православных и еретиков (V, 227–231). 111 Вставочные летописные известия за это время в Воскресенском своде следующие: под 6942 г. о смерти Максима Юродивого (VIII, 99); под 6945 г. о рождении у князя Василия сына Юрия (VIII, 106; V, 169; V, 267; Ник., V, 125); под 6954 – сына Андрея (VIII, 119; IV, 176; V, 268; Ник., V, 209); под 6956 г. о нападении Мамутека, царя Казанскаго, на Владимир и Муром, о приезде литовского пана Семена Едиголдова к великому князю, о море на коней и о смерти Василия Косого (VIII, 121; два последних известия находятся и в Софийской 1-й, V, 269); под 6957 г.. о поставлении Ионы в митрополиты, о рождении у великого князя сына Бориса и о нападении Татар (VIII, 121, 122; V, 269; Ник., V, 216); под 6958 г. все известия. начиная с заложения храма Воздвижения Владимиром Ховриным и кончая первым известием 6959 г. (VIII, 123; Ник., V, 217, 218; в Софийской 1-й – из другого источника, V, 270); под 6960 г. о женитьбе князя Ивана Васильевича (VIII, 125; Ник., V, 221). В Соф. 2 -й разбираемая повесть начинается с 6942 г и дословно сходна с помещенною в Воскресенском своде; разницы незначительны и заключаются в следующем: под 6942 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К истории готской епархии (в Крыму) в VIII в.//ЖМНП. – 1898. – Ч. 315. – Февраль. – С. 176–187 (вторая половина VIII в.); Мошин В.А. Eparchia Gotthias в Хазарии VIII в.//Труды IV съезда русских академических организаций за границей. – Белград, 1929. – Т. 2. – С. 149–156 (737–763 гг.); Гръцки извори за българската история. – София, 1960. – Т. 3. – С. 184–196 (733–787 гг.); Vernadsky G. Byzantium and Southern Russia. I. The Eparchy of Gothia//Byzantion. – 1940–1941. – T. 15. – P. 67–76; Артамонов M.//. История хазар. – A., 1962.– C. 260–261 (80-е гг. VIII в.); Wasilewski T. Byzancjum i Slowianie w IX wielcu. – Warszawa, 1972. – S. 28 (751–787 гг.), – Гадло А.В. К истории Восточной Таврики VIII-X вв.//Античные традиции и византийские реалии (А ДСВ. – Вып. 17). – Свердловск, 1980. – С. 130–145 (50–80-е гг. VIII в.). 318 DarrouzesJ. Notitiae episcopatuum... – P. 20–33,45,229–233,241–242,245 (not. 3). B.E. Науменко, следуя сербскому исследователю В. Мошину, видит в нотиции де Боора нереализованный проект по церковной организации Хазарского каганата и относит его составление к началу 60-х гг. IX в., однако такая узкая датировка, основанная на «достаточно точной топонимической номенклатуре Хазарии», якобы почерпнутой из донесения Константина Философа, едва ли приемлема для сложносоставного памятника, который зафиксировал изменения, происшедшие в списках епархий за двести лет после Псевдо-Епифаниевой нотиции (ср.: Науменко В.Е. Церковная география... – С. 12–18; Науменко В.Е. Notitia K. де Бора как источник по церковно-политическим контактам Византии и Хазарского каганата в середине IX в.//Церковная археология Южной Руси. – Симферополь, 2002. – С. 132–134; Науменко В.Е. К вопросу о характере византийско-хазарских, отношений в конце VIII – середине IX вв.//ПИФК. – М.; Магнитогорск, 2002. – Вып. 12. – С. 551–554). 319 DarrouzesJ. Notitiae episcopatuum... – P. 231,241–242, notitia 3,611–618 (список); P. 245, notitia 3, 777–779 (схолия). 320 См.: Иванов С. А. Византийская религиозная миссия X–XI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

приняли и даже утрировали позднейшие византийские историки, такие как митрополит Навпакта Константин Манассия (ум. ок. 1187 г.), который писал, что участь города была хуже Вифлеема, где были убиты лишь младенцы, а не мужчины и женщины 1787 . На самом деле нет никаких оснований приводить свидетельства Никифора и Феофана в пользу тяжелого экономического положения, кризиса и запустения города в VIII в., как это иногда делается исследователями, в лучшем случае делающими оговорку лишь о том, что дело не дошло до «полного замирания» 1788 . Показательно также, что со второй половины – конца VII в. социальные верхи тюркюто-хазарского общества получали все выпуски византийского золота начиная с солидов Константа II (после 651 г.) до ранних монет Константина V (741–751 гг.) и изменения в этом, видимо, отражающие некие изменения в Хазарии, произошли не раньше 60-х