Этот покой верующего есть слава Господня, ибо этим покоем,-который есть отрешение от мира и плоти,-человек преобразуется из душевного в духовного человека 650 и готовится к жизни Ангельской. 11 . И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе и на островах моря. В предыдущем стихе пророк говорит об обращении язычников и после того в настоящем стихе о возврате „остатка народа Своего“. Слова эти освещаются светом позднейших событий во время основания христианской церкви, к которой во множестве примкнули сначала язычники, между тем как большая часть Иудеев не поверили Апостолам и все почти синагоги их по пути проповеди Апостола Павла отнеслись к ней крайне враждебно. Мы еще обратим внимание, что подобное перечисление у Исаии местностей, в которых, по его словам, будут жить рассеянные Израильтяне, мы находим во II главе Деяний Апостольских, как бы отвечающее фактом на произнесенное Исаией пророчество. Когда Исаия пророк говорил слова о рассеянии, то народ обетования жил еще в Палестине и царство Израильское не было еще разрушено: между тем Исаия видит народ 12 колен в отдаленных странах, и притом видит только остаток его 651 . Этот остаток и есть весь спасенный Израиль, о котором говорил Апостол Павел 652 . Географические имена достаточно известны: Хус есть Куш или Ефиопия; Патрос означает верхний Египет с Фивами; Елам – Сузиана; Сеннаар или „междуречие“ есть Месопотамия между Тигром и Евфратом; хотя может быть это есть указание на местность между белым и голубым Нилом в Судане 653 . Емаф город на Оронте означает Сирию. Что же касается до „островов моря“, то под этим выражением разумеют все страны, отделенные от Палестины Средиземным морем. По этому вопросу см. наши заметки в III т. Св. Летописи на Чис. 24о кораблях Киттим. Таким образом под островами разумеется весь Греко-Латинский мир, Испания и дальние берега Африки, где жили многие Израильтяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

13 . Вот слово, которое изрек Господь о Моаве издавна. 14 . Ныне же так говорит Господь: чрез три года, считая годами наемничьими, величие Моава будет уничтожено со всем великим многолюдством, и остаток будет очень малый и незначительный. Первый из этих двух стихов, т. е. стих 13-й повидимому относится в предыдущему пророчеству об разорении Моава. Издавна повелел то Господь, в виду и идолопоклонства народа и враждебных его отношений к Израилю, идущему в Палестину, когда царь его вызывал Валаама для проклятия Израиля. ( Чис. 22 и сл.). Это был общий приговор о будущности народа. В ст. 14 определяется время для начала его исполнения. Через три года после произнесения пророчества 790 , „считая годами наемничьими“, говорит пророк. Выражение это представляет затруднения. Некоторые, как Кей в Англ. Комм. Библии объясняют это выражение тем, что годы наемничьи, определенные точно по контракту, означают непреложность грядущего события в определенное время. Повидимому Моав не раз подвергался разграблению во время походов Ассирийских монархов, начиная с Салманассара, и может быть даже и отца его Тиглат-Пилезера (Феглаффелассара), и всякий раз беглые Моавитяне могли укрываться в Иерусалиме и скалистых горах Иудеи, куда повидимому не рисковали заходить Месопотамские армии. Самый страшный погром Моава мы по всем признакам относим к походу Сеннахерима, двигавшагося мимо Иерусалима к Лахису и Ливне, и разгромившего тогда на береговой полосе города Филистимские 791 . Мы не думаем, чтобы после этого погрома Моав снова усилился. Что население его возвратилось в свои жилища весьма вероятно; но уже во времена Иезекииля Моав перестал быть независимым. Это явствует из того, что у этого пророка ( Иез. 25:8 ) Моав и Едом радуются падению Иуды при Навуходоносоре, говоря, что и он стал, как все народы, очевидно сознаваясь, что они ранее его потеряли независимость и что страна их составляла только область Вавилонского царства. Замечательно, что Геродот (III, 91), говоря о пятой сатрапии Персидского Царства, упоминает о Финикии, Сирии, Палестине, но не произносит имени Моава. Может быть Моав, как народ, с своим наречием существовал, но причтен Геродотом к Аравитянам, которых племен он не перечисляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пророк обыкновенно кроме хитона носил еще милоть, или мантию (симла), которую он бросает Елисею при взятии его на небо. Вот как описывает царствование Ахава 3 Ц. XVI, 28–33: «И почил Амврий с отцами своими и погребен в Самарии 752 . И воцарился Ахав, сын его, вместо него и царствовал в Самарии двадцать два года. 30 . «И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. 31 . Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Есваала, царя Сидонского, и стал служить Ваалу и покланяться ему. 32 . И поставил он Ваалу жертвенник, в капище Ваала, который построил в Самарии. 33 . И сделал Ахав дубраву 753 , и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» («и погубил душу свою», прибавляет текст Семидесяти). Очевидно, что народ Израильский не мог продолжать назначенной ему Господом деятельности при таком положении дел. При культе тельцов, признаваемых символами, несовершенно утрачено было понятие о Едином Боге, но при культе Ваала и Астарты утрачивались все святейшие догматы и верования и всякое понимание различия между добром и злом. Все было допущено, чего бы ни захотела злая воля человека, – и примером тому служит убийство Навуфея, как мы увидим ниже. Поэтому главная миссия пророка Илии была искоренить культа Ваала и Астарты. Это и было достигнуто совершенно при Ииуе, убившем сына Ахава, Иорама, и истребившем дом его во времена преемника Илии, Елисея. Но замечательно, что даже о сыне Ахава, Иораме, говорится, что «он ходил во грехах Иеровоама», т.е. чтил тельцов, но снял статую Ваала (4 Ц. III, 2 и 3). После Ииуя, – истребившего жрецов и поклонников Ваала и разрушившего капища, хотя кланявшегося золотым тельцам, – мы не видим, чтобы культ Ваала снова возникал в Израиле до последнего царя Израильского Осии, при котором десять колен Израильских были уведены в плен на далекий восток Салманассаром, царем Ассирии 754 . Но если при Осии некоторая часть народа, – и весьма вероятно, что преимущественно придворные и жители Самарии, – опять увлечены были к идолослужению, то можно быть уверенным, что вся масса народа Израильского, жившая вдали от столицы, чтила Бога Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

21 . Помни это, Иаков и Израиль, ибо ты раб Мой; Я образовал тебя: раб Мой ты, Израиль, не забывай Меня. 22 . Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя. Милосердый Отец вопиет к заблудшему чаду: „Израиль не забывай Меня!“ Нам кажется, что упоминание обеих имен патриарха и первоначального, и дарованного ему, после видения в Пенуеле 1470 , должно останавливать особое внимание. Яков было первоначальное имя „держащего за пяту“ 1471 или „запинателя“, как толковал это имя Митрополит Филарет (Зап. на кн. Бытия, ч. III, стр. 5 изд. 1835). Оно имело пророческий смысл в отношении брата его, но не имело таинственного высшего значения, которое представляло собою Израиль: „князь Божий“ или „Богоборец“. В последнем имени заключались обетования всего будущего народа и среди его рода Давидова, в потомстве которого родился Еммануил 1472 . Не Иаков, представляющий ветхозаветного человека, а Израиль, прообразующий обновленного благодатию человека, увидит искупление рода человеческого и прощение беззаконий, если только: „обратится к Господу, искупившему его“ (ст. 22). 23 . Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем; ибо искупил Господь Иакова и прославится в Израиле. Прославление Господа во Израиле, но и Иаков, т. е. все ветхозаветные, искуплены Божественным страданием и смертию и изведены из ада, сошедшим во ад Господом ( 1Пет. 3:19 ), и совоскресли с Ним. Радость небес и земли, даже до самой глубины ее, проявляется, потому что искупил Господь Иакова и прославится во Израиле. Мы признаем в этом стихе всецело Мессианское пророчество. С 24-го стиха по 27-й стих говорится о творении мира и о чудесах, явленных Израилю. Стих 28-й есть обещание нового чуда для спасения народа, как мы скажем ниже, 24 . Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Нам Христианам почти непонятно, как было необходимо во времена язычества, заразившего и Евреев, выяснять настойчиво догмат о Едином Боге, Творце вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3Езд.14:41 уста мои были открыты и больше не закрывались. 3Езд.14:42 Всевышний даровал разум пяти мужам, и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали. 42 . Мужи «записывали по порядку» то, что им говорилось, при помощи знаков (notis, вост. пер.), которых они не знали. Очевидно здесь отголосок произведенной Ездрою замены древнего квадратного письма новым. 3Езд.14:43 Ночью они ели хлеб; а я говорил днем и не молчал ночью. 43 . В состоянии духовного озарения Ездра не умолкает ни днем, ни ночью, не чувствуя далее потребности в пище. Даже тогда, когда писцы подкрепляют себя водой, он не перестает изливать свои чувства в хвалебных гимнах Творцу. 3Езд.14:44 Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. 44 . В латинских списках и Вульгате цифра книг, восстановленных Ездрой, названа неверно (904, 974, в Вульгате 204). Восточные переводы говорят о 94 книгах, состоящих из 24 книг еврейского канона и 70 апокрифов. Автор считает 24 канонических книги по числу букв греческого алфавита, следуя позднейшему преданию, уклонившемуся от счета Флавия (Contra Appionem, I, 8). Это деление книг с незначительными изменениями принимает Епифаний Кипрский (De mensuris et ponderibus, 10). По его свидетельству евреи послали Птоломею II 22 книги, входившие в канон, и 72 апокрифа. Передаваемая в 3 книге Ездры легенда о восстановлении священных книг Ездрой нашла себе отголосок в святоотеческой литературе. Сожжение их в плену признают Леонтий Византийский (De sectis, p. 428), Фотий Константинопольский (Angel Meier. Scriptores Veteres T. I, p. 171), Исидор Севильский (Origines VI, 3; De officiis Ecclesiasticorum II, 12; De vita et morte Sanctorum LXI) и Оптат Милевийский (De schismate donatistarum. Edit. Dupin. Liber VII, p. 110). Большинство отцов и учителей церкви говорят лишь о повреждении книг. Сюда относятся Ириней (Adversus haereses, III, 21, 2), Климент Александрийский (Stromata, I, 22; ср. I, 21), Евсевий Кесарийский (Historia Ecclesiasytica V, 8; Chronica Angel Meier.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святейший Владыка напомнил, что уже сейчас архипастырей и духовенство на Украине под надуманными предлогами вызывают на допросы, шантажируют, угрожают близким людям, проводят обыски в храмах и жилищах, оказывают давление на семьи и детей. На днях вступил в силу закон, цель которого — лишить Украинскую Православную Церковь ее имени, чтобы под видом «добровольного перехода общин» провести насильственные захваты ее храмов. «Таким Вы видите объединение православных Украины?», — обращается Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к Предстоятелю Константинопольской Православной Церкви. «О планах Константинопольской Церкви по легализации раскола на Украине я говорил с Вами и наедине, и при немногих свидетелях, — продолжил Патриарх Кирилл. — Теперь же, когда эти планы в значительной степени реализованы, возможно, в последний раз обращаюсь к Вам пред лицом всей Православной Церкви. Поступая так, руководствуюсь заповедью Господа нашего Иисуса Христа: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15-17)». Его Святейшество отметил, что диптих Святейших Патриархов Константинопольских числит в себе десятки имен великих богословов, подвижников и учителей благочестия. Святые Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Прокл, Флавиан Исповедник, Иоанн IV Постник, Тарасий, Мефодий, Фотий и многие другие своим служением прославили Святейшую Константинопольскую Церковь. Но были и те, кто ее позорили. «Не вписывайте своё доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя, как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II Матереубийца и Григорий III Мама. Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить ее единство», — пишет Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарху Варфоломею.

http://patriarchia.ru/db/text/5333830.ht...