гг. VIII столетия 1789 . Итак, имеющиеся материалы позволяют говорить, что Византия через Херсон и другие свои опорные пункты на территории соседних с ним областей-климата поддерживала достаточно оживленные экономические связи с местным населением региона. Крымско-византийские расписные ойнохои так называемого баклинского типа широко распространялись по территории, занятой во второй половине VIII – начале IX в. носителями салтово-маяцкой культуры, где они встречаются в погребениях Кеп, Тамани, у станицы Крымской, Нетайловского могильника на Северском Донце, Верхнего Салтова, Подонья (Червоная Гусаровка) и др. Причем отмечается тенденция к замене традиционно-салтовской лощеной керамики кувшинами, кружками крымско-византийского производства 1790 . О том, что последние производились в VIII – начале IX в. и в Херсоне, свидетельствуют находки бракованных изделий этого вида в комплексе засыпи городского водохранилища 1791 . Именно вещи византийского круга, бронзовые и железные пряжки типа «Коринф» и других распространенных вариантов, браслеты, фибулы, перстни с христианской символикой, греческими монограммами или имитациями монограмм, прочие украшения, стеклянная и гончарная посуда доминируют в инвентаре некоторых, преимущественно южнокрымских, могильников в VIII столетии 1792 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гарине Около 622 Константинополь Ления (Leighlingbridge) Около 630 Александрия Толедо Иерусалим Толедо 636, 638 Константинополь Орлеан Шалонь Африка Толедо Латеран Толедо 653, 655, 656 Сенсе (Sens) Англия Эмерите Клиши (Clichy) Около 670 Герфорд Толедо 679. 680 Константинополь Шестой Вселенский собор Толедо 681, 683, 684, 688 Сарагосса Англия Константинополь Толедо 693, 694 Баккансельде Бергамштедт Аквилее В восьмом веке Толедо Нестерфильд Нидданум (Adderbouru) Константинополь 715, 716 721, 732 Германия Липтин Суассон Общий собор во Франции Германия Кловесго (Cloveshoe) Вермирия Квиерси и Майнц Константинополь Вернейл (Verneuil) Компьен (Compiegne) Констанц 758–759 Ашаим в Баварии Аттиньи Жантильи (Gentilly) Динголфинген и Рейхинг, в Баварии Около 769–772 Падерборн или Липпштадт 780 или 785 Регенсбург Аттиньи Никея Седьмой Вселенский собор Калхут (Calchut) Вормс, Ингельгейм 787, 788 Нарбонн Аахен или Э, Эляшаппель (Aix, Aix-la chapelle) Регенсбург Верулам Фриоле (Friaui) Беанельд (Beeaneld) Рисбах, Фрейзинген и Зальцбург Ургеле Финхоле Рим, Кловесго, Тур В девятом веке Регенсбург Кловесго 803, 809 Константинополь, Зальцбург 806–809 809, 811 Константинополь Константинополь 814, 815 Келхите 816, 817 Аахен, Венеция, Ванн, Диденгофен Аттиньи Рим, Компьен Лондон, Кловесго, Ославесглен, Аахен Около 816–825 Ингельгейм, Рим, Мантуе 826–827 828–832 Нимвеген Компьен Диденгофен Ингельгейм Фонтена, Аахен, Бурже, Милан, Жерминьи Около 841–843 Константинополь Лавриак (Lauriac) Кулен (Coulaines) Диденгофен Вернейль Мо (Meaux) Бове (Beauvais) Бретань Квиерси Кордуб или Кордов Суассон Квиерси Валенция Винчестер Квиерси 857, 858 Константинополь Лангре (Langres) Савоньер Кобленц Туси (Tousi) Константинополь Суассон Пист или Пистр (Pisteres) 863, 864 Аттиньи Суассон Константинополь 866, 867 Тройе (Troyes) Константинополь (у латинян VIII вселенский) Вергери и Мец Аттиньи Дузи (Douzi) Сенлис Равенна Равенни Компьене Овиедо Константинополь 878, 879, 880, 881 Фиме (Fimes) Равенна Тулуза Шалоне

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в 1080 г. Григорий VII вновь отлучил императора. В 1083 г. Генрих IV занял Рим и противопоставил Григорию VII антипапу Климента III. Григорий VII призвал на помощь герцога Роберта Гюискара, который, освободив Рим, подверг его разграблению. Григорий VII был вынужден покинуть город и вскоре умер в Салерно. Канонизирован в 1606 г. Иннокентий III (1160–1216) – папа римский с 1198 г. В миру Лотарио, граф де Сеньи. Родился в Ананьи. Кардинал с 1190 г. Около 1195 г. написал сочинение «О презрении к миру». Отстаивал идею папского миродержавия, считая королей своими вассалами (по его словам, папа – солнце, император – луна). Он первым объявил пап «викариями Иисуса Христа». Вследствие усиления ересей при Иннокентии III получила новое развитие