5 . Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, 6 . и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. 5 и 6-й стихи суть заключительные слова притчи, в которой глаголет Сам Господь. В следующем стихе говорит пророк. В этих двух стихах произносится приговор над земным царством Иуды и всего Израиля: в будущем предстоит падение государства, запустение страны, данной в удел народу обетования, разрушение царственного града и храма Божия, уничтожение вследствие этого и постоянного обрядового служения Богу – но, притча о винограднике не говорит о конечной гибели Иуды и рода Давидова. Впереди,-из самого этого умолчания видно,-что милосердие Божие готовит новые высшие благодеяния ветхозаветной церкви, после того, что она понесет назначенные ей наказания и скорби. О грядущем утешении после скорбей дано было тому же пророку возвестить верным народа в последующих его пророчествах 381 . Как нам известно, пророчество, произнесенное в читаемых нами двух стихах, исполнилось неоднократно над народом. Иерусалим был почти совершенно разрушен при Навуходоносоре; после возврата из плена он был попираем и Антиохом Епифаном. Но притча Господня о винограднике имела более далекое и полное исполнение. Воплощенный Сын Божий глаголал, что „жители Иудеи падут от острия меча и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников“ ( Лк. 21:24 ). Виноградник ветхозаветный был совершенно разрушен материально Римлянами при Веспасиане; возобновился снова виноградник Господень в насаждении Отрасли 382 , в духовном Иерусалиме, где царствует благодать и истина, принесенные в мир Иисусом Христом. ( Ин. 1:17 ). Земная область, Палестина, опустошенная и Ассириянами и Вавилонянами и Сирийцами и Римлянами, и до сих пор представляет картину запустения страны, некогда плодоносной и богатой и орошаемой многочисленными дождями „ранними и поздними“, которые теперь так редки в Палестине. Мы видим, что на ней совершается не только предсказанное в Левите об облаках, кои не дадут дождя стране ( Лев. 26:19–20 и ср. Ам. 4:7 ), но на ней тяготеет еще то наказание, которое произнесено в Кн. Бытия III, 18, как последствие греха: „терны и волчцы произрастит (земля) тебе“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Тогда овладевает ими ужас: „Бог есть огнь поядающий“, восклицает Моисей во Втор. 4:24 , и сознание греховности приводит их в трепет и они восклицают: „кто же может жить при огне вечном и пламени?“ Ответ на это в следующем стихе 1128 . 15 . Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; 16 . тот будет обитать на высотах; убежище его- неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. „Тот может надеяться жить покойно пред лицом Божиим,-говоря словами Давида,-кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину“ (Пс. XIV и XXIII). Стих 15-й настоящей главы напоминает все те обвинения, которые Пророк произносил против высших классов Израиля, еще в начале своего служения, в главах I, III, V. В стихе 15 надо объяснить выражение, могущее подать повод к недоразумению, словами проф. Якимова (стр. 511): „затыкать уши свои и закрывать глаза свои, чтобы не слышать и не видеть зла, означает не принимать никакого участия в злых делах, не соизволять беззаконию“. Епископ Петр in loco (также и Кей в Sp. Comm.) разумеют это место так: бояться осквернить себя даже дурным помыслом. И пророк Исаия в ст. 16, как пророк Давид в указанных выше псалмах, указывает, что человек, стремящийся сохранить чистоту и исполнить правду Божию „восходит на высоту“. Низко по земле ползет человек, отдающий все помыслы свои земле, употребляющий все духовные силы свои на достижение земных благ и притом для себя одного. Только поборая в себе мирские заботы и желания и стараясь ходить непорочно и делать правду, начинает человек „подниматься на гору Господню“, а только с этой горы и видна относительная ничтожность земной жизни. Покоен тот, кто от сердца говорит: „Ты Господи упование мое!“ ( Пс. 90:9 ). Господь пошлет ему все необходимое (ср. Пс. 33:11–21, 36:25 ). Но не нам Христианам забыть о высшем значении пророчества-ст. 16 этой главы Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Уже Моисей во Втор. 17:16–17 (см. пр. в Св. Летоп. т. III) предупреждал будущих царей не умножать коней и драгоценных металлов в стране и не брать многих жен. Мы знаем из истории Израиля ( 3Цар. 4:26, 10:21–29, 11:4–8 ), как Соломон преступил эти повеления и впал в идолопоклонство. Это было начало падения всего народа, от этого времени неизменно мы видим идолопоклонство среди народа завета, предавшагося оргиям плоти языческого культа, и обаянию магии, завлекавшей его воображение и наконец кровожадности, которая всегда сопутствует растлению языческих культов, которые в безумном желании возбуждения растроенных нервов требуют новых сильнейших потрясений, доходящих даже до предания детей своих Молоху 276 . 9 . И преклонился человек, и унизился муж, – и Ты не простишь их. В этом воззвании пророка глубокая тоска. Он видит, что Образ Божий померк в сооттичах его и он сознает, что в этом состоянии тмы и растления правосудие Божие не может простит их, да и сам человек не может восприять действие благодати и прощения 277 . Поэтому: 10 . Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. Израиль пал и не сознавал своего падения; Израиль грешил и не чувствовал необходимости покаяния. Вот почему пророк восклицает: Господи, Ты не простишь, а современникам своим говорит, что настает день гнева Божия, пусть скрываются в отчаянии в скалы и под землю. Но пророк,-как мы видели в I-й главе, знает силу покаяния в виду Милосердия Божия. Приходит помощь Божия к грешнику, но только раскаянному, желающему исправиться и стать лучше, и встречает идущего на полупути. И Господь наш Иисус Христос, пришедший дополнить и исполнить и осветить все пророчества глаголал: „грядущего ко Мне не изжену вон“. ( Ин. 6:37 ). Но Господь глаголет это не стоящему на месте, не коснеющему в грехе, а грядущему. Сам гряди, чтобы Господь встретил тебя и помог тебе. Но Израиль во дни благоденствия своего вследствие близких сношений своих с иноземцами, отдавши себя всецело торговле и накоплению богатств и идолопоклонству и распутству не оставил в сердце своем воспоминания о Едином Боге благодетеле его, и не хотел идти и возвратиться к Нему, когда об том напоминали ему пророки: потому приговор справедливости Божией должен был свершиться 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

из пророчества, произнесенного пророком Малахиею (главы II и III, 1–2), который указывал на недостаточность „завета с Левием“, т. е. обрядового закона, для спасения и провещал о пришествии „Ангела Завета“, иначе самого Господа 341 . Пророк еще говорит в ст. 4, что Господь „очистит кровь Иерусалима“. Это выражение напоминает о всех злодеяниях и пролитиях невинной крови в этом граде как прошедших, так и будущих, вследствие неправды и злобы этой жестокой и своекорыстной семитической расы. (Ср. Мф. 23и Лк. 11:47–51 ). В словах этих есть и пророчество о имеющей быть пролитой в Иерусалиме Священной Крови, которая омыла грехи человечества. В пророчестве Исаии надо остановиться еще на соединении мыслей об „очищении крови Иерусалима из среды его духом суда и духом огня“. Господь прощает злодеяние пролития крови воплощенного Сына Божия и обращает его во спасение, освящая человечество ради этой крови благодатию Духа Святого. Дух суда и дух огня суть пророчество о том высшем крещении, о котором вещал Св. Иоанн Креститель, говоря о Господе Иисусе Христе: „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем“ 342 . Это тот огонь, который Господь пришел свести на землю и который должен был возгореться после страдания Его 343 ,-огонь веры и любви и надежды. Это Дух Святый, сходящий в виде огненных языков на Апостолов ( Деян. 2:3–4 ), о котором глаголал Господь ученикам перед страданием, именуя Его Утешителем, Духом Истины. ( Ин. 14:16–17,26, 15:26, 16:7–14 ). Таково значение пророчеств, высказанных Исаиею о спасении человечества в ст. 3 и 4 гл. IV. 5 . И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 6 . И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. Образы 5-го стиха заимствованы из повествований об исходе из земли Египетской 344 , – из земли рабства в землю свободы народа Израильского. Слова эти, как пророчество, не относятся ни к какому событию, предшествовавшему явлению на земле Бога во плоти, Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010