инквизиция и зародились ордена доминиканцев и францисканцев. Иннокентий III организовал 4-й крестовый поход, завершившийся захватом Константинополя в 1204 г. и временной победой католицизма на Востоке. В Германии, поддерживая Оттона IV, а затем Фридриха II, Иннокентий III усилил влияние папства. В 1213 г. английский король Иоанн Безземельный признал вассальную зависимость от Иннокентия III. Правление Иннокентия III – вершина могущества пап. 148 Говорю спорных – для того времени, ибо ныне они признаны бесспорно-подложными. Впрочем, еще в XVI веке даже такие ученые и добросовестные богословы, как известный противник Лютера Иоанн Экк, могли быть убеждены в подлинности Исидоровых декреталий. 149 Гогенштауфены – немецкий владетельный род из Швабии, с 1138 по 1254 г. (в лице Конрада III, Фридриха I, Генриха VI, Фридриха II и Конрада IV) занимавший императорский престол в Германии и угасший в мужском поколении в 1268 г. со смертью сына Конрада IV – Конрадина. Манфред – сын императора Фридриха II, король Сицилии (1231–1266). В 1266 г. был разбит Карлом Анжуйским при Беневенте и убит. 150 Бонифаций VIII (ок. 1234–1303) – папа римский с 1294 г. В миру Бенедетто Каэтани. С 1276 г. на юридической службе в курии. Кардинал с 1291 г. Сторонник теократической идеи, Бонифаций VIII проводил политику в интересах верховенства власти духовной над светской. В ответ на поборы с церковных имуществ во Франции Бонифаций VIII издал в 1296 г. буллу, запрещавшую духовенству платить налоги государям. Король Филипп IV запретил вывоз денег из Франции. Для улучшения финансового положения Бонифаций VIII объявил 1300 г. юбилейным годом. В 1302 г. Генеральные штаты признали папскую власть во Франции ограниченной. В ответ Бонифаций VIII издал буллу «Unam Sanctam» (1303), в которой снова провозгласил верховенство папы. Филипп IV послал в Италию своего представителя Г. Ногаре, арестовавшего Бонифация VIII. Не вынеся оскорблений, он скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Константин совершил восемь или девять кампаний, сухопутных и морских, против болгар, поставив себе целью уничтожение болгарского ханства. Однако, войны шли с переменным успехом, и Константину не удалось добиться своей цели. Тем не менее, его энергичная борьба и ряд возведенных им против болгар укреплений позволяют некоторым историкам называть Константина «первым Болгаробойцей».    В самой Болгарии в конце VIII века династические смуты прекращаются; резкий антагонизм между болгарами и славянами сглаживается. Одним словом, там созидается, мало-помалу, Болгария IX века, когда она, постепенно ославянившись, стала представлять собой мощное государство с определенными наступательными планами против Византии. Эта наступательная политика болгар сказалась уже в конце VIII века, при Константине VI и матери его Ирине, когда Византия после военной неудачи должна была согласиться платить Болгарии дань.    Когда в VIII веке идет речь о военных столкновениях между империей и болгарами, то под последними надо разуметь не только болгар, но и славян, вошедших в состав их ханства. Происходившее в VII веке заселение Балканского полуострова славянами продолжалось и в VIII веке. Один западный паломник к святым местам, современник Льва III, прибыв в пелопоннесский город Монемвасию, пишет, что последний находился в славянской земле (in Slawinia terrae). Есть известие о славянах в VIII веке у Диррахиума и Афин. Ко времени Константина V относится упомянутое уже выше знаменитое место в сочинении «О фемах» Константина Багрянородного: «ославянился весь Пелопоннес и сделался варварским, когда чума распространилась по всей вселенной». Здесь речь идет о страшной эпидемии 746—747 годов, занесенной из Италии и опустошившей особенно юг Греции и Константинополь. Желая пополнить уничтоженное чумой население, Константин V переселил в столицу жителей из различных провинций. Таким образом, Пелопоннес в середине VIII века в глазах самих жителей империи уже был ославянившимся; к этому же времени надо отнести прилив новых поселений в Грецию на место жителей, погибших от чумы и отозванных императором для заселения столицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010